Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Социально-педагогическая адаптация студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Статью в журнале, рекомендованном ВАКпосредством участия на научно-практических конференциях различного уровня: 2-ая Всероссийская научно-практическая конференция «Российское образование в 21 веке: проблемы и перспективы» (Пенза, 2006), 3-я Всероссийская научно-практическая конференция «Компетентностный подход в профессиональном образовании: проблемы и перспективы» (Н. Новгород, 2006… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы адаптации студентов I курса в образовательных учреждениях среднего профессионального образовании
    • 1. 1. Теоретические основы понятия «адаптация»
    • 1. 2. Особенности студентов в период адаптации в учреждениях среднего профессионального образования
    • 1. 3. Роль социально-педагогической адаптации студентов в процессе подготовки к овладению профессиональными умениями и навыками
  • Выводы по главе
  • ГЛАВА 2. Организационно-педагогические условия повышения эффективности социально-педагогической адаптации студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования
    • 2. 1. Модель процесса социально-педагогической адаптации студентов
    • 2. 2. Организационно-методическое сопровождение исследования особенностей социально-педагогической адаптации студентов учреждений среднего профессионального образования
    • 2. 3. Опытно-экспериментальная работа по реализации модели социально-педагогической адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования
  • Выводы по главе 2

Социально-педагогическая адаптация студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В российском обществе достаточно явно прослеживаются социальные проблемы в среде молодежи. Меняется жизненная позиция молодых людей, они вынуждены совмещать образовательную и трудовую деятельность. Высокая конкуренция и отсутствие опыта работы, низкая стартовая зарплата способствуют криминализации молодежи.

Адаптация современной молодежи представляет одну из наиболее значимых педагогических проблем общества, в связи с этим, возникает потребность в исследовании процесса социальной адаптации молодого поколения.

Исследование адаптации первокурсников к специфике профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования актуально. Во-первых, контингент обучающихся социально сложный (студенты из неблагополучных семей, сироты, обучающиеся, состоящие на профилактическом учете в инспекции по делам несовершеннолетних и др.), испытывающий трудности в адаптации. Во-вторых, в ходе исследования выявляются потребности, социальная среда, отношение к обучению первокурсников, что считаем необходимым при выборе и применении методик и технологий по адаптации. В-третьих, анализ научно-теоретической и научно-методологической, литературы позволяет отметить недостаточное внимание к проблеме социальной адаптации первокурсников образовательных учреждений среднего профессионального образования, а также единичные программы по адаптации студентов к образовательному процессу, учитывающие особенности конкретного образовательного учреждения и специальности.

Кроме того, считаем необходимым отметить, что успешная социально-педагогическая адаптация является фундаментом для адаптации профессиональной, поэтому данное исследование актуально как попытка в создании организационно-педагогических условий для успешной адаптации студентов в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в моделировании процесса адаптации, в составлении программы по социально-педагогической адаптации первокурсников.

Актуальность исследования обусловлена следующими объективными противоречиями:

— между потребностями современного работодателя в высококвалифицированных специалистах, обладающих стрессоустойчивостыо, легко адаптирующихся к новым условиям и отсутствием модели и недостаточной разработанностью программ по повышению адаптивности будущих специалистов в учреждениях среднего профессионального образования,.

— между целесообразностью создания организационно-педагогических условий для адаптации студентов учреждений среднего профессионального образования и недостаточным методическим обеспечением процесса адаптации.

Указанные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какова специфика процесса социально-педагогической адаптации в учреждениях среднего профессионального образования.

Актуальность исследования, научно-теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы «Социально-педагогическая адаптация студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования».

В исследование введено ограничение: рассмотрение особенностей процесса адаптации студентов первого курса образовательных учреждений среднего профессионального образования как наиболее сложного периода приспособления к новым социально-педагогическим условиям.

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и внедрить в учебный процесс модель социально-педагогической адаптации студентов первого курса образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Объект исследования — процесс социально-педагогической адаптации студентов I курса образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Предмет исследования — организационно-педагогические условия адаптации студентов-первокурсников.

Гипотеза исследования: процесс социально-педагогической адаптации студентов учреждений среднего профессионального образования будет эффективным, если:

— определена специфика процесса адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального образования,.

— разработана модель социально-педагогической адаптации первокурсников, отражающая особенности данного процесса,.

— созданы организационно-педагогические условия для социально-педагогической адаптации первокурсников, базирующиеся на определении особенностей образовательного процесса учреждений среднего профессионального образования и обеспечивающие эффективность реализации модели социально-педагогической адаптации,.

— разработана и реализована программа по адаптации студентов I курса учреждений среднего профессионального образования с соответствующим методическим сопровождением для успешной реализации представленной модели.

Поставленная цель и гипотеза исследования определили ряд задач, решаемых в исследовании:

— выявление сущности и специфики процесса социально-педагогической адаптации первокурсников учреждений среднего профессионального образования;

— характеристика роли социально-педагогической адаптации студентов в процессе подготовки к овладению профессиональными умениями и навыками;

— разработка модели и выявление организационно-педагогических условий социально-педагогической адаптации студентов I курса;

— экспериментальная проверка эффективности модели социально-педагогической адаптации студентов I курса в учреждениях среднего профессионального образования;

— разработка и реализация методического сопровождения процесса адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального образования.

