Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании». Федеральный Закон (в дальнейшем — ФЗ) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» существенно расширили круг субъектов, изменили правовой статус гражданина как субъекта сферы образования. Между тем, в научной литературе в настоящий момент недостаточно внимания уделено системному анализу субъектов сферы российского образования, их типологии… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Образование — важная сфера проявления социального и правового положения личности
    • 1. 1. Понятие и особенности системы образования как сферы проявления правового статуса личности
    • 1. 2. Конституционное право на образование — основа правового статуса человека и гражданина в сфере образования
    • 1. 3. Комплексный характер правового регулирования положения граждан в сфере образования- образовательно ~ правовой статус гражданина РФ
    • 1. 4. Классификация прав и обязанностей человека и гражданина в сфере образования
  • Глава 2. Гражданин в системе субъектов образовательного процесса
    • 2. 1. Понятие и классификация субъектов сферы образования
    • 2. 2. Индивидуальные субъекты сферы образования и их основные характеристики
    • 2. 3. Образовательные учреждения как субъекты сферы образования, их типы и виды
  • Глава 3. Организационно-правовой механизм обеспечения образовательно — правового статуса
    • 3. 1. Понятие и общая характеристика организационно — правового механизма обеспечения образовательно — правового статуса гражданина РФ
    • 3. 2. Законодательство в области образования и проблемы его совершенствования
    • 3. 3. Совершенствование управления образованием как условие обеспечения образовательно ~ правового статуса гражданина РФ

Правовой статус гражданина Российской Федерации в сфере образования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Реальная демократия должна провозглашать и надежно гарантировать не только политические и личные, но и социально-экономические права. В условиях единства экономических и социально-политических реформ данное положение проявляется особенно рельефно. Раскрытие творческих сил личности, всемерное рвашхие инициативы каждого человека в реализации социальных задач — закономерная тенденция формирования гражданского общества и правовою государства.

В ст. 2 Конституции РФ права и свободы провозглашаются высшей ценностью и в этом качестве являются важнейшей основой конституционного строя новой российской государственности. Они определяют содержание, смысл, применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления. Во всем комплексе соответствующих вопросов важное место принадлежит изучению социально-экономических прав и свобод, которые определяют положение личности в наиболее значимой сфере ее бытия.

Особое место не только в ряду социально-экономических прав, но и всей системы прав и свобод человека и гражданина занимает право на образование. Российская Конституция закрепляет право на образование как одно из важнейших социально-культурных прав, способствующих удовлетворению духовных потребностей граждан. В РФ гарантируется общедоступность и бесплатность получения дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждений (далее — ОУ) и на предприятиях (п. 2 ст.43 Конституции).

Однако современный этап общественной жизни России характеризуется противоречивым состоянием демократических преобразований. Сохраняющаяся социальная напряженность, сопровождающаяся потерей многих традиций образования, национальной культуры, духовности, усиливает правовую и социальную незащищенность граждан.

Особенно рельефно негативные тенденции проявились в процессе реформирования системы образования в условиях перехода к рыночной экономике. В этом плане сфера образования в концентрированном виде отражает сложные процессы обновления самих основ взаимоотношений личйости с обществом и государством. Здесь накопилась «критическая масса нерешеннйх проблем"1, которые можно решить только посредством совместных усилий гражданского общества и государства.

Все это предопределило необходимость активизации научных исследований новых проблем организационно-правового обеспечения и механизма реализации конституционного права на образование.

При этом речь идет не просто об углублении исследований самого по себе конституционного права на образование (при всеЩ верности такого подхода его следует признать традиционным), а о более широком, комплексном анализе правового положения гражданина в сфере образования в новых условиях ее развития.

Актуальность такого аспекта проблем очевидна: во — первых, особенности обучающихся как наиболее массового субъекта права на образование вызвали необходимость разработки специальных норм, стоящих на страже их интересов при реализации права на образование, во — вторых, правовой статус гражданина в сфере образования включает в себя широкий комплекс всей системы прав и свобод человека и гражданина, что предполагает необходимость широкого, комплексного подхода к исследованию сложных внутрисистемных связей права на образование с другими элементами правового статуса гражданина РФ.

Решение практических проблем правового статуса гражданина Российской Федерации в сфере образования должно осуществляться на путях реализации общегуманистических ценностей, с одной стороны, и возрождения утраченных национальных традиций в системе образования, с другой. Изучение этой проблемы имеет практическую значимость как в плане реформирования системы образования, так и с точки зрения развития законодательства об образовании, а также для решения более конкретных вопросов совершенствования организационно — правового механизма обеспечения права на образование гражданина РФ.

1.Общими силами — к подъему России. Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации //Российская газета. — 1998.-24 февраля.

Глубокое теоретическое обоснование изменений в системе образования, произошедших после принятия на основе Конституции 1993 г. нового образовательного законодательства, активное содействие претворению в жизнь соответствующих его положений сегодня является одной из важнейших задач правовой науки.

При этом комплексный характер исследуемой проблемы предполагает необходимость обращения к различным отраслям юридических знаний, равно как и к научным трудам в области философии, педагогики, социологии, психологии, экономики.

Вопросы, поставленные в диссертации, не могут быть рассмотрены без учета общетеоретических аспектов правового положения личности, которые раскрываются в русле общих проблем теории государства и права, российского конституционализма в трудах С. А. Авакьяна, С.С. Аледцц&а, A.A. Белкина, Н. С. Бондаря, Н. В. Витрука, Г. А. Гаджиева, Ю. И. Гревцова, Ю. П. Еременко, В. Т. Кабышева, А. Е. Козлова, Е. И. Козловой, Е.А. Лукаше-вой, Н. С. Малеина, Н. И. Матузова, A.B. Мицкевича, В. И. Новоселова, В. А. Ржевского, Ф. М. Рудинского, И. Н. Сенякина, Ю. А. Тихомирова, Б.Н. Топор-нина, И. Е. Фарбера, Б. С. Эбзеева, В. А. Юсупова и др.

Конкретно-отраслевые проблемы правового статуса личности в сфере образования исследовались Г. А. Дороховой, Г. С. Сапаргаяиевым, Е. Б. Баяновым, Л, А. Дольниковой, Н. Г. Салищевой, Е. М. Ковешниковым, Л. А. Стешенко, А. Г. Каспржаком, Н. В. Левиным, С. М. Немцовым, В. И. Шкатуллой. Их выводы и рекомендации оказали положительное влияние на совершенствование законодательства об образовании и практики его реализацииони также послужили базой для дальнейших теоретических исследований, в т. ч. некоторых заключений и предложений данной работы. Вместе с тем, для решения теоретических и практических задач, связанных с реализацией конституционного права на образование и развитием системы образования в целом в процессе формирования многоукладной российской экономики, необходимы дальнейшие исследования. Это связано с тем, что большинство работ, посвященных интересующей нас проблеме, были написаны и изданы в других политических и экономических условиях. Вследствие этого в них не нашли отражения многие новые аспекты правового регулирования положения личности в сфере образования.

Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании». Федеральный Закон (в дальнейшем — ФЗ) «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» существенно расширили круг субъектов, изменили правовой статус гражданина как субъекта сферы образования. Между тем, в научной литературе в настоящий момент недостаточно внимания уделено системному анализу субъектов сферы российского образования, их типологии, а также определению правового статуса обучающегося как главного субъекта образования, не уточнена специфика самих отношений по образованию и динамика отраслевых правоотношений в связи с изменениями конституционного статуса субъектов сферы образования, недостаточно разработаны вопросы развития законодательства об образовании РФ, его систематизации. Требует также внимания (в связи с вопросом усиления гарантий конституционного права на образование) и проблема совершенствования системы управления сферой образования, в том числе такой важный и новый аспект данной проблемы, как соотношение государственных, муниципальных и общественных начал в управлении образованием.

