Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Перспективы и тенденции развития имущественных налогов в России

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Предложены критерии формирования модели налога на недвижимость, предполагающие определение классов потребительской ценности имущественных объектов, системы ставок и преференций в зависимости от социального статуса, семейного и финансового положения налогоплательщика, что позволит обеспечит тонкую настройку механизма налогообложения с целью гармонизации фискальных и социальных эффектов… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И ГЕНЕЗИС ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ
    • 1. 1. Сущностно-функциональные особенности имущественных налогов в условиях рыночной экономики
    • 1. 2. Историко-генетический анализ становления имущественного налогообложения в налоговой системе России
    • 1. 3. Мировой опыт организации исчисления и взимания имущественных налогов
  • Глава 2. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ИМУЩЕСТВЕННОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФИНАНСОВУЮ УСТОЙЧИВОСТЬ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
    • 2. 1. Региональные имущественные налоги и их роль в формировании доходов бюджета субъекта Российской Федерации (на примере Ростовской области)
    • 2. 2. Организационно-методические аспекты взимания местных имущественных налогов
    • 2. 3. Дифференциация условий налогообложения имущества как инструмент реализации регулирующей функции налогов на территориальном уровне
  • Глава 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ
    • 3. 1. Перспективы развития имущественного налогообложения и укрепления доходной базы местных бюджетов в свете формирования модели налога на недвижимость
    • 3. 2. Проблемы разработки и практического внедрения эффективных механизмов администрирования налогов на имущество

Перспективы и тенденции развития имущественных налогов в России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Концептуальным направлением современной бюджетной политики Российской Федерации является создание финансово-экономической основы для реализации полномочий всех уровней власти и управления в виде стабильных и устойчивых доходов бюджетной системы. Федеративное устройство Российского государства предусматривает хозяйственную самостоятельность и относительную экономическую независимость субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, что предполагает необходимость укрепления их доходной базы и справедливого распределения налогового бремени. Значительным потенциалом, обеспечивающим решение этих задач, обладают имущественные налоги, как источник собственных налоговых доходов региональных и местных бюджетов.

Имущественные налоги имеют ряд фискальных преимуществ по сравнению с другими налоговыми платежами (на доход, прибыль, хозяйственные операции), являются важной составной частью налоговой системы, играют существенную роль в стимулировании социально-экономического развития и формировании доходов бюджетов территорий. Теоретические модели и эмпирический опыт многих стран показывают, что в условиях посткризисной экономической нестабильности налоги на имущество становятся оптимальным инструментом мобилизации доходов территориальных бюджетов.

Вместе с тем, достижение прироста бюджетных доходов не может быть обеспечено без совершенствования практики взимания и изучения функциональных возможностей имущественных налогов, которые уплачиваются значительным числом налогоплательщиков. Можно констатировать, что в современных условиях изменение порядка и условий налогообложения касается многих организаций и физических лиц, однако управление имущественными налогами затруднено неразвитостью экономических и организационных механизмов, призванных обеспечить максимально полный учет интересов как государства, так и плательщиков.

Реализация Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [53] предполагает ряд принципиальных новаций в налоговой сфере, в том числе — установление налога на недвижимость, основанного на рыночной стоимости и заменяющего существующие местные налоги. Однако его внедрение сдерживается необходимостью формирования кадастрового учета, проведения инвентаризации объектов обложения, актуализации сведений о налогоплательщиках, качественной проработки условий предоставления льгот социально незащищенным категориям налогоплательщиков. Таким образом, теория и практика организации имущественного налогообложения требуют дальнейшего развития.

Необходимость укрепления доходной базы территориальных бюджетов собственными налоговыми источниками, недостаточная изученность теоретических аспектов организации взимания имущественных налогов, возросшая практическая необходимость совершенствования механизмов имущественного налогообложения, обусловили актуальность исследования.

Степень разработанности темы. Вопросы формирования эффективной налоговой системы регионов и муниципалитетов, основанной на действенных механизмах сбора имущественных налогов, представляют особый интерес для экономической науки и находятся в центре внимания ряда представителей науки и практики, среди которых можно выделить C.B. Барулина, О. В. Врублевскую, JI.A. Дробозину, И. В. Горского, А. Г. Грязнову, А. Г. Игудина, В. А. Кашина, З. А. Клюкович, В. Г. Князева, Н. Г. Кузнецова, Л. П. Окуневу, Л. Н. Павлову, В. Г. Панскова, Г. Б. Поляка, В. М. Родионову, М. В. Романовского, A.B. Толкушкина, С. Ф. Шаталова, Д. Г. Черника.

Влияние имущественных налогов на различные аспекты функционирования государства и общества, на экономическое поведение налогоплательщика рассматривается в классических работах А. Вагнера, Г.

Джорджа, A.A. Исаева, Д. М. Кейнса, Ф. Кенэ, И. Х. Озерова, У. Петти, Д. Рикардо, A.A. Соколова, А. Смита, Н. И. Тургенева, И. И. Янжула.

Существенный вклад в изучение практики применения и возможных путей совершенствования имущественных налогов внесли результативные исследования М. Ю. Березина, Н. М. Бобошко, A.B. Брызгалина, Л. И. Гончаренко, А. З. Дадашева, А. Н. Домбровского, М. Е. Косова, М. В. Мишустина, Т. Н. Окановой, А. Б. Паскачева, С. П. Пепеляева, М. Р. Пинской, Д. А. Смирнова и др.

Актуальным направлениям развития организации исчисления и взимания имущественных налогов посвящены работы таких зарубежных авторов, как Р. Бёрд, У. Викри, Ф. Фолдвари, Дж. Малме, Д. Нецер, Э. Слэк, М. Ротбард, X. Циммерман, Дж. Юнгмен.

Вместе с тем, многие аспекты организации и методики имущественного налогообложения изучены недостаточно и требуют дальнейшего рассмотрения. Так, не устранен ряд теоретических противоречий и недоработок в определении специфических признаков имущественных налогов, квалификации их объекта и предмета, сущностно-функциональных особенностей, нуждаются в уточнении условия взимания и применения налоговых льгот. Реформирование налогообложения недвижимости на основе рыночной стоимости предполагает разработку новых подходов к взаимодействию с налогоплательщиками и осуществлению контроля полноты и своевременности уплаты начисленных сумм, преследующих целью повышение результативности исполнения региональных и местных бюджетов. Теоретическая и практическая значимость разработки эффективных механизмов имущественного налогообложения в условиях нестабильности доходов бюджетной системы в посткризисный период обусловили выбор темы диссертации, ее цели и задачи.

