Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Содержание и динамика кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Профессиональное самоопределение личности студентов в процессе получения высшего образования представляет собой одну из ведущих необходимых форм самоопределения и самоорганизации личности в целом. Самодетерминация профессионального самоопределения проявляется в дея-тельностном преобразовании личностью себя, порождаемом потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляется в ходе… Читать ещё >

Содержание

  • МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА Специальность 19.00.07 — педагогическая психология
  • Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук
  • Научные руководители: доктор медицинских наук, профессор
  • Свиридова И. А. доктор психологических наук, профессор
  • Яницкий М. С. рукописи
  • Кемерово
  • ГЛАВА 1. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
    • 1. 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
    • 1. 2. СУЩНОСТЬ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
    • 1. 3. ОСОБЕННОСТИ ВЫСШЕГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ В ЕГО ПРОЦЕССЕ
  • ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1
  • ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
    • 2. 1. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 2. ИССЛЕДОВАНИЕСОДЕРЖАНИЯ И ДИНАМИКИ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
    • 2. 3. ПРОГРАММА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ КРИЗИСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА И РЕЗУЛЬТАТЫ ЕЕ АПРОБАЦИИ
  • ВЫВОДЫ О ГЛАВЕ 2

Содержание и динамика кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Социальный заказ на подготовку квалифицированных специалистов системы здравоохранения, повышение профессиональной готовности медицинских кадров является стратегической задачей в сохранении физического и психического здоровья нации, страны, общества и обеспечении национальной безопасности в сфере здравоохранения. Модернизация системы высшего образования вызвала появление целого ряда исследований, направленных на повышение его качества, личностное и профессиональное развитие будущих специалистов. Одной из основных тенденций стало выдвижение на первый план вопросов содействия профессиональному развитию личности, ее становлению и самореализации в процессе вузовской подготовки.

Проблемам самоопределения и самореализации в постнеклассической парадигме науки уделяется большое внимание. Вопросы профессионального самоопределения рассматриваются с позиции открытости, самоорганизации, ориентации на саморазвитие, когда предметом изучения является самоопределившаяся личность (М. С. Ковалевич, Н. М. Таланчук). Профессиональное самоопределение выступает одной из необходимых форм самоопределения личности в целом, и каждая из форм самоопределения (личностное, ролевое, социальное и пр.) имеет свое содержание, особенности проявления и находится в тесной взаимосвязи друг с другом, составляя единое целое — самоопределение личности (М. Р. Гинзбург, А. К. Маркова, Н. С. Пряжников).

В работах Н. С. Андреевой, Д. Е. Беловой, М. Г. Голубевой, И. В. Каги-тиной, Л. И. Кунц, Ю. П. Поваренкова и др. отражены содержательные характеристики профессионального самоопределения студентов — будущих педагогов, психологов и инженеров. Вместе с тем, анализ научной литературы показывает, что в настоящее время проблема особенностей содержания профессионального самоопределения в процессе высшего медицинского образования остается недостаточно изученной.

На всех этапах профессионального самоопределения: в выборе, освоении и реализации профессиональной деятельности, субъект сталкивается с трудностями, как внешними объективными, так и внутренними субъективными. Процесс профессионального становления сопровождается рядом кризисов, каждый из которых отличается своеобразием ситуации и индивидуальными способами выхода из них, отмечает Э. Ф. Зеер. Самоорганизационный подход к внутреннему миру личности, ее кризисам предвосхитил Л. С. Выготский, предполагая описать внутренние процессы личностной динамики в изначальной напряженности сознания, но, по мнению М. Г. Яро-шевского, этот проект так и не был реализован.

Современные исследователи кризисов профессионального самоопределения Б. С. Волков, Е. П. Ермолаева, Н. Б. Шевкиева и др. отмечают, что переживание кризиса вызывает перестройку психологической структуры личности и, порождая психическую напряженность, кризисы стимулируют профессиональное развитие личности. У личности формируется установка на активное преодоление кризисного состояния, развивается активная и осознанная саморегуляция. Но не '' каждая личность готова к активному, конструктивному преодолению кризиса, поэтому существует необходимость создания оптимальных условий для преодоления уже возникших кризисов и разработки психологических методов сопровождения кризисов профессионального самоопределения на этапе вузовской подготовки.

В свете этих задач особую значимость представляет изучение содержания и динамики кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза, как показывает анализ научной литературы, данной проблеме не уделяется должного внимания. Как правило, процесс обучения в медицинском вузе отождествляется с обучением в других высших учебных заведениях, без учета специфики медицинского образования.

Все это определяет необходимость разработки и активации механизмов и форм целенаправленного психологического сопровождения личности студента, выбравшего врачебную профессию. Недостаточная теоретическая разработанность и практическая нерешенность делают актуальным рассмотрение на диссертационном уровне следующей проблемы: Каково психологическое содержание и динамика кризисов профессионального самоопределения, переживаемых студентами медицинского вуза, и каковы возможности их психологического сопровождения?

Решение данной проблемы определило цель исследования: раскрыть психологическое содержание и динамику кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза, а также обосновать и эмпирически проверить возможности их психологического сопровождения.

Объект исследования — профессиональное самоопределение студентов медицинского вуза.

Предмет исследования — психологическое содержание и динамика кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза.

Гипотезы исследования:

1. Психологическое содержание кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза характеризуется повышением уровня невротизации, снижением психологической адаптивности, неоптимальным профессиональным мотивационным комплексом, снижением показателей осмысленности жизни и наличием внутренних конфликтов.

2. Особенности динамики кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза (своеобразное распределение пиковых периодов по курсам обучения) обусловлены триединством основополагающих направлений обучения в медицинском вузе — образование (учебное направление), научные исследования (научное направление) и клиническая практика (лечебное направление).

3. Психологическое сопровождение кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза оптимизирует протекание данных кризисов, обеспечивает качественное изменение их психологического содержания и динамики.

Задачи исследования:

1. Раскрыть сущность, особенности, структуру и этапы профессионального самоопределения личности студентов в процессе получения высшего образования.

2. Охарактеризовать особенности высшего медицинского образования и специфику профессионального самоопределения студентов в его процессе.

3. Выявить психологическое содержание, динамику, факторы и способы преодоления кризисов профессионального самоопределения студентами медицинского вуза.

4. Разработать и апробировать программу психологического сопровождения кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза.

Теоретической основой исследования явились положения, изложенные в трудах К. А. Абульхановой-Славской, рассматривающей профессиональное самоопределение в неразрывной связи с выбором жизненного пути, жизненным самоопределением.

Конкретными методологическими основаниями исследования выступили следующие концепции:

— концепция психологической обусловленности личностного и профессионального самоопределения (К. А. Абульханова-Славская, JI. С. Выготский, С. JI. Рубинштейн, Д. И. Фельдштейн, Е. Ginsberg, D. Holland и др.);

— представления о содержании профессионального самоопределения личности, выделяющие его психологические компоненты (JI. И. Божович,.

