Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Математическое и программное обеспечение формирования окружающей обстановки тренажерных комплексов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Создание методики построения трехмерной модели окружающей обстановки по ЦКМ, учитывающей представление исходных данных на ЦКМ взаимодействие основных объектов ЦКМ, особенности вычислительной среды, и позволяющей получить трехмерную модель окружающей обстановки с минимальным количеством примитивов при заданной точности. Разработана методика отображения рельефа, статических и динамических объектов… Читать ещё >

Содержание

  • 1. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЙ В ОБЛАСТИ ТРЕНАЖЕРОСТРОЕНИЯ
    • 1. 1. Введение
    • 1. 2. Тренажеры как информационные системы
      • 1. 2. 1. Тренажер как модель реального объекта
      • 1. 2. 2. Общая структура и классификация тренажеров
    • 1. 3. Система визуализации как неотъемлемая часть построения тренажерных комплексов
      • 1. 3. 1. Имитация окружающей обстановки
      • 1. 3. 2. Тенденции развития систем визуализации
      • 1. 3. 3. Многоканальные системы визуализации
      • 1. 3. 4. Использование цифровых карт местности для моделирования окружающей обстановки
      • 1. 3. 5. Формирование изображения трехмерной сцены из графических примитивов
    • 1. 4. Выводы
  • 2. МЕТОДИКА ПОСТРОЕНИЯ ТРЕХМЕРНОЙ МОДЕЛИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКИ ПО ЦИФРОВОЙ КАРТЕ МЕСТНОСТИ
    • 2. 1. Введение
    • 2. 2. Построение трехмерной модели рельефа
    • 2. 3. Построение трехмерной модели гидросети
    • 2. 4. Построение трехмерной модели дорожной сети
    • 2. 5. Построение трехмерной модели наземных объектов
    • 2. 6. Выводы
  • 3. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ТРЕХМЕРНОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ ОБСТАНОВКИ
    • 3. 1. Введение
    • 3. 2. Отображение трехмерной модели рельефа
    • 3. 3. Отображение статических объектов
    • 3. 4. Отображение динамических объектов
    • 3. 5. Математическая модель освещения
      • 3. 5. 1. Математическая модель освещения для отображения статических и динамических объектов
      • 3. 5. 2. Математическая модель освещения для отображения трехмерной модели ландшафта
    • 3. 6. Формирование визуальных эффектов
    • 3. 7. Выводы
  • 4. РЕЗУЛЬТАТЫ СОЗДАНИЯ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
    • 4. 1. Введение
    • 4. 2. Реализация построения трехмерной модели окружающей обстановки по цифровой карте местности
      • 4. 2. 1. Реализация построения трехмерной модели рельефа
      • 4. 2. 2. Реализация построения трехмерной модели гидросети
      • 4. 2. 3. Реализация построения трехмерной модели дорожной сети
      • 4. 2. 4. Реализация построения трехмерной модели наземных объектов
    • 4. 3. Реализация отображения трехмерной модели окружающей обстановки
      • 4. 3. 1. Реализация отображения трехмерной модели рельефа
      • 4. 3. 2. Реализация отображения статических объектов
      • 4. 3. 3. Реализация отображения динамических объектов
      • 4. 3. 4. Реализация модели освещения
      • 4. 3. 5. Реализация визуальных эффектов
    • 4. 4. Сравнение и комплексная работа
    • 4. 5. Выводы

Математическое и программное обеспечение формирования окружающей обстановки тренажерных комплексов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Тренажерные системы являются одним из приоритетных направлений развития компьютерных технологий. Имитационно-тренажерные комплексы, максимально приближенные к реальным установкам, позволяют обучаемым приобретать правильные и устойчивые навыки.

