Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Особенности музыкально-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов отражены преимущественно в научных трудах по проблемам профессиональной подготовки специалистов в области музыкального образования. Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, Л. Г. Арчажникова и другие обосновали необходимость специальной подготовки будущих… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. Теоретические основы исследования общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов вуза
    • 1. 1. Сущность и функции общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов вуза
    • 1. 2. Особенности общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета
    • 1. 3. Анализ отечественного опыта организации общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета
  • ГЛАВА II. Реализация социально-педагогических условий использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов
    • 2. 1. Характеристика общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета
    • 2. 2. Практика общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы

Общественно-просветительская деятельность как средство социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета обусловлена рядом обстоятельств.

В нашей стране имеются давние традиции общественного просвещения: деятельность российских просветителей XVIII века, декабристов и народников в XIX веке, сельской интеллигенции в первые годы Советской власти и других подвижников просветительства. На протяжении двадцатого столетия эта сфера общественной жизни четко регламентировалась государством и использовалась большей частью для решения идеологических задач. В современных условиях изменились целевые установки, функции и задачи общественно-просветительской деятельности, тем не менее, и сегодня она остается одним из ведущих способов передачи представителями российской интеллигенции духовного наследия, системы общественных идеалов и ценностей подрастающему поколению.

В настоящее время в средствах массовой информации широкое распространение получили произведения «массовой культуры», как правило, низкого качества, оттесняющие на задний план музыкальную классику, духовную и подлинно народную музыку, которые в такой социокультурной ситуации оказываются по своей сути искусством элитарным, недоступным и непонятым большинством населения. В этих условиях необходим поиск путей приобщения молодежи и, в первую очередь, студенчества к данному пласту музыкальной культуры. Большие возможности в решении обозначенной проблемы имеет организация музыкальной пропаганды и просвещения. Включение студентов в общественно-просветительскую деятельность в сфере музыкального искусства оказывает существенное влияние на процесс становления их социального опыта. Но в практике социального воспитания студентов возможности общественно-просветительской деятельности используются не в полной мере. Поэтому возникает необходимость научного исследования воспитательных потенциалов данного вида деятельности.

Проблема воспитания студентов в отечественной педагогической литературе представлена достаточно широко и разносторонне. Существенный вклад в разрешение данной проблемы вносят концепции социального воспитания В. Г. Бочаровой, М. А. Галагузовой, А. В. Мудрика, В. А. Никитина, JI.E. Никитиной, В. Д. Семенова, Г. Н. Филонова,.

B.А. Фокина. П. И. Бабочкиным, И. М. Ильинским, В. Т. Лисовским определены важнейшие направления воспитательной работы со студентами вузов.

Теоретические основы влияния деятельности на развитие и становление личности разработаны А. Г. Асмоловым, М. Г. Казакиной, А. В. Кирьяковой, Н. В. Кузьминой, А. Н. Леонтьевым, А. К. Марковой,.

C.Л. Рубинштейном и другими. Изучению традиций и опыта организации общественно-просветительской деятельности посвящены диссертационные исследования Р. Б. Дондоковой, А. Л. Задорожного, Л. В. Кирилловой, Н. М. Ляпина, С. Л. Паладьева, В. В. Случевского и др. Вопросы формирования социальной активности и культуры личности в просветительской деятельности рассматриваются в диссертациях Л. И. Сотниковой, O.K. Щербань.

Среди исследований, направленных на изучение различных аспектов общественно-просветительской деятельности, содержанием которой является музыкальное искусство, следует назвать работы, посвященные формированию музыкально-просветительских умений учителя начальных классов (В.Г. Лысенко), вопросам подготовки студентов консерватории к музыкально-пропагандистской деятельности (Э.Н. Скуратовой), проблеме готовности студентов педколледжа к музыкально-лекторской деятельности (Е.Н. Михейченковой) и другие.

Особенности музыкально-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогических факультетов педагогических вузов отражены преимущественно в научных трудах по проблемам профессиональной подготовки специалистов в области музыкального образования. Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, О. А. Апраксина, Б. В. Асафьев, Л. Г. Арчажникова и другие обосновали необходимость специальной подготовки будущих учителей музыки к просветительской деятельности. Различные аспекты этой проблемы рассматривались в работах И. У. Аушевой, J1.A. Безбородовой, Е. А. Левановой, Л. А. Маковец, В. Г. Максимова, О. Г. Максимовой, И. В. Митус, Е. В. Павловой, Т. И. Рейзенкинд, Г. А. Халиковой и других. Однако исследования потенциалов общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета вуза в научной и научно-методической литературе не проводилось.

Просветительская деятельность является одной из главных составляющих профессии школьного учителя музыки, поэтому важно уже в процессе обучения в вузе привлекать студентов к ее осуществлению. Организация музыкально-просветительской деятельности студентов педагогических вузов нацелена преимущественно на решение задач профессиональной подготовки будущих специалистов. Между тем она играет большую роль в процессе личностного становления студентов. Но существующая практика организации общественно-просветительской деятельности свидетельствует о недостаточном внимании к реализации ее воспитательных возможностей.

На музыкально-педагогическом факультете Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова накоплен значительный опыт использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов. Имеющийся опыт требует научного анализа и обобщения.

Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно констатировать несколько противоречий: во-первых, между значительными возможностями общественно-просветительской деятельности как средства воспитания молодежи и недостаточным использованием потенциала данной деятельности в воспитательном процессе современного вузаво-вторых, между наличием большого числа исследований, посвященных различным аспектам социального воспитания студентов, вопросам организации общественно-просветительской деятельности в процессе профессионального образования и тем, что функции и условия использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета не стали предметом специального исследованияв-третьих, между наличием отечественного опыта организации общественно-просветительской деятельности в образовательном процессе музыкально-педагогических факультетов педвузов и недостаточным осмыслением в научной литературе особенностей применения деятельности в качестве средства социального воспитания в вузе.

Названные противоречия определили выбор проблемы исследования: при каких социально-педагогических условиях общественно-просветительская деятельность обеспечит решение задач социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета?

Решение данной проблемы определило цель исследования: выявить социально-педагогические условия использования общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета.

Объект исследования: социальное воспитание студентов музыкально-педагогического факультета.

Предмет исследования: социально-педагогические условия использования общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета.