Теоретико-методологической основой исследования являются фундаментальные исследования в области психологии, социологии, философии, педагогике. Определяющую роль для исследования имеют следующие концепции и теории:

— теории социально-психологической адаптации в различных психологических школах (Г. Крайг, А. Н. Леонтьев, К. Роджерс, 3. Фрейд);

— концепции периодизации психического развития личности (Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин);

— социологические исследования адаптации (В. Г. Крысько);

— исследования особенностей социально-педагогической адаптации (Б. К. Бабанский, А. С. Белкин, Р. А. Литвак, А. В. Мудрик, В. Д. Семенов, И. С. Кон);

— индивидуальная адаптация в коллективе (А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий);

— теория социального развития молодежи (И. М. Ильинский, В. Т. Лисовский, В. И. Чупров);

— психологические основы адаптации (Г. М. Андреева, А. Г. Асмолов, С. Л. Рубинштейн);

— теории профессионального самоопределения, профориентации и профессионального становления личности (Л. И. Божович, Е. И. Гинзбург, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, И. С. Кон, А. К. Маркова, Ю. Н. Петров, К. К. Платонов, Н. С. Пряжников, В. Ф. Сафин, С. Н. Чистякова, В. Д. Шадриков и др.), а также педагогические исследования М. А. Дмитриевой, Т. И. Бузмаковой.

Проблемы адаптации и дезадаптации нашли свое отражение в научных трудах Н. В. Котряхова, В. Ф. Сахарова, А. Д. Сазонова и др.

Исследование проводилось в рамках личностпо-ориентированного (Е. О. Галицких, Е. А. Ходырева, И. С. Якиманская и др.), деятельностного (Б. Г. Ананьев, Н. В. Котряхов и др.), системного (М. А. Данилов, В. С. Данюшенков и др.) подходов в образовании.

Методы исследования:

— теоретические: анализ социологической, философской, психологической, педагогической, методической и специальной литературы, нормативных документов, государственных образовательных стандартовобобщение и систематизация научных положений по теме исследованияобобщение педагогического опыта организации воспитательной деятельности образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

— экспериментальные: диагностика посредством наблюдения, бесед, анкетирования, опросаметодов статистической обработки результатов, опытно-экспериментальной проверки эффективности использования методов и форм организации социально-педагогической адаптации студентов.

База исследования. Опытно-поисковая работа проводилась на базе 3 образовательных учреждений среднего профессионального образования 7 г. Арзамаса. ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум», ФГОУ СПО «Арзамасский приборостроительный колледж им. П. И. Пландина», ГОУ СПО «Арзамасский автомеханический техникум» (в 2009 году присоединен к ГОУ СПО АКТТ). Всего в опытно — поисковой работе участвовало 286 студентов.

Этапы исследования. Исследование осуществлялось в три этапа с 2006;2010 гг.

Первый этап (2006;2008 гг.) — теоретико-поисковый, изучение состояния разработанности проблемы социально-педагогической адаптации студентов I курса в учреждениях среднего профессионального образования, теоретический анализ философской, педагогической, психологической, социологической и нормативно-правовой литературы по исследуемой проблеме, определение темы исследования, цели, задач и гипотезы, организация и проведение исследования социально-педагогической адаптации обучающихся I курса, анкетирование и опрос студентов.

Второй этап (2008;2009 гг.) — моделирующий, качественный и количественный анализ результатов исследования, полученных на первом этапе, проектирование модели социально-педагогической адаптации студентов-первокурсников, выявление и создание организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективную социально-педагогическую адаптацию студентов I курса, разработка программы по адаптации первокурсников в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

Третий этап (2009;2010 гг.) — экспериментально-аналитический, 2009;2010 гг.: проведение завершающего этапа педагогического эксперимента, обобщение, систематизация и анализ результатов исследования, апробация модели социально-педагогической адаптации первокурсников, внедрение программы по адаптации в образовательный процесс учреждения среднего профессионального образования, формулирование основных выводов.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

• выявлены сущность и специфика социально-педагогической адаптации студентов I курса учреждений среднего профессионального образования, определены структура, содержание, этапы (мотивационно-целевой, когнитивно-эмоциональный, оценочно-рефлексивный) данного процесса,.

• разработана и апробирована модель социально-педагогической адаптации студентов I курса образовательных учреждений среднего профессионального образования, ориентированная на освоение студентами специфики профессионального обучения, и включающая в себя 3 блока: целевой, потребностно-мотивационный, процессуально-результативный,.

• выявлены организационно-педагогические условия социально-педагогической адаптации первокурсников образовательных учреждений среднего профессионального образования:

— педагогическое взаимодействие преподавателей, классных руководителей, специалистов медико-социально-психологической службы и родителей студентов в ходе процесса адаптации,.

— внедрение программы по социально-педагогической адаптации первокурсников, разработка методического обеспечения для реализации программы,.

— осуществление контроля за динамикой процесса адаптации и уровня тревожности в соответствии со структурой процесса адаптации,.

— организация внеучебной деятельности студентов путем презентации системы дополнительного образования техникума,.

— осуществление контроля и последующего анализа успехов студентов в обучении,.

— учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов студентов,.

— создание комфортной, доброжелательной атмосферы внутри учебной группы.

• определены критерии адаптированного студента I курса учреждений среднего профессионального образования.

Теоретическая значимость исследования:

• раскрыта сущность понятия «социально-педагогическая адаптация» применительно к образовательным учреждениям среднего профессионального образования, предполагающая формирование готовности обучающихся к специфике профессионального обучения учреждений среднего профессионального образования,.

• определены составляющие профессионально-педагогической среды, в которой оказываются первокурсники после поступления в учреждения среднего профессионального образования:

— педагогическая (взаимоотношения студентов, преподавателей и студентов, студентов и родителей, родителей и педагогов);

— социальная (отличие учебного процесса от школьного, зачетная и экзаменационная сессии, жизнь части студентов в общежитии в отрыве от семьи, возникновение в связи с этим бытовых и моральных проблемприспособление к самостоятельности при принятии решений);

— профессиональная (получение профессионального образования).

