Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Реформа механизма государственного регулирования экспортной деятельности в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Современный мировой экспорт, в отличие от прошлого, не изменяя своей экономической сущности, приобрел качественно новое содержание и формы. Во-первых, это крупнейшая сфера экономических отношений хозсубъектов разных стран, развивающаяся на базе превращения либерализации в фактор, определяющий систему построения межгосударственных связей в области внешнеэкономической деятельности. Во-вторых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретические аспекты повышения роли экспорт-v4 ной активности в условиях либерализации хозяйственной деятельности
    • 1. 1. Экспортная экспансия — основное звено либерализи-рованной системы хозяйствования
    • 1. 2. Характеристика экспортного потенциала России в условиях трансформации нацональной экономики
    • 1. 3. Взаимообусловленность структурных изменений в экспорте и совершенствование механизма его госрегулирования
  • Глава II. Совершенствование инструментария государственного регулирования экспорта России с учетом изменений в ее экономике
    • 2. 1. Несовершенство механизма государственного регулирования экспортной деятельности современных крупнейших компаний России
    • 2. 2. Расширение арсенала инструментов экономического воздействия на российский экспорт
    • 2. 3. Повышение результативности инструментария нетарифного воздействия на экспортные операции в России

Реформа механизма государственного регулирования экспортной деятельности в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

диссертационного исследования определяется сложностью осуществления внешнеэкономических связей России (конец XX — начало XXI века), представляющих собой важнейшую сферу национальной экономики. В настоящее время экспорт для России — важная компонента формирования доходной части государственного бюджета, одновременно посредством экспорта реализуется около двадцати процентов валового национального продукта страны. Уровень развития экспортно-ориентированных сфер экономики влияет на темпы интеграции России в мировое хозяйство, определяет место и роль стран в системе мирохозяйственных связей.

Новые тенденции в мировой экономике и международном разделении труда, усиление конкуренции на внешних рынках, исчерпание экстенсивных факторов развития российского экспорта и незначительная доля в его структуре готовых изделий, прежде всего машинно-технической продукции, требуют новых научных исследований с целью повышения эффективности экспортной деятельности, в т. ч. за счет повышения результативности государственного воздействия на его развитие.

Актуальный научный поиск в решении вопросов российского экспорта продиктован потребностями экономической теории и практики в выявлении и описании новых тенденций и закономерностей этого сложного процесса. Кроме того, научное исследование вызвано необходимостью защиты внешнеэкономических интересов и обеспечения экономической безопасности России.

Постановка проблемы совершенствования механизма госрегулирования российского экспорта является своевременной и правомерной как в теоретическом, так и практическом плане.

Современный мировой экспорт, в отличие от прошлого, не изменяя своей экономической сущности, приобрел качественно новое содержание и формы. Во-первых, это крупнейшая сфера экономических отношений хозсубъектов разных стран, развивающаяся на базе превращения либерализации в фактор, определяющий систему построения межгосударственных связей в области внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, современный экспорт отличает масштабность, широкий ассортимент и высокое качество продукции, разветвленная географическая структура и динамизм развития. В-третьих, современному экспорту свойственна конвергенция традиционных форм международного торгово-экономического сотрудничества, обусловливающая внесение корректив в стратегии реализации экспортной политики на государственном уровне. Соответственно целый ряд крупнейших стран (например, США, Китай, Бразилия и др.) производит реформирование национальных систем государственного регулирования экспорта (по всему спектру мер преферен-цирования, защиты и содействия и т. д.) в целях реализации политики экспортной экспансии. И, наконец, развитие экспорта XXI века осуществляется в новой международной обстановке, характеризующейся усилением противостояния экономических и политических интересов национального, регионального характера и целей многостороннего межгосударственного регулирования в рамках международных организаций.

Научный анализ эффективности и масштабов экспортной деятельности имеют важное значение для корректировки внешнеэкономического комплекса России и дальнейшего совершенствования системы его государственного регулирования, что, безусловно, важно в целях углубления процесса интегрирования России в мировое хозяйство.

Степень научной разработанности проблемы. В отечественной литературе достаточно обстоятельно исследованы общетеоретические вопросы международного разделения труда, международных экономических отношений и внешнеэкономических связей, как, впрочем, и общие проблемы экспорта товарной продукции. Наибольший вклад в решение этого вопроса внесли следующие авторы: В. Д. Андрианов, В. Б. Буглай, А. С. Булатов, М. М. Голандский, А. Б. Енгибаров, В. Е. Зенин, И. Д. Иванов, Э. Г. Кочетов, Б. Л. Коханов, М. А. Касаткин, И. А. Мндоянц Н.Н.Ливенцев, Ф М. А. Портной, К. А. Семенов, Л. В. Сабельников, А. Н. Спартак,.

П.С.Смирнов и другие.

Сравнительно более узким кругом исследований охвачены проблемы российского экспорта технологий, услуг и капитала. Как правило, они рассматривают отдельные аспекты конкретной проблемы, не давая общей картины экспортной специализации России1.

Перемены, происходящие в нашей стране, либерализация внешнеэкономических отношений объективно требуют обращения к историческому опыту развития экспорта в эпоху становления капитализма в России в конце XIX — начале XX века. В силу этого обстоятельства в диссертации используются также научные работы, посвященные этому периоду российской истории2.

Критический анализ научной литературы дает основание выделить в этой области целый ряд вопросов, решение которых, по нашему мне.

1 Артемьев И. В. Рынки технологий в мировом хозяйстве. М.: Наука, 1992; С. В. Викторов, И. И. Кретов. Основы маркетинга интеллектуального продукта и особенности рынка услуг. — М., 1992; Андрианов В. Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике // БИКИ, 10.09.1995, № 105- Спартак А. Н. Формирование механизма государственной поддержки экспорта в России // БИКИ, 22.02.1996, № 20- Будь латов А. С. Российский капитал за рубежом // БИКИ, 21.09.1996, № 110.

См.: Ананьин Б. В. Россия и международный капитал 1897−1914 гг. Очерки истории финансовых отношений. — Л.: Наука, 1970; Россия и мировой бизнес: дела и судьбы. Альфред Нобель, Адольф Ротштейн, Герман Спитцер, Рудольф Дизель / Под общ. ред. и с пред. проф. В. И. Бовыкина. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996; Изместьева Т. Ф. Россия в системе европейского рынка. Конец XIX — начало XX века: (опыт количественного анализа): Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. истор. наук. — М.: Изд-во МГУ им. М.В.ЛомоносоваЛисовская Е. Г. Иностранный капитал в экономике пореформенной России (1861−1913) — Авторе-ферат^дисс. на соискание уч. степени канд. экон. наук. — М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова. нию, является актуальным и принципиально важным. В этой связи основной целью настоящего исследования является разработка действенного механизма государственного регулирования экспортной деятельности российских хозяйствующих субъектов на основе гибкого согласования экономических и неэкономических инструментов воздействия путем качественного совершенствования экспортного потенциала и усиления национальной экспортной политики российских субъектов ВЭД по пути активизации их деятельности на мировом рынке.