На основе анализа теории и практики социального воспитания студенческой молодежи и собственного опыта нами сформулирована гипотеза исследования: общественно-просветительская деятельность обеспечит решение задач социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета, если:

• представляет собой полилог, в котором музыкант-просветитель выступает посредником между автором музыкального произведения и слушателем;

• субъективно воспринимается студентами как продолжение традиций российского общественного просветительстваспособствует освоению студентами различных социальных ролей: художественного руководителя, менеджера, музыканта-просветителя (лектора-музыковеда, музыкального критика, музыканта-исполнителясолиста-инструменталиста и вокалиста, участника ансамбля исполнителей или хора), технического исполнителя.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1) определить сущность и функции общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов вуза;

2) выявить особенности использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета;

3) обосновать социально-педагогические условия использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета;

4) разработать методическое обеспечение общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета.

Теоретико-методологической основой исследования являются: теория диалога (М.М. Бахтин, B.C. Библер, Г. С. Батищев, М. С. Каган,.

С.Ю. Курганов, Ю. М. Лотман, A.M. Раевский), философская герменевтика (Х.-Г. Гадамер, В. Дильтей, П. Рикер и др.) — научные положения об общении как обмене духовными ценностями М. С. Кагана, А. В. Мудрика, о духовно-ценностном постижении искусства личностью (Б.В. Асафьев, Е. В. Назайкинский, А. Н. Сохор, М. С. Каган, А. Ф. Лосев, В. В. Медушевский, Л. Н. Столович, А. И. Щербакова и др.).

Исследование базировалось на концепции деятельности, разработанной в отечественной науке (А.Н. Леонтьев, К. К. Платонов, СЛ. Рубинштейн) и теории формирования личности в деятельности (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович,.

A.Н.Леонтьев, В. И. Слободчиков, Д. Б. Эльконин и др.) — современных теориях социализации и концепциях социального воспитания (Б.З. Вульфов, И. С. Кон, А. В. Мудрик, М. И. Рожков, Д. И. Фельдштейн и др.) — технологии социальных проб (М.И. Рожков) — положениях возрастной и педагогической психологии о специфике развития студенческой молодежи (Б.Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, А. А. Реан, И. А. Зимняя, Н. С. Лейтес,.

B.И. Слободчиков и др.).

В работе учитывались результаты научных исследований проблемы социального воспитания студентов в вузе Н. Ф. Басова, Б. В. Куприянова, А. Е. Подобина, Н. М. Рассадина, В. В. Рогачева, А. И. Тимонина.

Для достижения поставленной цели, решения задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретические (анализ философской, социологической, культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследованияизучение и обобщение педагогического опытаретроспективный анализ собственной педагогической деятельности) — эмпирические (наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, включенное наблюдение) — опытно-экспериментальная работа.

Экспериментальной базой исследования являлся музыкально-педагогический факультет государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова». Всего в эксперименте приняли участие 112 студентов, 19 преподавателей.

Этапы исследования.

Первый этап (1999 — 2001 гг.) — определение проблемы исследованияизучение научной и методической литературы по избранной темеанализ и обобщение опыта организации общественно-просветительской деятельности в системе высшего музыкально-педагогического образованияосмысление собственной практики воспитательной работы со студентами музыкально-педагогического факультета.

Второй этап (2001 — 2003 гг.) — определение методологических и методических подходов к решению проблемы, формирование теоретической концепции исследованияразработка программы и осуществление опытно-экспериментальной работы.

Третий этап (2003 — 2005 гг.) — завершение опытно-экспериментальной работысистематизация, обобщение и оценка результатов опытно-экспериментального исследованияуточнение основных теоретических положенийлитературное оформление текста диссертации, подготовка научно-методических рекомендаций по внедрению в практику результатов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в разработке целостного представления об общественно-просветительской деятельности как средстве социального воспитания студентов вуза: определении ценностной, индивидуально-ориентационной, операционной, интеграционной функций общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов;

• выявлении особенностей использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов вуза (адекватность целям профессиональной подготовки, которая создает предпосылки для осуществления студентом музыкального просвещения населения на добровольных началахопределяющая роль в воспитательной работе педагога вуза методического обеспечения совместной деятельности студентовподдержка многообразия мотивов участия студентов в общественно-просветительской деятельностидинамика позиции студента от социальной пробы под руководством педагога до самоорганизации собственной деятельности);

• выявлении социально-педагогических условий использования общественно-просветительской деятельности как средства воспитания студентов музыкально-педагогического факультетаобосновании методического обеспечения общественно-просветительской деятельности студентов как одной из сторон воспитательной работы педагога вуза.

Практическая значимость исследования определяется тем, что полученные результаты способствуют усилению просветительской и ценностно-ориентировочной направленности практики социального воспитания студентов вуза.

Материалы исследования послужили концептуальной основой для разработки программы курсов «История русской музыки», «Русская музыка в школе», спецкурса «Лекторское мастерство учителя музыки», спецсеминаров «Основы лекторской практики в школе» и «Основы музыкальной критики» для студентов музыкально-педагогического факультета.

Содержащиеся в исследовании теоретические положения и представленное методическое обеспечение общественно-просветительской деятельности студентов могут быть использованы в работе не только музыкально-педагогического факультета вуза, но и в практике социального воспитания студентов педагогических колледжей и музыкальных училищ.

Личный вклад автора заключается в уточнении представлений о сущности и функциях общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентоввыявлении педагогических условий использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентовв организации опытно-экспериментальной работыв разработке методического обеспечения общественно-просветительской деятельности студентов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обусловлены всесторонним анализом проблемы, реализацией комплекса теоретических и экспериментальных методов, соответствующих целям, задачам и особенностям предмета исследованиядлительным характером опытно-педагогической работыкачественным и количественным анализом полученных положительных результатов исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Сущность общественно-просветительской деятельности как средства социального воспитания студентов заключается в социальной значимости данной деятельности, добровольном характере участия в ней, в трансляции ее участниками культурных ценностей путем предъявления аудитории (слушателям, зрителям и т. д.) образцов культуры и разъяснения их значений.

2. Общественно-просветительская деятельность в социальном воспитании студентов может реализовывать следующие функции: ценностную (интериоризацию ее участниками гуманистических идей и общечеловеческих ценностей), индивидуалъно-ориентационную (самоопределение в социопрофессиональной сфере, выбор формы деятельности и способа участия в ней), операционную (освоение основных форм общественного просвещения), интеграционную (включение в реальные отношения с людьми разного возраста и уровня общей и музыкальной культуры).

