Теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания
Лаврухин А. Н. «Информационное общество» — надежды и результаты информатизации // Сборник трудов ВНИИСИ. — 1989. Вып. 12. С.42−52- Машлыкин В. Г. Европейское информационное пространство. — М., 1999. — 95 е.- Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М., 1999. — 208 е.- Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М., 1991; Ракитов А. И. Наш путь… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования
- 1. 1. Переход информационного общества к вещательным технологи- 12 ям в Интернете
- 1. 2. Основные характеристики интернет-вещания
- 1. 3. Технологические принципы функционирования интернет- 43 вещания
- 1. 4. История развития телевещания в Интернете
- 1. 5. Экономические аспекты интернет-вещания
- 1. 6. Аудитория интернет-вещания
- 1. 7. Тенденции развития интернет-вещания
- Глава 2. Организация и методика построения интернет-вещания
- 2. 1. Формирование стратегии коммуникаций в информационном 91 обществе России
- 2. 2. Разработка стратегии проекта регионального интернет-канала
- 2. 3. Организация работ по созданию интернет-сайта
- 2. 4. Разработка информационной концепции
- 2. 5. Разработка технической спецификации
- 2. 6. Методика организации работ
- 2. 7. Разработка графической модели
- 2. 8. Техническое оснащение редакции
- 2. 9. Информационное наполнение сайта
- 2. 10. Тестирование сайта
- 2. 11. Поддержка и продвижение интернет-канала
- 2. 12. Оценка эффективности работы интернет-канала
Теоретические основы и принципы организации телевизионного интернет-вещания (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В конце XX века появился новый вид СМИ, который динамично развивается и в последнее время отдельно рассматривается в системе средств массовой коммуникации — интернет-СМИ. В их структуре особенно выделяются мультимедийные сайты, которые транслируют в Интернет аудиои видеоматериалы и требуют особого анализа как наименее изученные типологически, исторически и функционально, а также представляющие наиболее современное сочетание форм подачи и распространения массовой информации. Работы по исследованию электронных сетей, интернет-журналистики проводились и ранее, однако в них практически не рассматривались аудиовизуальные средства в Интернете. Настоящая работа посвящена изучению феномена телевизионного вещания в Интернете.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, неразработанностью данной тематики в науке, с другой — настоятельной потребностью изучения проблем телевещания в Интернете, которое уже функционирует de facto. Актуальность избранной темы определяется стремительным развитием телекоммуникационных технологий, которые затрагивают все сферы жизнедеятельности человека, трансформируют и видоизменяют традиционные СМИ. Феномен телевизионного вещания в Интернете относится к наиболее современным тенденциям развития СМИ в начале XXI века. Без разработки этих проблем, без научных исследований телевещания в Интернете теория современной журналистики и средств массовой коммуникации в настоящее время представляется неполной.
Объектом исследования являются проблемы функционирования телевидения в Интернете.
Предмет исследования — теоретические основы функционирования, методы и формы организации телевизионного вещания в сети Интернет.
Новизна диссертационного исследования заключается в том, что полноценного анализа этой темы до настоящего времени не предпринималось. На данный момент нам известны научные работы, касающиеся общих проблем Интернета, аналогов традиционных изданий в Интернете, а также изучению феномена интернет-СМИ, как электронных версий, так и собственно сетевых. Однако, вследствие отсутствия научных разработок данной темы, ее актуальности на современном этапе развития СМИ, диссертация, на наш взгляд, в определенной степени восполняет пробел, образовавшийся в теории журналистики с возникновением интернет-коммуникаций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут служить методикой, которую можно использовать в журналистской практике для создания, поддержки и продвижения телевещательных сайтов. Кроме того, результаты диссертационного исследования могут быть использованы для преподавания теории и практики телевидения в системе журналистского образования всех уровней.
Цель исследования — определить место телевизионного интернет-вещания в системе современных средств массовой информации, разработать принципы и методику производства, поддержки и продвижения телевещательных сайтов, а также методологические основы научного исследования телевещания в Интернете.
В соответствии с заявленной целью были определены следующие задачи: проследить историю возникновения и развития телевещания в сети Интернетрассмотреть теоретические основы телевизионного интернет-вещанияпроанализировать технологию создания телевещательных сайтов регионального уровняразработать универсальную методику для формирования новых интернет-вещательных сайтов.
Теоретическая база исследования. Данная тема в таком виде не разрабатывалась, однако имели место различные работы, касающиеся общих вопросов развития информационного общества, коммуникации, электронных сетей, сети Интернет, и, в частности, интернет-журналистики. Диссертантом были изучены также отдельные работы, в той или иной степени касающиеся предмета нашего исследования.
Теоретические положения работы основаны на работах отечественных исследователей журналистикиЯ.Н. Засурского1, Е.П. Прохорова2, Л.Г. Сви-тич3, С.Г. Корконосенко4, М.В. Шкондина5. Диссертант основывался на.
6 7 конкретных разработках А. И. Акопова, Ю. А. Гордеева, А.А. Грабельнико-ва8, Е.А. Корнилова9, Е.Е. Корниловой10, А.А. Тертычного11, В.В. Тулупова12. В частности, в работах этих исследователей рассматриваются такие тенденции развития СМИ на современном этапе как конвергенция, глобализация, диверсификация, специализация.
Основные тенденции перехода к новой парадигме общественного развития заложены в трудах М. Маклюэна13, Э. Тоффлера14, М. Кастельса15, Ф. Вебстера16. Детализацией понятия «информационное общество» и его основ.
1 Засурский Я. Н. Система средств массовой информации России. — М., 2003. — 259 е.- Засур-ский Я. Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990;2004. — М., 2004. — 464 с.
2 Прохоров Е. П. Исследуя журналистику. — М., 2005. — 202 с.
3 Свитич Л. Г. Феномен журнализма. — М., 2000. — 252 с.
4 Корконосенко С. Г. Основы журналистики. — М., 2001. — 287 с.
5 Шкондин М. В. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества). — М., 2000.
