Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Специализированная психологическая помощь подросткам шизоидного психотипа

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Материалы диссертации представлялись на 44-й научно-практической конференции «Университетская наука — региону», Ставрополь, 1999; Всероссийской научно-практической конференции «Социальная работа как профессия: современный опыт и тенденции развития», Ставрополь, 1999; II Международном конгрессе по психотерапии, Вена, 1999; Межрегиональной научно-практической конференции «Современные проблемы… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ СОЗДАНИЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ПОМОЩИ ПОДРОСТКАМ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
  • Раздел
    • 1. 1. Конституционально-биологические и духовные основы формирования личности шизоидных подростков
  • Раздел
    • 1. 2. Понятие об аномальной личностной изменчивости
  • Раздел
    • 1. 3. Понятие духовности в современной психологии
  • Раздел
    • 1. 4. Взаимосвязь «психического» и «духовного»
  • ГЛАВА II. СОБСТВЕННЫЕ МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
  • Раздел
    • 2. 1. Состав испытуемых
  • Раздел
    • 2. 2. Методы психодиагностического исследования личности
  • Раздел
    • 2. 3. Методы математического непараметрического анализа результатов психологического исследования подростков
  • ГЛАВА III. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕТОДОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ КОРРЕКЦИИ У ПОДРОСТКОВ С ШИЗОИДНЫМ ПСИХОТИПОМ
  • Раздел
    • 3. 1. Индивидуальная патогенетическая техника психокоррекции в сочетании с принципами семейной психотерапии аномальных психотипологических и личностных изменений у подростков шизоидного психотипа
  • Раздел

3.2. Патопсихолого-математическая модель объективизации эффективности индивидуальных методов психокоррекции, основанных на патогенетической технике у подростков — шизоидов диапазона психологической нормы-акцентуации.

Раздел

3.3. Патопсихолого-математическая модель объективизации эффективности индивидуальных методов психокоррекции, основанных на патогенетической технике у подростков шизоидов, располагающихся в диапазоне пограничной аномальной личности.

Раздел

3.4. Психологическая коррекция аномальных психотипологических и личностных изменений у подростков шизоидного психотипа диапазона психологической нормы-акцентуации с использованием личностноориентированных (реконструктивных) техник.

Раздел

3.5. Патопсихолого-математическая модель объективизации эффективности групповых методов психокоррекции, основанных на патогенетической технике у подростков диапазона психологической нормыакцентуации.

Раздел

3.6. Патопсихолого-математическая модель объективизации эффективности групповых методов психокоррекции, основанных на патогенетической технике у подростков диапазона пограничной аномальной личности.

Раздел

3.7. Метод личностно-ориентированной компьютеризированной (J10K) психотерапии модифицированный для проведения психокоррекионной работы.

Раздел

3.8. Патопсихолого-математическая модель объективизации эффективности J10K — психокоррекции у подростков — шизоидов диапазона психологической нормы-акцентуации.

Раздел

3.9. Патопсихолого-математическая модель объективизации эффективности JIOK — психокоррекции у подростков — шизоидов диапазона пограничной аномальной личности.

Раздел

3.10. Патопсихолого-математическая модель объективизации эффективности метода комплексной психофармакокоррекции и психокоррекции у подростков шизоидного психотипа диапазона психологической нормы-акцентуации.

Раздел

3.11. Патопсихолого-математическая модель объективизации эффективности метода комплексной психофармакокоррекции и психокоррекции у подростков шизоидного психотипа диапазона пограничной аномальной личности.

Специализированная психологическая помощь подросткам шизоидного психотипа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Субъектно-объектные взаимоотношения коренным образом изменились в обществе и индивид, личность остался один на один с социальной реальностью, правом жить собственной жизнью, постоянно совершая самостоятельный свободный многоаспектный выбор. Социально-стрессовые информационные факторы в настоящий исторический период отличаются особой деструктивно-стью по отношению к психологическому и психическому здоровью подростков, демонстрируя особую ранимость конституциональных механизмов компенсации и адаптации при взаимодействии последних с внешней средой (Б.С. Братусь, 1995; В. Н. Дружинин, 1995; В. П. Зинченко, 1996; O.A. Ахвердова, 1998). Адекватные или менее адекватные ответные личностные, психологические и поведенческие реакции подростков зависят преимущественно от конституционально-психотипологической предиспозиции, которая обуславливает целостный ответ личности как интегральной индивидуальности (B.C. Мерлин, 1986; A.A. Деркач и Н. В. Кузьмин, 1993; В. В. Белоус, 1999; И В. Боев, 2000).

Конституционально-психотипологическая аномальная личностная изменчивость, формирующаяся под влиянием социально-стрессовых, информационных и иных факторов становится возможной лишь в условиях дальнейшего срыва конституциональных механизмов компенсации и адаптации, сопровождаясь снижением психологической толерантности подростков к стрессорам, когда подвергаются деструкции психологическое и психическое здоровье подростковой популяции, что угрожает не только национальной безопасности общества, но и ее будущему существованию.

Разрушение духовности на современном этапе исторического развития страны оборачивается актуализацией низших инстинктов, эмоций, которые провоцируют патологические девиантные формы поведения у подростков. Именно поэтому необходима специализированная психологическая помощь, которая бы коррегировала эмоциональные и личностные переживания, поведенческие девиации, связанные со снижением морально-нравственных ценностей в обществе, которая бы восстанавливала психологическое и психическое здоровье подростков. С нашей точки зрения, наиболее оптимальным вариантом восстановления здоровья в настоящее время является путь стабилизации конституционально-психотипологических механизмов компенсации и адаптации. Создав стабильную психолого-биологическую базу можно рассчитывать на адекватную и успешную «прививку» духовных и нравственных ценностей в современной подростковой среде.

Современные социальные условия требуют создания системы специализированной психологической помощи подросткам (В.В. Столин, 1987; Д. И. Фельдштейн, 1994; Ю. Е Алешина., 2000; К. Роджерс, 2000; A.A. Осипова, 2000; A.B. Болотова, И. В. Макарова, 2001; М. Гулина, 2001; P.C. Немов, 2001; А. И. Тащева, 2001; H.H. Ерошенко, 2002; Biosher, 1966; R May, 1967; R.A. Myers, W. C .Layton., Morgan H.H., 1968; Wunderer R., Grundwald W., 1980; George R. L., Cristiani T.S., 1990; Gelso C.J., Fretz B, 1992; Triandis H., 1994), у которых наблюдаются признаки аномальных психологических и личностных переживаний, девиантного поведения с проявлениями делинквентности, алкоголизации и наркотизации.

Цель исследования — выбор оптимальных методов психологической коррекции, позволяющих достичь восстановления конституциональных механизмов психологической компенсации и адаптации у подростков шизоидного психотипа.

Задачи исследования:

1. Изучить научную литературу, посвященную вопросам психологической коррекции подростков с различной психотипологической структурой личности.

2. Провести дифференциальную психологическую диагностику подростков общей популяции, выделив представителей шизоидного психотипа, относящихся к различным диапазонам конституционально-континуального пространства: психологической нормы-акцентуации, пограничной аномальной личности (ПАЛ).

3. Определить наиболее оптимальные методики и методы психологической коррекции, которые способны адекватно гармонизировать психотипологическую личностную структуру подростков шизоидного психотипа.

4. Объективизировать эффективность специализированной психологической помощи подросткам шизоидного психотипа.

Объект исследования — индивид, личность подростка, испытывающего деструктивные воздействия социальной среды обитания.

Предмет исследования — конституционально-континуальная сущность и обусловленность аномальной личностной изменчивости, требующая специализированной психологической помощи.

Эмпирическая гипотеза исследования.

В одинаковых условиях социальной среды обитания каждый индивид, обладающий особой психотипологической палитрой, демонстрирует индивидуальные и конституционально-типологические закономерности реагирования в ответ на нестабильные микрои макросоциальные факторы. У одних подростков наблюдается изменчивость в рамках психологической нормы, у других — в рамках аномальной личностной изменчивости. Психологическая помощь в каждом конкретном случае должна быть индивидуальна и не игнорировать принципы конституциональной психологии, а стремиться к достижению оптимальной совместимости между конституционально-психотипологическими особенностями подростка и качеством, и направленностью психологических апелляций к личности.

Теоретическая гипотеза исследования основана на эволюционно-конституциональном и континуально-генетическом подходе к личностной индивидуальности, предполагая, что конституционально-психотипологические основы индивида детерминируют психологическую, психическую, личностную и поведенческую формы реагирования при взаимодействии с неблагоприятными внешними факторами, изменяя или нарушая характер адаптационных и компенсаторных возможностей личности, что предопределяет проблему оказания психологической помощи.

