Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Повышение эффективности использования дистанционных платежных услуг в электронной коммерции

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты диссертационного исследования нашли практическое применение в деятельности ФГУП «Главный научно-исследовательский вычислительный центр» Управления делами Президента Российской Федерации («ГлавНИВЦ» УДП РФ) при организации дистанционных расчетов в процессе реализации услуг телемедицины в рамках совместного проекта с медицинскими учреждениями УДП РФФедерального агентства… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ДИСТАНЦИОННЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ УСЛУГИ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
    • 1. 1. Электронная коммерция как новая модель ведения бизнеса
    • 1. 2. Инструменты и методы реализации дистанционных платежных услуг в электронной коммерции
    • 1. 3. Особенности применения дистанционных платежных услуг в современных условиях ведения бизнеса
    • 1. 4. Перспективы и направления развития дистанционных платежных услуг в электронной коммерции
  • ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ ПЛАТЕЖНЫХ УСЛУГ
    • 2. 1. Классификация дистанционных платежных услуг
    • 2. 2. Методы реализации безопасных расчетов в электронной коммерции
    • 2. 3. Методика обоснования применения дистанционных платежных услуг
    • 2. 4. Рекомендации хозяйствующим субъектам по применению услуг платежных систем
  • ВЫВОДЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

Повышение эффективности использования дистанционных платежных услуг в электронной коммерции (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена тем, что дальнейшее развитие одного из наиболее перспективных направлений современного бизнеса, а именно электронной коммерции, затруднительно по причине неэффективности платежных услуг, используемых в процессе проведения расчетов между хозяйствующими субъектами. Учитывая тот факт, что бизнес-среда претерпела в последнее время значительные технологические и общеэкономические изменения, связанные с применением электронных средств управления и обмена данными, а также переходом к рыночному механизму хозяйствования, используемые платежные услуги, которые основаны на традиционных инструментах и методах оплаты наличными, безналичных банковских переводах или пластиковой картой, перестают отвечать требованиям, предъявляемым к ним в сложившихся условиях ведения бизнеса.

Возникает объективная необходимость применения дистанционных платежных услуг, предлагаемых платежными системами для проведения удаленных финансовых транзакций между хозяйствующими субъектами в условиях электронной коммерции. Однако на вопрос, каким образом действовать в сложившейся ситуации организациям, а также конечным потребителям товаров и услуг, однозначного научного ответа пока не существует. Эффективное использование дистанционных платежных услуг является важной задачей, требующей решения.

Целесообразно рассматривать использование услуг платежной системы хозяйствующим субъектом как услугу инновационного характера, требующую капиталовложений для решения задачи организации процесса проведения платежей в электронной коммерции. Таким образом, проблема сводится к решению задачи обоснования эффективности инвестиций в дистанционные платежные услуги, а также предложению практических рекомендаций хозяйствующим субъектам по их применению.

Состояние научной разработанности проблемы.

Проблема развития технологий электронной коммерции в целом и в частности в области дистанционных платежей получает все большую освещенность в российской и зарубежной литературе. К проблематике настоящей работы примыкает исследование О. А. Кобелева о развитии электронной коммерции в России, являющегося также автором ряда публикаций, монографий и учебных пособий, посвященных различным аспектам развития данной проблемы. Среди работ других авторов отметим труды С. В. Афониной, И. Т. Балабанова, Е. В. Горюкова, Д. А. Кочергина, Д. Козье, Ю. С. Крупнова, Д. Чаума, А.В. Шам-раева и др.

Несмотря на то, что в работах большинства авторов содержится анализ современных платежных инструментов и методов, проблема их практического применения хозяйствующими субъектами не решена. Отсутствует необходимое для принятия эффективных управленческих решений научно-экономическое обоснование, а также рекомендации по применению дистанционных платежных услуг инновационного характера.

Для обоснования эффективности инвестиций в инновации разработан ряд западных методик, представляющих собой математические модели. Однако в России они трудно применимы на практике в силу различий в законодательстве и экономической жизни общества. Это не означает их исключение из проводимого анализа, ввиду того, что многие достижения западных исследователей могут и должны быть использованы после адаптации к российским экономическим условиям. Наибольший интерес в области оценки эффективности инвестиций представляют работы таких зарубежных авторов как Ю. Ф. Бригхэм (E.F. Brigham), J1.K. Гапенски (L.K. Gapenski), М. С. Эрхардт (М.С. Ehrhardt), Р. А. Брейли (R.A. Brealey) и С. С. Майерс (S.C. Myers).

Исследования в этой области научного познания в нашей стране начались значительно позже, после смены командно-административных условий хозяйствования рыночными.

Среди российских исследователей, специализирующихся в этой сфере, следует отметить работы таких авторов как С. В. Валдайцев, П. Н. Завлин, С. Д. Ильенкова, В. В. Ковалев, В. В. Коссов, В. Н. Лившиц, А. Г. Санников, А. Г. Шахназаров и др.

К сожалению, предлагаемый как российскими, так и зарубежными исследователями инструментарий для принятия научно-обоснованных управленческих решений не учитывает требования, предъявляемые к дистанционным платежным услугам хозяйствующими субъектами, функционирующими в условиях электронной коммерции.

Принимая во внимание этот факт, требуется предложить новый научный метод решения задачи повышения эффективности применения дистанционных платежных услуг в электронной коммерции.