Особенно следует отметить роль тренажеров в процессе подготовки специалистов различных сфер деятельности. Наблюдающееся в настоящее время развитие и конструктивное усложнение специальной техники, а также увеличение количества реализуемых в ней задач, требуют от операторов технического профессионализма, соблюдения установленных правил и порядка действий. По этой причине подготовка операторов немыслима без использования тренажерных средств, которые позволяют экономить ресурсы спецтехники, сократить стоимость обучения, уменьшить аварийность дорогостоящего оборудования в процессе его освоения, отрабатывать действия при возникновении нестандартных ситуаций (пожар, отказ систем управления).

Обеспечение успешного решения поставленных задач в современных тренажерах обусловило необходимость разработки новых средств, методов и технологий обучения, базирующихся на математическом моделировании и элементах виртуальной реальности. Поскольку основным требованием, предъявляемым к тренажеру, является подобие реальному объекту, его неотъемлемой частью является система визуализации (имитации) окружающей обстановки.

При построении трехмерной модели окружающей обстановки в современных системах визуализации используются цифровые карты местности (ЦКМ), что обеспечивает имитацию реальных окружающей обстановки с высокой степенью реализма. Цифровые карты местности представляют собой набор векторных объектов с семантикой, разделенных на слои. Каждый слой определяет функции, возложенные на объекты, которые он представляет.

Создание трехмерной сцены на базе цифровой карты местности включает последовательность следующих операций: чтение электронных карт и преобразование к внутреннему форматусоздание карты высотсоздание трехмерной модели рельефа, создание представления для слоевых объектов (водоемы, дороги и т. п.) — расстановка уникальных объектов (аэродромы) — встраивание полученных трехмерных моделей в уже построенную сетку ландшафтатекстурирование ландшафта в соответствии с типами поверхности ЦКМрасстановка типовых наземных объектов (зданий, деревьев и т. д.) по некоторому закону.

Исходя из вышесказанного, для тренажерных комплексов актуальной является задача создания математического и программного обеспечения формирования окружающей обстановки.

Объектом исследования диссертационной работы является аппаратно-программный комплекс тренажера, воспроизводящий условия функционирования реального объекта.

Предметом исследования диссертационной работы является математическое и программное обеспечение моделирования внешней обстановки, обеспечивающее подобие тренажера реальному объекту.

Цель диссертационной работы состоит в разработке математических моделей, алгоритмов и программных средств автоматического моделирования виртуальной сцены по цифровой карте местности и алгоритмов визуализации полученных данных с целью повышения качества изображения, предоставляемого обучаемому, и уменьшения аппаратных затрат на его формирование.

Задачи исследований:

1. Определение общей структуры и классификации программных средств системы визуализации и ее составных частей.

2. Создание методики построения трехмерной модели окружающей обстановки по ЦКМ, учитывающей представление исходных данных на ЦКМ взаимодействие основных объектов ЦКМ, особенности вычислительной среды, и позволяющей получить трехмерную модель окружающей обстановки с минимальным количеством примитивов при заданной точности.

3. Создание методики формирования трехмерного изображения окружающей обстановки, позволяющей минимизировать вычислительную сложность алгоритмов и учитывающей особенности аппаратной базы вычислительной техники, определение методов отображения основных объектов трехмерной сцены.

4. Построение трехмерной модели рельефа по ЦКМ, ориентированной на программную реализацию в выбранном аппаратном комплексе, с минимальным количеством примитивов при заданной точности.

5. Построение трехмерных моделей основных типов объектов по ЦКМ и их встраивание или размещение в трехмерной модели ландшафта.

Научная новизна работы заключается в следующем:

1. Разработана методика построения трехмерной модели окружающей обстановки по ЦКМ, учитывающая представление исходных данных на ЦКМ, особенности вычислительной среды, и позволяющая получить трехмерную модель окружающей обстановки с минимальным количеством примитивов при заданной точности.

2. Разработан алгоритм создания трехмерной модели рельефа с минимальным количеством примитивов при заданной точности на основе нерегулярной сетки с использованием квадратичного показателя ошибки.

3. Разработаны методы и алгоритмы построения основных типов объектов по цифровой карте местности с использованием квадратичного показателя ошибки.