Согласно обозначенной цели, поставлены следующие задачи:

1. Обосновать приоритет стратегии «экспортной экспансии» российских участников при осуществлении внешнеторговой деятельности.

2. Охарактеризовать специфику формирования и развития экспортного потенциала России и обозначить направления его конкурентоспособной структуры.

3. Провести подробный анализ сложившейся системы государственного воздействия в России на экспортную компоненту внешней торговли.

4. Внести предложения по существенному преобразованию механизма государственного регулирования экспорта с целью обеспечения большей результативности воздействия согласно задачам национального хозяйственного развития.

Объектом диссертационного исследования выступает механизм государственного регулирования экспортной деятельности российского предпринимательского корпуса.

Предметом диссертационного исследования выступает система экономических отношений, формирующихся в процессе осуществления внешнеторговой деятельности между государством и хозяйствующими субъектами.

Теоретической и методологической базой исследования служат работы современных зарубежных и отечественных экономистов в области исследования сущности трансформации международных экономических отношений и форм международной конкуренции. В диссертации применялись методы экономического и системного анализа. Использовались прикладные исследования по данной тематике, статистические данные и аналитика международных исследовательских организаций, публикации в периодической печати. Для обобщения полученной информации применялись методы системного и диалектического подходов, экономический, логический, исторический и экспертный методы оценок и выводов.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и научная новизна заключаются в следующем:

— автором теоретически доказано, что политика экспортной экспансии как имманентное свойство современного мирового хозяйства базируется на осознанно реализуемой государством стратегии структурного инвестиционно-инновационного совершенствования экспортного потенциала, форм и методов его реализации. При этом обязательными условиями выступают реформирование механизма государственного воздействия на экспортную составляющую внешней торговли и стимулирование «агрессивности» хозяйствующих субъектов на внешних рынках;

— соискателем научно обосновано, что глобализация мировой экономики обусловливает трансформацию сущностной характеристики экспорта в части усиления его «интеллектуализации», что являет собой качественно новое содержание категории экспорта и требует разработку абсолютно нового инструментария государственного и межгосударственного регулирования экспортных потоков;

— автором выявлено усиление значимости стратегического прогнозирования и планирования как базового фактора качественной экономической стратегии в области преобразования структуры экспорта и обретения им формы экспортной экспансии на продуктовых рынках с высокой долей добавленной стоимости;

— обоснована глубинная взаимосвязь механизма государственного регулирования экспорта (включая фактор прямого управления) и форм ф реализации экспортного потенциала российскими хозяйствующими субъектами на мировых рынках товаров и услуг и доказана целесообразность создания государственных специализированных фирм — агентов внешнеторговой деятельности в целях смещения акцента в товарной структуре экспорта с минерально-сырьевой компоненты на продукцию сферы услуг или машинно-техническую, инновационно-технологическую;

— всеобъемлюще проанализирован применяемой в РФ инструментарий госрегулирования экспортной деятельности и внесены следующие предложения и рекомендации по его развитию: а) внесение поправок в действующие правовые акты в области регулирования ВЭД в части законодательного закрепления статуса программ и экономических стимулов экспорта (не относящихся непосредственно к группе таможенно-тарифного воздействия), в т. ч. прогнозирования, субсидирования (в соответствии с правилами ВТО), контроля за ценами и нормой прибыли компаний, получающих сверхприбыли за счет отсутствия рентных платежей, более гибкого использования таможенных режимов для стимулирования экспорта, а также косвенных мер содействия экспортуб) в целях создания условий транспарентности подбора организаций для реализации международных программ и обеспечения добросовестности осуществления ими коммерческой внешнеэкономической деятельности, обеспечивая достойную репутацию и государственные интересы России, сформировать межведомственную, с участием правовых органов, тендерную комиссию и ввести положения о возможном уголовном наказании руководителей, искусственно занижающих экспортную выручку и налогооблагаемую базу хозяйственной деятельностив) производить исчисление и уплату налога на прибыль для предприятий-экспортеров готовой, в первую очередь, машинно-технической продукции на базе точного указания кода ТН ВЭД (как для малых предприятий) — г) разработать меры по снижению косвенного налогообложения экспорта услуг и привести в соответствие вопросы регулирования экспорта услуг согласно положениям ВТОд) законодательно освободить экспортеров машинно-технической продукции, технологий и услуг от уплаты налога на рекламу, осуществляемую по экспортным товараме) снизить размер госпошлины в арбитражных судах по искам, связанным с экспортом российской продукции и услугж) с целью противодействия сокрытию средств вследствие использования трансфертных цен обязать все ТНК (российские и иностранные, имеющие более 1-го филиала на территории РФ) уплачивать все налоги за свои дочерние компании федерального характера для обеспечения своевременности и полноты формирования консолидированного бюджетаз) дополнить ст. 176 ч.1 Налогового кодекса РФ следующим: «Возмещение (зачет, возврат) сумм налогов, уплаченных продавцами работ (услуг) и подлежащих вычету в соответствии со ст. 171 4.1 НК РФ, производить после представления налогоплательщиком документов, подтверждающих уплату в бюджет указанных сумм налога» — и) изменить установленный Налоговым кодексом РФ порядок применения льготы по НДС и производить возмещение данного налога только предприятиям — производителям товаров (услуг). Всем иным экспортерам суммы «входного» НДС из бюджета не возмещать, а разрешить относить на затраты по основному виду деятельностик) в целях предотвращения занижения экспортных цен недобросовестными коммерсантами и сокрытия налогооблагаемой базы экспорта сформировать «институт справочных цен», методика формирования которых должна быть разработана научными силами России и утверждена в законодательном порядкел) необходимо создание механизмов выявления и привлечения к ответственности лиц, использующих для совершения правонарушений фирмы — «однодневки», а также установления административной и иной ответственности учредителей и должностных лиц организаций за недостоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых при регистрации вновь создаваемых, реорганизуемых и ликвидируемых организаций, в том числе за недостоверность сведений об их местонахождениим) последовательная работа по совершенствованию системы государственного контроля в сфере сбыта нефтепродуктов требует внедрения института справочных цен на закупку продуктов нефтепереработки для розничной торговли, а также рассмотрения вопроса о целесообразности лицензирования оптовой торговли нефтепродуктами. Важным шагом, направленным на снятие неоправданных административных барьеров на пути формирования свободного внутрироссийского рынка нефти и нефтепродуктов, является отмена балансовых заданийн) выявлена слабая координация экспортной политики регионов и центра при фактически полном отсутствии реальных денежных ресурсов под намечаемые (в части реализации экспортной политики) мероприятия, сохранение принципа «остаточности» выделения ресурсов как в центре, так и регионах под активизацию деятельности российского предпринимательского корпуса в интересах государства и его народонаселенияо) обосновано, что отсутствие сформированной инфраструктуры (как в России, так и на рынках, где отечественная продукция конкурентоспособна) для обеспечения поступательной экспортной деятельности российских хозяйствующих субъектов фактически способствует утрате отечественным производителям своих рыночных сегментов, осуществлению им недобросовестной конкуренции и усилению роли в российском экспорте топливной компонентып) автором предложено разработать стратегически ориентированную концепцию международного взаимодействия, с учетом специфики сотрудничества с отдельными регионами, включив в нее положения по созданию в рамках ЕврАз ЭС и СНГ координационной службы противодействия выводу капиталов, отмыванию грязных денег и работе через оффшорные зоны.