Цель диссертационного исследования: на основании изучения специфики дистанционных платежных услуг, тенденций их развития, сформулировать современные представления об экономической природе дистанционных платежных услуг. На базе этих представлений разработать методику и рекомендации по применению дистанционных платежных услуг, направленные на повышение эффективности их использования в условиях электронной коммерции. Для достижения поставленной цели требуется решить следующие задачи:

1) проанализировать возможности технологий электронной коммерций для осуществления бизнес-деятельности в современных условиях;

2) исследовать существующие инструменты и методы реализации дистанционных платежных услуг в электронной коммерции;

3) рассмотреть особенности применения дистанционных платежных услуг с целью решения возможных проблем при их использовании;

4) выявить перспективы и направления развития дистанционных платежных услуг для целей совершенствования платежных отношений на уровне отдельных систем электронной коммерции и в масштабах страны;

5) разработать классификацию дистанционных платежных услуг, предна-¦V' значенных для проведения удаленных финансовых транзакций;

• 6) исследовать методы реализации безопасных расчетов, используемые при проведении дистанционных платежей в электронной коммерции;

7) разработать методику для обоснования применения дистанционных платежных услуг хозяйствующими субъектами;

8) разработать практические рекомендации по применению услуг платежных систем.

В качестве объекта исследования в диссертации выступают услуги платежных систем, применяемые при осуществлении дистанционных платежей в ф электронной коммерции.

Предметом исследования являются управленческие отношения, возникающие в процессе организации и проведения дистанционных платежей.

Теоретической и методологической основой исследования послужили Ы труды зарубежных и российских авторов в области управления инвестиционными проектами, электронной коммерции и дистанционных платежей. В процессе исследования использованы теоретические методы формализации, метод эмпирического наблюдения, измерения и сравнения, а также методы абстрагирования и моделирования с использованием прикладных компьютерных программ Project Expert и Альт-Инвест, предназначенных для обоснования эффек.

• тивности инвестиций. В качестве общенаучного метода использовался системный подход к анализу изучаемых процессов и явлений.

Информационную основу исследования составили аналитические обзоры и рекомендации международных организаций: Организации Объединенных Наций (ООН), Банка международных расчетов (БМР), Европейского центрального банка (ЕЦБ) — а также российских государственных учреждений: Минфина РФ, МЭРТ РФ, МВД РФ и ЦБ РФ.

Кроме того, исследовательская и статистическая работа в данном направ-^ лении ведется специализированными российскими и зарубежными научноисследовательскими организациями: Национальной ассоциацией участников электронной торговли (НАУЭТ), Институтом системного анализа (ИСА), ComScore Networks, Computer Industry Almanac, Forrester Research и Nielsen// NetRatings.

Научная новизна результатов исследования заключается в том, что обобщены достижения в области реализации дистанционных платежных услуг в электронной коммерции, сформулированы теоретические выводы о преобразовании управленческих отношений в процессе организации и проведения дистанционных платежей, на основе которых разработаны адекватные современным российским условиям методика и рекомендации по применению хозяйствующими субъектами дистанционных платежных услуг в условиях электронной коммерции.

К числу основных результатов исследования, полученных лично автором и составляющих в своей совокупности научную новизну работы, относятся следующие положения:

1) на основании анализа экономических отношений уточнены возможности использования технологий электронной коммерции для ведения бизнеса в современных условиях, структура модели, факторы, влияющие на ее развитие;

2) разработана классификация дистанционных платежных услуг, предназначенных для проведения платежей в электронной коммерции, в зависимости от средства платежа, находящегося в основе платежной системы;

3) выявлены особенности применения и направления развития дистанционных платежных услуг в области обеспечения современных, а главное безопасных платежей на уровне отдельных систем электронной коммерции и в масштабах страны в целом;

4) разработана методика обоснования применения дистанционных платежных услуг, в основе которой находится определение эффективности инвестиционного проекта по использованию услуг платежных систем.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что сфор-(v• мирован научный подход к управлению услугами платежных систем в условиях ф электронной коммерции. Исследование показало необходимость использования комплексного подхода для обоснования применения дистанционных платежных услуг, включающего в себя коммерческий, социальный, научно-технический и финансово-экономический виды анализа. Основные положения и выводы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы для дальнейшего развития теории в области обоснования использования дистанционных платежных услуг в условиях электронной коммерции.

Практическая значимость исследования состоит в том, что получен-Ф ные результаты могут быть применены в процессе проведения обоснования применения дистанционных платежных услуг субъектами хозяйствования, функционирующими в условиях электронной коммерции. Практическим итогом являются выводы о перспективах и направлениях развития дистанционных А<{ платежных услуг в электронной коммерции в России и мире. Предложены практические рекомендации по применению услуг платежных систем хозяйствующими субъектами и конечными потребителями товаров и услуг. Накопленный аналитический материал может быть использован участниками платежной системы России с целью повышения эффективности платежных отношений на уровне отдельных хозяйствующих субъектов и для выработки государственной ф политики в этой области в целом. Результаты исследования могут использоваться в учебном процессе в высших учебных заведениях при подготовке студентов по экономическим специальностям, а также при повышении квалификации специалистов кредитных организаций.

Апробация и внедрение результатов.

Основные положения и выводы исследования докладывались автором и обсуждались на семинарах Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» и Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, а также ® получили отражение в научных публикациях автора в сборнике научных статей аспирантов и соискателей института МИРБИС. Непосредственно по теме диссертации опубликовано 4 статьи, общим объемом 2,7 п.л.

Кроме того, результаты исследования использованы в учебном процессе Московской международной высшей школы бизнеса «МИРБИС» при чтении курса «Электронная коммерция», что подтверждено справкой о внедрении.

Результаты диссертационного исследования нашли практическое применение в деятельности ФГУП «Главный научно-исследовательский вычислительный центр» Управления делами Президента Российской Федерации («ГлавНИВЦ» УДП РФ) при организации дистанционных расчетов в процессе реализации услуг телемедицины в рамках совместного проекта с медицинскими учреждениями УДП РФФедерального агентства по промышленности Российской Федерации (ФАП РФ) при использовании современных систем расчетов на предприятиях федерального подчиненияадминистрации г. Зеленогорск Красноярского края, в рамках разработки проекта «Социальная карта горожанина" — НКО «Платежный Клиринговый Дом», консультированием которого по вопросам применения услуг платежных систем занимался автор исследования и что подтверждено соответствующей справкой о внедрении.