4. Разработана методика формирования трехмерного изображения окружающей обстановки по полученной трехмерной модели, позволяющая минимизировать вычислительную сложность алгоритмов и учитывающая особенности аппаратной базы вычислительной техники.

Практическая ценность работы выражается в том, что разработанные алгоритмы и программные средства ориентированы на использование в системах визуализации разрабатываемых и модернизируемых тренажерных комплексов, что позволяет повысить их технические характеристики и уровень подготовки специалистов.

Достоверность результатов подтверждается использованием предлагаемой методики при разработке программного обеспечения тренажеров.

Положения, выносимые на защиту:

1. Методика построения трехмерной модели окружающей обстановки по.

ЦКМ.

2. Алгоритм создания трехмерной модели высокоточного рельефа на основе нерегулярной сетки с использованием квадратичного показателя ошибки.

3. Методы и алгоритмы построения основных типов объектов по ЦКМ с использованием квадратичного показателя ошибки.

4. Методика формирования трехмерного изображения окружающей обстановки.

Реализация и внедрение результатов. Предложенная в работе методика формирования системы визуализации была успешно использована автором при выполнении опытно-конструкторских работ на ОАО «Тулаточмаш» и при разработке коммерческих программных продуктов, формирующих трехмерное изображение виртуальных сцен в ООО «Девелопер Софт».

Апробация работы. По теме диссертации опубликовано 11 работ, включенных в список литературы: 9 статей, в том числе 1 статья в сборнике, рекомендуемом ВАК РФ, и 2 тезисов докладов на II магистерской научно-технической конференции ТулГУ и Всероссийской НТК «Интеллект-2009».

Структура и объем диссертации

Данная работа состоит из введения, четырех разделов и заключения, изложенных на 130 листах машинописного текста, и включает: 59 рисунков, список литературы из 104 источников, 2 приложения на 69 листах, содержащих листинг программного обеспечения и акт внедрения результатов исследований.

13. Результаты работы апробированы при выполнении опытно-конструкторских работ на ОАО «Тулаточмаш» и при разработке коммерческих программных продуктов, формирующих трехмерное изображение виртуальных сцен в ООО «Девелопер Софт».

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В целом по работе можно сделать следующие выводы:

1. Определены две составляющие системы визуализации: подсистема создания трехмерной модели окружающей обстановки по ЦКМ и подсистема отображения трехмерных объектов.

2. Разработана методика построения трехмерной модели окружающей обстановки по ЦКМ, учитывающая представление исходных данных на ЦКМ, особенности вычислительной среды, и позволяющая получить трехмерную модель окружающей обстановки с минимальным количеством примитивов при заданной точности.

3. Решена задача построения трехмерной модели рельефа с помощью квадратичного показателя ошибки с минимальным количеством примитивов при заданной точности.

4. Разработан алгоритм размещения объектов на полученной модели рельефа, основанный на операции встраивания произвольного многоугольника в трехмерную поверхность.

5. Предложены алгоритмы создания трехмерных моделей гидросети и дорожной сети с применением квадратичного показателя ошибки и алгоритма размещения объектов на полученной модели рельефа.

6. Решена задача размещения сторонних трехмерных объектов на полученной модели рельефа.

7. Разработана методика отображения рельефа, статических и динамических объектов путем преобразования трехмерных моделей в изображение окружающей обстановки на мониторе обучаемого, позволяющая минимизировать вычислительную сложность алгоритмов и учитывающая особенности аппаратной базы вычислительной техники.

8. Рассмотрены методы определения видимости частей (секций) рельефа, статических и динамических объектов.

9. Предложен способ построения траекторий движения воздушных и наземных целей, максимально приближенных к возможностям движения реальных объектов.

10. Сформированы модели освещения для объектов трехмерной сцены, основанные на применении коэффициентов рассеяния Релея и Ми.

11. Разработаны математические модели визуальных эффектов, основанных на системах частиц.

12. Реализовано программное обеспечение с применением разработанных методик построения и отображения трехмерной модели окружающей обстановки по ЦКМ, позволяющее повысить качество изображения, предоставляемого обучаемому.