Методологическую и теоретическую основы исследования составили концепция отечественной психологии о сущности личности и ее психологической структуре, генетической разноплановости личности, преемственности между биологическим и социальным в психическом развитии (C.J1. Рубинштейн, А Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, А. И. Донцов, К. К. Платонов, Е. С. Кузьмин, В. П. Зинченко, Б. М. Теплов, P. J1. Кричевский) — континуально-генетическая концепция (A.B. Брушлинский) — учение об акцентуированных личностях и акцентуациях характера (А. Е. Личко, К. Леонгард, Г. К. Ушаков) — представления об индивидуальных поведенческих стереотипах, зависящих от врожденных или наследственных конституциональных психических особенностей (Б.С. Братусь, В. В. Белоус, В. Н. Дружинин, Е. А. Климов, B.C. Мерлин, В.И. Слободчиков) — концепция об аномальной личностной изменчивости и пограничной аномальной личности как промежуточном диапазоне конституционально-континуального пространства (И.В. Боев, O.A. Ахвердова) — концепция системного подхода в психологии (Е.А. Климов, Б. Ф. Ломов, В.Д. Шадриков) — генетическая теория типов (К. Конрад, Э. Кречмер, А. Ф. Лазурский, У. Шелдон), материалистическая концепция личности с позиции психологии отношений (А.Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев, Б. Д. Карвасарский, Ю.С. Шевченко).

Материал и методики исследования. Результаты исследований основаны на сплошном психологическом обследовании 794 испытуемых подростков г. Ставрополя в возрасте 13−16 лет, учащихся средних школ, лицеев, гимназий. Все испытуемые были дифференцированы на четыре личностных психотипа и разделены на следующие группы: 1 основная группа — 486 подростков, относящихся к диапазону психологической нормы-акцентуации с социально-приемлемым стереотипом поведения- 2 группа (сравнительная) — 308 подростков, располагающихся в диапазоне пограничной аномальной личности (ПАЛ) конституционально-континуального пространства с неустойчивым патологическим (112 испытуемых) и непатологическим (196 испытуемых) девиантным стереотипом поведения, с аномальными личностными и психологическими переживаниями.

Психологическое консультирование и психологическая коррекция проводилась 98 подросткам с шизоидным психотипом, которые обращались самостоятельно или через родителей за оказанием психологической помощи, оказавшись в социально-стрессовой ситуации, когда психологические, личностные, поведенческие реакции достигали степени декомпенсации и нарушали привычную социальную адаптацию в подростковой среде. Специализированная психологическая помощь, проводившаяся 52 подросткам из 1 группы и 46 подросткам 2 группы, включала на первом этапе психологическое консультирование, на втором этапе использовались 4 метода психокоррекции: индивидуальная патогенетическая (личностно-ориентированная) психокоррекциягрупповая патогенетическая психокоррекцияличностно-ориентированная компьютеризированная (ЛОК) психокоррекция (Гаврилин, Мирошник, 1999) и психофармако-коррекция в сочетании с индивидуальными патогенетическими техниками психокоррекции. Все методы включали семейную психотерапию. Индивидуальная, групповая патогенетическая психокоррекция и ЛОК-психокоррекция проводились 2−3 раза в неделю, курс составил не менее 12 сеансов за 2−3 месяца, группа психокоррекции состояла из 3−5 подростков. Психофармакокоррекция проводилась врачом, а психокоррекция — клиническим психологом.

Результаты эффективности оказания специализированной психологической помощи оценивались по субъективному критерию стабилизации и адекватности личностных и поведенческих реакций. Для объективизации эффективности применялась 4-бальная шкала, основанная на учете степени редукции личностных, психологических переживаний, поведенческих реакций и степени восстановления социальной адаптации. Результаты многомерного патопсихологического анализа подтверждали или опровергали восстановление конституциональных механизмом психотипологической компенсации и адаптации в процессе проведения психокоррекции и, спустя месяц после курса помощи.

Психологические методы исследования: патохарактерологический диагностический опросник А. Е. Личко (1978), метод определения уровня невроти-зации и психопатизации (Е В. Бажин в соавторстве, 1976; И. Б. Ласко, 1980), шкала Тейлор, методика Айзенка, клинический опросник для выявления и оценки невротического состояния (К.К. Яхин, Д. М. Менделевич, 1978), составившие 17 показателей. Математические методы исследования представлены непараметрической статистикой в виде дискриминантного анализа на алгоритмическом языке «Фортран».

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Подростки с шизоидным психотипом адекватно реагируют на оказание психологической помощи в виде психологической коррекции в случае сохранности конституционально-психотипологических механизмов компенсации и адаптации.

2. Оптимальность психологической коррекции достигается в случае адресации применяемых методов к месту наименьшей конституционально-психотипологической личностной предиспозиции подростков, располагающихся в диапазоне психологической нормы — акцентуации конституционально-континуального пространства.

3. Психологическая коррекция в сочетании с психофармакокоррекцией наиболее адекватны для подростков, психотипологические шизоидные особенности которых соответствуют диапазону пограничной аномальной личности, когда глубинный смысл психокоррекционных воздействий направлен на восстановление компенсаторных и адаптационных конституциональных механизмов личности.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования.

1. Впервые феноменологически представлены различия в психологическом и психическом здоровье подростков с личностным шизоидным психотипом, располагающихся в диапазоне психологической нормы — акцентуации и диапазоне пограничной аномальной личности конституционально-континуального пространства.

2. Предлагаемый многомерный патопсихологический анализ позволяет объективизировать эффективность различных вариантов психокоррекции независимо от места расположения подростков в конституционально-континуальном пространстве и от степени измененности психологического и психического здоровья испытуемых.

3. Впервые доказано, что подростки с шизоидным психотипом и сохранными конституционально-психотипологическими механизмами компенсации, соответствующими психологическому и психическому здоровью, в экстремальных социальных условиях и ситуациях преимущественно нуждаются в специализированной помощи в виде психологической коррекции.

4. Впервые подтверждено, что подростки с конституционально-психотипологическими шизоидными признаками предиспозиции механизмов компенсации соответствуют диапазону аномальной личностной изменчивости с неустойчивым психологическим и психическим здоровьем, требующим оказания комплексной специализированной психологической помощи .

Практическая значимость работы. Представлены эмпирические и экспериментально-психологические доказательства, подтверждающие, что психологическое и психическое здоровье подростков, относящихся к шизоидному личностному психотипу, располагающемуся в различных диапазонах конституционально-континуального пространства, может подвергаться деструктивным воздействиям со стороны социальной среды обитания.

Разработаны психолого-математические модели объективизации эффективности различных вариантов психокоррекции аномальных личностных, психологических переживаний и поведенческих реакций на примере подростков, относящихся к шизоидному психотипу. Впервые доказательно с использованием многомерного патопсихологического анализа и психолого-математического анализа представлены качественные и количественные различия в психологическом и психическом здоровье подростков с шизоидным психотипом, располагающихся в диапазонах психологической нормы — акцентуации и аномальной личностной изменчивости конституционально-континуального пространства, что обосновывает альтернативные подходы при оказании специализированной психологической помощи подросткам.

В настоящем диссертационном исследовании впервые эмпирически установлена и экспериментально-психологически подтверждена необходимость создания специализированной службы психологической помощи подросткам, специалисты которой должны дифференцированно оценивать состояние психологического и психического здоровья подростков и адекватно применять методы психологической коррекции. Создание комплексных бригад психологпсихиатр, клинический психолог — психотерапевт внутри специализированной службы психологической помощи подросткам позволит достичь оптимального эффекта психокоррекции в короткие сроки.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивалась репрезентативностью первичного материала, использованием стандартного комплекса апробированных методов исследования, применением методов непараметрической математической статистики при обработке результатов психологических исследований, представительностью выборок и системностью исследовательских процедур в структуре экспериментально — психологического сравнительного метода исследования. Основные научные результаты получены лично соискателем.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Материалы диссертации представлялись на 44-й научно-практической конференции «Университетская наука — региону», Ставрополь, 1999; Всероссийской научно-практической конференции «Социальная работа как профессия: современный опыт и тенденции развития», Ставрополь, 1999; II Международном конгрессе по психотерапии, Вена, 1999; Межрегиональной научно-практической конференции «Современные проблемы психотерапии, пограничной психиатрии и клинической психологии», Ставрополь, 2000; Всероссийской конференции, посвященной 100-летию кафедры психиатрии и наркологии СПбГМУ им. акад.И. П. Павлова «Психологические и психиатрические проблемы клинической медицины», Санкт-Петербург, 2000; Научно-практической региональной конференции «Здоровье и болезнь как состояния человека», Ставрополь, 2000; Республиканской научно-практической конференции «Здоровье: проблемы теории и практики», Ставрополь, 2001; 9-ой итоговой научной конференции молодых ученых и студентов, Ставрополь, 2001, а также на заседаниях кафедры клинической психологии Ставропольского государственного университета (Ставрополь, 1999;2002гг.), на совместных заседаниях кафедры психотерапии и медицинской психологии факультета последипломного образования и Клиники пограничных состояний Ставропольской государственной медицинской академии (1999;2002гг).

По теме диссертации опубликовано 9 работ.

Структура и объем диссертации

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, списка литературы. Объем основного текста диссертации составляет 144 машинописных страницыисследование иллюстрировано таблицами, рисунками, диаграммами, формулами.

выводы.

1. Современные подростки, формируясь в нестабильных социально-экономический условиях общества, постоянно взаимодействуют с деструктивными социально-стрессовыми информационными факторами, которые оказывают неблагоприятное воздействие на конституционально-психотипологические основы личности в виде появления признаков аномальной личностной, психологической и поведенческой изменчивости, что требует оказания специализированной психологической помощи.