Структура проводимого исследования построена исходя из логики решения поставленных задач и достижения основной цели. Диссертация состоит из введения, двух глав в составе 8 параграфов, заключения, списка литературы, 6 приложений и содержит 156 страниц машинописного текста.

Выводы по результатам исследования.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы.

1. Технологии электронной коммерции достигли впечатляющих масштабов, о чем свидетельствует представленная статистика. Количество пользователей сети Интернет составляет порядка 1 млрд. чел., объем электронной торговли достиг 6,8 трлн. долл. США. На развитие электронной коммерции влияют такие факторы, как распространение глобальной сети Интернет, компьютеризация и компьютерная грамотность общества. Благодаря возможностям электронной коммерции сокращаются транзакционные издержки, что может быть основой для снижения цен. У хозяйствующих субъектов существует возможность перехода на новые схемы ведения бизнеса, что, в свою очередь, изменяет представление о самом бизнесе как таковом.

Принимая во внимание социально-экономические изменения, которые происходят под воздействием динамично развивающихся технологий электронной коммерции, применяемых во всех сферах экономики, автором выдвигается утверждение о том, что платежные услуги, реализуемые посредством традиционных инструментов и методов оплаты будь то платежи наличными, безналичные банковские переводы или оплата пластиковой картой, не соответствуют условиям электронного ведения бизнеса и являются сдерживающим фактором развития электронной коммерции в целом. Как следствие, возникает необходимость применения хозяйствующими субъектами платежных услуг, предназначенных для проведения дистанционных расчетов, являющихся частью электронного взаимодействия.

2. Изучив существующие платежные инструменты и методы, которые могут быть использованы для проведения расчетов в электронной коммерции, введена периодизация развития дистанционных платежных услуг.

Первый этап связан с появлением и применением в финансово-хозяйственной деятельности североамериканских корпораций технологий электронной коммерции в середине 1950;х гг., основанных на дорогостоящих частных компьютерных сетях. На первом этапе получили развитие дистанционные платежные услуги на основе банковских пластиковых карт, электронного перевода денежных средств и удаленного банковского обслуживания по телефону и модемному соединению.

Второй этап обусловлен повсеместным развитием с начала 1990;х гг. Интернет, открытой сети, не требующей масштабных капиталовложений как в случае с созданием закрытых частных сетей, являющейся основообразующей частью технологий электронной коммерции на современном этапе развития. Второй этап внес существенные изменения в организацию дистанционных расчетов. Потребовалось совершенствование дистанционных платежных услуг с учетом специфики сети Интернет и изменившимися условиями электронной коммерции: увеличились масштабы электронной торговли, составляющей основу электронной коммерцииизменился состав ее непосредственных и потенциальных участников. И если на первом этапе технологии электронной коммерции были доступны лишь для представителей крупного бизнеса по причине высокой стоимости сетевой инфраструктуры, то с развитием Интернет преимуществами электронной коммерции смогли воспользоваться малые и средние предприятия, а также значительно большее число конечных потребителей товаров и услуг.

В связи с этим появляются дистанционные платежные услуги на основе таких платежных инструментов как смарт-карты и электронные кошельки, а также на основе концепции электронной наличности. Происходит усовершенствование платежных услуг первого этапа: на смену удаленному банковскому обслуживанию приходят услуги Интернет-банкинга, услуги электронного перевода денежных средств приспосабливаются для работы в сети Интернет, изменяются правила работы платежных систем, использующих банковские пластиковые карты с магнитной полосой.

3. Рассмотрены особенности правового регулирования дистанционных платежных услуг в электронной коммерции.

Использование банковских карт регулируется Положением Банка России от 24 декабря 2004 года № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт».

Электронная форма сделки с использованием услуги Интернет-банкинг должна быть заверена способом, являющимся аналогом собственноручной подписи (АСП) уполномоченной стороны для обеспечения высокой степени аутентификации и соответствует российскому законодательству (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

В российском законодательстве определение термина электронные деньги до сих пор отсутствует. Отсутствуют и нормативные документы, регулирующие деятельность в сфере электронных денег. В этой связи, электронные деньги могут рассматриваться как предоплаченный финансовый продукт (ПФП). Под ПФП следует понимать денежные обязательства кредитной организации, заменяющие в процессе их обращения требования юридических и/или физических лиц по оплате товаров или услуг, и в том числе денежные обязательства, составленные в электронной форме.

В отношении электронной формы чека действует отсылочная норма ст. 878 (2) ГК РФ, которая предусматривает, что форма чека и порядок его заполнения определяются законом и установленными в соответствии с ним банковскими правилами. При отсутствии специального чекового закона в качестве банковских правил действует Положение Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации» (гл. 7 ч. I «Расчеты чеками»), п. 2.14 которого предусматривает, что в рамках всех применяемых форм безналичных расчетов, включая расчеты чеками, допускается использование АСП в соответствии с требованиями законодательства и нормативных актов Банка России.

4. На основании установленных недостатков применения традиционных платежных услуг в современных условиях ведения бизнеса делается вывод о том, что хозяйствующим субъектам для проведения расчетов в электронной коммерции требуются более эффективные платежные услуги. Рассмотрены следующие показатели эффективности дистанционных платежных услуг.