Показать весь текст

Список литературы

  1. JI. Машинная графика на персональном компьютере. — М.: СолСистем, 1992. 230 с.
  2. В.Ю., Базлов А. Ф. Моделирование боевых действий в тактическом тренажере // Сборник научных трудов. — Тверь: НИИ ЦПС, 2004. -с. 104−109
  3. В.Ю., Новиков И. В., Шорин А. Б. Автоматизированный сценарий тренировки в тактическом тренажере // Программные продукты и системы. -2009.-№ 1-с. 113−116
  4. A.B., Шпак И. И. Цифровая обработка информации в измерительных приборах и системах. Минск: Вышэйшая школа, 1987. — 176 с.
  5. М. Введение в методы оптимизации: Пер. с англ. — М.: Наука, 1977.-344 с.
  6. B.C. Имитаторы визуальной обстановки тренажерных летательных аппаратов. М.: Машиностроение, 1978. — 142 с.
  7. В.А., Закиров P.A., Смирнова Н. И. Авиационные тренажеры. -М.: Машиностроение, 1978. 192 с.
  8. В.Н. Автоматизация имитационного моделирования сложных систем. М.: Наука, 1977. — 239 с.
  9. Быстрые алгоритмы в цифровой обработке изображений / Под ред. Т. С. Хуанга: Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1984. — 224 с.
  10. В.А., Веников Г. В. Теория подобия и моделирование. — М.: Высшая школа, 1984. 440 с.
  11. Гольберг JLM. Цифровая обработка сигналов. — М.: Радио и связь, 1990.-325 с.
  12. В.А., Бростилов А. Н. Методологические подходы к моделированию тактического фона в авиационных тренажерах // Вестник Академии военных наук. 2007. — № 4 — с. 22−29
  13. H.A., Белаго И. В., Кузиковский С. А., Некрасов Ю. Ю. Методы непрерывной детализации террэйна // Материалы 12-й Международной Конференции по компьютерной графике и машинному зрению «ГрафиКон'2002». Н.-Новгород, 2002.
  14. Жималинов С. В, Терещук С. П. Пилотажно-навигационные и комплексные тренажеры.- Иркутск: ИВВАИУ, 1990. 488 с.
  15. В.Т., Сербенюк С. Н., Тикунов B.C. Математико-картографическое моделирование в географии. — М.: Мысль, 1980. 224 с.
  16. И.Ю., Касаткин В. Н. Построение изображений на экране персональной ЭВМ. Киев: Техника, 1990. — 116 с.
  17. B.C. Системный анализ операторской деятельности. М.: Радио и связь, 1990. — 120 с.
  18. И.В., Кравцов A.B. Принципы моделирования визуальной обстановки в тренажерных системах // Приборы и управление: Сборник статей молодых ученых. Вып. 7. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. — с. 37−40.
  19. B.C. Математическое моделирование в технике. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2003. — 496 с.
  20. А., Вольф Дж. Модели группового поведения в системе «человек-машина»: Пер. с англ. М.: Мир, 1973. — 304 с.
  21. В.Е., Креков Г. М. Оптические модели атмосферы. Л.: Гидрометеоиздат, 1986. — 256 с.
  22. А.Ю., Полковников С. П., Ходасевич Г. Б. Военно-технические основы построения и математическое моделирование перспективных средств икомплексов автоматизации. СПб.: ВАС, 1997. — 419 с.
  23. В.П., Батраков A.C. Трехмерная компьютерная графика. — М.: Радио и связь, 1995. 224 с.
  24. Г. П., Катыс П. Г. Трехмерное отображение визуальной информации в виртуальном пространстве: Учебное пособие. М.: МИРЭА, 1998.-78 с.
  25. Г. П. Обработка визуальной информации. — М.: Машиностроение, 1990. 320 с.
  26. A.M., Талныкин Э. А. Машинный синтез визуальной обстановки // Автометрия. 1984. — № 4 — с.67−76
  27. A.A. Информационное и техническое обеспечение тренажерных комплексов. СПб.: СПГУВК, 1998. — 138 с.
  28. И.Д. и др. Динамическое моделирование и испытания технических систем. М.: Энергия, 1978. — 302 с.
