Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование механизма государственной поддержки малого предпринимательства в регионе: на примере Ростовской области

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Для изменения ситуации в сфере малого предпринимательства в сторону эффективной реализации предпринимательского потенциала необходимо интенсифицировать усилия государства по его поддержке. При этом речь идет не столько о финансовой поддержке малых предпринимателей, сколько о формировании целостного, комплексного, многоуровнего механизма государственной поддержки малого предпринимательства, под… Читать ещё >

Содержание

  • 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЙ БАЗИС ФОРМИРОВАНИЯ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО 14 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕГИОНЕ
    • 1. 1. Роль и место малого предпринимательства в современной экономике
    • 1. 2. Элементы методологии и схема формирования механизма государственной поддержки малого предпринимательства на региональном 3 О уровне
    • 1. 3. Состояние государственной поддержки малого предпринимательства на макроуровне как предпосылка ее реализации в регионе
  • 2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА И ЕГО ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В РОСТОВСКОЙ 56 ОБЛАСТИ И ОЦЕНКА ЕЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ
    • 2. 1. Развитие малого предпринимательства региона и системы органов его поддержки
    • 2. 2. Оценка эффективности инструментов прямой финансовой и уровень не финансовой поддержки малого предпринимательства в регионе
    • 2. 3. Роль и место малого предпринимательства в системе инновационного развития региона
  • 3. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ МЕХАНИЗМА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА НА 96 РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
    • 3. 1. Корректировка осуществляемой в Ростовской области поддержки малого предпринимательства в контексте формирования ее целостного механизма
    • 3. 2. Предложения по повышению качества и результативности механизма государственной поддержки малого предпринимательства в регионе
    • 3. 3. Направленность механизма государственной поддержки малого предпринимательства на усиление его роли в реализации инновацион- 122 ной стратегии регионального развития

Формирование механизма государственной поддержки малого предпринимательства в регионе: на примере Ростовской области (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Социально-экономическое развитие субъектов Российской Федерации опирается на согласованное использование рыночных регуляторов и мер государственного воздействия на производственно-хозяйственную деятельность, что усиливает роль государственной поддержки приоритетных направлений социально-экономического развития региона. По сути, рыночные преобразования без государственного вмешательства и поддержки конкретных субъектов экономической деятельности, без координации и регулирования в интересах государства и региона приводят к усилению негативных тенденций, наносят ущерб экономической безопасности субъектов Российской Федерации, не позволяют наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах местного производства.

Одной из сфер, развитие которой требует особой государственной поддержки, является малое предпринимательство, состояние которого оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие региона.

В России итогом работы Правительства, региональных и муниципальных властей по развитию малого бизнеса (по европейским критериям) должно стать обеспечение к концу 2008 года: доли малого и среднего бизнеса в ВВП — 40%, доли малого и среднего бизнеса в занятости — 50%, доли малого и среднего бизнеса в общем количестве действующих субъектов предпринимательства — 90% Для достижения поставленных целей требуется осуществление совместных действий федеральных, региональных и местных органов государственной власти, институтов и организаций, занимающихся поддержкой малых предприятий, в направлении формирования инфраструктур поддержки малого предпринимательства в регионах. Повышение уровня и качества жизни населения и создание условий для экономического роста невозможно без ориентации субъектов малого предпринимательства региона.

1 Программа развития малого предпринимательства в Российской Федерации. на социально-экономические приоритеты и оказания государственной поддержки в этом направлении.

В связи с этим актуализируются теоретические и практические исследования экономических условий, источников и инструментов государственной поддержки малого предпринимательства в регионе, повышения ее результативности на базе формирования комплексного механизма государственной поддержки.

Степень разработанности проблемы. Исследованию различных аспектов малого предпринимательства посвящены труды таких зарубежных ученых, как М. Вебер, Д. Гэлбрейт, Е. Домар, Дж. Кейнс, Я. Корнай, С. Кузнец, А. Маршалл, Г. Мюрдаль, А. Ослунд, Г. Саймон, А. Смит, Р. Солоу, О. Уильямсон, М. Фридман, Ф. Хайек, Р. Харрод, И. Шумпетер, JI. Эрхард и др. Среди отечественных публикаций следует выделить работы В. Безобразова, С. Витте, А. Каминка, А. Петражицкого, П. Столыпина, М. Туган-Барановского, J1. Абалкина, А. Блинова, В. Игнатова, М. Лапуста, С. Мочер-ного, Ю. Старостина, J1. Скамая, В. Горфинкеля и др.

Существенное влияние на формирование авторской концепции повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства оказали исследования зарубежных и отечественных ученых: К. Блюммера, А. Бусыгина, О. Бородиной, В. Высокова, А. Дегтярева, Г. Ко-лодко, П. Крючковой, Р. Кучукова, Э. Маркварта, В. Некрасовой, А. Олейни-ка, А. Пелиха, В. Пивоварова, В. Рудого, В. Савченко, С. Сарбашевой, В. Сущенко, В. Швандара и др.

Несмотря на достаточно обширный перечень публикаций, посвященных вопросам малого предпринимательства, недостаточно четко очерчены аспекты государственной поддержки с точки зрения ее организационно-экономического механизма, используемого в целях повышения эффективности функционирования малого предпринимательства. В связи с этим становятся актуальными исследования теоретико-методических основ и практики реализации региональных стратегий повышения результативности механизма государственной поддержки малого предпринимательства, что позволит в условиях усиления его социально-экономической значимости как института, обеспечивающего наиболее полное удовлетворение насущных потребностей населения в товарах и услугах, расширить рамки и возможности социально-экономического развития региона.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационной работы заключается в развитии элементов методологии формирования и разработки механизма государственной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне, его адаптации к конкретному региону и выявлении резервов повышения результативности его функционирования.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

— определение роли и места малого предпринимательства в современной экономике, обоснование необходимости интенсификации его государственной поддержки на региональном уровне;

— систематизирование элементов методологии формирования механизма государственной поддержки малого предпринимательства;

— разработка механизма государственной под держки малого предпринимательства в регионе и поэлементное раскрытие содержания составляющих его блоков;

— анализ состояния системы органов, результативности форм и инструментов государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области как основных элементов регионального механизма его поддержки;

— оценка и корректировка государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области с позиций формирования ее комплексного регионального механизма;

— предложение и обоснование направлений и мер по повышению результативности государственной поддержки малого предпринимательства в регионе;

— выявление резервов повышения результативности государственной поддержки малых инновационных предприятий.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является малое предпринимательство как сфера национальной и региональной экономики и его государственная поддержка на региональном уровне.

