Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Компьютерная графика как особый вид современного искусства

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В процессе изучения истории становления компьютерной графики как современного вида визуального искусства мы определили основные этапы развития компьютерной графики. Компьютерная графика с сороковых годов XX века прошла сложный путь в своем развитии: от электронных абстракций до сложных композиций, созданных при помощи трехмерной графики. Развитие компьютерной графики на начальных этапах было… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Компьютерная графика в изобразительном и виртуальном искусстве: краткий исторический очерк
    • 1. 1. Понятие компьютерной графики
    • 1. 2. Место компьютерной графики в виртуальном искусстве
    • 1. 3. Зарождение компьютерной графики в 50−60 годах XX века
    • 1. 4. Эксперименты в области художественной компьютерной графики в период 70−90 е годы XX века
    • 1. 5. Развитие компьютерной графики 80−90 годы в России
  • Глава 2. Воссоздание классических и модернистских направлений в изобразительном искусстве средствами компьютерной графики
    • 2. 1. Имитация традиционной живописи и графики средствами компьютерной графики
    • 2. 2. Анализ творчества некоторых зарубежных и отечественных художников — компьютерщиков
    • 2. 3. Применение компьютерных технологий в реставрации произведений искусства
    • 2. 4. Место компьютерной графики в современной художественной жизни

Компьютерная графика как особый вид современного искусства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

Обновление искусства всегда начиналось с обновления содержания. В век информационной культуры, когда во все виды человеческой деятельности внедрены компьютерные технологии, язык искусства расширяет свои возможности средствами компьютерной графикиклассическая эстетика, четкие критерии художественности, сформулированные философами и мыслителями Х1Х-ХХ столетий уступили свои позиции эстетике постмодернизма. Новаторство определяется в единстве содержания и формы, более того, новаторство содержания не может быть без обновления формы, а обновление формы связано с новыми технологиями. Активное внедрение новых технологий в искусство подтверждает актуальность данной работы. В художественной практике на сибирских выставках все чаще выставляются произведения, выполненные средствами компьютерной графики. Эти произведения нуждаются в искусствоведческом анализе, что также подчеркивает актуальность темы.

Методология и методы исследования. Многоплановость и многоаспектность объекта исследования, а также разнообразие задач определили общую междисциплинарную направленность работы. Методология исследования базируется на единстве теоретико-аналитического и культурно-исторического подходов. Для анализа произведений компьютерной графики были использованы подходы и положения, разработанные в культурологии, онтологии, философии, техники, искусствоведении, компьютерных науках (Н.Петрова, В. Вязьмина, Л. Клаус, Френка Поппера, М. Бурлакова, Н. Я. Малахова, В. В. Гулыги и др.). Основными методами исследования являются исторический, системный, а также стилистический анализ произведений художников.

Степень изученности проблемы.

В отечественной научной литературе монографии по заявленной теме отсутствуют, можно лишь отметить статьи и тезисы отдельных авторов: Н. Петровой, В Вязьмина, Л. Клаус. Переводов на русский язык трудов зарубежных авторов по теме исследования не удалось выявить, поэтому автору диссертации пришлось работать с литературой на английском языке, самостоятельно осуществлять переводы текстов. Очень полезной для исследования оказалась книга Френка Поппера «Искусство электронной эры». (Лондон, 1993 г.). Особенно большую помощь в составлении исторического очерка оказала глава этой книги «Компьютерное искусство». Компьютерная графика развивается в эпоху постмодернизма, поэтому автор опирался на труды, посвященные философии постмодернизма: Н. Я. Малахова, В. В. Гулыги, В. Маньковской. В рассмотрении проблемы динамики развития понятия «художественность» полезными были труды Е. В. Рубцовой. Другая часть литературы связана с технологией компьютерной графики: Е. Федер, Визе Мане, Клаус и др. Также в процессе исследования привлекались материалы периодических изданий: «Вопросы литературы», «Автоматика и технология», «Русский глобус», «Компьютер Арт.», «Культура и современность». Таким образом, обзор литературы показал слабую изученность компьютерной графики как вида особого искусства, рожденного новыми современными технологиями. Это актуализирует тему исследования. Автор обращался также к трудам, носящим учебно-методический характер: «Самоучитель по компьютерной графике» М. Бурлакова (2000г.) — «Рисунок и чертеж картины на ЭВМ» В. В. Александрова и B.C. Шнейдерова (1997г.) — «Графика в байтах» Б. Н. Васильева (1991г.).

