Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Смысловые образования в картине мира личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особую проблему представляет роль символикометафорических структур в смысловой организации индивидуальной картины мира. Метафора как переносное значение, улавливающее сходство разнообразных предметов, соединяющая между собой два явления, два плана восприятг анализа, является одним из основных средств познания человеком мира (151). Для древнего сознания метафора не являлась литературным тропом… Читать ещё >

Содержание

  • ВВЕДЕНИЕ.ei р. м
  • Глава I. КАРТИНА МИРА ЛИЧНОСТИ: АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОЬЮР ПРОБЛЕМЫ ЕЕ Жизненный мир личноеш
  • ЕЕ1. Проблема жизненного мира в современных философских концепциях.стр. ! !
    • 4. 1. 2. Исследование жизненно] о мира личноеj и в психолот ни. ир
  • Е2. Картина мира человека как интегральный образ реальности. с i р
    • 3. Субъективная семантика картины мира личности
  • ЕЗТ. Проблема значения и смысла как способов репрезентации мира субьекту. стр
  • Е3.2. Смысловые образования как базовые составляющие картиттьт мира личности. ei n
    • Глава 2. МЕТОДЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ЛИЧНОСТМО-СМЫСЛОВЫХ СТРУКТУР
    • 2. Е Программа исследования. стр
    • 2. 2. Методы определения семантического ехидства обьскюн
    • 2. 2. Л. Метод свободной сортировки. cip
      • 2. 2. 2. Метод репертуарных решеток.:. с*р '
      • 2. 3. Приемы статистической обработ ки данных
      • 2. 3. Е Процедура совместной обработки данных репертуарной
  • О"" V? решетки и личностного опросника Р. Кеттелла

2.3.2. Статистические методы реконструктши субъективных семантических пространств. ЬЗ-оо ляпа 3 АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ КАРТИНЫ МИРА. З. Е Инвариантные смысловые категориальные структуры картины мира личности.

3.1.Е Субъективное семантическое пространство ТА Г. стр. 87-ч"х

3.1.2. Субъективное семантическое пространство афоризмов.стр.Об

3.1.3. Субъективное семантические пространство фразеологизмов.-.ср !ох~| >

3.2. Система инвариантных смысловых личностных конст руктив.

3.2.1.А1 ТаЛКЗ КОррС.<1>ТД*1С)1ТНшл. ЬЗиПЛЮСоуТЗС^х «ШДИЕИДVсЫЫТЫХ конструктов.. стр 1 Т?-Т">

3.2.2. Анализ кластерных структур смысловых конструктов.стр. 120

3.2.3. А на ли > факторных ст рч-ктур смысловых конструктов.стр. 121-Х

3.3. Взаимосвязь смысловых образований картины .мира

И ЛИЧНОСТНЫХ СБОИС1С.

3.3.1. Взаимосвязь систем смысловых конструктов и личностных свойств. с) р. 133

3.3.2. Взаимосвязь тиной шиивидуа. ш!ых категориальных систем

И ЛИЧНОСТНЫХ СВОЙСТВ.стр. 1 39- !4!>

3.4. Анализ индивидуальных систем личностных смыслов.счр. (43-! >

3.5. Системное описание смысловой организации картины мира личности. стр 1 53−1 ^

Смысловые образования в картине мира личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Современное человекознание характеризуется расширением влияния гуманистической парадигмы, в центре внимания которой находятся вопросы о специфике бытия человека в мире, о природе и внутренних закономерностях человеческой уникальности, целостности и ценности. Такие вопросы находят свое разрешение в синтезе различных областей гуманитарного знания, взаимопроникновении методов познания таких наук, как философия, антропология, культурология, психология, семиотика, лингвистика. Изучение внутреннего мира личности является одной из актуальных проблем современной психологии. Как отмечает В. П. Зинченко, в настоящее время отечественная психология, обретая свободу и плюрализм философско-методологических основ концепций психического, вновь обращается к проблеме сознания, стремясь преодолеть прежние редукционистские тенденции. Реконструкция целостных систем представлений человека об окружающем мире, других людях, себе самом имеет большое значение в плане теоретического осмысления качественной специфики и структурной организации индивидуального сознания. Психологический анализ способов и критериев индивидуального мировосприятия является значимым и для практической психологии. Современная психодиагностика становится более ориентированной на «субъектную парадигму анализа данных» (А.Г. Шмелев, 1982), где испытуемый характеризуется множеством параметров в многомерном пространстве. Это позволяет глубже проникнуть во внутренний мир личности, воссоздать ее индивидуальное своеобразие. В плане психокоррекционной работы, психологического консультирования также является важным воссоздать способы осмысления мира другим человеком, увидеть мир «его глазами». При таком подходе человек предстает не как объект психологического воздействия, а как равноправный партнер в диалоге, эксперт собственного жизненного мира. Кроме того, процесс объективации фрагментов собственной картины мира и работы с ними дает человеку возможность перевести в область осознания «проблемные зоны», прочувствовать их и в то же время «разотождествиться» с ними, переструктурировать и осуществить внутреннюю регуляцию своих представлений о действительности, изменить неконструктивные способы поведения.

В качестве теоретико-методологической основы диссертационного исследования выступает концепция смысловой структуры сознания, разработанная Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым и развивающаяся в трудах В. П. Зинченко, В. Ф. Петренко, Е. Ю. Артемьевой, Д. А. Леонтьева, В. В. Столина и др., а также взаимосвязанный с этим принцип опосредования мировосприятия и жизнедеятельности личности субъективной картиной мира. Исследование смысловых образований картины мира осуществлялось в рамках психосемантического подхода (В.Ф. Петренко, А. Г. Шмелев и др.) к исследованию сознания и личности. Психосемантика как область экспериментальной психологии исследует индивидуальные системы значений, их генезис и функционирование в индивидуальном сознании. Личность в психосемантическом подходе определяется как носитель уникальной картины мира, как «микрокосм индивидуальных значений и смыслов» (Петренко, 1997). Психосемантические методы получили дальнейшую разработку в работах В. В. Столина (1983), М. Кальвиньо (198) по исследованию самосознания, В. Х Манерова (1993) по речевой психодиагностике личности, Л. А. Коростылевой (1997) по исследованию субъективного жизненного опыта в контексте самореализации личности.