3. Общественно-просветительская деятельность выступает средством воспитания студентов музыкально-педагогического факультета, если: содержание деятельности представляет собой полилог, в котором музыкант-просветитель выступает посредником между автором музыкального произведения и слушателемсубъективно воспринимается студентами как продолжение традиций российского общественного просветительстваспособствует освоению студентами различных социальных ролей: художественного руководителя, менеджера, музыканта-просветителя (лектора-музыковеда, музыкального критика, солиста-инструменталиста, вокалиста, участника ансамбля исполнителей или хора), технического исполнителя.

4. Содержание методического обеспечения общественно-просветительской деятельности студентов строится на основе конкретизации представлений студентов о музыкальном искусстве, помощи в выработке индивидуального стиля деятельности, в осуществлении рефлексии, содействии в освоении способов организации общественно-просветительской деятельности как социального проекта. Основными формами методического обеспечения общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета являются консультация и экспертиза.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные теоретические положения и выводы, рекомендации были изложены автором в следующих докладах и выступлениях: на межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (г. Екатеринбург, 1999 г.) — научно-практическом семинаре «Педагогика встречных усилий: взгляд в будущее» (г. Кострома, 2002 г.) — научно-практической конференции «Преемственность традиций классического музыкального образования молодежи — в XXI век» (г. Кострома, 2002 г.) — Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическая поддержка участников образовательного процесса» (г. Чебоксары, 2003 г.) — Всероссийской научной конференции «Становление музыкально-эстетической культуры специалиста в условиях педагогического образования» (г.Липецк, 2005 г.) — Всероссийском конгрессе «Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодёжи: современное состояние и перспективы» (г. Орел, 2005 г.).

Исследование выполнено в рамках реализации гранта РГНФ (проект № 04−06−222 А).

Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории и теории музыки, ежегодных научно-практических конференциях на музыкально-педагогическом факультете КГУ им. Н. А. Некрасова, на научных конференциях, проводимых в рамках Всероссийского фестиваля преподавателей и студентов музыкально-педагогических факультетов вузов России.

По теме исследования опубликовано 22 работы.

Структура диссертационного исследования:

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы, который включает 265 наименований, и приложений.

Во введении обосновывается актуальность избранной темы, определяются цель, объект, предмет и задачи исследования, излагаются его гипотеза, теоретико-методологические основы и методы, раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, формулируются основные положения, выносимые на защиту, приводятся данные о базе исследования, сведения об апробации результатов исследовательской работы.

В первой главе — «Теоретические основы исследования общественно-просветительской деятельности как средства воспитания студентов вуза» -уточняется содержательная характеристика базовых понятий, используемых в диссертацииопределяются функции и особенности использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультетаанализируется отечественный опыт общественно-просветительской деятельности студентов.

Во второй главе — «Реализация педагогических условий использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов» — представлены: характеристика социально-педагогических условий использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультетаметодическое обеспечение общественно-просветительской деятельности студентовописание хода и результатов опытно-экспериментальной работы.

В заключении подведены общие итоги, сформулированы выводы исследования, определены направления дальнейшей разработки поставленной проблемы.

Выводы по второй главе.

Опытно-экспериментальное исследование общественнопросветительской деятельности как средства социального воспитания студентов вуза позволило сделать следующие выводы.

Общественно-просветительская деятельность обеспечит решение задач социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета, если будут реализованы социально-педагогические условия, которые были выявлены нами на основе анализа теории и практики социального воспитания студентов вузов: содержание деятельности представляет собой полилог, в котором музыкант-просветитель выступает посредником между автором музыкального произведения и слушателемучастие в общественно-просветительской деятельности студенты субъективно воспринимают как продолжение традиции российского общественного просветительстваобщественно-просветительская деятельность способствует освоению различных социальных ролей: художественного руководителя, менеджера, музыканта-просветителя (лектора-музыковеда, музыкального критика, музыканта-исполнителя — солиста-инструменталиста и вокалиста, участника ансамбля исполнителей или хора), технического исполнителя.

Опытно-экспериментальная работа, проводимая нами на базе музыкально-педагогического факультета ГОУ ВПО «Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова», позволила разработать методическое обеспечение общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета. Содержание методического обеспечения основано на конкретизации представлений студентов о музыкальном искусстве, помощи в выработке индивидуального стиля деятельности, в осуществлении рефлексии, содействии в освоении способов организации общественно-просветительской деятельности как социального проекта. Основными формами методического обеспечения общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета являются консультация и экспертиза.

Предпосылками включения студентов в общественно-просветительскую деятельность служат компоненты содержания профессиональной подготовки на музыкально-педагогическом факультете.

Результативность использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета была проверена посредством специально подобранного и адаптированного исследовательского инструментария, который позволил наглядно продемонстрировать существенные приращения по всем выделенным показателям и сделать вывод об успешной реализации социально-педагогических условий, что свидетельствует о правомерности выдвинутой гипотезы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Анализ научной литературы по проблеме исследования общественно-просветительской деятельности как средства воспитания студентов музыкально-педагогического факультета, результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили выдвинутую гипотезу и позволили придти к следующим выводам.

В современной научной литературе существуют различные подходы к определению сущности общественно-просветительской деятельности и анализу ее основных форм. Анализ определений «общественно-просветительской деятельности» в различных контекстах (художественно-просветительская, музыкально-просветительская, культурнопросветительская и т. п.), общие подходы к пониманию общественного движения, общественных организаций и объединений Н. Ф. Басова, выявленные особенности социальной деятельности, отраженные в работах представителей научной школы М. И. Рожкова, в частности, в исследовании В. В. Рогачева, и трактовка А. В. Мудриком просвещения в контексте социального воспитания способствовали выявлению сущности общественно-просветительской деятельности как средства воспитания студентов, которая заключается в социальной значимости данной деятельности, добровольном характере участия в ней, в трансляции ее участниками культурных ценностей путем предъявления аудитории (слушателям, зрителям и т. д.) образцов культуры и разъяснения их значений.

В исследовании были выявлены функции общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов вуза: ценностная (интериоризация гуманистических идей и общечеловеческих ценностей), индивидуально-ориентационная (самоопределение в социопрофессиональной сфере), операционная (освоение основных форм общественного просвещения), интеграционная (включение в реальные отношения с людьми различных возрастных групп и уровня общей и музыкальной культуры).