Цель и задачи диссертационного исследования. Целью диссертационного исследования является разработка теоретических и практических рекомендаций по активизации фискального и регулирующего потенциала имущественных налогов, направленных на достижение стабильности и достаточности поступлений собственных налоговых доходов в региональные и местные бюджеты.

Достижение намеченной цели обусловило необходимость постановки и решения следующих задач:

— уточнить системные характеристики имущественного налогообложения, его природу и специфику на основе операционного и объектного подходов;

— выявить и обобщить эволюционные тенденции в развитии имущественных налогов, оценить возможности адаптации элементов лучшей мировой практики в России;

— рассмотреть особенности нормативно-методического обеспечения региональных и местных имущественных налогов, предложить меры по минимизации возможностей сокращения налоговой базы и увеличению фискального потенциала;

— проанализировать эффективность регулирующего и стимулирующего воздействия льгот по имущественным налогам и их соотношение с социальными обязательствами органом государственной власти и местного самоуправления;

— изучить концептуальные модели налога на недвижимость и направления формирования механизма его взимания в процессе реализации стратегии укрепления доходной базы местных бюджетоввыработать рекомендации по обеспечению результативного администрирования имущественных налогов на территориальном уровне.

Предметом диссертационного исследования избрана совокупность финансово-экономических отношений, возникающих между государством, органами местного самоуправления и налогоплательщиками в части исчисления и взимания имущественных налогов.

Объектом исследования является система имущественного налогообложения.

Теоретическую и методологическуюй базой исследования составляют фундаментальные работы в области теории налогообложения труды ведущих отечественных и зарубежных ученых, посвященные проблемам организации функционирования имущественных налогов, программные документы, методологические разработки международных финансовых организаций методические и аналитические материалы, а также материалы научных конференций и периодических изданий.

Инструментарно-методический аппарат. Достоверность выводов и рекомендаций, полученных в ходе исследования, обеспечивается применением методов современного гносеологического общенаучного инструментарияисторико-генетического, системно-функционального, сравнительного анализа и частных методов экономических наук: категориальногосубъектно-объектногоэмпирическогоструктурного. Анализ статистических данных проведен с применением методов группировки, выборки, сравнения и обобщения.

Диссертационная работа выполнена в рамках Паспорта специальности 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит, части 1 «Финансы», раздела 2 «Государственные финансы», п. 2.3 «Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства в рыночной экономике», п. 2.9 «Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования российской налоговой системы».

Информационно-эмпирическая база исследования сформирована на основе официальных данных Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федеральной службы государственной статистики РФ, данных Организации экономического сотрудничества и развития, отчетов об исполнении консолидированного бюджета Ростовской области и бюджета г. Ростова-на-Дону, материалов статистических сборников, результатов монографических исследований. Достоверность результатов исследования и аргументированность практических рекомендаций обеспечена совокупностью экономически интерпретированных и прокомментированных статистических данных.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в том, что обеспечение стабильного и достаточного уровня поступлений собственных налоговых доходов региональных и местных бюджетов в современных условиях требует пересмотра сложившейся системы имущественного налогообложения, что предполагает: модификацию правил исчисления на основе минимизации возможностей для уклонения от уплаты, ревизию налоговых стимулов и преференций, введение налога на недвижимость на основе формирования массовой рыночной оценки объектов налогообложения, активизацию передовых технологий администрирования имущественных налогов на основе бесконтактного взаимодействия с налогоплательщиками.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Современное теоретическое обоснование пределов сферы имущественного налогообложения опирается на два подхода: операционный, при котором имущество как предмет налога квалифицируется как товар либо модифицированная форма капитала, и объектный, учитывающий наличие у налогоплательщика конкретных вещественных активов. При этом сущность имущественных налогов может быть раскрыта на основе комплексной экономико-правовой характеристики свойств, присущих имуществу как объекту налогообложения, которые, в свою очередь, определяют специфические видовые признаки имущественных налогов, включающие в себя: правообладание как объект налога, личный характер взимания, наличие физически обособленной вещи как предмета налога, обязательная регистрация вещных прав налогоплательщика.

2. Посткризисное развитие государственных финансов большинства стран мира характеризуется усилением фискальной и регулирующей роли имущественных налогов, прежде всего, налога на недвижимость. В качестве элементов лучшей мировой практики, определяющих эффективность имущественного налогообложения, выделены: 1) использование единых ставок для разных категорий плательщиков- 2) применение корректирующих коэффициентов для разных типов имущества- 3) регулирование базовых элементов налога центральным правительством- 4) снижение ставки для жилой недвижимости и строений сельскохозяйственного назначения- 5) использование системы вычетов и освобождений для снижения налоговой нагрузки для наименее обеспеченных и социально незащищенных категорий населения- 6) возложение ответственности за сбор налогов на местные власти- 7) внедрение компьютерных систем учета и оценки имущественных объектов.

3. Специфика формирования налоговых обязательств по налогу на имущество организаций определяет сферу повышения уровня поступлений за счет четкой регламентации правил расчета налоговой базы: 1) закрепление в Налоговом кодексе условия о признании движимого имущества в качестве объекта обложения по факту перехода права собственности при приобретении, независимо от начала фактической эксплуатации- 2) включение в налоговую базу расходов на сооружение объекта капитального строительства- 3) уточнение состава затрат налогоплательщика, подлежащих включению в первоначальную стоимость объекта основных средств, непосредственно связанных с его созданием либо приобретением, а также доведением до состояния, позволяющего осуществлять использование.

4. При оценке бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых льгот по имущественным налогам необходима дифференциация целей стимулирующих механизмов — поддержка инвестиционной активности, сокращение налоговой нагрузки для определенных групп населения, оптимальное распределение бюджетных потоков. Совершенствование инструментария налоговых льгот, предоставленных на субфедеральном и муниципальном уровне, должно быть направлено на исключение льгот индивидуального характера, используемых единичными налогоплательщиками, установление среднесрочных пределов пользования льготами, определение устойчивости влияния предоставленной льготы на финансовое положение налогоплательщика, установление обязательной отчетности для налогоплательщика-организации, использующей право на соответствующую льготу, исключение информации об использовании налоговых льгот из состава сведений, составляющих налоговую тайну.