Практическая значимость работы состоит в том, что основные теоретические положения новизны доведены до уровня конкретных практических рекомендаций и являются одной из составляющих частей механизма регулирования экспортной деятельности хозяйствующего субъекта России на мировых рынках. Результаты исследования могут найти применение в процессе преподавания курсов «Мировое хозяйство», «Международные экономические отношения», «Развитие международных инвестиционных процессов» и «Международное инвестиционное сотрудничество России с зарубежными странами» .

Практическая значимость данного исследования также представляется неоспоримой в силу того, что автором разработаны инструменты повышения результативности воздействия на экспортные сделки и внедряется на практике в системе контролирующих органов РФ.

Основные выводы изложены на научно-практических конференциях в АГС в 2002;2003 гг., на оперативных совещаниях Федеральной службы налоговой полиции РФ, а также на межведомственных комиссиях правоохранительных органов и ведомств, осуществляющих контроль за движением валютных ресурсов по территории России, за добросовестностью реализации экспортного потенциала России на мировых рынках товаров (в первую очередь, материально-сырьевого комплекса) и услуг в период 2001;2003 гг.

По теме исследования автором опубликовано более 4,5 п.л.

Г л, а в a I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОВЫШЕНИЯ РОЛИ ЭКСПОРТНОЙ АКТИВНОСТИ В УСЛОВИЯХ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проблемы экспорта занимают важное место в российской экономической науке. В новых экономических условиях переходного периода экспорт приобрел для России особую актуальностьметодологической основой анализа экспорта остается учение о международном разделении труда. Под влиянием международного разделения труда, научно-технической революции, глобализации и интеграционных процессов сформировалась система мирового экспорта.

Россия в силу определенных политических и идеологических установок на долгие годы была изолирована от мировых интеграционных процессов, что наложило негативный отпечаток и на содержание ее экспорта. Определение места в мировом экспорте для России является одной из важнейших и сложных задач переходного периода.

Комплексный экономический анализ актуальных проблем российского экспорта, осуществленный автором в соответствии с фундаментальными положениями экономической науки и сложившимся практическим опытом международного обмена, позволяет сделать следующие выводы.

Современный экспорт — это экономическая деятельность по реализации на внешних рынках части валового национального продукта государства в форме товарной продукции, технологий, услуг, капитала, рабочей силы, способствующая экономическому росту народного хозяйства, при этом, не нанося ущерба национальной экономике. Это сложное экономическое явление современного мирового хозяйства есть результат развития международного разделения труда, научно-технической революции, международных экономических отношений.

Современный период мирового развития характеризуется заметным ростом масштабов экспорта, расширением товарной номенклатуры, формированием рынков технологий и услуг, появлением новых форм вывоза капитала и рабочей силы. Происходит модификация старых форм экспорта, расширяется его географическая структура, обостряется проблема сбыта товаров. Экспорт стал определяющей частью внешнеэкономической деятельности, превратился в систему со сложившейся самостоятельной иерархической структурой, в движитель глобализации мировой экономики.

История развития российского экспорта резко отличается от общемирового опыта. Если в начале XX века Россия активно включается в международное разделение труда и по ряду показателей выходит в лидеры мировых экспортеров, то с октября 1917 года наступил новый социалистический период в развитии ее внешнеэкономических связей. Начался долгий период изоляции от общемировых интеграционных процессов. Экспорт для России стал лишь средством заработать валютные ресурсы для поддержки импорта. С начала 90-х годов в России начался сложный период формирования основ рыночной системы хозяйствования.

Развал старой экономической системы углубил и без того острые противоречия ее экспортного потенциала. Среди них:

— несоответствие между наличием в России значительной доли мировых запасов полезных ископаемых и низкой технологической культурой обработки сырья;

— несоответствие между вкладом России в мировые достижения науки и техники, серьезными успехами в области высоких технологий и резким отставанием от ведущих стран мира по абсолютным и относительным затратам на научные исследования, неразвитостью внутреннего рынка технологий, слабым участием в международном научно-техническом обмене;

— противоречие между тенденцией к углублению интеграции России в мировое хозяйство, открытыми возможностями выхода на внешние рынки и стремлением ведущих стран Запада ограничить развитие российского экспорта сырьевой специализацией в международном разделении труда.

Особую значимость приобретают в настоящее время вопросы преобразования российского экспортного потенциала, обновления его экспортных мощностей в условиях реформ, что должно являться предметом особого государственного регулирования.

В ближайшей и среднесрочной перспективе реальным шагом является укрепление материально-технической базы отраслей топливно-сырьевой направленности, внедрение новейших технологий переработки сырья, совершенствование транспортной инфраструктуры в интересах снижения издержек по экспорту. Необходимый эффект здесь даст сотрудничество оборонных производств и сырьевых отраслей.

В долгосрочной перспективе с учетом прогрессивной структурной перестройки народного хозяйства приоритетным направлением должно стать развитие отраслей обрабатывающей промышленности, прежде всего наукоемких производств.

Анализ активизации экспортной деятельности российских компаний проводится автором как по всему комплексу структурных составляющих, включая военные технологии и продукцию, так и с учетом перспектив формирования новых географических ниш.