Цель исследования: выявить особенности средств художественной выразительности в произведениях компьютерной графики и определить степень влияния информационных технологий на проявление в них художественности как универсального свойства произведения искусства.

Задачи исследования:

• изучить историю становления и определить основные этапы развития компьютерной графики;

• рассмотреть основные понятия и термины, определить типологию компьютерной графики;

• выделить стили и направления компьютерной графики как нового вида современного искусства;

• показать специфику средств художественной выразительности произведений, выполненных средствами компьютерной графики;

• показать трансформацию и специфику художественности произведений, выполненных в компьютерных технологиях.

Объект исследования: современные компьютерные технологии в изобразительном искусстве.

Предмет исследования: особенности средств художественной выразительности, используемых в реалистических и модернистских направлениях при создании произведений на основе технологий компьютерной графики.

Научная новизна заключается в следующем:

• изложена история становления и развития компьютерной графики как вида особого искусства, реализуемого на основе компьютерных технологий;

• определена типология компьютерной графики;

• рассмотрены стили и направления компьютерной графики как особого вида современного искусства;

• показана специфика средств художественной выразительности произведений, выполненных на основе компьютерных технологий;

• показана трансформация и специфика художественности произведений, выполненных в компьютерных технологиях.

Теоретическая значимость работы состоит в постановке и рассмотрении автора проблемы, которая до сих пор не стала предметом широкого научного исследовании. Практическая значимость работы состоит в возможности использования ее результатов в художественной практике. Работа содержит материалы, которые могут быть использованы при чтении учебных курсов по специальностям: «Искусствоведение», «Теория и история искусства», а также может стать основой специализированного курса, посвященного компьютерным технологиям в изобразительном искусстве.

Положения, выносимые на защиту:

1. История становления и развития компьютерной графики, начавшаяся с середины XX века, прошла путь от двухмерной к трехмерной графике.

2. Трехмерная графика определила появление нового современного виртуального искусства.

3. Типология компьютерной графики предполагает имитацию, реставрацию художественных произведений, выполненных в формах классической эстетики.

4. Компьютерная графика характеризуется стилистическим плюрализмом, поливариантностьюхудожник — компьютерщик главной целью творчества полагает самовыражение.

5. Выразительные цифровые инструментальные средства позволяют имитировать традиционную живопись и графику. Коллаж, созданный средствами компьютерной графики, — это движение художественного замысла от четкой предметности натюрморта, от реального мотива пейзажа к свободной композиции, к абстрактной форме.

6. Художественную выразительность можно запрограммировать и реализовать набором цифровых инструментальных средств.

7. Не являясь материальной средой, компьютерные технологии предоставляют художнику широкий спектр возможностей работать в традиционных или в авангардных направлениях, иметь индивидуальный творческий почерк, основанный на выборе используемых эффектов.

8. Информационные технологии формируют новый тип эстетического сознания и создают новую виртуальную культуру.

9. Постмодернистская художественная креативность не сводится к подражательным приемам, но представляет собой процесс получения квинтэссенции нового культурного опыта.

Апробация работы. Основные результаты и положения работы обсуждались на следующих конференциях: на Всероссийском научно-методологическом симпозиуме «Перспективы развития межрегионального пространства на базе гуманитарных кафедр российских университетов» (г.Барнаул, 2003), Международном научном семинаре «XX век. Художник. Творчество. Эпоха. Диалог культур», V Всероссийской научной конференции, посвященной 10-летию Сибирского филиала института культурологии (Омск, 2003), В.И. Эдокова" (Горно-Алтайск, 2006), региональной научной конференции «Проблемы отечественного искусствоведения на рубеже ХХ-ХХ1 вв.» (Барнаул, 2004), региональной конференции «Сохранение и изучение культурного наследия Алтая» (Барнаул, 2006), межрегиональной научной конференции «Вторые научные чтения памяти В.И. Эдокова» (Горно-Алтайск, 2006). Основные положения диссертационного исследования были обсуждены на заседании кафедры философии Бийского педагогического государственного университета им. В. М. Шукшина, а также апробированы в лекционном курсе «Инновационные технологии в изобразительном искусстве» Структура и объем.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и источников, приложений, иллюстраций. Общий объем.