5. Формирование модели налога на недвижимость на основе массовой рыночной оценки для физических лиц, ориентировано, во-первых, на достижение фискальной результативности за счет практической реализации принципа платежной способности налогоплательщика, устранения регрессивного и уравнительного эффектов инвентаризационной стоимостиво-вторых, на обеспечение справедливости условий взимания, базирующееся на дифференциации ставок для объектов недвижимости разных ценностных и потребительских категорий, установлении вычетов для социально незащищенных категорий и малоимущих налогоплательщиков, введение скидок на детейв-третьих, на использование потенциала общественного контроля, требующего прозрачность процедур рыночной оценки, публичность информации о рыночной стоимости объектов недвижимости, возможность обжалования и пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

6. Существенное повышение поступлений имущественных налогов в бюджетную систему может быть достигнуто на основе новационного инструментария налогового администрирования, включающего в себя информационно-технологическое обеспечение процедур учета и взаимодействия с налогоплательщиками и лицами, осуществляющими регистрацию объектов налогообложения, изменение их статуса и сделок с ними, экономическое стимулирование своевременности исполнения налоговой обязанности, поощрение инициативы налогоплательщиков самостоятельно определить сумму налога путем использования инновационных технологий предоставления государственных и муниципальных услуг для формирования запроса и получения электронного налогового уведомления.

Научная новизна проведенного исследования состоит в разработке и обосновании комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по развитию методов исчисления и взимания имущественных налогов, направленных на укрепление доходной базы региональных и местных бюджетов.

Элементами приращения научных знаний являются следующие: — уточнена сущностная характеристика имущественных налогов на основе систематизации их специфических признаков (правообладание как объект налога, личный характер взимания, наличие физически обособленной вещи как предмета налога, обязательная регистрация вещных прав налогоплательщика), что позволило сформулировать авторское определение имущественного налога как денежных распределительных отношений по уплате в бюджетную систему обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с лица, на которое зарегистрированы в установленном порядке подлежащие налогообложению в соответствии с законом права на владение, распоряжение и пользование предметно-целостной вещью;

— выявлены на основе историко-генетического анализа эволюционные предпосылки развития имущественного налогообложения в Российской Федерации, заключающиеся в унификации условий взимания налогов на имущество и их регулировании на федеральном уровне, предоставлении прав на дифференциацию налоговых льгот регионам и муниципальным образованиям при установлении их ответственности за результаты сбора налогов. Максимально эффективная реализация указанных предпосылок возможна при адаптации лучшей практики мирового опыта, предполагающей обеспечение корректной системы налоговых оценок и их своевременной актуализации на основе компьютерных систем учета имущественных объектов, а также предоставляемых по каждому объекту вычетов и освобожденийразработан комплекс корректировок, уточняющих правила формирования налоговой базы по налогу на имущество организаций с целью предупреждения возможных нарушений, включающих в себя законодательное закрепление в Налоговом кодексе: 1) момента признания статуса основных средств в отношении движимого имущества по факту перехода права собственности- 2) увеличения налоговой базы за счет расходов на сооружение объекта капитального строительства- 3) условия определения состава затрат, включаемых в первоначальную стоимость, на основе обеспечения полной готовности объекта основных средств к эксплуатации;

— обоснованы методические подходы к проведению инвентаризации налоговых льгот по имущественным налогам на субфедеральном и муниципальном уровне, ранжированные по целевому назначению преференциального инструментария и предполагающие идентификацию льгот индивидуального и бессрочного характера, а также льгот, по которым не прослеживается очевидный эффект в виде улучшения финансового положения конкретного налогоплательщика, что позволит минимизировать возможности извлечения необоснованной налоговой выгоды;

— предложены критерии формирования модели налога на недвижимость, предполагающие определение классов потребительской ценности имущественных объектов, системы ставок и преференций в зависимости от социального статуса, семейного и финансового положения налогоплательщика, что позволит обеспечит тонкую настройку механизма налогообложения с целью гармонизации фискальных и социальных эффектов налогаопределены направления развития технологий налогового администрирования, в том числе: 1) использование on-line сервисов для формирования уведомлений на уплату налога по запросу налогоплательщика в электронном формате- 2) создание межведомственных рабочих групп с участием налоговых органов, регистраторов объектов налогообложения, органов местного самоуправления для координации процедур формирования и актуализации данных кадастрового учета и массовой рыночной оценки- 3) разработка процедуры подачи и рассмотрения апелляций по результатам массовой рыночной оценки- 4) введение скидки по налогу за досрочное исполнение налоговой обязанности.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в разработке комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию имущественных налогов, позволяющего усилить фискальный и регулирующий эффект преференциального инструментария и обеспечить стабильный прирост поступлений собственных налоговых доходов в бюджеты регионов и муниципальных образований.

В практическом плане выводы и рекомендации исследования могут быть полезны для представительных и исполнительных органов власти разных уровней при разработке изменений налогового законодательства на федеральном и региональном уровнях, а также на уровне местного самоуправления.

Теоретические и практические положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе по дисциплинам «Налоги и налогообложение», «Доходы бюджета», «Оценка собственности», в программах повышения квалификации и переподготовки государственных и муниципальных служащих и руководящих работников организаций и учреждений.

Апробация результатов исследования. Теоретические и практические результаты диссертационного исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава, молодых ученых и аспирантов Ростовского государственного экономического университета «РИНХ» (2009;2011 гг.), на двух международных научных конференциях в г. Ростове-на-Дону (2009г.) и г. Гуково (2010г.). Материалы диссертационной работы используются в учебном процессе Ростовского государственного экономического университета «РИНХ». Результаты диссертационного исследования нашли свое практическое применение в деятельности Управлении Федеральной налоговой службы по Ростовской области.

Публикации. По теме диссертационного исследования автором опубликовано 8 научных работ общим объемом 7,45 п.л.

Структура диссертации соответствует теме, целям и задачам исследования. Диссертация изложена на 168 стр., состоит из введения, трех глав, включающих восемь параграфов, заключения, списка использованной литературы в количестве 131 источника, 10 приложений. Работа проиллюстрирована 40 таблицами, 2 рисунками и 5 диаграммами.

Результаты исследования практики предоставления налоговых льгот, условий их действия и оценки эффективности, позволяют сформулировать следующие направления реструктуризации льгот, предоставленных на субфедеральном и муниципальном уровне:

1. Исключение льгот индивидуального характера, используемых единичными налогоплательщиками. Практика предоставления льгот дает основания для вывода о том, что льготой, предоставленной для категории налогоплательщиков, фактически пользуется только одно лицо, причем о том, что иных плательщиков данной категории на данной территории не имеется, заведомо известно. Например, в г. Ростове-на-Дону установлена льгота в виде пониженной ставки по земельному налогу для республиканских ипподромов. Этот факт можно рассматривать как нарушение федерального законодательства, поскольку Налоговым кодексом запрещено предоставление индивидуальных льгот.