Предмет исследования — организационно-экономические и управленческие отношения, определяющие господдержку малого предпринимательства на региональном уровне.

Теоретико-методологическая основа диссертационного исследования. В качестве теоретико-методологической основы исследования выступили: системный подход к исследуемым процессамтеории, концепции и модели государственного регулирования рыночной экономики и сферы малого предпринимательства, изложенные в трудах отечественных и зарубежных авторовконцептуальные подходы, воплощенные в законодательных и нормативных актах Российской Федерации и Ростовской области, методических документах государственного и регионального управления, научной литературе, периодической печати.

Инструментарно-методический аппарат. При разработке проблемы использовались различные методы и инструментальные технологии научного исследования: субъектно-объектный и структурно-функциональный методы системного анализаметоды экономического, логического и сравнительного анализа, историко-логический, аналитический, графические интерпретации.

Информационно-эмпирической базой исследования, обеспечивающей репрезентативность исходных данных, достоверность, надежность и точность выводов, рекомендаций и предложений, послужили официальные материалы Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации и ее территориального органа, статистические ежегодники, справочные и аналитические материалы Администрации Ростовской области, региональные программы поддержки малого предпринимательства. Нормативно-правовую базу составляют Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации и нормативно-правовые акты Ростовской области, затрагивающие вопросы государственной поддержки малого предпринимательства.

Исследование выполнено в рамках паспорта специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: региональная экономика (п. 5.16 — «Управление экономикой регионов на национальном, региональном и муниципальном уровнях, функции и механизм управленияразработка, методическое обоснование, анализ, оценка организационных схем и механизмов управления»).

Рабочая гипотеза исследования состоит в обосновании возможности повышения результативности государственной поддержки малого предпринимательства в регионе посредством формирования ее целостного механизма, обеспечивающего развитие малого предпринимательства в направлении, адекватном социально-экономическим приоритетам развития региона, на основе объединения усилий региональных органов власти, инфраструктуры поддержки и бизнес-сообщества, реализующих с помощью наиболее эффективных инструментов и методов воздействия прямую и косвенную поддержку малого предпринимательства в регионе.

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту:

1. В силу экономической, инновационной и социальной значимости малого предпринимательства, в связи с имманентно присущими ему достоинствами и недостатками, а также недостаточно развитой институциональной средой, по-прежнему остро стоит проблема интенсификации усилий по государственной поддержке малого предпринимательства на всех уровнях управления. Признание субъектности региона, переход роли ведущего звена в экономической системе устойчивого развития к регионам как специализированным воспроизводственным системам, особая роль в которых отводится малому предпринимательству, актуализируют важность формирования механизма его государственной поддержки именно на региональном уровне.

2. Структура и содержание механизма государственной поддержки малого предпринимательства должны соответствовать выявленной и предложенной в исследовании совокупности научных подходов и принципов его формирования, а также учитывать факторы, определяющие его состав и функции.

3. Сущность механизма государственной поддержки малого предпринимательства в регионе, схема формирования которого представлена в работе, определяют следующие охарактеризованные в исследовании теоретико-методологические элементы — блоки: 1) целеполагание- 2) система органов господдержки МП- 3) арсенал конкретных форм, методов и инструментов прямой и косвенной государственной поддержки малого предпринимательства.

4. Центральное место в концепции государственной поддержки малого предпринимательства занимает развитие и формирование ее инфраструктуры, в составе которой обязательно наличие информационно-консультативного, производственно-технологического и финансового блоков поддержки. Представляется важным не только сформировать необходимые инфраструктурные институты, но и придать их деятельности инновационную направленность, ориентацию на работу с реальным сектором экономики.

5. Прямая финансовая поддержка малого предпринимательства в Ростовской области, осуществляемая на базе программного подхода, эффективна, т.к. приводит к росту основных показателей-индикаторов оценки результативности государственной поддержки малого предпринимательства в регионе, однако в силу ограниченности регионального бюджета наращивать такую поддержку нецелесообразно. Для расширения и оценки результативности востребованной малым предпринимательством организационной, информационной, имущественной и прочей прямой не финансовой, а также косвенной поддержки малого предпринимательства, на которые расходуется более половины выделяемых из регионального бюджета средств, следует разработать свои критерии оценки и руководствоваться ими при распределении региональных ресурсов.

6. Совершенствование регионального механизма государственной поддержки малого предпринимательства должно, с одной стороны, осуществляться исходя из выявленных различными способами современных проблем малого бизнеса, а с другой — обеспечивать развитие малого предпринимательства в направлении, адекватном его стратегическим целям и приоритетам.

7. Сущностная инновационность малого предпринимательства предопределяет его ведущую роль в реализации инновационной стратегии региона, что требует усиления стимулирующего воздействия на развитие инновационного сектора малого предпринимательства посредством развития в регионе сети инновационно-ориентированных инфраструктурных объектов, прежде всего бизнес-инкубаторов и технопарков, а также развития законодательно-правового обеспечения инновационной деятельности.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в развитии теоретико-методологических основ и формировании механизма государственной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне, обосновании и поэлементном раскрытии его составляющих, разработке стратегических направлений повышения результативности его функционирования.