2. Предлагаемый многомерный патопсихологический анализ позволяет не только регистрировать аномальную личностную, психологическую и поведенческую изменчивость у подростков с шизоидным психотипом в стрессовых или экстремальных условиях среды обитания, но и объективизировать динамику редукции аномальных психотипологических изменений и нарушений в процессе проведения психокоррекции.

3. Сравнительный патопсихолого-математический анализ динамики аномальной психотипологической изменчивости у подростков шизоидного психотипа подтвердил адекватность различных техник психокоррекции, адресованных испытуемым, располагающимся как в диапазоне психологической нормыакцентуации, так и в диапазоне пограничной аномальной личности конституционально-континуального пространства.

4. Для подростков с шизоидным психотипом и сохранными конституционально-психотипологическими механизмами компенсации и адаптации, соответствующими устойчивому психологическому и психическому здоровью, в экстремальных социальных условиях и ситуациях адекватны индивидуальные патогенетические техники психологической коррекции и личностно-ориентированная компьютеризированная психокоррекция, которые направлены на укрепление конституциональных механизмов личностной компенсации и адаптации.

5. Для подростков с шизоидным психотипом и конституционально-психотипологическими признаками недостаточности механизмов компенсации и адаптации свойственными диапазону пограничной аномальной личности с неустойчивым психологическим и психическим здоровьем, наиболее адекватны групповые патогенетические техники психокоррекции, личностно-ориентированная компьютеризированная психокоррекция и методы комплексного воздействия в виде психофармакокоррекции и психокоррекции, которые способствуют оптимальному восстановлению конституциональных механизмов личностной компенсации и адаптации.

6. Создание специализированной психологической помощи подросткам подразумевает высокопрофессиональную додипломную и постдипломную подготовку психологов и клинических психологов, которые готовы реализовать свои профессиональные возможности в пограничной психологии и пограничной психиатрии в тандеме с подростковыми психотерапевтами и психиатрами. Создание комплексных бригад при оказании специализированной психологической помощи: психолог+психиатр, клинический психолог+психотерапевт является наиболее адекватным в организационном отношении для достижения оптимальной эффективности психокоррекции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, специализированная психологическая помощь в виде индивидуальных и групповых методов патогенетической психокоррекции, ЛОК-психокоррекции и комплексной и психофармакокоррекции с психокоррекцией позволили добиться у подростков шизоидного психотипа, располагающихся в конституционально-континуальном диапазоне психологической нормы — акцентуации, гармонизации психотипологической структуры личности, предотвратить негативный поведенческий и личностный дрейф в сторону диапазона ПАЛ, восстановив и укрепив конституциональные психологические механизмы компенсации и адаптации.

Следует подчеркнуть, что формирование позитивного дрейфа у подростков шизоидного психотипа сопровождается восстановлением психолого-биологического резерва личности, когда расширяются возможности личностной и психологической адаптации в социальной среде благодаря психофармакокоррекции, изменяющей нейрометаболизм мозга у шизоидов конституционально-континуального диапазона ПАЛ, что позволяет достичь оптимальной эффективности от параллельного и последовательного применения различных методов психокоррекции. В тоже время у представителей шизоидного психотипа диапазона психологической нормы — акцентуации мы наблюдаем большую эффективность в отношении нормализации психологических и личностных переживаний, поведенческого стереотипа при применении патогенетических методов и ЛОК-психокоррекции. Подобный результат подтверждает качественное различие между подростками, располагающимися в различных диапазонах конституционально-континуального пространства.

Если у подростка не выражена конституционально-психотипологическая и личностная предиспозиция, то в условиях взаимодействия с неблагоприятной средой обитания, конституциональные основы испытуемого достаточно устойчивы, отличаются высокой психологической толерантностью к различного рода экзогенным воздействиям, в том числе, и к падению морально-нравственных норм, духовности общества. Условия бездуховности компенсируются надежным функционированием конституционально-психотипологических механизмов компенсации и адаптации личности. В случаях значимых психотравми-рующих и экстремальных условий мы, тем не менее, можем наблюдать напряжение в функционировании индивидуального барьера психологической и психической адаптации, что проявляется в эпизодически возникающих сложных психологических, личностных и поведенческих реакциях, которые со временем становятся постоянными и все чаще напоминают аномальную личностную изменчивость.

В этих случаях своевременно проводимая специализированная психологическая помощь позволяет предотвратить трансформацию личностных, поведенческих и психологических реакций в конституционально-континуальном пространстве из диапазона психологической нормы — акцентуации в диапазон пограничной аномальной личности. Анализ применяемых методов и техник психокоррекции позволяет более оптимистично оценивать адекватные возможности индивидуальной психокоррекции, основанной на патогенетической технике, и ЛОК-психокоррекции.

Подростки, у которых выражены признаки конституционально-психотипологической и личностной предиспозиции, изначально относящиеся к диапазону пограничной аномальной личности в конституционально-континуальном пространстве, при взаимодействии с социально-стрессовыми информационными факторами, характеризуются легко возникающими аномальными психологическими, личностными и поведенческими реакциями. Де-структивность социально-стрессовых информационных факторов определяется не по их значимости для личности, а чаще по показателю банальности этих факторов для личностной структуры. Однако принадлежность к диапазону пограничной аномальной личности обуславливает конгруэнтность, когда конституционально-психотипологическая структура личности как ключ к замку подходит к социально-стрессовым факторам, что обеспечивает легкость аномальных форм реагирования и формирование патологического девиантного поведения у подростков.

В этих условиях хорошо организованная специализированная психологическая помощь способна предотвратить фиксацию аномальных форм реагирования и патологических стереотипов девиантного поведения. Полученные результаты убедительно доказывают необходимость применения более активных методов психологической коррекции, которые адресованы конституционально-биологическим основам личности и способны более адекватно и оптимально восстановить психологическую толерантность к неблагоприятным факторам социальной среды обитания, стабилизировать индивидуальный барьер психологической и психической адаптации, укрепив конституционально-психотипологические механизмы компенсации и адаптации. В этих случаях падение духовного и морально-нравственного потенциала общества является катализатором, провоцирующим аномальную личностную изменчивость. Групповая психокоррекция, основанная на патогенетической технике, ЛОК-психокоррекция и, наконец, наиболее оптимальный метод комплексной психокоррекции, сочетающийся с конституционально-ориентированной психофарма-кокоррекцией позволяет добиться обнадеживающих результатов, о чем свидетельствуют полученные в настоящем диссертационном исследовании результаты многомерного патопсихологического анализа, а также патопсихолого-математические модели объективизации сравнительной эффективности различных методов психологической коррекции, которые представлены в отечественной психологии медицины и соответствуют национальной культуре, традициям и самосознанию.

Практические рекомендации: специализированная психологическая помощь подросткам нуждается не только в методах психологического консультирования и психокоррекции, но и в методах психологической экспресс-диагностики, которая позволяет адекватно использовать различные техники психологической помощи, добиваясь оптимальной эффективности.