Актуальность теоретических исследований образовательно — правового статуса гражданина РФ обусловлена также необходимостью совершенствования законодательства об образовании, уточнения объема прав и свобод субъектов и приведения нормативных актов в соответствие с современными требованиями. Поставленный вопрос о выделении законодательства об образовании в отдельную отрасль законодательства пока еще не нашел достаточного обоснования, хотя сама практика развития законодательства об образовании и реализации конституционного права на образование вызывают потребность в дальнейшем исследовании данной проблемы. С этим связана и необходимость разработки концепций, обосновывающих направления и способы совершенствования образовательно — правового статуса гражданина РФ.

Отсутствие специальных исследований соответствующих проблем регулирования и реализации права на образование на новом этапе развития нашего общества, а также несомненная важность таких исследований для теории и практики определили выбор темы диссертации.

Предметом исследования является законодательная база правового статуса гражданина РФ как субъекта права на образование, перспективы совершенствования нормативного регулирования данной сферы общественных отношений и практика реализации соответствующих правовых институтов.

Объектом исследования являются общественные отношения в области образования, институты и нормы права, регулирующие данную сферу общественных отношений, изучение которых проводится в динамике, в процессе их развития и совершенствования. Важно также исследование нормотворче-ской практики, опыта работы органов управления образованием и отдельных ОУ, в частности, на примере ОУ г. Волгодонска и Ростовской области.

Целью работы является комплексный анализ правового положения субъектов сферы образования в процессе осуществления гражданином РФ конституционного права на образование как на уровне характеристики их конституционной природы, так и в процессе их отраслевой регламентации, а также выработка предложений и рекомендаций, направленных на совершенствование механизма реализации права на образование и определение основных направлений совершенствования законодательства об образовании.

На основе общей цели определены следующие задачи диссертационного исследования, которые в своей основе очерчены рамками предложенного плана диссертации:

1.Исследование правового статуса гражданина РФ в сфере образования, обоснование необходимости использования для этого новых подходов, раскрывающих механизм реализации соответствующих правовых институтов положения личности в сфере образования, что охватывается, по мнению автора, категорией образовательно — правового статуса гражданина РФ. Выяснение особенностей правового положения отдельных субъектов права на образование и их классификация.

2. Изучение конституционной природы права на образование, особенностей нормативного содержания отраслевых прав и обязанностей, развивающих и дополняющих конституционное право на образование.

3. Выявление места права на образование в системе других прав и свобод человека и гражданина, его роли в механизме регулирования образовательных отношенийопределение системных связей норм законодательства об образовании.

4. Выработка авторской позиции к категориальному ряду понятий, отражающих положение человека в сфере образования, как на основе использования традиционных понятий — <#раво на образование", «правовое положение субъекта сферы образования», «правоотношения по образованию», «особая охрана прав субъекта сферы образования», «гарантии права на образование», «механизм реализации права на образование», так и путем обоснования необходимости использования нового понятия — «образовательно — правовой статус гражданина».

5. Исследование вопроса о повышении эффективности юридических гарантий осуществления права на образование.

6. Обобщение и сравнительный анализ отечественного и зарубежного опыта развития института образовательно — правового статуса гражданина, исследование путей его совершенствования в РФ.

Анализ соответствующих проблем проводится на основе единства научно-теоретического и практически-прикладного подходов.

Методологическую основу работы определили общенаучные (исторический, системный, социологический) и специальные (нормативнологический, сравнительного правоведения, структурно-функциональный) современные методы познания. Использование указанных методов позволило провести обобщение различных сторон сложного и противоречивого процесса правовой действительности современной российской системы образования, выработать некоторые предложения и рекомендации по решению проблем реализации гражданином РФ образовательно-правового статуса гражданина РФ.

Источниковедческая основа исследования состоит из научных трудов отечественных и зарубежных авторов. Для решения поставленных в диссертации задач также используется нормативно-правовая база: соответствующие положения Конституции РФ, Закона РФ «Об образовании», ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Тииовые положения об ОУ различных типов, другие нормативные акты, международно-правовые документы о праве на образование. Проанализировано законодательство субъектов РФ об образовании, проведен сравнительный анализ нормативного содержания права на образование в соответствии с Основами законодательства Союза ССР и союзных республик об образовании (1973г.) и Законом РФ «Об образовании».

Научную новизну диссертации автор видит в том, что в ней впервые проведено комплексное теоретическое исследование социально важной проблемы правового статуса гражданина РФ в сфере образования после принятия Конституции РФ и обновления законодательства об образовании. На основе определения круга субъектов сферы образования, их типовых и видовых характеристик, вертикальных и горизонтальных связей проведена классификация индивидуальных и коллективных субъектов образования как основа дальнейшего развития самой системы. Исследована практика осуществления права на образование различными категориями субъектов.

Новизна работы проявляется в анализе нормативного содержания конституционного права на образование и образовательно — правового статуса гражданина РФ в целомопределении перспектив развития законодательства об образовании на современном этапераскрытии понятия и содержания права на образование, образовательно — правового статуса гражданина РФ. Проанализированы в соответствии с новыми политическими и экономическими условиями правовое положение гражданина в сфере образования, правоотношения по образованию, способы охраны прав субъекта сферы образования. При этом проблемы гарантий права на образование, механизма его реализации, образовательно — правового статуса гражданина РФ рассматривались в рамках общих закономерностей формирования в России гражданского общества.

Новизну исследования автор видит также в том, что на базе зарубежного опыта и с учетом опыта применения соответствующих норм, накопленного за годы после принятия Конституции РФ и Закона РФ «Об образовании» предлагаются пути дальнейшего совершенствования законодательства об образованииопределены некоторые направления повышения эффективности юридических гарантий реализации права на образование.

Практическая значимость работы определяется тем, что в диссертации дается обоснование необходимости дальнейшего совершенствования образовательного законодательства, в частности, внесения изменений в п. 1 ст. 10, п. З, п. 4 ст.12, п. 6. п. 7 ст. 19. п. 1 ст.27. п. 14 ст. ЗЗ Закона РФ «Об образовании», п. 3 ст. 4 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Выводы и положения диссертации могут быть использованы также при разработке и совершенствовании региональных и муниципальных институтов образовательно — правового статуса гражданинав научно-исследовательской работе, включая составление словарей и справочников по образованиюв преподавании курсов «Конституционное право РФ», «Муниципальное право РФ, «Административное право РФ», а также при разработке и чтении спецкурса «Законодательство об образовании РФ».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Право на образование и образовательно — правовой статус гражданина РФ в ефере (c)§ р"зо"ания характеризуются ярко выраженным конституционным содержанием. Образовательно — правовой статус гражданина в объективном смысле представляет собой многоотраслевую комплексную систему норм и институтов, определяющих положение гражданина как субъекта сферы образования в соответствии с достигнутым уровнем духовной свободы личности и социальной ролью самой сферы образования.

2. Анализ специфики отношений по образованию, их содержания и структуры, динамики развития в связи с произошедшей деидеологизацией системы образования. Обоснование классификации системы субъектов образовательных отношений, их типовых и видовых характеристик, вертикальных и горизонтальных связей между ними. Выявление особенностей реализации права на образование различными видами субъектов сферы образования. Исследование принципов обеспечения образовательно — правового статуса гражданина, что представляет особую актуальность в период экономического и социального кризиса, реформирования системы образования.

