Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Развитие системы социального партнерства в экономике рыночной ориентации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Научная новизна изложенных в диссертации и выносимых на защиту результатов исследования состоит в следующем: реализован системный подход применительно к проблеме усовершенствования и развития теоретико-методологического аппарата исследования социального партнерства и, в частности, раскрыты сущность и содержание социального партнерства как совокупности устойчивых взаимосвязанных… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. «Теоретико-методологические основы формирования и развития системы социального партнерства»
    • 1. 1. Сущность и содержание социального партнерства
    • 1. 2. Принципы, механизмы и эффективность системы социального партнерства
  • Глава II. Особенности становления и проблемы развития системы социального партнерства в условиях рыночной трансформации
    • 2. 1. Социально-экономические и институциональные предпосылки формирования системы социального партнерства в РФ
    • 2. 2. Состояние социально-трудовых отношений и оценка сложившейся системы социального партнерства в РФ в условиях рыночной трансформации экономики
    • 2. 3. Проблемы системы социального партнерства на этапе перехода к социально ориентированной рыночной экономике
  • Глава III. Концептуальные подходы к преодолению кризиса системы социального партнерства в экономике рыночной ориентации
    • 3. 1. Основные направления политики государства в сфере социального партнерства на этапе становления социально ориентированной рыночной экономики
    • 3. 2. Первоочередные задачи поэтапного реформирования системы социального партнебрства в РФ и пути их решения
    • 3. 3. Концептуальная модель' и механизм реализации социальной политики в организации (предприятии)
  • Заключение
  • Список использованной литературы
  • Приложения

Развитие системы социального партнерства в экономике рыночной ориентации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На этапе перехода к рыночной экономике главными целями преобразований провозглашались повышение эффективности общественного производства и его социальная направленность. Однако практика показала, что реализуемая рыночная модель не смогла обеспечить необходимых условий и предпосылок для дальнейшего эффективного экономического и социального развития.

Конец XX в. в РФ характеризовался резким спадом общественного производства, беспрецедентным разрушением производительных сил и социальной деградацией. Нищенский уровень заработной платы в стране, ее регулярные задержки, отсутствие элементарных условий труда и быта наемных работников и их семей, нерешенность насущных социальных проблем привело к тому, что общество охватили забастовки, голодовки, захват руководства предприятий в заложники, блокирование транспортных магистралей и другие формы протеста. Все это явилось ярким проявлением игнорирования социальной направленности в политике проводимых государством рыночных преобразований и, в первую очередь, в сфере социально-трудовых отношений.

Сегодня очевидно, что в условиях рыночного беспредела без формирования эффективного механизма регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства, как одного из стратегических факторов стабильного экономического и социального развития рыночной экономики, невозможно дальнейшее движение общества по пути социального прогресса.

Это обстоятельство и предопределило необходимость научно обоснованной разработки предложений по развитию и совершенствованию системы социального партнерства применительно к условиям экономики рыночной ориентации в РФ.

Состояние изученности проблемы. Проблемам социальной политики, социально-трудовых отношений, отношений социального партнерства посвящены многочисленные научные труды отечественных и зарубежных ученых. Эти труды внесли значительный вклад в теорию, методологию и практику социально-трудовых отношений и социального партнерства.

Вместе с тем, малоизученными остаются многие вопросы теории и методологии социального партнерства. Так, не в полной мере раскрыт теоретико-методологический аппарат исследования социального партнерства применительно к специфике этапа переходной экономики рыночной ориентации в РФ.

Серьезного переосмысления заслуживает проблема места и роли регулирующего воздействия государства на процессы реформирования социально-трудовых отношений в рыночной экономике. Не отработан эффективный механизм подготовки и реализации коллективных договоров и соглашений, которые часто носят декларативный характер. В них отсутствует комплексность проработки и обоснования мер социального партнерства, отсутствуют механизмы учета реальных экономических, социальных, политических и иных интересов его участников.

Безусловно, требуют корректировок приоритетные стратегии и первоочередные задачи государственной политики в сфере социального партнерства. Практика нуждается в научно обоснованных рекомендациях и моделях эффективной реализации коллективных договоров и соглашений между работодателями и наемными работниками на уровне предприятий и организаций с учетом реально развивающихся социально-экономических и политических процессов в РФ.

Актуальность, большая научная и практическая значимость крупной народнохозяйственной проблемы развития и совершенствования системы социального партнерства в период становления рыночной экономики социальной ориентации и предопределили выбор темы диссертационной работы.

Цель диссертационной работы — разработка научно обоснованных предложений и рекомендаций по совершенствованию концепции и моделей развития системы социального партнерствавыработка комплекса организационно-экономических мер и механизмов по повышению эффективности их освоения применительно к особенностям экономики рыночной ориентации в РФ.

Поставленная цель предопределила решение следующих основных задач: усовершенствовать и развить теоретико-методологический аппарат исследования системы социального партнерства применительно к особенностям рыночной трансформации социально-трудовых отношений в РФраскрыть особенности формирования, проблемы и определить эффективность системы социального партнерства, сложившейся в РФ в условиях радикальных рыночных преобразованийразработать и обосновать концептуальные подходы к поэтапному реформированию системы социального партнерства в РФ с участием регулирующего воздействия государстваопределить и раскрыть приоритетные стратегические направления и первоочередные задачи политики государства в сфере социального партнерстваразработать рекомендации, ориентированные на практику подготовки комплексных программ социального развития в предприятиях и организациях, как инструмента реализации политики социального партнерствапредложить систему организационно-экономических. мер по их комплексному и эффективному освоению в условиях рыночной экономики.

Предметом исследования является система социально-трудовых отношений, направленная на непрерывный поиск баланса социально-экономических интересов между работодателями и наемными работниками в целях стимулирования их эффективного социального взаимодействия в процессе развития общественного производства.

Объектом исследования является социально-экономический механизм рыночной трансформации социально-трудовых отношений, а также комплекс организационно-экономических инструментов регулирующего воздействия, обеспечивающих их цивилизованное развитие на принципах социального партнерства.

Теоретическую и методологическую базу исследования составили труды известных отечественных и зарубежных ученых в области экономической теории, экономики и социологии труда, социально-трудовых отношений и социального партнерства.