Многомерный патопсихологический анализ дает возможность визуализировать признаки аномальной личностной, психологической и поведенческой изменчивости у подростков в неблагоприятных социальных условиях среды обитания и объективизировать динамику редукции психотипологических нарушений в процессе оказания психологической помощи или регистрировать психологическую резистентность к применяемым методам психокоррекции. Разработанные нами техники психокоррекции адекватны для подростков с шизоидным психотипом как в случае личностной и поведенческой изменчивости в диапазоне психологической нормы, когда испытуемый находится в стрессовых или экстремальных условиях, так и в случае аномальной психотипологической изменчивости, характерной для диапазона ПАЛ. Результаты настоящих исследований дают основание для оптимистической оценки эффективности специализированной психологической помощи подросткам при сохранении предлагаемого методологического подхода, основанного на принципах конституциональной психологии.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С. Практикум по психологическому консультированию. М., 1999.
  2. К. А. О субъекте психической деятельности. Методологические проблемы психологии. М.: Наука, 1973. 288 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. 299 с.
  4. А. О нервическом характере. СПб.-М: Университетская книга, 1997, 382 с.
  5. М.Г., Вейн A.M. Неврозы в эксперименте и клинике, М.: Наука, 1982.
  6. A.A. Современная психотерапия. Курс лекций. СПб.: Академический проект, 1997. 335 с.
  7. Ю.А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация. М.: Медицина, 1976.
  8. Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 1979.
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М., 1977 с. 379
  10. Ю.Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л.: изд-во МГУ, 1969.11 .Анастази А. Психологическое тестирование: В 2 т. М., 1982.
  11. Ю. А. Три кита здоровья. М.: Физкультура и спорт, 1991. -336 с.
  12. Г. М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. М.: Аспект- Пресс, 1996. 376 с.
  13. С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.-253 с.
  14. Л. Очередное всплытие загадочной русской души // Дружба народов. 1997. — № 10 — С.219−221.
  15. П.К. Социальное и биологическое в природе человека. / В кн.: соотношение биологического и социального в человеке. М, 1975, С. 301.
  16. JI. И. Эпигенетическая концепция развития личности Э. Г. Эриксона // Принцип развития в психологии. М., 1978. — С. 212−242.
  17. Е. В. Динамика формирования духовности как критерий общественного развития. М., 1995.
  18. Е. В. Место и роль категории духовности в иерархии человеческих ценностей. М., 1992. 38 с.
  19. A.C., Библер B.C., Кедров Б. М. Анализ развивающегося понятия. М., 1976.
  20. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М., 1984.
  21. А.Г. О предмете психологии личности // Вопросы психологии. -1983. № 3. — С. 118−130.
  22. А.Г. Психология личности: учебник. М: Изд во МГУ, 1990.
  23. Р. Психосинтез: теория и практика. М.: «REFL book», 1994.-314 с.
  24. O.A. Личностно-характерологический континуум современного подростка. Автореф. дисс.-докт.психол.наук, М., 1998, 43 с.
  25. O.A. Экспериментально-психологическая диагностика личност-но-характерологического континуума подростков. Монография. М., 1998.
  26. O.A., Боев И. В., Коваленко А. П. Дифференциальная психология акцентуаций и конституциональных личностных радикалов у подростков. // Метод, рекоменд. Ставрополь, 1997, 2,3 п л.
  27. О. Л. Социальное самочувствие в дестабилизирующей ситуации. //Образ жизни и состояние массового сознания. М., 1992. С. 78−89.
  28. О. Л. Социальное самочувствие: методологические и методические проблемы исследования. //Автореф. дисс.. канд. социол. наук. -М&bdquo- 1989.-21 с.
  29. П.С. Противоречие как категория диалектической логики. М., 1963.
  30. A.B. Бунин в халате // Слово. 1990. — № 10. — С 69−73.
  31. М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
  32. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.
  33. Безработица: региональные аспекты общероссийских проблем (по материалам социол. иссл-я в Томской обл.) М., 1993, № 1 (8) РАУ. 55 с.
  34. И.В. Личностно-типологические конституциональные особенности подростков. // Тезисы научных работ. Окружающая среда и человек. Ставрополь, 1996, с.18−19.
  35. С.А. Психология духовности, веры и религии // Журнал практического психолога. 1998. — № 6.
  36. Белоус В В. Интегральная индивидуальность: подходы, факты, перспективы. // Психологический журнал 1996 — Т. 17, № 1- с. 44 — 51.
  37. Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли 19 века и начала 20 века. Судьба России. М.: ЗАО «СВАРОГ и К», 1997. -541 с.
  38. Н. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931.
  39. Н. Самопознание (опыт философской автобиографии). Париж: ИМ-КА-ПРЕСС, 1949. С. 267.
  40. Н. Смысл творчества. Опыт оправдания человека. М., 1916. С. 101.
  41. Н. Философия свободного духа. М., 1994.
  42. Н. Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы. Берлин: Обелиск, 1923. С. 25, 178, 168, 188−189, 211, 216.
  43. Н. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии. Берлин: Обелиск, 1923. С. 44.
  44. Н. Философия свободного духа. Проблематика и апология христианства. Париж, 1927. Ч. 1. С. II.
  45. Н. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения. Париж, 1934. С. 165−166, 174.
  46. H.A. «Философское миросозерцание (Автоизложение)», Париж, 1937 г.
  47. Бердяев H.A.. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики. Париж, 1931. С. 37, 60., 61, 174.
  48. H.A. Философия творчества, культуры и искусства: В 2-х т. М., 1994— 542 с. (Сер. «Русские философы XX века»),
  49. Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.:Прогресс, 1986.
  50. В. П. Основы теории педагогических систем. Воронеж. Изд. Воронежского Университета. 1977., 304с.
  51. В.М. Избранные произведения. М., Медгиз, 1954, 528с.
  52. В.М. Личность и условия ее развития и здоровья. Спб., изд. 2-е, Риккер, 1905, 43с.
  53. .Н. Опыт клинико-физиологического определения типов высшей нервной деятельности. ЖВНД, 1951, т. 1, вып.6.
  54. Г. Психологические теории личности. Пер. с англ. А. Б. Хавина. М: КСП, 1956.
  55. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода, М. 1973.
  56. A.A. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988 ., 188 е.
  57. И.В. Пограничная аномальная личность. Ставрополь, 1999., 362 с.
  58. И.В., Ахвердова O.A. Многовекторный клинический анализ токсико-маний, наркомании у подростков // Метод, рекомендации. Ставрополь, 1993.
  59. И.В., Ахвердова O.A. Психологическая диагностика девиантного поведения у подростков. // Метод, рекомендации. Ставрополь, 1994, 24 с.
  60. И.В., Ахвердова O.A. Самосознание подростка с различными типами акцентуаций в доперестроечный период /Метод, рекомендации. Ставрополь, 1991.
  61. И.В., Ахвердова O.A. Условия формирования пограничной личностной патологии / Сб. науч.тр. /1 конгресс Юга России. Ставрополь, 1998, Т.2.
  62. И.В., Ахвердова O.A., Волоскова H.H. Клинико -психологические аспекты диагностики и профилактики отклоняющегося поведения у детей и подростков с органической недостаточностью мозга / Учебное пособие. Ставрополь 2001, — 382 с.
  63. И.В., Ахвердова O.A., Волоскова H.H. Личностные и поведенческие расстройства у детей и подростков с органической недостаточностью мозга /Учебное пособие. Ставрополь. 2000, — 273 с.
  64. И.В., Ахвердова O.A., Кочергина A.B. Определение личностно-конституционального континуума у больных с пограничными психическими расстройствами. / 4 Российский национальный конгресс «Человек и лекарство» /Тез. Науч. тр. / М., 1998.
  65. Божович Л И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. 464 с.
  66. Л.И. Психологические закономерности формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии, 1976. № 6.
  67. Е. А. и др. Социальное самочувствие молодежи (по материалам социологического опроса) / Бойко Е. А., Вавилина Н. Д., Вольский А. Н. Новосибирск, 1995. 48 с.
  68. В. Э. .Казаков А. А. Человек в переходный период //Безопасность (Инф-ый сборник фонда национальной и международной безопасности). № 5 (21), — май, — 1994. Москва. С. 69−81.
  69. В. Э. Россияне о ключевых проблемах жизни общества //Деловой мир. 1994. — № 129. — С. 24−25.
  70. А. К. Человек и время в ситуации социальной нестабильности //Общественные науки и современность. -1997. № 6. — С. 38−44.
  71. . С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. -301с.
  72. Брушлинский, А В. О природных предпосылках психического развития человека. М., 1977.