• выявлены организационно-педагогические условия успешной социально-педагогической адаптации, которые позволяют опираться на идеи личностно-ориентированного подхода, выполняющие значимую функцию в достижении первокурсниками успешной адаптации. Наряду с принципами системности, научности, доступности и др., осуществляется опора на принципы самоактуализации, индивидуализации, субъектности, творчества.

Практическая значимость исследования:

— разработанное методическое обеспечение для программы по социально-педагогической адаптации первокурсников нашло применение в учреждениях среднего профессионального образования,.

— создана и успешно реализована программа «Путь к успеху» по адаптации студентов-первокурсников учреждений среднего профессионального образования, отражающая совокупность разнообразных форм и средств работы с обучающимися, например, индивидуальные и групповые беседы, тренинги, спортивные мероприятия, игровые занятия и др.

— экспериментально подтверждена эффективность модели социально-педагогической адаптации первокурсников, выражающаяся в отсутствии дезадаптированных обучающихся на завершающем этапе эксперимента.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность и специфика социально-педагогической адаптации первокурсников заключается в том, что студенты учреждений среднего профессионального образования включаются в систему социальных отношений, установившихся в конкретном учебном заведении, в педагогический процесс, отличающийся направленностью на формирование готовности к будущей профессиональной деятельности и на последующее приобретение профессиональных умений и навыков.

2. Авторская модель процесса социально-педагогической адаптации включает в себя целевой, потребностно-мотивационный, процессуально-результативный блоки, учитывающие особенности как учебного, так и воспитательного процесса конкретного учреждения среднего профессионального образования и их направленность не только на подготовку к будущей профессиональной деятельности, но и на личностное становление студентов.

3. Организационно-педагогические условия адаптации первокурсников образовательных учреждений среднего профессионального образования:

— педагогическое взаимодействие преподавателей, классных руководителей, специалистов медико-социально-психологической службы и родителей студентов в ходе процесса адаптации,.

— внедрение программы социально-недагогической адаптации первокурсников, разработка методического обеспечения для реализации программы,.

— осуществление контроля за динамикой процесса адаптации и уровня тревожности в соответствии со структурой процесса адаптации, -организация внеучебной деятельности студентов путем презентации системы дополнительного образования техникума,.

— осуществление контроля и последующего анализа успехов студентов в обучении,.

— учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов студентов,.

— создание комфортной, доброжелательной атмосферы внутри учебной группы.

4. Методическое сопровождение по повышению эффективности адаптации студентов, включающее в себя предпрофессиональную готовность и требования к конкретным личностным качествам.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов и заключения, библиографического списка, приложения. Диссертационное исследование иллюстрировано таблицами, рисунками.

Выводы по второй главе.

1) Организационно-педагогическими условиями, способствующими эффективной реализации модели социально-педагогической адаптации студентов, являются: педагогическое взаимодействие преподавателей, классных руководителей, специалистов медико-социально-психологической службы и родителей студентов в ходе процесса адаптации, внедрение программы по социально-педагогической адаптации первокурсников, разработка методического обеспечения для реализации программы, организация контроля за динамикой процесса адаптации и уровня тревожности, в соответствии с этапами процесса адаптации, организация внеучебной деятельности студентов путем презентации системы дополнительного образования техникума, осуществление контроля и последующего анализа успехов студентов в обучении, учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов студентов, создание комфортной, доброжелательной атмосферы внутри учебной группы.

Модель по социально-педагогической адаптации первокурсников учреждений среднего профессионального образования включает 3 блока: целевой, потребностно-мотивационный, процессуально-результативный. Процессуально-результативный блок отражает характеристику адаптированного студента, который совмещает следующие качества: успешное включение личности студента в социальную среду, эмоциональная комфортность в группе, принятие норм и правил новой социальной среды, удовлетворительная успеваемость, успешное приспособление к новым условиям обучения.

2) Результаты проведенного исследования по социально-педагогической адаптации студентов 1 курса учреждений среднего профессионального образования подтверждают эффективность спроектированной модели и созданной программы по социально-педагогической адаптации студентов.

124 первокурсников техникума или колледжа. При вторичной диагностике адаптации дезадаптированных студентов не выявлено.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное научное исследование по социально-педагогической адаптации первокурсников учреждений среднего профессионального образования способствовало выявлению организационно-педагогических условий, созданию модели социально-педагогической адаптации первокурсников учреждений среднего профессионального образования, разработке программы по социально-педагогической адаптации первокурсников.

В заключении диссертации изложены основные выводы и результаты проведенного исследования:

1. В исследовании обоснована специфика социально-педагогической адаптации — это понятие интегрированного типа, включающее в себя приспособление к специфике профессионального обучения в учреждениях среднего профессионального образования.

2. Созданная модель социально-педагогической адаптации первокурсников в учреждениях среднего профессионального образования, включающая блоки целевой, потребностно-мотивационный, процессуально-результативный, которые соподчинены друг другу, находятся между собой во взаимосвязи и взаимозависимости, способствует адаптации студентов 1 курса. Модель отражает мотивационно-целевой, когнитивно-эмоциональный, и оценочно-рефлексивный этапы процесса адаптации.

3. Эффективную адаптацию первокурсников в учреждениях среднего профессионального образования обеспечивают следующие организационно-педагогические условия:

— педагогическое взаимодействие преподавателей, классных руководителей, специалистов медико-социально-психологической службы и родителей студентов в ходе процесса адаптации,.