Заключение

.

На основании анализа изученных источников и литературы можно сделать некоторые обобщающие выводы в соответствии с поставленными целью и задачами. В результате исследования мы выявили, что компьютерная графика — одно из направлений искусства постмодернизма. Спецификой постмодернистского искусства является связь с неклассической трактовкой классической традиции, а именно: формой, методами рисования, инструментами, каким и является компьютер. Компьютер — то средство моделирования и демонстрации законов, лежащих в основе художественного, научного и технического творчества как средство создания новых произведений искусства. Постмодернистская художественная креативность не сводится к подражательным приемам, но представляет собой процесс получения квинтэссенции нового культурного опыта.

В процессе изучения истории становления компьютерной графики как современного вида визуального искусства мы определили основные этапы развития компьютерной графики. Компьютерная графика с сороковых годов XX века прошла сложный путь в своем развитии: от электронных абстракций до сложных композиций, созданных при помощи трехмерной графики. Развитие компьютерной графики на начальных этапах было связано с развитием технических средств и особенно дисплеев. Основоположником компьютерной графики принято считать американского математика и художника Бена Лапоски, он был первый, кому удалось получить графическое изображение, применив для этого аналоговый компьютер. 1952 году Бен Лопоски создал при помощи котодовой трубки осциллографа первые композиции «Электронные абстракции». Началом признания компьютерной графики как искусства традиционно принято считать конкурс, проведенный журналом «Computer and Automation» в 1963 году. 50−60 годы XX века стали периодом становления компьютерной графики. В данный период в результате экспериментов таких художников, как Герберт Франк, Чарз Зури, Фридрих Наке, Майкл Нола, были заложены основы векторной и трехмерной графики, а также методы преобразования изображений. Компьютерная графика в период с 70 по 90 годы прогрессивно развивалась как технически, так и художественно, художниками мира создавались более сложные произведения при помощи компьютерных технологий. 80−90 годы XX века период развитие компьютерной графики в России, что повлияло на формирование нового художественного направления в русском искусстве «Неоакадемизма». Трехмерная графика определила появление нового современного виртуального искусства. Специфика современной виртуальности заключается в интерактивности, позволяющей заменить мысленную интерпретацию реальности воздействиями материальными трансформирующими, художественными объектами. Превращение зрителя, читателя, художника, наблюдателя в «сотворца», влияющего на становление произведения и испытывающего при этом эффект обратной связи, формирует новый тип эстетического сознания. В виртуальном искусстве изменяется форма, лишаясь своей классической определенности, использование приема морфинга, как способ превращения одного объекта в другой путем ее постепенной непрерывной деформации, становясь текучей оплазмированной в результате плавных трансформаций, неструктурированная форма снимает с себя такие категории как прекрасное и безобразное. Бесформенность виртуального артефакта выявляет также существенные трансформации эстетического восприятия. В центре внимания художников и теоретиков не случайно оказывается именно восприятие, а не артефакт, процесс, а не результат сотворчества.

Типология компьютерной графики предполагает имитацию, реставрацию художественных произведений, выполненных в формах классической эстетики. Компьютерная реконструкция предоставляет.