2. Установление среднесрочных пределов пользования льготами и принятие решений о пролонгации после проведения анализа эффективности. Подавляющее большинство льгот установлено бессрочно, действуют в течение продолжительного времени, что не только исключает корректное сравнение их результативности, но и снижает их стимулирующий эффект. Существует также категория льгот, которые фактически не применяются и носят декларативный характер. Например, льгота по налогу на имущество для товариществ собственников жилья практически не применялась в Ростовской области в связи с тем, что данная категория налогоплательщиков применяет упрощенную систему налогообложения и по этой причине освобождена от уплаты налога.

3. Определение устойчивости влияния предоставленной льготы на финансовое положение налогоплательщика. Налоговые льготы не всегда можно увязать с экономическими результатами деятельности налогоплательщиков. Существуют примеры того, что влияние льготы на качественные показатели работы настолько незначительно, что ее стимулирующее воздействие на экономическое поведение налогоплательщика оказывается ничтожным. Так, освобождение от транспортного налога организаций, осуществляющих содержание автомобильных дорог, не имеет прямой связи с объемами или качеством ремонтных работ, выполняемых этими организациями.

4. Установление обязательной отчетности для налогоплательщика-организации, использующей право на соответствующую льготу. Эта мера призвана предупредить использование налоговой выгоды от предоставления льгот на цели, не связанные с интересами государства или муниципального образования. Так, например, многие налоговые льготы нацелены на расширение сферы инвестиционных вложений, однако не существует каких-либо гарантий того, что дополнительная прибыль от сокращения налоговых обязательств действительно направляется налогоплательщиком именно на эти цели.

Введение

практики регулярных отчетов позволит повысить ответственность налогоплательщиков и усилить экономическую эффективность налоговых льгот.

5. Исключение информации об использовании налоговых льгот из состава сведений, составляющих налоговую тайну. Установленный Налоговым кодексом РФ режим налоговой тайны в отношении процедур расчета налоговых обязательств, за разглашение которой предусмотрена уголовная ответственность, не предполагает возможности предоставления органам власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления конкретизированных сведений о выпадающих доходах и условий пользования льготами.

Предложенные меры по активизации стимулирующего потенциала налоговых льгот позволят, по нашему мнению, обеспечить согласование экономических интересов налогоплательщиков и бюджетной системы.

ГЛАВА 3. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ИМУЩЕСТВЕННЫХ НАЛОГОВ.

3.1. Перспективы развития имущественного налогообложения в свете формирования модели налога на недвижимость.

Достижение запланированных целей развития в России инновационной экономики требует реализации комплекса мер по обеспечению стабильного уровня поступлений бюджетных доходов и их рационального распределения, причем не только на уровне центрального правительства, но и на субфедеральном и местном уровне. Опыт развития системы местного самоуправления в России показал, что реальная основа для эффективного функционирования систем управления социально-экономическим развитием территорий может состоять только в создании прямой заинтересованности органов местного самоуправления в укреплении и развитии их собственной экономической базы, что требует решения проблемы обеспеченности регионов и муниципалитетов доходными источниками.

Новый этап реформы местного самоуправления, осуществляемый с 2005 года, направлен на приближение власти к населению за счет создания на территории Российской Федерации муниципальных образований низового уровня — сельских и городских поселений, четкое разграничение предметов ведения, полномочий и расходных обязательств между уровнями публичной власти, закрепление доходных источников в соответствии с объемом расходных полномочий и ликвидация нефинансируемых мандатов. В результате реформы состоялся переход к единым законодательным основам организации местного самоуправления в странесозданы два уровня местного самоуправления — поселения и муниципальные районыопределен перечень вопросов местного значения с соответствующим распределением доходных источников и расходных обязательств. По состоянию на 1 января 2011 года в Российской Федерации создано 23 304 муниципальных образований, при этом преобладающими являются сельские поселения — 18 666 единиц (Табл. 3.1).

Заключение

.

Проведенное исследование теоретических и методических основ функционирования имущественных налогов и перспектив их развития позволяет сформулировать следующие выводы.

В современной финансовой теории и практике отсутствует единая, чёткая трактовка определения имущественных налогов, при этом теоретическое обоснование их сущности опирается на два подхода: операционный, при котором имущество как предмет налога квалифицируется как товар либо модифицированная форма капитала, и объектный, учитывающий наличие у налогоплательщика конкретных вещественных активов. Комплексная экономико-правовая характеристика свойств, присущих имуществу как объекту налогообложения, позволила определить специфические видовые признаки имущественных налогов, которые включают в себя: правообладание как объект налога, личный характер взимания, наличие физически обособленной вещи как предмета налога, обязательная регистрация вещных прав налогоплательщика.

В диссертационной работе, на основе анализа существующих теоретических концепций и фактического разграничения правовых компетенций органов власти и управления в Российской Федерации предложено рассматривать имущественные налоги как денежные распределительные отношения по уплате в бюджетную систему обязательных, индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с лица, на которое зарегистрированы в установленном порядке подлежащие налогообложению в соответствии с законом права на владение, распоряжение и пользование предметно-целостной вещью.

Ретроспективный анализ этапов развития имущественного налогообложения показал, что российская система имущестенных налогов прошла достаточно длинный и сложный путь своего развития и становления, а процесс эволюции налоговых отношений сопровождался поиском новых форм и их теоретического обоснования. Отечественный опыт становления имущественных налогов характеризуется непоследовательностью, неупорядоченным процессом налоготворчества и недостаточным правовым регулированием, что определяет недооценку фискальной и регулирующей роли налогов на имущество и низкую эффективность этого вида налогообложения в регулировании экономических отношений в целом и имущественных в частности. При этом уровень поступлений от имущественных налогов в Российской Федерации не превышает 10%.