  29. A.B. Аппроксимация естественного освещения в вычислительных системах // Вестник ТулГУ. Серия: Вычислительная техника. Вып. 1. Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. — с. 47−55.
  30. A.B. Многоканальные системы визуализации // Материалы Всероссийской НТК «Интеллект 2009». — Тула: ТулГУ, 2009. — с. 97.
  31. A.B. Обзор математических моделей освещения при построении трехмерных сцен // Известия ТулГУ. Сер. Технические науки. Вып. З, 2010. — с. 278−284.
  32. A.B. Построение трехмерного ландшафта по цифровой матрице высот с использованием квадратичного показателя ошибки //
  33. Математические методы в технике и технологиях ММТТ-22: Сборник трудов XXII Международной научной конференции. Том 2. — Псков: 111'ПИ, 2009. — с. 77−80.
  34. A.B. Построение трехмерной модели поверхности дороги по цифровой векторной карте // Приборы и управление: Сборник статей молодых ученых. Вып. 7. Тула: Изд-во ТулГУ, 2009. — с. 78−83.
  35. A.B. Применение ROAM алгоритма для построения трехмерного ландшафта по цифровой матрице высот // II магистерская научно-техническая конференция: Тезисы докладов. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2007. — с. 97.
  36. A.B. Проблемы создания фотореалистичного отображения виртуальной окружающей среды в динамических тренажерах военной техники // Приборы и управление: Сборник статей молодых ученых. Вып. 6. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2008. с. 60−63.
  37. П.С., Петров A.A. Принципы построения моделей. — М.: ФАЗИС, 2000.-412 с.
  38. A.A. Основы теории авиационных тренажеров. — М.: Машиностроение, 1995. 304 с.
  39. М., Вошни Э. Измерительные информационные системы. М.: Мир, 1975.-312 с.
  40. А. В., Сакович В. А., Холод Н. И. Высшая математика: Математическое программирование. — Мн.: Выш. шк., 2001. — 351 с.
  41. С.А. Об одном подходе к разработке тренажеров наземных комплексов // Приборы и управление. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2003. — с. 41−47.
  42. С.А., Ларкин Е. В. Моделирование движения наземного объекта в тренажере // Проблемы специального машиностроения. Вып. 6. Т.2. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2003. с. 190−197.
  43. С.А., Пушкин A.B. Создание моделей объектов при проектировании тренажеров // Проблемы специального машиностроения: Вып. 6. Т.2. Тула: Изд-во ТулГУ, 2003. — с. 188−190.
  44. А. Программирование трехмерных игр для Windows. Советыпрофессионала по трехмерной графике и растеризации: Пер. с англ. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2006. 1424 с.
  45. Е.В., Первак И. Е. Отображение графической информации. — Тула: Изд-во ТулГУ, 2000. 109 с.
  46. М. Вычислительная геометрия и компьютерная графика на С++: Пер. с англ. М.: БИНОМ, 1997. — 304 с.
  47. В.Г. Построение геоинформационных систем в физической географии. М.: Изд-во МГУ, 1990. — 80 с.
  48. И.И., Ломов Б. Ф., Соловейчик И. Е. Основы построения аппаратуры отображения в автоматизированных системах. — М.: Советское радио, 1975. 353 с.
  49. Л.В. Виртуальная реальность — новый шаг в технологии человеко-машинного взаимодействия // Теория и системы управления. — 1995. — № 5 с. 173−183
  50. .Ф., Васильев A.A., Офицеров В. В., Рубахин В. Ф. Военная инженерная психология. М.: Воениздат, 1970. — 400 с.
  51. И .Я., Ревенко В. Н., Саркисян Б. Г. Отображение информации в автоматизированных системах управления. М.: Советское радио, 1972.-296 с.
  52. И.В. Имитационное моделирование на ЭВМ. — М.: Радио и связь, 1988.-230 с.