Ill возможность посмотреть не только на сам памятник, но позволяет получить практически любые сведения, связанные с этим памятником, оставленные людьми на протяжении всего времени. Компьютерная реконструкция позволяет достичь нужной насыщенности цвета. Практическая значимость компьютерного исследования состоит в том, что результаты работы позволят использовать алгоритм реконструкции и моделирования монументальной древнерусской живописи, а также расширяет арсенал традиционных приемов и средств реставрации. Рассматривая проблему реставрации при помощи компьютерных технологий, автор приходит к выводу, что компьютерное технология позволяет сохранить то, что осталось и одновременно можно реконструировать утерянное. Полученные результаты подтверждают пользу и несомненную перспективность применения компьютерных технологий на всем пространстве музейной деятельности. Виртуальная реставрация и реконструкция может быть успешно реализована при разумном сочетании интуитивно-художественного мышления и научных технологий.

Автор приходит к выводу, что компьютерная графика характеризуется стилистическим плюрализмом, поливариантностьюхудожник — компьютерщик главной целью творчества полагает самовыражение. Многие художники используют такое свойство компьютерной техники, как мгновенная фиксация потока меняющихся мыслей и образов, мимолетных ассоциаций, получая, своего рода, слепок состояния души, запечатленный языком абстракции, знаков, символов. Выразительные цифровые инструментальные средства позволяют имитировать традиционную живопись и графику. Коллаж, созданный средствами компьютерной графики, — это движение художественного замысла от четкой предметности натюрморта, от реального мотива пейзажа к свободной композиции, к абстрактной форме. Не являясь материальной средой, компьютерные технологии, предоставляют художнику широкий спектр возможностей работать в традиционных или в авангардных направлениях, иметь индивидуальный творческий почерк, основанный на выборе используемых эффектов. Если представить погружение кисти в фотографию или рисование перламутровым цветом традиционными средствами — это невозможно, но компьютерные технологии предоставляют такую возможность.