Анализ опыта музыкально-педагогического факультета показал, что музыкально-педагогический факультет как воспитательная организация обладает значительным потенциалом в решении задач социального воспитания студентов и имеет ряд особенностей: адекватность целям профессиональной подготовки, которая создает предпосылки для осуществления студентом музыкального просвещения населения на добровольных началахопределяющая роль в воспитательной работе педагога вуза методического обеспечения совместной деятельности студентовподдержка педагогами многообразия мотивов участия студентов в общественно-просветительской деятельностидинамика позиции студента от социальной пробы под руководством педагога до самоорганизации собственной деятельности.

Общественно-просветительской деятельность обеспечивает решение задач социального воспитания студентов музыкально-педагогического факультета, если содержание деятельности представляет собой полилог, в котором музыкант-просветитель выступает посредником между автором музыкального произведения и слушателем. Для того чтобы полилог состоялся, на различных этапах организации общественно-просветительской деятельности необходим мысленный диалог музыканта-просветителя с композитором, диалог музыканта-просветителя со слушателем, диалог студента, выступающего в роли музыканта-просветителя, с самим собой как соавтором интерпретируемого произведения.

Вторым социально-педагогическим условием использования общественно-просветительской деятельности в социальном воспитании студентов музыкально-педагогического факультета является субъективное отношение студентов к участию в деятельности как к продолжению традиции русского общественного просветительства. Субъективное отношение к данному феномену проявляется в признании его значимости для личности. Продолжение традиции предполагает формирование мотивов участия, усвоение опыта общественного просветительства и практическое его воспроизведение в различных формах с целью развития и передачи следующим поколениям. На музыкально-педагогическом факультете традициями выступают различные формы общественного музыкального просвещения, в них участвуют и студенты, и преподаватели.

В качестве третьего социально-педагогического условия выступает освоение студентами в общественно-просветительской деятельности различных социальных ролей: художественного руководителя, менеджера, музыканта-просветителя (лектора-музыковеда, музыкального критика, солиста-инструменталиста и вокалиста, участника ансамбля исполнителей или хора), технического исполнителя. Включение студентов в данную деятельность и освоение ролей происходит на всех этапах их обучения в университете по принципу усложнения форм участия в ней. При этом происходит самооценивание, взаимооценивание успешности освоения ролей, индивидуальное ориентирование в тех ролях, которые более всего подходят студенту.

В ходе опытно-экспериментальной работы было разработано методическое обеспечение общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета. Предпосылками включения студентов в общественно-просветительскую деятельность служат компоненты содержания профессиональной подготовки на музыкально-педагогическом факультете. Содержание методического обеспечения основано на конкретизации представлений студентов о музыкальном искусстве, помощи в выработке индивидуального стиля деятельности, в осуществлении рефлексии, содействии в освоении способов организации общественно-просветительской деятельности как социального проекта. Основными формами методического обеспечения общественно-просветительской деятельности студентов музыкально-педагогического факультета являются консультация и экспертиза.

В опытно-экспериментальной работе были получены факты, подтверждающие результативность разработанных условий и предложенного методического обеспечения общественно-просветительской деятельности.