3. Исследование основных тенденций и направлений изменения образовательно — правового статуса гражданина в условиях перехода к рыночным отношениям, появления новых типов и видов ОУ. Обоснование, что на изменение образовательно — правового статуса гражданина РФ в большой степени повлияли также международные стандарты в области прав человека.

4. Гарантии права на образование имеют как обеспечительные, так и запретительные функции. В современных условиях они приобретают новые черты. Усиление гарантий во многом будет зависеть от надежности и эффективности правовых механизмов их обеспечительных и запретительных функций.

5. Право гражданина РФ на образование тесно связано с другими правами и свободами, которые, в свою очередь, играют роль гарантий реализации образовательно — правового статуса гражданина.

6. Предлагается уточнение содержания некоторых понятий, отражающих положение человека в сфере образования, как-то: «право на образование», «общественные отношения в области образования», «правоотношения по образованию», «принципы права на образование», «образовательное учреждение», «гимназия», «лицей" — обосновывается новая категория образовательно — правового статуса гражданина РФ.

7. В рамках проблемы дальнейшего развития и совершенствования законодательства об образовании обосновывается необходимость выделения образовательного права в самостоятельную отрасль, определены ее подотрасли и институты.

8. Важное значение в организационно — правовом механизме реализации образовательно — правового статуса гражданина имеет система управления образованием, в связи с чем обосновывается необходимость обеспечения в новых условиях единства государственных, муниципальных и общественных начал в управлении образованием. Система управления исследуемой сферы нуждается в децентрализации в плане перераспределения полномочий и перенесения центра тяжести сначала на региональный, потом на муниципальный уровень в сочетании с общественными институтами управления и самоуправления образовательной системы.

9. На полноту и эффективность реализации образовательно — правового статуса гражданина РФ влияют факторы как объективного, так и субъективного характера. На основе исследования этой проблемы предлагается система мер, направленная на повышение эффективности реализации образовательно — правового статуса гражданина РФ.

Личный вклад соискателя в исследовании заключается в том, что изучены и проанализированы труды ученых-юристов, педагогов, экономистов, психологов, посвященные проблемам правового статуса гражданина РФ в сфере образования, нормы законодательства об образовании РФ и СССР, международно-правовые документы, регламентирующие вопросы реализации права на образование и стоящие на защите интересов обучающихся, а также практика применения соответствующих норм права, зарубежный опыт, в результате чего сделаны самостоятельные выводы теоретического характера, внесены предложения, имеющие практическое значение.

Апробация результатов исследования была обеспечена различными формами их внедрения в деятельности Департамента образования Администрации (в настоящее время — Министерства образования) Ростовской области, ОУ г. Волгодонска Ростовской области. Так, по инициативе и при активном участии автора диссертационного исследования был создан муниципальный юридический лицей г. Волгодонска. ДепартммргРЯ* образования Администрации Ростовской области были одобрены разработанные автором программы «Этика юриста», «Делопроизводство в прокуратуре и в суде», которые востребованы при организации образовательного процесса в юридическом лицее и в других ОУ Ростовской области. Выносимые на защиту положения рассматривались на региональных и муниципальных конференциях, совещаниях по проблемам образования.

Основные теоретические выводы и положения, сформулированные в диссертации, нашли отражение в пяти опубликованных автором научных работах.

Структура диссертации состоит из введения, трех глав (десяти параграфов), заключения, библиографического списка использованной литературы и 4 приложений, иллюстрирующих содержание исследования отдельных проблем, а также подтверждающих практический вклад автора в их разрешение.

Заключение

.

Анализ действующего законодательства об образовании позволяет сделать вывод о том, что нынешнее российское законодательство об образовании в большей степени, чем прежде, ориентировано на гражданина. Конституция РФ увеличила объем прав и свобод, предоставляемых субъекту сферы образования в связи с реализацией им образовательно — правового статуса.

Своеобразие правоотношений, возникающих по поводу реализации конституционного нрава на образование, состоит в том, что они возникают на основе правовых норм, издаваемых с целью обеспечения качественного программно-методического руководства и организации образовательного процесса, регулируют непосредственно процесс образования и воспитания, имеют основными (первичными) субъектами обучающихся, возникают при волеизъявлении двух сторон по поводу реализации образовательно — правового статуса. Их самостоятельность определена в четкой ограниченности круга отношений по образованию, обозначенного в Законе РФ «Об образовании». В связи с изменениями после введения в действие Закона РФ «Об образовании» понятие полной дееспособности по образованию связывается с достижением совершеннолетия.

Глубокое теоретическое обоснование конституционных положений о праве на образование, активное содействие их практическому претворению в жизнь являются актуальными задачами российской государственно-правовой науки.

Реализация одного из основных прав гражданина, записанных в Конституции РФ — права на образование — вызывает потребность в дальнейшем совершенствовании и развитии текущего законодательства об образовании. Научное обслуживание этого процесса заключается в разработке концепций, обосновывающих направления и способы совершенствования правового положения субъектов отношений по образованию, их взаимосвязи,.

Юридическая природа права на образование рассматривается с позиций конституционного статуса, так как право на образование именно в качестве его важнейшего элемента имеет государственно-правовое значение в едином механизме правового регулирования положения личности. Несомненно, конституционный характер права на образование определяется не только исходя из факта закрепления данного права Конституцией.

Оно имеет вполне реальное значение как для обучающихся (воспитанников), студентов (слушателей), так и для родителей. Право на образование занимает одно из важнейших мест в общей системе конституционных прав и свобод. Это право — своеобразное ядро группы социально-экономических прав, важнейшее условие осуществления личностью других конституционных прав и свобод. При решении вопроса о его природе мы исходим из объективного содержания самих отношений по образованию, которые подвергаются конституционному регулированию. Особенности юридической природы конституционного права на образование объясняются именно единством объективного и субъективного в данном праве.

Юридическую природу конституционного права на образование характеризуют и форма закрепления права на образование на уровне Конституции, и специфическое содержание данного права, что является критерием отнесения его к основным (конституционным) правам. При этом основным структурным элементом являются права и обязанности участников образовательных отношений, закрепленные в Конституции и позволяющие создать условия реализации образовательно — правового статуса.

Право на образование рассматривается как конституционное право человека и гражданина пользоваться предоставленными возможностями получения определенной суммы знаний, умений и навыков на основе взаимосотрудничества субъектов сферы образования, с целью всестороннего развития личности, подготовки к жизни в обществе.

Исходя из анализа роли субъекта в системе образования, права классифицируются как:

— права обучающегося, воспитанника ОУ, студента воспользоваться возможностью получения образования;

— права педагогических работников как конкретных участников процесса передачи знаний, навыков, воспитания личности;

— родителей как равноправных участников образовательного процесса;

— права организаторов образовательного процессаправа контролирующих органов.

В свою очередь, права отдельных категорий субъектов подвергаются дополнительной классификации: права родителей по содержанию подразделяются на право попечения, право защиты, право участия в управлении ОУ, право на определенные нормами отношения с работниками ОУ.

Анализ проблем положения личности при реализации образовательноправового статуса позволяет выделить новые аспекты содержания права на образование: право на выбор ОУ по организационно-правовой форме, выбор формы получения образования, формы аттестации.

Образовательно — правовой статус характеризуют также формы получения образования: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, семейная (на первом, втором уровнях общего образования), самообразование, экстернат как форма аттестации. Развитие дополнительного образования рассматривается как одно из условий обогащения, расширения содержания права на образование, осуществления возможности выбора субъектом образовательных услуг, своеобразной апробации новых технологий, нового содержания образования. Присущая даиному виду образовательных услуг адаптивность делает его важным звеном в содержании образования.