— внедрение программы по социально-педагогической адаптации первокурсников, разработка методического обеспечения для реализации программы,.

— организация контроля за динамикой процесса адаптации и уровня тревожности, в соответствии со структурой процесса адаптации, -организация внеучебной деятельности студентов путем презентации системы дополнительного образования техникума,.

— осуществление контроля и последующего анализа успехов студентов в обучении,.

— учет индивидуальных особенностей, потребностей и интересов студентов, -создание комфортной, доброжелательной атмосферы внутри учебной групп.

4. Проведенное исследование социально-педагогической адаптации подтверждает эффективность представленной модели.

5. Внедренная программа по социально-педагогической адаптации студентов-первокурсников в учреждениях среднего профессионального образования, отражает систему разнообразных форм и методов педагогической работы.

Проведенное исследование не разрешило всех проблем, связанных с адаптацией первокурсников в учреждениях среднего профессионального образования, кроме того, анализ полученных результатов позволил наметить перспективы изучения процесса социально-педагогической адаптации студентов на 2,3,4 курсах обучения в техникуме.

Достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечивается проведением опытно-поисковых исследований, проверкой результатов с использованием математических методов их обработки, в частности, критерий I — Стъюдента.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в виде публикаций статей в журналах и сборниках научных трудов, включая.

127 статью в журнале, рекомендованном ВАКпосредством участия на научно-практических конференциях различного уровня: 2-ая Всероссийская научно-практическая конференция «Российское образование в 21 веке: проблемы и перспективы» (Пенза, 2006), 3-я Всероссийская научно-практическая конференция «Компетентностный подход в профессиональном образовании: проблемы и перспективы» (Н. Новгород, 2006), Международная научно-практическая конференция «Социально-гуманитарное знание: поиск новых перспектив» (Пенза, 2007), 3-я Международная научно-практическая конференция «Рынок труда. Качество профессионального образования и проблемы занятости молодежи», (Пенза, 2007), Региональная научно-практическая конференция «Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса» (Арзамас, 2007), 3-я Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы социальной защиты населения» (Пенза, 2008), Конференция с международным участием «Актуальные вопросы педагогики» (Академический журнал Западной Сибири.-№ 2.-2008), 9-я Всероссийская научно-практическая конференция студентов и аспирантов «Наука и молодежь» (Н. Новгород, 2008), 3-я Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика современного образования в России» (Пенза, 2008), Международная научно-практическая конференция «Инновационные направления в образовании» (Екатеринбург, 2009), Международный научно-общественный конгресс «Духовно-нравственное и патриотическое воспитание молодежи в общем поликультурном информационном и кадровом пространстве» (Карельский педагогический университет, 2009), 3-я Международная научно-практическая конференция «Новые педагогические технологии» (Москва, 2011).

Модель внедрена в образовательный процесс ГОУ СПО «Арзамасский коммерческо-технический техникум», ФГОУ СПО «Арзамасский приборостроительный колледж им. П. И. Пландина».