Элементами научной новизны обладают следующие конкретные результаты исследования:

— систематизированы элементы методологии формирования механизма государственной поддержки малого предпринимательства, такие как научные принципы (вовлечения, объединения усилий, самоорганизации и саморегуляции), методологические подходы (системный, комплексный, динамический, маркетинговый, функциональный, воспроизводственный) и определяющие характер и цели государственной поддержки факторы (вид деятельности, уровень господдержки, ее правовое обеспечение, способ связи между государством и хозяйствующим субъектом, используемый набор форм, методов и инструментов государственной поддержки);

— разработан механизм государственной поддержки малого предпринимательства в регионе, особенность которого состоит в выделении и поэлементном раскрытии таких его системообразующих блоков, как целеполага-ние, субъектный (система органов господдержки) и инструментальный (формы, методы и инструменты господдержки) блоки, а также законодательно-правовое обеспечение как институциональная основа формирования каждого из них;

— предложено дифференцировать целеполагание государственной поддержки малого предпринимательства в регионе на стратегическое, критериями которого являются приоритетные направления развития малого предпринимательства в контексте стратегии регионального развития, целевые для государственной поддержки группы субъектов малого предпринимательства, целевые параметры индикаторов оценки результативности государственной поддержки малого предпринимательства, и тактическое, критерии которого — элементы инфраструктуры и инструменты государственной поддержки малого предпринимательства, развитие которых обеспечит наиболее результативное достижение стратегических целей государственной поддержки;

— разграничены виды государственной поддержки малого предпринимательства: прямая финансовая и не финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и косвенная поддержка малого предпринимательства, реализуемая через создание и стимулирование целостных инфраструктурных комплексов государственной поддержки, что позволит взвешенно распределять региональные бюджетные ресурсы, адекватно оценивать результативность каждого из выделенных видов господдержки и выявлять направления ее повышения;

— доказана необходимость включения в региональную систему органов государственной поддержки малого предпринимательства не только причастных к ней территориальных федеральных и региональных властных структур и объектов инфраструктуры поддержки, но и региональных бизнес-сообществ (предпринимательских ассоциаций, союзов и т. п.), что позволит реализовать на практике принцип самоорганизации и саморегуляции, предполагающий нацеленность регионального механизма государственной поддержки малого предпринимательства на усиление данных процессов;

— обосновано, что стратегическими направлениями повышения результативности механизма государственной поддержки малого предпринимательства, обеспечивающими его развитие в соответствии со стратегическими целями и приоритетами, являются повышение заинтересованности малых предприятий в продвижении инвестиций в инновационные и экспортоориен-тированные мероприятиясоздание в регионе единого координационного и аналитического центра государственной поддержки малого предпринимательствапервоочередное формирование сети тех элементов инфраструктуры государственной поддержки, которые решают максимальное количество современных проблем малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационно-консультационные центры, микро-кредитные организации) — стимулирование ассоциаций и объединений производителей продукции малым предпринимательством с целью координации усилий в направлении его саморазвитияразвитие таких инструментов косвенной государственной поддержки малого предпринимательства, как лизинг, франчайзинг, венчурное инвестирование, гарантии и налоговые льготы тем рыночным структурам, которые кредитуют малый бизнес или работают с ним на условиях аутсорсинга, трансакций, включения в кластерформирование системы критериев оценки прямой нефинансовой и косвенной государственной поддержки малого предпринимательстваустранение административных барьеров развития малого предпринимательства.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретико-методологические и концептуальные положения, выдвинутые и обоснованные в диссертации, дополняют и развивают теорию управления экономикой на региональном уровне в части разработки и обоснования организационных схем и механизмов управления, выработки концептуальных подходов к государственной поддержке малого предпринимательства, определения стратегических направлений повышения ее результативности.

Основные методологические подходы, обобщения и выводы, сделанные в работе, могут служить концептуальной основой последующих исследований теоретических и практических проблем государственной поддержки малого предпринимательства как приоритета регионального развития.

Практическая значимость исследования заключается в оценке и корректировке осуществляемой в Ростовской области государственной поддержки малого предпринимательства с позиций объединения ее в комплексный механизм и повышения ее результативности.

Аналитические материалы исследования, выводы и конкретные предложения могут быть рекомендованы к внедрению в практику работы региональных администраций при формировании и реализации целевых программ поддержки малого предпринимательства. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования также могут быть использованы в учебном процессе в рамках курсов «Государственное регулирование экономики», «Региональная экономика» и других специальных экономических дисциплин.

Апробация работы. Результаты проведенного исследования представлялись научной общественности в докладах на российских, региональных научных и научно-практических конференциях в г. Ростове-на-Дону, где получили положительную оценку. Теоретические выводы и положения используются Министерством экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области, ООО «ЛВЗ «Ламос», в учебном процессе в Ростовском государственном экономическом университете «РИНХ».

Публикации. Основные положения диссертационного исследования отражены в 5 публикациях общим объемом 2,6 п.л. (2,4 п.л. — авторский текст), в т. ч. 2 публикации общим объемом 1,1 п.л. (в т.ч. авторский текст — 0,9 п.л.), опубликованные в ведущих рецензируемых журналах, определенных ВАК РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы, приложений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Малое предпринимательство — это один из основных элементов региональной экономики, затрагивающий экономические интересы населения региона и вследствие этого являющийся объектом государственного вмешательства в части селективной поддержки малых предприятий в зависимости от их значимости для обеспечения регионального социально-экономического развития.

Высокий уровень развития малого предпринимательства выступает необходимым слагаемым современной модели рыночно-конкурентного хозяйства. Как альтернатива крупному монополизированному производству, малый бизнес во многом способствует поддержанию конкурентного тонуса в экономике, создает естественную социальную опору общественному устройству, организованному на началах рынка, а также формирует новый социальный слой предпринимателей.

Анализ состояния институциональной среды малого предпринимательства показал, что ее современное состояние характеризуется отсутствием современных законодательных основ, значительными административными и «рыночными» барьерами, отсутствием доступа к финансовым ресурсам, несовершенным налоговым администрированием, отсутствием доступа к недвижимому имуществу, затрудненным доступом к рынкам сбыта, недостаточной общественной защитой интересов и прав предпринимателей.

Для изменения ситуации в сфере малого предпринимательства в сторону эффективной реализации предпринимательского потенциала необходимо интенсифицировать усилия государства по его поддержке. При этом речь идет не столько о финансовой поддержке малых предпринимателей, сколько о формировании целостного, комплексного, многоуровнего механизма государственной поддержки малого предпринимательства, под которым следует понимать совокупность ее организационных структур, конкретных форм и методов, а также правовых норм, обеспечивающих целенаправленное содействие развитию малых предприятий со стороны государства. В условиях переходной экономической системы государственная поддержка должна способствовать не только успешному функционированию малых предприятий, но и формированию постиндустриального характера их деятельности.