Основополагающим показателем эффективности является безопасность расчетов. Безопасность предполагает степень защищенности платежных услуг, предлагаемых платежной системой, т. е. наличие или отсутствие возможных финансовых потерь в случае нарушения целостности передаваемой в ходе транзакции информации и отсутствия идентификации участников платежа, а также потери конфиденциальной информации при проведении дистанционных расчетов, что зависит от применяемых средств криптографии: шифрования и/или электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

Удобство в использовании дистанционных платежных услуг зависит от технологической организации процесса проведения финансовой транзакции и характеризуется следующими показателями: а) возможностью онлайн-регистрации посредством сети Интернет, в т. ч. анонимной, при подключении к платежной системеб) наличием или отсутствием необходимости заполнения специальных форм для осуществления платежав) скоростью проведения расчетов в системег) степенью эффективности системы для микроплатежейд) анонимностью и невозможностью отслеживания движения платежа.

Правовая определенность предлагаемых платежной системой услуг зависит от их соответствия правовым нормам РФ. Она может быть полной, в случае если существуют законодательные акты, регламентирующие использование в платежной системе того или иного инструмента платежа или частичной, если такие документы отсутствуют, а деятельность платежной системы не противоречит законодательству РФ. На соответствие правовым нормам указывает наличие у платежной системы свидетельств и патентов на оказание платежных рода услуг на основе определенных платежных инструментов, выданных государственными структурами, например, Банком России, Роспатентом и др.

Под универсальностью дистанционных платежных услуг рассматривается возможность использования одного платежного инструмента для проведения дистанционных расчетов между субъектами электронной коммерции как в сети Интернет, так и в режиме офлайн, отвечающего всем перечисленным показателям эффективности.

Стоимость дистанционных платежных услуг. Величина расходов, связанных с использованием предлагаемых платежной системой услуг, включает в себя: стоимостью транзакции и обслуживания в системе.

5. Вместе с тем, не все показатели эффективности дистанционных платежных услуг универсальны с точки зрения различных субъектов электронной коммерции. Соответственно, для каждого субъекта хозяйствования требуются услуги платежных систем, соответствующие именно тем требованиям, которые для них представляют наибольшую значимость.

В связи с этим, сформулирован критерий применения дистанционных платежных услуг для отдельных субъектов электронной коммерции с учетом установленных показателей эффективности.

Под критерием эффективности необходимо понимать такое состояние платежных услуг, при котором безопасность, удобство в использовании, правовая определенность, универсальность и стоимость услуг находятся на достаточном для хозяйствующего субъекта уровне.

Для конечных потребителей (физических лиц) в качестве критерия применения услуг платежных систем для дистанционных платежей в электронной коммерции предлагается удобство проведения расчетов, которое состоит в том, что при применении таких платежных услуг со стороны субъекта не требуется каких-либо дополнительных действий, направленных на достижение результата, т. е. совершение платежа.

Для бизнес-организаций и госструктур (юридических лиц) критерием применения дистанционных платежных услуг является их правовая определенность, т. е. соответствие правовым нормам РФ.

Для государства в целом критерием эффективности применения дистанционных платежных услуг предлагается избрать универсальность, т. е. возможность использования таких услуг всеми хозяйствующими субъектами как в режиме онлайн, так и в при офлайн транзакциях. Универсальность включает в себя следующие показатели эффективности платежных услуг: безопасность, удобство в использовании, правовую определенность, в сочетании с низкой стоимостью проведения транзакций.

6. Принимая во внимание то, что безопасность расчетов является основополагающим показателем эффективности дистанционных платежных услуг, в работе уделено особое внимание методам ее обеспечения. Автором предложены следующие рекомендации.

Услуги Интернет-банкинга могут быть застрахованы посредством приобретения следующих страховых полисов:

— ВВВ (Bankers Blanket Bond);

— Ciber/Hacker Insurance;

— Computer Crime Insurance.

При проведении расчетов с использованием банковских пластиковых карт с магнитной полосой необходимо использовать:

— протокол SET;

— технологию 3D-Secure;

— услуги платежных систем-шлюзов.

Безопасность платежных услуг на основе концепции электронных наличных должна быть обеспечена использованием следующих методов:

— электронной цифровой подписи (ЭЦП);

— «слепой» электронной подписи;

— криптографических методов защиты информации.

7. В работе предлагается классификация дистанционных платежных услуг в зависимости от средства платежа, находящегося в основе системы. В соответствии с выбранным критерием группировки, предоставляемые платежными системами услуги для дистанционных расчетов основаны: а) либо на удаленных операциях со счетами в банках, на которых хранятся деньги в безналичной форме (депозитные деньги) — б) либо на принципах электронной наличности, находящейся в специальном программном продукте — «электронном кошельке» (электронные деньги).

В свою очередь, дистанционные платежные услуги, основанные на удаленных операциях с депозитными деньгами на банковских счетах, могут быть реализованы посредством использования банковских карт или Интернет-банкинга в качестве инструмента управления, а электронный кошелек с электронной наличностью может храниться как на информационном носителе персонального компьютера, так и на смарт-карте.

8. Разработана методика обоснования применения дистанционных платежных услуг, основанная на определении эффективности инвестиций в услуги платежных систем, направленных на организацию расчетов между хозяйствующими субъектами в электронной коммерции. Анализ эффективности инвестиционного проекта (ИП) по применению платежных услуг субъектами электронной коммерции построен на основе двух принципов: а) на прединвестиционном, инвестиционном и эксплуатационном этапах ИП необходимо сочетать коммерческий, научно-технический, социальный и финансово-экономический виды анализа для того, чтобы обеспечить комплексность (системность) подхода к их осуществлениюб) при оценке эффективности ИП сопоставление затрат и результатов необходимо проводить с учетом дисконтирования, т. е. изменения стоимости денег с течением времени.