М. Р. Гинзбург, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, В. Ф. Сафин, U. Moser, A. Roe и др.);

— представления о профессиональном самоопределении студентов и выпускников высших учебных заведений (В. В. Болучевская, Б. Г. Ананьев, Е. И. Головаха, И. М. Соколова, А. В. Серый, П. А. Шавир, М. С. Яницкий, D. Super и др.);

— концепции кризисов профессионального становления и самоопределения (Ф. Е. Василюк, Б. Ливехуд, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Э. Э. Сыманюк, G. Caplan, Е. Erikson и др.);

— представления о психологическом сопровождении в условиях учебно-профессиональной деятельности (Л. И. Божович, Е. В. Бондаревская, О. С. Газман, Н. В. Жигинас, И. С. Якиманская, R. Contrada, J. Crites и др.).

База и этапы исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» (КемГМА). В исследовании приняли участие 446 студентов с 1 по 6 курс, из них обучающихся по специальности «Лечебное дело» — 212 человек, «Педиатрическое дело» — 197 человекучастниками формирующего эксперимента стали 37 студентов 3 курса педиатрического факультета, которые составили т.н. экспериментальную группу.

Исследование проводилось в период с 2008 по 2012 гг. и осуществлялось в три этапа:

Первый этап (2008 — 2009 гг.) — подготовительныйна данном этапе осуществлялось методологическое и теоретическое осмысление проблемы, проводился теоретический анализ литературы по теме исследованияопределялись концептуальные подходы к разработке темы и научного аппарата исследованияформулирование цели исследования, выдвижение рабочей гипотезы.

Второй этап (2009 — 2011 гг.) — экспериментальный. На данном этапе проводилось изучение психологического содержания и динамики кризисов профессионального самоопределения студентов в процессе получения высшего медицинского образованияосуществлена разработка и реализация программы психологического сопровождения кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза.

Третий этап (2011 — 2012 гг.) — заключительный. Проведен обобщающий анализ данных, полученных в ходе экспериментального исследования, сформулированы основные выводы, закончено оформление текста диссертации.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме, систематизация ранее проведенных исследований.

2. Диагностические методы. В качестве психодиагностических методик использовались: психобиографический метод с применением реконструированной Э. Ф. Зеером биографической анкеты В. Г. Норакидзе в сочетании с методом контент-анализа на основе индикаторной таблицы и кодировочной инструкции, разработанных Э. Э. Сыманюкметодика изучения мотивации профессиональной деятельности К. Замфир в модификации А. Реанаметодика диагностики уровня невротизации Л. И. Вассерманаметодики самооценки психологической и эмоционально-деятельностной адаптивности Н. П. Фетискинатест смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева (СЖО) — методика «Диагностика внутреннего конфликта» Е. Б. Фанталовой.

3. Констатирующий и формирующий эксперименты.

4. Математические методы обработки данных: для проверки статистической достоверности расхождений применялся у2 — критерий Пирсона, корреляционный анализ проведен с помощью г — критерия Спирмена, сравнительный анализ — с помощью Т — критерия Вилкоксона, с применением компьютерной программы ЗшИэйса 6.1 (Лицензия № ВХХ11 006В092218РАШ1).

Рисунки (графики и диаграммы) выполнены с помощью программы пакета Microsoft Office — Microsoft Excel, версия 2003 г.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечивалась научно-методологической обоснованностью программы исследования, использованием комплекса надежных и апробированных методов, адекватных его предмету, задачам и гипотезамрепрезентативностью выборки испытуемыхприменением методов математической статистики.

Научная новизна исследования заключаются в следующем:

1. Уточнено представление о профессиональном самоопределении личности в процессе высшего медицинского образования как об одной из ведущих необходимых форм самоопределения и самоорганизации личности студентов медицинского вуза.

2. Раскрыты психологические особенности кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза, проявляющиеся в нарушении следующих содержательных характеристик: профессионального мо-тивационного комплекса, уровня невротизации, адаптивности, системы смысложизненных ориентаций, внутренних конфликтов личности.

3. Выявлены особенности динамики кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза, заключающиеся в специфическом распределении пиковых периодов (пик кризиса профессиональных экс-пектаций приходится на 3 и 4 курсы обученияпик кризиса учебно-профессиональных ориентаций и пик кризиса выбора профессии — на 6 курс обучения).

4. Обосновано представление о психологическом сопровождении кризисов профессионального самоопределения студентов в процессе получения высшего медицинского образования как механизме стимулирования установки личности к активной и осознанной саморегуляции.

Ш I.

Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении представления о профессиональном самоопределении студентов медицинского вуза, характеристике психологических особенностей содержания и динамики кризисов профессионального самоопределения студентов в процессе получения высшего медицинского образования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработана и внедрена программа психологического сопровождения кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза. Предложенные дополнения лекционной и практической части учебных циклов психолого-педагогического блока могут быть использованы преподавателями высших медицинских учебных заведений при чтении курсов «Психология и педагогика», «Возрастная психология», «Педагогическая психология», «Медицинская психология».

Положения, выносимые на защиту:

1. В процессе высшего медицинского образования психологическое содержание кризисов профессионального самоопределения студентов проявляется следующими особенностями:

— кризис выбора профессии характеризуется низкими показателями внутренней профессиональной мотивации, высоким уровнем невротизации, низкими значениями эмоционально-деятельностной адаптивности, низкими показателями осмысленности целей в будущем и общей осмысленности жизни, наличием внутренних конфликтов в сфере «интересная работа»;

— кризис профессиональных экспектаций характеризуется высокими показателями внешней отрицательной профессиональной мотивации и низкими показателями внешней положительной мотивации, низкими показателями общей осмысленности жизни и осмысленности будущего, наличием конфликтов в сфере «интересная работа»;

— кризис учебно-профессиональных ориентаций характеризуется низкими показателями внутренней профессиональной мотивации и высокими показателями внешней отрицательной мотивации, низкими значениями психологической адаптивности, низкими показателями общей осмысленности жизни и осмысленности настоящего, наличием внутренних конфликтов в сфере «уверенность в себе»;

— ненормативный кризис характеризуется высоким уровнем невротиза-ции, низкими значениями психологической адаптивности, низкими показателями осмысленности настоящего, наличием внутренних конфликтов в сфере «активная деятельная жизнь».

2. Особенностями динамики кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза является то, что пик кризиса профессиональных экспектаций приходится на 3 и 4 курсы обученияпик кризиса учебно-профессиональных ориентаций и пик кризиса выбора профессии приходится на 6 курс.

3. Психологическое сопровождение кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза способствует профилактике негативных психических проявлений, сопровождающих кризисысодействует формированию навыков конструктивного преодоления кризисов в процессе профессионального самоопределения будущих врачей и стимулированию механизмов установки личности к активной осознанной саморегуляции.

4. Реализация программы психологического сопровождения кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза способствует качественному изменению особенностей их содержания: повышению уровня внутренней и внешней положительной мотивации, снижению уровня внешней отрицательной мотивацииповышению уровня эмоционально-деятельностной и психологической адаптивностиснижению уровня невро-тизацииповышению показателей общей осмысленности жизни, осмысленности самого процесса жизни, а также результативности жизниснижению выраженности внутренних конфликтов личности.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были представлены в докладах и сообщениях на научно-практических и методологических семинарах кафедры социальной психологии и психосоциальных технологий Кемеровского государственного университета, кафедры истории и психологии Кемеровской государственной медицинской академии в 2008;2012 гг.

