Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эффективность развития регулярных международных автомобильных перевозок пассажиров

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проведенный анализ показал, что в отличии от экономически развитых стран в РФ незначителен удельный вес регулярных автобусных перевозок, обусловленный при наличии спроса населения нехваткой подвижного состава с комфортно-техническими характеристиками, соответствующими международным стандартам транспортного обслуживания, не разработанностью технологий маркетинговой деятельности, в первую очередь… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Особенности формирования рынка международных автомобильных перевозок пассажиров
    • 1. 1. Проблемы и тенденции развития международных автомобильных перевозок пассажиров в РФ
    • 1. 2. Анализ существующих методов планирования и экономического регулирования на МАГТП
    • 1. 3. Основные направления совершенствования методов экономического проектирования международных автобусных перевозок пассажиров
  • 2. Методические основы экономического проектирования международных автобусных пассажирских перевозок
    • 2. 1. Особенности МАПП с учетом требований пассажиров по типологии маршрутов и комфортности транспортного обслуживания
    • 2. 2. Методика транспортно-социологического исследования потенциального спроса пассажиров на МАПП
    • 2. 3. Оценка экономической эффективности организации международных автобусных перевозок
  • 3. Экономическое проектирование организации реального маршрута международных автобусных перевозок
    • 3. 1. Организация подготовки открытия реального маршрута МАПП
    • 3. 2. Расчетные характеристики организуемого маршрута и оценка потенциального спроса пассажиров на транспортные услуги
    • 3. 3. Оценка экономической эффективности открытия реального маршрута
  • МАПП
  • Выводы

Эффективность развития регулярных международных автомобильных перевозок пассажиров (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Демократизация общества, активное включение населения Российской Федерации в процессы международного разделения труда, развитие международного туризма предопределяют необходимость развития международных автомобильных перевозок пассажиров. В отличие от большинства развитых стран мира, где указанные перевозки носят регулярный характер, имеют многолетние традиции и являются важным сегментом рынка транспортных услуг, в РФ данный вид транспортных услуг является малораспространенным и в основном ограничивается приграничными, а также заказными автобусными перевозками, осуществляемыми крупными туристическими фирмами. Основными направлениями международных чартерных автобусных перевозок традиционно является Финляндия, а также государства Восточной Европы (Польша, Чехия, Венгрия, Болгария). При этом в РФ незначителен удельный вес регулярных (маршрутных) автобусных перевозок, широко распространенных в странах Европы и США.

Основными причинами недостаточного развития регулярных автобусных перевозок в нашей стране являются:

— острая нехватка подвижного состава с необходимыми комфортно-техническими характеристиками (планировка салона, наличие мест для отдыха и питания пассажиров), соответствующими международным стандартам транспортного обслуживания;

— отсутствие рекламы, несовершенство таможенных и пограничных законодательств, а также ряд других факторов, в первую очередь отсутствие гарантий личной безопасности пассажиров и их имущества в пути следования.

Существенным моментом, сдерживающим развитие международных автобусных перевозок, является нерешенность экономических вопросов развития международных автомобильных пассажирских перевозок (МАПП), в том числе отсутствие методов оценки спроса на перевозки их социально-экономической эффективности научно-обоснованной методологии ценообразования на предоставляемые услуги с учетом их качества.

Научные исследования по проблемам развития МАПП РФ, выполненные за последние годы в МАДИ — ГТУ, НИИ AT, АСМАП, других научных и производственных центрах, в основном ограничены эксплуатационными и правовыми вопросами их организации.

Круг исследуемых вопросов был тесно увязан с необходимостью выполнения советскими, а затем российскими, международными автомобильными перевозчиками требований международных конвенций и соглашений по МАПП в части классификационных требований к автобусам [14,50], применяемой транспортной документации, ответственности перевозчика [50], разрешительной системы для регулярных и нерегулярных перевозок [50,66], режимов прохождения погранпереходов, таможенного контроля [33], движения автобусов по иностранной территории [50,69], организации времени работы и отдыха водителей [25].