В целях развития экспортного потенциала России и эффективной интеграции в мировую экономику, автор обосновывает положения стимулирования дефицитных факторов производства, необходимых для экспортного рывка. Это предполагает серьезные инвестиции в науку и новые технологии, профессиональную подготовку, развитие инфраструктуры и информационных сетей, подкрепленные налоговыми льготами и всем комплексом мер по стимулированию инвестиционного спроса. Необходимо принимать участие в повышении качества и совершенствовании структуры совокупного спроса: конкурсное распределение заказов среди предприятий и фирм на производство высокотехнологичной продукции, установление жестких, приближенных к мировым, стандартов при ее приемке, постоянный мониторинг технологических инноваций в развитых странах, предоставление финансовых льгот предприятиям, инвестирующим в новые технологии. При этом целесообразно осуществлять прямую государственную поддержку формирующимся конкурентоспособным секторам через инвестиции в инфраструктуру, привлечение иностранного капитала, стимулирование наиболее эффективных фирм и предприятий. В этой связи серьезные результаты должна принести проработка механизмов конверсии доходов от традиционных статей экспорта в инвестиции, направляемые в новые технологии и на завоевание новых рынков. Автором в этой главе предлагается ряд практических мер, среди которых особого внимания заслуживает государственная поддержка российского экспорта, она должна быть сфокусирована в первую очередь на секторах с ярко выраженными конкурентными преимуществамиреализация конкурентных преимуществ требует серьезной перестройки промышленной организации, прежде всего на участках потенциального прорыва на экспортные рынкипри общем снижении уровня субсидирования Россией новых независимых государств необходимо предусмотреть «ценовые коридоры» для российских экспортных ресурсов, поступающих в сопредельные республики в обмен на производственные и потребительские товары, импорт которых в Россию в ближайшей перспективе не может быть замещен внутренним производствомсоздание экспортных пулов, объединяющих ресурсы как непосредственных экспортеров продукции или технологии, так и крупных инвестиционных и финансовых институтов, в том числе и иностранныхсовершенствование механизма приема иностранной помощи и инвестиций, главнейшим критерием распределения которых по предприятиям и секторам должны стать имеющиеся и потенциальные конкурентные преимущества.

Автор склоняется в своем исследовании к тому, что для обеспечения ускоренных темпов расширения экспорта машин и другой промышленной продукции — к проведению экспортной экспансии, видимо, целесообразно возвратиться, но на другой организационной основе, к прямому участию государства в развитии российского экспорта. Позитивность такой политики мы наблюдаем сегодня в сфере торговли военной продукцией.

Другими словами, центр тяжести должен быть перемещен с частного сектора на государственные компании, выступающие агентами на мировом рынке для российских предприятий. Такие компании должны быть универсальными и формироваться по геоэкономическому принципу. Концентрации лучших специалистов-внешнеторговцев в подобных компаниях должна предшествовать проработка вопроса достаточного финансирования и правительственного гарантирования деятельности таких структур.

Указанным государственным компаниям будет что предложить на мировом рынке — по качеству и по ценам наша продукция может быть вполне конкурентоспособна.

Автор, проводя анализ несовершенствованного механизма государственного регулирования экспорта в России, отмечает, что при сохранении минерально-сырьевой доминанты в структуре экспорта со стороны государства должно быть обращено первоочередное внимание и на ликвидацию нормативно-правовых «дыр», позволяющих применять:

— трансфертное ценообразование;

— системы расчетов с низколиквидными векселями;

— формализацию процесса возврата НДС при зарплате налогов на прибыль;

— сокрытие объектов налогообложения при поставке на экспорт нефти и газа.

Диссертант акцентирует внимание на целесообразности усиления административных инструментов государственного воздействия на экспорт в современных условиях, подробно рассмотренных в соответствующих параграфах.

Полагаем, что для российской практики может быть объединение мелких и средних компаний в совместные экспортные предприятия (export joint ventures). Эта форма предпринимательской деятельности уже становится серьезным оружием в арсенале средств внешнеэкономической экспансии практически всех развитых стран.

Совместные экспортные предприятия дают возможность снижения общих затрат за счет достижения эффекта масштаба производства, а также снижают риск на каждого участника такого предприятия. Степень эффективности таких предприятий зависит от товара и целевого потребительского внешнего рынка, однако можно выделить ряд областей, в которых подобная форма объединения мелких и средних экспортеров дает очевидные преимущества для маркетинговых исследований, закрепления на новых нишах участия международных торгахпреодоления штрафных барьеров, транспортировки, реализации ценовой политики, для сбытовой сети.

Автор считает возможным приложение не только квот и лицензий, но и в ряде случаев (не противореча правилам ВТО) вернуться к преимуществам государственной монополии. При этом он как практик отмечает, что сертифицирование экспорта, введенное в РФ как мера административная с целью повышения качества экспорта, в условиях коррупции своей функции практически не исполняет.

Рационализация экспортной деятельности, понимаемая как система мероприятий по осуществлению государственного контроля в целях повышения конкурентоспособности российского экспорта, а также и репутации России как одной из крупнейших торговых держав мира, становится вполне осознанной объективной необходимостью.

В стране наблюдаются процессы ускоренного перехода экономической сферы от административно-командных принципов к рыночной форме отношений, а в личностно-общественной — к экономической самостоятельности и ответственности за свои действия субъекта хозяйственной, в том числе внешнеэкономической, деятельности. По приобретшему к настоящему времени большую актуальность выражению С. Н. Булгакова, русского философа начала XX века, — «экономизм» становится одной из отечественных черт исторического самочувствия нашей эпохи1. Если это так, то задача по установлению и совершенствованию государственного контроля, направленного на рационализацию экспортной деятельности российских хозяйствующих субъектов, не может решаться без подробного, насколько это позволяет российская статистика, понимания фирменной структуры экспорта и процессов концентрации и централизации капитала.

Российской наукой выявлены следующие основные группы «теневого сектора»: высший уровень — сугубо криминальные элементысредний уровень — теневикинизший уровень — наемные работники теневиков. Автором предлагается взаимоувязанный комплекс мер усиления госконтроля и пресечения экспортной деятельности «теневого сектора». При этом особое место отводится роли Торгпредств РФ за рубежом, но для исполнения ее Торгпредствам должны быть возвращены полномочия, изъятые в начале 90-х годов.

В заключении автором сделаны обобщения проведенного исследования и сформулированы основные выводы и результаты.