Применение разработанной диссертантом методики возможно также для определения эффективности участия государства в проекте, например, в случае финансирования таких проектов, как «Федеральная карта» на территории отдельных субъектов РФ или в масштабе страны. В таком случае, эффективность оценивается с точки зрения доходов и расходов соответствующего бюджета (федерального, регионального или местного). В качестве выходной формы для финансово-экономического анализа бюджетной эффективности рекомендуется использовать таблицу денежного потока бюджета с определением показателей бюджетной эффективности.

9. В диссертации предложены практические рекомендации хозяйствующим субъектам по применению дистанционных платежных услуг в электронной коммерции. В качестве наиболее удобного средства для проведения дистанционных расчетов в сегменте В2С конечным потребителям можно рекомендовать электронные деньги на основе концепции электронных наличных, разработанной Д. Чаумом, которые позволяют реализовать в сети Интернет аналог расчетов с использованием наличных денег и, что немаловажно, сохранением их свойств: анонимности и невозможности отслеживания, а также приспособленности для микроплатежей, которыми и характеризуется удобство в использовании. На концепции электронной наличности основана платежная система Пэй-кэш, услуги которой в большей степени соответствуют критерию «удобство в использовании».

С учетом ведения бизнес-организациями экономической деятельности сразу в трех сегментах электронной коммерции В2С, В2 В и B2G, рекомендации по применению услуг платежных систем различаются.

Для бизнес-организаций розничного сегмента электронной коммерции В2С рекомендуются к использованию дистанционные платежные услуги на основе электронных денег. Электронные деньги являются оптимальным платежным инструментом для конечных потребителей, так как именно их использование в полной мере отвечает критерию «удобство в использовании». В свою очередь услуги платежной системы Пэйкэш отвечают также и критерию «правовая определенность», являющемуся основополагающим для бизнес-организаций.

Для бизнес-организаций и госструктур, осуществляющих дистанционные платежи в сегменте электронной коммерции В2 В и B2G, законодательно установлен безналичный порядок взаиморасчетов. Из этого следует, что наиболее надежным и юридически защищенным платежным средством, рекомендуемым для проведения дистанционных расчетов с участием бизнес-организаций в сегментах В2 В и B2G, являются услуги Интернет-банкинга, поскольку каждая бухгалтерская запись отражает движение денежных средств и финансовую ответственность банка перед клиентом.

10.В качестве рекомендаций банкам по повышению эффективности услуг дистанционного обслуживания выделим следующие. Во-первых, интерфейс систем Интернет-банкинга должен быть интуитивно понятен клиенту. Следует предусмотреть возможность заполнения в автоматическом режиме тех полей платежных поручений, которые регулярно оплачиваются клиентом. Во-вторых, система должна быть «гибкой», т. е. приспособленной для дальнейшего расширения путем добавления в нее новых услуг, например, получения кредита в режиме онлайн. В-третьих, в системе необходимо реализовать механизм взаимодействия с другими формами удаленного обслуживания (call-центром, WAPи SMS-банкингом, а также с пластиковыми картами). Благодаря этому, клиенты получат возможность выбора наиболее удобной им формы связи с банком.

11.В масштабах государства необходимо создание универсальной платежной системы, услугами которой смогут пользоваться все без исключения хозяйствующие субъекты как онлайн, так и в офлайн режимах. Данный вид услуг должен быть стандартизирован и ориентирован на использование всеми субъектами электронной коммерции: конечными потребителями товаров и услуг, бизнес-организациями и финансовыми институтами, обеспечивая возможность проведения дистанционных платежей в сегментах В2 В, В2С и B2G.

В ходе проведенного анализа установлено, что наиболее универсальными являются дистанционные платежные услуги на основе смарт-карт в качестве платежного инструмента, которые обладают расширенными функциональными возможностями, позволяющими использовать одну смарт-карту в таких национальных проектах, как «Социальная карта», «Пенсионная карта», «Транспортная карта» «Медицинская карта» и др.