6 Акопов А. И. Методика типологического исследования периодических изданий. — Иркутск, 1985. — 96 е.- Акопов А. И. Периодические издания. — Ростов-н/Д, 1999. — 92 с.
7 Корнилова Е. Е., Гордеев Ю. А. Слово и изображение в рекламе. — Воронеж, 2001. — 224 с.
8 Грабельников А. А. Массовая информация в России. От первой газеты до информационного общества. — М., 2001. — 330 с.
9 Корнилов Е. А. Журналистика на рубеже тысячелетий. — Ростов-н/Д, 1999. — 224 с.
10 Корнилова Е. Е., Гордеев Ю. А. Слово и изображение в рекламе. — Воронеж, 2001. — 224 с.
11 Тертычный А. А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход. — М., 1998. — 265 е.- Тертычный А. А. Расследовательская журналистика. — М., 2002. — 384 с.
12 Тулупов В. В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. — Воронеж, 1996. — 122 е.- Тулупов В. В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет. — Воронеж, 2001.-320 с.
3 Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека. — М., 2003. — 464 с.
14 Тоффлер Э. Третья волна. — М., 1999. 784 с.
15 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер с англ. — М., 2000. — 608 с.
16 Webster F. Theories of the Information Society. — Routledge, London, N.Y., 1998. ных составляющих в России занимались E. JL Вартанова, А. Н. Лаврухин, В. Г. Машлыкин, И. С. Мелюхин, А. И. Ракитов, и др.1.
В ряде публикаций международных организаций, таких как Европейский союз и ЮНЕСКО, анализировались различные аспекты воздействия л изменяющейся парадигмы коммуникаций на общество в целом. На основе этих идей Б. Гейтс, М. ван Дюссельдорп, С. Лапам, В. Реш, Е. Горный, С. Гу-ревич и др.3, осуществляли прогнозирование развития телекоммуникаций и СМИ в будущем.
Вопросам функционирования сети Интернет посвящено относительно много публикаций сетевых и меньше — печатных. Большинство работ посвящено истории и становлению компьютерных сетей4, гипертекстовой природе сети Интернет5, коммуникационным, мультимедийным и интерактивным ее.
1 Лаврухин А. Н. «Информационное общество» — надежды и результаты информатизации // Сборник трудов ВНИИСИ. — 1989. Вып. 12. С.42−52- Машлыкин В. Г. Европейское информационное пространство. — М., 1999. — 95 е.- Мелюхин И. С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития. — М., 1999. — 208 е.- Ракитов А. И. Философия компьютерной революции. — М., 1991; Ракитов А. И. Наш путь к информационному обществу// Теория и практика общественно-научной информации. -М., 1989; Смолян ГЛ., Черешкин Д. С., Вершинская О. Н., Костюк В. Н., Герасимов Б. М. Путь России к информационному обществу (экономические и социально-культурные предпосылки) // Межотраслевая информационная служба. — 1997. — Вып. 3(100). — С.16−30. Современные тенденции информатизации и медиатизации общества. -iM., 1991. — 118 е.- Телекоммуникации и информатизация общества. — М., 1999. — 159 с. Ш 2 World Information and Communication Report, 1999 -2000. UNESCO, 1999.
3 Гейтс Б. Дорога в будущее / Пер. с англ. — М., 1996. — 312 е.- Dusseldorp М., van. The Future of the Printed Press. European Journalism Centre, 1998; Lapham C. The evolution of the newspaper of the future // Computer-Mediated Communication Magazine. — 1997; Resh V. Science and Communication: an Author/Editor/User's Perspective on the Transition from Paper to Electronic Publishing // Issues in Science and Technology Librarianship. — 1998; Горный E. Печать по требованию // Русский журнал. — 1999. — 7 авг.- Гуревич С. Слово в защиту бумажных СМИ // Профессия — журналист. — 2000. — № 1 — С. 48.
4 Cerf V. A Brief History of the Internet and Related Networks. — URL: [http://www.isoc.org/internet-history/cerf.html]- Gromov G.R. History of Internet and WWW: The Roads and Crossroads of Internet History. — URL: http://www.internetvalley.com/intval.html]- Sterling B. Short History of the Internet. — URL: [www.forthnet.gr/forthnet/isoc/short.history.of.internet]- Hobbes' Internet Timeline v.8.0- Андреев А. Рунет 90-х: поколение чайников и сторожей // Русский журнал. — 1998. — 15 маяГорный Е. Летопись русского интернета: 1990;1999 // Русский журнал. — 2000. — 3 окт.- Литвинович М. Итоги 2000 года для российского Интернета: разрушение мифов и прозрение // Русский журнал. — 2001.-26 февр.
5 Miall D., Dobson Т. Reading Hypertext and the Experience of Literature // Journal of Digital information. — 1998. — Vol.2. — № 1- Engebretsen M. Hypernews and Coherence // Journal of.
1 2 функциям, Интернет как коммуникативное пространство, Интернет как мегабиблиотека3, функционированию информационных сетевых изданий4, менеджменту и рыночному позиционированию интернет-изданий5. Большинство работ носит профессионально-практический характер, теоретические работы, посвященные научному изучению проблем Интернета, стоит выделить отдельно. Феномен электронных сетей как нового вида СМИ был впервые рассмотрен в теоретических работах А.И.Акопова6. Позднее осмысление типологической сущности и типологических признаков сетевых изданий было предпринято в его работах — «Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета» и «Типологические признаки се.