Основные результаты исследования докладывались и обсуждались на конференциях разного уровня:

— международного: «Современные проблемы гуманитарных и естественных наук» (Москва, 2010);

— всероссийского: Развитие человеческого потенциала как фактор модернизации экономики и социальных отношений" (Нижний Новгород, 2009) — «Современный мир. Современное образование. Проблемы, тенденции развития, подходы» (Москва, 2011) — «Психологические проблемы безопасности в образовании» (Москва, 2011);

— регионального: «Современные проблемы воспитательного процесса в вузе» (Кемерово, 2008; Кемерово, 2010).

Результаты и выводы настоящего исследования внедрены в деятельность социально-психологической службы и в учебный процесс кафедры истории и психологии Кемеровской государственной медицинской академии, о чем имеются соответствующие акты внедрения.

Объем и структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 143 наименования работ отечественных и зарубежных авторов, приложений. Общий объем диссертации составляет 199 печатных страниц. В тексте диссертации приведены 18 таблиц, 8 рисунков, 3 приложения.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2.

Констатирующий этап опытно-эмпирической работы охватил 446 студентов педиатрического и лечебного факультетов медицинского вуза, позволил подтвердить наличие проблемы кризисов профессионального самоопределения в процессе получения высшего медицинского образования.

В процессе обучения у студентов проявляются четыре группы кризисов профессионального самоопределения: кризис учебно-профессиональных ориентацийкризис профессиональных экспектаций, кризис выбора профессии и ненормативный кризис. Проведенное исследование позволило выявить, что психологические особенности кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза, проявляются в нарушении следующих содержательных характеристик: профессионального мотивационного комплекса, уровня невротизации, психологической и эмоционально-деятельностной адаптивности, системы смысложизненных ориентаций, внутренних конфликтов личности.

Выявлена определенная динамика кризисов, при которой пиковые периоды распределены следующим образом: пик кризиса профессиональных экспектаций приходятся на 3 и 4 курсы обученияпики кризиса учебно-профессиональных ориентаций и кризиса выбора профессии — на 6 курс обучения. Таким образом, содержание и динамика кризисов профессионального самоопределения в процессе высшего медицинского образования имеет определенные особенности, обусловленные спецификой обучения в высшей медицинской школе.

Проведенное исследование позволило разработать программу психологического сопровождения кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза. Программа руководствуется концептуальными подходами, рядом общепсихологических и частных принципов и включает в себя следующие составляющие: усиление лекционной и практической части курса «Психология и педагогика», введение дополнительного спецкурса и мониторинг психологического содержания и динамики кризисов профессионального самоопределения студентов, а также индивидуальная работа с лицами, переживающими данные кризисы.

Программа была апробирована в рамках формирующего этапа опытно-эмпирической работы, экспериментальную группу составили 37 студентов педиатрического факультета. Контрольный психодиагностический срез был проведен по тем же методикам, что и констатирующий этап эксперимента. Согласно полученным данным, у студентов экспериментальной группы произошли позитивные изменения психологического содержания кризисов профессионального самоопределения: оптимизируются показатели профессионального мотивационного комплексауровень невротизации достоверно снижаетсязначения адаптивности в среднем увеличиваютсяповышаются показатели системы смысложизненных ориентацийвыраженность внутренних конфликтов в профессионально значимых сферах существенно снижается. В экспериментальной группе после реализации программы происходит значимое снижение показателей переживания кризисов профессионального самоопределения. Сравнение полученных результатов в экспериментальной группе до формирующего эксперимента и после него, позволяет сделать заключение об эффективности предложенной программы психологического сопровождения кризисов профессионального самоопределения в процессе высшего медицинского образования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В данной работе проведено теоретико-эмпирическое исследование по проблеме: «Содержание и динамика кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза».

Рассмотрено понятие профессионального самоопределения как одной из необходимых форм самоопределения и самоорганизации личности в целом. Каждая из частных форм самоопределения (личностное, социальное, ролевое, профессиональное) имеет свое содержание, особенности проявления и находится в тесной взаимосвязи друг с другом, составляя единое целое — самоопределение личности. Вопросы профессионального самоопределения в пост-неклассической парадигме науки рассматриваются с позиции открытости, самоорганизации, ориентации на саморазвитие, когда предметом изучения является самоопределившаяся личность.

Обосновано, что профессиональное самоопределение представляет собой осознанный, внутренне детерминированный процесс поиска личностью определенной позиции в избираемой, осваиваемой и реализуемой профессиональной деятельности, ориентированный на саморазвитие и самоосуществление. Самодетерминация профессионального самоопределения проявляется в деятельностном преобразовании личностью себя, порождаемом потребностями в самоизменении и личностном росте, и осуществляется в ходе саморегуляции своей деятельности, направленной на достижение профессионально значимых целей.

Доказано, что процесс профессионального самоопределения сопровождается рядом кризисов, которые относят к нормативным кризисам личности, наряду с возрастными кризисами, кризисами психического развития и кризисами профессионального развития личности. Решающее значение в возникновении кризисов имеют объективные и субъективные факторы: смена ведущей деятельностикардинальное изменение социальной ситуациисовершенствование способов деятельности и неудовлетворенность собойоценка успешности начала процесса профессионализацииа также случайные события и неблагоприятные обстоятельства.

Кризисы профессионального самоопределения выступают нормативными кризисами профессионального становления личности. Представляют собой непродолжительные по времени периоды перестройки профессионального сознания и структуры профессионального самоопределения (в когнитивном, эмоциональном, поведенческом или смысловом компонентах), обусловленные внутренними противоречиями, неудовлетворенностью собой и своей деятельностью. По аналогии с кризисами профессионального становления личности, описанными Э. Ф. Зеером, Э. Э. Сыманюк, и, вслед за Л. А. Головей, Е. А. Климовым, Н. С. Пряжниковым, Н. В. Сорокиной, Н. Б. Шев-киевой и др. на этапе вузовской подготовки можно выделить следующие виды кризисов профессионального самоопределения: кризис учебно-профессиональных ориентацийкризис выбора профессиикризис профессиональных экспектаций и ненормативный кризис.

Проанализирована специфика высшего медицинского образования, это позволило сделать ряд выводов об особенностях профессионального самоопределения в его процессе. Как правило, процесс обучения в медицинском вузе отождествляется с обучением в других высших учебных заведениях, без учета специфики медицинского образования. Между тем, медицинские вузы вынуждены находиться в «смежном поле»: с одной стороны подчиняться государственной политике в области образования, с другой — испытывать на себе влияние здравоохранения, которое модернизируется сегодня в России (М. А. Пальцев).

Другая отличительная особенность высшего медицинского образования — единство трех основополагающих направлений в работе медицинских вузов: образование (учебное направление), научные исследования (научное направление) и клиническая практика (лечебное направление). Интенсификация лечебного и научного направлений на этапах адаптации и самореализации в учебно-профессиональной деятельности, в структуре профессионального самоопределения, способствует формированию у студентов профессиональных способностей, клинического мышления и т. д. С другой стороны — обеспечивает изменения в психологическом содержании компонентов профессионального самоопределения и динамику кризисов в его процессе. Кроме того, процесс обучения в медицинском вузе длится достаточно продолжительный период времени: до семи или восьми лет (учитывая интернатуру и ординатуру) на лечебном и педиатрическом факультетах. Соответственно, этап профессионального самоопределения завершения учебно-профессиональной деятельности в медицинском вузе пролонгируется в профессионально-учебную и профессионально-научную деятельность.