Создание универсальной платежной системы на основе единой смарт-карты позволит привлечь и охватить дистанционными платежными услугами подавляющую часть конечных потребителей товаров и услуг, бизнес-организаций и госструктур, осуществить перевод наличного денежного обращения в безналичную форму, повысить прозрачность торговых операций и налогооблагаемую базу организаций, увеличить ресурсную базу платежных систем-участников за счет привлечения новых средств на счета, реализовать различные государственные программы, снизить затраты государства на поддержание наличного денежного оборота, повысить эффективность платежной системы страны в целом.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. 1,2. № 51-ФЗ, № 14-ФЗ.
  2. Уголовный кодекс Российской Федерации. № 6Э-ФЗ.
  3. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
  4. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
  5. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи».
  6. Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28 марта 2002 г. № 32-Ф3.
  7. Федеральный закон от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
  8. Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 2010 годы)», утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65.
  9. Постановление Правительства Москвы от 15 декабря 1998 г. № 962 «О создании в г. Москве системы безналичных расчетов за товары и услуги с использованием „Карты москвича“».
  10. Распоряжение Мэра Москвы от 27 февраля 1998 г. № 188-РМ «О мерах по совершенствованию информационно-расчетных технологий с использованием пластиковых карт».
  11. Положение Банка России от 5 декабря 2002 г. № 205-П «О правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации». Вестник Банка России. 2002. № 70−71.
  12. Положение Банка России от 3 октября 2002 г. № 2-П «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Вестник Банка России. 2002. № 74.
  13. Положение Банка России от 10 февраля 1998 г. № 17-П «О порядке приема к исполнению поручений владельцев счетов, подписанных аналогами собственноручной подписи, при проведении расчетов кредитными организациями». Вестник Банка России. 1998. № 10.
  14. Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. № 266-П «Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт». Вестник Банка России. 2005. № 17.
  15. Положение Банка России от 1 апреля 2003 г. N 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации». Вестник Банка России. 2003. № 24.
  16. Указание Банка России от 3 июля 1998 г. № 277-У «О порядке выдачи регистрационных свидетельств кредитным организациям-резидентам на осуществление эмиссии предоплаченных финансовых продуктов». Вестник Банка России. 1998. № 46.
  17. B.C., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении. М.: Финансы и статистика, 2005. — 367 с.
  18. И.В. Управление развитием предприятия: Стратегический менеджмент, инновации, инвестиции, цены.-М.: Дашков и К, 2002. 213 с.
  19. И.В. Инновационный менеджмент. -М.: Гардарики, 2005. 223 с.
  20. С.В. Электронные деньги. СПб.: Питер и др., 2001. — 120 с.
  21. Ф.В. Электронная коммерция и новые организационные формы компаний //Менеджмент в России и за рубежом. -2000. № 1. С.121−130.
  22. Ю.А. Малый и крупный бизнес в информационном обществе. -М.: МАКС Пресс, 2005. 28 с.
  23. И.Т. Интерактивный бизнес. СПб.: Питер, 2001. — 124 с.
  24. И.Т. Электронная коммерция. СПб. и др.: Питер, 2001. — 335 с.
  25. В.Р. Информационные системы в экономике. М.: Экономистъ, 2005.-477 с.
  26. И.А. Основы финансового менеджмента. Киев: Эльга: Ника-центр- СПб.: Экслибрис, 2004.-231 с.
  27. В.Г. Становление и развитие предпринимательской деятельности в Интернет-экономике: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2004. -151 с.
  28. Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов / Пер. с англ. -М.: Олимп-бизнес: Тройка-диалог, 1997. 1120 с.
  29. Ю., Гапенски JI. Финансовый менеджмент. М.: Экономическая школа, 2004. — 497 с.
  30. Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент / Пер. с англ. под ред. Е.А. Дорофеева-М. и др.: Питер, 2005. 960 с.
  31. В. П., Алексеева Д. Г. Анализ нормативного обеспечения банковских расчетов. М.: Экзамен, 2003. — 416 с.
  32. В.А. Электронный бизнес и безопасность. М.: Радио и связь, 2000.
  33. П.И. Теория и методология инновационного управления и управленческих инноваций: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. СПб., 2003.
  34. С.В. Управление исследованиями, разработками и инновационными проектами. СПб.: Издательство СПбГУ, 1995. — 167 с.
  35. С.В. Оценка бизнеса и инновации. М.: «Филинъ», 1997 — 342 с.
  36. С.В. Управление инновационным бизнесом. М.: ЮНИТИ, 2001.- 189 с.
  37. A.M. Проектирование программного обеспечения экономических информационных систем. -М.: Финансы и статистика, 2005. 543 с.
  38. М. В. Инновационное законодательство России. М.: Аспект Пресс, 2005.-237 с.
  39. М.Б. Организационно-экономический механизм формирования и развития электронных предпринимательских структур: Дис.. канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2004. — 157 с.
  40. Ю.П. Электронная коммерция: проблемы мировые и российские // ЭКО. -2001. № 1. С. 67−76.
  41. И. Платежные карточки: микропроцессорная революция // Банковское дело. 2002. № 10. — С. 37−44.
  42. Д.Д. Интернет-технологии как маркетинговый инструмент зарубежных компаний. М.: МАКС Пресс, 2003. — 112 с.
  43. Л. Статистика компьютерных преступлений в России // www. crime-research.ru. 21.04.2004.
  44. Е.В. Электронные деньги: анализ практики использования и прогноз развития: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. Иваново, 2004. — 162 с.
  45. М. Центральные банки в эпоху электронных денег: потеря былого могущества? // eCommerce World. 2000. № 10. — С. 40−46- - 2001. № 1. -С. 18−25- № 2.-С. 36−45.