Развитие объема права на образование рассматривается в связи с развитием принципов права на образование при сравнении их в Основах законодательства Союза ССР и союзных республик об образовании 1973 г. и в Законе РФ «Об образовании» 1992 г.- анализируется обусловленность изменений принципов права на образование требованиями приведения их в соответствие с международными правовыми актами.

Для анализа вопроса охраны права на образование как особой ценности, для развития теории и практики образования определенное значение имеет классификация принципов права на образование, обозначение их содержания и места в общей системе принципов развития образования. Принципы права на образование определяют главные черты правового статуса личности, отражают особенности развития системы образования, свидетельствуют о подлинно демократическом характере преобразований в ней. Определение степени реализации одного из важнейших принципов — бесплатности связывается с четырьмя элементами — определением объема бесплатного образования, его качества, реальной возможности выбора субъектом дополнительных образовательных услуг.

Юридическая значимость отдельных принципов права на образование связывается с реализацией их на уровне регионов. Содержательный анализ принципов права на образование позволяет рассмотреть их взаимосвязь и взаимозависимость как условие выполнения своей функции в системе реализации права на образование.

Самая главная задача, поставленная перед системой образования, не может быть решена без взаимодействия всех звеньев системы, всех субъектов образовательных отношений, что позволяет определить целостность как основу субъектности.

Целостность образовательного учреждения выражается в своеобразии целей и задач, стоящих перед ОУ определенного типа, особенностей субъекта, материальной базы, финансирования, организации образовательного процесса, учреждения, управления ОУ.

Рассмотрены вопросы определения круга субъектов сферы образования, их роли в решении поставленных перед системой задач, классификации.

Для анализа субъектного состава сферы образования определены типовые и видовые характеристики, вертикальные и горизонтальные связи субъектов, иерархически связанные ранги системы субъектов. В систематизации знаний о субъекте заключается ценность классификации, без которой дальнейшее развитие субъекта и самой системы будет затруднено.

Представлен анализ категорий коллективных субъектов сферы образования как выражающих внутриотраслевую общность и особенностей индивида в плане реализации им образовательно — правового статуса.

Дается понятие и исследована система организационно-правового механизма обеспечения образовательно — правового статуса. Гарантии права на образование рассматриваются как совокупность условий общественной жизни, специальных мер, принимаемых государством, и способов функционирования системы образования, позволяющих обучающемуся беспрепятственно реализовывать конституционное право на образование.

Условия реализации образовательно — правового статуса в вузах рассматриваются дифференцированно с учетом вида вуза: государственного, муниципального, частного — и прохождения вузом аккредитации как форйН подтверждения государством статуса вузас целью обеспечения условий реализаций образовательно — правового статуса рассматривается обязанность ОУ по предоставлению информации абитуриенту о виде выдаваемых вузом документов о полученном образовании и обязанность учредителя по организации контроля степени объективности и полноты информации, предоставляемой вузом.

Для становления российского законодательства об образовании огромное значение имеют конституционные нормы.

Российское законодательство об образовании сегодня достаточно массивно. В работе определены уровни его горизонтального среза и вертикальной структуры, обособленность его в системе российского законодательства, роль как основы реформирования образования.

Выделены подотрасли законодательства об образовании по соотнесенности с видами педагогического процесса, определены особенности новых, появившихся в законодательстве об образовании институтов в процессе реформы — институт лицензирования, аттестации и аккредитации, оказания дополнительных платных образовательных услуг, институт негосударственных ОУ. При рассмотрении динамики института аттестации и аккредитации выявлены причины несовершенства нормативной базы. Отмечается, что недостаточно внимания уделено образовательным стандартам.

Новым содержанием наполняется управление образованием.

Единство государственных, муниципальных и общественных начал в управлении образованием рассматриваются нами как условие реализации образовательно — правового статуса. Развиваются формы воздействия на объект управления, осуществляемого Министерством образования Российской Федерации. Само влияние субъектов Федерации на образование, выполнение субъектами функций управления усиливается обеспечением этих функций Федеральным Министерством образования. На каждом уровне появились в образовании управляющие подсистемы, этому способствовало перераспределение полномочий.

С повышением уровня выполнения увеличивается доля косвенных воздействий. усиливается влияние общественных органов управления образованием. Центр тяжести в управлении образованием последовательно перемещу ется сначала на региональный уровень, потом — на муниципальный.