В работе использованы теоретические и методологические разработки и рекомендации научных учреждений Российской Федерации. Источниковую базу исследования составили нормативные акты государственных органов, рекомендации и публикации по вопросам социально-трудовых отношений и социального партнерства в условиях рыночной экономики, материалы государственных статистических органов РФ.

В процессе исследований широко применялись монографический, абстрактно-логический, экономико-статистический, графический, методы социологического исследования и экспертных оценок, другие методы социально-экономических исследований.

Диссертационная работа выполнена в соответствии с пунктом паспорта специальностей.

Научная новизна изложенных в диссертации и выносимых на защиту результатов исследования состоит в следующем: реализован системный подход применительно к проблеме усовершенствования и развития теоретико-методологического аппарата исследования социального партнерства и, в частности, раскрыты сущность и содержание социального партнерства как совокупности устойчивых взаимосвязанных и взаимодействующих социально-трудовых отношений, направленных на непрерывный поиск баланса интересов между работодателями и наемными работниками по поводу удовлетворения притязания последних на определенные условия труда, социальные блага и услуги в целях предупреждения, смягчения или ликвидации возникающих между ними противоречий и конфликтов, обеспечения на этой основе их эффективного социального взаимодействия в процессе общественного производствараскрыто понятие эффективности социального партнерства как результативности применения совместно выработанных в процессе поиска баланса интересов между работодателями и наемными работниками комплекса мер, направленного на предупреждение, смягчение или ликвидацию последствий конфликтов в социально-трудовой сфере и стимулирование на этой основе их активного социального взаимодействияобоснованы критерии оценки эффективности социального партнерстваопределены, раскрыты и оценены социально-экономические последствия деформаций в функциях субъектов социального партнерства, сложившиеся в результате нерегулируемой рыночной трансформации социально-трудовых отношений (работодатели защищают права наемных работниковпрофсоюзы и другие общественные организации наемных работников отстаивают и лоббируют конъюнктурные коммерческие, экономические и политические интересы работодателей и собственников средств производстваработодатели используют договоренности, содержащиеся в коллективных договорах и соглашениях и, в частности, о льготах в целях решения и достижения сугубо коммерческих, а не социальных целейгосударство привлекает к разработке законов и иных правовых актов профсоюзы, другие общественные организации наемных работников и работодателей для оправдания реализации в дальнейшем содержащихся в них антисоциальных мер и др.) — предложены и обоснованы концептуальные особенности поэтапного преодоления кризиса системы социального партнерства в РФ, (I этап — остановить кризис и деформации в процессах социального партнерстваII этап — сформировать механизм и инфраструктуру цивилизованной системы социального партнерстваIII этап — обеспечить ее эффективное функционирование) — раскрыты приоритетные направления стратегии политики государства (институциолизация социального партнерстваукрепление роли профсоюзов и других общественных объединенийусиление роли регулирующего воздействия государства в системе социального партнерства и др.), а также ее первоочередные задачипредложена модель разработки и реализации системы мер в области социального партнерства на предприятиях и организацияхдоказано, что в целях повышения результативности практической реализации договоров и соглашений в сфере социального партнерства целесообразно использовать метод программного регулирования как инструмента обеспечения планомерного и сбалансированного согласования интересов работодателей и наемных работниковпредложены рекомендации по подготовке комплексных программ освоения системы мер в сфере социального партнерства, определены принципы и организационно-экономические меры их комплексного и эффективного освоения.

Практическая значимость диссертации. Теоретические выводы и практические рекомендации, содержащиеся в диссертации, представляют научный и практический интерес для практики формирования и реализации концепции социального партнерства на федеральном, отраслевом, региональном уровнях народного хозяйства РФ.

Особую значимость результаты исследования имеют для практики социального развития предприятий и организаций в части таких важнейших компонентов как выбор стратегий и приоритетных направлений социального партнерства, организация планирования, разработки и реализации комплексных программ социального развития, а также при подготовке программ и другого методического обеспечения учебного процесса и преподавания курсов и спецкурсов: «Экономическая теория», «Экономика труда», «Основы рыночной экономики», «Рынок труда» и др.

Апробация результатов исследования. Результаты научных исследований, выполненных при непосредственном участии автора, положены в основу разработки и практической реализации «Концепции социального развития» и «Социального кодекса» «Росавтобанка» и ряда других организаций и предприятий.

Основные концептуально-теоретические предложения и выводы диссертационного исследования, а также прикладные результаты разработки различных аспектов проблемы докладывались и обсуждались на научно-практических конференциях и совещаниях и, в частности, на научно-практической конференции «Проблемы экономического и социального развития общества на пороге XXI века» (Москва, 2000 г.), международной научно-практической конференции.

Социальное образование и воспитание современного специалиста на рубеже XX — XXI вв." (Курск, 1999 г.), а также симпозиуме по проблемам гуманизации труда в странах Центральной и Восточной Европы (Варшава, 2002 г.).

Основное содержание диссертации получило отражение в трех опубликованных научных работах общим объемом 3,5 п.л., в которых автору принадлежит 2,3 п.л.

Логика исследования определила структуру диссертационной работы, которая состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Заключение

.

1. Система социального партнерства представляет собой совокупность устойчивых взаимосвязанных и взаимодействующих социально-трудовых отношений, направленных на непрерывный поиск баланса интересов между работодателями и наемными работниками по поводу удовлетворения притязания последних на определенные условия труда, социальные блага и услуги в целях предупреждения, смягчения или ликвидации возникающих между ними противоречий и конфликтов, и обеспечение на этой основе стимулирования их эффективного социального взаимодействия в процессе общественного производства.

Содержание и направленность системы социального партнерства являются результатом длительного экономического и социально-политического развития и обусловлены целым рядом объективных и субъективных предпосылок и факторов.

2. Системы социального партнерства в различных странах мира имеют свои исторические, национальные и другие особенности. Вместе с тем, их развитию присущ ряд следующих л закономерностей: социальная направленность и содержание системы мер социального партнерства определяется в результате разрешения противоречий экономических, политических и социальных интересов работодателей и наемных работников на основе достижения компромиссасодержание и формы проявления системы отношений социального партнерства изменяются в зависимости от способов сочетания общественной, коллективной и частной собственности на конкретном историческом этапе развития обществаотношения социального партнерства движутся и развиваются от разрешения сиюминутных проблем и достижения краткосрочных целей к формированию долгосрочных целей в сфере социально-трудовых отношений, позволяющих осуществить сбалансированную увязку стратегических и тактических интересов наемных работников и работодателей на перспективу- • развитие системы социального партнерства заключает в себе две диаметрально противоположные тенденции — прогресса и.