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.К. Индивидуальность учащихся и индивидуальный подход. М.: Знание, 1992. — 80 с.
  2. Г. М. Социальная психология: учебник для вузов.-М.: Аспект Пресс, 1998. 376с.
  3. М. Отношение к детям-сиротам: толерантность или отторжение? // Социальная педагогика. 2005. — № 2. — С. 40−41.
  4. Ю. К. Избранные педагогические труды.-М.: Педагогика, 1989.-560с.
  5. Ю. К. Комплексный подход в воспитательной работе с подростком.-М.: Изд-во «Знание», 1979. 32с.
  6. Ю. К. Школа, семья и общественность в предупреждении неуспеваемости школьников.-М.: Изд-во «Знамя», 1972. 32с.
  7. Т. В. Методика педагогической адаптации учащихся профессионального лицея: Дис. .канд. пед. наук / Т. В. Баландицева. Йошкар-ола, 2003, 181с.
  8. М. Без комплексов. Годы взросления: подросток// Здоровье школьника. 2007. — № 12. — С. 22−24.
  9. С.А. Основы превентивной психологии. М.: «Социальное здоровье России», — 1994. — 224с.
  10. Ю.Белкин А. С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.-М.: Академия, 2000. 192с.
  11. П.Белкин А. С. Ситуация успеха: Как ее создать: кн. для учителя.-М.: Академия, 2000. 192с.
  12. Е. Чем и как увлекаются подростки? // Школьный психолог.-2005.-№ 1.- С.7−9,10.
  13. Н. Как помочь ребенку в период подростковых изменений//Школьный психолог.-2008.- № 1. С. 19−20.
  14. М.Бузмакова Тамара Ивановна. Формирование готовности к производственной адаптации у студентов средних профессиональных образовательных учреждений в процессе обучения: Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01: Москва, 1999 171 с.
  15. К.Я. Социально-психологические методы диагностики обучающихся/ К.Я. Вазина- / сост. К. Я. Вазина, Н. Е. Отвагина, С. М. Маркова. Н. Новгород: Б.И., 1993. — 55 с.
  16. Ю.В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: учебное пособие для студентов пед. вузов. 2-е изд., стереотип. — М.: Академия, 2006. — 440 с.
  17. Е. Е. Побег подростков из дома:психологическая коррекция аномального поведения/ Е. Е. Вахромов.-М.:Чистые пруды, 2006. -32с.
  18. Д. М. Адаптация первокурсников к новым условиям обучения / Д. М. Вечедов // Среднее профессиональное образование, 2009. -№ 4.-С. 39−40
  19. Воспитание трудного ребенка. Дети с девиантным поведением: учеб.-метод. пособие /М.И. Рожков и др. / под ред. М. И. Рожкова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 239 с.
  20. Л. С. Лекции по психологии/Л. С. Выготский.- СПб.: Союз, 2006.- 144с.
  21. Л. С. Педагогическая психология/ под ред. В. В. Давыдова.-М.: Педагогика-Пресс, 1999.-536с.
  22. Ю.Н. и др. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов: пособие для студентов /Галагузова Ю.Н., Сорвачева Г. В. Штикова Г. Н. М.: ВЛАДОС, 2001. — 224 с.
  23. Н. И. Подготовка рабочей смены(развитие системы профессионально-технического образования). Киев: Головноеиздательство издательского объединения «Высшая школа», 1987. -198с.
  24. В. Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб.пособие. 12-е изд., перераб. — М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. — 479 с.
  25. С. И. Психолого-педагогические условия формирования готовности студентов вуза к функционально-профессиональной адаптации:Дис.. канд. пед. наук: 13.00.01, 13.00.08: Екатеринбург, 2005, 163 с.
  26. Л. Н. Социально-профессиональная адаптация и педагогическая реабилитация учащихся профессиональных училищ: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: Брянск, 2000, 209 с.
  27. . М. А. Словарь-справочник по социальной работе. Электронный ресурс. http://fictionbook.ru
  28. В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Педагогика, 1986. — 240 с.
  29. Н. И. Справочник классного руководителя(10−11 класс). -3-е изд., перераб. и доп.-М.:ВАКО, 2007. 320с.
  30. ДжуммЮ. Что на душе у экстремала// Здоровье школьника.-2008.-№ 2, с.
  31. С. М. Агрессия как стратегия адаптации девиантных подростков / С. М. Дубинин // Среднее профессиональное образование, 2009. -4.- С.41−44
  32. Н. Н. Профессиональное воспитание учащейся молодежи: Профпедагогика.-М.: Высшая школа, 1978.-216с.
  33. И. Виды и формы дезадаптации подростков с отклоняющимся поведением// Воспитание школьников.-2006.-№ 1,-С.24.
  34. Зб.Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 г. № 1366−1 с изменениями и дополнениями. Электронный pecypc.www.base.garant
  35. Захаров 10. А. Подростки «группы риска"// Воспитание школьников.-№ 4.-2000.- С.29−30.
  36. И. А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И. А. Зимняя-2-е изд., доп., исп. и перераб.-М.: Логос, 2002. 384с.
  37. История среднего профессионального образования в России. / Авторский коллектив. Руководитель авторского коллектива В. М. Жураковский. М.: НМД СПО, 2000. — 704с.
  38. О. Н. Справочник по групповой психокоррекции /О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто.-Ростов н/Д.: Феникс, 2006. -443с.4?.Истратова О. Н. Справочник психолога средней школы / О. Н. Истратова. -Ростов н/Д.: 2006. 511с.
  39. Ш. Использование средств массовой коммуникации в социализации подростков// Воспитание школьников.-2007.-№ 9.- С.30−32.
  40. В. Г. Взаимоотношения преподавателей с учащимися ПТУ в процессе обучения: метод.пособие. М.: Высш. школа, 1990. — 128с.
  41. В. Г. Подросток. Трудности взросления: книга для психологов, педагогов, родителей. СПб.: Питер, 2006. — 240с.
  42. Е. Р., Леонтьев Д. А., Осин Е. Н., Бороднина И. И. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков//Вопросы психологии.-2007.-№ 2.- С. 68−79.
  43. М. Проблема социализации подростка// Воспитание школьников.-2003.-№ 4.- С.56−59.
  44. И. Способы снижения тревожности у подростков из детских домов//Социальная педагогика. 2004. — № 8 — С. 88−90.