Признание субъектности региона, переход роли ведущего звена в экономической системе устойчивого развития к регионам как к специализированным воспроизводственным системам, особая роль в которых отводится малому предпринимательству, актуализируют важность формирования механизма его государственной поддержки именно на региональном уровне.

Управление процессом формирования механизма государственной поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях необходимо рассматривать с точки зрения совокупности методологических подходов, принципов и факторов, обоснованных и раскрытых в работе.

Состав и эффективность механизма государственной поддержки малого предпринимательства в регионе определяют такие его теоретико-методологические элементы — блоки: целеполаганиесистема органов государственной поддержкиарсенал конкретных форм, методов и инструментов государственной поддержки малого предпринимательства в разрезе каждого из ее видов — прямой и косвенной.

В работе приведена схема формирования механизма государственной поддержки малого предпринимательства в регионе, базирующаяся на предложенных элементах методологии.

Целеполагание государственной поддержки предусматривает выбор ее целей и приоритетов с разделением их на стратегические и тактические. Стратегическими целями должны стать приоритетные направления развития малого предпринимательства в контексте стратегии регионального развития, поддержка целевых групп субъектов малого предпринимательства, а также достижение целевых параметров системы индикаторов оценки результативности государственной поддержки малого предпринимательства. Тактически господдержка должна быть нацелена на те элементы инфраструктуры и инструменты поддержки малого предпринимательства, развитие которых обеспечит достижение стратегических целей.

Второй структурный элемент регионального механизма государственной поддержки — система ее органов, в состав которой следует относить собственно региональные органы власти с особым выделением тех, чьей основной функцией является поддержка малого предпринимательстваинституты коммерческой и некоммерческой инфраструктуры поддержки малого предпринимательстварегиональное бизнес-сообщество, объединяющее всевозможные союзы и ассоциации самих предпринимателей.

Система органов государственной поддержки малого предпринимательства реализует свои функции, используя различные виды, формы, методы и инструменты, совокупность которых выделена в третий, инструментальный, блок механизма государственной поддержки малого предпринимательства в регионе.

Для построения и эффективного функционирования этого механизма важно выделять, во-первых, формы и инструменты поддержки, прямо нацеленной на малое предпринимательство (прямая государственная поддержка) — во-вторых, совокупность тех, прежде всего финансовых, методов, которые применяются в отношении рыночных структур, работающих с предприятиями малого бизнеса (косвенная государственная поддержка). Разграничение таких видов государственной поддержки малого предпринимательства, как прямая и косвенная, необходимо для оптимального распределения государственных ресурсов, оценки результативности каждого из видов поддержки, определения резервов повышения результативности механизма государственной поддержки в целом.

В работе обосновано, почему требуется комплексная увязка в части воздействия на малое предпринимательство всех законодательно-правовых актов, касающихся каждого из трех структурных элементов механизма.

Сущность механизма государственной поддержки малого предпринимательства в регионе состоит в том, чтобы, во-первых, основываясь на объективных критериях, предпосылках и оценках состояния и развития малого предпринимательства в регионе, определить долгосрочную стратегию его развития, конкретизируемую в системе стратегических и тактических приоритетов развития государственной поддержки. Это позволит сделать реализация целеполагающего блока механизма. Во-вторых, используя синергети-ческий эффект от объединения усилий региональных органов власти, инфраструктуры поддержки и бизнес-сообщества, реализующих наиболее эффективными инструментами воздействия прямую и косвенную поддержку малого предпринимательства в регионе, обеспечить его развитие в направлении, адекватном выбранной стратегии.

Анализ непосредственного опыта организации и реализации государственной поддержки малого предпринимательства на макроуровне, а также в сфере взаимодействия центра и регионов, что является важнейшей методологической предпосылкой формирования регионального механизма государственной поддержки малого предпринимательства, показал, что на макроуровне недостаточно активно идет формирование законодательной базы, создание инфраструктуры поддержки малого предпринимательства и объединение предпринимательских организаций в ассоциации (союзы).

Формированию благоприятной институциональной среды, аккумуляции усилий по стимулированию развития малого предпринимательства служат федеральные, региональные (межрегиональные), отраслевые (межотраслевые) и муниципальные программы его развития и поддержки. Основой государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является система государственных (Федеральный фонд и 75 региональных) и муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства.

В работе показано, что развитие малого бизнеса осложнено наличием многих проблем, которые носят как объективный, так и субъективный характер, обусловленный мерами госрегулирования. В числе последних — административные барьеры на пути развития малого предпринимательства, классификация которых приводится в работе.

Проведенный анализ показал, что после кризисного 1998 года малое предпринимательство в Ростовской области развивается достаточно стабильно: на 01.01.2007 год в области действовало более 32,1 тыс. малых предприятий (в1999 году — 25,1 тыс.), на которых занято 196,9 тыс. человек. Отраслевая структура за эти годы практически не претерпевает изменений (отмечено только почти двукратное увеличение вида деятельности «Гостиницы и рестораны»), преобладающими являются торговля и общественное питание, что говорит о слабом вовлечении малого предпринимательства в реализацию приоритетов регионального развития.

Значительную роль в стабильном развитии малого предпринимательства в области сыграли три реализованные региональные Программы государственной поддержки малого предпринимательства: 1998;1999 гг., 2000;2002 гг., 2003;2005 гг., а также реализуемая в настоящий момент Программа на 2006;2008 гг. Анализ выдвигаемых в них целей, задач и ожидаемых результатов показал, что их эволюция не всегда идет в соответствии с предлагаемыми в настоящей работе методологическими установками.

По итогам реализации программ в регионе заложены основы системы органов государственной поддержки, особенно в части инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства. Создание и организация работы Советов по малому предпринимательству, специализированных межведомственных комиссий укрепили взаимодействие с предпринимательским сообществом, его доверие к органам представительной, исполнительной власти и местного самоуправления, а также позволили принимать оптимальные оперативные решения.

Однако для более динамичного и целенаправленного развития малого бизнеса необходимо территориально наращивать и расширять систему органов государственной поддержки, разрабатывать программы поддержки на базе методологии формирования ее комплексного механизма.