I" регресса и реализуется соответственно либо в конструктивных, либо в деструктивных результатах, причем, прогресс выступает в основном как преобладающая тенденцияс обобществлением общественного производства, с повышением уровня его концентрации, специализации, кооперирования и комбинирования повышается социальная активность работодателей в сфере сбалансированного разрешения противоречий в социально-трудовых отношениях с наемными работниками.

3. Сущность и закономерности развития системы социального партнерства предопределяют принципы, то есть объективные основы процесса ее совершенствования. К основным из них относятся:

• демократичность, законность, добровольность, равноправие сторонуважение и учет интересов сторон;

• социальная справедливость, уважение, согласование и защита интересов сторон, полномочность их представителей;

• содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;

• социальный диалог, свобода выбора в обсуждении вопросов, составляющих содержание соглашений и договоров, обязательность их исполнения, ответственность сторон за неисполнение принятых соглашений и договоровА.

• паритетное функционирование партнеров, признание и гарантия права на объединение;

• учет последствий, принимаемых условий социального партнерства;

• толерантность, компромисс, консенсус;

• реализации социальных целей;

• сохранения социальных ценностей;

• выбора и реализации социальных приоритетов;

• учета национальных особенностей;

• согласования целей и сбалансированности интересов наемных работников и работодателей;

4. Цивилизованная система социального партнерства в обществе не формируется самостоятельно. Государство не должно и не может быть пассивным наблюдателем к происходящим в обществе социально-трудовым конфликтам, спорам, противоречиям. Эффективное социальное партнерство в любом обществе может осуществляться лишь при посреднической роли и поддержке государства. А.

5. В работе раскрыта сущность эффективности социального партнерства как результативности применения совместно выработанного работодателями и наемными работникам комплекса мер, направленного на предупреждение, смягчение или ликвидацию последствий конфликтов в социально-трудовой сфере, а также стимулирование их эффективного социального взаимодействия в процессе общественного производства.

Исходя из данного определения, в процессе исследования обоснованы два основных критерия оценки эффективности системы социального партнерства: минимизация ущерба в результате предотвращения, смягчения или ликвидации последствий кризисных явлений, разногласий или конфликтов ' в сфере социально-трудовых отношениймаксимизация решения задачи, стимулирования социального взаимодействия работодателей и наемных работников в процессе повышения эффективности общественного производства.

6. Исследования показали, что в условиях радиальных экономических реформ существенным образом трансформировались социально-экономические интересы работодателей, которые в значительной степени стали отличаться от интересов возглавляемых ими трудовых коллективов предприятий. «Новоиспеченные» работодатели — собственники средств производства (в основном бывшие руководители и администрация предприятий, партийные, профсоюзные и комсомольские работники, выходцы из теневых криминальных структур), получив монопольное право распоряжаться контрольными пакетами акций, в процессе распределения прибыли резко увеличили долю, направляемую на личное потребление при резком сокращении доли прибыли, направляемой как на накопление, так и на оплату труда наемных работников. При этом', наемным работникам заработная плата выплачивалась несвоевременно, а весь социальный пакет был, практически, ликвидирован.

Заметно изменился и социально-экономический статус другого субъекта социально-трудовых отношений — наемных работников. Если в условиях административно-распределительной экономики они, пусть даже формально, но имели статус собственника средств производства, а весь набор социального пакета гарантировался государством в лице администрации предприятия, то в процессе разгосударствления и приватизации наемные работники лишились даже этого формального статуса, а вместе с ним и социального пакета, оказавшись, практически, бесправными из-за боязни потерять работу.

7. Разразившийся в стране системный кризис социально-трудовых отношений на фоне системного кризиса экономики, в целом, предопределил необходимость формирования принципиально новой системы регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства, адекватной рыночным условиям хозяйствования.

Реализация системы регулирования социально-трудовых отношений на принципах социального партнерства привела к тому, что в 2001 г. на предприятиях и в организациях всех форм собственности действовало 165,7 тыс. коллективных договоров, что составило 61% от количества крупных и средних организаций или 5% от общего количества зарегистрированных предприятий. Ими было охвачено 28,1 млн. человек, то есть 70% от среднесписочной численности работников, занятых на крупных и средних предприятиях или 55% от общей численности работников, занятых в отраслях экономики.

Формирование подобной системы социального партнерства в РФ в определенной степени способствовало некоторым позитивным сдвигам в решении социально-трудовых проблем. Так, в результате предпринятых мер, в первом полугодии 2001 г. по сравнению с соответствующим периодом 2000 г. число забастовок в стране сократилось с 792 до 308, то есть более чем в два раза. Потери рабочего времени составили 17,7 тыс. человеко-дней против 190,3 тыс. человеко-дней в 2000 г., то есть сократились в 10,7 раз. По данным Минтруда России, количество коллективных трудовых споров в этот же период уменьшилось на 19,5% — со 149 до 120. В 2001 г. реальная заработная плата увеличилась на 20% (в 2000 г. -на 21%), а реальные доходы населения — на 6,5%.

8. Вместе с тем, как показал анализ, основными причинами противоречий и конфликтных ситуаций между работодателями и трудовыми коллективами продолжали оставаться: несвоевременная выплата заработной платы и ее низкий уровеньсокращение рабочих мест и недостаточное внимание к условиям труда со стороны работодателейразногласия между сторонами при заключении коллективных договоровсмена собственника на предприятии с использованием силовых методов, простои, неритмичная работа предприятийвынужденные отпуска, перевод работников на неполный рабочий деньугроза банкротства предприятия и т. п., что неизменно приводило к новым социально-трудовым противоречиям и конфликтам.

Сложившаяся система социального партнерства не способствовала разрешению трудовых конфликтов цивилизованными способами. Так, если более чем в половине случаев коллективные трудовые конфликты на предприятиях проходили в форме собраний, митингов, на которых выдвигались требования к работодателям, то каждый четвертый трудовой конфликт сопровождался стихийной, неорганизованной остановкой работы.

Цивилизованные формы трудовых конфликтов (забастовки, организованные в соответствии с законом, обращение с исками в суд по поводу незаконных действий руководства) отмечались значительно реже.