Digital information. — 2000. — Vol. 1. — № 7- Arms W., Caplan Pr. Reference Linking for Journal Articles // D-Lib Magazine July. — 1999. -Vol. 5. -№ 7/8- Tosca S. A Pragmatics of Links // Journal of Digital information. — 2000. — Vol.1. — № 6- Визель M. Гипертексты по ту и эту стороны экрана // Иностранная литература. — 1999. — № 10- Визель М. Литературные игры в рунете // Сетевая словесность. — 2000. — 24 июляВизель М. Поздние романы Итало Каль-вино как образцы гипертекста // Сетевая словесность. — 1998. — 2 нояб.- Корнев С. «Сетевая литература» и завершение постмодерна. Интернет как место обитания литературы // Новое литературное обозрение. — 1998. -№ 32. — С. 29−47- Кузнецов С. Рождение Игры, смерть Автора и виртуальное письмо // Иностранная литература. — 1999. — № 10- Делицын JI. Агенты сетературы // Русский журнал. — 2000. — 20 сент.- Шмидт Э. Об универсальных библиотеках и садах расходящихся тропок. Русские гипертексты (Пер. с нем.) // Сетевая словесность. — 2001. — 28 маяМикеладзе Н. Э. Современная нелинейная литература: идея свободы и страхи века // От книги до интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. — М., 2000 — С. 232−240.
1 Tawfic М., Bartagon G., Courrier Y. et al. World Information and Communication Report, 1999 -2000. UNESCO, 1999. — P.302.
2 Акопов А. И. Электронная курилка, компьютерное казино или новый вид СМИ? // Журналист. — 1997. -№ 11. — С. 59−60.
3 Ефимов А. Н., Шойхер М. В. Интернет как информационный массив. Применимы ли общие информационные законы к Интернет? // Научно-техническая информация. Сер. 1. Организация и методика информационной работы. — 1999. — № 7. — С. 34−38.
4 Носик А. www.CMH.com // Internet. -1997. -№ 1- Быковский Е. Медиа-пресс // Итоги. -2000. — № 16(202) — Давыдов И. Масс медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации // Русский журнал. — 2000. — 28 сент.- Дорожкин А. Бумажная и сетевая журналистика // Компьютерра. — 2002. — 30 апр.
5 Никитин А. Проблемы позиционирования интернет-проектов для офф-лайнового бизнеса // Русский журнал. — 2001. — 7 мартаНосик А. СМИ в Интернете как бизнес и предприятие // Русский журнал. — 2001. — 12 февраляЧеркашин П. Бизнес-модели, которые работают в современной интернет-экономике // Русский журнал. — 2001. — 17 февр.
5 Иванов Д. Аудитория Web-журнала // Русский журнал. — 1997. — 11 авг. — URL: [http://www.russ.ru/journal/dsp/97−08-ll/ivanov.htm].
Акопов А. И. Электронные сети как новый вид СМИ // Филологический вестник РГУ. -1998. — № 3. — С. 43−51. Акопов А. И. Некоторые проблемы журналистики электронных сетей (по материалам дискуссий в сети Интернет) // Акценты. — 2000. — № 3−4. — С. 5−12. тевых изданий"1. Анализ периодических изданий электронных сетей как вида Л.
СМИ был предпринят в диссертационной работе М. М. Колесниковой .
Немногочисленные работы, касающиеся тематики новых форм интернет-коммуникаций, телевидения в Интернете и интернет-вещания, носят в основном практический, прикладной характер и в большинстве случаев были опубликованы в сети Интернет. Опыт создания интернет-проектов для телевещателей описаны Г. Е. Иткисом и В. А. Жильцовым. Особенностям интерактивного телевидения в мире уделили большое внимание Р. Споры-шев4, М. И. Кривошеев, В.Г. Федунин5. Развитие цифрового вещания и маркетинговые вопросы интерактивного телевидения исследовали Дж. Абель6 7 и А. Г. Маргарян. Общими техническими и концептуальными вопросами раз.
О Q вития телевидения в интернете занимались А. Городников, Г. Давиташвили, Ю.А. Лопатинский10 и М.Н. Пьяных1.
1 Акопов А. И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета // Акценты. — 1999, — № 1−2. — С. 22−27. Типологические признаки сетевых изданий // Филологический вестник РГУ. — 2000. — № 1. — С. 42−44.
2 Колесникова М. М. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ (типологический аспект): Дис. канд. филол. наук. — Ростов-н/Д., 2002. — 183 с.
3 Иткис Г. Е., Жильцов В. А. Сеть Русмедиа. Обзор проектов для вещателей // Прогресс технологий телерадиовещания: Материалы Международного конгресса HAT. — М., 2001. -С.176−178.
4 Спорьппев Р. Интерактивное телевидение в мире и в России // Ростовская электронная газета. — 2001. — № 59. — URL: [http://www.relga.ru].
5 Кривошеев М. И., Федунин В. Г. Интерактивное телевидение. — М., 2000.
6 Абель Дж. Цифровое вещание и как увеличить прибыль // Логика упеха — 2: Интеллектуальные упражнения для профессионалов телевидения, думающих о будущем: Материалы конференции. — 2002. — URL: [http://www.internews.ru/conference/management/2002/16.html].
7 Маргарян А. Г. Опережая рынок: интерактивное телевидение для России // Логика упеха — 2: Интеллектуальные упражнения для профессионалов телевидения, думающих о будущем: Материалы конференции. — 2002. — URL: [http://www.intemews.rU/conference/management/2002/6.html].
Городников А. Вещательные применения современных технологий передачи аудиовизуальной информации через Интернет // Прогресс технологий телерадиовещания: Материалы международного конгресса. — 1997. -URL: [http://www.internews.ru/trbe/gorodnikov.html].
9 Давиташвили Г. Интернет-телевидение — альтернатива или метаморфоза? // Шестой Евразийский Телефорум: Материалы международной конференции. -2003. — URL: [http://www.internews.ru/teleforum2003/thesis4.html].
Лопатинский Ю. А. Технологии связи: будущее для телерадиовещания России // Логика упеха — 2: Интеллектуальные упражнения для профессионалов телевидения, думающих о будущем: Материалы конференции. — 2002. — URL: [http://www.internews.ru/conference/management/2002/14.html].
Информационная база исследования. При выполнении диссертационной работы были использованы научно-теоретические, научно-популярные, справочные, информационные и публицистические материалы, а также данные специализированных сайтов: «Интерньюс» [www.internews.ru], «Российский интернет-форум» [www.rif.ru], «Национальная академия телерадиовещателей» [www.nat.ru]. Работа велась в национальных и университетских библиотеках Российской Федерации, интернет-библиотеке Конгресса США. Специфика выбранной темы обусловила привлечение большого количества материалов интернет-библиотек и баз данных в сети Интернет. При исследовании истории интернет-вещания использовались архивы сайта Internet Archive [www.archive.org].