  45. Г. Ф., Михайлычев Е. А. Методика изучения личности учащихся ПТУ.-М.: «Высшая школа», 1989. 126с.
  46. С. В. Методика проведения тренинга личностного роста старшеклассников профориентационной направленности // Право и образование.-2002.-№ 4.- С.95−109.
  47. Ю. А. Психология девиантного поведения: учеб. пособие для вузов/Ю. А. Клейберг.-М.: Сфера и др., 2001. 160с.
  48. П. Профилактика асоциального поведения подростков// Социальная педагогика.-2006.-№ 1, — С.61−75.
  49. О. Р. Гуманистическое взаимодействие преподавателей и студентов как условие педагогического содействия адаптации студентов педагогических колледжей / О. Р. Кокорина // Среднее профессиональное образование, 2009. № 1. — С. 57−60
  50. В. А. и др. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для экон. спец. вузов / В. А. Колемаев, О. В. Староверов, В. Б. Турундаевский / под ред. В. А. Колемаева. М.: Высш. шк., 1991. — 400 с.
  51. Комплектование учебных групп профтехучилищ с учетом индивидуальных особенностей абитуриентов: метод. рекомендации / Гаврилов В. Е., Р. Д. Каверина, Л. А. Артамонова, Н. В. Бабаева, А. В. Бушихин. Ленинград: 1990. — 44с.
  52. Кон И. С. НТР и проблемы социализации молодежи.-М.: Знамя, 1988. -64с.
  53. Кон И. С. Психология ранней юности: кн. для учителя.-М.:Просвещение, 1989. 255с.
  54. Кон И. С. Социология личности.-М.: Политиздат, 1967. 383с.
  55. E.H. Профессиональное самоопределение подростков с антисоциальным поведением// Педагогика.-2004.-№ 3.- С.45−48.
  56. Концепция государственной молодежной политики РФ. Проект. Департамент по молодежной политике. Министерство образования РФ, НИИ Московской гуманитарно-социальной академии. Электронный pecypc.www.budgetrf.ru
  57. О. О. Возрастные кризисы/ О. О. Косякова.-Ростов н/Д.:Феникс, 2007.- 224с.
  58. Л. Е. Адаптация как условие вхождения личности в социум / Jl. Е. Красавцева // Среднее профессиональное образование, 2010.-№ 6.-С. 54−55
  59. Н. С. В помощь социальному педагогу.-Минск: Красико-Принт, 2006. 128с.
  60. В. Г. Социальная психология: учебник для студентов высш. учеб. заведений /В. Г. Крысько. М.:Изд-во Владос- Пресс, 2002. -С.152.
  61. И. Ю. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для вузов/И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий, — М.: Сфера, 2006. 464с.
  62. С. В., Бондаревская Е. В. Гуманистические стратегии преодоления кризиса // Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Электронный pecypc. http://hpsy.ru
  63. Е.А. Педагогические условия социальной адаптации студентов технического ВУЗа, автореферат диссертации на соискание135степени кандидата педагогических наук, Калуга. 2001 Электронный ресурс. шутгсЫШрэу. ги
  64. А. Н. Избранные психологические произведения / под ред. В. В. Давыдова и др.-М.: Педагогика, 1983. Т. 2 -318с.
  65. А. Н. Избранные психологические произведения: М.: Педагогика, 1983.-Т. 1. — 391с.
  66. А. Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для ВУЗов / под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой.-М.: Смысл, 2000. -509с.
  67. А. Н. Проблемы развития психики.-4-е изд.-М.: МГУ, 1981. -384с.
  68. И.А. Социальная педагогика. Методологический анализ: учебное пособие для вузов/И.А. Липский. М.: Сфера, 2004. — 320 с.
  69. Т. В. Социальная педагогика: Защита семьи и детства: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведении. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 192с.
  70. Т. А. Физическое и психическое здоровье первокурсников / Т. А. Лосева // Среднее профессиональное образование, 2011. № 8. — С. 46−48
  71. А. С. Воспитание в советской школе.- М.: «Просвещение», 1966. 255с.
  72. А. С. Коллектив и воспитание личности / Сост. и автор вступит. статьи с. 5−22 В. В. Кумарин.-М.: «Педагогика», 1972. -332с.
  73. А. Производственные бригады задают тон// Воспитание школьников.-2005.-№ 5.- С. 14−16
  74. Г. И. Тренинг для подростков: профилактика асоциального поведения. СПб: Речь, 2007. — 192с.
  75. В. Н., Белов Г. С., Лопатина Т. С. Руководство учебно-воспитательным процессом в среднем профтехучилище: учеб.пособие. Ленинград: -1988. — 66с.
  76. Е. Молодежная субкультура и ее влияние на социализацию подростков//Вестник НСО: сб. вып.4 Арз. 2005.-С.62−63
  77. Е. Д. Коллективная деятельность учащихся. Проблемы обучения: учебно-методическое пособие. М.: «Высшая школа», 1990.- 135с.
  78. А. К. Психология обучения подростка.-М.: «Знание», 1975. -64с.
  79. А. К. Психология труда учителя: кн. для учителя.-М.:Просвещение, 1993. 192с.
  80. А. К. Формирование мотивации к учению в школьном возрасте: пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1983. 96с.
  81. Межличностное восприятие в группе / под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. 295с.
  82. Методика работы социального педагога/Сост. Г. Е. Семенов. М.: Школьн. пресса, 2003. — 96с.
  83. Методическое письмо. Управления внешкольного дополнительного образования Минобразования РФ от 27.02.1995 г. № 61/20−11 «О социально-педагогической работе с детьми».
  84. Мир детства: Юность/ под ред. А. Г. Хрипуновой-Сост. Н. А. Кушаев.-2-е изд.-М.:Педагогика, 1991. 256с.
  85. Л.Ф. Решение проблемы упреждающей адаптации студентов к профессиональной деятельности Электронный ресурс. http://niirz.brcst.bv
  86. Молодежь в России. 2010: Стат. Сб. /ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010. 166с. Электронный ресурс. http://www.fgrp.ru
  87. А. В. Социализация и «смутное время». -М.: Знамя, 1991. -80с.
  88. A.B. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов / A.B. Мудрик. 4-е изд., доп. — М.: Академия, 2003. — 200 с.
  89. К. М., Солтанова Э. Б. Проблемы среднего профессионального образования в современных условиях Электронный ресурс. http://vvww.rac.ru