Диссертант считает целесообразным дальнейшее рассмотрение проблемы реализации потенциалов общественно-просветительской деятельности в условиях различных видов воспитательных организаций.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М.: Просвещение, 1983. 112 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980.-335с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности и процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. -С. 19−44.
  4. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991−301с.
  5. АдаеваН.А. Музыка и нравственное развитие человека: (К истории и теории проблемы): Дисс. канд. филос. наук. Саранск, 2000. — 167 с.
  6. Актуальные проблемы нравственного воспитания студентов / Под ред. В. Т. Лисовского. Л.: Изд-во ЛГУ, 1978. — 208 с.
  7. Алексий II (Патриарх). Приветствие участникам чтений // Духовное наследие Глинкинской пустыни в современной системе образования. -М.: САМШИТ, 1999. С. 10−12.
  8. .С. Общение и его проблемы. М.: Знание, 1982. — 64 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Молодежная" — 7).
  9. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  10. Ю.Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб: Питер, 2001. — 272 с. — (Серия «Мастера психологии»).
  11. В.И. Деловая риторика: Практический курс для творческого саморазвития делового общения, полемического и ораторского мастерства. Казань, Изд-во Казанского университета, 1993. — 251 с.
  12. В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 1. — Казань, Изд-во Казанского университета, 1996. -568 с.
  13. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. (до реформ 60-х гг.). М.: Педагогика, 1987. — 560 с.
  14. Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. — № 1. — С. 131 — 143.
  15. О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1983. 224 с.
  16. Ю.В. Ценности и воспитание // Педагогика. 1999. — № 4. -С. 117−121.
  17. Л.Г. Комплексное решение проблем музыкального образования // Актуальные проблемы профессиональной подготовки учителя музыки: Межвуз. сб. науч. тр. Кострома: Изд-во КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. — С.3−8.
  18. .В. Великие традиции русской музыки // Избр. труды. Т. 4. -М.: АПН СССР, 1955. — С.63−68.
  19. .В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -M.-JL: Музыка, 1983. 144 с.
  20. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
  21. И.У. Формирование просветительской направленности учебного процесса в фортепианном классе музыкально-педагогического факультета: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1990. 181с.
  22. В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1980. -368 с.
  23. А.Н. Педагогические условия социального закаливания старшеклассников: Автореф. дисс. канд пед наук. Кострома, 1999. -22 с.
  24. Н.Ф. Детские объединения в системе социального воспитания // Вестник Костромского государственного педагогического университета им. Н. А. Некрасова, 1998. № 1. — С.128−129.
  25. Н.Ф. История социальной педагогики: Учеб пособие для студ. Высш. учеб заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Басова, А. Н. Кравченко. М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 256 с.
  26. А.В. Психодиагностика способности к общению, или Как определить организаторские и коммуникативные качества личности. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. 176 с.
  27. М.М. Эстетика словесного творчества: Сб. избр. тр. / [Примеч. С. С. Аверинцева, С.Г. Бочарова]. М.: Искусство, 1979. — 423 с.
  28. М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1972.31 .Безбородова Л. А^ Теория и методика дирижерско-хоровой подготовки студентов к музыкально-просветительной деятельности: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1996. — 355 с.
  29. А.В., Майкз С. Монолог, диалог и полилог в ситуациях общения. -М.: Прогресс, 1985. 215 с.
  30. Н.А. Судьба России / Сост. и послесл. К. П. Ковалева. М.: Советский писатель, 1990. — 346 с. С.93−94.
  31. JI.A. Выдающиеся советские музыканты-просветители // Музыкальное воспитание в современном мире. М.: Советский композитор, 1973.-С. 150−160.
  32. B.C. Нравственность. Культура. Современность: (Философские раздумья о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990. — 62 с. — (Новое в жизни, науке, технике. — Серия «Этика" — 4).
  33. B.C. От наукоучения к логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. — М.: Политиздат, 1990. — 413 с.
  34. Е.А. Воспитательная функция музыки: эволюция и современные тенденции реализации: Дисс. докт. пед. наук. М., 1992.
  35. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия — 2002.
  36. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. A.M. Прохоров. Т.2. -М.: Советская энциклопедия, 1991. — 768 с.
  37. Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания // Педагогика, 1995. № 4. — С. 29−34.
  38. Е.В., Кульневич С. В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учебное пособие. -М.- Ростов-н/Д: ТЦ «Учитель», 1999. 560 с.
  39. С.К., Колесов Д. В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учеб пособие. М.: Изд-во
  40. МПСИ- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. 280 с. — (Серия «Библиотека студента»),
  41. Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. -181 с.
  42. Н.М. Пространство воспитания: образ бытия: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2000. — 225с.
  43. БуеваЛ.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. -325 с.
  44. А.П. Культуросообразность образования. Педагогический опыт России XVIII—XX вв.: Дисс. докт. пед. наук. М., 2003.
  45. Е.В. Коллоквиум как форма проверки профессиональных знаний и умений студентов // Тезисы учебно-методической конф. «Новые формы и методы обучения студентов». 4.2. — Кострома: КСХИ, 1994.-С. 60.
  46. Т.М., Зевина О. Г. Опыт утверждения общечеловеческих ценностей, культурных символов в индивидуальном сознании // Вопросы психологии. 1997. — № 5. — С. 44−56.
  47. А. Русская эстетика XVIII века: ист.-пробл. очерк просвет, мысли. М.: Искусство, 1983. — 238 с.
  48. В.В. Лингвокультурология (теория и методы). М.: Изд-во РУДН, 1997.-331 с.
  49. Е.А. Духовно-нравственное просвещение учащихся младших классов средствами музыки: Дисс. канд. пед. наук. Вологда, 2002. -197 с.
  50. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / Под ред. Н. Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. — 208 с.
  51. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В. А. Березиной, О. И. Волжиной, И. А. Зимней. М.: Вентана-Граф, 2002. — 384 с.
  52. Восприятие и деятельность / Под ред. Проф. А. Н. Леонтьева. М.: Изд-во МГУ, 1976., — 319 с.
  53. .З., ХарькинВ.Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995.- 112 с.
  54. Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. -М.: Педагогика-Пресс, 1999. 536 с.
  55. Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. Т.2 / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика, 1982. — 504 с.
  56. . С., Шейерман Р. Общечеловеческие ценности в образовании //.Педагогика, 1992, № 5−6. с. 3−18.
  57. С.Л. Музыкальное просвещение подростков в условиях деятельности музыкального общества: Дисс. канд. пед. наук. -Тамбов, 2002, — 181 с.
  58. Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема: Монография. СПб: Спец. лит., 1997. -189 с.
  59. А.Б. Задачи инструкторско-педагогического факультета консерватории // Музыкальное образование, 1926. № 1−2. — с. 49−51.
  60. И.Е. Добровольческое движение в США // Мировая экономика и международные отношения. 2001. -№ 1. — С. 78−86.
  61. А.Л. Музыкальная психология. -М., 1983. 190 с.