Методологическая база исследования. В процессе исследования применялся историко-типологический метод, теоретико-типологический, социологический методы, а также метод включенного наблюдения.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Интернет-вещание — один из современных способов распространения массовой аудиовизуальной информации в сети Интернет. В начале XXI века начинают развиваться интернет-каналы, сочетающие в себе различные формы передачи информации: текстовые, аудиальные и визуальные.
2. Основными характеристиками интернет-вещания являются глобальное распространение и глобальная аудитория, режим реального времени, конвергенция, горизонтальные и вертикальные связи, текстовая основа, динамика в видеоизображении, многоязычность, неограниченный архив информации, продолжительный жизненный цикл программ, параллельные потоки вещания, нелинейный просмотр программ, произвольное время доступа, неограниченное количество повторов, формат и компрессия, дополнительные серви.
1 Пьяных М. Н. Мультивидение — конвергенция СМИ в Интернете // Прогресс технологий телерадиовещания: Материалы Международного конгресса HAT. — М., 2001. — С.181−184. сы, реклама как дополнение, персонализация вещания, низкозатратная технологическая цепочка, интерактивность.
3. Методика создания интернет-канала основывается на следующих составляющих: разработка технического задания, составление спецификации, составление бюджета, информационное наполнение, разработка, тестирование, запуск, обновление, оценка и анализ сайта.
4. Теоретические основы телевещания в Интернете и организационно-технологические положения позволяют создать универсальную модель для разработки вещательных интернет-проектов телекомпаний.
Структура работы. Диссертация изложена на 179 страницах текста, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 146 наименований, включает 6 таблиц и 18 рисунков, содержит три приложения. Первая глава посвящена теоретическим аспектам интернет-вещания. В главе определяется место интернет-вещания в системе СМИ, приводятся особенности и принципы его функционирования. Дается определение и вводится в научный оборот основная терминология, связанная с интернет-вещанием. Приводятся виды интернет-вещания и его характеристики. Описываются тенденции развития традиционного телевидения и отличия интернет-вещания от интерактивного и эфирного телевидения, технологические принципы функционирования интернет-вещания, а также приводится история развития телевещания в сети. Рассмотрены также экономические аспекты функционирования и развития интернет-вещания, приводится анализ реальной и потенциальной аудитории телевещательных сайтов, основные тенденции развития интернет-вещания.
Заключение
.
Процесс распространения интернет-вещания является следствием ускоряющегося развития коммуникаций в постиндустриальном мире. Тем не менее, новые технологии не будут автоматически заменять старые. Радиовещание не было заменено телевидением, кинематограф не заменило телевидение, видеопрокат и видеокассеты не уничтожили кинотеатры. Более того, практически и радиовещание, и кино сохранили свои позиции, несмотря на активную конкуренцию новых технологий.
Очевидно, что интернет-вещание ознаменовало новый этап в развитии Интернет-СМИ: этап развития полноценных мультимедийных сайтов, конвергенции всех форм подачи информации на основе интернет-среды. Это явление может послужить для рождения новых, еще более технологичных форм сбора, переработки и распространения массовой информации и коммуникации.
В результате проведенного исследования, задачи, которые были поставлены в начале работы, были выполнены. В процессе работы над диссертацией была разработана технологическая структура и создан телевещательный сайтинтернет-канал региональной телекомпании, в результате чего он начал функционировать в марте 2003 года. С тех пор и по настоящее время, интернет-канал последовательно развивается, а действующие теоретические, технологические, организационные подходы оправдали себя, оказались востребованными профессионалами в сфере телеиндустрии. В процессе работы была создана методика, которая на практике применяется при создании других интернет-каналов. Диссертант проводил теоретические курсы и практические занятия по интернет-вещания, организовывал к консультации и мастер-классы для региональных журналистов в Москве и Ростове-на-Дону.
Теоретические основы, рассмотренные в данной работе, помогут телевещателям в понимании специфики этого явления, а также в решении организационных проблем, связанных с работой в сфере новых телекоммуникационных технологий.
Наша методика может использоваться как с сохранением изложенной последовательности, так и частично для выполнения отдельных задач, например, для поддержки уже существующих новостных сайтов с мультимедийными возможностями, для эфирных телекомпаний и радиостанций, которые планируют разрабатывать и поддерживать собственный интернет-сайт.
В ходе исследование было установлено следующее:
1. Развитие телевещания в сети Интернет началось с момента появления первых сайтов, предоставлявших аудиовизуальные материалы. Немаловажное значение при этом имела реализация проектов мировых лидеров в Интернете, таких как Broadcast.com, Yahoo.com. В то же время детальный анализ сайтов российского сегмента Интернет свидетельствует о том, что появление телевещательных интернет-проектов в Рунете, а также телевизионых, использовавших интернет-технологии, внесло значительный вклад в развитие интернет-СМИ.