1 См.: Экономическая безопасность хозяйственных систем. — М.: РАГС, 2001. — С.33.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Законодательные акты
  2. Конституция Российской Федерации. М., 1999.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  4. О государственном регулировании внешнеторговой деятельности: Закон Российской Федерации от 7 июля 1995 г. // Российская газета, 1995. 24 октября.
  5. О таможенном тарифе. Закон Российской Федерации от 21 мая 1993 г.-№ 23.
  6. О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами: Федеральный закон от 14 апреля 1998 г. № 63-Ф3 // Российская газета, 1998. 22 апреля.
  7. Таможенный кодекс Российской Федерации: Закон Российской Федерации от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ.
  8. Об экспортном контроле: Федеральный закон РФ // Российская газета, 1999. 29 июля.
  9. О финансово-промышленных группах. Федеральный закон РФ от 27.10.1995, № 190-ФЗ.1. Подзаконные акты
  10. О первоочередных мерах по поддержке экспортеров. Указ Президента РФ от 30.11.1995, № 1204.
  11. О координации международной и внешнеэкономической деятельности субъектов Российской Федерации. Распоряжение Президента РФ от 19.10.1992, № 591-рп.
  12. Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 6 марта. 1995. № 245.
  13. О единой системе экспертной оценки количества и качества экспортируемых товаров: Постановление Правительства Российской Федерации от 11 февраля 1999. № 155.
  14. О межведомственной комиссии по вопросам ВТО: Постановление Правительства Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 17.
  15. Об отмене вывозных таможенных пошлин, изменении ставок акциза за нефть и дополнительных мерах по обеспечению поступления доходов в Федеральный бюджет. Постановление Правительства РФ от 01.04.96 г. № 479.
  16. Об установлении таможенного режима вывоза отдельных товаров в государства бывшие республики СССР: Постановление Правительства Российской Федерации от 25.11.1999 г. № 1290.
  17. О федеральной программе развития экспорта. Постановление Правительства РФ от 08.02.1996 г.
  18. О Федеральной целевой программе конверсии оборонной промышленности от 1995−1997 годы Постановление Правительства РФ от 26.12.1995.
  19. О программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995—1997 годах. Постановление Правительства РФ от 28.04.1995.
  20. Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу. Центр стратегических разработок. М., 2001.
  21. О мерах по либерализации внешнеэкономической деятельности. Постановление Правительства РФ от 02.11.1993, № 1102.
  22. Положение о Министерстве внешних экономических связей и торговли Российской Федерации. Постановление Правительства РФ, № 402 от 7.04.1997.
  23. О мерах по либерализации внешнеэкономической деятельности. Постановление Совета Министров Правительства Российской Федерации от 2.11.1999. № 1102.
  24. А.И., Кулькин A.M. Структура и динамика научно-технического потенциала Росси. М.: Эдиториал, УРСС, 1996. — 320 с. В надзагол.: ИНИОН РАН, МГУ им. М. В. Ломоносова.
  25. И. «О стимулировании австрийского экспорта» // Деньги и кредит.-№ 12−1991.
  26. В.Д. Россия: экономический и инвестиционный потенциал.-М.: Экономика, 1999.
  27. .В. Россия в международный капитал 1897−1914 гг. Очерки истории финансовых отношений. Л.: Наука, 1970. — 314 с.
  28. И.В. Рынки технологий в мировом хозяйстве / РАН, Ин-т мировой экономики и международных отношений. М.: Наука, 1992. -218 с.
  29. Э.П., Градобитова Л. Д. Новые тенденции в современных МЭО промышленно развитых стран. М.: МГИМО, 1994.
  30. Э.П. «Арсенал средств внешнеэкономической политики и их применение в РФ». М., 1995. — 122 с.
  31. Л. Стимулирование экспорта в Италии // Внешняя торговля.-№ 10.-1993.
  32. А. Основные аспекты опыта создания и стимулирования экспортного потенциала новых индустриальных стран // Деловая жизнь, № 5/6, 1992.
  33. Борисов, А. Жигин, М. Абрамов «Машиностроение: инновации и конкурентоспособность // Экономист. № 8. — 2000.
  34. В.Б. Международные экономические отношения / Под ред. Ливенцева Н. Н. М.: Финансы и статистика, 2001. — 143 с.
  35. Европа в меняющемся мире: Международные связи Европейского сообщества / Ассоциация европейских исследований, Институт Европы РАН- Редкол.: Борко ЮА. (отв. ред.) и др. М.: Право, 1995. — 55 с.
  36. И.Н. Экономические основы технологического развития. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995.
  37. С.В., Кретов И. И. Основы маркетинга интеллектуального продукта и особенности рынка услуг. М., 1992.
  38. Влияние экспортных субсидий на экономику и внешнюю торговлю // Бюлл. иностр. коммер. информ. № 5. — 2001.
  39. С.В. Система стимулирования экспортной деятельности в США // Бюлл. иностр. коммер. информ. № 26. — 1992.
  40. Россия в мировой экономике начала 1990-х годов: Межстрановой сравнительный анализ / Институт мировой экономики и международных отношений РАН- Гельвановский М. И. (руководитель), Бушмарин В., Жуковская В. М. и др. М., 1995. — 60 с.
  41. М.М. Новые тенденции в мировой экономике и участь отставших стран: (Глобальный тоталитаризм) / РАН, Ин-т Африки. М.: Ин-т Африки, 1995. — 107 с.
  42. С. О стратегии развития российской экономики / Научный доклад. М.: ЦЭМИ РАН, 2001. — 35 с.
  43. Н.Ф., Маховикова Г. А. Основы внешнеэкономической деятельности. — СПб, 2001.
  44. Н.П., Зотова Н. А. Национальные интересы и внешнеэкономическая безопасность России. — М., 1998.
  45. Э.А. КТНК в России: Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций в российской экономике. — М.: Инфограф, 2000.-168 с.
  46. Государственное регулирование рыночной экономики / Учебник под ред. В. И. Кушпина, Н. А. Волгина. М: Экономика, 2000. — 735 с.
  47. О.Д. Внешняя торговля: время перемен. — М.: Экономика, 1996.-368 с.
  48. . Фритредерство и протекционизм // Российский экономический журнал. № 2. — 1997.
  49. Н.М. Основы внешнеэкономической деятельности РФ. — Спб.: Политехника, 1997. 470 с.
  50. С., Перская В. В. Инвестиционное сотрудничество на территории России: Экономика. Правовая поддержка. Техника организации. -М.: Луч, 1993.-322 с.
  51. И.М., Загашвили В., Приписнов В. Мировая хозяйственная конъюнктура в 2000 г. начале 2001 г. // МЭМО, — № 8. — 2001.