Конфликты чаще всего заканчивались полным (8,2%) или частичным (44,4%) удовлетворением требований работников со стороны руководства предприятий.

9. Исследования показали, что сложившаяся система и механизмы социального партнерства в РФ на федеральном, отраслевом, региональном уровнях, а также уровне предприятий не сумела адаптироваться к новым рыночным условиям хозяйствования и противостоять развитию кризисных явлений и процессов в социально-трудовых отношениях.

В диссертации определены и проанализированы главные недостатки сложившейся системы социального партнерства в условиях переходной экономики рыночной ориентации в РФ. Такими недостатками прежде всего являются: рассогласованность целей и отсутствие эффективного механизма согласования интересов сторон при определении политики в сфере социально-трудовых отношений как на уровне государства, отрасли, региона, так и предприятиянарушение правительством им же провозглашенных принципов равенства сторон и открытости в процессе принятия решенийчастое нарушение и прежде всего правительством принципов социального партнерства, невыполнение им пунктов трехсторонних соглашенийотсутствие четко действующей исполнительской вертикали правительственных структур, — координирующих деятельность комиссий по подготовке госбюджета и генерального соглашения. В результате чего статьи Генерального соглашения не находят своего отражения в госбюджетенерешенность в законодательном плане вопросов соподчиненности системы тарифных соглашений и коллективных договоровиспользование правительством институтов социального партнерства и участие в них профсоюзов для оправдания принятия решений, направленных против интересов рабочих и профсоюзовучастие в институтах социального партнерства работодателей в целях лоббирования, прежде всего, своих коммерческих интересоввяло идущий процесс формирования представительских органов работников. Профсоюзы еще не стали партнерами, л действующими в соответствии с требованиями рыночной экономикине сформировано восприятие профсоюзов как равноправного партнера в среде работодателейрекомендательный характер коллективных договоров и соглашений при отсутствии эффективных санкций за их невыполнениеотсутствие в основном правовых предпосылок, правовых норм (федеральных законов) к налаживанию механизма социального партнерства, касающихся объединений работодателей, индивидуальных трудовых договоров (контрактов), участия работников в управлении предприятиями и акционерными обществамисложившаяся практика заключения коллективных договоров только в основном на государственных предприятиях. Многие же акционерные общества, а также совместные и частные предприятия, предпочитают обходиться без них.

10. Цивилизованное развитие социально-трудовых отношений в РФ в условиях рынка немыслимо без сильной и эффективной государственной политики в сфере социального партнерства.

Современная политика государства в сфере социального партнерства рассматривается автором как деятельность государства и других институтов, выступающих субъектами этой политики, направленная на формирование необходимых условий труда и быта наемных работников, при которых обеспечивается эффективное социальное взаимодействие в процессе развития общественного производства по пути прогресса на основе обеспечения баланса их социально-экономических интересов.

В работе уточнена логическая схема поэтапного реформирования системы социального партнерства в РФ на основе регулирующего воздействия государства, в которой определены комплексы мероприятий по совершенствованию социально-трудовых отношений с учетом их ранжирования по степени значимости в процессе формирования и реализации государственной политики в сфере социального партнерства: первый этап — остановить развитие кризиса в сфере социально-трудовых отношений, восстановить управляемость этими процессамивторой этап — осуществить перестройку, сформировать основы механизма и инфраструктуры цивилизованной системы социального партнерстватретий этап — завершить переходный период, обеспечить эффективное функционирование социально ориентированной системы социального партнерства в РФ.

11. Исследования показали, что основу политики социального партнерства должны составлять по меньшей мере два приоритетных стратегических направления. Первое, институционализация социального партнерства, что должно явиться основой для преодоления конфликтного характера развития и снижения социальной напряженности во всех сферах социально-трудовых отношений. Второе, самоопределение и укрепление позиций профсоюзов, общественных объединений, некоммерческих организаций работодателей и наемных работников, превращение их в самостоятельного равноправного общественного субъекта, А регулирования социально-трудовых отношений в системе социального партнерства.

В работе уточнены и раскрыты первоочередные задачи поэтапного реформирования системы социального партнерства в РФ, а также пути их решения. Такими задачами являются:

1) завершение разработки нового адекватного условиям рыночной трансформации социально-трудовых отношений трудового законодательства и принятие закона о социальном партнерстве на предприятиях, который определил бы права и механизмы их реализации для работников, профессионально-квалификационных и социально-демографических групп, трудовых коллективов, предпринимателей и собственников и обеспечение его эффективной реализации;

2) приведение организационно-правовой базы социального партнерства в соответствие с требованиями рыночной экономикичеткое определение организационно-правового статуса органов, осуществляющих социальное партнерство, повышение мер ответственности сторон и усовершенствование механизмов, А реализации соглашений, достигнутых субъектами социально-трудовых отношений;

3) отработка механизма ведения переговоров, в которых обеспечивалось бы соблюдение равенства возможностей всех участников процесса социального партнерства;

4) активизация работы по созданию органов, призванных разрешать возникающие трудовые конфликты коллективного характера. Главными их задачами должны стать защита прав, гарантий и интересов работников и работодателей на основе применения законодательных и нормативных актов и участие в подготовке законодательной и нормативной базы для создания механизма урегулирования разногласий и разрешений конфликтов.

12. Результаты прогноза развития социально-трудовой сферы показали, что состояние социально-трудовой сферы в краткосрочной перспективе будет детерминировано макроэкономической ситуацией в РФ и конъюнктурой товарных рынков. При этом экономика России в целом продолжит рост, обусловленный, главным образом, внешнеэкономическими факторами (если не произойдет резкого ухудшения конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и других традиционных товаров российского экспорта). Усилится позитивное влияние на экономическую.

I" динамику внутриэкономических факторов, в том числе спроса со стороны домохозяйств и частного сектора. Возможности государства активно влиять на внутренний спрос будут ограничены повышенными расходами на обслуживание внешних долгов. В ряде отраслей, испытывающих влияние сезонных факторов, уровень производства увеличится по сравнению с предыдущим периодом.

Предполагается, что ситуация на рынке труда будет постепенно улучшаться в прямой пропорции с ростом экономики в целом и в том числе базовых отраслей. Численность занятых в экономике составит 65Д—65,2 млн. человек, общая численность безработных 5,8—5,9 млн. человек.