  73. А. В. Проблемы психологии субъекта. М.: Институт психологии РАН, 1994.
  74. А. В. Психология субъекта в изменяющемся обществе //Психологический журнал. 1996. — Т. 17. — № 6. — С. 30−37.
  75. А.В. Мышление как процесс и проблема деятельности //Вопросы психологии, 1982. № 2
  76. М. Я и Ты. Пер. с нем. М.: Высшая школа, 1993.
  77. Ф. Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций//Психол. журнал. -1995. Т. 16. -№ 3. — С.90−101.
  78. Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.
  79. Ф.Е. Типология переживаний различных критических ситуаций // Психол. журнал. 1995. — Т. 16. -№ 5. — С. 104−114.
  80. Л.И., Журавель В.А. В.Н.Мясищев и медицинская психология // Теория и практика медицинской психологии и психотерапии. 1994. С. 12−25.
  81. М. Харизматическое господство // Социологические исследования, 1988, № 5, С. 139−147.
  82. Л.М. Психические процессы, т. 2. Л, 1976,160 с.
  83. Д. «Тайны души» год спустя //Компьютерра. 1996 — № 50 — С. 49.
  84. А. Н., Рековская И. Ф. Переход к рынку и «социальное самочувствие»: (Сводный реф.) // Социологические исследования в России. М., 1993. -Вып. 2. С. 10−25.
  85. Л.С. Избранные психологические исследования. М., 1956 .
  86. Л.С. Исторический смысл психологического кризиса//Выготский Л. С. Собр. Соч. в 6-ти т. М., 1982. Т. 1. С. 291−436.
  87. Л.С. Развитие высших психических функций. М, 1960, с. 92
  88. Л.С. Собр. Соч. Т.2. М.: Педагогика, 1982. С. 291−436.
  89. Л.С. Соч.: В 6-ти т. М., 1982.
  90. Е.В. Системный подход в ЛОК-терапии //Таврический журнал психиатрии. 1999.-№ 2(9).-С. 183−186.
  91. Е.В., Мирошник И М. Задача будущего. Теоретическая концепция. М., 1996.
  92. Е.В., Мирошник ИМ. Способ направленной регуляции психоэмоционального состояния человека. Пат. РФ № 2 033 818 //Бюл 1995 — № 12.
  93. П.Я. Введение в психологию. 1976.
  94. П.Б. Избранные труды. М., 1964, 290с.
  95. П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. М.: Север, 1933, 143 с.
  96. В. Я. Лексикон малой психиатрии. М.: КРОН-ПРЕСС, 1997.-576 с.
  97. Т. Н. Социально-психологические и биологические факторы ау-тодеструктивного поведения: Дисс.. канд. психол. наук /РАГС. М., 1995,-170с.
  98. Л. А. Нравственное здоровье личности. Л.: Знание, 1985. 16 с.
  99. И. А. Почему умирают в России, как нам выжить? (факты и аргументы) Духовное неблагополучие как причина демографической катастрофы. М.: РАМН, 1995. 100 с.
  100. К.М. Проблемы дифференциальной психологии. Москва Воронеж, 1998.-384 с.
  101. В.А. Психопатии в подростко юношеском возрасте (клинико-катамнестическое исследование, судебно-психиатрический аспект). Дисс. док. М., 1971., 491с.
  102. В.А., Гиндикин В. Я. Юношеские психопатии и алкоголизм. М., 1980, 272 с.
  103. В.А., Семке В.Я, Гиндикин В. Я. Психопатология подросткового возраста. Томск, 1994, 310с.
  104. Е. В. Функциональная структура социального самочувствия молодежи //Модульный анализ социальных систем. М., 1993. С. 46−51.
  105. О. И. Культурная традиция и душевное здоровье человека. //Социально-политический журнал, № 8, 1993. С. 34−41.
  106. О. И. Психический потенциал духовной культуры. Спб, 1993. -54с.
  107. Дифференциальная психология. М. 1999. С. 243 — 249.
  108. В. М. Психология общих способностей. М, изд. «Латерна». 1995. -150 с.
  109. . В. Социальное самочувствие //Экономические и социальные перемены. Мониторинг общественного мнения. М.: АО «Аспект Пресс». -1993. № 5. — С.18−20.
  110. Н.П. Наследование биологическое и социальное //Коммунист, 1980. № 1.
  111. Д.И. Психические явления и мозг. М., 1971, с.106−107
  112. О. Н., Мытиль А. В. Социальная идентификация и адаптация личности //Социс. 1995. — № 6. — С. 110−119.
  113. Духовность, художественное творчество, нравственность, (материалы круглого стола) //Вопр. философии. 1996. — № 2. — С. 3−40.
  114. Дюк В. А. Компьютерная психодиагностика. Спб., 1994.
  115. М.С. Психология индивидуальных различий. М.1997.
  116. М.С. Черты как элементы индивидуальных различий. J1., 1987.
  117. М.С., Марютина Т. М. Онтогенетика индивидуальности человека.// Вопросы психологии 1990 — № 3.С 9−16.
  118. О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. Под ред. В. И. Панферова, — Псков: Из во Псковск.обл. Институт усо-вер.учителей, 1994. — 280 с.
  119. H.H. Проблема адекватности применения методов психологического консультирования и психологической коррекции подростков с циклоидным психотипом. / Автореф. дисс. канд. психол. наук, Ставрополь, 2002, 18с.
  120. М. Иерархический кластер-анализ и соответствия: Пер. с франц. М.: Финансы и статистика, 1989.
  121. A.B. Психология. М., 1953.
  122. А. И. Психология духовности. М.: Издательство Трансперсонального Института, 1996. 400 с.
  123. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М.: Изд. Свято-Владимирского Братства, 1993. С. 118−119.
  124. В.В. История русской философии. Париж: ИМКА-ПРЕСС, 1950. Т. II. С. 305,313.
  125. В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М.: Тривола, 1994. -304 с.
  126. В.П., Мамардашвили М. К. Проблемы объективного метода в психологии. // Вопросы психологии, 1997, № 7 .
  127. В.В. Понимание в познании и общении. М., 1994.
  128. B.B. Правда и ложь в сознании русского народа и современной психологии понимания. М., 1993.
  129. В.В. Проблема понимания правды в этике И.Канта, нравственной философии В. С. Соловьева и современной психологии понимания // Психологический журнал. 1997. Т. 18. № 4
  130. В.В. Психология понимания правды. Издательство АЛЕТЕКЯ. Санкт-Петербург, 1999 г.
  131. А. Е. Проблемы оценки психического здоровья россиян //Социс. 1997. -№ 7. -С.81−91.
  132. А. Е. Социальная среда и психическое здоровье населения //Социс. 1992. -№ 1. — С. 19−31.
  133. Э.В. Диалектическая логика. М., 1984.
  134. И. А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993. 431 с.
  135. А.И. Некоторые особенности проявления общительности у школьников в зависимости от подвижности нервных процессов. Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.
  136. А. Личность и социальная структура //Американская социология (перспективы, проблемы, методы). М., 1972. С.37−54.
  137. Информ. бюл. общ-ва психологов СССР. Вып. 1. Информационные материалы секции компьютерных психологических методик. М., 1989.
  138. M.M., Личко A.E., Смирнов В.M. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. Л., 1983.
  139. В.Е., Лунин И. И., Эткинд A.M. Цветовой тест отношений в клинике детских неврозов //Социально-психологические проблемы реабилитации нервно-психических больных. Л., — 1984. — С.67 — 71.
  140. В. П. Феномен человека. Новосибирск.: Новосибирское книжное изд-во, 1991. 128 с.
  141. Кара-Мурза Л. Л., Панарин А. С., Пантин И. К. Духовно-идеологическая ситуация в современной России: перспективы развития //Полис. 1995. — № 4.-С. 6−17.
  142. . Д. Психотерапия. М., 1985. 303 с.
  143. .Д. (общая редакция). Психотерапевтическая энциклопедия. СПб.: Питер, 1998, — 752 с.
  144. К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994. -367с.
  145. О.В. Избранные труды. М.: Медицина, 1971. 312 с.
  146. О.В., Фелинская Н. И. Психопатия, /в кн.: Судебная психиатрия. М.: Медицина, 1965, гл. 24. С.327−349.
  147. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М.: Наука, 1983. 368 с.
  148. С. Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80−90-е г. г.) // Социс. 1995. — № 1.. С. 59−72.
  149. А. Г. Психология личности: учебное пособие для пед. институтов. Изд. 3-е переработ, и доп. М., 1993.
  150. В.В. Психиатрия детского возраста М.: Медицина, 1979. 483 с.
  151. В. Лекции по психологии индивидуальности. М., 1996. С. 162 -183.
  152. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989.- 255 с.
  153. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  154. Кон И. С. Социология личности М., 1967. 186 с.
  155. Кондратенко В Т., Донской Д. И. Общая психотерапия: Учеб. пособие. Минск: Высш. шк., 1997. 464 с.
  156. А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — С. 17−25.
  157. М.В., Лакосина Н. Д., Личко А. Е. Психиатрия. М., 1995. 608 с.
  158. К. Н. Психология. М., 1946.
  159. К.Н., Смирнов A.A., Теплов Б. М. Психология. М., 1948.
  160. Т.В. Индивидуальные категоризации субъективного риска. М., 1989.
  161. В.Г., Смоленко Л. Ф., Чебуракова Т. А. Основы общей и клинической психологии. Краснодар: Советская Кубань, 2000.
  162. И. Б. Психология личности в России. Ростов нД: Изд-во Ростов.
  163. Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 1999. 240 с.
  164. Н.И. О типовых особенностях высшей нервной деятельности у детей. ЖВНД, 1953, т. III, вып. 2.
  165. Е.К. Избранные труды. М.: Мед-гиз, 1960. 608 с.