  52. И.И. Всемирная Торговая Организация / Монография. -М.: ТОО Офсет Принт Москва,. 1997. 200 с.
  53. П.С., Азоев Г. А., Шванзер К. В. Международная конкурентоспособность и ее оценка (на уровне национальной экономики, отрасли, предприятия, товара). — М., 1997. 195 с.
  54. Т.А. Регулирование экспорта в Канаде // Бюлл. иностр. коммер. информ. -№ 15.- 1994.
  55. Г. М. Регулирование экспорта в Японии // Бюлл. иностр. ком-мер. информ. -№ 73.- 1993.
  56. Экономико-правовые вопросы государственного регулирования и организации внешней торговли РФ / Под ред. проф. Дворцова В. И. // Экономика. -М., 2001.
  57. Европа и Россия: опыт экономических преобразований. М.: Наука, 1996.
  58. Управление, организаций, регулирование и контроль / Под ред. Ю. Г. Ермолаева. -М.: ПАИМС, 1994. 192 с.
  59. Россия: интеграция в мировую экономику / Под ред. Р. И. Зименкова. М., 2002.
  60. И.Д. Хозяйственные интересы России и ее экономическая дипломатия. -М.: РОССПЭН, 2001. Международные экономические отношения / Под ред. Ливенцева Н. Н. М.: РОССПЭН, 2001.
  61. О.В. Система государственного регулирования экспорта и импорта в Японии // Внешняя торговля. № 10/12. — 1998.
  62. А. Экономическая политика в условиях открытой экономики со значительным сырьевым сектором // Вопросы экономики. — № 4.-2001.
  63. Н.П. История экономики. Внешние экономические связи России // Аспект Пресс. М., 2001.
  64. Экономическая безопасность хозяйственных систем / Под общ. ред. А. В. Колосова. -М.: Изд-во РАГС, 2001. С.ЗЗ.
  65. Р. Фирма, рынок и право. М.: Дело, 1993.
  66. Э.Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности. -М.: Экономика, 1992. 207 с.
  67. С. Об экспортной ориентации ВЭС России // Бюлл. иностр. коммер. информ. -№ 137. 1997.
  68. А.П. Международная экономика. — М.: Международные отношения, 2001. Ч. 1. — 415 е.- Ч. 2. — 484 с.
  69. Э.В. Политика экспортного регулирования США. Монография // АН СССР. Институт мировой экономики и международных отношений. -М., 1991. — 139 с.
  70. С. Конверсия и топливно-энергетический комплекс // МЭМО.-№ 6.-1998.
  71. А. Топливно-энергетический комплекс: инвестиционная политика // Инвестиции в России. № 4. — 2000.
  72. Э.Г. Ориентиры внешнеэкономической деятельности. -М.: Экономика, 1992. 207с.
  73. Э.Г. Геоэкономика. -М.: БЕК, 1999. 462 с.
  74. Д. Валютная политика СССР. М., 1926.
  75. Международная торговля, терминологический словарь. М., 1997.
  76. В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. М.: Изд-во МГУ, 1996. — 304 с.
  77. С.М. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М.: Международные отношения, 1996.
  78. A.M. Бурятия, Предпринимательство и ВЭД / Улан-Удэ, 1998.
  79. Россия и мировой бизнес: дела и судьбы. Альфред Нобель, Адольф Ротштейн, Герман Спитцер, Рудольф Дизель / Под общ. ред. и с пред. проф. В. И. Бовыкина. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1996.-312 с.
  80. Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Фонд экономии, книги «Начало», 1997.
  81. В.В. Внешнеэкономическая деятельность: специфика, государственное регулирование. — М., 1998.
  82. Портер Майкл. Конкуренция / Изд. дом «Вильяме». М., 2001.
  83. М. Международная конкуренция: Пер. с англ .яз. М.: Международные отношения, 1993. — С.37.
  84. М.Л. Внешнеэкономическая деятельность в Российской Федерации.
  85. Россия: интеграция в мировую экономику. М., 2002.
  86. К.А. Российское государство в мирохозяйственных связях. -М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1996. 146 с.
  87. К.А. Принципы развития международного разделения труда. -М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 1996. 281 с.
  88. Таможня в условиях глобализации внешней торговли / Сборник научных трудов. М.: РИО РТА, 2000.
  89. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Международные отношения, 1994. — 480 с.
  90. Россия: внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку / Под ред. Фаминского И. П. М.: Международные отношения, 1993. -432 с.
  91. Е.Г. Российская экономика. Истоки и панорама рыночных реформ. -М.: ГУВШЭ, 2002.
  92. Авторефераты защищенных диссертаций
  93. С.А. Проблемы формирования валютно-финансового механизма внешнеэкономических связей СССР в условиях перехода к рынку: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук.-М., 1991.
  94. И.Е. рынки технологий в мировом хозяйстве. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 1991.-36 с.
  95. М.В. Повышение эффективности управления таможенной службой России. Автореферат: РАГС при Президенте РФ. М., 2000. — С.7.
  96. А.Б. Проблемы совершенствования советского экспорта на мировой капиталистический рынок: Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. — М., 1985. — 56 с.
  97. Т.Ф. Россия в системе европейского рынка. Конец XIX начало XX века: (опыт количественного анализа): Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. — М.: Изд-во МГУ, 1981.-24 с.
  98. А.Т. Услуги и международный туризм в системе внешнеэкономических связей: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Л., 1982. — 19 с.
  99. Г. М. Проблемы формирования интеграционной зоны в Азиатско-Тихооокеанском регионе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — М., 1995. — 19 с.
  100. .Л. Экспортная политика нефтегазового комплекса России в условиях перехода к рыночной экономике: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. — М., 1996.-23 с.
  101. В.Г. Длительные тенденции развития мирового хозяйства: (проблемы анализа и прогнозирования): Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук. М., 1992.
  102. Н.Н. Проблемы государственно-монополистического регулирования внешней торговли США на современном этапе: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора экономических наук (08.00.14).-М, 1980.-49 с.
  103. Е.Г. Иностранный капитал в экономике пореформенной России (1861−1913) — Автореферат дисс. на соискание учен, степени канд. экон. наук. — М.: Изд-во РЭА им. Г. В. Плеханова.
  104. Место национальной экономики в системе мирохозяйственных связей: Сборник обзоров / ИНИОН РАН. -М., 1996. 130 с.
  105. Народное хозяйство ССР за 70 лет: Юбилейный стат. ежегодник / Госкомстат СССР. М.: Финансы и статистика, 1987. — 766 с.