В качестве предпосылок дальнейшего развития имущественного налогообложения в Российской Федерации выделены унификация условий взимания налогов на имущество и их регулирование на федеральном уровне, а также предоставление прав на дифференциацию налоговых льгот регионам и муниципальным образованиям при установлении их ответственности за результаты сбора налогов. Максимально эффективная реализация указанных предпосылок возможна при адаптации лучшей практики мирового опыта, предполагающей обеспечение корректной системы налоговых оценок и их своевременной актуализации на основе компьютерных систем учета имущественных объектов, а также предоставляемых по каждому объекту вычетов и освобождений;

Проведенное исследование показало усиление фискальной и регулирующей роли имущественных налогов в преодолении последствий глобального экономического кризиса. В качестве элементов лучшей мировой практики, определяющих эффективность имущественного налогообложения, выделены:

— использование единых ставок для разных категорий плательщиков;

— применение корректирующих коэффициентов для разных типов имущества;

— регулирование базовых элементов налога центральным правительствомснижение ставки для жилой недвижимости и строений сельскохозяйственного назначения;

— использование системы вычетов и освобождений для снижения налоговой нагрузки для наименее обеспеченных и социально незащищенных категорий населения;

— возложение ответственности за сбор имущественных налогов на местные власти;

— внедрение компьютерных систем учета и оценки имущественных объектов.

Изучение опыта развития имущественного налогообложения показало, что реальная основа для эффективного функционирования систем управления социально-экономическим развитием территорий может состоять только в создании условий и прямой заинтересованности органов власти субъектов Российской Федерации в укреплении и развитии их собственной экономической базы. Это обстоятельство требует совершенствования механизма исчисления и взимания региональных и местных налогов, в состав которых входят исключительно налоги имущественной группы.

Современный опыт взимания имущественных налогов рассматривается в диссертационной работе на примере Ростовской области и города Ростова-на-Дону. Анализ поступлений имущественных налогов на территориий Ростовской области показал существенный прирост налоговой базы, что можно объяснить региональной политикой привлечения инвесторов путем предоставления налоговых преференций. При этом выпадающие доходы по налогу на имущество компенсируются увеличением налога на прибыль вследствие активизации предпринимательской деятельности в регионе, в том числе — за счет мер налоговой поддержки.

Налог на имущество организаций, как один из основных доходов региональных бюджетных систем и эффективный регулятор деловой и инвестиционной активности бизнеса, подвергается постоянному развитию. Вместе с тем, в работе выделен ряд проблем применения законодательства налогоплательщиками, в том числе: несвоевременное признание объекта обложения из-за неверной квалификации имущества в качестве основных средств по правилам бухгалтерского учетауклонение от осуществления государственной регистрации объектов недвижимого имуществаошибки при формировании налоговой базы в результате неправильного формирования первоначальной стоимости объекта и расчета остаточной стоимости в силу неправильного определения амортизации по правилам бухгалтерского учетанеправильное распределение сумм налога между бюджетами в связи с деятельностью обособленных подразделений, филиалов (представительств) и расположения недвижимого имущества.

Для повышения уровня поступлений налога на имущество организаций в диссертационной раьоте предложены следующие изменения правил расчета налоговой базы:

1) закрепление в Налоговом кодексе условия о признании движимого имущества в качестве объекта обложения по факту перехода права собственности при приобретении, независимо от начала фактической эксплуатации;

2) включение в налоговую базу расходов на сооружение объекта капитального строительства;

3) уточнение состава затрат налогоплательщика, подлежащих включению в первоначальную стоимость объекта основных средств, непосредственно связанных с его созданием либо приобретением, а также доведением до состояния, позволяющего осуществлять использование.

В работе доказано, что имущественные налоги играют особую роль в налоговой системе, так как они имеют огромное социальное значение и затрагивает интересы десятков миллионов владельцев имущественных объектов. При этом основными налогоплательщиками являются физические лица, что требует учитывать социальное и имущественное положение плательщиков при установлении налоговых льгот. Необходимость укрепления доходной базы региональных бюджетов в условиях глобального экономического кризиса требует не только взвешенного дифференцированного подхода к налоговым льготам, но и уточнения условий взимания и величины налоговых обязательств. Как показало изучение региональной политики предоставления налоговых льгот Ростовской области, увеличение налоговых доходов в региональных бюджетах может осуществляться по двум основным направлениям: интенсивному за счет развития бизнеса в регионе и экстенсивному за счет расширения налоговых баз и повышения ставок. При этом для оценки бюджетной, экономической и социальной эффективности налоговых льгот по имущественным налогам необходима дифференциация целей стимулирующих механизмов — поддержка инвестиционной активности, сокращение налоговой нагрузки для определенных групп населения, оптимальное распределение бюджетных потоков, что позволит проследить экономический эффект в виде улучшения финансового положения конкретного налогоплательщика и минимизировать возможности извлечения необоснованной налоговой выгоды.

В диссертационной работе сформулированы направления совершенствования налоговых льгот, включающие: исключение льгот индивидуального характера, используемых единичными налогоплательщиками,.

— установление среднесрочных пределов пользования льготами,.

— определение устойчивости влияния предоставленной льготы на финансовое положение налогоплательщика,.

— установление обязательной отчетности для налогоплательщика-организации, использующей право на соответствующую льготу,.

— исключение информации об использовании налоговых льгот из состава сведений, составляющих налоговую тайну.

Основой проблемой является отсутствие системного подхода к налогообложению объектов имущества, и операций с такими объектами. Действующий в России порядок налогообложения имущества не использует в полной мере специфику этого вида платежей, неоправданно усложняет процедуры его расчета и порядка уплаты, подвергаясь серьезной критике как со стороны ученых-экономистов, так и налогоплательщиков. Практика взимания налогов на имущество характеризуется крайне низкой эффективностью использования их регулирующих и контрольных функций. Об этом, в частности, свидетельствует отсутствие системы классификации налоговых ставок и единых подходов к льготированию по элементам различных налогов на имущество. Недостатки и недоработки двух важнейших составляющих имущественного налогообложения — учета и оценки — усиливают актуальность решения комплекса проблем этого вида налогообложения.

Так, налог на имущество физических лиц остается малоэффективным с фискальной точки зрения: поступления по этому налогу только лишь покрывают расходы по его взиманиюво многих регионах остаётся проблема, связанная с переоценкой недвижимого имущества, т.к. инвентаризационная оценка имущества зачастую не отражает реальную (рыночную) стоимость жильянепредставления органами технической инвентаризации информации, выступающей для определения налоговых обязательствиспользование налогоплательщиками различных мер по снижению налоговых обязательств.

Рассмотрены^ в рамках диссертационного исследования проблемные аспекты формирования модели налога на недвижимость направлены на преодоление потерь бюджетной системы на этапе внедрения налога, а также защиту имущественных интересов налогоплательщиков.