Недостаточная исследованность экономических вопросов развития МАПП в РФ обусловлена объективными причинами, связанными с отсутствием до последнего времени конкуренции в данном сегменте рынка транспортных услуг, их неконкурентоспособности по отношению к другим видам пассажирского транспорта (особенно железнодорожному и воздушному), проведением жестко централизованной государственной тарифной и валютной политики, сдерживающих развитие перевозок. Указанные обстоятельства предопределяют актуальность темы, настоящей диссертационной работы, целью которой является разработка экономической концепции и методологии развития международных автобусных перевозок в условиях рыночного хозяйства.

Для реализации цели работы в диссертации поставлены и последовательно решены следующие задачи:

— проанализировано социально-экономическое значение международных автобусных перевозок, как следствия становления рынка туристических услуг, потенциального роста благосостояния населения, развития приграничного обмена, а также других видов внешних и внешнеэкономических связей;

— рассмотрены факторы, обуславливающие развитие МАПП в экономически развитых странах мира;

— даны рекомендации по методам изучения спроса на МАПП, как элемента маркетинговых исследований соответствующего сегмента рынка транспортных услугразработана методология оценки социально-экономической эффективности МАПП, как объекта рынка транспортных услуг и внешнеэкономической деятельности;

— предложена концепция и методика ценообразования на МАПП с учетом качества предоставляемых пассажирам услуг.

Научной новизной в диссертации обладает: методика оценки социально-экономической эффективности инвестиционных мероприятий в развитие МАПП, учитывающая! специфику формирования экономических результатов и затрат на перевозки, а также возможные источники и способы инвестирования;

— методика изучения спроса на МАПП, учитывающая качество услуг и их конкурентоспособность по отношению к международным перевозкам пассажиров другими видами транспорта при организации конкретных маршрутов;

— подход к определению цен (тарифов) на МАПП, исходя из спроса на транспортные и сопутствующие сервисные услуги для пассажиров в пути следования.

Практическая ценность работы заключается в возможности использования разработанных методик и рекомендаций транспортными и туристическими фирмами РФ при разработке проектов организации регулярных и чартерных международных автобусных перевозок в части их технико-экономического обоснования.

Реализация диссертации предполагается в рамках АСМАП, а также автотранспортных и туристических организаций и фирм, осуществляющих транспортно-туристическое обслуживание российских и иностранных граждан в международном сообщении.

Методология исследования.

При решении задач диссертационного исследования автором использовались «Положения экономической теории рыночного хозяйства», экономики транспорта, прикладной социологии, а также труды отечественных и зарубежных ученых по рассматриваемой проблеме.

При проведении исследований автором использовались математико-статистические и социометрические методы, а также компьютерные технологии проведения расчетов.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, выводов и заключения, а также списка использованной литературы.

Основные результаты диссертации опубликованы в следующих работах автора:

1. Улицкий М. П., Гущина G.B. Прогнозирование международных автобусных перевозок. М.: ВИНИТИ, 1997.-17с.

2. Улицкий М. П., Гущина С. В. Оценка экономической эффективности организации международных автобусных перевозок. М.: МАДИ (ТУ), 1998.-22с.

3. Гущина С. В. Проблемы и тенденции развития международных автомобильных перевозок в РФМ.: МАДИ (ГТУ), 2001. 5с.

4. Гущина С. В .Некоторые экономические аспекты международного автобусного туризма. М.: МАДИ (ГТУ), 2001;5с.

5. Гущина С. В. К вопросу повышения эффективности развития чартерных международных перевозок в РФ. М.: МАДИ (ГТУ), 2002.-8с.

Выводы и заключение.

Результаты выполненных в настоящей диссертации исследований позволяют сделать следующие основные выводы:

1. Развитие международных автомобильных перевозок пассажиров в РФ обусловлено процессами демократизации общества, включением населения страны в процессы международного труда, развитием международных связей и туризма.