  62. Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: Философский анализ. Новосибирск: Наука, 1982. — 190 с.
  63. Е.А. Три взгляда на один потенциал // Теория, история, методика детского движения. Специальный выпуск. -М., 1998.
  64. А. Б. Анатомия диалога // Хрестоматия по педагогической психологии. М., 1995.
  65. Р.Б. Влияние просветительской и педагогической деятельности декабристов на развитие просвещения народов Бурятии, 1830 1860 гг.: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1998. — 164 с.
  66. Ф.М. Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине // В кн.: О России. М., 1992.
  67. М.М. Диалог культур в контексте музыкальной педагогики // Искусство и образование. 2004. — № 4. — с. 42−47.
  68. Ю.М. Ценности как детерминанты принятия. Социально-психологический подход к проблеме // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М., 1976.
  69. В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М.: Педагогика, 1990. — 164 с.
  70. И.А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-480 с.
  71. И.А. Элементарный курс педагогической психологии: Учеб. пособие. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1992. — 111 с.
  72. С.П. Проблемы социализации современной молодежи. -Оренбург, 1999.-290 с.
  73. И.П. Методика коммунарского воспитания: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1990. — 144 с. — (Мастерство учителя: идеи, советы, предложения).
  74. ИллеМ.Е. Музыкальные интересы и духовные потребности молодежи // Социологические исследования. 1990. — № 12. — С.94−102.
  75. И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. -М.: Голос, 2001. 692 с.
  76. Интенсификация творческой деятельности студентов. Казань: Изд-во КГУ, 1990.- 197 с.
  77. История эстетической мысли. М.: Искусство, 1985. — Т.1. — С.143−144.
  78. З.К. Просветительство как культурно-историческое явление и особенности его развития в Средней Азии: Автореф. дисс. канд. филос. наук. Ташкент, 1990. — 21 с.
  79. Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Музыка, 1981.
  80. М.С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
  81. М.С. Музыка в мире искусств. СПб.: «UT», 1996. — 232 с.
  82. М.С. Социальные функции искусства. Л.: «Знание», 1978. -36 с.
  83. М.С. Человеческая деятельность: (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 328 с.
  84. Э.Ш. Молодежь как объект и субъект социальной деятельности // Советская педагогика. 1988. — № 9. — С. 56 — 60.
  85. В.А. Общечеловеческие ценности основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. — 1993. — № 2. -С. 4−7.
  86. В.А., Новикова Л. И., Селиванова Н. Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! — М.: Новая школа, 1996. 156с.
  87. Л.В. Гуманизм педагогического наследия французских просветителей и их последователей: Дисс. канд. пед. наук. -Чебоксары, 2000. 190 с.
  88. Д.К. Музыкальное восприятие: проблема адекватности: Автореф. дисс. докт. искусствоведения. -М., 1997. -36 с.
  89. С.М. Просветительская деятельность: Экономика, организация, менеджмент: Дисс. канд. экон. наук. СПб, 1996.
  90. А.С. Музыка и жизнь. О месте музыкального искусства в развивающемся мире: Монография. СПб.: Ut, 1997. — 157 с.
  91. А.С. Педагогические основы информационно-просветительной деятельности учреждений культуры: Автореф. дисс. докт. пед. наук. Л., 1991. -38 с.
  92. Ю9.КоджаспироваГ.М., Коджаспирова А. Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
  93. Кон И. С. Социология личности. М., 1967. — 272с.
  94. Ш. КонИ.С. Психология ранней юности: книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. — 254с.
  95. Концепция воспитания студентов вузов РФ: Метод, пособие / Науч. ред. В. Т. Лисовский. СПб.: СПбГУ, 1999.
  96. Концепция воспитания учащейся молодежи / Сост. А. А. Бодалев, З. А. Малькова, Л. И. Новикова, В. А. Караковский и др. // Педагогика. 1992. — № 3−4. — С. 11−19.
  97. Н.П. Интерпретация музыки. Л.: Музыка, 1979. — 206 с.
  98. Ю.А. Познавательная роль музыки. М.: Музыка, 1963. 60 с.
  99. .Д. Всероссийский конкурс в Костроме // Искусство в школе. 1995. — № 3.
  100. Е.П. Психологические проблемы воспитательного воздействия искусства // Вопросы психологии. 1989. — № 4. — С. 102 110.
  101. .В., ДынинаС.А. Современные подходы к определению сущности категории «педагогические условия» // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова, 2001. -№ 2. С. 101−104.
  102. .В., Миновская О. В. Ситуационно-ролевая игра как средство развития у подростков субъектности во взаимодействии: Монография / Под ред. И. И. Фришман. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. — 152 с.
  103. .В., Подобии А. Е. Очерки общественной педагогики: Ролевое движение в России. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003.- 104 с.
  104. А.В. Формирование профессиональных ценностных ориентаций будущего специалиста по социальной работе в вузе. -Дисс. .канд. пед. наук. Кострома, 2002. — 226 с.
  105. А. Основы педагогики музыкальной школы. М.: Музыка, 1985.- 143 с.
  106. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  107. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во МГУ, 1981. -584 с. С. 361.
  108. Д.А. От социальных ценностей к личностным: социогенез и феноменология ценностной регуляции деятельности // Вестник Московского университета. Психология. 1996. — № 4. — С. 35−45.
  109. Д.А. Очерк психологии личности: Учеб. пособие для студ. вузов. -М.: Смысл, 1997. 63 с.
  110. Д.А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. — № 4. -С. 15−26.
  111. Х.И. Как воспитывает процесс обучения? М.: Знание, 1982. — 96 с. — (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Педагогика и психология», № 12).
  112. .Т. Педагогика: Курс лекций. -М.: Прометей, 1992. 528 с.
  113. Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. — 440 с.
  114. А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1927.
  115. ЛоскутоваР.Р. Социальное воспитание студентов средствами музыкального искусства: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1999. 160 с.
  116. Ю.М. Структура художественного текста. М.: Просвещение, 1970. — 270 с.
  117. В.Г. Формирование музыкально-просветительских умений учителя начальных классов: Дисс. канд. пед. наук. М., 1988. -152 с.
  118. Н.М. Культурно-просветительская работа в Нижнем Поволжье во второй половине XIX века: Дисс. канд. истор. наук. Астрахань, 2003.-261 с.
  119. А.С. Сочинения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. — Т.5. -465 с.
  120. Л.И. Воспитание в современной школе. М.: Ноосфера, 1999.-300 с.
  121. В.Г., Ситаров В. А. Развитие самосознания и проблема формирования социально активной личности: Учебное пособие. М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1987. — 90 с.
  122. В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. Л.: Музыка, 1988.-88 с.
  123. В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки // Восприятие музыки: сб. статей / Под ред. В. Максимова. М.: Музыка, 1980. — 256 с.
  124. В.В. Интонационная форма музыки: Исследование. -М.: Композитор, 1993. 262 с.
  125. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. -М.: Педагогика, 1986. 253 с.
  126. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.- Под ред. Э. Б. Абдуллина. -М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с.
  127. ИВ. Психолого-педагогические основы подготовки будущих учителей музыки к музыкальному просветительству: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Майкоп, 2004. — 26 с.
  128. Е.Н. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к музыкально-лекторской деятельности в процессе музыковедческой подготовки: Дисс. канд. пед. наук. М., 2002. — 174 с.