2. На современном этапе развития информационных и коммуникационных технологий происходит развитие новой формы СМИ — вещательного интернет-канала, объединяющего в едином цифровом формате текст, звук и статичное и динамичное изображение. Интернет-канал как продукт конвергенции занял свое место в системе современных СМИ наряду с интернет-телевидением, интернет-радио и интернет-изданиями. Специфика интернет-вещания заключается глобальном распространение и глобальной аудитории, в работе в режиме реального времени, конвергенции, горизонтальных и вертикальных связях, текстовых основах, динамике видеоизображения, многоязычности, неограниченном архиве информации, продолжительности жизненного цикла программ, параллельности потоков вещания, нелинейном характере просмотра программ, произвольном времени доступа, возможности неограниченного количества повторов, формате и компрессии, дополнительных сервисах, использовании рекламы как дополнения, персона-лизации вещания, низкозатратности технологической цепочки, интерактивности. В рамках исследования были введены в научный оборот термины: интернет-вещание и интернет-канал. Понятие интернет-вещание (internet broadcasting) включает в себя передачу по сети Интернет видеоматериалов и аудиоматериалов массовой аудитории. Передача может быть организована в виде речи, музыки, видеоизображения, аудиозаписей и т. п. Специфика интернет-коммуникаций позволяет посредством интернет-вещания передавать информацию в следующим комбинациям: один-одному, один-многим, многие-одному. Вещание «один-одному» предполагает трансляцию программы, подготовленной для конкретного индивида- «один-многим» — традиционное массовое распространение информации- «многие-одному» является функцией нелинейного просмотра программ пользователем, когда сетка программ в рамках одного канала составляется несколькими вещателями. Трансляция в Интернете может быть как прямой («потоковое вещание»), так и в записи («видеоили аудио-по-запросу»). Интернет-канал — это средство массовой информации, функционирующее исключительно в сети Интернет и распространяющее информацию с помощью аудиовизуальных и текстовых средств. При этом интернет-канал использует для распространения информации текст, фотоматериалы, видеои аудиоматериалы как по отдельности, так и в различных сочетаниях, что является продуктом конвергенции.
3. В процессе исследования был предпринят анализ технологии создания телевещательного сайта регионального уровня. Методика создания интернет-канала основывалась на следующих составляющих: разработка технического задания, составление спецификации, составление бюджета, информационное наполнение, разработка, тестирование, запуск, обновление, оценка и анализ сайта. Были рассмотрены также основы поддержки и продвижения сайта в сети Интернет.
4. Предлагаемая методика разработки, тестирования, запуска, поддержки, оценки вещательного инетрнет-канала может быть использована на практике при создании вещательных сайтов в будущем.
Список литературы
- Постановление Правительства РФ «О государственной регистрации средств массовой информации, использующих для распространения информации глобальные информационные сети („СЕТЕВЫХ СМИ“)». -URL: http://www.deadline.ru/dosie/gov000112.asp.,
- Федеральная целевая программа «Электронная Россия (2002 2010 годы)», Распоряжение Правительства Российской Федарции от 21 февраля 2001 года, № 207-р. -URL: http://www.hse.ru/~erussia/.
- Абалкин Л. Смена тысячелетий и социальные альтернативы / Л. Абалкин // Вопросы экономики. 2000. — № 12. — С. 27−40.
- Абросимова Е. Коммуникация в Интернете: взаимопонимание и статус / Е. Абросимова // Русский журнал. 2001. — 22 окт. — URL: http://www.russ.ru/netcult/2 001 1022abrosimova.html.
- Акопов А.И. Методика типологического исследования периодических изданий / А. И. Акопов. Иркутск, 1985. — 96 с.
- Акопов А. И. Специальные журналы. Методология. История. Типология. Дисс.. докт. филол. наук / Акопов Александр Иванович. Киев, 1991.-354 с.
- Акопов А.И. Электронные сети как новый вид СМИ / А. И. Акопов // Филологический вестник РГУ. 1998. — № 3. — С. 43−51.
- Ю.Акопов А. И. Типологическая характеристика сетевых периодических изданий Интернета / А. И. Акопов // Акценты. 1999. — № 1−2. — С. 2227.
- П.Акопов А. И. Типологические признаки сетевых изданий / А. И. Акопов // Филологический вестник РГУ. 2000. — № 1. — С. 42−44.
- Акопов А.И. Некоторые проблемы журналистики электронных сетей (по материалам дискуссий в сети Интернет) / А. И. Акопов // Акценты. — 2000.-№ 3−4.-С. 5−12.
- Андреев А. Рунет 90-х: поколение чайников и сторожей / А. Андреев // Русский журнал. 1998. — 15 мая. -URL: http://www.russ.ru.
- Березин В.М. Массовая коммуникация: сущность, каналы, действия / В. М. Березин. -М., 2003.
- Бессуднов А., Дугаев Д. От Носика к Гутенбергу / А. Бессуднов, Д. Ду-гаев // Internet.Ru. 2001. — 24 янв. — URL: http://www.internet.ru/article/articles/2001 /01 /24/4883 .html.
- Бессуднов А. Антон Носик и «Лента.ру» vs. Информагентства / А. Бессуднов // CMH.Ru. 2001. — 24 окт.
- Бондаренко С.В. Виртуальные сетевые сообщества: специфика становления и функционирования (социологический аспект). Дис.. канд. социол. наук / Бондаренко Сергей Васильевич. Ростов-н/Д., 2001. -183 с.
- Браун Дж., Куол У. Эффективный менеджмент на радио и телевидении: В 2 т. / Пер. с англ / Дж. Браун, У. Куол. М., 2001. — 557 с.
- Бурдье П. О телевидении и журналистике / П. Бурдье. М., 2002. — 159 с.
- Всемирный доклад ЮНЕСКО о коммуникации и информации в 19 992 000 гг. — URL: http://www.ifap.ru/libraiy/index.htm.
- Гарматин А.А. Обзор сетевых СМИ Ростовской области / А. А. Гарматин // Филологический вестник РГУ. 2000. — № 3. — С.56−61.
- Гарматин А.А. Использование маркетинговых технологий для изучения интернет-изданий / А. А. Гарматин // Филологический вестник РГУ. -2003.-№ 2.-С. 51−56.
- Гарматин А.А. Интернет-вещание в системе СМИ: особенности и принципы функционирования / А. А. Гарматин // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2004. — № 2. — С. 121−133.
- Гейтс Б. Дорога в будущее / Пер. с англ / Б. Гейтс. М., 1996. — 312 с.
- Горный Е. Интернет для журналистов / Е. Горный // Русский журнал. -1999. 27 мая. — URL: http://www.russ.ru.
- Горный Е. Печать по требованию / Е. Горный // Русский журнал. — 1999. 7 авг. — URL: http://www.russ.ru.
- Горный Е. Летопись русского интернета: 1990 1999 / Е. Горный // Русский журнал. — 2000. — 3 окт. — URL: http://www.russ.ru/netcult/rupreview.html.