Объединения общественности функционируют в управлении системой образования на всех уровнях, и чем ниже уровень управления, тем значимее для управления включение деятельности общественных организаций. Управление образованием представляется объединением воль всех участников образовательного процесса для достижения единых целей — реализации гражданином Российской Федерации образовательно — правового статуса.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М.- 1993.
  2. Всеобщая Декларация прав человека. Утверждена и провозглашена Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.//Права человека: основные международные документы. М.: 1989. — С. 134−142.
  3. Международный пакт о гражданских и политических правах // Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. — № 17. — Ст.291.
  4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. // Права человека. Сборник международных документов. М.: 1986.
  5. Декларация прав и свобод человека и гражданинаУ/Ведомости СНД и ВС РФ.-1991.-М 52.-Ст. 1865.
  6. Декларация прав ребенка 1959 г.//Права человека: основные международные документы. М.: 1989.
  7. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 1990.// Положение детей в мире. М.: 1991.
  8. Декларация прав человека и гражданина 1789 г.// Права человека: основные международные документы. М.: 1989.
  9. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод. // Права человека. Сборник международных документов. М.: Международные отношения, 1989.
  10. Европейская социальная хартия. // Права человека. Сборник междуна -родных документов. М.: Международные отношения, 1989.
  11. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 14 декабря 1960 г. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. — М.: 1993.
  12. Конвенция о правах ребенка II Советский журнал международного права.-1991.-№ 2.-С.151−171.
  13. Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах региона Европы от 21 дек. 1979 г. М.:1993.
  14. Конвенция о техническом и профессиональном образовании. Международные нормативные акты ЮНЕСКО. — М.: 1993.
  15. Федеральный закон «О ветеранах». СЗ РФ. — 1995. — № 3. — Ст. 168.
  16. Федеральный закон от 16 мая 1995 г. «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию».- СЗ РФ. -1995. -№ 21. Ст. 1922.
  17. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».- СЗ РФ.-1995.-№ 35.-Ст.3506.
  18. Федеральный закон от 13 января 1996 г. О внесении изменений и дополне -ний в Закон Российской Федерации «Об образовании» с изм. и доп. от 16 ноября 1997 г. СЗ РФ. 1996. № 3. Ст.150- 1997. № 47. Ст. 5431.
  19. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».- СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4135.
  20. Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительныхгарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».- СЗ РФ.-1995.- № 52.- Ст. 5880.
  21. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Вестник образования. -1998. -№ 12.
  22. Закон РСФСР от 21 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР». ВВС РСФСР. 1991. № 50. Ст. 1740.
  23. Закон РФ от 25 февраля 1993 г. № 4547−1 «О реорганизации федеральных органов управления высшим образованием». Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. № 10. Ст. 369.
  24. Указ Президента РФ от 11.06.91 № 1 «О первоочередных мерах по развитию образования в России» // Образование в доку ментах.-1997.-№ 17.
  25. Указ Президента РФ от 12.04.93 № «О неотложных мерах государственной поддержки студентов и аспирантов образовательных учреждений высшего профессионального образования» (с изм. и доп. от24.12.96).- РГ. -1996. -29дек.
  26. Указ Президента РФ от 08.07.94 № 1487 «О гарантиях прав граждан Росси -йской Федерации на получение образования».- СЗ РФ. 1994. № 11. Ст. 1199.
  27. Указ Президента РФ от 29.11.94 № 2131 «Об изучении Конституции Российской Федерации в образовательных учреждениях». -С 3 РФ.1994.№ 32. Ст. 3342.
  28. Указ Президента РФ от 07.06.96 № 833 «О мерах по повышению социального статуса работников образования и здравоохранения». СЗ РФ. 1996. № 24. Ст. 2882.
  29. Постановление Правительства РФ от 18.01.92 «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи» (с изм. и доп. от 01,09.92. 05.06 94). СП РФ. 1992. № 6. Ст. 30.
  30. Постановление Правительства РФ от20.06.92. «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 09.07.92, 17.07.96). РГ. -1996. — 23июля.
  31. Постановление Совета министров Правительства РФ от 10.08.93 № 773 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «. — САПП РФ. 1993. № 33. Ст. 3097.
  32. Постановление Правительства РФ от 28.04.94 № 407 «О первоочередных мерах по поддержке системы образования в России». СЗ РФ. 1994. № 2. Ст. 104.
  33. Постановление Правительства РФ от 05.06.94 № 650. «Об утверждении
  34. Типового положения об учреждении начального профессионального образования». СЗ РФ. 1994. № 8. Ст. 864.
  35. Постановление Правительства РФ от 12.08.94 № 940 «Об утверждении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования «. СЗ РФ. 1994. № 18. Ст. 2085.
  36. Постановление Правительства РФ от 14. 10.94 № 1168 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профес -сионального образования (среднем специальном учебном заведении). СЗ РФ.1994. № 27. Ст. 2893.
  37. Постановление Правительства РФ от 03.11.94 № 1237 «Об утверждении Типового положения о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении». СЗ РФ. 1994. № 29. Ст.3050- 1996. № 38.Ст.4430.
  38. Постановление Правительства РФ от 07. 03. 95 № 233 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей», — СЗ РФ. 1995. № 12 .Ст. 1053- СЗ РФ. 1997.№ 10. Ст. 1169.
  39. Постановление Правительства РФ от20.04.95 «Об утверждении порядка разработки, утверждения и введения в действие государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования». СЗ РФ. 1995. № 18. Ст. 1666.
  40. Постановление Правительства РФ от 25.04.95 № 420. (ред. от 08.01.97 № 19) «Об утверждении Типового положения о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением». СЗ РФ. 1995. № 8. Ст.1681- 1997.№ 2.Ст.3250.
  41. Постановление Правительства РФ от 23.05.95 № 498 «О развитии системы высшего и среднего профессионального образования в Российской Федерации». СЗ РФ. 1995. № 22. Ст. 2070.
  42. Постановление Правительства РФ от 01.06.95. № 676 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. СЗ РФ. 1995. № 28.Ст.2693- 1996. № 43. Ст.4917- 1997. № 36. Ст. 4191.
  43. Постановление Правительства РФ от 01.06.95. № 677 «Об утверждении Т ипового положения о дошкольном образовательном учреждении». СЗ РФ.1995. № 28.Ст.2694. 1997. № 8. Ст. 956.
  44. Постановление Правительства РФ от 26.06.95. № 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов». СЗ РФ. 1995. № 27. Ст. 2580.
  45. Постановление Правительства РФ от 26. 06. 95 № 610» Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования». СЗ РФ. 1995. № 27.Ст, 2580,
  46. Постановление Правительства РФ от 26. 06. 95 № 612 в ред. от 14 октября 1996 г. № 1203 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате». СЗ РФ. 1995. № 28.Ст.2671- 1996. № 43. Ст.4917- 1997. № 36. Ст. 4191.
  47. Постановление Правительства РФ от 01.07.95 № 677(в ред. от 14.02.97 № 179) «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». СЗ РФ. 1995. № 28. Ст. 2694- 1997. № 8. Ст. 956.
  48. Постановление Правительства РФ от 18.08.95 «Об утверждении государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования «. СЗ РФ. 1995. № 34. Ст. 3664.
  49. Постановление Правительства РФ от 19.09.95 № 942 «О целевой контрактной подготовке специалистов с высшим и средним профессиональным образованием». СЗ РФ. 1995. № 39. Ст. 3777.
  50. Постановление Правительства РФ от 04.12.95 № 1186 «Об участии РФ в конвенциях Совета Европы в области образования «. СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4926.
  51. Постановление Правительства РФ от 18.06.96 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3754.
  52. Постановление Правительства РФ от 17 .07.96 № 829 «О приемной семье» // Вестник образования. 1996. — № 9.
  53. Постановление Правительства РФ от 17.07. 96 № 829 «О мерах по госу -дарственной поддержке детских домов семейного типа, созданных на основе крестьянских (фермерских) хозяйств"//Вестник образования.-1996. № 9.