  90. В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для вузов/ А. С. Мухина.-5-e изд., стер.-М.: Академия, 2000. 456с.
  91. JI. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога//Воспитание школьников. 2001. — № 4. — С. 30−37.
  92. Л. Основные направления и методы социально-педагогической работы//Воспитание школьников. 2000. — № 9 — С. 13−16.
  93. Д. В. Новая педагогическая психология: учеб. пособие для вузов/ Д. В. Ольшанский.-М.: Академический проект, 2002. -528с.
  94. Опыт руководства педагогическим и ученическим коллективами: Сборник/А. А. Лебедев, Б. Г. Макшанцев, А. С. Рубцов, П. С. Хейфец- Сост. А. М. Крестьянинов. М.: Высш. школа, 1987. -72с.
  95. Организация в профтехучилищах индивидуальной воспитательной работы с учащимися «группы риска»: метод.рекомендации. Ленинград: 1989. — 10с.
  96. Педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Педагогическое общество России, 2004. — 608 с.
  97. Педагогическая психология: учебник для вузов/ под ред. Н. В. Клюевой.-М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -400с.
  98. Педагогические основы организации внутриучилищного контроля / Сост. Т. С. Лопатина.- Л.:ВИПК руководящих работников и специалистов профтехобразования, 1991. 55с.
  99. Юб.Педагогический словарь. -М.: Изд. Академии пед. наук, 1960. Т. 1. -774с.
  100. Ю7.Петров, Ю. Н., Смыслова, Н. М. Целесообразность профессиональной адаптации студентов в образовательной деятельности колледжа Текст. // Вестник ВятГГУ.- 2012.- № 1/3. С. 23−28
  101. И.А. Курс лекций по коррекционной педагогике. -М.:ВЛАДОС, 2002. 332с.
  102. И.А. Педагогика: новый курс: учеб. для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — Кн. 1: Общие основы. Процесс обучения. — 576 с.
  103. Ю.Полосина Т. П. Трудный подростковый возраст// Перспектива-5: Межвузовский сборник научных трудов молодых ученых / АГПИ им. А. П. Гайдара.-Арзамас:АГПИ, 2006. 269с.
  104. В. А. Технология карьеры.- М.: «Дело ЛТД». 1995. — 128с.
  105. Практическая психология образования: учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / под ред. И. В. Дубровиной. 2-е издание — М.: ТЦ «Сфера», 1998. — 528 с.
  106. Проблемные классные часы 10−11 классы / Сост. Я. В. Голубева.-Волгоград:Учитель, 2006. 157с.
  107. Проблемы и технологии профилактики работы с детьми «группы риска» в учреждениях образования: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Арзамас: 2006.
  108. Л., Гилева Т. Творческая гостиная. Программа социальной адаптации подростков методом творческого самовыражения//Школьный психолог.-2006.-№ 15.- С.32−39.
  109. О. Социально-педагогическая поддержка школьника в трудной ситуации//Воспитание школьников. 2005. — № 8. — С. 30−38.
  110. Психическое развитие в подростковом и раннем юношеском возрастах// Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия/ Сост. И. В. Дубровина.-М.: 2003. 368с.
  111. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях/ ред.-сост. Л. Д. Столяренко.- Ростов н/Д.:Феникс, 2005. -416с.
  112. Психологические тесты для профессионалов/ Сост. Н. Ф. Гребень. -Минск: Совр. шк., 2007. -496с.
  113. Психологические тесты. В 2 т./под ред. А. А. Карелина.-М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2005.- Т.2. 247с.
  114. Психологический словарь/ под общей научной ред. П. С. Гуревича.-М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА Пресс образования, 2007.-700с.
  115. Психологическое обеспечение развития личности детей-сирот в учреждениях интернатского типа: По материалам реализации проекта «Детский дом добрый дом» Программы «Партнер» (IREX)/T.T. Щелина и др.- Арзамас: АГПИ, 2003.
  116. Психология развития/ под ред Т. Д. Марцинковской.- М.: 2001. -352с.
  117. Психология развития: пер. с англ./Грейс Крайг. 7-е междунар. изд. — СПб. Литер, 2002.-987с.
  118. Психолого-педагогические и социальные модели профилактики асоциального поведения несовершеннолетних/ Министерство образования и науки Нижегородской области. Н. Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2004. — 304 с.
  119. Психолого-педагогический словарь/ Сост. Рапацевич Е. С. Минск: «Совр. слово», 2006. — 928с.
  120. Работа с трудными учащимися средних профтехучилищ в условиях режима полной занятости: метод.рекомендации.- Ленинград: -1987. -26с.
  121. Н. К. Ресоциализация и адаптация выпускников детских домов и интернатов. Нижний Новгород: Издательство ННГУ, 2004. -193с.
  122. С. М. Адаптация молодого педагога / С. М. Редлих // Профессиональное образование, 2012. -№ 1. С. 19−21
  123. Е. Е. Переживание одиночества подростками с разной социальной направленностыо//Вопросы психологии.-2007.-№ 5.- С.39−46.
  124. В.А. Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе: метод. рекомендации /В.А. Родионов, М. А. Ступницкая. -Ярославль: Академия развития, 2001. 180 с.
  125. Т. Мотивация подростков к самовоспитанию// Воспитание школьников. 2007. — № 10.- С.22−24.
  126. Российская социологическая энциклопедия / под общей ред. академика РАН Г. В. Осипова. М.: Издательская гр. Норма-ИНФРА, 1998.-664с.
  127. Российский статистический ежегодник 2009.- Росстат.-2010.-795с. Электронный ресурс. www.bookarchive.ru
  128. С. Л. Проблемы общей психологии / отв. ред. и автор комментариев К. А. Абульханова-Славско и А. Б. Брулыиной.-М.:Педагогика, 1972. 205с.
  129. С. Л.Избранные философско-психологические труды: Основы онтологии, логики и психологии.- М.: Наука, 1997. 463с.
  130. М. Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам (9−11 классы): практическое руководство для классных руководителей и шк. психологов.-М.: ВАКО, 2006. 240с.
  131. Свободное время школьника.-Мн.: Изд.000 «Красико-Принт», 2005. 176с.