2. Проведенный анализ показал, что в отличии от экономически развитых стран в РФ незначителен удельный вес регулярных автобусных перевозок, обусловленный при наличии спроса населения нехваткой подвижного состава с комфортно-техническими характеристиками, соответствующими международным стандартам транспортного обслуживания, не разработанностью технологий маркетинговой деятельности, в первую очередь отсутствием рекламы, а также рядом других факторов.

3. Существенным моментом, сдерживающим развитие международных автобусных перевозок, является нерешенность экономических вопросов их развития, в том числе несовершенство методов оценки спроса на перевозки, методологии измерения экономической эффективности МАПП и ценообразования на предоставляемые услуги с учетом их качества.

4. Для обеспечения методического решения указанных экономических проблем в работе предложена новая методика изучения потенциального спроса на МАПП, как элемента маркетинговых исследований единичного сегмента рынка транспортных услуг (маршрута перевозок), базирующейся на методологии транспортно-социологических исследований. Объектом таких исследований является потенциальные пассажиры МАПП, их социально-демографические характеристики, платежеспособный спрос на услуги реальных маршрутов МАПП с учетом конкурентоспособности автобусного транспорта в системе международных перевозок всеми видами транспорта, а также качества предоставляемых услуг.

5. В работе методологически обоснован подход к определению цен (тарифов на МАПП), исходя из спроса на транспортные и сопутствующие сервисные услуги для пассажиров в пути следования, как цены равновесия спроса и предложения на указанные услуги.

6. Для оценки социально-экономической эффективности целесообразности открытия маршрута МАПП разработана специальная методика, базирующаяся на общих принципах и критериях оценки инвестиционных проектов и предприятий и учитывающая специфику формирования экономических результатов и затрат на перевозки, а также возможные источники и способы инвестирования.

7. Реализация вышеуказанных методик проведена в работе на примере организации и открытии реального маршрута МАПП Москва-Варшава-Прага-Варшава-Москва, по которому рассчитаны технико-эксплуатационные, временные параметры, проведено реальное транспортно-социологическое обследование, позволившее определить структурные и объемные характеристики потенциального спроса на услуги.

8. По результатам проведенных расчетов и обследований в работе определены цены на транспортные и дополнительные услуги, осуществлена оценка экономической эффективности открытия маршрута по критерию чистой реальной ценности мероприятия. Проведенные расчеты подтвердили практическую применимость предложенных в диссертации методик, что позволило рекомендовать их для решения аналогичных задач организации МАПП.