В результате проведения системного анализа инструментов и методов, изучения источников и результатов государственной поддержки малого предпринимательства в Ростовской области выявлено, что наиболее эффективными мерами прямой финансовой поддержки малого предпринимательства, учитывающими проблемы его развития, являются: субсидирование процентной ставки по кредитам и займамсубсидирование части затрат малых предприятий по лизинговым платежамсубсидии начинающим предпринимателям на организацию собственного дела. Возрастает по объемам и количеству направлений поддержки, дает значительные региональные эффекты прямая финансовая поддержка приоритетного инновационнои экспортно ориентированного малого бизнеса.

Интенсивно развивается в регионе организационная, информационная, образовательная, имущественная и прочая прямая не финансовая поддержка малого предпринимательства, возрастающая необходимость которой подтверждается многими социологическими опросами, проводимыми по инициативе Администрации области. Однако отсутствие критериев оценки результативности такой поддержки не позволяет дать ей адекватную оценку. В работе предлагается рассматривать формирование таких критериев одним из важнейших направлений совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства. Формирования своих критериев оценки, учитывающих количество и качество услуг, оказываемых малому бизнесу инфраструктурными объектами государственной поддержки, требует и наращиваемая в регионе косвенная поддержка малого предпринимательства.

Являющееся приоритетным для регионального развития увеличение доли инновационного сектора в экономике Ростовской области, основу которого составляют научно-образовательные учреждения (вузы, НИИ, КБ), промышленные предприятия, малый инновационный бизнес, требует активизации поддержки последнего путем консолидации ресурсов государственного и частного секторов экономики с использованием механизмов государственно-частного партнерства.

Анализ показал, что имеющиеся сейчас формы государственной поддержки развития инновационного малого предпринимательства недостаточны. В первую очередь это связано с несовершенством инновационной политики на федеральном и региональном уровне, недостаточностью венчурного капитала, слабым развитием инфраструктуры поддержки инновационного малого предпринимательства, особенно бизнес-инкубаторов и технопарков.

В настоящее время господдержка малого предпринимательства в Ростовской области осуществляется в соответствии с региональной Программой развития малого предпринимательства на 2006;2008 годы, финансирование которой значительно расширено. Анализ Программы показал, что ее реализация способствует формированию в регионе комплексного механизма государственной поддержки малого предпринимательства, однако разработка его отдельных элементов требует большего методологического обоснования.

В частности, если в рамках разработки целеполагания государственной поддержки в анализируемой Программе не только появился новый индикатор (темп роста заработной платы), прямо связанный с повышением уровня жизни в регионе, но и были рассчитаны целевые параметры большинства индикаторов оценки, то наиболее значимые направления государственной поддержки малого предпринимательства в регионе, отобранные в соответствии с федеральными установками, выделены без их разделения на стратегические и тактические.

Только два направления государственной поддержки малого предпринимательства (инновационнои экспортно ориентированный малый бизнес) стратегически приоритетны, так как определяются приоритетами развития региональной экономики. На поддержку бизнеса данных сфер и следует ориентировать первые три тактических направления государственной поддержки, которые, по мнению автора, следует уточнить посредством особого выделения бизнес-инкубаторов и микрокредитных организаций, так как при выборе наиболее результативных для региона инструментов и методов, а также первоочередных к развитию объектов инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства необходимо исходить из выявленных в его работе проблем.

В исследовании соотнесены проблемы, тормозящие развитие малого предпринимательства, с теми объектам инфраструктуры и инструментам поддержки, развитие которых поможет их решить. Выяснилось, что наибольшее количество проблем можно решить при помощи бизнес-инкубаторов и микрокредитных организаций как объектов инфраструктуры поддержки и оказания информационных и консультационных услуг как инструментов прямой государственной поддержки.

Правильно сформулированная стратегия государственной поддержки малого предпринимательства предполагает формирование условий для деятельности хозяйствующих субъектов, которые обеспечивают долгосрочную прибыльность бизнеса, мобилизацию его инвестиционных ресурсов на микроуровне и поступательное движение в целом.

В работе выявлены и в разной степени раскрыты стратегические направления повышения результативности механизма государственной поддержки малого предпринимательства, в числе которых повышение заинтересованности малых предприятий в продвижении инвестиций в инновационные и экспортно ориентированные мероприятияподдержка производителей качественной, конкурентоспособной и экологически чистой продукции (через сертификацию и стандартизацию) — поддержка создания предприятий в депрессивных районах, способных снизить угрозы экономической безопасностисоздание в регионе единого координационного и аналитического центра государственной поддержки малого предпринимательствапроведение исследований предпринимательской среды, направленных на выявление ее проблемпервоочередное формирование сети тех элементов инфраструктуры государственной поддержки, которые решают максимальное количество современных проблем малого предпринимательства (бизнес-инкубаторы, информационно-консультационные центры, микрокредитные организации) — стимулирование ассоциаций и объединений производителей продукции малого предпринимательства с целью координации усилий в направлении его саморазвитияразвитие таких инструментов косвенной государственной поддержки малого предпринимательства, как лизинг, франчайзинг, венчурное инвестирование, гарантии и налоговые льготы тем рыночным структурам, которые кредитуют малый бизнес или работают с ним на условиях аутсорсинга, трансакций, включения в кластерформирование системы критериев оценки прямой нефинансовой и косвенной государственной поддержки малого предпринимательстваустранение административных барьеров развития малого предпринимательства.