Таким образом, вопросы профессионального самоопределения личности в научной психологической и педагогической литературе представлены достаточно широко. На этапе вузовской подготовки исследованы содержательные характеристики профессионального самоопределения студентов, будущих педагогов, психологов, инженеров. Большое внимание уделяется проблеме кризисов профессионального самоопределения, изучены детерминирующие их факторы, дана типология, описаны способы выхода. Профессиональному развитию врачей посвящено немало работ, как в психологической, так и медицинской науке. Вместе с тем, проблема кризисов профессионального самоопределения студентов в процессе получения высшего медицинского образования остается до сих пор неизученной. Данное обстоятельство позволило выдвинуть гипотезы о существовании особенностей психологического содержания и динамики кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе ГБОУ ВПО «Кемеровская государственная медицинская академия» (КемГМА). В исследовании приняли участие 446 студентов с 1 по 6 курс. Исследование проводилось поэтапно в период с 2008 по 2012гг.

Проведенное исследование позволило выявить, что кризис учебно-профессиональных ориентаций характеризуется низкими показателями внутренней профессиональной мотивации и высокими показателями внешней отрицательной мотивациинизкими значениями психологической адаптивностинизкими показателями общей осмысленности жизни и осмысленности настоящегоналичием внутренних конфликтов в сфере «уверенность в себе».

Кризис выбора профессии характеризуется низкими показателями внутренней профессиональной мотивациивысоким уровнем невротизациинизкими значениями эмоционально-деятельностной адаптивности. Выявлены низкие показатели осмысленности целей в будущем и общей осмысленности жизни, а также наличие внутренних конфликтов в сфере «интересная работа» и «уверенность в себе». Кризис профессиональных экспектаций характеризуется высокими показателями внешней отрицательной профессиональной мотивации и низкими показателями внешней положительной мотивациинизкими показателями общей осмысленности жизни и осмысленности будущегоналичием конфликтов в сфере «интересная работа». Ненормативный кризис характеризуется высоким уровнем невротизациинизкими значениями психологической адаптивностинизкими показателями осмысленности настоящего, наличием внутренних конфликтов в сфере «активная деятельная жизнь».

Таким образом, гипотеза 1 подтверждена, действительно: психологическое содержание кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза характеризуется неоптимальным профессиональным мо-тивационным комплексом, повышением уровня невротизации, снижением психологической адаптивности, снижением показателей осмысленности жизни и наличием внутренних конфликтов.

В ходе исследования выявлена определенная динамика кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза, при которой пиковые периоды распределены следующим образом: пик кризиса профессиональных экспектаций приходятся на 3 и 4 курсы обученияпик кризиса учебно-профессиональных ориентаций и пик кризиса выбора профессии — на 6 курс соответственно. Кризис профессиональных экспектаций обусловлен плотным знакомством с содержанием профессиональной деятельности и с условиями ее реализации, что вызывает значительный рост разочарованности в профессии, а в медицинском вузе этот период охватывает два курса, несколько сглаживаясь на четвертом курсе, но не менее остро переживается. Второй скачок пика кризиса профессиональных экспектаций на 4 курсе вызван прохождением студентами обязательной производственной практики (после 3 курса). Такая практика дает им юридическое право работать в качестве среднего медперсонала, чем пользуется более трети студентов, тем самым приобщившись к профессиональному медицинскому сообществу, молодые люди получают новые впечатления и представления для анализа.

Пик кризиса выбора профессии приходится на завершающий этап обучения (6 курс), это можно объяснить тревожностью перед будущим, т.к. студенты находятся на пороге самостоятельной профессиональной деятельности, сомневаются в правильности сделанного ранее профессионального выбора. Наиболее выражен кризис выбора профессии и на первом курсе обучения, многие из первокурсников, сделав свой профессиональный выбор, недостаточно уверены в его правильности. Кризис учебно-профессиональных ориентаций выражен на последнем курсе обучения. Как показывает собеседование, проведенное со студентами выпускных курсов, с одной стороны это связано с некоторой усталостью от учебной деятельности и желанием поскорее закончить учебное заведение, с другой — осознанием, того, что окончив медицинский вуз, необходимо еще пройти обязательную последипломную специализацию — интернатуру, и только затем появится возможность приступить к самостоятельной профессиональной деятельности.

Проведенный анализ теоретических и эмпирических данных, позволил сделать заключение о том, что особенности динамики кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза (своеобразное распределение пиковых периодов по курсам обучения) обусловлены спецификой обучения в высшей медицинской школе.

Разработана программа психологического сопровождения кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза. Психологическое сопровождение в условиях учебно-профессиональной деятельности, по мнению ряда исследователей, это комплексная системно организованная деятельность, в процессе которой создаются оптимальные условия для самореализации личности. По мнению других авторов, это специфическая технология развития индивидуально-личностной сферы обучаемого. По мнению третьих, это система совместной деятельности сопровождающего и сопровождаемого, направленная на раскрытие и сохранение индивидуальности последнего.

Под психологическим сопровождением кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза в данной работе понимается целенаправленно организуемый процесс изучения, профилактики и коррекции протекания кризисов профессионального самоопределения, направленный на проектирование оптимального профессионального развития, обеспечивающий комплексное решение проблем профессионального самоопределения в процессе высшего медицинского образования.

Реализация программы обеспечивается взаимодействием профессорско-преподавательского состава и сотрудников социально-психологической службы медицинского вуза.

Программа включает в себя следующие составляющие:

1. Дополнение лекционной и практической части курса «Психология и педагогика», акцентирующее внимание на проблеме профессионального самоопределения и кризисов в его процессе.

2.

Введение

дополнительного спецкурса, посвященного психологической профилактике кризисов профессионального самоопределения.

3. Мониторинг психологического содержания и динамики кризисов профессионального самоопределения студентов и индивидуальная работа с лицами, переживающими данные кризисы, включающая консультационную, коррекционную работу.

После реализации программы психологического сопровождения, где экспериментальной работой в рамках формирующего эксперимента было охвачено 37 человек (это 3 группы студентов, обучающихся по специальности «Педиатрическое дело», третьего года обучения), контрольный психодиагностический срез проведен по тем же методикам, что и констатирующий этап эксперимента. Анализ полученных результатов позволил выявить, что у студентов экспериментальной группы произошло снижение показателей кризисов профессионального самоопределения, а также позитивные изменения их содержания: увеличились показатели внутренней профессиональной мотивации и внешней положительной мотивации, показатели внешней отрицательной мотивации значительно снизилисьуровень невротизации достоверно понизилсязначения психологической и эмоционально-деятельностной адаптивности в среднем увеличилисьповысились показатели общей осмысленности жизни, осмысленности самого процесса жизни, а также результативности жизнивыраженность внутренних конфликтов в сферах «активная деятельная жизнь», «интересная работа», «познание» и «уверенность в себе» существенно снизилась.