  46. М.А., Дыльнов Д. В., Иванов М. А. Защита информации в банковском деле и электронном бизнесе. М.: Кудиц-Образ, 2004. — 512 с.
  47. Д.Е. Электронные деньги как новая составляющая кредитно-денежной системы // ЭКО: экономика и организация промышленного производства. 2002. № 5. — С. 51−66.
  48. Ш. П. Электронные деньги в современной системе денежного оборота: Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. М., 1999. — 141 с.
  49. А.З. Содержание и эффективность инновационного проекта // Экономика строительства, № 9, 1998.
  50. П.Н., Васильев А. В. Оценка эффективности инноваций. СПб.: Издательский дом «Бизнес-пресса», 1998. — 455 с.
  51. П.Н., Васильев А. В., Кноль А. И. Оценка экономической эффективности инвестиционных проектов. СПб.: Наука, 1995. — 343 с.
  52. А.Г., Гридасов А. Ю., Павленко В. А. Информационные технологии в экономике и управлении. М.: Кнорус, 2005. — 153 с.
  53. С.Д. Теория и практика современного менеджмента. М.: ИНИ-ОН РАН, 2002.-234 с.
  54. С.Д. Экономико-статистический анализ. М.: ЮНИТИ, 2002. -453 с.
  55. С.Д. Инновационный менеджмент. М: ЮНИТИ, 2003. — 243 с.
  56. A.M., Илышева Н. Н., Воропанова И. Н. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности. М.: Кнорус, 2005. — 231 с
  57. Инвестиции: Учебник / С. В. Валдайцев, П. В. Воробьев, В. В. Иванов и др. / Под ред. В. В. Ковалева и др. М.: Проспект, 2003. — 562 с.
  58. P.O. Мировые тенденции развития электронной коммерции в сфере финансовых услуг // Деньги и кредит. 2001 .№ 1. — С. 62−68.
  59. О.А. О социальных аспектах электронной коммерции // Социологические исследования. 2002. № 12. — С. 125−128.
  60. О.А. Электронная коммерция. Теоретические основы. Монография. М.: Издательство МГУК, 2002. — 392 с.
  61. О.А., Резго Г. Я., Скиба В. И. Электронная коммерция: Учебное пособие / Под ред. Пирогова С. В. М.: «Социальные отношения», 2003. -428 с.
  62. О.А. Развитие электронной коммерции в России: Управленческий аспект: Дис. д-ра экон. наук: 08.00.05. -М., 2003.-315 с.
  63. В.В. Финансы предприятий. М.: Проспект, 2003. — 698 с.
  64. В.В. Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности (основы балансоведения). М.: Проспект, 2004. — 634 с.
  65. А.Н. Оценка интеллектуальной собственности. М.: ООО «Эксперт. бюро-М», 1997. — 456 с.
  66. Д. Электронная коммерция / Пер. с англ. М.: «Русская редакция», 1999.-270 с.
  67. В.В. Бизнес-план: обоснование решений. М.: ВШЭ, 2002. — 231 с.
  68. Д.А. Электронные деньги: определение и особенности расчетных схем //Банковские технологии. -2004. № 12. С. 51- 2005. № 1.
  69. А.С. Интернет-технологии в финансово-кредитной сфере. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2005. — 208 с.
  70. М. Н. Финансовый менеджмент. М.: Дело и Сервис, 2002. -400 с.
  71. Ю.С. О природе электронных денег // Бизнес и Банки. 2003. № 5.
  72. .Т. Финансовая математика. М.: Экзамен, 2005. — 125 с.
  73. А.Г., Павлов И. П. Внедрение системы расчетов по пластиковым карточкам // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2000. № 8. -С. 57−63.
  74. Н.В. Электронные расчеты в сетях Internet. Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 1999. — 134 с.
  75. И.В., Коссов В. В. Экономический анализ реальных инвестиций. -М.: Экономиста, 2003. 645 с.
  76. И.В., Коссов В. В. Инвестиционный проект: методы подготовки и анализа. М.: Бек, 1996. — 199 с.
  77. B.C. Эффективность инноваций // Экономика строительства, № 9, 1998.
  78. Н.В. Материальное стимулирование авторов изобретений, промышленных образцов и полезных моделей. М.: ИНИЦ Роспатента, 2000.-654 с.
  79. А.В. Электронная коммерция в предпринимательской деятельности: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. -М., 2004. 157 с.
  80. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов / В. В. Коссов, В. Н. Лившиц, А. Г. Шахназаров и др. М.: Экономика, 2000. — 422 с.
  81. Мониторинг «Об итогах социально-экономического развития Российской Федерации за 2004 год и задачах экономической политики Правительства Российской Федерации на 2005 г.». Минэкономразвития России, Февраль. 2005. С. 181−183. Связь. 199 с.
  82. Е.В. Программные средства и разработка Web-страниц и презентаций. Омск: ОГИС, 2003. — 107 с.
  83. Р. Эффективный Web-сайт. М.: Триумф, 2004. — 559 с.
  84. JI.A. Финансирование под уступку денежного требования // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. № 11−12- 2001. № 1,3−6, 8, 10, 11- 2002. № 1.
  85. Ю. Платежно-расчетная система региона с использованием пластиковых карт // Общество и экономика. 1999. № 2. — С.83−87.
  86. Основы криптографии: Учебное пособие. /Алферов А.П., Зубов А. Ю., Кузьмин А. С. Черемушкин А.В. М.: Гелиос, 2001. -342 с.
  87. Е. И., Кузнецов В. А. Современная интерпретация понятия «электронные деньги»: модель денежных обязательств // Деньги и кредит. -2002. № 9. -С. 30−35.
  88. . Прикладная криптография. М.: Издательство ТРИУМФ, 2002.
  89. В.А., Кузьмин А. С., Смирнов С. Н. Безопасность электронного бизнеса. М.: Гелиос АРВ, 2002. — 429 с.
  90. М. Электронная коммерция. Основы программирования: Visual Basic, ASP, SQL Server 7.0 и MTS. M.: «Лори», 2000. — 538 с.
  91. П.Г. Информационные технологии наличного денежного оборота: Дис. канд. экон. наук: 08.00.13. -М., 2003. 157 с.
  92. A.M. Электронная коммерция в системе современного бизнеса: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05, 08.00.14. М., 2004. — 154 с.
  93. А.Г. Методы технико-экономического обоснования совместных инвестиционных проектов с использованием объектов промышленной собственности: Дис. канд. экон. наук: 08.00.05. М., 1994. 176 с.
  94. В.А. Основы инновационного предпринимательства. Ульяновск: УлГТУ, 1998. -355 с.