  54. Постановление Правительства РФ от18.07.96 № 861 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». СЗ РФ.1996.№ 31. Ст. 3754. — Вестник образования. -1996. -№ 4.
  55. Постановление Правительства РФ от 13.09.96 № 1092 «Об утверждении Типового положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации». СЗ РФ. 1996. № 4562.
  56. Постановление Правительства РФ от 12.03.97 № 288 «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии». -СЗРФ. 1997. № 11. Ст. 1326.
  57. Постановление Правительства РФ от 05,04.97 № 395 «Об утверждении Положения о Министерстве общего и профессионального образования». СЗ РФ. 1997. № 15. СТ. 1796.
  58. Постановление Правительства РФ от от 23.08.97 № 1117 «Об утвержден^ Типового положения об оздоровительном образовательном учреждаШи санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении». СЗ ГО. 1997. № 36. Ст. 4191.
  59. Постановление Правительства РФ от 19.09.97 № 1204 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста». // РГ. 1997, — 9окт.
  60. Постановление Правительства РФ от 15.11.97 № 1427 «Об утверждении Типового положения о кадетской школе (о кадетской школе-интернате)». СЗ РФ. 1997. № 47. Ст. 5411.
  61. Письмо Министерства образования РФ от 05.11.1992. № 758. «Об организации взаимодействия образовательных учреждениях и обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования». -Образование в документах. 1995. № 1.
  62. Постановление Госкомвуза РФ от 13.07.93 № 19/12 «Об утверждении Типового положения о совете ректоров высших учебных заведений Российской Федерации». Бюллетень Госкомвуза РФ.-1993.-№ 9 .
  63. Постановление Госкомвуза РФ от 10.08.93 № 42 «Об утверждении положения о магистерской подготовке (магистратуре)в системе многоуровневого высшего образования Российской Федерации». «Российские вести».-№ 164.26.08.93.
  64. Приказ Госкомвуза РФ от 28.10.93 № 297 «Об утверждении Положения об экстернате в государственных высших учебных заведениях РФ». Бюллетень Госкомвуза РФ. -1993. № 1.
  65. Письмо Минобразования РФ от 21.01.94 № 09-М «Об учредителях государственных и муниципальных образовательных учреждений сферы Минобразования России». -Российские вести. 1994. — 22февраля.
  66. Приказ Госкомвуза РФ от 05.03.94 № 180 «Об утверждении государственного образовательного стандарта в части Классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования». — Бюллетень Госкомвуза РФ. -1994, — № 6.
  67. Постановление Госкомвуза РФ от 25.05.94 № 3 «Об утверждении положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений в Российской Федерации «. «Российские вести», — № 118.29.06.94.
  68. Региональная Конвенция о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых степеней в государствах Азии и Тихого океана от 16 декабря 1983 г. // Общее среднее образование России. 1996−1997. -М: 1996.
  69. Письмо Минобразования РФ от 07. 06. 94 № 58-М «О реализации прав детей при приеме в дошкольные и общеобразовательные учреждения"// Общее среднее образование России. 1996−1997. М: Про-пресс, 1996.
  70. Приказ Минобразования РФ от 27.06.94 № 225 «Об утверждении примерного положения о получении общего образования в форме экстерната». -Образование в документах. 1995. № 1.С.55−59.
  71. Приказ Минобразования РФ от 27.06.94 № 225 «Об утверждении примерного положения о получении образования в семье». Образование в документах. -1995. — № 1.- С.60−64.
  72. Постановление Госкомвуза РФ от 30.11.94 № 6 «Об утверждении Временного положения о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования в Российской Федерации». -Российские вести. 1995. — 27апреля.
  73. Постановление Госкомвуза РФ от 27.12. 95 г. № 11 «Об утверждении Типового положения о совете директоров образовательных учреждений среднего профессионального образования Российской Федерации». -Образование в документах. 1996.- № 9.
  74. О мерах по поддержке негосударственных образовательных учреждений// Решение коллегии МО РФ от24.01.96 № 2/1//Образование в документах.-1996.-№ 4.
  75. Приказ Минобразования РФ от25.01.96 № 27 «Об утверждения Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений». Образование в документах. — 1996.- № 9.
  76. Письмо МО РФ от 12. 02. 96 № 196/11 «Об активизации процессов создания и функционирования советов общеобразовательных учреждений» // Обрее среднее образование России. 1996−1997. -М: Про-пресс, 1996.- С. 39 -40.
  77. Письмо МО РФ от 14.03.96 №. 366−11 «О получении основного общего об -разования в исправительно-трудовых учреждениях МВД Российской Федера -ции». //Общее среднее образование России. 1996−1997. М.: Про-пресс, 1996.
  78. Приказ Минобразования РФ от 18.06.97 № 1221 «Об утверждении Требований к содержанию дополнительных профессиональных образовательных программ».- «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти"-1997.- № 15.
  79. Письмо Минобразования РФ от24.06.97 № 06−51−34 ИН/25−02 «О муниципальном уровне управления образованием». // Образование в документах. 1997. — № 17." — С. 44 -45.
  80. Приказ Минобразования РФ от 22.07.97 № 1630 «О государственной аккредитации государственных организаций». Бюллетень Минобразования. -1998. -№ 7. С. 20.
  81. Письмо Минобразования РФ от 20.10.97 № 06−51−60ин-25−06 «О лицензировании образовательных учреждений среднего профессионального образования». Бюллетень Минобразования. 1998. — № 1. С. 42.
  82. Приказ Минобразования РФ от 14.11.97 № 2033 «Об утверждении Положения об экстернате в государственных, муниципальных высших учебных заведениях Российской Федерации». Бюллетень Минобразования 1998. — № 2.
  83. Приказ Минобразования РФ от25.12.97 № 2633 «О лицензировании государственных образовательных учреждений дополнительного профессионального образования». Бюллетень Минобразования. — 1998. — № 2. С. 45.
  84. Общими силами к подъему России (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации). Ежегодное Послание Президента РФ Федеральному Собранию// РГ. — 24 февраля. — С. 3−6.
  85. Приказ Минобразования РФ от 24.02.98 № 521 «Об утверждении порядка перевода студентов из одного высшего учебного заведения Российской Федерации в другое». Бюллетень Минобразования. — 1998. — № 5. С. 34.
  86. Приказ Минобразования РФ от 25.02.98 № 520 «О лицензировали государственных высших учебных заведений». Бюллетень Минобраз<�Мциш. -1998. — № 4. С. 19.
  87. Основы законодательства Союза ССР и союзных респу^ЯИИЙ об образовании. М.: 1973.
  88. Временное положение о государственной аккредитации учреждений среднего и высшего профессионального образования Российской Федерации. Справочник менеджера образования. В 2-х томах. / Сост. Гиршович B.C. М.: Новая школа, 1995. — Т.1. — С. 286−287.
  89. О создании детских домов семейного типа в РСФСР. СП РСФСР. 1988. ст. 36.
  90. Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся гюд опекой (попечительством). Справочник менеджера образования. В 2 т. // Сост. Гиршович B.C. М.: Новая школа, 1995. — Т. 1. -С.380−383. ,
  91. Примерные правила поведения учащихся// Директор школы-1994.- № 5.
  92. Примерное положение о получении образования в cernee, Справочник менеджера образования. В.2-х т. // Сост. B.C. Гиршович. Новая школа, 1995.-Т.1- С. 179−182.
  93. Сборник документов, регламентирующих деятельность органов управления образованием в части лицензирования и аттестации образовательных учреждений Ростовской области/ Под ред. П. Н. Тищенко. -Ростов н/Д.: 1993.
  94. Учебно-методическое обеспечение регионального компонента базисного учебного плана// Нормативно-методические материалы/ Под ред. П. Н. Тищенко. Ростов н/Д.: 1995. — 90с.
  95. Федеральная программа развития юридического образования// Вестник юридических вузов-М.: Изд-во «Юридический колледж МГУ», 1996.-С.20−27.
  96. Конституция РСФСР. -М.: 1978.
  97. А.И. Совершенствование законодательного процесса// Российское законодательство: проблемы и перспективы/ Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд-во БЕК, 1995. — С.369−382.
  98. С.С. Право и правовая система//Правоведение.-1980.-№ 1.
  99. Л.И. К вопросу об общем понятии права// Государство и право.-1993. -№ 6. С. 128−133.
  100. С.С. Общая теория права. В 2 т. М.: Юрид. лит-ра, 1981.
  101. С.С. Теория права. М.: Изд-во БЕК, 1994.
  102. С.С. Проблемы теории права. Свердловск: 1973.
  103. В.К. Правовые отношения/Юбщая теория права. Н. Новгород: 1993. — C.40S428.