Предмет исследования — смысловые образования как интегральные системы личностных смыслов, выступающие в качестве базисных составляющих картины мира личности.

Объект исследования — студенты и слушатели 3-го и 5-го курсов психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена в возрасте от 18 до 22 лет (105 человек), студенты 1-го курса ЛИАП в возрасте от 18 до 19 лет (20 человек), слушатели центрального института повышения квалификации (ЦИПК) в возрасте от 35 до 45 лет (45 человек), сотрудники центра эстетического воспитания (ЦЭВ) в возрасте от 35 до 45 лет (40 человек). Всего в исследовании принимало участие 210 человек.

Гипотеза исследования. Система базисных смысловых образований представлена ограниченным набором основных параметров мировосприятия личности и выполняет интегративную функцию в картине мирабазисные смысловые образования являются инвариантными по отношению к отдельному субъекту картины мирана уровне индивидуального функционирования они приобретают конкретное содержание, обсуловленное спецификой жизненного опыта человека.

Цель работы — системное исследование инвариантных смысловых образований в картине мира, воплощенных в категориальных структурах и личностных конструктах.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

1. Теоретический анализ проблемы смысловой организации картины мира личности;

2. Разработка психосемантических методов реконструкции и анализа инвариантных смысловых категорий и конструктов;

3. Подбор адекватных целям исследования методов статистической обработки данных;

4. Выявление инвариантных смысловых образований картины мира и их взаимосвязей и личностными свойствами;

5. Построение типологии семантических систем, отражающих различные типы жизненного мира личности;

6. Системное описание смысловых образований в картине мира личности.

Методы исследования включают реализацию психосемантического подходак исследованию сознания и личности: построение субъективных семантических пространств вербальных и невербальных объектов, отражающих личностное отношение человека к миру, на основе метода свободной сортировки Дж. Миллераа также семантических пространств личностных смысловых конструктов, выявленных посредством применения метода репертуарной решетки Дж. Келли. Для выявления личностных свойств испытуемых был использован 16-факторный личностный опросник Р. Б, Кеттелла.

Для статистической обработки данных применялся корреляционный, факторный и кластерный анализ с помощью пакета прикладных программ БТАТКИСА.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующих положениях:

1. В исследовании смысловых образований картины мира реализовано диалектическое единство идеографического и номотетического подходоввыявлены инвариантные смысловые категории и конструкших содержательные модификации во взаимосвязях со свойствами личности.

2. Сконструированы психосемантические методики, позволяющие воссоздать системы смысловых категорий и конструктов личности.

3. Выделены основные типы смысловой организации картины жизненного мира.

4. Разработана системная модель смысловых образований картины мира.

Теоретическая значимость работы состоит в дальнейшей разработке понятия картины мира в плане личностного подхода к мировосприятию человекапостроении системной модели инвариантных смысловых образований картины мира личности.

Практическая значимость определяется возможностью использования полученных результатов при создании психодиагностических методик выявления ведущих смысловых образований в субъективной картине мира, а также при построении индивидуальных программ глубинной психологической коррекции личности на основе реконструкции способов ее мировидения. Материалы диссертации используются в лекционных курсах по общей и экспериментальной психологии, психологии личности, а также в виде спецкурса для студентов-психологов и слушателей институтов повышения квалификации.

Апробация диссертации. Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах аспирантов и заседаниях кафедры практической психологии РГПУ им. А. И. Герцена, на 12 -гом международном симпозиуме по психолингвистике и теории коммуникации (Москва, 1997 г.). Содержание диссертации использовалось в спецкурсе для студентов психолого-педагогического факультета РГПУ им. А. И. Герцена, а также было включено в «практикум по самопознанию» для студентов института биологии и психологии человека. По теме исследования опубликовано 12 печатных работ. На защиту выносятся следующие положения:

1. Картина мира личности представляет собой сложную, многоуровневую субъективную модель жизненного мира как совокупности значимых для личности объектов и явленийбазисными образующими картины мира личности являются инвариантные смысловые образования как устойчивые системы личностных смыслов, содержательные модификации которых обусловлены особенностями индивидуального опыта личности.

2. Смысловые образования в картине мира выполняют репрезентативную (представление жизненного мира субъекту), интерпретативную (структурирование, интерпретация жизненных явлений и событий), регулятивную (регуляция повеления человека в жизненных ситуациях) и интегративную (обеспечение целостности картины мира) функции.

3. Смысловая организация картины мира имеет «синхронический» план, задающий основные классы объектов смыслового поля личности и представленный системой смысловых категорий, и «диахронический», отражающий базисные параметры интерпретации, оценивания, динамики картины мира, представленный системой смысловых конструктов.

4. Система инвариантных смысловых категорий представлена четырьмя основными «метакатегориями»: события, отношения, эмоционального состояния и стратегии действиясистема инвариантных смысловых конструктов отражает пространственно-временной и энергоинформационный континуумы картины мира и образована параметрами оценки, силы, активности, соответствующими факторам ЕРА Ч. Осгуда, и фактором субъективного времени личности.