Для повышения инновационной активности в секторе малого предпринимательства требуется усиление взаимодействия между наукой и малым бизнесом, дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию новых технологий в тех секторах, в которых регион имеет достаточный научно-технический и конверсионный потенциал для общероссийского и мирового лидерства.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Л.И. Вызов эпохи и приоритеты экономической и социальной политики государства // Банковское дело. — 1998. — № 12.
  2. Л.И. Роль государства и борьба с экономическими догмами // Экономист. — 1998. — № 9.
  3. Л.И. Что такое хозяйственный механизм? — М., 1980. —320 с.
  4. Л.И. Логика экономического роста. — М., 2002.
  5. Л.И. Теоретические основы перестройки хозяйственного механизма. Реформы управления экономики. Проблемы и поиск. — М., 1987.
  6. . Л.И. Заметки о российском предпринимательстве. — М., 1994.
  7. В.М. Экономические системы и стимулы при социализме. — М., 1984.
  8. А.Э. Малое промышленное предпринимательство: о реальных инвесторах и выборе (поиске) инвестиционных проектов // Российский экономический журнал. — 1998. — № 3. — С. 8−16.
  9. О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития. — Финансы и статистика, 2004.
  10. М. Экономика как наука. — М., 1995.
  11. В.Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике. — М., 2000.
  12. А., Баткилина Г., Калинин В. Государство и малый бизнес: финансирование, кредитование и налогообложение // Вопросы экономики.—2004.—№ 1.
  13. B.C. «Анатомия» отечественного малого бизнеса // Российский экономический журнал. — 1994. — № 2.
  14. B.C. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. — 1993. — № 2.
  15. B.C., Крылова Е. Б. Малое предпринимательство в решении проблемы занятости // Российский экономический журнал. — 1996. — № 10.
  16. B.C. Буржуазная экономическая мысль 30−80 гг. XX века: очерк теории. — М., 1986.
  17. Р.А. Развитие демократических начал в управлении социалистическим производством. — М., 1980.
  18. .А. Эффективность управления: наука и практика. — М., 1982.
  19. А. Государственная поддержка малого предпринимательства в странах с развитой рыночной экономикой. — М., 2002.
  20. А. Механизм лизинговой поддержки малого предпринимательства // Финансовый бизнес. — 1999. — № 5.
  21. А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. — 1999. —№ 2.
  22. А. Условия регулирования малого бизнеса // Экономист. — 2001. — № 2.
  23. А.О. Малое предпринимательство. Теория и практика. — М., 2003.
  24. Е. Малый бизнес в развивающихся странах на фоне глобализации // Мировая экономика и международные отношения. — 2002. — № 6.
  25. А. Путь России к процветанию в постиндустриальном мире // Вопросы экономики. — 2003. — № 5.
  26. В.В. Малые предприятия: правовые основы деятельности, особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета. — М., 2003.
  27. В.В. Реализация общенародных интересов. — М., 1985.
  28. В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. — М.: Наука, 1981.
  29. В.Н., Кондратьев В. В. Механизмы функционирования организационных систем. — М.: Наука, 1981.
  30. Е., Виленский А. Российская модель взаимодействия малого и крупного предпринимательства // Вопросы экономики. — 1999. — № 12.
  31. Ю.А. Куда движется Россия. — М., 1993.
  32. Ю. А. Эпоха НТР: «экономическое чудо» как воплощение мировой культуры. — М., 1999.
  33. М. Избранные произведения. — М., 1990.
  34. Т.А. Финансово-экономический механизм интеграционного взаимодействия в сложной экономической системе: рычаги и методы. — Новосибирск: СИФБД, 2002.
  35. A.M. Швеция: социально-экономическая модель. — М., 1991.
  36. Все о малом предпринимательстве. — ГроссМедиа, 2007.
  37. Е.Т. Восстановительный рост и некоторые особенности современной экономической ситуации в России // Вопросы экономики. — 2003.5.
  38. Г. В. Философия права. — М., 1990.
  39. Дж. Экономические теории и цели общества. — М., 1999.
  40. Гербер Майкл Э. Малый бизнес: от иллюзий к успеху. Возвращение к мифу предпринимательства. — Олимп-Бизнес, 2005.
  41. Р. Финансовый капитал. — М., 1959.
  42. . И. О малых предприятиях. — М., 2002.
  43. В.Я., Швандара В. А. Малый бизнес: организация, экономика, управление. — Юнити, 2003.
  44. В.Я. Малый бизнес. Организация, экономика, управление. — Юнити, 2007.
  45. Госкомстат РФ, Минтруд РФ, Всероссийский центр уровня жизни.1. М., 1997.
  46. Государство и рынок. — М., 1999.
  47. Гражданский кодекс РФ. Часть 1,2. — М., 2003.
  48. В.И., Космин В. В. Термины и понятия (словарь): Транспорт. Строительство. Экономика. Менеджмент. Маркетинг. Системотехника. Информатика. — М.: УМК МПС России, 2000.
  49. Г. П. Тенденции развития малого предпринимательства в современной России и его государственная поддержка: Автореф. дис. канд. экон. наук. — Ростов н/Д, 1998.
  50. В.П. Социальное рыночное хозяйство: опыт Германии. — М., 2001.
  51. Э.Дж. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика.—СПб., 1998.
  52. П.Ф. Рынок: как войти в лидеры. Практика и принципы. — М, 1992.
  53. Еваленко M. J1. Региональное преломление общих проблем развития малого предпринимательства в России // Российский экономический журнал. — 2003. — № 2.
  54. Европа и Россия: опыт экономических преобразований. — М., 1996.
  55. А.П. Проблемы развития малого предпринимательства в России // Финансы. — 1999. — № 12.
  56. Р. Опыт построения социальной рыночной экономики в новых федеральных землях ФРГУ // Общество и экономика. — 1998. — № 7.
  57. Д.А., Рахматулина P.P. Бухгалтерский и налоговый учет на малом предприятии. — КноРус, 2007.
  58. Жеребин В. М, Романов А. Н. Экономика домашних хозяйств. — М, 1998.
  59. А.В., Коньков А. Т., Киснер В. Ф. Мотивации и проблемы малого бизнеса, опыт сравнительных исследований в России и в США // Управление персоналом. — 1998. — № 9.
  60. Закон РФ от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» (в редакции Федерального закона от 21.03.2002 г. № 31−03).