Таким образом, подтверждена гипотеза 3 о том, что психологическое сопровождение кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза оптимизирует протекание данных кризисов, обеспечивает качественное изменение их психологического содержания и динамики. Проведенная опытно-эмпирическая работа позволила сделать следующие общие выводы:

1. Профессиональное самоопределение личности студентов в процессе получения высшего образования представляет собой одну из ведущих необходимых форм самоопределения и самоорганизации личности в целом. Самодетерминация профессионального самоопределения проявляется в дея-тельностном преобразовании личностью себя, порождаемом потребностями в самоизменении и личностном росте и осуществляется в ходе саморегуляции своей деятельности, направленной на достижение профессионально значимых целей. В структуре профессионального самоопределения студентов можно выделить следующие компоненты: когнитивный компонент включает знания о профессии и своих профессиональных качествахэмоциональный компонент — отношение к профессиональной карьерепрофессиональный мотивационный комплексповеденческий компонент — способность к самореализации, деятельностную и психологическую адаптивностьсмысловой компонент — систему смысложизненных ориентаций, ценностно-нравственных качеств.

2. В процессе получения высшего образования, в зависимости от направления выполнения ведущей деятельности, выделяется несколько этапов профессионального самоопределения личности студентов: этап учебно-профессиональной адаптации (на этом этапе происходит приспособление всех компонентов профессионального самоопределения к новому виду деятельности) — этап самореализации в учебно-профессиональной деятельности (выработка индивидуального стиля учебно-профессиональной деятельности, компоненты профессионального самоопределения приходят в соответствие с основными целями обучения) — этап завершения учебно-профессиональной деятельности (подготовка компонентов профессионального самоопределения к переходу от учебно-профессиональной деятельности к профессиональной).

3. Специфика медицинского образования предполагает триединство основополагающих направлений обучения — образование (учебное направление), научные исследования (научное направление), клиническая практика (лечебное направление). Интенсификация лечебного и научного направлений на этапе самореализации в учебно-профессиональной деятельности способствует формированию у студентов профессиональных способностей, клинического мышления и т. д. С другой стороны обеспечивает изменения в психологическом содержании и динамике кризисов профессионального самоопределения. Длительность обучения составляет от пяти (на некоторых факультетах) до семи-восьми лет (включая интернатуру и ординатуру). Таким образом, этап завершения учебно-профессиональной деятельности в медицинском вузе пролонгируется в профессионально-учебную и профессионально-научную деятельность.

4. Особенностями психологического содержания кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза выступают нарушения отдельных компонентов психологических характеристик, способствующих внутреннему подкреплению переживаемых кризисов:

— кризис выбора профессии характеризуется низкими показателями внутренней профессиональной мотивации, высоким уровнем невротизации, низкими значениями эмоционально-деятельностной адаптивности, низкими показателями осмысленности целей в будущем и общей осмысленности жизни, наличием внутренних конфликтов в сфере «интересная работа»;

— кризис профессиональных экспектаций характеризуется высокими показателями внешней отрицательной профессиональной мотивации и низкими показателями внешней положительной мотивации, низкими показателями общей осмысленности жизни и осмысленности будущего, наличием конфликтов в сфере «интересная работа»;

— кризис учебно-профессиональных ориентаций характеризуется низкими показателями внутренней профессиональной мотивации и высокими показателями внешней отрицательной мотивации, низкими значениями психологической адаптивности, низкими показателями общей осмысленности жизни и осмысленности настоящего, наличием внутренних конфликтов в сфере «уверенность в себе»;

— ненормативный кризис характеризуется высоким уровнем невротиза-циинизкими значениями психологической адаптивности, низкими показателями осмысленности настоящего, наличием внутренних конфликтов в сфере «активная деятельная жизнь».

5. Особенностями динамики кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза является то, что пик кризиса профессиональных экспектаций приходится на 3 и 4 курсы обученияпик кризиса учебно-профессиональных ориентаций и пик кризиса выбора профессии приходится на 6 курс.

6. Психологическое сопровождение кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза включает в себя следующие формы работы: дополнение лекционной и практической части учебных курсов психолого-педагогического блока проблемами профессионального самоопределениявведение спецкурса, посвященного психологической профилактике кризисов профессионального самоопределениямониторинг социально-психологической службой содержания профессионального самоопределения студентовиндивидуальную психологическую работу с лицами, переживающими кризисы профессионального самоопределения.

7. Реализация программы психологического сопровождения кризисов профессионального самоопределения студентов медицинского вуза способствует качественному изменению особенностей их содержания: повышению уровня внутренней и внешней положительной мотивации, снижению уровня внешней отрицательной мотивацииповышению уровня эмоционально-деятельностной и психологической адаптивностиснижению уровня невро-тизацииповышению показателей общей осмысленности жизни, осмысленности самого процесса жизни, а также результативности жизниснижению выраженности внутренних конфликтов личности в сферах «активная деятельная жизнь», «интересная работа», «познание» и «уверенность в себе».

8. Разработанная программа психологического сопровождения кризисов профессионального самоопределения позволяет создать оптимальные условия для преодоления уже возникших кризисов профессионального самоопределения у студентов медицинского вуза на любом этапе обучения, профилактики возможных негативных последствий кризисов. Прохождение данной программы на этапе обучения способствует формированию навыков конструктивного преодоления кризисов в процессе профессионального самоопределения врачей и стимулированию механизмов установки личности к активной осознанной саморегуляции.

Проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение рассматриваемой проблемы. Анализ динамики и содержания кризисов профессионального самоопределения в процессе высшего медицинского образования, может служить дальнейшей предпосылкой изучения жизненного самоопределения личности.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская, К. А. Жизненные перспективы личности Текст. / К. А. Абульханова-Славская // Психология и образ жизни. — М.: Наука, 2001.- С.137−145
  2. Абульханова-Славская, К. А. О субъекте психической деятельности Текст. / К. А. Абульханова-Славская -М.: Мысль, 1973. 288с.
  3. , В. А. Психология медицинского образования: Опыт акмеологиче-ского исследования Текст. / В. А. Аверин, Т. Л. Бухарина СПб.: СПбГУ, 1995.- 108с.
  4. , В. А. Принципы психического развития Текст. / В. А. Аверин // Психология человека от рождения до смерти СПб.: Питер, 2002. — 213с.
  5. , В. А. Психология в структуре высшего медицинского образования Текст. / В. А. Аверин // Автореф. дис. докт. психол. наук. СПб., 1997. -47с.
  6. , Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. Текст. / Б. Г. Ананьев М.: Педагогика, 1980. — 232с.
  7. , Б. Г. О проблемах современного человекознания: 2-е изд. Текст. / Б. Г. Ананьев СПб.: Питер, 2001. — 272с.
  8. , Н. С. Социально-психологические особенности профессионального самоопределения выпускников вузов психологических специальностей в современных условиях Текст. / Н. С. Андреева // Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001. — 24с.
  9. , В. П. Профессиональное мышление врача и возможности его формирования Текст. / В. П. Андронов // Психологическая наука и образование.- 1999.- № 2.- С. 33−45
  10. , В. П. Психологические основы формирования профессионального мышления (на материале профессии врача-хирурга) Текст. / В. П. Андронов // Автореф. дис. докт. психол. наук. Саранск, 1992. — 42с.
  11. , Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни Текст. / Л. И. Анцыферова // Психологические исследования личности профессионала. М., 1991.- С.27−33
  12. , Л. И. Условия деформаций развития личности и конструктивные силы человека Текст. / Л. И. Анцыферова // Психология личности: новые исследования / Под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Брушлинского, М. И. Воловиковой. М., 1998. — С.31−32
  13. , Н. А. Клиническое мышление, его воспитание и совершенствование Текст. / Н. А. Ардаматский Саратов: Приволж. книж. изд-во, 1992.-123с.
  14. , Р. А. Биографические кризисы личности Текст. / Р. А. Ахмеров // Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1994. — 23с.
  15. , М. В. НИРС в подготовке высококвалифицированных медицинских кадров Текст. / М. В. Бадлеева, А. Г. Мархаев // Организация здравоохранения. Бюллетень ВСНЦ СО РАМН. 2008.- № 2 (66). — С.143−145
  16. , А. В. О фундаментальности медицинского образования Текст. / А. В. Балахонов // Высшее образование в России. 2004. — № 8. -С.129−130
  17. , А. В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике Текст. / А. В. Барташев М.: Речь, 2005. — 208с.
  18. , Д. Е. Смысловое будущее в контексте профессионального самоопределения студентов-психологов Текст. / Д. Е. Белова // Автореф. дис. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2004. — 25с.
  19. , Е. В. Профессиональное выгорание Электронный ресурс. / Е. В. Белоногова. Режим доступа: http://zdd. 1 September.ru/articlef.php?ID= 200 800 409 — Загл. с экрана.
  20. , JI. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды Текст. / Л. И. Божович / Под ред. Д. И. Фельдштейна. Москва: Директмедиа Паблишинг, 2008. — 612с.
  21. , В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других Текст. / В. В. Бойко М.: Речь, 1996. — 374с.
  22. , В. В. Профессиональное самоопределение будущих специалистов помогающих профессий: Монография Текст. / В. В. Болучевская -Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. 264с.
  23. , Т. Г. Культурно-исторический поход к стрессу и стрессоустойчи-вости Текст. / Т. Г. Бохан // Автореф. дис. докт. психол. наук. Томск, 2008. -49с.
  24. , Н. Ш. Психологическая модель высшей квалификации и ее роль в управлении учебным процессом Текст. / Н. Ш. Валеева, Н. М. Пейсханов // Психологическая служба в вузе. 1992. — № 3. — С.44−48
  25. , А. Г. Психологические особенности профессионального становления личности врача Текст. / А. Г. Васюк // Автореф. дис. канд. психол. наук. Калуга, 1992. — 18с.
  26. Василюк, Ф. Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций) Текст. / Ф. Е. Василюк М.: Изд-во Московского университета, 1984.-200с.
  27. , Б. С. Психология юности и молодости Текст. / Б. С. Волков -М.: Трикста, 2006. 256с.
  28. , Л. С. Вопросы детской (возрастной) психологии: Собр. соч.: в 6 т. Текст. / Л. С. Выготский М., 1984. — Т.4
  29. , О. С. Содержание деятельности и опыт работы освобожденного классного руководителя Текст. / О. С. Газман, А. В. Иванов М.: Речь, 2001. — 260с.
  30. , М. Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема Электронный ресурс. / М. Р. Гинзбург. Режим доступа: http://www.voppsv.ru/issues/1988/882/882 019.htm — Загл. с экрана.
  31. , М. Р. Психологическое содержание личностного самоопределения Текст. / М. Р. Гинзбург // Вопр. психологии. 1999 — № 3- С.43−52
  32. Глушевская, Е. В. Личностно-ориентированный подход в профессиональной подготовке студентов высших медицинских учебных заведений Текст. / Е. В. Глушевская // Автореф. дис. канд. пед. наук. Ярославль, 2009. — 18с.
  33. , Е. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи Текст. / Е. И. Головаха Киев: Наукова Думка, 1988. -144с.
  34. , И. Б. Введение в профессию «психолог» Текст. / И. Б. Гриш-пун, И. В. Вачков, Н. С. Пряжников М.: МПСИ, 2003 (2-е изд.). — 356с.
  35. , В. В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника Текст. / В. В. Гулякина // Автореф. дис. канд. психол. наук. Курск, 2000. — 22с.
  36. , М. Н. Формирование ценностного отношения к профессионализму медицинских работников Текст. / М. Н. Демина // Автореф. дис. канд. психол. наук. Москва, 1999. — 22с.
  37. , О. В. Становление профессиональной идентичности студента-медика в образовательном процессе вуза Текст. / О. В. Денисова // Автореф. дис. канд. психол. наук. Уфа, 2008. — 18с.
  38. , А. А. Акмеологические основы развития профессионала Текст. / А. А. Деркач М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 752с.
  39. , А. А. Акмеология Текст. / А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин СПб.: Питер, 2003.-303с.
  40. , А. А. Профессиональное самосознание руководителей образовательных учреждений: теория, методология, практика Текст. / А. А. Деркач, О. В. Москаленко М.: Изд-во Астрахан. гос. пед. ун-та, 1999. — 577с.
  41. , М. С. Профессионализм преподавателя высшей медицинской школы (Психолого-педагогический аспект) Текст. / М. С. Дианкина -М.:РГМУ, 2002.-256с.
  42. , Е. П. Проблема личностного выбора в ситуациях профессионального кризиса Электронный ресурс. / Е. П. Ермолаева. Режим доступа: http://www.ipras.ru/conf/ermol.htm — Загл. с экрана.
  43. , Е. П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) Текст. / Е. П. Ермолаева // Психологический журнал. 2001. — Т.22. — № 5. — С.69−78
  44. , Е. Г. Особенности формирования профессионального самосознания на различных стадиях профессионального обучения Текст. / Е. Г. Ефремов // Автореф. дис. канд. психол. наук. Томск, 2000. — 20с.
  45. , Н. В. Психология кризиса идентичности студентов: персоноло-гическая концепция, феноменология, медико-психологическое сопровождение Текст. / Н. В. Жигинас // Автореф. дис. докт. психол. наук. СПб., 2011. -50с.