5. Смысловая категоризация объектов осуществляется по различным основаниям, среди которых выделяются оценочный (коннотативный), денотативный, ценностный и мотивационый типыосновная метакатегория, ведущий тип категоризации и ведущий смысловой конструкт определяют тип смысловой организации картины жизненного мира личности (инфантильный, реалистический объект-центрированный, реалистический субъект-центрированный, ценностный, творческий), что соотносится с классификацией жизненного мира, предложенной Ф. Е. Василюком. Основное содержание работы отражено в следующих публикациях:

1. Реконструкция субъективных систем значений и психокоррекция личности // материалы международной конференции «Языки мозга и тела человека: проблемы и практическое использование в органах внутренних дел». Орел, 1995. (В соавторстве с Коростылевой Л.А.).

2.0 представленности отношений в образе мира субъекта// материалы международной научно-методической конференции «Педагогический менеджмент и прогрессивные технологии обучения». Спб., 1995. (В соавторстве с Коростылевой JI.A.).

3. О системах личностных смыслов в образе мира у будущих психологов// тезисы 2 Ломовских чтений. Москва, МГУ, 1996. (В соавторстве с Коростылевой JI.A.).

4. О ценностных ориентациях и самооценке в юношеском возрасте// тезисы международной конференции «Ребенок в современном мире». Спб., 1996.

5. Об особенностях внутреннего мира подростка — учащегося техникума// тезисы международной конференции «Ребенок в современном мире». Спб., 1996. (В соавторстве с Коростылевой Л. А., Маркеловой В.А.).

6. Актуализация субъективного опыта и жизненный путь человека// материалы международной научно-практической конференции «Преемственность поколений: диалог культур». Спб., НИИКСИ, 1996. (В соавторстве с Коростылевой Л.А.).

7. К вопросу об исследовании проблемных отношений в образе мира человека. В сб. «Практическая психология», Спб., 1996. (В соавторстве с Коростылевой Л.А.).

8. Развитие потенциала педагога и личности учащегося. Учебное пособие. Спб., 1996. 62 стр. (В соавторстве с Коростылевой Л. А., Коржовой Е.Ю.).

9. Индивидуальный опыт личности в семантическом пространстве// тезисы научно-практической конференции «Индивидуальность как субъект и объект современной жизни». Смоленск, 1997.

10. Смысловые конструкты в картине мира личности// тезисы 12 международного симпозицма по психолингвистике и теории коммуникации «Языковое сознание и образ мира». Москва, 1997.

11. О взаимосвязи смысловых образований картины мира и свойств личности// тезисы межвузовской научной конфкренции «Природа бессознательного». Спб., 1998. (В соавторстве с Богдановской И.М.).

12. Индивидуальный символ как смысловое образование личности\ тезисы межвузовской научной конфкренции «Природа бессознательного». Спб., 1998.

Выводы: Картина мира личности представляет собой сложную, многоуровневую субъективную модель жизненного мира как совокупности значимых для личности объектов и явлений.

2. Базисными образующими картины мира личности являются инвариантные смысловые образования — устойчивые системы личностных смыслов.

3. Смысловые образования в картине мира выполняют репрезентативную (представление жизненного мира субъекту), интерпретативную (структурирование, интерпретация жизненных явлений и событий), регулятивную/(рефляция повеления человека в жизненных ситуациях) и интегративную (обеспечение целостности картины мира) функции.

4. Смысловая организация картины мира имеет «синхронический» план, задающий основные классы объектов смысловою поля личности и представленный системой смысловых категорий. и «диахронический», отражающий базисные параметры интерпретации, оценивания, динамики картины мира, представленный системой смысловых конструктов.

5. Система инвариантных смысловых категорий содержит четыре основных «метакатегории»: события, отношения, эмоциональною состояния и стратегии действия;

6. Основными жизненными событиями являются: «спокойное созерцание, размышлением, «проблемная жизненная ситуация» (активная и пассивная составляющие динамики жизненного мира),, а также конфликт юре, смерть (негативная составляющая).

7. Ведущие типы отношений представлены следующим образом: отношение субъект к миру в целом (недоверие, пессимизм — надежда на лучшее), отношение к другим людям (неискренность, подозрительность, манипуляции — доверие, принятие, открытость, естественность) — отношение к себе (амбивалентность Я-образа, низкое самонринятие — целост иость Я-образа, позитивное отношение к себе).

8. Основными стратегиями действия являются: непродуктивная, негативно оцениваемая стратегия деятельности, выступающая в различных аспектах (затруднения в выборе цели действиянеадекватная оценка реальностинеадекватный Я-образзависимость от внешних обстоя 1ельы ваморальное, манипулятивпое отношение к другим людямсознательный отказ от целенаправленной деятельности: негибкость, ригидность по отношению к обстоятельствам и другим людям) — резу-а", ашьлця, позитивно оцениваемая стратегия деятельности и такие ее аспекты. как личная свобода, принятие на себя ответственности, адекватный образ себя и миражизненная мудрость и опытсила эгоумение идти на рискудача, везение.

9. Система инвариантных смысловых конструктов отражает пространственно-временной и энерго-информационный копти тлмьг картины мира и образована параметрами оценки (счастье — горе), силы (уравновешенность — неуравновешенность), активности (развитие — застой), соответствующими факторам КРА Ч. Осгуда, и фактором субъективного времени личности, представленного линией «прошлое — будущее» и «детство — старость».

10. Смысловая категоризация объекюв осущсствлястся по различные основаниям, среди которых выделяются оценочный (коннот.чтивчмй). денотативный, ценностный и мошвационый тины;

И. Субъективные семитические пространства систем личностных смыслов, полученные на различных выборках испытуемых, обладают устойчивой и воспроизводимой структурой, однако имею! различные модификации ь плане обобщенности — конкретности и дифферепцировашюсти псдиффсрешдированности (сипкрстичпости) в зависимости от характеристик испытуемых (возрастных, профессиональных, личностных ит. п.). и имеют взаимосвязи с различными личностными свойствами.