Внедрение налога на недвижимость на основе массовой рыночной оценки для физических лиц, ориентировано, во-первых, на достижение фискальной результативности за счет практической реализации принципа платежной способности налогоплательщика, устранения регрессивного и уравнительного эффектов инвентаризационной стоимостиво-вторых, на обеспечение справедливости условий взимания, базирующееся на дифференциации ставок для объектов недвижимости разных ценностных и потребительских категорий, установлении вычетов для социально незащищенных категорий и малоимущих налогоплательщиков, введение скидок на детейв-третьих, на использование потенциала общественного контроля, требующего прозрачность процедур рыночной оценки, публичность информации о рыночной стоимости объектов недвижимости, возможность обжалования и пересмотра результатов определения кадастровой стоимости.

Рост налоговых доходов и их преобладание в местных бюджетах — это стратегические цели долгосрочной перспективы формирования доходов бюджетов всех уровней за счет собственных налогов, поскольку эффективность местного самоуправления во многом зависит от того, какие бюджетные ресурсы получают в свое распоряжение местные власти. Обеспечение реального взаимодействия органов исполнительной власти, связанных с поступлением налогов в бюджет, подтверждением их величины и контролем за полнотой и своевременностью уплаты позволит, во-первых, повысить уровень налоговых поступлений в силу пресечения потенциальных возможностей ухода от налогообложения, во-вторых, усилит аналитический подход при выработке направлений налоговой политики вследствие разнообразия интересов отдельных органов, в-третьих, даст возможность четкого разделения функциональных обязанностей в сфере налогового администрирования.

Существенное повышение поступлений имущественных налогов в бюджетную систему может быть достигнуто на основе новационного инструментария налогового администрирования, включающего в себя информационно-технологическое обеспечение процедур учета и взаимодействия с налогоплательщиками и лицами, осуществляющими регистрацию объектов налогообложения, изменение их статуса и сделок с ними, экономическое стимулирование своевременности исполнения налоговой обязанности, поощрение инициативы налогоплательщиков самостоятельно определить сумму налога путем использования инновационных технологий предоставления государственных и муниципальных услуг для формирования запроса и получения электронного налогового уведомления.