  106. Национальные счета России в 1989—1994 гг. статистический сборник / Госкомстат России. М., 1995. — 185 с.
  107. Промышленность России. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 1996. — 425 с. Российский статистический ежегодник, 1994- Статистический сборник / Госкомстат России. — М., 1994. — 799 с.
  108. Россия в цифрах. 1995. Краткий статистический сборник / Госкомстат России. М.: Финансы и статистика, 1995. — 354 с.
  109. Россия в цифрах. Краткий статистический сборник / Госкомстат России. М.: Финансы и статистика, 1996. — 400 с.
  110. Россия и СНГ: дезинтеграционные и интеграционные процессы / Под ред. Г. Д. Костинского, Ин-т Географии РАН, Российский Гуманитарный Научный Фонд. М., 1995. — 88 с. Серия: Россия 90-х: проблемы регионального развития. Выпуск 2.
  111. Россия и страны мира: Стат. сб. / Госкомстат России. — М., 1996. —470 с.
  112. СНГ и ЕС: факты и цифры 1995. Международный стат. комитет СНГ, Евростат, 1995. — 167 с.
  113. Современные теории внешнеэкономических отношений / Реферативный сборник. РАН, ИНИОН. -М., 1992. 142 с.
  114. Торгово-экономические отношения России со странами СНГ: Научно-аналитический сборник / ИНИОН РАН. М., 1996. — 55 с.
  115. Экономическая энциклопедия. Политическая экономика в 4-х томах. Гл. ред. А. М. Румянцев. М.: Советская энциклопедия, 1972. — Т.1. А-Индексы. — 560 с.
  116. Экспорт научно-технических достижений на лицензионной основе / Сост. И. А. Харитонов. М., 1991. — 31 с.
  117. Учебные пособия, брошюры и лекции
  118. В.Б., Ливенцев Н. Н. Международные экономические отношения: Учебное пособие / Под ред. Н. Н. Ливенцева. М.: Финансы и статистика, 1996. -160 с.
  119. Э.П. Арсенал средств внешнеэкономической политики и их применение в Российской Федерации. М.: МГИМО, 1995. — 123 с.
  120. Э.П., Градобитова Л. Д. Новые тенденции в современных международных экономических отношениях промышленно развитых стран. М.: МГИМО, 1994. — 125 с.
  121. И.Н. Экономические основы технологического развития: Учеб. пособие для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. — 160 с.
  122. И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. -М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. 501 с.
  123. Л.М., Носкова И. Я. Международные экономические отношения. Учебн. пособие. М.: Банки и биржи, ЮИНИТИ, 1995. -152 с.
  124. С.В. Международные экономические отношения на пороге XXI века. Учебн. пособие. М.: МГИМО, 1995. — 36 с.
  125. Введение в рыночную экономику: Учебное пособие для экон. спец. вузов / Под ред. А. Я. Лившица, И. И. Никулиной. — М.: Высшая школа, 1995.-447 с.
  126. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920−1990 гг. Учебн. пособие / А. Н. Маркова, Н. С. Кривцова и др. / Под ред. проф. А. Н. Марковой -М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1995. 192 с.
  127. Курс экономической теории / Учебное пособие под ред. проф. Че-пурина М.Н., проф. Киселевой Е. А. // МГИМО МИД РФ. Киров, 1994. -624 с.
  128. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л. Н. Красавиной. М.: Финансы и статистика, 1994. -592 с.
  129. Международные экономические отношения: Учебник / Под общ. ред. В. Е. Рыбалкина. — М.: Журнал «Внешнеэкономический бюллетень», Дипломатическая академия при МИД РФ, 1997. 384 с.
  130. Общая экономическая теория (политэкономия): Учебник / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ПРОМО-Медиа, 1995.-608 с.
  131. Размещение производительных сил: Учебник для вузов.
  132. B.В.Кистанов, Н. В. Копылов, А. Т. Хрущев и др. — М.: Экономика. 1994.1. C.59.
  133. Экономика внешних связей России: Учебник для предпринимателя / Под ред. А. С. Булатова. М.: Изд-во БЕК, 1995. — 704 с.
  134. Научные публикации из отечественных периодических изданий Абалкин Л. О национально-государственных интересах России. — Вопросы экономики. 1994. № 2. С.4−16.
  135. С. Экспорт российского вооружения: проблемы и пути их решения //Вопросы экономики, 1994. — № 6. С.92−1-3.
  136. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике //БИКИ, 10 сентября 1996,№ 105.-С. 1−2.
  137. В.Д. Положение в минерально-сырьевом комплексе России. // БИКИ, 14 декабря 1996, № 146. С.2−3.
  138. В.Д. Россия на мировом рынке капиталов // БИКИ, 6 июня 1996.-С.2−3.
  139. А.С. Российский капитал за рубежом // БИКИ, 21 сентября 1996.-С.2.
  140. Л. Региональные проблемы российского экспорта // внешняя торговля, 1995, № 1. — С.6−8.
  141. С. Транснационализация российских ФПГ. // Российский экономический журнал, 1996, № 7. С.29−36.
  142. О. Россия и Азиатско-Тихоокеанский регион: перспективы торгово-экономического и интеграционного сотрудничества // Внешняя торговля, 1996, № 3. С.2−6.
  143. О. Россия США: Изменения в подходах к экономическому сотрудничеству // Внешняя торговля, 1995, № 203. — С.21−23.
  144. О. О создании зон свободной торговли между Россией, ЕС и США. БИКИ, 2 ноября 1996, № 129. — С.2−3.
  145. A.M. Географическая структура внешней торговли России в 1994—1996 гг..-БИКИ, 15 мая 1997, № 56.-С.2−3.
  146. A.M. Тенденции динамики цен на внешних рынках и внешнеторговых цен России в 191−1995 гг. // БИКИ, 2 марта 1996, № 24. С.3−4.
  147. A.M. Мировая торговля и внешняя торговля России в 1994—1995 гг.. //БИКИ, 17 февраля 1996, № 18. -С.2−4.
  148. A.M. Экономика и внешняя торговля России, тенденции и взаимозависимость // БИКИ, 5 октября 1996. № 116. С.2−3.
  149. И. Мировой рынок капиталов и Россия. // Внешняя торговля, 1992, № 10.-С.5−9.
  150. В.Е. Внешняя торговля России со странами СНГ на современном этапе//БИКИ, 28 декабря 1996., № 152−153. С. 1−5.
  151. Г. М. Международная торговля услугами // БИКИ, 27 марта 1997, № 35.-С.1,4.
  152. А. Внешняя торговля России в 1992—1993 гг.. // Вопросы экономики, 1994, № 6. С.74−91.
  153. М.А. Конкуренция в современном мире конкуренция и практика.// БИКИ, 12 октября 1996, № 120. — С.4−5.
  154. Э.Г. Геоэкономические ориентиры антикризисного развития России // Российский экономический журнал, 1996, № 7. С.64−40.
  155. А.Т. Защитные меры во внешнеэкономических связях Росси // БИКИ, 30 мая 1996, № 62. С. 1−3.
  156. В.А. Внешнеэкономические аспекты развития регионов России // БИКИ, 5 сентября 1996, № 103. С.1−3.