12. Основная мета категория. ведущий тип категоризации и ведущий смысловой конструкт определяют тип смысловой организации картины жизненного мира личности (инфантильный, реалистический объект-центрированный, реалистический субъект-центрированный, пенное шый, творческий), что соотносится с классификацией жизненного мира, предложенной Ф. Е. Василюком.

Заключение

Жизненный мир есть часть большого мира, в который включено множество предметов и явлений, которые определенным образом относятся к реализации потребностей субъекта, включены в структуры смыслового опыта. Картина мира личности — это картина жизненного мира, сложная многоуровневая модель, репрезентирующая совокупность значимых объектов на вербальном и образном уровнях, включающая в себя как глубинные, неосознаваемые слои, так и осознанные, отрефлексированные структуры. Картина мира конструируется личностью в ходе жизненного опыта, с одной стороны, определяя ее мировосприятие и стратегии жизнедеятельности, с другой — видоизменяясь в процессе взаимодействия с миром.

Картина мира человека является семантически организованной, воплощенной в системе значений и смыслов, в которых в фиксированном виде содержатся обобщенные представления о жизненной реальности, приобретенные в индивидуальном опыте. Человек не только отражает и познает мир, он наделяет его смыслом через систему пристрастных, эмоционально окрашенных, воплощающих уникальность мировидения личностных отношений, исходя из которых, проявляет активность, преобразуя себя и мир. Точка смысла есть пересечение не только мира объективного и субъективногоэто также соединение двух «слоев» картины жизненного мира — неосознанного и отрефлексированного. Именно в процессе осмысления происходит соотнесение внутреннего мира «моего существования» с миром Вещей, желаний, потребностей, намерений, чувств и их объектного воплощения.

В данной работе посредством методов экспериментальной психосемантики выявлены инвариантные смысловые образования в их основных формах — смысловой категории и смыслового конструктаопределены взаимосвязи ведущего типа смысловой категоризации и ведущего смыслового конструкта с личностными свойствамипроделан анализ индивидуальных смысловых систем. Реализация в исследовании единства идеографического и номотетического подходов позволила выделить основные параметры смысловой структуры картины мира личности и проследить их функционирование на индивидуальном и групповом уровне, их модификации, обусловленные спецификой жизненного опыта субъект?: предложена системная модель смысловых образований картины мира.

Тем не менее, в данном исследовании произведена попытка разрешения лишь некоторых аспектов, связанных с проблемой смысловой организации субъективной картины мира. В заключение нам представляется возможным указать на те проблемы, которые требуют своего изучения, поставить вопросы, разрешение которых может послужить темой дальнейших исследований.

Во-первых, необходимо отметить, что смысловые образования как составляющие картины мира, по всей видимости, имеют иерархическую организацию, на нижних уровнях которой находятся ситуативно обусловленные смыслы жизненных явлений, на верхних — смысложизненные ориентиры и личные ценности. Комплексное исследование иерархических взаимосвязей между компонентами смысловой системы, возможно позволит более глубоко раскрыть структуру и особенности функционирования субъективной картины мира.

Во-вторых, наряду со «смысловой парадигматикой» — категориями и конструктами как некоторой системой смысловых оппозиций, рассмотренной в данной работе, в картине мира личности присутствует «синтагматический» уровень, отражающий одновременные либо последовательные взаимосвязи, сочетания объектов жизненного мира. Жизненный опыт личности можег быть представлен в виде структур, подобным фреймам и скриптам, в которых отражаются «схемы» событий и ситуаций, а, возможно, и глобальные «жизненные сценарии».

Особую проблему представляет роль символикометафорических структур в смысловой организации индивидуальной картины мира. Метафора как переносное значение, улавливающее сходство разнообразных предметов, соединяющая между собой два явления, два плана восприятг анализа, является одним из основных средств познания человеком мира (151). Для древнего сознания метафора не являлась литературным тропом, семиотической игрой, а выступала в качестве способа миропостижения. установления аналогий между разрозненными частицами мира и и соединения их в синкретическое целое. Метафоричность как свойство человеческого мышления, мировидения имеет большое значение и в плане исследования современного сознания. По мысли А. Ричардса (151), метафоричность языка обусловлена метафоричностью самой мысли. Метафора есть взаимодействие идей, «интеллектуальная проекция». Она у/ способна обусловливать категоризацию как определенной предметной области, так и картины мира в целом. По мнению Д. Лакоффа и М. Джонсона (78), человек в своей жизни постоянно имеет дело с различного > рода метафорами, которые представляют собой осмысление и переживание явлений одного рода в терминах другого рода. В сознании каждого субъекта.

I 0−1 имеются «ведущие» метафоры, определяющие специфику его мировосприятия. «Паш мир — ло проецируемый мир, пронизанный чертами, заимствованными из нашей собственной жизни» (78. стр.43). В самом широком плане, картина мира человека также является метафорой по отношению к реальному миру. Как писал В. Марков (1994), «поскольку точки касания моделей (любых) с реальным миром являются всегда условными, „переносными“, то при таком подходе человеческие представления о мире будут в принципе метафорическими» (Марков, 1994, стр.167). Однако роль метафорических структур как форм и способов выражения личностно-смыслового отношения человека к миру является недостаточно исследованной как в психологическом, так и в пеихолингвистическом плане.

Также нам представляется возможным выделение такого вида смысловых образований, как индивидуальный символ. Взаимосвязь символики и внутреннего мира человека отмечалась различными исследователями — философами, филологами, культурологами. Так. Мюллер-Фрейенфельс (1923) определял «символический комплекс» как порождаемый чувством, переживанием. При этом символ, в отличие от метафоры, метонимии и т. д. характеризуется рядоположностыо, равноправностью смыслов, входящих в его состав, — ни один смысл не является прямым или переносным.