- Городников А. Вещательные применения современных технологий передачи аудиовизуальной информации через Интернет / А. Городников //
- Гуревич С. Слово в защиту бумажных СМИ / С. Гуревич // Профессия -журналист. 2000. — № 1. — С. 48.
- Давиташвили Г. Интернет-телевидение альтернатива или метаморфоза? / Г. Давиташвили // Шестой Евразийский Телефорум: Материалы международной конференции. — 2003. — URL: http://www.internews.ru/teleforum2003/thesis4.html.
- Давыдов И. Масс медиа российского интернета. Основные тенденции развития и анализ текущей ситуации / И. Давыдов // Русский журнал. — 2000.-28 сент.-URL:http://www.russ.ru/politics/2 000 0928davydov.html.
- Дорожкин А. Бумажная и сетевая журналистика / А. Дорожкин // Компьютерра. 2002. 30 апр. — URL: http://www.computerra.ru.
- Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа / Э. Дэннис, Дж. Мэррил. -М., 1997.
- Емелин В.А. Информационные технологиии в контексте постмодернистской философии: Автореф. дис. .канд. филос. наук / Емелин Вадим Анатольевич. М, 1999.
- Зубарев Ю.Б., Кривошеев М. И., Красносельский И. Н. Цифровое телевизионное вещание. Основы, методы, системы / Ю. Б. Зубарев, М. И. Кривошеев, И. Н. Красносельский. М., 2001.
- Иванов Д. Аудитория Web-журнала / Д. Иванов // Русский журнал. -1997. 11 авг. — URL: http://www.russ.ru/journal/dsp/97−0811 /ivanov.htm.
- Интернет для журналиста. / Под ред. А. Носика, С. Кузнецова. — М., 2001.-143 c.-URL: http://www.ms.ru/guild.asp?id=2&lvl=78.
- Использование интернет-технологий в решении коммуникативных проблем в сфере политики и бизнеса. Теория и практика. М., 2001. -URL: http://www.fep.ru/publications/internet/27.02.2001-doclad.html.
- Иткис Г. Е., Жильцов В. А. Сеть Русмедиа. Обзор проектов для вещателей / Г. Е. Иткис, В. А. Жильцов // Прогресс технологий телерадиовещания: Материалы международного конгресса HAT. М., 2001. — С.176−178.
- Калмыков А.А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика / А. А. Калмыков, Л. А. Коханова. М., 2005. — 383 с.si. Каптерев А. И. Информатизация социокультурного пространства / А. И. Каптерев. М., 2004. — 512 с.
- Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / Пер. с англ.- под науч. ред. О. И. Шкаратана / М. Кастельс. М., 2000. -608 с.
- Кастельс М. Галактика Интернет. Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / М. Кастельс. Екатеринбург, 2004. — 328 с.
- Кирия И.В. Аудиовизуальные СМИ и Интернет в условиях создания информационного общества во Франции: Автореф. дис. канд. филол. наук / Кирия Игорь Владимирович. — М., 2002.
- Колесникова М.М. Периодические издания электронных сетей как вид СМИ (типологический аспект): Дис.. канд. филол. наук / Колесникова Мария Михайловна. Ростов-н/Д, 2002. — 183 с.
- Колодкин В.А. Радио в Интернете / В. А. Колодкин // Вестник ВГУ. Сер. Филология. Журналистика. 2004. — № 1. — С. 103−110.
- Корконосенко С.Г. Основы журналистики / С. Г. Корконосенко. — М., 2001.-287 с.
- Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий / Е. А. Корнилов. Ростов-н/Д, 1999. — 224 с.
- Корнилов Е.А. Проблемы применения системного подхода к изучению журналистики / Е. А. Корнилов // Методы исследования журналистики. — Ростов-н/Д, 1984. С. 27−39.
- Корнилов Е.А., Акопов А. И. Классификация в теории и практике журналистики / Е. А. Корнилов, А. И. Акопов // Филологические этюды. Сер. Журналистика. Ростов-н/Д, 1975. — С. 22−29.
- Корнилова Е. Е. Язык телевизионной рекламы: функция воздействия и функция сообщения: Дис.. канд. филол. наук / Корнилова Евгения Евгеньевна. Ростов-н/Д, 1997. — 170 с.
- Кривошеев М.И., Федунин В. Г. Интерактивное телевидение / М.И. Кри-вошеев, В. Г. Федунин. М., 2000.
- Кувшинов Д. Новые технологии: благо / Д. Кувшинов // URL: http://www.internews.ru/sreda.
- Лаврухин А.Н. «Информационное общество» надежды и результаты информатизации / А. Н. Лаврухин // Сборник трудов ВНИИСИ. — 1989. -Вып. 12. — С.42−52.
- Лафранс Ж.-П. Мультимедиа: продукты и рынок / Жан-Поль Лафранс // Всемирный доклад ЮНЕСКО о коммуникации и информации в 1999— 2000 гг. URL: http://www.ifap.ru/library/index.htm.
- Литвинович М. Итоги 2000 года для российского Интернета: разрушение мифов и прозрение / М. Литвинович // Русский журнал. — 2001. 26 февр. — URL: http://www.russ.ru/netcult/cathedra/2 001 0226litv.html.
- Маклюэн М. Галактика Гутенберга / Маршалл Маклюэн. М., 2003. -432 с.
- Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / Маршалл Маклюэн. М., 2003. — 464 с.
- Машлыкин В.Г. Европейское информационное пространство / В. Г. Машлыкин. М., 1999. — 95 с.
- Мелюхин И.С. Информационное общество: истоки, проблемы, тенденции развития / И. С. Мелюхин. М., 1999. — 208 с.
- Менеджмент на медиапредприятиях. Региональный опыт и советы экспертов / Ред.-сост. М. Крючкова. — М., 2003. 455 с.
- Носик A. www.CMH.com / А. Носик // Internet. 1997. — № 1. — URL: http ://www. inter.net.ru/1 /10 .html.