Реализация выводов и предложений по совершенствованию имущественных налогов будет способствовать, укреплению налогового потенциала и доходной базы территориальных бюджетов и гармонизации интерсов налогоплательщиков и бюдетной системы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. М.: Гросс-Медиа, 2011.
  2. Областной закон Ростовской области от 27.11.2003 № 43−3C «О налоге на имущество организаций» (с изм. и доп.) Электронный ресурс. / URL: http://www.donland.ru, свободный. Загл. с экрана. — Яз. рус. — (Дата обращения:2008.2011).
  3. Областной закон Ростовской области от 02.11.2001 № 186-ЗС «О некоторых вопросах налогообложения» (с изм. и доп.) Электронный ресурс. / URL: http://www.donland.ru, свободный. Загл. с экрана. — Яз. рус. — (Дата обращения: 20.08.2011).
  4. Областной закон Ростовской области от 01.10.2004 № 151 -ЗС «Об инвестициях в Ростовской области» (с изм. и доп.) Электронный ресурс. / URL: http://www.donland.ru, свободный. Загл. с экрана. — Яз. рус. — (Дата обращения: 20.08.2011).
  5. Областной закон Ростовской области от 18 сентября 2002 г. N 265-ЗС «О транспортном налоге» (с изм. и доп.) Электронный ресурс. / URL: http://www.donland.ru, свободный. Загл. с экрана. — Яз. рус. — (Дата обращения: 20.08.2011).
  6. Областной закон Ростовской области от 27 ноября 2003 г. N 44-ЗС «О налоге на игорный бизнес» (с изм. и доп.) Электронный ресурс. / URL: http://www.donland.ru, свободный. Загл. с экрана. — Яз.рус. — (Дата обращения: 20.08.2011).
  7. Решение Городской Думы г. Ростова-на-Дону от 11.10.2005 г. № 66 «Об установлении налога на имущество физических лиц» / Электронный ресурс. -URL: http://www.rostov-gorod.ru, свободный. Загл. с экрана. — Яз. рус. — (Дата обращения: 20.08.2011 г.).
  8. Решение Городской думы г. Ростова-на-Дону от 23.08.2005 г. № 38
  9. Положения о земельном налоге на территории г. Ростова-на-Дону" / Электронный ресурс. URL: http://www.rostov-gorod.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (Дата обращения: 20.08.2011 г.).
  10. М. За реформу налоговой системы. Переосмысливая общепризнанные истины / Пер. с франц. Т.А. Карлова- Под ред.И. А. Егорова. М.: ТЕИС, 2001.
  11. .Х., Мусаева Х. М., Сулейманов М. М. О налоговом регулировании доходов субъектов Федерации // Финансы. 2010 — № 11.
  12. A.B., Кашин В. А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. М.: Магистр, 2007.
  13. А. М., Павлова JI. Н. Государственные и муниципальные финансы. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
  14. А.Н., Войнич И. Е., Волчек Н. М. История Древнего мира. Древний Восток. Индия, Китай, страны Юго-Восточной Азии. Мин.: Харвест, М.: ACT, 1999.
  15. М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. М.: Волтерс Клувер, 2006.
  16. М.Ю. Спорные предложения в области налогообложения имущества // Финансы и кредит. 2010. — № 40(424).
  17. М.Ю. Системные проблемы в сфере налогообложения имущества физических лиц // Финансы и кредит. 2010. — № 34(418).
  18. М.Ю. Национальные особенности налогообложения имущества в Испании, Швеции и Италии // Финансы и кредит. 2010. — № 20(404).
  19. М.Ю. Новый налог на недвижимость в российской налоговой системе // Финансы. 2011. — № 4.
  20. Н.М. Принципы имущественного налогообложения и их реализация в системе имущественных отношений // Экономические науки. -2011.-№ 2(75).
  21. Н.М. Методический инструментарий оценки объектов имущественного налогообложения // Вопросы экономики и права. 2011. — № 2(3).
  22. Д. Теория государственных финансов. Владикавказ, Пионер-Пресс, 2002.
  23. Бюджетное послание Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011—2013 годах. 29 июня 2010 года Электронный ресурс. URL: http://www.kremlin.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (Дата обращения: 20.08.2011 г.).
  24. Ю.В., Кузнецов Н. Г., Поролло Е. В. Политика реформирования налоговой системы России. Монография / РГЭУ «РИНХ». Ростов-н/Д., 2008.
  25. М.В. Местные бюджеты в современных условиях. М.: Финансы и статистика, 1987.
  26. А. Налоги. О государственном и местном обложении в России. М.: 1906, с. 77
  27. Е.А. Имущественные налоги как источник доходов бюджетов субфедерального уровня: проблемы и перспективы // Финансы и кредит. 2011. — № 6(438).
  28. .Г., Голодова Ю. С. Трансформация налога на имущество физических лиц в России: предпосылки и направления // Финансы. 2010. — № 3.
  29. И.В. Налоговая политика России начала XXI века // Налоговый вестник. 2007. — № 7.
  30. А.Г., Родионова В. М. Совершенствование законодательства в условиях реформирования бюджетных отношений // Финансы. 2005. — № 11.
  31. А.Н. Налоговое администрирование и резервы доходной базы бюджетов муниципальных образований в условиях финансового кризиса // Финансы. 2009. — № 3.
  32. А.Н. Практика управления местными бюджетами в условиях экономического кризиса // Финансы. 2010. — № 1.
  33. Е.А. Налоговые льготы: практика применения, значение для региональных бюджетов и методы оценки эффективности // Финансы и кредит. -2011. -№ 8(440).
  34. JI.B. Налоги и налоговый менеджмент в России. Ростов н/Д, Феникс, 2008.
  35. Г. С. Пути увеличения налогооблагаемой базы муниципальных образований // Финансы. 2008. — № 7.
  36. А.Г., Зарубин A.B. Об основах разграничения расходных полномочий и доходных источников // Финансы. 2008. — № 2.
  37. A.A. Очерк теории и политики налогов. М.: ООО «ЮрИнфоР-Пресс», 2004.
  38. М.Н. Налоговая политика и правовое регулирование налогообложения в России. -М.: ООО «Вершина», 2004.
  39. С.А. Реформа местного самоуправления: проблемы и пути решения // Финансы. 2009. — № 1.
  40. Ф. Избранные экономические произведения. — М.: Соцэкгиз, 1960.
  41. З.А. Налоги и налогообложение. Ростов н/Д, Феникс, 2009.
  42. З.А., Горобинская В. Н., Гашенко И. В. Становление оптимальной системы налогообложения в России в постреформационный период: модели и инструментарий. г. Ростов-на-Дону: Издательство «Терра Принт», 2008.
  43. В.В. Основы теории налогообложения. М.: Экономистъ, 2006.
  44. М.Е., Оканова Т. Н. Региональные и местные налоги: Учебное пособие для вузов. М., ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2008.
  45. В.В. Приоритетные направления реформирования местных финансов // Финансы. 2009. — № 11.
  46. Н.Н. Финансовые проблемы местного самоуправления // Финансы. 2008. — № 1
  47. Ли-фу Н.С., Никулкина И. В., Скрябина Н. М. Укрепление налоговой базы региональных и местных бюджетов в условиях кризиса // Финансы. 2010. — № 5.
  48. Г. Л. Очерки истории налогов с населения СССР. М.: Финансы, 1964
  49. М.В. Индивидуальная оценка при расчете кадастровой стоимости объекта недвижимости // Экономические науки. 2009.- № 12 (61).
  50. М.В. Информационно-технологические основы администрирования имущественных налогов. М., Издательство: «ЮНИТИ», 2007.
  51. Налоги и налогообложение / Под ред. М. В. Романовского, О. В. Врублевской. СПб: Питер, 2008.
  52. Налоги в условиях экономической интеграции / В. С. Бард, Л. П. Павлова, Н. Е. Заяц, Е. Ф. Киреева и др.- Под ред. проф.В. С. Барда и проф. Л. П. Павловой. -М.: КНОРУС, 2004.
  53. Налоговая политика России: проблемы и перспективы / Под ред. И. В. Горского. М.: Финансы и статистика, 2003.
  54. Налоги и налогообложение / Под редакцией Русаковой И. Г. М.: ЮНИТИ, 2003 г.
  55. Налоговые системы зарубежных стран./ Под редакцией Князева В. Г., Черника Д. Г. М.: Финансы, 2002.
  56. У.О. Повышение роли налогов в обеспечении финансовой самостоятельности местных бюджетов // Финансы. 2009. — № 10.
  57. И.Х. Основы финансовой науки. -М.: ГИЗ, 1923.
  58. М.В. Система налогообложения земельно-имущественного комплекса: сущность и перспективы развития // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. — Том 6. — № 4. — Часть 2.
  59. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов / Электронный ресурс. URL: http://www.minfin.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (Дата обращения: 30.09.2011 г.).