  132. Г. К. Социально-воспитательные технологии.- М.: НИИ школьных технологий, 2005. 176с.
  133. В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды: Опыт исследования.- М.: Педагогика, 1986. 112с.142
  134. А. Н., Хриптович В. А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака 5−11 кл., ПТУ.-М.: «ВАКО», 2004. 272с.
  135. JI.C. Трудные дети/ под ред. В. Э. Чудновского. М.: Воронеж: Институт практической психологии: НПО «МОДЭК», 1998. -448 с.
  136. Словарь по социальной педагогике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / авт. сост. J1.B. Мардахаев. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 368с.
  137. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. Минск: Харвест, 1998.- 800 с.
  138. Н. С., Холмогорова А. Б. Интерперсональные отношения подростков из социально неблагополучных семей: результаты эмпирического исследования (сообщение 2)// Дефектология.-2007.-№ 6.- С. 69−77.
  139. Смысл, адаптация и самодетерминация у подростков / Е. Р. Калитеевскаяи др. // Вопросы психологии.-2007.-№ 2.- С.68−79.
  140. Социальная адаптация: Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и преодолению трудностей социализации/ Сост. Г. Г. Иконникова.- Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1998. 63с.
  141. Социальная работа / Под общей редакцией проф. В. И. Курбатова. Серия «Ученики, учебные пособия». г. Ростов н/Д: «Феникс», 2000. -576 с.
  142. Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках / Ред.-координатор академик РАНГ. В. Осипов.-М.:Инфра-М-Норма, 1998.-481с.
  143. JI. Д. Педагогическая психология // Серия «Учебники и учебные пособия». 2-изд., перераб. и доп.-Ростов н/Д.: «Феникс», 2003.-544с.
  144. Г. О профессиональном самоопределении учащихся // Воспитание школьников.- С.37−44.
  145. В. А. Методика воспитания коллектива.-М.: Просвещение, 1981.-192с.
  146. В. А. О воспитании.-М.: Политиздат, 1973. 273с.
  147. H. М. Воспитательная деятельность мастера п/о СПТУ // Вопросы теории.-М.: Педагогика, 1987. 112с.
  148. Технологии социальной работы. М.:ИНФРА, 2002.
  149. Технология системного педагогического сопровождения социальной адаптации учащихся/Симонова Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации школьников. Электронный ресурс. www.portalus.ru
  150. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении). Утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. № 543 Электронный ресурс. www.base.garant
  151. Е. И. Социальная педагогика. Самореализация школьников в коллективе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е. И. Тихомирова. М.: Изд. центр «Академия», 2005. -144с.
  152. В. П. Организация классных часов в отраслевом ССУЗе на основе подходов фасилитации / В. П. Тремясова, Г. В. Дубовская // Среднее профессиональное образование, 2008. № 3. — С.25−30
  153. М. На распутье// Здоровье школьника.-2007.-№ 11.- С.64−68.
  154. Трус И. Школьники с девиантным поведением: особенности воспитания//Воспитание школьников. 2002.-№ 7.-С.44−45.
  155. М. А. Все лучшее-впереди: социально ориентированные формы работы со школьниками/ М. А. Тыртышная.-Ростов н/Д.: Феникс, 2006. 285с.
  156. Философский энциклопедический словарь. 2-е издание.-М.: Советская энциклопедия, 1989. — 673с.
  157. Н. Н. Повышение эффективности мотивации и адаптации учащихся к профессии начального профессионального образования как педагогическая наука: Дис. .канд.пед.наук: 13.00.08: Москва, 2004, 175с.
  158. В. И., Зубок Ю. А. Молодежь в общественном воспроизводстве: проблемы и перспективы. М.: 2000. — 187 с.
  159. В.И., Зубок Ю. А. Методология целостного подхода в социологии молодежи // Россия: новые цели и приоритеты / Под ред. Г. В. Осипова, В. Н. Кузнецова, В. В. Локосова. М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2006.-С. 84−107.
  160. М.В. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2002. — 272 с.
  161. С. Т. Избранные педагогические сочинения: / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой.-М.: Педагогика, 1980. Т. 1. -304с.
  162. С. Т. Избранные педагогические сочинения: / под ред. Н. П. Кузина, М. Н. Скаткина, В. Н. Шацкой.-М.: Педагогика, 1980. Т. 2. -403с.
  163. В. В. Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления//Классный руководитель.-2008.-№ 3.- С.43−50.
  164. П.А., Воронина Г. А. Методика и технология работы социального педагога: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/ под ред. В. А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2001.-208 с.
  165. Т.А. Справочник социального педагога. М.: ВАКО, 2005.-298 с.
  166. Д. Б. Избранные психологические труды. Проблемы возрастной и педагогической психологии / Д. Б. Эльконин.-М.: Междунар. пед. акад., 1995. 221с.
  167. Эффективные модели социального воспитания проблемы, поиски, перспективы Материалы Всероссийской научно-практической конференции 20−30 нояб.2006г.-Арзамас: АГПИ, 2007. 497с.
  168. Эффективные технологии социальной адаптации детей-сирот: Материалы Всероссийской научно-практической конференции 18−19 дек. 2003 г. Арзамас: АГПИ, 2004. — 187 с.
  169. С. К. Системный подход к социализации студентов / С. К. Ягуфарова // Среднее профессиональное образование, 2009. № 6. — С. 59−61
  170. Д.В. Особенности социализации современных подростков// Вопросы психологии.-1999.-№ 6.-С.54−58.
  171. А. В. Педагогические условия социальной адаптации безпризорных детей в приюте. Автореферат диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук. Томск, 2006. Электронный ресурс. ууул5ри. edu.ru
  172. Cherry К. Client-Centered Therapy Электронный ресурс. http://psychology.about.coni
  173. Rogers N. Carl Rogers. Электронный ресурс. http://wYv.nrogers.com
Заполнить форму текущей работой