  61. А.Г. Потребности, интересы, ценности. — М., 1999.
  62. JI.T. Финансирование и кредитование малого бизнеса в России: правовые аспекты. — Волтерс Клувер, 2006.
  63. И.Л. Малый бизнес. — ГроссМедиа, 2005.
  64. А. Модели экономического развития и Россия // Вопросы экономики. — 1996. — № 7.
  65. . Проблемы немонополистического сектора // Экономические науки. — М., 1988. — № 5.
  66. В., Куликов В. Как «высветлить» реформируемую экономику // Российский экономический журнал. — 1997. — № 5/6.
  67. Итоги единовременных обследований по социально-экономическим вопросам, опросов общественного мнения населения Российской Федерации, обследований семейных бюджетов. — Вып. 1. — М., 2000.
  68. Итоги единовременных обследований по социально-экономическим вопросам, опросов общественного мнения населения Российской Федерации, обследований семейных бюджетов. — Вып. 1. — М., 2002.
  69. А.В. Индивидуальный предприниматель. — ГроссМедиа, 2006.
  70. Е. Д. Основные направления государственной политики на российском рынке труда // Общество и экономика. — 1997. — № 7/8.
  71. Е.Д., Меликьян Г. Г., Злоказов И. А. Демографическая ситуация в России накануне XXI века // Социологические исследования. — 1997. —№ 6.
  72. С. О роли торговых палат и предпринимательских союзов в развитии малого и среднего предпринимательства в СНГ // Экономическая наука современной России. — 1998. — № 3.
  73. Д.В., Курбангалеева О. А. Индивидуальный предприниматель. — ГроссМедиа, 2007.
  74. А. Особенности предпринимательства в переходной экономике // Экономист. —1999.
  75. А., Колесникова JI. Малый и средний бизнес: эволюция понятий и проблема определения // Вопросы экономики. — 1996. — № 7.
  76. А., Спектор А. Малые предприятия в металлургии. — М, 1999.
  77. Е.Б. Развитие малого предпринимательства как фактор сокращения безработицы: Автореф. канд. дисс. — М., 1998.
  78. А.П. Исторические уроки разрушения общинно земельной собственности. — М., 2002.
  79. Д. Кооперация мелких товаропроизводителей как инструмент хозяйственного управления // Проблемы теории и практики управления. — 1999. — № 3.
  80. А. Экономические механизмы / Пер. с фр.- под общ. ред. Н. И. Хрусталевой. — М.: Прогресс- Универс, 1993.
  81. О.Е. Муниципальное право РФ. — М., 2001.
  82. В. Эффективность рыночных преобразований в России // Общество и экономика. — 1998. — № 6.
  83. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. — М., 2003.
  84. М.Г., Старостин Ю. Л. Малое предпринимательство. — Инфра-М, 2007.
  85. .М. Социально-экономические потребности: закономерности формирования и развития. — М., 1989.
  86. А. Рыночная экономика бессильна без патроната государства // Проблемы теории и практики управления. — 1998. — № 6.
  87. Д.С. Стандарт и качество: экономический аспект. — М., 1999.
  88. Д.С. Экономика развития. — М., 2002.
  89. А.Н. Стратегический менеджмент. — М., 2001.
  90. X. План и товарное производство / Пер. с нем. — М., 2000.
  91. Малое предпринимательство в кризисном обществе (социологические исследования).— М., 1999.
  92. Малое предпринимательство в России 2003 // Статистический сборник. — М.: Госкомстат России, 2003.
  93. Малое предпринимательство в России 2005 // Статистический сборник. — М.: Росстат, 2006.
  94. Малое предпринимательство в России 2006 // Статистический сборник. — М.: Росстат, 2006.
  95. Малое предпринимательство в России: стат. сб. — М.: Госкомстат России, 1999.
  96. Малые и средние предприятия. — М., 2002.
  97. Малый бизнес России. Проблемы и перспективы. — М., 1999.
  98. О.Ю. Современная экономика. — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
  99. Э. Власть и деньги. — М., 1997.
  100. Д., Белокоровин Э. Малый бизнес: японский путь к успеху.—ДМК, 2005.
  101. Г. Б. Юридическая защита предпринимательства в России: историко-правовой аспект. — М., 1997.
  102. А.И. Инвестиционная поддержка малого бизнеса // Российский экономический журнал. — 1998. — № 5.
  103. Мониторинг общественного мнения. — М.: ВЦИОМ, 1998. — № 4.
  104. Г. Мировая экономика. Проблемы и перспективы. — М, 1958.
  105. Налоговый кодекс РФ. — М., 2003.
  106. Научно-инновационная сфера в регионе: проблемы и перспективы развития. — СПб., 1998.
  107. Е.В. Эффективность социальной сферы и методика ее оценки (региональный аспект): Автореф. дис. канд. экон. наук. — Томск, 1994.
  108. С.М. Теории стоимости и их эволюция. — М., 1990.
  109. Ю. Крупный и малый бизнес в одной упряжке // Экономика и жизнь. — 1996. — № 43.
  110. Областная программа поддержки малого предпринимательства в Ростовской области 1998−1999. — Ростов н/Д, 1998.
  111. Областная программа поддержки малого предпринимательства в Ростовской области 2000−2003. — Ростов н/Д, 2000.
  112. Областная программа поддержки малого предпринимательства в Ростовской области 2004−2005. — Ростов н/Д, 2003.
  113. Областная программа поддержки малого предпринимательства в Ростовской области 2006−2008. — Ростов н/Д, 2006.
  114. О.И. Совершенствование производственных отношений.— М., 1989.
  115. В. Основные принципы экономической политики. — М., 2001.
  116. Е.В. Предприятие и предпринимательство. Проблемы роста. М., 2002.
  117. Е.В. Российское предпринимательство. Проблемы роста. —М., 2002.
  118. А. Малое предпринимательство: старые и новые проблемы // Вопросы экономики. — 1998. — № 4.
  119. А. Предпринимательство в России // Вопросы экономики. — 1999. —№ 12.
  120. Основные направления среднесрочной программы социально-экономического развития России // Экономическая наука современной России.—2002.—№ 1.
  121. Основы предпринимательской деятельности. — М., 1998.
  122. Отчет о выполнении областной программы поддержки малого предпринимательства в Ростовской области за 2006 год. — Ростов н/Д, 2007.
  123. А.А. Финансовый рынок: расчет и риск. — М., 2001.
  124. Ю. Инновационное предпринимательство и проблемы технологического развития. — М., 2000.