  46. , М. И. Социально-психологические факторы успешности деятельности врача Текст. / М. И. Жукова // Автореф. дис. канд. психол. наук. -М., 1990.-21с.
  47. , Д. Н. Психологическая структура способностей. Развитие и динамика способностей Текст. / Д. Н. Завалишина, В. Д. Шадриков М.: Речь, 1991.-124с.
  48. , Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентно-стный подход Текст. / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. 2004. — № 3(27). -С.42−53
  49. , Э. Ф. Психология профессий Текст. / Э. Ф. Зеер М.: Ось, 2005. -336с.
  50. , Э. Ф. Кризисы профессионального становления личности Текст. / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Психологический журнал. -1997. № 6. — С.35−44
  51. , Е. М. Психология профессиональной деятельности Текст. / Е. М. Иванова -М.:ПЕРСЭ, 2006.- 382с.
  52. , С. А. Восприятие старшеклассниками событий собственного жизненного пути и профессиональное самоопределение Текст. / С. А. Иванушкина // Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1998. — 25с.
  53. , И. В. Проблемы качества медицинского образования Текст. / И. В. Кагитина // Первая всероссийская научно-практическая конференция «Социология медицины реформе здравоохранения». — Волгоград, 2004. -С.121−122
  54. , И. В. Профессиональная социализация студентов медицинских вузов Текст. / И. В. Кагитина // Автореф. дис. канд. соц. наук. Волгоград, 2008. — 19с.
  55. , Н. Э. Теория и практика формирования профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования Текст. / Н. Э. Касаткина // Автореф. дис. докт. пед. наук. М., 1995. — 47с.
  56. , Е. А. Введение в психологию труда Текст. / Е. А. Климов М.: Наука, 1988. -405с.
  57. , Е. А. Психология профессионального самоопределения Текст. / Е. А. Климов Ростов н/Д: Феникс, 2003. — 512с.
  58. , М. В. Смена профессии как феномен профессионального развития Текст. / М. В. Клищевская // Автореф. дис. канд. психол. наук. — М., 2001. 23с.
  59. , Е. Н. Антропный принцип в синергетике Текст. / Е. Н. Князева, С. П. Курдюмов // Вопр. Философии. 1997. — № 3. — С.213−220
  60. , А. А. Синергетическая теория управления Текст. / А. А. Колесников Таганрог: ТРТУ, 1994. — 344с.
  61. Кон И. С. Постоянство и изменчивость личности Текст. / И. С. Кон // Психологический журнал. 1987. — № 4. Т. 8. — С. 126−137
  62. , М. И. Методологические основания зарубежных теорий профессионального развития Текст. / М. И. Кондаков, А. В. Сухарев // Вопр. психологии. 1989.- № 5.- С. 158−164
  63. , А. Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография Текст. / А. Н. Коноплева, Т. Л. Ле-щинская Мн.: НИО, 2003. — 232с.
  64. , С. П. Психология формирования профессиональных интересов Текст. / С. П. Крягжде Вильнюс, 1981. — 196с.
  65. , Т. В. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности Текст. / Т. В. Кудрявцев, В. Ю. Шегурова // Вопросы психологии. 1983. -№ 2. — С.51−59
  66. , И. В. Психологическое сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников Текст. / И. В. Кузнецова // Ярославский педагогический вестник. 2009. — № 4(61). — С. 150−154
  67. Кунц, JL И. К вопросу профессионального самоопределения студентов Электронный ресурс. / JI. И. Кунц. Режим доступа: http://totem.edu.ru/index.php?option=com content&task=view&id=378&Itemid=2 8- Загл. с экрана.
  68. , Б. Кризисы жизни шансы жизни Текст. / Б. Ливехуд — Калуга: Духовное познание, 1994. — 224с.
  69. , А. Дальние пределы человеческой психики Текст. / А. Маслоу -СПб.: СГУ, 1997.-206с.
  70. , А. К. Психология профессионализма Текст. / А. К. Маркова -М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. 308с.
  71. Медицинский справочник. Врачебная этика Электронный ресурс. -URL: http://www.medical-enc.ru/etika/byt-vrachom-2.shtml (дата обращения: 22.11.2011).
  72. , Т. Л. Структура и развитие профессионального самосознания Текст. / Т. Л. Миронова // Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 1999. -48с.
  73. , Л. М. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях Текст. / Л. М. Митина // Вопросы психологии. 1999. — № 4. — С.28−38.
  74. , П. Психология, профессия, карьера Текст. / П. Мучински -СПб.: Питер, 2004. 538с.
  75. , В. Г. Методы исследования характера личности Текст. / В. Г. Норакидзе Тбилиси: Мецниереба, 1989. — 310с.
  76. , А. К. Проблемы исследования субъектной активности Текст. / А. К. Осницкий // Вопр. психологии. 1996. — № 1. — С.5−7
  77. , М. А. Современное здравоохранение. Национальные проекты -2011. № 11(65) Электронный ресурс. / М. А. Пальцев — URL: http://www.rus-reform.rU/magazine/archive/l 9/5/1 ООО 1049/ргп/дата обращения: 10.11.2011).
  78. , Б. Д. Основы социально-психологической теории / Б. Д. Пары-гин-М.: Мысль, 1971.-235с.
  79. , Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека Текст. / Ю. П. Поваренков М.: «УРАО», 2002. — 160с.
  80. , Ю. П. Психология профессионального становления личности Текст. / Ю. П. Поваренков Курск: КГПИ, 1991. — 99с.
  81. , А. В. Структура и механизмы становления профессионального самосознания Текст. / А. В. Поддубная М.: МГППУ, 2005. — 488с.
  82. , К. Н. Психологический анализ кризисов возрастного развития Текст. / К. Н. Поливанова // Вопр. психологии. 1995. — № 1. — С. 15−17
  83. , Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение Текст. / Н. С. Пряжников М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1996. — 256с.
  84. , Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно исторической перспективе Текст. / Н. С. Пряжников // Вопросы психологии. -1996.- № 1.- С.62−72
  85. , Н. С. Психология труда и человеческого достоинства Текст. / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова М.: Академия, 2005. — 480с.
  86. Психологическое сопровождение выбора профессии Текст. / JI.M. Митина-М.: Мысль, 1998. 181с.
  87. , А. А. Практическая психодиагностика личности: Учеб. пособие Текст. / А. А. Реан СПб.: Питер, 2001. — 384с.
  88. , Ю. А. Развитие адаптационного потенциала эмоциональной устойчивости в профессиональном самоопределении студентов Текст. / Ю. А. Рокицкая // Автореф. дис. канд. психол. наук. Екатеринбург, 2010. — 18с.
  89. , С. Л. Проблемы общей психологии. Человек и мир Текст. / С. Л. Рубинштейн М.: Речь, 1973. — 423с.
  90. , Н. А. Путеводитель профессионального саморазвития или путь к источникам силы Текст. / Н. А. Рыбакова Псков, 1998. — 120с.
  91. , Б. И. Психология личностного и профессионального самосовершенствования будущих учителей: Монография Текст. / Б. И. Сарсенбаева М.: Московский социально-психологический институт, 2005. — 176с.
  92. , В. Ф. Психологический аспект самоопределения Текст. / В. Ф. Сафин, Г. П. Ников // Психологический журнал. 1984. — № 4. — С.65−73
  93. , А. В. Применение теста смысложизненных ориентаций к диагностике актуальных смысловых состояний (новая концептуализация): Сб. науч. тр. / Сибирская психология сегодня Текст. / А. В. Серый, А. В. Юпитов -Кемерово: Кузбассвузиздат, 2002. 410с.
  94. , А. В. Смысложизненные аспекты процесса профессионального самоопределения студентов вуза Текст. / А. В. Серый, М. С. Яницкий // Пол-зуновский вестник. Барнаул, 2003. — № 3−4. — С.80−85
  95. , В. М. Особенности динамики психического состояния студентов медицинского вуза Текст. / В. М. Синайко // Украшський вюник психоневрологи. 2001. — Т9. — вип.2. — С.42−44
  96. , В. И. Основные ступени развития субъектности человека Текст. / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев // Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная Пресса, 2000. -385с.