  166. Э. (Kretschmer Е.) Медицинская психология / Пер. с нем. М.: Жизнь и знание, 1927. 349 с.
  167. Э. (Kretschmer Е.) Строение тела и характер. 2-е изд./Пер. с нем. М, — Л.:Госиздат, 1930. — 304 с.
  168. Кризисный социум. Наше общество в трех измерениях. М., 1994. -245с.
  169. С. Б. Контуры духовности: новые контексты идентификации // Вопр. философии. 1992. -№ 12. — С. 21−28.
  170. Н.П. Психопатии. Саратов, 1926. 37 с.
  171. А.Ф. Общая и экспериментальная психология. СПб., 1912.
  172. А.Ф. Очерк науки о характерах. СПб., 1908.
  173. Н.Д. Вопросы психологии характера, — 2-е изд. М., 1956.
  174. Н.С. К проблеме индивидуально-психологических различий. В кн.: Доклады на совещании по вопросам психологии личности. М., 1956.
  175. Н.С. Опыт психологической характеристики темпераментов. В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М, 1956.
  176. К. Акцентуированные личности: Пер. с нем. Киев: Выща школа, 1989.
  177. Леонтьев, А Н. Избранные психологические произведения. М., 1983.
  178. А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959.
  179. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  180. А.Н. О формировании способностей. // Вопросы психологии, -1960. № 1.
  181. А.Н. Психологические вопросы сознательности учения. Изв. АПН РСФСР. — 1947. — № 7.
  182. A.B. Дифференциальная психология. М., 1999.
  183. А. Е. Подростковая психиатрия (руководство для врачей).2-е изд.- доп. Л., 1985. 416 с.
  184. А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростка. Л., 1983. -255 с. (2-е изд.).
  185. А.Е., Иванов Н. Я. Диагностика характеров подростков.М., 1994.
  186. . Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  187. А.Ф. Диалектика мифа / Лосев А. Ф. Философия, мифология, культура. М.: Политическая лит-ра, 1991. С. 21−186.
  188. А.Р. Мозг человека и психические процессы. М., 1970.
  189. А.Р. Язык и сознание. М., 1979. С. 237−238.
  190. Д. Социальная психология /Перев. с англ. СПб.: Питер, 1996. -684 с.
  191. Малая медицинская энциклопедия. В 6-ти т. /гл. ред. В. И. Покровский. -М.: Советская энциклопедия, 1991. Т.2. — 623 с.
  192. П.Ф. Личность и психические заболевания. в кн.: Проблемы личности. М., 1970, С. 157−163.
  193. Ю. В. Духовное состояние личности и перестройка: (в помощь лектору) Спб, 1992. 15 с.
  194. В.Л. и др. Методики психодиагностики в спорте. М., 1984.
  195. А. Психология бытия. Пер с англ. М.: «Рефл-бук», К.:"Ваклер", 1997. 304с.
  196. A.A. Личность и сознание (в норме и патологии). М., 1978.
  197. Мей Г. Искусство психологического консультирования. М., 1994.
  198. B.C. Роль темперамента в эмоциональной реакции на оценку. //Вопросы психологии. 1955. — № 6.
  199. И., Гаврилин Е. Индивид, личность, постиндустриальное общество // Свободная мысль (теор. и полит, журн.).- 1996, — № 7 С. 102−106.
  200. И.М. ЛОК-терапия в условиях социально-экономического кризиса//Таврический журнал психиатрии. 1999. — № 1(9). — С. 180−183.
  201. И.М., Гаврилин Е. В. Медико-психолого-педагогическая реабилитация личности средствами компьютерной психотерапии //Таврический журнал психиатрии. 1998. — № 3. — С.116−128.
  202. .В. Психотерапия: аналитический очерк //Междунар. мед. журн. 1998. — Том 4, № 3, — С.48−51.
  203. Т. Г. Экспериментальные основы эволюции. М., 1936.
  204. С. Социальное самочувствие россиян //Власть. М., 1993. -№ 1.С. 20−25.
  205. B.C. Проблемы генезиса личности: Учеб. пособие к спецкурсу. М., 1985.
  206. B.C. Индивидуальное развитие личности. Возрастная психология. Учебник. М., 1997. С 56 83.
  207. В.Н. Личность и неврозы. Л. Изд. ЛГУ, 1960. 426 с.
  208. В.Н. О генетическом понимании психоневрозов // Советская невропсихиатрия, Т. 2. Л. 1939. — С. 112−140.
  209. В.Н. О патогенезе и структуре невроза // Труды Всеукр. Съезда психоневрологов. Харьков. 1934 — С. 498−505.
  210. В.Н. Основные проблемы и современное состояние психологии отношений человека // Психологическая наука в СССР. М., I960, — С. 110 125.
  211. В.Н. Понятие личности и его значение для медицины // Методологические проблемы психоневрологии. Л., 1966. С. 25−55.
  212. В.Н. Проблема личности в психологии и медицине // Актуальные проблемы медицинской психологии. Л., 1974, — С. 5−25.
  213. В.Н. Психология отношений. Москва Воронеж, 1995.
  214. Мясников В. И, Козеренко О. П., Усков Ф. П. Материалы XII симпозиума по космической биологии и медицине. Краков, Варшава, июль 1979.
  215. В. В. В поисках иных смыслов. М.: Прогресс, 1993. 280 с.
  216. В. В. Размышления на философские темы //Вопр. философии. -1997.-№ 10.-С. 58−76.
  217. В.Д. Исследование взаимосвязи между чувствительностью и силой нервной системы. В кн.: типологические особенности высшей нервной деятельности человека. М., 1959, т. П.
  218. В.Д. О соотношении между чувствительностью и силой нервной системы. В кн.: Типологические особенности высшей нервной деятельности человека, М., 1956.
  219. В. Терапия души. (Святоотеческая психотерапия). Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1997. -240 с.
  220. P.C. Основы психологического консультирования: учебник для вузов. М.: Гуманит. изд. центр АЛАДОС, 1999. 528 с.
  221. Норакидзе В Т. Типы характеров и фиксированная установка. Тбилиси. 1966.
  222. О. В. Влияние социально-психологического фактора на здоровье людей: Автореф. дисс. канд. психол. наук. М., 1997. 24 с.
  223. В.П. О распознавании психопатий и ограничении понятий. в кн.: Советская невропсихиатрия, т. 1., Л., ОГИЗ, 1936. — С. 100−116.
  224. И.П. Полн. собр. соч., т. III, кн. вторая, С. 69.
  225. И. М. Индивидуальные особенности сдерживания в связи с типологическими различиями по уравновешенности нервных процессов. // Вопросы психологии. 1958. — № 5.
  226. И.М., Пшеничнов В. В. Учение И. П.Павлова о типах высшей нервной деятельности и проблема темперамента. // Вопросы психологии, — 1955,-№ 5.
  227. .Д. Настроение как эквивалент психологического состояния индивида. Петербург, 1998.
  228. A.B., Петровский В. А. Индивид и его потребность быть личностью. // Вопросы философии. 1982. — № 3. — С.44 — 53.
  229. A.B., Ярошевский М. Г. Психология (словарь). М., 1990.
  230. В.А. Личность в психологии, парадигма субъективности: учебное пособие для студентов вузов. Ростов нД: Феникс, 1996. С. 51.
  231. В.В. Индивидуальность как открытая система. М., 1978.
  232. В.В. Прикладная психология, 1999 № 6 — С.33−44.
  233. K.K. Теория и методы. В кн.: «Личность и труд». М.: Мысль, 1965.
  234. Н.П. Н.А.Бердяев. // В сб.: Русская религиозно-философская мысль в XX веке. Питтсбург, 1975.
  235. В.А. Гуманизация школы и идея вселенского сознания // Педагогика. -1994 № 3. — С. 13−17.
  236. В.А. Образ Духа человеческого как психологическая парадигма XXI века // Магистр. -1996.-№ 3.-С. 10−24.
  237. В.А. Психологические аспекты социальной нестабильности / Под ред. Б. А. Сосновского. М., 1995. С. 160.
  238. В. Д. Социальный психоанализ в России: проблемы и перспективы. М.: СПА Консалтинг, 1997. -176 с.
  239. Ю.В., Вид В.Д. Современная клиническая психиатрия. СПб.: Речь, 2000. 402 с.
  240. В.И. Психодиагностика индивидуального сознания //Общая психодиагностика. М.: Изд-во МГУ, 1987.
  241. Практическая психодиагностика и психологическое консультирование. Ростов нД., 1998.
  242. Психологическая наука в России 20 столетия: проблемы теории и истории. Под ред. А. В. Брушлинского, М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. -576 с.
  243. Психология индивидуальных различий. М., 1997 С.59−76.
  244. Психология. Словарь /Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Яро-шевского. М.: Политиздат, 1990. 494 с.
  245. Психотерапия в курортологии: Метод рекоменд. /Сост. А. Т. Филатов, А. А. Мартыненко, Т. И. Ахмедов. Харьков, Берминводы, 1991.—76 с.
  246. A.A. Культурно- историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М., 1986.
  247. Российское общество и современный политический процесс (опыт поли-толого-социологического анализа). Аналитический доклад РНИ-СиНП. М., 1997.-60 с.
  248. Россия: новый этап неолиберальных реформ: Социальная и социально-политическая ситуация в первой половине 1997 года /Под ред. Г. В. Осипова (руководитель), В. К. Левашова, В. В. Локосова. М.: Республика, 1997.-367 с.
  249. В.С. Гипноз и образное мышление //Психологический журнал -1985 Том 6, № 2, — С.128−133.
  250. С.Л. Проблемы психологии в трудах К Маркса //Советская психотехника. 1934. — Т 7, — № 1.
  251. С. Л. Принципы и пути развития психологии. М, 1959.
  252. С. Л. Проблемы общей психологии: изд 2-е. М., 1976.
  253. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999. 367 с.