Экономическая ситуация в целом будет способствовать постепенному росту реальных доходов населения, увеличению занятости и сокращению общей и регистрируемой безработицы.

13. В условиях рыночного’хозяйства особо важное значение имеет выработка эффективной стратегии и тактики социального партнерства на уровне компаний, предприятий, организаций.

В диссертации предложена концептуальная модель и механизм реализации социальной политики в компании (организации, предприятии) в условиях рыночной трансформации социально-трудовых отношений. Механизм выработки и согласования в компаниях (предприятия и организациях) содержательных вопросов отношений социального партнерства должен осуществляться через рабочее общение напрямуюорганизационную диагностикуопределение соотношения между правами участников коллективного соглашенияразработку механизмов экономического обоснования предоставляемых работникам компаний социальных льгот, определение стоимости содержания социальной сферыучет и обеспечение баланса интересов акционеров, работодателей работников и пенсионеров компании и др.

14. В настоящее время одной из главных проблем в отношениях социального партнерства является невыполнение совместно выработанных договоров и соглашений. Исследования показали, что основными причинами этого являются, во-первых, низкая активность в этом процессе профессиональных союзов и других общественных объединений, призванных защищать социально-трудовые интересы наемных работников, во-вторых, проблематичность массового привлечения работодателей, их объединений к активному участию в отношениях социального партнерства, в-третьих, отсутствие эффективного механизма организации разработки и реализации договоров и соглашений.

В работе содержатся предложения по вовлечению и активизации общественных организаций наемных работников и работодателей в процесс социального партнерства.

15. В современных условиях одним из наиболее эффективных методов научно обоснованней организации разработки и реализации договоров и соглашений в сфере социального партнерства является метод программного регулирования. Преимущество программного подхода в системе социального партнерства позволяет обеспечить сбалансированное согласование интересов как работодателей, так и наемных работников.

В диссертации обоснованы методические рекомендации по разработке комплексных программ в сфере отношений социального партнерства, позволяющих обеспечить в компаниях (предприятиях, организациях) планомерную реализацию совместно выработанных и закрепленных в договорах и соглашениях мер, направленных как на предотвращение, смягчение или ликвидацию конфликтов, так и на стимулирование социального взаимодействия работодателей и наемных работников. Определены исходные методические принципы разработки и комплексного освоения социальных программ. Такими основополагающими принципами являются: принцип опереженияпринцип интересапринцип обеспечения, принцип комплексности.