  129. А. Социодинамика культуры. -М.: «Прогресс», 1973. 405 с.
  130. А.В. Воспитание // Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. / Гл. ред. В. В. Давыдов. М.: Большая российская энциклопедия, 1993.-Т. 1.-С. 165−168
  131. А.В. Воспитание в системе образования: Характеристика понятия // Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания. М.: Вентана-Граф, 2002. — С. 75−80.
  132. А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. М.: Издат. центр «Академия», 2002. — 200 с.
  133. Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972.-383 с.
  134. Е.В. Логика музыкальной композиции. М.: Музыка, 1982.-319 с.
  135. А. Искусство и общество / Пер. с болгарского и послесл. д-ра филос. наук Л: В. Воробьева. М.: «Прогресс», 1966. — 320 с.
  136. Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 632 с.
  137. Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. 1998. — № 3 (май). — С. 3−10.
  138. Т.А. Ценностное самоопределение выпускника лицея. -Дисс. канд. пед. наук. Оренбург, 1998.
  139. С.И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Росс, академия наук. Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. — М.: Азбуковник, 1999.-944 с.
  140. Осипова JI. H,. Общественно-просветительская деятельность и педагогические взгляды Е. И. Рерих, 1878 1955: Дисс. канд.пед.наук. — Саранск, 1999. — 145 с.
  141. Е.В., Педагогические условия совершенствования подготовки будущего учителя музыки к внеурочной музыкально-просветительской деятельности: Дисс. канд. пед. наук. Чебоксары, 2003.-212 с.
  142. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педаг. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И Мищенко, Е. Н. Шиянов. М.: Школьная Пресса, 2002. — 512 с.
  143. Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. П. И. Пидкасистого М.: Педагогическое общество России, 1998 — 640 с.
  144. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. -М.: Большая российская энциклопедия, 2003. 528 с.
  145. Педагогическая антропология: Учеб. пособие / Авт.-сост. Б.М. Бим-Бад. М.: Издательство УРАО, 1998. — 576 с.
  146. . О новых подходах к понятию «воспитание» // Воспитание школьников. 1994. — № 6. — С. .2−6.
  147. Петру шин В, И. Музыкальная пропаганда: принципы и методы // Советская музыка. 1990. — № 7. — С. 53−58.
  148. Петру шин В. И. Музыкальная психология: Учебное пособие. М.: Гуманит. издат центр ВЛАДОС, 1997.
  149. . А. II Всероссийский фестиваль преподавателей педагогических университетов // Музыкальное обозрение. 1996. -№ 7−8.
  150. .А. Кто научит педагога // Музыкальное образование. -1997. -№ 1. -С.41−44.
  151. А.А. Познание музыки как воспитательная проблема: Пособие для учителя. М, 1992. — 40 с.
  152. Платон. Сочинения: В 3-х т. М., 1973. — Т. 1, ч. 1. — С. 173−174.
  153. ПЛ., Харламов И. Ф. Педагогика. М., 1998. — 560 с.
  154. А.Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущего учителя во внеаудиторной деятельности. Автореф. дисс. .канд. пед.наук. — Кострома, 1999. — 23 с.
  155. А.Е. Типология мотивов включения будущего учителя в профессиональную деятельность // Феномены личности и группы в изменяющемся мире: Материалы научно-практической конференции.- 4.2. Кострома: КГПУ, 1998. — С. 8−13.
  156. С.Д. О новом воспитании (очерки коммунарской методики).- М.: Знание, 1990. 80 с. — (Новое в жизни, науке, технике. Серия «Педагогика и психология»: № 2).
  157. С.Д., Ясницкая В. Р., Зимин Э. С. Цели современного воспитания. Личностно-ориентированное коллективное творческое дело. Ульяновск, 1996. — 136 с.
  158. Практическая психология образования / Под ред. И. В. Дубровиной: Учебник для студентов высших и средних спец. учеб. заведений. -М.: ТЦ «Сфера», 1997. 528 с.
  159. Программа дисциплины «Введение в гармонию и полифонию (основы теоретического музыкознания)» по специальности 30 700
  160. Музыкальное образование» / Сост.: доцент А. Н. Шикина, канд. пед. наук, доцент Е. Б. Витель, ст. препод. Е. В. Буслова. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. — 22 с.
  161. Программа дисциплины «Гармония» по специальности 30 700 «Музыкальное образование» / Сост.: ст. препод. Е. В. Буслова, доцент А. Н. Шикина, канд. пед. наук, доцент Е. Б. Витель. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. — 23 с.
  162. Программа дисциплины «История зарубежной музыки» по специальности 30 700 «Музыкальное образование» / Сост.: доцент А. Н. Шикина. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004.
  163. Программа дисциплины «История русской музыки» по специальности 30 700 «Музыкальное образование» / Сост.: ст. препод. Е. В. Буслова, канд. пед. наук, доцент Е. Б. Витель. -Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2004. 34 с.
  164. Психологические тесты / Под ред. А. А. Карелина: В 2 т. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Т. 1. — 312 с.
  165. Психологический словарь / Под ред. В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова и др.- Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. М.: Педагогика, 1983. — 448 с.
  166. Психология музыкальной деятельности: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. муз. фак. высш. пед. учеб. заведений / Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко, К. В. Тарасова и др.- Под ред. Г. М. Цыпина. -М.: Издательский центр «Академия», 2003. 368 с.
  167. В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. — 96 с. — (Новое в жизни, науке, технике. — Серия «Педагогика и психология" — № 7).
  168. В.Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении // Вопросы психологии. 1988. — № 1. — С.33−41.
  169. Л.А. Русская художественная культура. М.: ВЛАДОС, 1998.-608 с.
  170. С.X. От художника к зрителю. Как построено и как функционирует произведение искусства: Проблемы художественного творчества. — М.: Советский художник, 1978. 237 с.
  171. Е.И. Искусство как средство общения. М.: Знание, 1985. -64 с.
  172. П.Г. Избранные педагогические сочинения. М.: Просвещение, 1958. — 314 с.
  173. Т.И. Взаимодействие искусств в подготовке педагогических кадров к художественно-просветительской деятельности: Дисс. д-ра пед. наук. М., 1998 — 539 с.
  174. В.В. Педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Ярославль, 1994.-16 с.
  175. М.И. Формирование рефлексивной позиции как фактор социального воспитания // Личность и общество: актуальные проблемы современной психологии. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2000. — С. 33.
  176. М.И., Байбородова Л. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. 256 с.
  177. М.И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004.-384 с.
  178. М.И. Основы музыкального анализа: Учеб. для студ. пед. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.- 112 с.
  179. Российская педагогическая энциклопедия: В 2-х т. / Гл. ред. В. Г. Панов Москва: Научное издательство «Большая российская энциклопедия», 1993. — Т. 1 — 608 с.
  180. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.-423с.
  181. B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания. М.: ACADEMIA, 2000. — 335 с.
  182. Г. С. Социализация, воспитание, развитие // Воспитание школьников, 1999. — № 6. — С. 2−7.
  183. Н.Ф. Психолого-педагогические проблемы музыкальной контрпропаганды среди молодежи в учреждениях культуры: Дисс. канд. пед. наук. М., 1988. — 223 с.
  184. Н.В. Художественно-просветительное образование в России как предмет историко-педагогического исследования: Дисс. докт. пед. наук. М., 2002. — 492 с.
  185. З.В. Социологическое исследование: практическое руководство. СПб.: Питер, 2005. — 320 с.
  186. Э.Н. Формирование готовности студентов консерватории к музыкально-пропагандистской деятельности: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Минск, 1990. — 15 с.