II. Рикер (1995) символом называет «всякую структуру значения, где один смысл, прямой, первичный, буквальный, означает одновременно и другой смысл, косвенный, вторичный, иносказательный, который может быть понят лишь через первый» (123, стр.52).

Применительно к внутреннему миру личности можно говорить о том, что личностные смыслы, характеризующие субъективные. пристрастит, те компоненты значения, могут образовывать символьные структуры. Индивидуальный символ как смысловое образование несет в себе некоторое ценностно-значимое единство смыслов, выражая. с одной стороны их равноправность существования д, 1Я субъекта, с другой стропы — их бесконечную смысловую глубину. Символ оставляет возможность его интерпретации, переосмысления, определяя экзистенциальное смысловое поле личности. Символ имеет образно-смысловую природу, воплощая и1 знаке индивидуально значимое «сгущение смыслов». Некоторые компоненты символа являются осознанными, но, возможно, часть смыслового «подтекста» остается неосознанной. В этом плане в символе соединяются сознание и бессознательное. По К. Юнгу (174), архетипы и символы нахзодятся в тесной взаимосвязи. Архетипы как прообразы, точнее, пра-образы. функционируют в форме символических образований. Архетип есть «емыслообразующая матрица" — «бессознательное вырабатываем базисные «идеи» (формальные элементы психики), носящие символический характер и составляющие основу жизненных ориентаций человека» (Марков В.М., 1994. стр.71). Работа личности по осознанию глубинных семантических компонентов символа. может приводить к переструктурированию взаимосвязей во всей смысловой системе.

В связи с этим необходимо возникав проблема сознательною и бессознательного, осознаваемого и неосознанного в субъективной картине мира. С одной стороны, принято говорить о неосознаваемых «низших» слоях картины мира, связанных с чувственной тканью, и отрефлексироваппых «высших» уровнях, касающихся ценностной сферы, осмысления жизни как целостности. С другой стороны, система жизненных ориентации личности, имплицитных убеждений, отношений, целей как компонентов картины мира может не осознаваться личностью, гем не менее влияя на характер ее поступков, способы выстраивания жизненного пути и разрешения жизненных противоречий.

В заключение нужно отмстить, что картина мира личности не является обособленным и изолированным образованием, а представляет собой открытую систему, постоянно вбирающую в себя новую информацию, изменяющуюся вместе с ходом развития личности.

Картина мира не существует в изолированной обособленности, человек не сталкивается с миром «один на один" — смысловые образования формирую гея и существуют «на грани» индивидуальных сознаний, на основе присвоенного культурного и социального опыта. Образ реальности существует и развивается только в диалоге. Это диалог с человечеством в целом как присвоение социально выработанных культурных формдиалог с другими людьми, посредством которого происходит взаимопроникновение жизненных миров, понимание и взаимодействие людейпостоянный внутренний диалог с собственным «Я» как процесс рефлексии, осознания своей системы представлений о себе и мире.

Можно сказать, что личностный смысл внутренне диалогичен, или даже, пользуясь языком М. М. Бахтина, «полифоничен», поскольку содержит отношения, взаимосвязь внутреннего «Я» и внешнего мира, включающего предметы, события, значимых других. В смысловых образованиях в свернутой форме присутствует диалог сознания и самосознания, -посредством осмысления «Я» воплощается в мире, проецируется на мир, и структуры мира преломляются сквозь призму самосознания.