  104. A.A. Социальное воспроизводство и государственное право. Л.:1. Изд-воЛГУ, 1991.
  105. А. Услуги в платном образовании// Народное образование. -1997.-№ 4.
  106. А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. М.: Изд-во МГУ, 1991.- 170 с.
  107. H.A. Гарантии реализации с государственно-правовых норм. -Воронеж: 1984.
  108. H.A. О конституционных гарантиях основных прав, свобод и обязанностей граждан// Советское государство и право. 1979. — № 3.
  109. Н.С. Конституционная природа социально-экономических прав, свобод и обязанностей советских граждан: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Ленинград, 1979.-17с.
  110. Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации: Автореф. дис. докт. юрид. наук. Саратов: 1997.- 48с.
  111. Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. Ростов н/Д.: Изд-во Росг. ун-та, 1996. — 240 с.
  112. Н.С. Нрава человека и реформа советской политической системы// Правоведение. 1990.- № 2.
  113. Н.С. Самоуправление народа и социально-экономические права граждан СССР. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1988.-143с.
  114. Н.С., Зинченко С. А. Собственность, свобода и права человека как исторические явления. Ростов н/Д.: 1995.
  115. Н.С., Чернышев М. А. Муниципальное право и практика его реализации в городском самоуправлении. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1996.-245 с.
  116. С.Н. Система советского законодательства. М.: Юрид. лит-ра, 1980.
  117. Е.В., Верещака И. М., Вильчек М. И. и др. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании» / Отв. ред. проф. В. И. Шкатулла. -М.: Юристъ, 19 $ 8.- 558с.
  118. Вандерховеи Йохан Л., ГруФ Ян М. Законодательное формирование структур высшего образования// Высшее образование в Европе. 1994 — Т.XIX.4.-С. 73−84.
  119. Т.А. Средства защиты прав человека в странах За-пада//Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М.: 1994. — С. 163−170.
  120. М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990.
  121. Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе. М.: 1979.
  122. Н.В. Правовой статус личности в СССР. М.: Юрид. лит-ра, 1985. — 175 с,
  123. Витрук Н, В. Права человека: состояние и перспективы развития// Право и власть. М.: 1990. — С. 154−179.
  124. Воеводин Л. Д, Содержание правового положения личности в науке советского государственного права// Советское государство и право. 1965. -№ 2.
  125. Высшее образование в России: Очерк истории до 1917 г./ Под ред. В. Г. Кинелева. М.: НИИ ВО, 1995. — 352 с.
  126. Государственное управление народным образованием в СССР// Под ред. М, Л, Биндера. Алма-Ата: Наука, 1986.
  127. Гражданское право. В 2 ч. 4.1. / Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. М.: Изд-во ТЕИС, 1996.
  128. Ю.И. Очерки теории и социологии права. Санкт-Петербург, 1996.
  129. Ю.И. Проблемы теории правового отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1984.-83с.
  130. Декларация о правах учащихся школы №.// Директор школы. 1994. -№ 6.
  131. Ю.А. Правовое положение человека и гражданина в Российской Федерации. М.: 1992.
  132. Л.А. Конституционное право на образование советских граждан: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Саратов: 1984. — 19 с.
  133. Г. А. Теоретические проблемы совершенствования закойодательства о народном образовании: Автореф. дис. докт. юрид. наук. -М.: 1982.-45 с,
  134. Г. А. Законодательство о народном образовании М.: Наука, 1985.- 158 с.
  135. Г. А. Новое в законодательстве о народном образовании// Советское государство и право. 1974. — № 3.
  136. Г. А. Управление народным образованием в СССР. М.: Юрид. лит-ра, 1965.
  137. И .Я. Право и управление. М.: Юрид. лит-ра, 1981. — 168 с.
  138. Ю.П. Предмет российского конституционного права. Ростов/н/Д: РВШ МВД РФ, 1996. 50с.
  139. Ю.П. Советская конституция и законность. Саратов: 1984. -164с.
  140. Т.Ф. Проблемы формирования и перспективы развития регионального планирования в сфере образования и культуры// Известия высших учебньщ заведений. Северо-Кавказский регион.- 1996.- № 2. С.62−64.
  141. Ю.А. Региональные проблемы в сфере науки, культуры, образования// Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 1996.- № 2.-С.34−37.
  142. Защита прав человека в условиях перехода к рынку. Материалы «круглого стола"// Государство и право. -1993. № 6. — С.15−45,
  143. Д.Л. Государство и личность: основы взаимоотношений// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11. Право.- 1993. — Jsfe 1.
  144. Информация о ходе выполнения Федеральной программы развития образования в части дошкольного, общего и начального профессионального образования// Педагогика. 1997. — № 1. — С.3−6.
  145. Исполнительная власть в Российской Федерации. М.: Изд-во БЕК, 1996,
  146. В.Т. Становление конституционного строя России. -«Конституционноеразвитие России». МНС. -Саратов: «Абрис», 1993.
  147. ВТ. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы). Межвузовский сборник научных работ. Ростов н/Д.: Саратов, 1995.
  148. И. Сочинение. В 8-ми т. Т.8. Чоро, 1994.
  149. В.А. Международная защита прав человека. (Основные проблемы сотрудничества государств). М.: 1976. С11−15.
  150. В.А. Международно-правовые механизмы защиты прав человека//Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М.: 1994. — С.99−113.
  151. А.Г., Левин Н. В. Базисный учебный план и российское образование в эпоху перемен. М.: 1994. — 143 с.
  152. С.Ю. Смена цивилизаций и Конституция: формирование ее глобального идеала// Государство и право. 1993.-№ 1.
  153. С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М.: Наука, 1958.
  154. Н. Параллельная школа это .// Народное образование. -1997.- № 7. — С.52−55.
  155. К обновлению государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования. Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. М.:1997.
  156. Н. Платные образовательные услуги// Домашний адвокат. -1997.-№ 11.-С.8−19.
  157. В.А., Краснянский В. Э. Методологические основы технологии и классификации государственно-правовой действительности. Историческое и логическое в познании государства и права/Под ред. А. И. Королева.-Л.: 1988.-С.48−85.
  158. Ю.М. Административные правоотношения. М.: Юр ид. лит-ра. 1976.
  159. С.А. Личность в политической системе российского общества. -Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 1995. 208 с.
  160. С.А. Общая теория государства и права. М.: 1995.
  161. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об образовании"/Отв. ред. проф. В. И. Шкатулла.- М.: Юрист, 1998.- 558с.
  162. Комментарий к Федеральному Закону «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», Юридический Дом «Юстицинформ», 1998.-368с.
  163. Конституция Российской Федерации. Комментарий/Под общей редакцией Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. М.: Юрид. лит- ра, 1994. -624с.
  164. .С. Сферы законодательства РФ и ее субъектов. Разграничение предметов ведения и взаимное делегирование полномочий// Российское законодательство: проблемы и перспективы/ Под ред. Л. А. Окунькова.-М.: Изд-во БЕК, 1995.-С.105−123.
  165. .С. Правотворчество субъектов Российской Федерации// Российское законодательство: проблемы и перспективы/ Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд-во БЕК, 1995. — С.123−135.
  166. В.М. Развитие прав и свобод в Советском государстве. М.: 1983.
  167. КучинскиЙ В. А. Личность, свобода, право. М.: 1978.
  168. .М. Государственное управление на этапе перестройки. М.: 1988.
  169. И.А. Защита прав человека как функция конституционного правосудия// Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М.: 1994, — С.37−57.
  170. И.А., Воробьев О. В., Колесова Н. С. Механизмы защиты прав и свобод граждан//Права человека: проблемы и перспективы. М.:1990.
  171. А.И. Правовое положение советских граждан. М.: 1966.
  172. Е.А. Кризисная ситуация в советском обществе и права человека/ Права человека: время трудных решений. -М.: 1991.
  173. Е.А. Правовой статус: понятие и структура// Общая теория прав человека/ Под ред. Лукашевой Е. А. -М.: Изд-во НОРМА, 1996. С. 28−45.
  174. Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты/Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М.: 1994. — С. 5−37.
  175. Н.С. Гражданско-правовое положение личности в СССР. М.: Наука, 1975.