  97. , В. И. Категория возраста в психологии и педагогике развития Текст. / В. И. Слободчиков // Вопр. психологии. 1991. — № 2. — С.85−87
  98. , И. М. Методы исследования адаптации студентов Текст. / И. М. Соколова Харьков, 2001. — 276с.
  99. , Н. В. Психология профориентации: курс лекций Электронный ресурс. / Н. В. Сорокина Режим доступа: http://www.tspu.tula.ru/res/psi/psyorient/T03.htm — Загл. с экрана.
  100. , Э. Э. Психологические барьеры профессионального развития личности Текст. / Э. Э. Сыманюк М.: Изд-во МПСИ, 2005. — 252с.
  101. , Э. Э. Психологические основания профессиональных дест-рукций педагога Текст. / Э. Э. Сыманюк // Автореф. дис. докт. психол. наук. Самара, 2005.-41с.
  102. , Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов Текст. / Э. Э. Сыманюк М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2004. -320с.
  103. , С. В. Психологические условия профессионального самоопределения студентов с ограниченными возможностями Текст. / С. В. Телешева // Автореф. дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 2007. — 22с.
  104. , Е. Б. Диагностика и психотерапия внутреннего конфликта Текст. / Е. Б. Фанталова М.: Издательство «Бахрам — М», 2001. — 128с.
  105. , Д. И. Психология развития человека как личности: Избранные труды: В 2 т. Т.1. Текст. / Д. И. Фельдштейн М.: Издательство Московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.- 568с.
  106. , Н. П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп Текст. / Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов -М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. 490с.
  107. , С. В. Коммуникативная культура студентов медицинского вуза в контексте их жизненных и профессиональных ценностей в российском обществе начала XXI века Текст. / С. В. Чусовлянова // Автореф. дис. канд. соц. наук. -Новосибирск, 2009. 19с.
  108. , П. А. Психология профессионального самоопределения в ранней юности Текст. / П. А. Шавир М.: Наука, 1981. — 115с.
  109. Ш. Шаршов, И. А. Профессионально-творческое саморазвитие личности: сущность и технология Текст. / И. А. Шаршов Тамбов: ТГППУ, 2003. -217с.
  110. , Н. Б. Профилактика кризисов профессионального самоопределения психологов на этапе вузовского обучения Текст. / Н. Б. Шевкиева // Автореф. дис. канд. психол. наук. Ставрополь, 2006. — 23с.
  111. , Н. Б. Психологическая характеристика процесса самоопределения на этапе вузовского обучения: Тез. студ. науч. конф. Текст. / Н. Б. Шевкиева Ростов н/Д.: РГПУ, 2006. — С.267−268
  112. , JI. М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка Текст. / JI. М. Шипицина М.: Владос, 2003. -528с.
  113. , Л. В. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления Текст. / Л. В. Шнейдер // Автореф. дис. докт. психол. наук. М., 2001. — 47с.
  114. , Э. Идентичность: юность и кризис Текст. / Э. Эриксон М.: Мысль, 1996. — 285с.
  115. , И. И. Динамика профессионального самоопределения студентов (на примере педагогического вуза) Текст. / И. И. Юматова // Автореф. дис. канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2000. — 27с.
  116. , Н. В. Психологическая компетентность и ее формирование в процессе обучения в вузе (на материале деятельности врача) Текст. / Н. В. Яковлева // Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 1994. — 19с.
  117. , М. Г. Без истории пуста методология Текст. / М. Г. Яро-шевский // Вопр. психологии. 1994. — № 4. — С.141−146
  118. , Б. А. Врач: психология личности Текст. / Б. А. Ясько Краснодар: Изд-во КубГУ, 2001. — 248с.
  119. , Б. А. Психология медицинского труда: личность врача в процессе профессионализации Текст. / Б. А. Ясько // Автореф. дис. докт. психол. наук.- Краснодар, 2004. 58с.
  120. Bandura, A. Social Foundations of Thought and Action: A Social Cognitive Theory / A. Bandura. Englewood Cliffs, N.J.: Prentice — Hall, 1986. — 63 p.
  121. Blustein, D. L. The role of work in psychological health and well-being: A conceptual, historical, and public policy perspective / D. L. Blustein // American Psychologist. 2008. — Vol. 63, № 5. — P. 228−240
  122. Brown, D. Status of theories of career choice and development / D. Brown // Career choice and development. San Francisco: Jossey-Bass, 2002. — P. 510−515
  123. Caplan, G. Emotional crisis / G. Caplan // The encyclopedia of mental health.- N.Y., 1963.-Vol.2.-P.521−533.
  124. Compas, В. E. An agenda for coping research and theory: basic and applied developmental issues / В. E. Compas // International Journal of Behavioral Development, 1998. Vol. 22, № 2. — P. 231−237.
  125. Contrada, R. J. Personality and Health / RJ. Contrada, H. Levental, A. O’Leary
  126. Handbook of Personality: Theory and Research. N.Y., London, 1990. — P. 638 669.
  127. Cooper, C. L. Employee assistance programs: Strengths, challenges and future / C. L. Cooper, P. J. Dewe, M.P. O’Driscoll. // Handbook of occupational health psychology. Washington, DC: American Psychological Association, 2011. -P. 337−356.
  128. Corey, G. Theory and practice of counseling and psychotherapy / G. Corey. -Pacific Grove, С A: Brooks, 2001. 640 p.
  129. Crites, J. O. Career development processes, in.: Vocational guidance and human development / J. O. Crites. Boston, 1974. — P. 296−320.
  130. Durr II, M. R. Relation of person-environment fit to career certainty /
  131. M. R. Durr II, T. J. G. Tracey // Journal of Vocational Behavior. 2009. — Vol. 75. -P. 129−138.
  132. Erikson, E. H. Identity: Youth and crisis / E. H. Erikson. N.Y.: Norton, 1968.-336 p.
  133. Ginsberg, E. Occupational choice / E. Ginsberg. N.Y.: Columbia University Press, 1951.-295 p.
  134. Idris, M. K. Longitudinal mediation effects of strain on the relationships between role stressors and employees' withdrawal responses / M. K. Idris, M.P. O’Driscoll, M. H. Anderson // Stress & Health. 2011. — Vol. 27, № 5. — P. 403−412.
  135. Lazarus, R. Stress, Appraisal and Coping / R. Lazarus, S. Folkman. N.Y.: Springer, 1984. — 343 p.
  136. Lee, F. K. Using a Five-Factor Model of Personality to Enhance Career Development and Organizational Functioning in the Workplace / F. K. Lee, J. A. Johnston, T. W. Dougherty // Journal of Career Assessment. 2000. — Vol. 8. — P. 419−427.
  137. Maslow, A. The Farther Reaches of Human Nature / A. Maslow. Har-mondsworth: Penguin, 1971. — 425 p.
  138. Moser, U. Zur psuchoanalytische Theorie der Berufswahl: Sublimierung, Identifizierung und berufliche Identitat / U. Moser // Psychologie. Schweirerische Zeitschrift fur Psychologie. 1963. — № 1 — S. 1−18.
  139. O’Driscoll, M. P. Stress and coping / M.P. O’Driscoll, P. Brough, T. Kalliath // The Oxford handbook of organizational well-being. Oxford: Oxford University Press, 2009. — P. 236−266.
  140. Schultheiss, D. E. P. Introduction to the thematic issue: New methods and emerging paradigms in vocational psychology / D. E. P. Schultheiss // International Journal for Educational and Vocational Guidance. 2007. — Vol. 7, № 3. — P. 145 147.
  141. Siefert, K. H. Theorien der Berufswahle urn der beroflichen Entwicklung / K. H. Seifert, H. H. Eckhardt, W. Jaide // Handbuch der Berufs psychologie. Gottingen.-1977. S. 173−279.
  142. Super, D. E. Vocational Development: A Framework of Research / D. E. Super. N.Y.: Norton, 1957. — 391 p.
  143. Young, R. A. The construction of career through goal-directed action / R. A. Young, L. Valach // Journal of Vocational Behavior. 2004. — Vol. 64. — P. 499−514.
Заполнить форму текущей работой