16. Эффективность реализации социальных программ неразрывно связана с управлением этим процессом. В работе содержатся рекомендации по установлению контроля, позволяющего получать своевременную и качественную информацию, необходимую для проведения анализа за ходом освоения социальных мероприятий в целях их дальнейшей корректировки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. К.С. Правовое регулирование трудовых отношений в Кыргызской Республике в период перехода к рыночной экономике: Дис.канд.юрид.наук. Бишкек, 1996.
  2. H.A. Проблемы обеспечения 'законности в трудовых отношениях: Дис. д-ра юрид.наук. Алматы, 2000.
  3. В.В. Экономика труда,— М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
  4. В.М. Структура производственных отношений социально ориентированной многоукладной экономики. М.: Изд-во стандартов, 1995.
  5. А.Б. Информационная работа в пррфсоюзной организации: Метод.рекомендации. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 2000.
  6. Н.Б. Социально-трудовые отношения как объект социологического исследования: Дис.канд.социол.наук. М., 2000.
  7. Аналитическая записка ФНПР «О практике заключения и реализации коллективных договоров и соглашений в 1997—1998 годах».- М., 1998.
  8. И.Н. Энциклопедия профсоюзного работника // Рос. профсоюз ж.-д. и трансп. строителей. СПб.: УМЦ профсоюза ОЖД, 2001.
  9. В.В. Регулирование социально-трудовых отношений в условиях социальной рыночной экономики: Опыт Германии: Дис.канд.экон.наук. М., 2001.
  10. Н. Шведская модель экономической реформы. // Экономист № 1 — 2000.
  11. С.С. Правовое регулирование трудовых отношений субъектами Российской Федерации: Дис.канд.юрид.наук. Омск, 1999.
  12. B.C. Социальный менеджмент: Учеб. для студентов ВУЗов. М.: Интел-синтез, 2000.
  13. В.И. Профсоюзы как институт регуляции социльно-трудовых отношений: Дис. д-ра социол.наук. М., 2001.
  14. П.П. Регулирование социально-экономических и трудовых отношений. М., 1999.
  15. П.П. Регулирование социально-экономических и трудовых отношений. М, 1999.
  16. П.П. Социально-экономические и трудовые отношения в Центральном административном округе. М., 1999.
  17. П.Г. Социальное партнерство. Словарь-справочник. М.: Экономика, 1999.
  18. А.Ю. Правовое регулирование образовательно-трудовых отношений в условиях перехода к рыночной экономике: Дис.канд.юрид.наук. Екатеринбург, 1999.
  19. В. А. Социальное партнество в России: специфика или подмена понятий? // СОЦИС-№ 5−2001.
  20. В.Ю. Институционализация договорных трудовых отношений на отечественных предприятиях: Дис.канд.социол.наук. Саратов, 2000.
  21. И.Ю. Содержание формы согласования и реализции личных экономических интересов на промышленных предприятиях. М.: Высш.шк., 2000.
  22. Е.В. Социальное партнерство как система урегулирования конфликтов в сфере социально-трудовых отношений России: Дис.канд.филос.наук. М., 2000.
  23. Ван Синьцзянь. Социальное партнерство: предпосылки, противоречия, условия и особенности его формирования в Китае. СПб: Изд-во СПбГУ, 1999.
  24. H.A. Японский опыт решения экономических и социально-трудовых проблем.- М/ Экономика. 1998.
  25. В.А. Внешняя трудовая миграция в России: Дис.канд.экон.наук. М., 2001.
  26. Всероссийский мониторинг социально-трудовой сферы. Информационно-аналитические материалы по итогам 2001 г.- М., 2001.
  27. Российский экономический барометр/ Институт Мировой Экономики и Международных отношений РАН, № 2,2001.
  28. Е.В. Из практики работы Московского городского комитета профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 2000.
  29. .М. Экономика и социология труда: М.: НОРМА, 1998.
  30. Т.М. Социальное партнерство как средство управления профессиональным образованием и рынком услуг в сфере туризма: Дис.канд.пед.наук. М., 2000.
  31. Л.А. Крупные промышленные предприятия: перестройка управления и трудовых отношений. М.: ИМЭМ0.1995.
  32. Г. С. Коллективно-договорное регулирование социально-трудовых отношений в условиях реформы трудового законодательства: Дис.канд.юрид.наук. М., 2000.
  33. В.И. Социальное партнерство в различных моделях общества // М: Айыына, 2001.
  34. В.И. Социальное партнерство в системе управления социально-трудовыми отношениями. М.: Айыына, 2000.
  35. A.A. Совершенствование экономических и социально-трудовых отношений в сельском хозяйстве: Дис.канд.экон.наук. Нальчик, 2002.
  36. Ю.М. Коллективные трудовые споры: Правовой аспект: Дис.канд.юрид.наук. М., 2000.
  37. Н.В. Влияние деловых и личностных качеств руководителей на социальную напряженность в трудовом коллективе: Дис.канд.социол.наук. М., 1998.
  38. И.Д. Условия и перспективы развития третьего сектора в Регионах России. М: Консультации для ассоциаций и фондов, 1998.
  39. В.В. Регулирование социально-трудовых отношений: Дис.канд.экон.наук. Саратов, 2001.
  40. С.Е. Работа ревизионной комиссии в современных условиях. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 2000.,
  41. A.A. Социально-трудовые конфликты в период перехода общества рыночным отношениям: Дис.канд.филос.наук. М.: МГК им. Ломоносова, 1992.
  42. С.Х. Правовое регулирование трудовых отношений федеральных государственных служащих: Дис.канд.юрид.наук. М., 1997.
  43. М.Е. «Имперская трудовая повинность» в нацистской Германии (1933−1945). Ярославль, 1998.
  44. Ю.В. Правовое регулирование трудовых отношений работников-мигрантов: Дис.канд.юрид.наук. Екатеринбург, 2002.
  45. Е.Ю. Разграничение правотворческой компетенции между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации в области регулирования трудовых отношений: Дис.канд.юрид.наук. М., 1999.
  46. Е.П. Социальная организация труда: Дис. д-ра социол.наук. Ульяновск, 1998.
  47. Е.П. Социальная организация труда: переход к равноправным трудовым отношениям: Дис. д-ра социол.наук. СПб, 1997.
  48. О.Б. Правовое регулирование трудовых отношений в акционерных обществах: Дис.канд.юрид.наук. Томск, 1999.
  49. А.Ф. Социальное партнерство в предпринимательстве: Учеб. пособие для студентов экон. фак. М.: Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2001.
  50. М.Ф. Правовые проблемы участия профессиональных союзов в разрешении коллективных трудовых споров. М., 2001.
  51. О.И. Социальное партнерство: некоторые вопросы теории. СПб.: ИСЭП, 1994.
  52. М.М. Антикризтисное управление в агропромышленном производстве (вопросы теории и практики).- М., 2002.
  53. Имидж руководителя: Представителям сторон социального партнерства в Москве.// Подгот.: Лобачевой E.B. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 1999.
  54. Д.Г. Виды трудовых отношений и проблемы их правового регулирования: Дис. д-ра юрид.наук. СПб., 2001.
  55. А.М. Мотивационный механизм регулирования трудовых отношений в системе социального партнерства в Республике Казахстан: Дис.канд.экон.наук. Алматы, 2001.
  56. Как создать профсоюзную организацию на предприятии? // Подгот. Демидовой С. Б., Степанчиковой И. О. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 1999
  57. И.Б. Правовое регулирование трудовых процессуальных отношений: Дис.канд.юрид.наук. Томск, 1999.