  176. Н.С. О социальной защищенности личности в правовом государстве// Сов. государство и право. 1990. — № 6. — С. 16−21.
  177. МальцевГ.В. Права личности: юридическая норма и социальная действительность/Конституция СССР и правовое положение личности.-М.: 1979.
  178. Г. В. Социалистическое право и свобода личности (теоретические вопросы). М.: 1968.
  179. О.В. Российская Конституция 1993г. и становление новой политической системы// Государство и право. 1994. — № 10. — С. 33−35.
  180. Н.И. Личность. Права. Демократия. Саратов, 1972.
  181. Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987.
  182. Ю. Бесплатное образование дорожает// Управление школой.-1997. -№ 16.
  183. A.B. Основные предпосылки и тенденции формирования законодательства в России// Российское законодательство: проблемы и перспективы/ Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 53−64.
  184. A.B. Отрасли российского законодательства: возникновение, современное состояние и динамика развития// Российское законодательство: проблемы и перспективы/ Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд-во БЕК, 1995.-С. 64−79.
  185. А., Поташник М. Многообразие школ: плюсы и минусы// Народное образование. 1997. — № 4.
  186. Научно-педагогическая информация. Словарь-справочник / Под ред. В. М. Полонского. М.: Новая школа, 1995.
  187. СМ. Рынок образовательных услуг: региональный аспект/ Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. 1996. — № 2.- С. 74−75.
  188. В.Я. Социология образования.- М.: Изд-во МГУ, 1992.
  189. A.M. Интеграция базового профессионального образования// Педагогика. 19%. — № 3. — С.3−8.
  190. Новиков П. Н, Зуев В. М. Опережающее образование: гипотезы и реалии. -М.: 1996.- 136 с.
  191. В.И. Правовое положение граждан в советском государственном управлении. Саратов: 1976.
  192. А.Ф., Пронина B.C., Хангельдыев Б. Б. и др. О развитии административного законодательства//Государство и право.- 996.-№ 7.- С. 3−18.
  193. Образование в конце XX века//Вопросы философии .-1992. -№ 9.
  194. Общая теория прав человека/ Под ред. Е. А. Лукашевой. М.: НОРМА, 1996. — 520 с.
  195. Общественные отношения. Вопросы теории, — М.: МГУ, 1981.
  196. О нарушении Закона РФ «Об образовании"// Вестник образования.-1994.-№ 4.
  197. О нарушении законодательства о социальной защите несовершеннолетних//Вестник образования.- 1994.- № 8.
  198. В.А. Государство и личность в СССР (правовые аспекты взаимоотношений). М.: 1974.
  199. Г. И. Административная правосубъектность граждан// Изв. вузов.- Правоведение.- 1975.- Т. 1.
  200. Г. И. Советские административно-правовые отношения. Л.: Изд-во ЛГУ, 1972.
  201. Т.М. Проблемы в правового положения женщин в связи с материнством по трудовому законодательству: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Минск, 1995. — 17 с.
  202. Ю.А. Соотношение понятий гражданства, правоспособности, правового положения граждан// Вестн. Ленингр. ун-та.- 1974.- № 5.- Вып. 1.
  203. План действий по осуществлению декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы/Положение детей в мире.- М.: 1991.
  204. Г. В. Избранные философские произведения. М.: 1957.-Т.3.
  205. Политическая система: вопросы демократии самоуправления. М.: 1988.
  206. Е. Услуги образования и рынок// Российский экономический журнал.-1992.-Ш.
  207. Права человека в современном мире. Донецк, 1995.- 292с.
  208. Права человека: новое российское законодательство и международные правовые нормы. М.: 1993.
  209. Права человека в России: время надежд и разочарований. Ростов-н/Д.: 1998.-233с.
  210. Проблемы многоуровневой системы подготовки специалистов в университете: традиции и современность. Материалы конференции /Ростов н/Д.: 1993.-44С.
  211. Программ социальных реформ в Российской Федерации на период 19 962 000гг.// РГ. 1997. — 12 марта.
  212. С.А. Права человека и гражданина и законодательство// Российское законодательство: проблемы и перспективы/ Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 259−271.
  213. Развитие образования в России. Федеральная программа (система среднего, высшего, послевузовского профессионального и соответствующего дополнительного образования). М.: Изд-во НИИВО, 1996. — 96 с.
  214. Т.Н. Систематизация законодательства// Российское законодательство: проблемы и перспективы/ Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 89−90.
  215. Ф.М. Правовые системы стран мира: Справочник. М.: 1993.
  216. И.В. Права человека и проблемы их воплощения в Российской Федерации// Проблемы конституционного развития России на современном этапе/ Под ред. С. А. Комарова. Рязань: 1994. — С. 78−83.
  217. Ф.М. Жизнь и здоровье советского человека как объект конституционной охраны // Сов. государство и право. -1979. -№ 1.
  218. Ф.М. Советские конституции: права человека и гражданина // Советское государство и право. 1991. -№ 9.
  219. Ф. М. Шапиро М.А. свобода совести и религий: международно-правовой аспект //Государство и право .- 1992. -№ 5.
  220. Сабрейро Хосе Игнасио. Юридический статус частных учебных заве -дений в Испании//Высшее образование в Европе.-1995.-ТХХ.-№ 3.-С. 161−171.
  221. Н.Г., Ковешников Е. М., Стешенко Л. А. О народном образовании. М.: Юрид. лит-ра, 1974. -126 с.
  222. . Общество и образование.- М.: 1989.
  223. Г. С., Баянов Е. Б. Правовые основы развития народного образования. Алма-Ата: Наука, 1983.
  224. Г. С. Основание возникновения правоотношений в области народного образования// Изв. АН КазССР. Сер. обществ, наук. 1976. — № 4.
  225. Г. С. Отношения по воспитанию и обучению граждан -предмет правового регулирования// Советское государство и право,-1974.-№ 8.
  226. Г. С. Развитие советского законодательства о народном образовании//Советское государство и право. 1974.-№ 3.
  227. И.Н. Специализация и унификация российского законода -тельства. Саратов, 1993.
  228. Система образования Российской Федерации в цифрах и фактах. 1995/1996 учебный год. Итоги, проблемы, перспективы. М.: 1996.
  229. Социальное государство и защита прав человека/ Отв. ред. Е. А. Лукашева. М.: 1994.
  230. М.С. Вопросы теории прав личности// Философия исовременность. М.: 1976.
  231. В.М. Законотворческие ошибки: понятие, виды, пути выявления и исправления// Российское законодательство: проблемы и перспективы/ Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 382−402.
  232. Ю.А., Зражевская Т. Д. Правотворчество области как субъекта Российской Федерации// Государство и право. -1997. № 1. — С. 12−17.
  233. Ю.А. Законодательные массивы и комштексы//Российское законодательство: проблемы и перспективы/ Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 84−85.
  234. Ю.А. О концепции развития административного права и процесса// Государство и право.-1998.-№ 1.-С.5−14.
  235. Ю.А. Факторы, влияющие на развитие законодательства//Российское законодательство: проблемы и перспективы/ Под ред. Л. А. Окунькова. М.: Изд-во БЕК, 1995. — С. 29−37.
  236. Турченко.Н. НТР и проблемы образования//Вопросы философии.-1993.-№ 2.
  237. Университеты России: проблемы регионализации/Отв. ред. Юрков A.M. Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1994. — 189 с.
  238. Управление системой образования. Проблемы и решения.-М, 1996.-174с.
  239. И.Е. Свобода и права человека в советском государстве. -Саратов: 1974.
  240. И.Е., Ржевский В. А. Вопросы теории советского конституционного права. Саратов: 1967.
  241. Философия образования: состояние, проблемы и перспективы//Вопросы философии. -1993. № 2.
  242. Н.Ю. Обжалование в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан России// Государство и право. 1993.-№ 11.- С.3−12.
  243. В.Н. Теория государства и права М.: Отечество, 1993. — 344с.
  244. В.И. Право на образование//Государство и право.-1997.-№ 7. -С. 5» 13.
  245. В.В. Гражданин и социалистическое государство// Советское государство де право. 1975. — № 2.
  246. .С. Конституция. Демократия. Права человека. М.: 1992.26#г Эбзеев Б. С. Радченко В.И. Прямое действие Конституции РФ и конкретизация ее норм//Российская юстиция.-1994.-№ 7.
  247. .С. Сущность Конституции в свете нового политического мышления// Советское государство и право. 1990. — № 12.
  248. МЛ. Международные гарантии прав человека. Практика Совета Европы. М.: 1992.
Заполнить форму текущей работой