  95. С.А. Формирование и развитие системы инфраструктурногообеспечения предпринимательской деятельности с использованием интернет-рекламы: Дис. канд. экон. Наук: 08.00.05. М., 2004. — 153 с.
  96. .А. Стратегия информационной безопасности в сети Интернет // Финансовый бизнес. 2001. № 1. — С. 9−12.
  97. А. Н. Геращенко Н.И. Электронная коммерция: мировой и российский опыт. М.: «Открытые системы», 2000. — 223 с.
  98. Н.И. Совершение сделок путем электронного обмена данны-ф ми: принципы правового подхода // Хозяйство и право. 1997. № 6−7.
  99. О. Банки и рынок электронной коммерции // Банковские технологии. 2001. № 11. — С. 25−36.
  100. С.Н. Электронный бизнес. -М.: АйТи, ДМК Пресс, 2003.-234 с. к • 102. Станиславчик К. В. Оценка и обоснование электронных платежных систем:
  101. Дис. канд. экон. наук: 08.00.10. Иваново, 2003. — 160 с.
  102. С.С. Мобильные деньги как средство осуществления расчетов в информационной экономике: Автореф. дис.. канд. экон. наук: 08.00.01. -М., 2003.-26 с.
  103. Статистика компьютерных преступлений в России // Главный информаци-ф онный центр МВД России. 2005.
  104. JI.M. Информационные технологии в банковском деле. Самара: Офорт- СИОТО, 2004. — 145 с.
  105. Юб.Тедеева А. А. Налогово-правовое регулирование электронной экономической деятельности: проблемы терминологии // Законодательство и экономика. 2002. № 2. — С. 21−25.
  106. В. Электронная подпись и наличные в законодательстве РФ и ЕС// Мир Internet. 2002. № 10.
  107. Ф. Открой свой электронный бизнес: 10 золотых правил начинающего бизнесмена в сфере высоких технологий. М.: «Фаир-пресс», 2002.-635 с.
  108. И.В. Энциклопедия Интернет-бизнеса. СПб. и др.: Питер, 2001.-427 с.
  109. Ч., Миикер М. Business-to-Business совместная электронная торговля // Финансист. — 2000. № 6. — С. 76−80.
  110. Ш. Филипс Ч., Миикер М. Межрыночная интеграция в Сети // Финансист. -2001. № 4.-С. 78−79.
  111. Ч., Миикер М. Традиционные компании выходят в Интернет. Стратегический подход // Финансист. 2001. № 5. — С. 76−79.
  112. Ч., Миикер М. Успешные модели ведения бизнеса // Финансист. -2001. № 2.-С. 76−79.
  113. С.А. Новые банковские технологии. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999.-46 с.
  114. А.В. Гражданско-правовой механизм безналичных денежных расчетов: Российский, зарубежный и международный опыт регулирования: Дис. канд. юрид. наук: 12.00.03. -М., 1997.
  115. Пб.Шамраев А. В. Прогресс систем электронного перевода денежных средств США и его распространение в странах Западной Европы, 70−90-е гг., начало XXI в.: Дис. канд. экон. наук: 08.00.14.-М., 1998.- 189 с.
  116. А.В. Развитие европейского права электронной коммерции // eCommerce World. -2001. № 3.
  117. И 8. Шамраев А. В. Правовое регулирование информационных технологий. Анализ проблем и основные документы. М.: «Статут», 2003. — 1013 с.
  118. А.В. Денежная составляющая платежной системы: правовой и экономический подходы // Деньги и кредит. 1999. № 3. — С.48−57- № 7. -С. 50−58.
  119. И. Теория экономического развития / Пер. с нем. В. С. Автоно-мова и др. М.: Прогресс, 1982. — 453 с.
  120. Электронная коммерция. Термины и определения. Выпуск 2 / Кобелев — ' О.А., Кремер А. С., Пирогов С. В., Золотухина С. В. М.: Издательство1. МГУК, 2001.-120 с.
  121. Электронные платежные системы: Учебное пособие / Л. П. Давиденко, И. П. Леонтьева, В. С. Смолянинов, А. А. Шангин. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2002. — 64 с.
  122. А.В. Электронная коммерция. М.: ДЕЛО, 2003. — 479 с.
  123. Э.А. Проблемы развития электронной торговли и ее статистического наблюдения // Вопросы статистики. -2003. № 1. С. 33−41.
  124. Bree Т. Transformation of financial services companies in the global knowledge economy. Groningen, 2001. — 291 p.
  125. Cantilon R. Essai sur la nature du commerce en general. Paris. 1952. P.28−33.
  126. Chesher M. Electronic business & Commerce. London etc.: Springer, Cop. г2003.-442 p.
  127. Chaum D. Security without Identification: Transactions Systems to Make Big
  128. Brother Obsolete // Communications of the ACM. 1985. № 10. vol.28.
  129. Das e-business Prinzip, Herausgegeben von IBM Consulting Group. F.A.Z. -Institut. Frankfiirt-am-Main, 1999.
  130. Electronic Money Sourcebook Instrument 2002 Consequential Amendments to Handbook. Financial Services Authority, London. April 2002. P. 7.
  131. Electronic Money System Security Objectives. Frankfurt am Main: European Central Bank, 2003.
  132. Enterprise Security Product Markets // Datamonitor. 2003.
  133. Gapenski L., Brigham E. Intermediate financial management. Chicago etc.: Dry-den press, Cop. 1990.
  134. Giovanoli M. Virtual Money and the Global Financial Market: Challenges for Lawyers. Yearbook of International Financial and Economic Law. 1996.
  135. Guttmann R. Cybercash: The coming era of electronic money. New York: Pal-grave Macmillan, 2003. 272 p.
  136. Information Economy Report. The United Nations Conference on Trade and Development, UNCTAD, 2005.
  137. Loney M. The Net marks its birthday, again // ZDNet. 2.01.2003.
  138. Monetary policy, monetary areas, and financial development with electronic money. Washington: International monetary fund, 2004. — 42 p.
  139. Risk Management for Electronic Banking and Electronic Money Activities // BIS.-1998. P. 8.
  140. Rivest R., Shamir A., Adleman L. A Method for Obtaining Digital Signatures and Public Key Cryptosystems // Communications of the ACM. 1978. № 2. Vol.21.
  141. Serain D. Middleware and enterprise application integration: The architecture of e-business solutions. London etc.: Springer, Cop. — 2002. — 288 p.
  142. Survey of Developments in Electronic Money and Internet and Mobile Payments. Committee on Payment and Settlement Systems. Bank for International Settlements, Basel. March 2004.
Заполнить форму текущей работой