- Носик А. К нам едет Интернет / А. Носик // Zhurnal.Ru. 1997. — № 1(7). — URL: http://www.zhurnal.ru/7/edet.html.
- Носик А. В ожидании крылатого мифа / А. Носик // Internet. 1998. — N° 1(6). — URL: http://www.inter.net.ni/6/22.html.
- Носик А. Давайте ссылаться на Сеть / А. Носик // Internet. 1998. — № 3(8). — URL: http://www.inter.net.ni/8/7l .html.
- Носик А. Как прожить без плагиата? / А. Носик // Gazeta.Ru. 1999. — 30 марта. -URL: http://gazeta.lenta.ru.
- Носик А. Что творится в Vesti.Ru? / А. Носик // Вечерний Интернет. -2000. 8 окт. — URL: http://vi.cityline.ni/vi/.
- Носик А. СМИ в Интернете как бизнес и предприятие / А. Носик // Русский журнал. 2001. — 13 февр. -URL: http://www.russ.ru/netcult/cathedra/2 001 0213nosik.html.
- Пескин А.Е. Мировое вещательное телевидение. Стандарты и системы / А. Е. Пескин. М., 2004. — 308 с.
- Поберезникова Е.В. Телевидение взаимодействия: Интерактивное поле общения: Учеб. пособие для студентов вузов / Е. В. Поберезникова. М., 2004. — 222 с.
- Прогноз развития сетевого медиа-рынка в России на 2002 г.: Тез. докл. Международного института исследований средств массовой коммуникации. 2001.-URL:http://institute.org.ru/community/publications/1 008 793 271.html.
- Прогресс технологий телерадиовещания. Материалы международного конгресса HAT. М., 2002. — 272 с.
- Прохоров Е.П. Журналистика и демократия: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп / Е. П. Прохоров. М., 2004.
- Прохоров Е.П. Исследуя журналистику / Е. П. Прохоров. — М., 2005. — 202 с.
- Пьяных М.Н. Мультивидение конвергенция СМИ в Интернете / М. Н. Пьяных // Прогресс технологий телерадиовещания: Материалы Международного конгресса HAT. — М., 2001. — С.181−184.
- Ракитов А.И. Наш путь к информационному обществу / А. И. Ракитов // Теория и практика общественно-научной информации. М., 1989.
- Раскладкина М.К. Интернет как информационная среда и особенности работы журналиста в эпоху новых медиа / М. К. Раскладкина. — URL: http://ifets.ieee.Org/russian/depository/v7i2/html/7.html.
- Рэддик Р., Кинг Э. Журналистика в стиле он-лайн / Р. Рэддик, Э. Кинг. -М., 1999−416 с.
- Самарцев О.Р. Телекоммуникации, личность, образование (Введение в теорию учебно-образовательного телевидения) / О. Р. Самарцев. — URL: http://portal.infocom.ru/~ros/page8.html.
- Сеферова М.В. Рынок контента новых СМИ в Японии / М. В. Сеферова // СМИ в многополярном мире. Сб. материалов научно-практической конференции. Ч. 1.-М, 2005.-С. 181−183.
- Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л. Г. Свитич. М., 2000. — 252 с.
- Себрант А. Интернет-порталы: стратегии, итоги, перспективы / А. Себ-рант // Русский журнал. 2001. — 29 марта. — URL: http://www.russ.ru/netcult/cathedra/2 001 0329sebrant.html.
- Современные тенденции информатизации и медиатизации общества. — М., 1991.-118 с.
- Средства массовой информации постсоветской России: Учеб. пособие / Я. Н. Засурский, E.JI. Вартанова, И. И. Засурский и др.- под ред. Я.Н. За-сурского. -М., 2002. 303 с.
- ТВ-журналистика. Критерии профессионализма. М., 2001. — 220 с.
- Телекоммуникации и информатизация общества М., 1999. — 159 с.
- Телекоммуникационные системы и сети. Радиосвязь, радиовещание, телевидение: В 3 т. М., 2004. — 672 с.
- Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. Я. Н. Засурского. -М., 2005.-239 с.
- Тертычный А.А. Аналитическая журналистика: познавательно-психологический подход / А. А. Тертычный. М., 1998. — 265 с.
- Тертычный А.А. Расследовательская журналистика / А. А. Тертычный. -М., 2002.-384 с.
- Тоффлер Э. Третья волна / Элвин Тоффлер. М., 1999. — 784 с.
- Тоффлер Э. Шок будущего / Элвин Тоффлер. М., 1999. — 558 с.
- Тоффлер Э. Метаморфозы власти: Знание, богатство и сила на пороге 21-го века / Э. Тоффлер. М., 2001. — 669 с.
- Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология / В. В. Тулупов. Воронеж, 1996. — 122 с.
- Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет / В. В. Тулупов. Воронеж, 2001. — 320 с.
- Тулупов В.В. Реклама в коммуникационном процессе: Курс лекций / В. В. Тулупов. Воронеж, 2003. — 144 с.
- Цунекий А. Тела, принявшие новые формы: Кино, ТВ, Сеть / А. Цун-ксий // Русский журнал. 1999. — 19 июля. — URL: http://wvvrw.russ.ru.
- Федько В., Вершкова И. Конвергенция: мирная революция в Каннах / В. Федько, И. Вершкова // Интерньюс. URL: http://www.internews.ru/article/convergence.html.
- Фундаментальное интернет-исследование. «Интернет в России/Россия в Интернете». Интернет в России / Фонд «Общественное мнение». — 2002.-26 сент. URL: http://bd.fom.ru/map/projects/special/22l 493 8/120 514 946.
- Хайтина Н. NTV.ru оставило Останкино / Н. Хайтина // Нетоскоп. -2001.-19anp.-URL:http://www.netoscope.ru/theme/2001/04/19/2095 .html.
- Черкашин П. Бизнес-модели, которые работают в современной интернет-экономике / П. Черкашин // Русский журнал. 2001. — 17 февр. — URL: http://www.russ.ru/netcult/cathedra/2 001 0217cherkashin.html.