  157. В.А. О Федеральной целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 1996−1997 годы и на период до 2000 года» // БИКИ, 3 декабря 1996, № 141. С. 1−3.
  158. . Формирование внешнеэкономической политики // Внешняя торговля, 1993, № 3. С.2−6.
  159. М. Стратегия взаимодействия России с мировым хозяйством // Вопросы экономики, 1994, № 12. С.79−89.
  160. А.С., Ровенгеров Б. Н. Развитие системы внешнеторговой информации в России // БИКИ, 29 августа 1996, № 10. С.2−3.
  161. Г. Мировая экономика и международная торговля в 1993—1994 гг.. // Внешняя торговля, 1994, № 11. С.21−25.
  162. Россия и зарубежные страны: сравнение по основным показателям //Вопросы экономики. -№ 5, 1997. С. 154.
  163. Л.В. Международная торговля и торговая политика // БИКИ, 12 ноября 1996, № 132.-С. 1, 3−5.
  164. В. Формы международных экономических связей России в условиях реформы // Внешняя торговля, 1992. № 2−3.
  165. В. О формировании эффективной товарной структуры экспорта России // Внешняя торговля, 1994, № 10−11.
  166. С. Утечка умов и технологическая безопасность России // Российский экономический журнал, 1996, № 3. С.9−17.
  167. Е.В. Приоритеты экспортной стратегии США // БИКИ, 7 декабря 1996, № 1453. С. 1, 3−5, 16.
  168. А.Н. Формирование механизма государственной поддержки экспорта в России // БИКИ, 22 февраля 1996, № 20. С1−4.
  169. А.Н. Российский экспорт: между прошлым и будущим // Экономика и жизнь, № 1, март 1996. С. 13.
  170. А.Н. Какой быть экспортной специализации России? // Внешняя торговля, № 9, 1996. С.29−33.
  171. Т.Н., Пекур С. С. Торговля России со странами центральной Европы // БИКИ, 3 августа 1996, № 89. С. 14.
  172. Внешнеторговые связи России в 1995 г. // БИКИ, 3 февраля 1996, № 12.-С.2−4.
  173. Внешняя торговля Росси в 1991−196 гг. // БИКИ, 3 сентября 1996, № 102. С.3−6.
  174. Доля стран СНГ в мировом экспорте // БИКИ, 30 апреля 1996, № 50. -С.З.
  175. Итоги внешнеэкономической деятельности за 194 г. // Внешняя торговля, № 4., 1995. С.3−9.
  176. Мировая торговля вооружением и военной техникой в 1986—1995 гг. // БИКИ, 26 декабря 1996, № 151.- С.2−5.
  177. Мировая торговля вооружением и военной техникой // БИКИ, 10 февраля 1996, № 15. С.2−4.
  178. Национальная экспортная стратегия США: итоги и перспективы // БИКИ, 8 июня 1996, № 66. С.3−5.
  179. Некоторые вопросы конкурентоспособности промышленности России // БИКИ, 9 января 1997, № 3. С.2−3, И января 1997, № 4. -С.2−3.
  180. Новые тенденции в развитии туризма «владение отдыхом» // БИКИ, 7 марта 1997, № 28. — С.З.
  181. О мерах по усилению государственного регулирования ВЭД в России // БИКИ, 25 января 1997, № 10. С.З.
  182. О техническом содействии России зарубежным странам // БИКИ, 28 января, № 11.-С.2.
  183. О финансово-промышленных группах России и Японии // БИКИ, 10 октября, № 119 С.2−3.
  184. Перспективы развития мирового рынка нефти // БИКИ, 27 августа 1996, № 99. -С.12−13.
  185. Положение в машиностроении России // БИКИ, 16 мая 1996, № 55−56.
  186. Положение в нефтегазовом комплексе России // БИКИ, 16 января 1997, № 6. — С.2−4.
  187. Ракетно-космическая промышленность России и мировой космиче
  188. Ф^ ский рынок // БИКИ, 23 января 1997, № 9. с.1−6.
  189. Россия и мировой рынок вооружений и военной техники // БИКИ, 25 июня 1996, № 72. С.2−3.
  190. Состояние минерально-сырьевой базы России // БИКИ, 13 апреля 1996, № 43. — С.2−6.
  191. Федеральная программа развития экспорта и малый бизнес // БИКИ, 20 февраля 1996, № 19. С. 1.
  192. ЦБ России об инвестициях российских резидентов за рубежом // БИКИ, 24 сентября 1996, № 111. С. 2.
  193. Бем-Баверк Е. Основы теории ценности хозяйственных благ. Австрийская школа в политической экономике. М., 1992. С. 334.
  194. Д.Д., Радеба Ли X., Международный бизнес. М.: Изд-во «Дело». 1998.
  195. П. Экономика мирохозяйственных связей. Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1992. 520 с.
  196. Р. Макроэкономика. Курс лекций для российских читателей. М.: Джон Уайли энд санз, 1994.
  197. К., Брю С. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. В 2-х томах. Пер. с англ. 11-го изд. М.: Республика, 1992.
  198. А. Принципы экономической науки. М., 1993.
  199. Ф. Друкер. Новые реальности: в правительстве и политике, в экономике и бизнесе, в обществе и мировоззрении. Пер. с англ. М.: Бук Чембэр Интернэшнл, 1994. — 377 с.
  200. М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. и предисловием В. Д. Щетинина. М.: Международные отношения, 1993. — 896 с.
  201. М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения: Пер. с франц. М.: Прогресс, Универс, 1994. — 496 с.
  202. Дж. Рыночная экономика и Россия. Пер. с англ. / ВВС МРМ — М.: Экономика, 1994.-331 с.
  203. Х.А. Международные организации, справочник / Пер. с нем. С. А. Тюльпаева. М.: Международные отношения, 1995. — 320 с.
  204. Антология экономической классики. Предисловие И. А. Столярова. М.: МП «ЭКОНОВ», «КЛЮЧ», 1993. — 475 с.
  205. Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие услуги. Пер. с англ. / Под ред. Гольцберга М. А., Вороновой А. В. — Киев: Торгово-издательское бюро ВНУ- Москва, БИНОМ, 1994. 479 с.
  206. Экономика России: рост возможен. Исследование производительности ключевых отраслей. Опыт московского отделения компании «McKinsey Global institute». М., 1999.
  207. Шмиттогофф Клайв М. Экспортная торговля / Внешторгиздат. 1958. С.337−339.
  208. World Economic Outbook, 1996.
  209. WTO Annual Statistics, 2000.
  210. R.S.Arora A. Practical Guide to the Foreign Trade of India / National Publishing House? Delhi 7, 1967, P. 12−16.
  211. Global Economic Prosoects and the Developing Countries. The World Bank, Washington, D.C. 1996.1.tovskey Robert, «The export Finance Works», Colambia Journal of World Business, Vol. 25, Nos. 1& 2.
  212. Baikal Economic Forum 2000, htttp: // forum, baikal.ru. F.H.Rolf Seringhaus, «The Impact of Government Export Marketing Assistance», International Marketing Review, Vol.3, № 3.
  213. Sandretto Rene, Le commerce international. Paris, Colin, 1989. Siroen J-M., L, economie mondiale: vers L/an 2000. — Paris, 1988.
Заполнить форму текущей работой