  58. В.А. Социальное партнерство в Европе и России: Проблемы реформирования и развития: Дис.канд.экон.наук. М., 1999.
  59. О.И. Тенденция развития индивидуальности человека в рыночных отношениях. Воронеж, 1999.
  60. Н.Е. Развитие социально-трудовых отношений при переходе к рыночной экономике Дис.д-ра эконэнаук. СПб., 1993.
  61. Коллективный договор — средство правового регулирования трудовых отношений на предприятии, в организации // Подгот. Степанчиковой Н. О. и др. M.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 1999.
  62. Р.П. Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России. М.: ТЕИС, 1998.
  63. Ф 63. Колосова Р. П. Рынок труда, занятость и социально-трудовые отношения в переходнойэкономике России. М.: МГУ им. Ломоносова, 1995.
  64. Ю.А. Трудовые отношения в сфере предпринимательства и формы его социальной защиты: Дис.канд.социол.наук. М., 1995. '
  65. А.В. Развитие социального стимулирования трудовой активности работников сельского хозяйства в условиях перехода к рыночным отношениям: Дис.канд.экон.наук. М., 1991.
  66. А.Н. Забастовки. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1998.
  67. К. Развитие отношений социальной защиты в условиях переходной экономики рыночной ориентации, — М., 1999.
  68. Э. Тренинг лидерства. СПб.: Питер, 2001.
  69. С.И. Социальное партнерство в России: Состояние и перспективы. М: Акад. труда и социал. отношений, 1999.
  70. И.А. Социальное партнерство как фактор трансформации социально-трудовых отношений: регионально-отраслевой спект: Дис.канд.социол.наук. М., 2000.
  71. Н.В. Социально-трудовые отношения в деятельности профсоюзов: Дис.канд.социол.наук. М., 1994.
  72. М.П. Развитие социально-трудовых отношений: Женский аспект: Дис.канд.экон.наук. М., 1999.• 73. Латыпов В. Ф. Формирование социально-трудовых отношений в переходной экономике:
  73. Дис.канд.экон.наук. СПб., 2001.
  74. А.Г. Социальное партнерство как институт рыночной экономики. Дис.канд.экон.наук. М., 1998.
  75. М. Социальное партнерство. М.: Шк.культур.политики, 1996.
  76. А. Экзамен для руководителя. М.: Изд-во «Соц.защита», 1999.
  77. А.В. Социальное партнерство в системе трудовых отношений. Дис.канд.экон.наук. Саратов, 1999.
  78. А.В. Социальное партнерство: российский и зарубежный опыт. Саратов: Сарат.гос.техн.ун-т, 1998.
  79. М.В. Единство частных и публичных начал в правовом регулировании трудовых, социально-обеспечительных и семейных отношений: История, теория, и практика. Ярославль: Яросл.гос.ун-т, 2001.
  80. М. Правовое регулирование трудовых отношений и их отграничение от смежных правоотношений в условиях экономической реформы: Дис.канд.юрид.наук. Томск, 2001.
  81. В.Б. Проблемы регулирования трудовых отношений при переходе к новому типу экономики: Дис.канд.юрид.наук. Екатеринбург, 1998.
  82. В.Б. Проблемы регулирования трудовых отношений при переходе к новому типу экономики: Дис.канд.юрид.наук. Екатеринбург, 1997.• 83. Малый экономический словарь/ Под ред. А. Н. Азрилияна: — Ин-т мировой экономики, 2000.
  83. А.М. Управление формированием и использованием частных инвестиций в процессе социально-трудовых отношений: Дис. д-ра экон.наук. М.: Гос. ун-т упр., 2002.
  84. Т.А. Социально-трудовые отношения: теоретические основы и современная практика регулирования: Дис.канд.экон.наук. М., 1999.
  85. В.И. Социальное партнерство: Учеб.пособие. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 1998.
  86. А.К. Социальное партнерство в российском обществе: теоретико-приклад.анализ.Барнаул: Алтай, 1998.
  87. Можаев В. Совместима ли «шведская модель» с глобализацией и евроинтеграцией? «Человек и труд» № 4 — 2001
  88. Москва — территория социального партнерства. // А. Ф. Зубкова и др. М., 1999.
  89. Московские профсоюзы: история и характерные особенности современного этапа развития // Буцукин В. Н. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 1998.
  90. Научно-технический прогресс. Словарь. М.: Политздат, 1987.
  91. С.Ю. Особенности правового регулирования труда работников в условиях• несостоятельности (банкротства) организаций: Дис.канд.юрид.наук. М., 2001.
  92. О практике работы профсоюзных комитетов предприятий с различными формами собственности // Подгот. Возжинской В. Ф. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 1998.
  93. Ю.Г. Рынок труда и социальное партнерство. М.: Хронограф, 1998.
  94. Д.В. Управление социально-трудовыми отношениями на предприятии: Дис.канд.экон.наук. Саранск, 2002.
  95. Е.Г. Опыт решения социальных проблем и социальные ориентиры российского общества на пути к рыночной экономике (1980−1996 гг.).- Саратов, 1998.
  96. .П. Роль трудового договора в регулировании трудовых отношений на современном этапе в Российской Федераций и ФРГ. М.: МГУ им. Ломоносова, 1996.
  97. Отчет Минтруда России о состоянии социально-трудовой сферы в РФ, — М.: Минтруд России, 2002.
  98. В.Н. Социальное партнерство в современных условиях, проблемы и пути разрешения: Дис.канд.экон.наук. М., 1998.
  99. .М. Правовое регулирование трудовых отношений в производственных кооперативах: Дис.канд.юрид.наук. М., 1991.
  100. A.B. Антикризисный менеджмент в системе управления российскими предприятиями: Дис.канд.экон.наук. М., 2000.
  101. В.И. Нормативное регулирование трудовых отношений и применение норм трудового права: Дис. д-ра юрид.наук. Екатеринбург, 2000.
  102. В.К. Деконфликтизация социально-трудовых отношений в рыночной экономике. СПб.: Ривьера, 1997.
  103. B.K. Социальный механизм преобразования российского общества. СПб.: Ривьера, 1997.
  104. B.K. Экономическая психология: тенденции формирования научных знаний. СПб.: ИСЭП РАН, 1998.
  105. Юб.Пошевнев Г. С. Напряженность в социально-трудовых отношениях. Новосибирск: ИФИ ПР, 1996.
  106. Ю7.Починок А. Параметры согласия. // Социальное партнерство (информационно-аналитичесий журнал). № 2 — 2002.
  107. Предприятие и рынок: динамика управления и трудовых отношений в переходный период. M.: Росспэн, 1997.
  108. C.B. Методы правового регулирования трудовых отношений: Дис.канд.юрид.наук. Томск, 2001.
  109. Проблемы социально-трудовых отношений в современных условиях. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.экон.ун-та, 1996.
  110. О.Г. Трудовые отношения и пути формирования социального партнерства в России: Дис.канд.экон.наук. Хабаровск, 1996.
  111. Профсоюзы Москвы в условиях глоболизации экономики // Наумов В. И. (отв.ред.) и др. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 1999.
  112. Российский статистический ежегодник: Стат. Сб./ Госкомстат России М., 2001.
  113. M.B. Трансформация системы отношений собственности в экономике рыночной ориентации, — M.-2002.
  114. Сафина 3.H. Вариативные модели социального партнерства в профессиональном образовании. Самара: Профи, 2000.
  115. Сборник законодательных нормативных, правовых актов рекомендаций по вопросам формирования системы трудовых отношений- В. К. Сурков (рук.) и др. М.: АСТ-Пресс, 2000.