Компьютерная графика является актуальным видом искусства. К компьютерной графике в данный период повышено общественное внимание, что способствует преимущественному развитию и является свидетельством возросшей потребности в ней: компьютерная графика задействована во всех видах человеческой деятельности, в том числе и в искусстве. Компьютерная графика стала массовым искусством и популярным видом визуального искусства. Компьютерные технологии используются: в книжной графике, плакате, прикладной графике, дизайне. Компьютерные технологии в современном искусстве становятся приоритетными, что доказывают выставки, фестивали, проходящие в разных городах России.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Айзек В. Керлоу Искусство 3D-анимации и спецэффектов
  2. В.В., Шнейдеров B.C. Рисунок, чертеж, картина на ЭВМ.-JL Машиностроение, 1987. С 15.
  3. М.Н. Западные концепции художественного творчества М.: «Высшая школа» с 129
  4. М. «Самоучитель по компьютерной графике» издательская группа BHV и «Ирина» 2000 год г. Москва-
  5. Визе Мане «Corel Draw для Windows-95 за 5 минут» издательство БИНОМ г. Москва, 1997 год.
  6. Графика в байтах,/Под ред. Б, М, Васильева. М.:знание, 1991.
  7. Ч. А. Язык архитектуры постмодернизма. М. 1985.
  8. В.М. Основы понимания графики М. 1963
  9. Информатика: Базовый курс/С.В. Симонович и др. СПб.: «Питер», 2001.
  10. Информатизация и управление научно-техническим прогрессом. Киев, 1988. С. 2, 22.
  11. Информатика: Базовый курс/С.В. Симонович и др. СПб.: «Питер», 2001.
  12. Кутыев Э Искусство рисовать буквами. М 1986
  13. Н.Я. «Модернизм критический очерк» М. «Изобразительное искусство» 1986
  14. Н. Эстетика постмодернизма. Спб., 2000
  15. М.Н., В.П. Молочков Компьютерная графика 736 с
  16. Постмодернизм Современная западная философия: Словарь. М., 1991.
  17. Рисунок на компьютере. Экспресс-курс. М.:Триумф, 2000.С.13−1
  18. Е. Фракталы. Пер. с англ.-М.: Мир, 1991. (Jens Feder, Plenum Press, NewYork, 1988)
  19. Рубцова E.B. Историчность парадигм искусства и проблема современной художественности
  20. Е. В, А. В. Боресков, А. А. Зайцев «Начала компьютерной графики» Москва «Диалог МИФИ» 1993
  21. Culture, Technology and Creativity in the Late 20th Century.1. Ed.P.Hayward. L., 1990-
  22. Cybernetics, Art and Ideals. Ed. J. Reichardt. L, 1971-
  23. Popper F. Art of the Electronic Age. L, 1993. Периодические издания
  24. П. Виртуальная реальность и искусство//Мультимедиа 1996 № 4 С.-21
  25. Бондаренко В. А, ДольниковВ.Л. Фрактальное сжатие изображений по Барнсли-Слоануч// Автоматика и телемеханика.-1994.-К5.-с.12−20.
  26. БычковВ. Феномен неклассического сознания // Вопросы философии 2003 № Ю- с.61−72
  27. Д. Применение фракталов в машинной графике. // Computerworld-PoccHfl.-1995.-N15.-c.l 1.
  28. А. В. Что такое постсовременность? // Вопросы философии. 1988. -№ 12.
  29. Калаус «Компьютерное искусство» // Русский глобус 2003,№ 5.СЮ.
  30. Компьютерный художник Компьютер Арт 9'200 235. КомпьюАрт 5'2003
  31. О.Попов // Компьютер арт «Компьютерная реставрация как метод исследования памятников культуры».
  32. Курьерива Что впереди? Дизайн на западе) М 1997 с 50−51
  33. . Т. Е. Культура XXI, новые мутации на рубеже тысячелетий Культура в современном мире. Выпуск 6. 2000 г. С.37−35.
  34. . Т. Е. Культура XXI, новые мутации на рубеже тысячелетий.// Культура в современном мире. Выпуск-3. М. Изд. РГБ. 1999 г. стр. 3−28.
  35. Системы и средства информатики: Выпуск 4. М.: «Наука», 19
  36. Application of fractals and chaos. 1993, Springer-Verlag, Berlin.
  37. Lavel. Graphics. Растровая и векторная графика: http://win-www.klax.tula.ru/~level/graphics/predgrph.html45. http://www.awn.eom/mag/issue2.5/2.5pages/2.5collinssiggraph.html (Joan Collins article from 8/97
  38. AWN)http://tqd.advanced.org/3496/nfwelcome.html (ThinkQuest
  39. Animation software company history
  40. Lavel. Graphics. Растровая и векторная графика: http://win-www.klax.tula.ru/~level/graphics/predgrph.html
  41. PC Magazine (Russian Edition) от 22.04.97, p. 185. «Пакеты иллюстративной графики»
  42. Андрей КОНОНОВИЧ, e-photo 19октябрь 2002 г 44−47
  43. Векторная графика: http://imped.vgts.ru/polygraph/vektor.html81. http://kamcity.iks.ru/pcint/software/stat/webgrafic.htm
  44. Информатика: Базовый курс/С.В. Симонович и др. СПб.: «Питер», 2001.
  45. О векторной и растровой графике: http://flashmaker.8m.com/help/html/02basics2.html
  46. Системы для векторизации и обработки изображений: http://www.ascon.ru/kompas/vect.html
  47. Http://Ru.Wikipedia.Org/Wik Цифровая Живопись
  48. Краткая история Неоакадемизма htt// wwsolart .ru content texts
  49. Н. Компьютерный академизм. ОльгаТобрелутс114. http://www.museum.ru/museum/cga/art/cgart/Chapterl .html
  50. Ю.Н Бушко. «Трехмерное пространство"5. Ю. Н. Бушко «Иний"6. Ю. Н. Бушко «Контакт"7. Ю. Н. Бушко «Осень"8. Ю. Н. Бушко «Алтай»
  51. Ю.Н Бушко «Ночная прогулка в горах»
  52. Ю.Н. Юушко «Ночной полет одинокого Байкера»
  53. Ю.Н. Бушко «Кентавр-поэт"12. Ю. Н Бушко «Старый робот»
  54. Ибрагимов «Серия духи горного Алтая» Н. А. Прохоров «Зима"15. А. Прохоров «Женщина"16. А. Прохоров «Закат»
  55. В. Беседин серия С-Петербург
Заполнить форму текущей работой