  125. Полный сборник кодексов Российской Федерации. — М., 2003.
  126. Г. Б. Бюджетная система России. — М., 2000.
  127. А.А. Экономически эффективное государство: американский опыт // Вопросы экономики. — 1998. — № 3.
  128. Предпринимательский тип хозяйствования. — М., 2002.
  129. Предпринимательство / Пер. с англ. — М., 2007.
  130. М.М. Стратегия управления развитием малого бизнеса в регионе (на примере Новгородской области). — Новгород, 1998.
  131. Психология предпринимательской деятельности. Развитие российского предпринимательства в начале 1990-х годов. — М., 1995.
  132. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. — М., 1987.
  133. И.И. Развитие российского предпринимательства и американская практика // США. Канада. Экономика. Политика. Культура. — 1999. —№ 3,4.
  134. .А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. — М., 2003.
  135. И. М. Инструменты McKinsey: Лучшая практика решения бизнес-проблем / Пер. с англ. — М., 2007.
  136. Ресурсный потенциал экономического роста. — М., 2002.
  137. Реформа управления экономики. Проблемы и поиск. — М., 1991.
  138. Д. Начала политической экономии и налогового обложения // Антология экономической классики. — М., 1993.
  139. Н. М. Дискин И.Е. Сбережения населения как источник.
  140. Ю. Этапы развития малого бизнеса (международный опыт). — М., 1998.
  141. С.Г. Управление экономикой. Проблемы совершенствования на современном этапе. — М., 1979.
  142. В. Социальное государство и гражданское общество // Человек и труд. — 1996. — № 11.
  143. Российский статистический ежегодник // Статистический сборник. — М.: Госкомстат РФ, 1997.
  144. Российский статистический ежегодник // Статистический сборник. — М.: Госкомстат РФ, 1999.
  145. Российский статистический ежегодник // Статистический сборник. — М.: Госкомстат РФ, 2003.
  146. Российский статистический ежегодник // Статистический сборник. — М.: Ростстат, 2007.
  147. В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. — М., 2000.
  148. Ф.М. Япония: экономика, средний и малый бизнес. — М, 1997.
  149. О. Малый бизнес — большая польза // Аргументы и факты. — 1999.—№ 3.
  150. Рыночный потенциал экономического роста. — М., 2002.
  151. В. Феномен предпринимательства // Российский экономический журнал. — 1995. — № 10.
  152. С. Рыночная экономика и Россия. — М., 1994.
  153. П. Экономика. — М., 1992.
  154. С., Исаев Н. Социальная политика: новый курс // Вопросы экономики. — 1999. — № 2.
  155. С. Поддержка российского предпринимательства // Вопросы экономики. — 1999. — № 2.
  156. В.Г. Социальное рыночное хозяйство. — М., 1998. —678 с.
  157. В. Государственное регулирование малого бизнеса: опыт Великобритании // Проблемы теории и практики управления. — 1998.
  158. Социально-экономического положения в стране // Регионология.1998. — №¾.
  159. А.Г. Экономический рост, как стратегия экономических преобразований в России // Экономика и организация рыночного хозяйства.1. М, 2000.
  160. Е. С. Мир, СНГ, Россия на пороге XXI века // Общество и экономика. — 1998. — № 1.
  161. Е.С. Инвестиционная политика государства: российская действительность и зарубежный опыт // ЭКО. — 1998. — № 1.
  162. И.Ф., Горшков В. В. Многофункциональность малых предприятий. — М., 2003.
  163. Т. Социальные рычаги экономического роста. — М., 1999.
  164. Ю.Б. Предприятие и предпринимательство в трансформируемой экономике. — М., 2003.
  165. Теория потребительского поведения и спроса / Под. ред. В. М. Гальперина. — СПб., 1993.
  166. Индивидуальный предприниматель / Под. ред. А. В. Касьянова. — ГроссМедиа, 2007.
  167. Р. Предпринимательская мораль и предпринимательское поведение в XIX веке: примеры немецкой буржуазности. — М., 1996.
  168. М. Экономическое развитие. — М., 1997.
  169. Толковый словарь. Предпринимательство, бизнес, малые предприятия.— М., 1992.
  170. Торгово-промышленные палаты в системе поддержки отечественного предпринимательства // Российский экономический журнал. — 2002.4.
  171. Н.П. Экономический рост и его устойчивость // Ресурсный потенциал экономического роста. — М., 2002.
  172. А.Н. Устойчивость предприятий в рыночной среде // Экономика и организация рыночного хозяйства. — М., 2000. — 545 с.
  173. Ф.А. Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма. — М, 1992.
  174. Хайнц J1. Социальная рыночная экономика. Германский путь. — М., 1994.
  175. П. Экономический образ мышления / Пер. с англ. — М., 1991.
  176. И. Огромная ниша для малого бизнеса // Общая газета. — 1998. —№ 23.
  177. Р., Питере М. Предпринимательство, или как завести собственное дело и добиться успеха. — Вып. 1. — М., 1991.
  178. А. Курс предпринимательства. — М., 1993.
  179. В. Н. Рынок инвестиций малых организаций. — Феникс, 2006.
  180. В.Н., Максимов Д. В., Богуславский В. В. Малое предпринимательство в России. — Феникс, 2006.
  181. Человек и его дело. Основы рыночной экономики. — М., 2003.
  182. Ф.И. Государство и экономика. — М., 1999.
  183. Ф.И. Роль предпринимателя в рыночной экономической системе. — М., 1997.
  184. И.Н., Блинов А. О., Кестер Я. М. Управление региональным хозяйством. — КноРус, 2005.
  185. В.А. Предпринимательский ресурс общества. — М., 2002.
  186. А.Д., Сайфулин Р. С. Финансы предприятий. — М.: Ин-фра-М, 1999.
  187. .М. Малый бизнес: финансовая среда предпринимательства. Финансы и статистика. — 2006.
  188. Й. Теория экономического развития. — М., 1982.
  189. Н.С. Ценность и стоимость. — М., 1994.
  190. А.А. Малое предпринимательство в условиях экономики переходного типа: Автореф. дис. канд. экон. наук. — Ростов н/Д, 1997.
  191. Экономика и организация рыночного хозяйства. — М., 2000.
  192. Г. Двенадцать принципов производительности. — М., 1992.
  193. JI. Благосостояние для всех. — М., 1991.
  194. Г. А. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие. — РДЛ, 2006.
  195. . Е., Пономаренко А., Косыгина А. Нерыночный сектор в экономике России // Вопросы экономики. — 2002. — № 6.
Заполнить форму текущей работой