  187. В.А. Методика воспитательной работы. М.: Академия, 2002. — 142 с.
  188. В.И. Реальность субъективного духа // Психология личности в трудах отечественных психологов / Сост. и общ. ред. JI.B. Куликова. СПб.: Питер, 2002. — 480 с. — (Серия «Хрестоматия по психологии»). — С. 381−395.
  189. В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: Развитие субъективной реальности в онтогенезе: Учеб пособие для вузов. М.: Школьная Пресса, 2000.-416 с.
  190. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. М. В. Мардахаев. М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 368 с.
  191. Словарь-справочник по педагогике / Авт.-сост. В.А. Мижериков- Под общ. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ТЦ Сфера, 2004. — 448 с.
  192. В.В. Общество «Знание» Санкт-Петербурга и Ленинградской области: история, формы и методы просветительской деятельности: 1947 2002 гг.: Дисс. канд. истор. наук. — СПб, 2003. — 222 с.
  193. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: Учебное пособие для слушателей факультетов и институтов повышения квалификации преподавателей вузов и аспирантов. М.: Аспект Пресс, 1995. — 271 с.
  194. Советский энциклопедический словарь / Гл. ред. А. М. Прохоров. -М.: Советская энциклопедия, 1986. 1600 с.
  195. К.Б. Социальная эффективность художественной культуры: Процессы распространения и освоения художественных ценностей. -М.: Наука, 1990.-244 с.
  196. С.JI. Воспитание по Иванову. М.: Педагогика, 1989. -352 с.
  197. Л.И. Внеаудиторная музыкальная деятельность как средство формирования социальной активности будущих учителей музыки: Дисс. канд. пед. наук. Алма-Ата, 1989. — 165 с.
  198. А.Н. Воспитательная роль музыки. Л.: Музыка, 1975. — 64 с.
  199. А.Н. Музыка как вид искусства // Вопросы социологии и эстетики музыки: Статьи и исследования / Ред.-сост. М. Г. Арановский. Л.: «Советский композитор», 1981. — С. 111−230.
  200. А.Н. Социальная обусловленность музыкального мышления и восприятия // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974.-С. 59−74.
  201. Социальная педагогика: Курс лекций: Учебное пособие для вузов / Галагузова М. А., ГалагаузоваЮ.Н., ШтиноваГ.Н. и др. / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -416 с.
  202. Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей: Учеб. пособие для студ. пед. вузов /Б.В. Куприянов, Е. А. Салина, Н. Г. Крылова, О.В. Миновская- Под ред. А. В. Мудрика. Издательский центр «Академия», 2004. — 240 с.
  203. Социология молодежи: Учебник / Под ред. проф. В. Т. Лисовского. -СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. 460 с.
  204. Е.Н., Лузина Л. М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М.: ТЦ Сфера, 2003. — 160 с.
  205. Л.Н. М.М. Бахтин и проблема ценности // М.М. Бахтин: Эстетическое наследие и современность. Межвуз. сб. науч. трудов. -4.1. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. — С.121−133.
  206. П.Н. Музыка и музицирование в старом Петербурге / Коммент. А. Розанова. JL: Музыка, 1989. — 223 с.
  207. Ю.А. Развитие теоретических основ просветительной деятельности советских клубов: Дисс. докт. пед. наук. — М., 1989. -443 с.
  208. В.А. О воспитании. М.: Политиздат, 1975. — 272 с.
  209. В.А. Письма к сыну. М.: Просвещение, 1987. — 120 с. С. 38−39.
  210. Н.М. Введение в неопедагогику. Пособие для педагогов-новаторов. М., 1991.-181 с.
  211. Н.М. Идеалы и реальность интерсоциального воспитания: примерная концепция исследования // Советская педагогика. 1989. -№ 1.
  212. А.И. Формирование готовности будущего учителя к использованию игры как педагогического средства: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Ярославль, 1995. — 17 с.
  213. В.М., Овсянников В. И. Ценностные ориентации студентов педагогического вуза // Педагогика. 1998. — № 5. — С. 70−72.
  214. К.Д. Собрание сочинений: В 11 т. Т.10. — М.: Акад. пед. наук РСФСР- 1950.-665 с.
  215. Д.И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. -М.: Педагогика, 1982. 223 с.
  216. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986. -590 с.
  217. Г. А. Подготовка студентов музыкально-педагогического факультета к организации музыкально-пропагандистской работы: Дисс. канд. пед. наук. Ташкент, 1979. — 162 с.
  218. С.М. Интерпретация одна их форм бытия художественного произведения // Проблемы методологии и логики науки. — Вып. 7. — Томск: Изд-во ТГУ, 1974.
  219. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод, статей А. И. Пискунов. М.: Просвещение, 1981. — 432 с.
  220. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России (до Великой Октябрьской социалистической революции): Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / Сост. и авт. ввод, очерков С. Ф. Егоров. М.: Просвещение, 1986. — 528 с.
  221. В.А. Целостный анализ музыкального произведения и его методика // Интонация и музыкальный образ. М., 1965. — С. 264−320.
  222. Н.В. Современные теории технологии образования. Омск, 1993.-73 с.
  223. Т. Композиция и интерпретация: три среза проблемы // Музыкальное исполнительство и современность. Вып.1. — М., 1988.
  224. О.Н. Формирование ценностных отношений у подростков в условиях загородного детского центра: Дисс. канд. пед. наук. -Кострома, 2002. 224 с.
  225. В. Добровольческое движение форма социальной помощи // Социальное обеспечение. — 2002. — № 5. — С. 29−32.
  226. Л.В. Просветительство как средство формирования музыкальной культуры молодежи: Автореф. дисс. канд. пед. наук. -СПб., 1989.- 16 с.
  227. ШековаЕ.Л. Труд добровольцев в сфере культуры США и России // Социологические исследования, 2002. — № 3. — С. 97−99.
  228. В. От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики от античности до XVIII века. М.: Музыка, 1975. — 351 с.
  229. Н.П. Социальное воспитание студентов университета в процессе изучения иностранного языка. Дисс.канд. пед. наук. -Кострома, 2002. — 150 с.
  230. О.В. Деловая игра в процессе обучения как средство развития творческих способностей студентов в высшей школе США // Профессионально-творческая подготовка студентов в вузе: Сб. науч. тр.-Вып. 348.-М., 1990. С.103−110.
  231. К. История педагогики, изложенная во всемирно-историческом развитии и в органической связи с культурной жизнью народов. (М., 1980. — Т.1. — С. 110.) -М., 1877. -Т.1.-500 с.
  232. Э. Психическая структура подростка педология юности / Под ред. И. Арямова. — М., 1931.
  233. Л.В. Формирование профессионально-педагогических умений учителя музыки к осуществлению внеклассных форм работы в общеобразовательной школе: Дисс. канд. пед. наук. М., 1992. -164с.
  234. А.И. Музыка как предмет аксиологического исследования // Музыкант, 2003. -№ 4. С.30−31.
  235. А.И. Постижение музыкальных ценностей как путь к вечным ценйостям бытия. // Педагогическое образование и наука: Научно-методический журнал, 2002. -№ 1. С.62−65.
  236. O.K. Формирование культуры личности в процессе культурно-просветительной деятельности: Дисс. канд. пед. наук. -М., 1998.-225 с.
  237. Н. Е. Воспитание как педагогическое явление. Общие закономерности и принципы воспитания // Педагогика: Учеб. пособиедля ст-тов пед. вузов и пед. колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М.: Российское падагогическое агенство, 1996 С. 344−390.
  238. Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. М., 1997. — 77 с. — (Б-ка администрации школы / Образоват. центр «Пед. поиск»).
  239. Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. -М., 1992.-36с.
  240. В.А. Становление личности: Общественное и индивидуальное // Социологические исследования, 1985. — № 3.198
Заполнить форму текущей работой