Показать весь текст

Список литературы

  1. С.М., Пахомова А. В. Бизнес-план автотранспортного предприятия. -М.: Транспорт, 1998.-54с.
  2. А.П., Юфин В. К. Экономика, организация и планирование автомобильного транспорта: Учебное пособие, М.: Транспорт, 1986.- 248 с.
  3. М. А. Страхование транспортных средств и грузов. — М.: Сборник трудов, 2000.-65 с.
  4. Е.М. Прикладная социология: Учебное пособие. Минск: ТетраСистемс, 2000.-496 с.
  5. JI.E. Финансовый менеджмент: Учебник М.: ИНФРА — М, 2002. -240 с.
  6. Г. С. Лекции по методологии социологических исследований: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 286 с.
  7. Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие, М.: Инфра-М, 2002. — 215 с.
  8. Бизнес-план предприятия, М.: МАДИ, 2001. — 97 с.
  9. Е.Р., Жидкова М. А. Особенности исчисления и уплаты НДС автотранспортными предприятиями, осуществляющими международные перевозки. Сборник научных трудов. Выпуск пятый. М.: МАДИ, 2002.
  10. Н.О. Основы лизинга и возможности его применения на автомобильном транспорте. М.: Абсолют, 1996. — 62 с.
  11. П. Блудян Н. О. Проблемы обновления парка автобусов. М.: ГУПП «Вымпел», 1994. — 12с.
  12. С.П. Техника оценки экономической привлекательности инвестиционного проекта: Учебное пособие, М.: ООО «Техполиграфцентр», 2000.- 61с.
  13. В.В. Финансовый анализ:Учебное пособие, СПб: Питер, 2002.-240с.
  14. .А. Автотранспортные средства, М.: ИИД «Филинъ», 1996.528 с.
  15. С.П. Формирование объема услуг автотранспортным предприятием на краткосрочный период, М.: МАДИ, 2001.
  16. Е.В., Божук С. Г. Маркетинг транспортных услуг: Учебное пособие. СПбГИЭА, СПб, 1995.
  17. И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учебное пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1989. — 176 с.
  18. И.А. Организация прикладного социологического исследования, -М.: Тривола, 1998. 228с.
  19. Е.Н., Громов Н. Н. Организация планирования перевозок пассажирским автомобильным транспортом, М.: Транспорт, 1992. — 224с.
  20. Д., Оуэн Р., Конвей Р. Пособия Эрнст энд Янг. Привлечение капитала/ Пер. с англ., М.: «Джон Уайли энд Санэ», 1995. — 464с.
  21. В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебное пособие, М.: Изд. Моск. ун-та, 1988. -232с.
  22. .Г. Организация туристской деятельности, М.: «Нолидж», 1996.
  23. А. Н. Прямые и косвенные налоги: PRO и Contra, СПб, 1993.
  24. Л.Ф. Режим труда и отдыха экипажей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки, М.: АСМАП, 1994. — 62 с.
  25. С.И. Государственная транспортная политика РФ в аспекте развития международных перевозок, М.: Сборник научных трудов. Выпуск четвертый. МАДИ (ГТУ), 2001.
  26. С.И. Автотранспорт России как участник экономического развития МАП Европы, М.: Сборник научных трудов. Выпуск четвертый. МАДИ (ГТУ), 2001.
  27. В.А. Иностранный туризм, М.: «Финансы и кредит», 1999.
  28. А. К. Анализ влияния основных налогов РФ, взимаемых сюридических лиц, на финансовую стратегию предприятий автомобильного транспорта, М.: Сборник научных трудов. Выпуск пятый. МАДИ (ГТУ), 2002.
  29. Н.Н. Групповые экспертные оценки, М.: Знание, 1975.- 63с.
  30. В.Г., Панскова В. Г. Налоговая система России: Учебное пособие. — М.: Изд. РЭА, 1999.
  31. Комментарии к проекту бизнес-плана предприятия, М.: АСМАП, 2002. — 58с.
  32. Коммерческие условия заграничных перевозок: Толковый тематический словарь-справочник/ СПГУВК, СПб, 1995.
  33. Е.А. Сравнительный анализ методов оценки инвестиционных проектов, М.: Сборник научных трудов. Выпуск пятый. МАДИ (ГТУ), 2002.
  34. Е.А. Сравнительный анализ основных методов оценки экономической эффективности инвестиционных проектов, М.: Сборник научных трудов. МАДИ (ТУ), 2001.