  254. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. Ст. Л. П. Петровской. 2-е изд. М.: Прогресс, 1993. 368 с.
  255. Руководство по психотерапии /Под ред В. Е. Рожнова, 3-е изд. Ташкент: Медицина, 1985.-720 с.
  256. А. М. Неврозы и их лечение. М., 1959.
  257. Семья в психологическом консультировании. Под ред. А. А. Бодалева, В. В. Сталина. М., 1998.
  258. П. В., Ершов П. М., и др. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989.-352 с.
  259. В. И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. 384 с.
  260. A.B. Общая психопатология. Валдай, 1970. 188 с.
  261. Социальная психология- проблемы методологии, истории и теории СПб, 1999. С. 445 -465.
  262. Справочник по психиатрии / Под редакцией A.B. Снежневского. М., 1985.
  263. И. Р. Моральная атмосфера: теоретико-методол. аспекты. -Новосибирск.: Наука. Сиб. отд-ние, 1991. 171 с.
  264. A.B. Проблемы формирования и саморазвитие личности в условиях слепоглухоты. // Психологический журнал 1988 — Том 9. — № 5 — С. 97- 106.
  265. А. В. Этническая функция культуры и психические расстройства //Психол. журнал. 1996. — Том 17. — № 2. — С. 129−136.
  266. А.И. Энциклопедия психологической помощи. Ростов-на-Дону: Феникс. 2000. 544 с.
  267. . М. Психология музыкальных способностей. М., Л.-. Академия педагогических наук РСФСР, 1940. 335 с.
  268. В.Н. Пространство культуры и встречи в нем // Восток-Запад: исследования, переводы публикации. Вып. IV. М.: Наука, 1989.
  269. . Т., Харченко С. В. Социальное настроение. М.: Academia, 1996.-196 с.
  270. К. Вечная психология: спектр сознания //Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М.: Прогресс, 1990. С. 351−436.
  271. А. К. Духовное обновление общества. М.: Мысль, 1990. -333с.
  272. А. К. Психосоциология как интегральная отрасль научного знания. М&bdquo- 1995, — 151 с.
  273. Г. К. Пограничные нервно-психические расстройства. М., 1987.
  274. А. П. Феномен сознания в контексте социального психоанализа. М.: Изд-во РАГС, 1997.- 168 с.
  275. В.Г. Духовное и душевное . Рига, 1990.
  276. Д.И. Психологические особенности развития личности в подростковом возрасте //Вопросы психологии. 1988. — № 6. — С. 31- 41.
  277. П.А. Из богословского наследия. Богословские труды. Вып. 17. М. 17., 1977.
  278. С. Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. 510с.
  279. С. Л. Предмет знания: Об основах и пределах отвлеченного знания- Душа человека: Опыт введения в философскую психологию. Спб.: Наука, 1995.-655 с.
  280. В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997. 286 с.
  281. В. Человек в поисках смысла: сборник. М.: Прогресс, 1990, — 368с.
  282. Франселла Ф, Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М. Прогресс, 1987.
  283. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М.: Наука, 1989.
  284. Фрейд 3. Очерк истории психоанализа // Фрейд 3. Основные психологические теории в психоанализе. М., Пг.: Государственное издательство, 1923.
  285. Э. Психоанализ и этика. М, 1993.
  286. Э. Бегство от свободы: Пер. с англ. /Обш. ред. и послесл. П. С. Гуревича. М: МНПП «ЭСИ», 1993. 272 с.
  287. Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.
  288. Э. Здоровое общество //Психоанализ и культура: Избранные труды Карен Хорни и Эриха Фромма. М.: Юрист, 1995. С, — 273−597.
  289. К. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Психология женщины- Невротическая личность нашего времени / пер. с англ. М.: Издательство «Смысл», 1997.-496 с.
  290. М. Индивидуальность: единство психологических и педагогических аспектов // Психологический журнал. 1995. — Т.16. — № 2. — С.174−176.
  291. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб.: Питер Пресс, 1997. 608 с. (Серия «Мастера психологии»).
  292. Человек и духовность: Сб. ст. /отв. ред. В. Г. Федотова. Рига.: Знание, 1990, — 152 с.
  293. A.A. Место психотерапии в новой концепции охраны психического здоровья //Психотерапия от теории к практике. СПб, 1995. С. 21−25.
  294. П. Феномен человека. М., 1987. 240 с.
  295. JI. Непознанное в психике человека. М.: Прогресс, 1982.
  296. А.Г. и кол. Основы психодиагностики. Учебное пособие для студентов педвузов. М., Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 544с.
  297. А.Г. Психодиагностика и новые информационные технологии //Компьютеры и познание. М. Наука, 1990. С.87−104.
  298. Е. В. и др. Социальная психология личности. М., 1979.
  299. В. В. Целостность духовности, ее типы и искусство Осмысление духовной целостности: сб. статей, вып. 3 /Отв. ред. А. В. Медведев. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1992. 304 с.
  300. Экономическое и социальное положение Московской области (за январь-сентябрь 1997 года). М., 1997. 62 с.
  301. Т.Н. Психопатические конституции. М., Изд-во М. И С. Сабашниковых, 1926, 166 с.
  302. Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени: Пер. с нем. / предисловие А. В. Брушлинского. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1996,336 с.
  303. Юнг К. Г. Современность и будущее. Минск.: Университетское, 1992, — 62 с.
  304. Юнг К. Г. Сознание и бессознательное: Сборник /Пер с англ. СПб.: Университетская книга, 1997. -544 с.
  305. Юнг К Г. К феноменологии духа в сказке //Культурология. XX век: Антология. М, 1995,-С. 331−377.
  306. Р. Г. Духовно-нравственная безопасность России //Социс. -1995.-№ 12.-С. 39−47.
  307. М. Г. История психологии. М, 1985.
  308. К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.
  309. Anthology of Contemporary Writings and Messages. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1972.
  310. Appelbaum S. The Anatomy of Change. N. У.: Plenum, 1977.
  311. Approach. N.Y.: Crown Publ., 1973.
  312. Arbuckle D. Counseling and Psychotherapy: An Existential-Humanistic View. 3rd Ed. Boston: Allyn and Backon., 1988.
  313. Assagioli A. Psychosynthesis: A Manuel of Principles and Techniques. N.Y.: Hobbs, Dorman & Co., 1965.
  314. R. & Grinder J. Frogs into Princes. Moab: Real People Press, 1979.
  315. Barret- Lennard G. 7'The Relationship Inventory now: issues and advances in theory, method and uses //In: L. Greenberg, W. Pinsoff (Eds.). The Psychotherapeutic Process. N. Y.: Guilford, 1986.
  316. Beck A. Cognitive Therapy and the Emotional Disorders. — 1988.
  317. O.Benjamin A. The Helping Interview. Boston: Houghton Mifflin, 1987.
  318. B. G., Carkhuff R. R. (Eds.)Souices of Gain in Counseling and Psychotherapy. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1987.
  319. Bergin A & Garfield S. Handbook of Psychotherapy and Behavior Change. N.Y. Wiley. 1971.
  320. Binswanger L. Being-in-the-World. Selected Papers of L. Binswanger. N.Y.: Basic Books, 1963.
  321. Bion W.R. Experiences in Groups. London: Tavistork, 1961.
  322. Bird B. Talking with Patients. 2nd Ed. Philadelphia: J.B.Lippincott., 1979.
  323. BlocherD. H. Developmental Counseling. N. Y.: Ronald Press, 1966.
  324. Boscolo L., Cecchin G., Hoffman L., Penn P. Mylan Systemic., 1982.
  325. BugentalJ. F. T. The Art of Psychotherapist. N. Y.: Norton, 1987.
  326. CarkhuffK. R., Berenson B. G. Beyond Counseling and Therapy, 2nd Ed. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1977.
  327. Coleman J. C. Abnormal Psychology in Modem Life // Glenview, III.: Scott Fores-mand and Co, 1972.
  328. Corey G. Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy, 3nd Ed. Monterey, Calif: Brooks/Cole, 1988.
  329. Corey G. Theory and Practice of Counseling and Psychotherapy. Monterey, Calif: Brooks/Cole, 1972.
  330. R. (ed) Current Psychotherapies. — Itasca: F. E., 1976.
  331. Counseling and Psychotherapy. 4th Ed. Englewood Cliffs, N. Y.: 1974.
  332. Counseling Psychologist. 1975. Vol 5. P. 2−10.
  333. Dune E. J., Mcintosh J. L., Dune-Maxim K. (Eds.) Suicide and Its Aftermath: Understanding and Counseling the Survivors. N. Y.:1974.
  334. Egan G. The Skilled Helper: A Model for Systematic Helping and Interpersonal Relating, 3rd Ed. Monterey, Calif.: Brooks/Cole, 1986.
  335. Eisenberg D., Delaney S. The Counseling Process. Chicago: Rand McNally, 1977.
  336. Ellis A. Humanistic Psychotherapy: The Rational-Emotive. 1990.
  337. Englewood Cliffs. N. J.: Prentice Hall, 1990.
  338. Family Therapy. N.Y.: Basic Books, 1987.
  339. F. & Brandsma J. Provocative Therapy. Cupertino: 1989.
  340. Farrow E. P. Analyse Yourself N.Y.: International University. 1990.
  341. D. & Krippner S. Personal Mythology: The Psychology of Evolving Self. Los Angeles: Jeremy P. Tarcher, 1988.
  342. Feyerabend P. Against Method: Outline of Anarchistic Theory, 1984.
  343. Frank J.D. Persuasion and Healing: A Comparative Study of Psychotherapy. Baltimore: Johns Hopkins Univ. Press, 1961.