- Шашенкова Е. Программа передач на завтра / Е. Шашенкова // Business Online. URL: http://www.bizon.ru/viewarticle.phtml?id=141.
- Шкондин M.B. Система средств массовой информации (Основы организации и характер структурной трансформации в условиях реформирования общества) / М. В. Шкондин. М., 2000. — 164 с.
- Эдзири С. Техника и средства массовой коммуникации в мире будущего / С. Эдзири // Культуры Диалог народов мира ЮНЕСКО. — 1985. -№ 4.-С. 15−22.
- Экономика внимания. Rambler. 2004. — URL: http://stat.rambler.ru/library/economyofattention.pdf.
- Юн Ч. С. Влияние новых информационных технологий на СМИ / Чин Саик Юн // Всемирный доклад ЮНЕСКО о коммуникации и информации в 1999—2000 гг. -URL: http://www.ifap.ru/library/index.htm.
- Яковец Ю.В. Истоки и перспективы постиндустриальной парадигмы общества / Ю. В. Яковец. М., 1996.
- Agee R. Internet television: opportunities and strategies for reaching the mass market / R. Agree. — Stamford, 1997. 118 p.
- Arms W., Caplan Pr. Reference Linking for Journal Articles / W. Arms // D-Lib Magazine July. 1999. -Vol. 5. -№ 7/8.
- Analyzing Media: Communication Technologies as Symbolic and Cognitive Systems / James W. Chesebro- Terry Hante- Dale A. Bertelsen. — Guilford, 1996.
- Boggs D.R. Internet broadcasting / D.R. Boggs. Palo Alto, 1983. — 84 p.
- Cerf V. A Brief History of the Internet and Related Networks / V. Cerf. -URL: http://www.isoc.org/internet-history/cerf.html.
- Curry’s BloggerCon session introduction. URL: http://www.bloggercon.org/2004/04/09. '
- Engebretsen M. Hypernews and Coherence / M. Engebretsen // Journal of Digital information. 2000. — Vol.1. — № 7.
- Gillmor D. We the Media / D. Gillmor. Sebastopol, 2004. — 320 p.
- Gromov G.R. History of Internet and WWW: The Roads and Crossroads of Internet History / G.R. Gromov. URL: http://www.internetvalley.com/intval.html.
- Hagel J., Sacconaghi T.M. Who will benefit from Virtual Information? / J. Hagel, T.M. Sacconaghi // McKinsey Quarterly. 1996. — № 3. — P. 22−37.
- Heyward A. The Seven Daily Sins of Television News / A. Heyward // Television Quarterly. 1997. — Vol. 28. — № 4. — P. 71−75.
- Hobbes' Internet Timeline v8.0. URL: http://www.zakon.org/robert/internet/timeline.
- International Encyclopedia of Communications. Oxford, 1989.
- Internet television / ed. by Eli Noam, Jo Groebel, Darcy Gerbarg. Mah-wah, 2004.-250 p.
- Kagan video-on-demand 2002: a strategic & economic analysis. Carmel, 2002. 240 p.
- McLuhan M. The Gutenberg Galaxy / M. McLuhan. Toronto, 1996. — P. 294.
- Miall D., Dobson T. Reading Hypertext and the Experience of Literature / D. Miall, T. Dobson // Journal of Digital information. 1998. — Vol.2. -№ 1.
- Sattler M. Internet TV with CU-SeeMe / M. Sattler. Indianapolis, 1995. -300p.
- Sterling B. Short History of the Internet / B. Sterling. URL: www.forthnet.gr/forthnet/isoc/short.history.of.internet.
- Tosca S. A Pragmatics of Links / S. Tosca // Journal of Digital information. -2000. Vol.1.-№ 6.
- Webster F. Theories of the Information Society / F. Webster. Routledge, London, N.Y., 1998.
- Webster’s encyclopedic unabridged dictionary of the English language. -New Jersey, 1996. 2230 p.
- Ostermaier С. Video on Demand und Urheberrecht / C. Ostermaier. -Munchen, 1997.-231 p.
- Schauz M. Video-on-demand: Bedrohung fur das Verleihge. schaft der Videotheken / M. Schauz. Munchen, 1997. — 289 p.1. Карта сайта «Дон-ТР»
- Образцы технических заданий1. Раздел «Телепрограмма»
- Следует предусмотреть версию для печати, в которой в удобной форме отображены все телеканалы. А также функцию отправки содержания телепрограмм по электронной почте.
- Импорт контента для телепрограммы будет производиться через программу MS Excel. Примеры в Интернете: http://www.el .ru/resource/tv/6.html http://www.rambler.ru/db/tv/ http://tv.yandex.ru/1. Раздел «Погода»
- Вывод данных погоды может быть представлен: погода на текущий день (ночь), на завтра, послезавтра (возможно и большее количество дней в зависимости от доступности контента).
- Отображение типичных состояний погоды (солнечно, облачно, дождь, снег) следует предусмотреть в графической форме. Примеры в Интернете: http://www.uralweb.ru/weather/svrd/1. Раздел «Курсы валют»
- Раздел «Южный федеральный округ"1. Раздел «Дон-ТР"1. Форум
- Раздел «Южный федеральный округ"1. Раздел «Дон-ТР"1. Форум
- Какие рубрики новостной ленты были Вам больше всего интересны?1 очень интересен, 2 — интересен, 3 — нейтрален, 4 — не интересен, 5 — совсем не интересен)1. Оценка Рубрика1. Политика
- На сколько удобно (интуитивно понятно) Вам было пользоваться сайтом? имеется в виду структура сайта, меню, перекрестные ссылки)
- Как Вы оцениваете качество изображения и звука видео/аудио материалов сайте?1. Устраивает
- Нормально, для интернета сойдет
- Не устраивает, ничего не разобрать1. Не знаю, не пользовался
- Как Вы оцениваете дизайн сайта?1. Отлично1. Хорошо1. Нормально1. Плохо1. Ужасно1. Комментарии по сайтув свободной форме)