Проблема картины мира человека является одной из фундаментальных в современной науке, для своего исследования требующей синтеза различных областей знания. Поставленные в данном исследовании вопросы — лишь небольшая часть обширной проблематики, связанной с изучением индивидуального сознания, мировосприятия человека, которые нуждаются в дальнейшем экспериментальном исследовании и теоретическом осмыслении.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славекая К. А. Стратегия житн--. М., 198. 2 Адлер А. Индивидуальная психология. М., 1986.
  2. Ю.А. Символы мироустройства в сознании детей. Авторсф. канд. дисс. М., 1997.
  3. В.М. Опыт теоретической психологии. Сиб., 1993.
  4. .Г. Человек как предмет позпашш. Л., 1968.
  5. Н.М. Личностные доминанты и средства их языковою выражения. Автореф. канд. дисс. М., 1996.
  6. Антропологическая проблематика в запад? сой философии. М. !9<Л
  7. Антропологический поворот в философии XX века. Вильнюс. 1987.
  8. Л.И. Жизненный путь ученого. (К 80-летию X. То. мэ). //Психологический журнал, 1995 № 3, етр 90−92.
  9. Л.И. Психология повседневности: жизненный мир личности и техники ее бытия I1 Психологический журнал. 1993 № 2. стр 3-! Ь *, 1. Апресян Ю. Д. Избраннфе труды в 2-х т. М., 1995.
  10. Артемьева ЕЛО. Психология субъективной семантики. Авторсф докт дисс. М&bdquo- 1987.
  11. Артемьева ЕЛО. Психология субъективной семантики. М., 1980.
  12. Артемьева ЕЛО. Семантические измерения как модели. /V Вестт? ик М1 У. сер. 14, 1991 № 1.
  13. Арутюнова 11. Д. Л ипы языковых значений М. 1988.
  14. В.Л. Устойчивые фразы в современном русском я, ыкс. Рост ов-на-Дону, 1964.
  15. А.Е. Деятельность и установка. М. 1979.
  16. А.Е. Психология личности. М. 198 .
  17. A.M. и др. Проблемы сЬпазеожч им Исследования и м.ч сериалы. М&bdquo- 1961.
  18. A.M. Русская фразеология, ее развитие и источники. J! i v/u
  19. A.M., Шендецов B.B. Словарь иноязычных выражении и слов. М&bdquo- 19X7.
  20. М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1987.
  21. Ф.М. История лингвистических учений. М., 1984.
  22. С.Б. Специфика семантики фразеологических единим и роль структурных компонентов в сс определении. Рязань, 1980.
  23. Л. Язык. М., 1968.
  24. A.B. Грамматическое значение и смысл. Л., 1978.
  25. .С. Нравственное сознание личности. М., 1985.
  26. A.A. Значение слова и противопоставления. /У Семантическая структура слова, М., 1971.
  27. Дж. Психология познания. М. 197!
  28. P.A. Язык- реальность язык. М.&bdquo- 1983.31. Бурлачук, Морозов Cjюварь-енравочник, но психодиагностике
  29. Ф.И. Историческая грамматика русскош языка. М., 1959.
  30. Бутеико И.А.. Социальное познание и мир повседневности. М.&bdquo- 1987 .
  31. К. Теория языка: репрезентативная функция языка. М. 1993.
  32. Bail Дейк Т. А. Язык, познание, коммуникация.
  33. Васильев JI. M Современая лип"-нистическая семантика. М. ! 99''.'
  34. Ф.К. Жизненный мир и крепио. Типологический ни-!лиз критических ентупцчй. 11 Псих<:'!<�ч'ичсскич журнал, 1995 № 3, сгр 90−102,
  35. Ф.Ь. Психология переживания. М. 1984. '
  36. .А. Современная когнитивная психология. М., 1982.
  37. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М. 1990.
  38. В.К. Психология эмоциональных явлений. М. 1976.
  39. Л.С. Избранные психологические труды. М., 1956.
  40. Л.С. Мышление и речь. М.-Л., 1934.
  41. В.А. Системные описания в психологии. Л., 1984. ,
  42. P.M. Творчество и преодоление стереотипов. Спб. 19<>4 v
  43. А.Я. Категории средневековой культуры. М. 1972. >
  44. H.A. Лексико-семантическое иоле «культура» в —:зыковой картине мира. Автореф. канд. дисс. Донецк. 1995.
  45. O.A. Конститутивные признаки афоризмов /' Языковая личность. I (роблемы значения и смысла. Волгоград, 1994.
  46. К. М. От Къеркегора до Камю. М., 1990.
  47. Дом бытия. Альманах по антропологической лингвистике. Вып.2. Саратов, 1995.
  48. A.B. Проблема онтологии сознания в марксистской г- современной западной философии // Философия сознания в 20 пеке. Проблемы и решения. Иваново, 1991.
  49. A.M. Материя и сознание. Спб., 1(>()1.
  50. Жизненный nvrb личности. Киев, 1987. j
  51. К.К. Язык как практическое сознание. Киев, 1990.
  52. В.П. Русская фразеология. М., 1986.
  53. Ю.М., Похилько В. И. Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик. // предисловие к книге Франселла Ф. Ьаннистер Д. Новый метод исследования личности. Пер. с англ. М. 1987.
  54. З.Н. М. Хайдеггер: Язык и время // предисловие к книге: М. Хайдеггер. Разговор на проселочной дороге. М&bdquo- 1991.
  55. A.A. Психолингвистические проблемы семантики слсза. Калинин. 198?
  56. .В. гГеории личности в зарубежной психологии. М., 198 .
  57. Зинченко ВЛI. Проблема образующих сознания.// Вести к М? У 1988 № 4.
  58. В.II., Моргунов Б. Б. Человек развивающийся. М.&bdquo- 1994.
  59. А.Ф., Мельвиль Ю. К. Буржуазная философия середины 19 начала 20 в.в. М., 1988.
  60. А.Б. Концепция жизненного разума OpTeiи-и-Гнссеча. >>' Проблема сознания в современной западной философии. М., 1989.
  61. Из архива А. Н. Леонтьева: материалы о сознании. /У Вестник МГУ. 1988 Лга4.
  62. Кальвиньо В-Ф. Роль мотивации в актуализации системы значений. Автореф. канд. дисс. М., 1981.
  63. Ф.А. Отношение человека к миру как философская катеюри-т. Автореф. док., дисс. Ереван, 1991.
  64. IU.II. Русский язык и языковая личное ib. М., 1987.
  65. H.H. /Диалектика человеческого бытия. Томск, !9у5.