  35. Е.Н., Лимитовский М. А. Финансовый менеджер, М.: ООО Издательско- консалтинговая компания «ДеКА», 2001. — 416.
  36. М.А., Жидкова М. А. Налогообложение предприятий транспорта, М.: Academa, 2002. — 176с.
  37. М.А., Казицкая Н. В. Налогообложение предприятий, М.: МАДИ (ГТУ), 2002. — 21с.
  38. В.И. Стратегическое планирование инвестиционных проектов, М.: Сборник научных трудов. Выпуск четвертый, МАДИ (ГТУ), 2001.
  39. Межстрановый сравнительный анализ, М.: ИМЭМО, РАН, 1997. — 16с.
  40. Методические рекомендации по определению затрат на перевозки грузов автомобильным транспортом в международном сообщении, М.: АСМАП, 1993. -51с.
  41. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов. Утверждено Министерством экономики РФ, Министерством финансов РФ, Государственным комитетом по строительной, архитектурной и жилищной политике. 21.06.1999. № ВК 477.
  42. А.В. Социологический мониторинг, М.: 1999.- 228с.
  43. Налоги и налоговое право: Учебное пособие/ Под ред. А. В. Брызгалина, -М.: Аналитика- Пресс, 1998.
  44. Налоги и налогообложение: Учебное пособие/ Под ред. И. Г. Русаковой, В. А. Кашина, М.: Финансы, ЮНИТИ, 1998.
  45. Налоги: Учебное пособие/ Под ред. Д. Г. Черника, М.: Финансы и статистика, 1999.
  46. Н.И. Налоговая система: Конспект лекций, ч.1, М.: МАДИ (ТУ), 1999.
  47. А.П. Организация системы управления автотранспортом в условиях рыночной экономики, М.: 1993.
  48. Организация коммерческой работы на автомобильном транспорте: Учебник для ВУЗов, М.: Брандес, 1997. — 311с.
  49. Организация перевозок пассажиров в международном сообщении, М.: АСМАП, 1994.-58с.
  50. Организация, планирование и управление в АТП: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Улицкого М. П., М.: Транспорт, 1994.- 428с.
  51. Организация, планирование и управление в АТП: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Бронштейна JI.A., Савченко-Бельского К.А., М.: Высшая школа, 1986. -543с.
  52. Основы налогового права: Учебное пособие/ Под ред. Пепеляева С. Г., М.: Инвест-Фонд, 1995.
  53. Основы прикладной социологии: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Шереги Ф. Э., Горщкова М. К., М.: Интерпракс, 1996. — 184с.
  54. Г. А. Международные экономические отношения, Экономика туризма, М.: «Финансы и статистика», 1998.
  55. Е.А. Разработка новых видов деятельности и оценка их экономической эффективности на примере коммерческих пассажирских перевозок, М.: Сборник научных трудов. Выпуск пятый. МАДИ (ГТУ), 2002.
  56. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного составаавтомобильного транспорта / Минавтотранс, М.: Транспорт, 1986. — 72с.
  57. Прикладная социология: Учебное пособие/ Под ред. Колесникова Ю. С., Ростов н /Д: Феникс, 2001.- 320с.
  58. Проект бизнес-плана предприятия, М.: АСМАП, 2002. — 21с.
  59. Р.Н. Определение ставки дисконтирования в оценке бизнеса с использованием метода дисконтированного денежного потока, М.: Сборник научных трудов. Выпуск пятый. МАДИ (ГТУ), 2002.
  60. .П. Мотивация принятия инвестиционного решения, М.: Сборник научных трудов. МАДИ (ТУ), 2001.
  61. O.K. Проблемы формирования и развития рынка транспортных услуг горных регионов, Душанбе: Ирфон, 2002.- 224с.
  62. B.C. Введение в туризм, М. 1993.
  63. B.C. Организация международного туризма, М.: «Финансы и статистика», 1999.
  64. С.А., Федоров И. В., Вражнова М. Н., Федоров В. И. Методы прикладной социологии. Учебно-методический комплекс, М.: МАДИ (ГТУ), 1997.- 169с.
  65. О.В. Государственное регулирование доступа на рынок международных автомобильных перевозок, М.: Сборник научных трудов. Выпуск пятый. МАДИ (ГТУ), 2002.