  116. Н.И. Запреты и ограничения в правовом регулировании трудовых отношений в Российской Федерации: Дис.канд.юрид.наук. Омск, 2000.
  117. Г. Ю. Социальное партнерство в современном мире. M.: Мысль, 1996.
  118. С.Ю. Социальное партнерство как фактор политической стабилизации российского общества: Дис.канд.политол.наук. M., 1993.
  119. A.A. Социальное партнерство и регулирование трудовых отношений в рыночной экономике: На основе зарубежного опыта: Дис.канд.экон.наук. M., 1996.
  120. С. Социальное измерение в бизнесе: как сделать корпоративное гражданство выгодным дня бизнеса и общества. М.: Красная площадь, 2001.
  121. Е.И. Трудовой коллектив в системе социалистических производственных отношений: Дис.канд.экон.наук. Киев, 1990.
  122. В.Г. Социальное партнерство в России. М.: Графити-АС, 2000.
  123. Социальное партнерство в России: история и перспективы развития.- Воронеж., 2001, — 289
  124. Социальное партнерство: взаимные обязательства сторон: Справочник // Рос.трехсторон.комис.по регулированию социльно-трудовых отношений- Фролов О. П. (отв.сост.) и др. М.: НИИ ТЭХИМ, 2001.
  125. Социальное партнерство в Москве. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 1998.
  126. Социальное партнерство в образовательной сфере России: Теория и практика // Редкол.: В. А. Михеев (отв.ред.) и др. M.: Изд-во РАГС, 1999.
  127. Социальное партнерство. Информационная работа в профсоюзах. Учеба профсоюзных кадров // Моск. Федерация профсоюзов- Ред.совет.: Антонцев (пред.) и др. M.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 2001.
  128. Социально-трудовые проблемы молодежи и пути их решения // Гл.ред. В.Фурсова. M.: Профиздат, 1999.
  129. Социологический анализ нормативного. поведения в системе трудовых отношений: Дис.канд.социол.наук. М., 1995.
  130. М.А. Социальные аспекты развития трудовых отношений работников на угледобывающих предприятиях. М.: Недра, 1996.
  131. Становление отношений социального партнерства в России // Р. Д. Голенев, В, Г. Попов и др. Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1996.
  132. А. А, Теория и методолопГя системного анализа проблем социально-экономического развития.- М., 1999.
  133. Н.О. Трудовые отношения с несовершеннолетними работниками. М., 1998.
  134. О.Н. Становление системы социальной защиты населения РФ в 1991—1995 гг.: историко-социальные тенденции.- М., 1999.
  135. О.Н. Межличностные отношения: их роль в управленческой деятельности производственной организацией. М., 1999.
  136. Н.И. Управление персоналом: Для представителей сторон социального партнерства в г. Москве. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 1999
  137. С.Н. Коллективный договор шаг за шагом. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 2000.
  138. С.Н. Современный коллективный договор. М.: Учеб.-исслед. центр Моск. Федерации профсоюзов, 1998.
  139. МО.Тедеев Э. К, Социальное партнерство в современной России: Дис.канд.экон.наук. М.: МГУ, 1999.
  140. Э.К. Социальное партнерство в современной России- Условия и экон. механизм: Дис.канд.экон.наук. М., 1998.
  141. C.M. Совершенствование системы юридических источников регулирования трудовых отношений в Российской Федерации: Дис.канд.юрид.наук. Екатеринбург, 1993.
  142. Трудовое право: Учебник // Н. А. Бриллиантова и др.- М.: Проспект, 1999.
  143. Трудовые отношения. М., 1999.
  144. Трудовой кодекс Российской Федерации (официальный текст).- Статья 27 М., 2002.
  145. Управление персоналом. Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Кибанова, — М.: ИНФРА-М, 1998.- С, 347.
  146. Управление персоналом Энциклопедический словарь, — М.:ИНФРА, 1998.
  147. Е.В. Служебно-трудовые отношения и социально-правовая защита сотрудников органов внутренних дел. Тюмень: Тюм.юрид.ии-т МВД РФ, 1999.
  148. Федеральный закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» с постатейными комментариями // Гриценко H.H. и др. М.: Социал. защита, 1998.
  149. A.A. Деятельность общественных объединений работодателей, предпринимателей в сфере социального партнетства. М.: ГАСБУ, 1999.
  150. A.A. Зарубежный опыт социального партнерства и возможности его адаптации к российским реалиям, М.: ГАСБУ, 1999.
  151. A.A. Становление и развитие системы социального партнерства в России. М.: Галерия, 1999.
  152. A.A. Участие органов государственной власти в развитии и совершенствовании системы социального партнерства. М.: ГАСБУ, 1999.
  153. Э.Н. Социально-трудовые отношения на предприятиях транспортно-дорожного комплекса России. М.: ИС, 1994.
  154. В.И. Социальное партнерство как взаимодействие органов муниципальной власти и местного самоуправления: Дис.канд.социол.наук. М., 2000.
  155. A.B. Психология и этика деловых отношений. М.: АО «Изд.дом», 1996.
  156. В.А. Антикризисное управление в условиях современной российской экономики.-М., 2000.
  157. Е.И. Социальная политика: Учеб пособие.- М.: ИНФРА-М, 2001.
  158. К.А. Социально-трудовые отношения иностранных менеджеров на российском рынке труда: Дис.канд.экон.наук. М., 2000 ,
  159. В.Ф. Социальное партнерство: реальность или миф? Тверь: Твер.гос.ун-т, 1999.
  160. Н.В. Формирование социально-трудовых отношений в системе конкурентногопорядка. Муром: Муром. ин-т Владим.гос.ун-та, 1999.
  161. C.B. Развитие социально-трудовых отношений на основе рыночных моделей экономического поведения: Дис.канд.экон.наук. СПб, 2000.
  162. В.П. Социально-трудовые отношения в системе социальной политики реформируемой России: Дис.канд.социол.наук. М., 1999.
  163. С.Ю. Социальное партнерство в России: Учеб.пособие. Омск: ОмГУ, 2000.
  164. P.C. «Социальное партнерство» в межвоенной Британии: На примере мондизма (1927−1931 гг.): Дис.канд.истор.наук. М.: Ин-т всеобщ. истории, 1989.
  165. ШанинИ.Г. Развитие социально-трудовых отношений и социальное страхование: Дис.канд.социол.наук. М., 1994.
  166. Г. А. Организационные формы управления социально-трудовых отношений в сфере предпринимательства: Дис.канд.социол.наук. M., 1995.
  167. A.B. Социально-экономические и организационно-технические факторы формирования трудовой мотивации работников промышленности: Дис.канд.социол.наук М., 1995.
  168. Экономика и жизнь, 1996, № 9.
  169. Экономика труда и социально-трудовые отношения/ Под ред. Г. Г. Меликьяна, Р. П. Колосовой.- М.: Изд-во МГУ, 1996.
  170. Д.Х. Организационно-экономический механизм формирования социально-трудовых отношений в переходный период к рыночной экономике: Дис.канд.экон.наук. СПб, 1997.
  171. A.C. Взаимодействие территориальных органов управления и трудовых коллективов в развитии социальной инфраструктуры: Дис.канд.экон.еаук. М., 1994.
  172. Н.В. Формирование и развитие капиталистических социально-трудовых отношений в промышленности России на рубеже Х1Х-ХХ веков: Дис.канд.истор.наук. М., 2001.
  173. В.Н. Особенности развития социального партнерства в индустриальном регионе России. Златоуст: Челяб. дом печати, 2000.
  174. A.A. Социальное партнерство в России. Социологический анализ на материалах исследования работы МОПО ОАО «ЛУКОЙЛ»: Дис.канд.социол.наук. М., 1999.
Заполнить форму текущей работой