  344. Freud S. Psychoanalysis. Article by Sigmund Freud in 13th edition of the Encyclopaedia Britannica, 1926. / / Lauzun G. Sigmund Freud: the Man and His Theories. N.Y.: Fawcett Publications, 1965.
  345. Formation and Problem Resolution. N.Y.: Norton, 1974.
  346. Gatda G. M., Asbury F. R., Baker F., Childers W. C., Walters R. P. Human Relations Development. A Manual for Educators. Boston. 1969.
  347. Gelso C. J., Carter J. A. The relationship in counseling and psychotherapy: components, consequences and theoretical antecendents//The Counseling Psychologist, 1985. Vol. 13. P. 155—243.
  348. Gelso C. J., FretzB. C. Counseling Psychology. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1992.
  349. George R. L., Cristiani T. S. Counseling: Theory and Practice, 3rd Ed., Englewood Cliffs. N. J.: Prentice-Hall, 1990.
  350. Gladstein G. A. Understanding empathy: integrating counseling, developmental and social psychology perspectives//Journal of Counseling Psychology, 1983. Vol 30. P. 467—482.
  351. Glasser W. Reality Therapy: A New Approach to Psychiatry. N.Y.: Harper &Row. 1965.
  352. Greenberg L., PinsoffW. (Eds). The Psychotherapeutic Process. N. Y.: 1981.
  353. S. & Bennett H. Z. The Holotropic Mind. San Francisco: Harper, 1992.
  354. Guilford, 1986. P. 131−160.
  355. Hahnemann S. Organon or the Art of Healing (5th ed.) N.Y. Boericke & Tafel, 1879.
  356. Hill C. E. An overview of the Hill counselor and client verbal response modes category system // In: L. Greenberg, W. Pinsoff (Eds.) The Psychotherapeutic Process: AReseach Handbook. N. Y.: 1976.
  357. Hill C. E. Therapist Techniques and Client Outcome: Eight Cases of Breif Psychotherapy. Newbury Park, Calif: Sage, 1989.
  358. Homey K. Self Analysis. N.Y.: Norton, 1942.
  359. Homey K. The Neurotic Personality of Our Time. N. Y.: Norton, 1937. 53. International University Press, 1972.
  360. IQ.Shneidman E. S. On the nature of Suicide. SanFransisco: Jossey-Bass, 1969.55.1vey A. Microcounseling: Innovations in Interviewing Training. Springfield, III.: ChasC. Thomas, 1971.
  361. Jacobson E. Depression. N. Y.: International University Press, 1971.
  362. Jones F. A. Therapists as survivors of client suicide // In: E. J. Dune, J. L. Mcintosh, K. Dune-Maxim K7 (Eds). Suicide and Its Aftermath:
  363. JourardS. M. The Transparent Self. N. Y: D. Vannestrand, 1971.
  364. June C.G. Principles of Practical Psychotherapy. Collected Works. Vol. 16. Princeton: Princeton Univ. Press, 1954.
  365. Jung C. G. Psychology and Religion // In: Collected Works. Vol. 11. London: Routledge and Kegan Paul, 1958.
  366. Kaufmann Y. Analytical Psychotherapy / / Current Psycho-therapies (Corsini, R. ed.), 1984.
  367. Kennedy E. On Becoming Counselor: A Basic Guide for Non-Professional Counselors. N. Y: The Seabury Press, 1977.
  368. Knapp M. L. The field of nonverbal communication: an overview // In: C. Stewart, B. Kendall (Eds.) On Speech Communication: 1987.
  369. Kociunas R. Asmenybes tyrimo paslatys psihosomatineje medicinoje // Psi-chologija, 1985. Nr. 4. P. 117−132.
  370. Kubler-Ross E. On Death and Dying. N. Y.: MacMillan, 1969.
  371. LaingR. The Politics of Experience. N. Y: Pantheon, 1967.
  372. Lazarus A. Multimodal Therapy / / Current Psychotherapies (Corsini, R. ed), 1984.
  373. Leary T. Interpersonal Diagnostics and Personality. N. Y. Ronald., 1969.
  374. R., Shiien J. (Eds.) Client-Centered Therapy and the Person-Centered Approach. N. Y.: Praeger, 1984.
  375. Liefaer G. Unconditional positive reagard: a controversial basic attitude in client-centered therapy // In: R. Levant, J. Shiein (Eds.) Client-Centered Therapy and Person-Centered Approach. N. Y.: 1983.
  376. Marmor J. The Nature of the Psychotherapeutic Process Revisited // Canad. Psy-chiat. Ass. Journal. 1975, 20, 8, 557−565.
  377. Masters W. H., Jonson V. E. Human Sexual Inadequacy. Boston: 1985.
  378. May R. The Art of Counseling. N. Y: Abingdon Press, 1967.
  379. McNeil E. B. Neurosis and Personally Disorders. N. Y.: Science House, 1968.
  380. Menninger W. W. Patient suicide and its impact on the psychotherapist// Bulletin of the Menninger Clinic, 1991. Vol. 55. P. 216−227.
  381. A. & Mindell A. Riding the Horse Backwards: Process Work in Theory and Practice. N. Y.: Arkana, 1992.
  382. Mindell A. The Leader as Martial Artist. San Francisco: Harper, 1992.
  383. Parkes M. Bereavement: Studies of Grief in Adult Life. N. Y.: 1989.
  384. Parkes M., Weiss R. Recovery from Bereavement. N. Y.: Basic Books, 1983.
  385. Paul G. L. Strategy of Outcome Research in Psychotherapy / / Journal of Consulting Psychology. 1967,31, 109−118.
  386. Pretzel P. Understanding and Counseling the Suicidal Person. Nashville, Term.: Abingdon Press, 1972.
  387. Person to Person: The Problem of Being Human. Lafayette, CA: Real People
  388. J. 0. Systems of Psychotherapy: A Transtheoretical Analysis // Home-wood, III.- Dorsey Press, 1979.
  389. Riebel L. A. Homeopathic Model of Psychotherapy / / Journal of Humanistic Psychology. 1984, vol. 24, N I, 9−48.
  390. Rogers C. Client-Centered Therapy. Boston: Houghton Miffin, 1951.
  391. Rogers C. Freedom to Leam. Columbus, Ohio: Merrill, 1969.
  392. Rogers C. On Becoming a Person. Boston: Houghton Miffin, 1961.
  393. Rogers C. The necessary and sufficient conditions of therapeutic personality change//Journal of Consultation Psychology, 1957. Vol. 21. P. 95−103.
  394. Rothstein S. Wave. Carlsbad, CA: Continental PubL 1988. 90. Salynan L. The Obsessive Personality. N. Y.: Science House, 1968. 91. Schafer R. A New Language for Psychoanalysis. New Haven: 1987.
  395. Spiegel S. B., Hill C. E. Guideliness for research on therapist interpretation: toward greater methodological rigor and relevance to practice/AJournal of Counseling Psychology, 1989. Vol 36, P. 121—129.
  396. C., Kendall B. (Eds). On Speech Communication: An Anthology of Contemporary Writings and Messages. N. Y.: Holt, Rinehart and Winston, 1972.
  397. Stone H & Winkelman S. Embracing Our Selves. Marina del Rey, CA: Devorss & Co, 1985.
  398. StorrA. The Heart of Psychotherapy. N. Y: Methuen, 1980.
  399. Stroebe M. Coping with bereavement, a review of the grief work hypothe-sis//Omega, 1991−1993. Vol. 26(1). P. 19−42.
  400. Sue D. W. Counseling the Culturally Different: Theory and Practice. N. Y:Wiley, 1981.
  401. Task Force Report 5. Behavior Therapy in Psychiatry. Washington, American Psychiatric Association, 1973.
  402. Understanding and Counseling the Survivors. N. Y.: Norton, 1987.
  403. Van Dusen W. The Natural Depth in Man / / Rogers, C., Stevens, B. et al.
  404. P., Weakland J. & Fish R. Change: Principles of Problem
  405. Whitaker C. Psychotherapy of the Absurd // Family Process, 1975. 14, 1−16.
  406. Whitmont E. C. The Symbolic Quest'.Basic Concepts of Analytic Psychology. N.Y.: Putnam, 1969.
  407. Wilber K., Engler. J., Brown D. et al. Transformations of Consciousness. Boston: Shambalah, 1986.
  408. Yalom I. Existential Psychotherapy. N. Y.: Basic Books, 1980.
  409. Cox M. Structuring the Therapeutic Process: Compromise with Chaos. London: Jesicca Kingsley Publishers, 1988.
  410. Brown N.O. Life against death: The pshychoanalytical meaning of history— N.Y., 1959.
  411. Brightman E.S. Nature and values—N.Y., 1945.
  412. Brightman E.S. Personality and reality—N.Y., 1958.
  413. Gavrilin E., Miroshnik I. Orientable regulation of an individual’s psycho-emotional state //"BRUSSELS EUREKA '98″, 47th World Exhibition of Innovation, Research and New Technology. Official catalogue. —P.208.
  414. Gavrilin E., Miroshnik I. The TONIKA Automated System of Control over the Human Psychoemotional Condition: Program of International conference «HumanComputer Interaction» (HCI'92), 1992—P. 23.
  415. Hoicney K. Neurotic Personality of our time—N.Y., 1967.
  416. Lusher M The Lusher Color Test / Translated by J. Skott —Washington: Square Press, 1971.
  417. MaslowA.H. Motivation and Personality—N.Y., 1954.
  418. Miksik 0. Ceskoslovenska psychologie. 1979 R XXIII, № 1 —S. 32.
  419. Miroshnik I., Gavrilin E. Interactive psychological theatre using a CD ROM // «BRUSSELS EUREKA '98», 47th World Exhibition of Innovation, Research and New Technology. Official catalogue.—P. 180.
  420. New type of software // Home PC—May 1995—P. 209.
  421. Perls F. Gestalt therapy verbatim //Real People Press. Calif, 1969.
  422. Rogers C.R. Client-centered therapy—Boston: Houghton 1951.
  423. Self-Analysis Software //Windows sources. —May 1995 — P. 199.
Заполнить форму текущей работой