  66. Ким Дж.&bdquo- Мьюллер Ч. У. Клекка У.Р. и др. Факюрный, кластерный и дискриминантный анализ. Пер. с англ., М., 1989.
  67. O.A. Бытийные основания смыеложизненных проблем личности. Автореф. канд. дисс. Киев, 1991.
  68. Когнитивная психология и искусственный интеллект. М., 1992.
  69. Когнитивные аспекты языка. М., 1988.
  70. Козлова И.11. Личность как система конструктов. Пекотопьн' «нг-рпсы /еории Дж. Кслли. // Системные исследования. Ежсюдьик. 1975. М. i 976.
  71. Г. В. Объективпам карпша мира в познании и языке. М., 1990.
  72. Компьютеры, а познание. М., 198 .
  73. К. К. Жизненный путь и личностное знание. Автореф канд. дисс. Спб., 1991.
  74. А.И. Внутренний мир человека. Нкатерин6'р|, 199-?.
  75. Дж., Джонсон М. Метафоры, которыми мы живем. ',! Язык и моделирование социального взаимодействия. М. 19X7
  76. В.И. Введение в психосемиотику. Спб., 1994. t
  77. А.Л. Личность, кулкгура, язык. /./ Философия сознания в XX веке. Иваново, 1991. f
  78. А.А. Психологическая структура значения. // Соматическая структура слова. М., 1971. '
  79. Леонтьев A.1I. Деятельность, созпанио, личное 1Ъ. М., 1975.
  80. Д.А. Значение и смысл: две стороны одной мода и». «Психологический журнал, 1996 № 5.
  81. Д.А. Личностный смысл и трансформации психического образа. И Вестник МГУ, сер. 14, 1988 jN"2.
  82. Д.А. Структурная организация смысловой сферы личности. Автореф. канд. дисс. М., 1988.
  83. Д.А. Человек и мир. логика жизненных отношении < Логика^, психология и семиотика: аспекты взаимодейсткия. Киев. ! 990.
  84. Ъ.Ф. Когнитивные процессы как процессы психическою отражения. // Когнитивная психология: .материалы совегеко-фппского симпозиума М., 1986.
  85. Лотман 10.М. Избранные статьи (б 3-х т). Таллинн, 1992.
  86. Т. Конституирование языка в повседневной л^г-пи. /'/Концептуализация и смысл. Новосибирск, 1990. v
  87. А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
  88. Любутин K.1L 1 рибакин А. Ь. Западна,», философская антропология: от Фейербаха к Фромму. Екатеринбург, 1994.
  89. В.Х. Психодиагностика личности йо голосу и речи. Учебное пособие. Спб. 1997. u
  90. Н.Ю. Проблема жизненною выбора. Автореф. канд. дисс. М.1992.
  91. М. Фреймы для представления знаний. М., 198 .
  92. О.В. Психосемантичсский анализ политического сознания. Автореф. канд. дисс. М., 1994.
  93. А.И. Основы фразеологии русского языка. Л. 1977.
  94. Ч.У. Основания теории зиаког- '! Семиотика /под ред. 10.С. Степанова. М. 1983.
  95. II.В. Принципы и npoi иворсчия феноменологической философии. М, 1968.
  96. Мясищев В Н. Личность и отношения человека и Проблемы личности: материалы симпозиума. М., 1969. Т.1.
  97. Л.А. Тайна и смысл индивидуального бытия. РкатеринГппг.1993. о
  98. У. Познание и реалы гость. М. !9Х2.
  99. Л.И. Обыденное сознание как социокультурный феномен. Автореф. докт дисс. М., 199 .
  100. П.А. Психосемантический анализ жизненных ориентации личности. Автореф. канд. дисс. М., 1995. 1
  101. В.Ф. Введение в экспериментальную нсихосемантику. м. 1983.
  102. В.Ф. Основы mихосемаптики. Смоленск, 1997.
  103. В.Ф. Нсихоссмииш-^ силкшия. М&bdquo- 1988.
  104. Петровский .A.B. Личность, деятельность. коллектив. М. 198 .
  105. В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления /7 Вестник М1 «У, сер. 14, 1984, № 4. u
  106. Ч. Из работы «элементы логики». // Семиотика. М., 1983. cip. 151 210.
  107. ИЗ. Портнов А.17 Язык и сознание: основные парадигмы исследования проблемы в философии 19−20 в.в. Иваново, 1995. f
  108. A.A. Мысль и язык. М., 1993.
  109. Проблема сознания в современной западной философии. М., 19НУ.
  110. Проблема человека в западной философич. М., 8.
  111. Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983.
  112. Психолингвистические проблемы семантики. М., 1983.
  113. Психологические проблемы самореализации личности./ под ред. л, А Крылова. Л. А. Коростылевой. Спб., 1997.
  114. Психосемиотика познавательной деятельности и общения. М. v
  115. Д.С. Модель мира скифской культуры. М&bdquo- 1985.
  116. . Человеческое познание. М., 1957. i123. 1>икер П. Конфликт интерпретаций Спб. i 996
  117. Роль человеческого фактора в языке. Язык и картина мира, /под ред Б. А. Серебренникова. М. 1988.
  118. Р. Философия и зеркало природы. Пер. с англ. Новосибирск, 1997.
  119. С.Л. Основы общей психологии. М&bdquo- 1946.
  120. С.Л. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  121. Сахарный .H.H. Введение в психолингвистику. Л., 1989.
  122. В.Л. Светлова С Б. Экзистенциалистские концепции М.
  123. Хайдеггсра и Ж.-П. Сартра: методические рекомендации к изучению современной философии. Спб. ?992.
  124. Семиотика /под ред. Ю. С. Степанова. М., 1983.
  125. Серкин В. II Функциональный гене? значения в практической деятельности. Авгореф. канд. дисс. М., 1988.
  126. В.П., Сиротский В. Е. Психосемантика: па пути к моделированию. // Вестник МГУ, 1990 № 3.
  127. .Ф. Перспективы человека в свете 1 умшшстичсских «дей западной философии XX века. Курск, 1995.
  128. Синайский В.11. Жизнь и человек. Рига, 1992.
  129. Слобин Д, Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.
  130. А.И. Значение слова /'/ Вопросы языкознания, 1955№ 2.
  131. С.Д. Методологические уроки концепции А.П. Леонтьева. Вестник МГУ, 1993 № 2. 5
  132. С. Д. Мир образов и обра', мира. // Вес шик МГУ, сорим 14, 19X1 № 2.
  133. С.Д. Психология образа, проблема активности психически! и отражения. М., 1985.