  60. Основные направления бюджетной политики на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов / Электронный ресурс. URL: http://www.minfin.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (Дата обращения: 20.08.2011 г.).
  61. Отчеты Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ / Электронный ресурс. URL: http://www.roskazna.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (Дата обращения: 20.08.2011 г.).
  62. Отчеты об исполнении бюджета г. Ростова-на-Дону / Электронный ресурс.- URL: http://www.rostov-gorod.ru/?ID=4365, свободный. Загл. с экрана. — Яз.рус. (Дата обращения: 20.08.2011 г.).
  63. В.Г. Российская система налогообложения: проблемы развития. -М.: МЦФР, 2007.
  64. В.Г. К вопросу о самостоятельности бюджетов // Финансы. 2010. — № 6.
  65. А.Б., Кашин В. А. Обзор фискальной политики в Российской Федерации и за рубежом в 2004 г. М.: Изд-во экон.-правовой лит-ры, 2005.
  66. В.А., Браун К., Масгрейв Дж., Тедеев A.A. Налоги и налогообложение в России: учебник. -М.: Эксмо, 2006.
  67. С.Г. Налоги: реформы и практика. М.: Статут, 2005.
  68. A.B., Толкушкин A.B. Налоги и налогообложение. М.: Юрайт-М, 2006.
  69. В. Трактат о налогах и сборах. М.: «Ось-89», 1997.
  70. М.Р. Актуальные вопросы регулирования налоговых полномочий федерального центра и территорий // Финансы и кредит. 2008. — № 31(319)
  71. Л.И. Об укреплении финансовой базы местных бюджетов // Финансы. 2009. — № 5.
  72. В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2000.
  73. М. Власть и рынок: государство и экономика. М.: Социум, 2010.
  74. Российский статистический ежегодник-2010 / Электронный ресурс. -URL: http://www. gks.ru, свободный. Загл. с экрана. — Яз. рус. — (Дата обращения: 20.08.2011 г.).
  75. Россия 1913 год. Статистико-документальный справочник: под ред. А. М. Анфимова и А. П. Корелина / Институт Российской истории РАН. СПб: Изд-во «БЛИЦ», 1995.
  76. С.Н. Местные налоги и сборы в условиях реализации Налогового кодекса РФ. Ростов н/Д, 2001.
  77. С.Н. Управление бюджетными доходами муниципальных образований в условиях реформ // Финансовые исследования. 2008. — № 20.
  78. Д.А. Терминология в имущественном налогообложении и практическая значимость ее уточнения // Экономические и гуманитарные науки.-2009.-№ 7(213).
  79. A.A. Теория налогов. М.: ООО «ЮрИнфор-Пресс», 2003.
  80. Р.Г. Общая теория налогов и налогообложения. -М.: «Издательство ПРИОР», 2000.
  81. Статистическая налоговая отчетность / Официальный сайт УФНС по Ростовской области Электронный ресурс. URL: http://www.nalog61.ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус. — (Дата обращения: 30.09.2011 г.).
  82. Статистическая налоговая отчетность / Официальный сайт ФНС России Электронный ресурс. URL: http://www.nalog.ru, свободный. — Загл. с экрана. -Яз. рус. — (Дата обращения: 30.09.2011 г.).
  83. Дж.Ю. Экономика государственного сектора М.: Изд-во МГУ: ИНФРА-М, 1997.
  84. A.B. История налогов в России. М., Юристъ, 2001.
  85. В.В. Местные налоги: правовое регулирование. М.: Академический правовой университет, 2002.
  86. Финансы России. 2010: Стат.сб./ Росстат М., 2010.
  87. Финансы / Под ред. проф. Л. А. Дробозиной М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2003.
  88. Финансы / Под ред. В. В Ковалёва, С. А. Белозёрова и др. М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2004.
  89. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова и др. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.
  90. Л.Г. Налоги и налоговое регулирование экономики. М.: ТЕИС, 2003.
  91. X. Муниципальные финансы. М.: Дело и сервис, 2003.
  92. Д.Г. Налоги и налогообложение М.: МЦФЭР, 2006.
  93. С.Д. Налоговая политика Российской Федерации в ближайшей перспективе // Финансы. 2009. — № 7.
  94. С. Д. Развитие российской налоговой системы // Финансы.-2011.-№ 2.
  95. Р. Налоговое право Китая. М.: Волтерс Клувер, 2005.
  96. Й. История экономического анализа: Т. 1−3.— СПб.: Экономическая школа, 2004.
  97. Экономика налоговой политики. Пер. с англ. / Под ред. Майкла П. Девере. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2001.
  98. Энциклопедический словарь. Репринтное воспроизведение издания Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона, 1890 1907гг. Полутом 24, М.:
  99. Е.В. Порядок исчисления и уплаты земельных платежей // Российский налоговый курьер. 2008. — № 18.
  100. Т.Ф. Налоги и налогообложение. М., ИНФРА-М, 2004.
  101. Т.Ф. Налоговедение: от реформы к реформе. М.: Инфра-М, 1999.
  102. И.И. Основные начала финансового права: Учение о государственных доходах. М.: Статут, 2002.
  103. P.P. Экономическое содержание налогообложения имущества организаций в условиях рыночной экономики // Вестник ВЭГУ. 2009. — № 2 (40).
  104. Bell М. An Optimal Property Tax: Concepts and Practices. World Bank1. stitute, Washington, 1999. / Электронный ресурс. URL: www.logincee.org/ remotelibraryitem/837?lang=ru, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ. — (Дата обращения: 20.08.2011 г.).
  105. Bird R., Slack Е. International Handbook on Land and Property Taxation. -Edward, Elgar, Cheltenham, UK. 2004.
  106. Maurer R., Paugam A. Reform toward Ad Valorem Property Tax in Transition
  107. Mankiw G. Principles of Economics. Mason, OH: Thompson/South-Western, 2004. / Электронный ресурс. — URL: http://gregmankiw.blogspot.com/2007/l 1, свободный. — Загл. с экрана. — Яз. англ. — (Дата обращения: 20.08.2011 г.).
  108. Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD) / Электронный ресурс. URL: http://www.oecd.org/ctp/revenuestats, свободный. -Загл. с экрана. — Яз. англ. — (Дата обращения: 20.08.2011 г.).
  109. Динамика изменений состава имущественных налогов в Российской Федерации в 1992—2005 гг.1
  110. Вид налога 1992 1993−1999 2001−2005 Условия взимания1 2 3 4 51. Федеральные налоги
  111. Налог на операции с ценными бумагами с 01.01.1992 Действует Отменен с 01.01.2005 г. Ставки 0,1−0,5%
  112. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения с 01.01.1992 Действует Действует с 01.01.2006 отменен
  113. Налог на отдельные виды транспортных средств X Введен с 01.07.1999 г. Отменен с 01.01.2001 г. Ставки установлены по объему двигателя1. Региональные налоги
  114. Налог на имущество предприятий с 01.01.1992 Действует С 01.01.2003 г. заменен налогом на имущество организаций Ставка составляла 0,5%, в дальнейшем повышалась
  115. Налог на игорный бизнес X Введен с 01.01.1999 Действует Ставки устанавливаются регионами в твердых суммах по видам бизнеса1. Местные налоги
  116. Налог на имущество физических лиц с 01.01.1992 Действует (в отношении строений и транспортных средств) Действует (кроме транспорта) От 0,1 до 0,3% стоимости
  117. Земельный налог с 01.01.1992 Действует Действует Федеральный закон
  118. Сбор с владельцев собак с 01.01.1992 Не взимался при вводе налога с продаж Не взимался при введении налога с продаж, с 01.01.04 отменен 1/7 МРОТ в год
  119. Составлено автором по результатам анализа динамики изменений Закона РФ № 2118−1 от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»
  120. Консолидированный бюджет Российской Федерации в 2000—2010 гг.1 млрд руб.
  121. Вид доходов 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
  122. Доходы всего 2097,7 2683,7 3519,2 4138,7 5429,9 8579,6 10 625,8 13 368,3 16 003,9 13 420,7 15 715,9 В том числе:
  123. Доходы от внешнеэкономической деятельности 37,4 51,5 65,4 52,9 38,5 1680,9 2306,3 2408,3 3584,9 2683,3 3227,7
  124. Доходы от использования государственного и муниципального имущества 72,3 115,8 160,5 240,2 332,3 255,8 352,5 526,6 439,5 651,9 676,6
  125. Доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности 8,3 12,4 18,2 30,1 59,1 79,5 98,0 80,2 189,2 255,7
  126. Рассчитано автором на основе данных Федерльной службы государственной статистики и официальной отчетности Федерального казначейства об исполнении консолидированного бюджета РФ 84, с.575- 71.
Заполнить форму текущей работой