  66. Т.А. Анализ конкурентных позиций российских международных перевозчиков на рынке транспортных услуг и их влияние на выбор стратегии предприятия, М.: Сборник научных трудов. МАДИ (ТУ), 2000.
  67. Составление бизнес-плана. Учебное пособие. Пер. с англ., М.: Джон Уайли энд Санз, 1995.
  68. Справочник кратчайшие расстояния, маршруты следования, таблицы продолжительности рейсов, М.: АСМАП, 1994. — 54с.
  69. Л.Ф., Чернова Н. А. Практикум по разработке бизнес-плана и финансовому анализу предприятия: Учебное пособие, М.: Финансы и статистика, 2000. — 160с.
  70. Сфера услуг: проблемы и перспективы развития / Под ред. Свириденко Ю. П., М.: Вега Интел, 2000. — 448с.
  71. Таблицы кратчайших расстояний по иностранной территории, М.: АСМАП, 1994. — 124с.
  72. Г. Г. Методология анализа данных в социологии (введение): Учебное пособие для ВУЗов, М.: Стратегия, 1998. — 224с.
  73. Ю.Н. Измерение в социологии: Курс лекций, М.: ИНФРА-М, 1998.-224с.
  74. М.П., Тихомиров Е. Ф. Выбор типа подвижного состава при осуществлении международных автомобильных перевозок, М.: АСМАП, 1994. — 95с.
  75. Финансы и кредит: Учебник/ Под ред. Романовского М. В., Белоглазовой Г. Н., М.: Юрайт-Издат, 2003. — 575с.
  76. А.В. Проблемы бюджетного регулирования транспортах перевозок населения в зарубежных странах и возможности его применения в России, М.: МАДИ (ТУ), 1998.-Юс.
  77. А.Д. Государственное регулирование автотранспортного бизнеса: Учебное пособие, М.: 2003, 35с.79. http://wvvw.vvorld-tourism.org- Всемирная туристская организация (ВТО).
  78. С. Д. Налоговый кодекс РФ и проблемы налогового законодательства/ Бухучет, 2000, — № 4.
  79. В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности, М.: Изд-во «Добросвет», 1998. -596с.
  80. А.Ж., Туманов В. В. Новые экономические методы управления на автомобильном транспорте: маркетинг, страхование, лизинг: Учебное пособие, -М.: МАДИ, 1990. -83с.
  81. Н.О. Структурные методы анализа и совершенствования системы управления региональным пассажирским автотранспортом: Автореферат, М.: 2003.-37с.
  82. В.М. Методические основы управления затратами при международных автомобильных перевозках, СПб.: Автореферат, 1998. — 18с.
  83. С.В. Сравнительный анализ методов оценки эффективности производственных инноваций в стационарной и нестационарной экономиках, -М.: Автореферат, Изд-во УРСС, 2001. 18с.
  84. Aberle, Gerd. Transportwirtschaft: einzelwirtschaftliche und gesamtwirtschaftlicht Grundlagen / von Gerd Aberle. 2 Aufl. — Munchen, Wien, Oldenburg, 1997.- s.566.
  85. Aberle G. Die okonomichen Grundlagen der Europaischen Verkehrspolitik, in: Basedow, J.: Europaische Verkehrspolitik, Tubingen, 1987.- s.60.
  86. Aberle G. Neue Finanzierungskonzepte fur den Verkehr, 1995.- s. 50.
  87. Button K.J. Transport Economics, 2nd Ed, Cambridge, 1993.
  88. Gamer, Daniel R., Owen, Robert R., Conway, Robert P. The Ernst & Young Guide to Raising Capital. Ernst & Young. John Wiley & Sons, Inc., USA, 1991. s. 464.
  89. Quinet E. The Social Costs of Transport: Evaluation and Links with Intemalisation Policies, in: ЕСМТ/ OECD: Internalising the Social Costs of Transport, Paris, 1994.-s. 80.
  90. Savage I. The Deregulation of Bus Services, Aldershot, 1985.
  91. Schweitzer M. Systeme der Kostenrechnung, 4. Aufl., Landsberg/L., 1986.
  92. Zachcial M., Fitter J.C., Solzbacher F. Preisbildungstheorie und -politik im Verkehrswesen, Opladen, 1975.
  93. Документы, руководящие материалы.
  94. Закон РФ о лицензировании отдельных видов деятельности. Москва.2001.
  95. Материалы к расширенному заседанию коллегии Минтранса России. Госкомстат России, 2000.
Заполнить форму текущей работой