  134. Современная буржуазная философия человека. Критический анализ. Киев, 1985.
  135. Сознание и действительность. Фру т. е. 1964.
  136. Ф.Дс. Труды, но языкознанию. М., 1977.
  137. Ю.С. В трехмерном пространстве языка. М., 198 .
  138. И.А. Лексическое значение слова в речи. Воронеж, 1985.
  139. В.В. Самосознание личности. М., 1983.14о. Сталин И. В. Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма сущес1вования ь сознании. // Вестник МГУ. 1982, № 3.
  140. H.H. Кальвиньо М. i1сихосемантичеекие различия личностных смыслов.!! Вестник МГУ, 1983, № 3.
  141. Столин В.13. Наминач А. П. психологическое строение образа мира и проблемы нового мышления. // Вопросы психологии, 1988 Ns4.
  142. Стрельник О Н. Социально-предметное и 'экзистенциально-личноетттое r структуре сознания. Автореф. канд. дисс. М. 1994.
  143. Структуры языкового сознания / под ред. Сорокина. М., 1990.
  144. Н.И. Образно-стереотипная языковая картина мира как сражение эмпирического обыденного сознания. Автореф. док-. дисс. Киев 199)
  145. Теория метафоры. М., 1990.1 53. Тихомиров O.K. Психология мышления. М., 1984.
  146. Л. Проблемы семантики. Пер. с чешскою. М. 1975.
  147. B.II. Первобытные представления о мире (общий взгляд).// Очерки истории естественнонаучных знаний в древности. М. 1982.
  148. Трифонова М.11. Психосоматическое исследование порождения проблемы в процессе мышления. Автореф. канд. дисс. М., 1989.
  149. А.Б. Когнитивные аспекгы семантики идиом, обозначающих чувства-состояния. Автореф. канд. дисс. М., 1996.
  150. A.B., Ковалева С. П. Ситуация как элемент психологического тезауруса. // Психологический журнал, т.7. 1986 № 1. ^
  151. Философия '> I уссерля и ее критика. М. 1983.
  152. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  153. Фразеологический словарь pyccicoi’o языка, 'под ред. А. И. Молоткова. М., 1987.
  154. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личное---. Пер. с аттгл. М., 1987.
  155. Хабермас К). Хайдепер. Творчество и мировоззрение. Пчлорико-фи.тософский ежегодник. 1989. М., 1989.
  156. М. Разговор на проселочной дорог-е. М. 199.
  157. X. Мотивация и деятельность. М., 1986, т .1,2.
  158. Л. Зитлер А. Теории личности. Пер с англ. Спб., 1997.
  159. Л.Ф. Знаковоегь. Спб., 1993. *
  160. А. Введение в математическую логику М., i 960.
  161. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику. М&bdquo- 1983.
  162. А.Г. Психологическое исследование субъективных систем значений. Автореф. канд. дисс. М. 1982.
  163. А. Некоторые структуры жизненною мира. // Философия языка и семиотика. Иваново, 1995.
  164. Экспериментальный анализ смысла. Фрунзе, 1987.
  165. А.М. Русская фразеология в коммуникативном аспекте. Ташкент, 1988.
  166. Юнг К. Г. Архетип и символ.
  167. Ягодкина К. К). Игровая среда как фактор развития интеллектуальных структур. Автореф. канд. дисс. Спб, 1994. ^
  168. Язык и-личность. М.3 1989. w
  169. Язык и структура знания. М. 1990.17S. Языкова-! личность: проблемы значения и смысла. Волгоград, 1994. 4
  170. Языковое сознание и образ мира / Тезисы 12 международного симпозиума, но психолшн вистике и теории коммуникации. М., 1997.
  171. Яковлева Г'.К Фрагменты русской языковой картины мира. М.- ?994.
  172. Я. Значение книги С.Л. Рубинштейна «человек и мир» для философских основ социальной психологии. // С. Л. Рубинштейн К 100-летиюсодня рождения. М., 198 .
  173. Adams-Webbber, J., Schwenker В., Barbcau, D. Personal ConctrueL, and thj perseption ofindividual differenses. //'Canadinn Journal of Bechavori. il Science. 4, p. 218−224.
  174. Adams-Webber J.R. Personal Construct 'l'heorv. N.Y. ?979
  175. Bannister D. The genesis oi shizoplirenic--- thought disorder: a. serial invalidation hypothesis. British Journal of Psychiatry. 1960, 109. p. 680−086
  176. Carrol J.D. Review of «Measurement of Meaning» // on semantic differential techniqe. Chicago, 1969.
  177. Evaluation of Personal Constructs. Academic press, London, 1968.187. Fransella, F.
  178. Hampden-Turner Ch. Maps of the mind. London, 1981.
  179. Hermans IL, Bonarus II. The Person us co-investigator in Personal}' Research. //European J. Personality. 1991. V.5 N3 p. 199−216.190: Kelly G.A. The Psychology of Personal Constructs. Vols 1 and 2. N.Y.,
  180. OgdenC., Richards I. The Meaning of Meaning. L., 1960
  181. Osgood Ch. Studies on generally of affective meaning system // Arner Psychol. 1962 V 17.
  182. Osgood Ch. Semantic Differential Techniqe in the Comparative Study of cultures. //American Antropology. 1964 V.66.
  183. Osgood Ch. Susi G., Tannenbaum P. The Measurement of Meaning I Jrbana,
  184. Rogers C. R. Persons or science? A philosoptieal question. // Amei. Psychol. 10, p. 267−278.
  185. Smith C., Ellswort P/ Patterns of cognitive appraisal in emotion. '/ .iourn. Pcrs. And Soc. Psychol., 1985. V.48. N4 p. S13 838.
  186. Stern G. Meaning and Change of Meaning. Goteborg, 1931.
  187. Tulving E. Episodic and semantic memory. // E. Tulving, W. Donaldson (eis). Organization of memory. N.Y. 1972. ^
  188. Tzeng O. Impicil personality theory: myth or fact /7 Journal oi Personality. 1982/V.50 (2).
  189. Tzeng O., May W. More then EPA in diftcrentional scales. // Journ. inter. Psychol. 1975, V. 10 N2 p.121−135.0b.
  190. Winter B.A. Personal Constructs Psvcholoov in clinical praciice: Theory,
  191. Research and Applications. London, 1992. 1957.
Заполнить форму текущей работой