  53. К.А. Имитационно-тренажерные и обучающие распределенные системы // Программные продукты и системы. — 2008. — № 3 — с. 32−35
  54. А.Н. Принципы и методы проектирования информационного обмена имитаторов тренажерных комплексов // Вестник компьютерных и информационных технологий. — 2005. — № 12 с. 21−25
  55. А.Н. Технологии проектирования цифровой модели местности для тренажеров наземного транспорта // Вестник компьютерных и информационных технологий. 2006. — № 11 — с. 3−7
  56. A.A. Тренажеры для обучения водителей. — Киев: Техника, 1973.- 140 с.
  57. М.В. Компьютерная графика в системах визуализации имитационно-тренажерных комплексов // Программные продукты и системы. — 2003.-№ 3-с. 7−15
  58. М.В. Компьютерные системы визуализации в технологии виртуальной реальности // Программные продукты и системы. — 1995. — № 4 с. 8−12
  59. Е.А. Компьютерная геометрия и алгоритмы машинной графики. СПб.: БХВ-Петербург, 2003. — 560 с.
  60. Е.Ф. Вычислительные системы обработки изображений. — JL: Энергоатомиздат, 1989. — 132 с.
  61. Ю.Б. Физико-математическое моделирование систем управления и комплексов / Под ред. А. Г. Шипунова. М.: ФИЗМАТ ЛИТ, 2002. — 168 с.
  62. А. Ю., Брусенцев В. А. Программирование графики: GDI+ и DirectX. СПб.: БХВ-Петербург, 2005. — 368 с.
  63. Ф., Шеймос М. Вычислительная геометрия: Введение: Пер. с англ. М.: Мир, 1989. -237 с.
  64. А.Н., Милысо И. В. Построение программного обеспечения комплексов автоматизации управления войсками и оружием на основе унифицированных программных модулей // Научно-технический сборник ТАИИ. Вып. 20. Тула: ТАИИ, 2003. — с. 54−68.
  65. В.Ф., Присняков Л. М. Математическое моделирование переработки информации оператором человеко-машинных систем. — М.: Машиностроение, 1990. -247 с.
  66. Программирование шейдеров на HLSL Электронный ресурс. — Режим доступа: http://vAvw.gamedev.ru/code/articles/HLSL.
  67. Д., Адаме Д., Математические основы машинной графики: Пер. с англ. М.: Мир, 2001. — 604 с.
  68. А.Б. Цифровая обработка сигналов: Учебник для вузов. — СПб.: Питер, 2003. 608 с.
  69. И. Как компьютер рассчитывает изображения. Технологии программного рендеринга. Часть 1. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.fcenter.ru/online.shtml7articles/hardware/videos/8749.
  70. И. Как компьютер рассчитывает изображения. Технологии программного рендеринга. Часть 2. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.fcenter.ru/online.shtml7articles/hardware/videos/8924.
  71. И. X., Иванова И. П. Введение в прикладное дискретное программирование. М.: ФИЗМАТЛИТ, 2002. — 240 с.
  72. A.B. Алгоритмы построения триангуляции с ограничениями // Вычислительные методы и программирование. Том 3. М.: Изд-во МГУ, 2002. — с. 82−92.
  73. A.B. Построение объединения, пересечения и разности произвольных многоугольников в среднем за линейное время с помощью триангуляции // Вычислительные методы и программирование. Том 3. — М.: Изд-во МГУ, 2002. с. 116−123.
  74. A.B. Триангуляция Делоне и ее применение. — Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 128 с.
  75. Г. Создание ЗО-ландшафтов в реальном времени с использование С++ и DirectX 9: Пер. с англ. М.: КУДИЦ-ОБРАЗ, 2006. — 368 с.
  76. Таран В А. Эргатические системы управления. — М.: Машиностроение, 1976.- 188 с.
  77. И.Р., Филиппов Л. Г. Математические модели в судовых обучающих комплексах. — Л.: Судостроение, 1972. — 350 с.
  78. В.Я. Геоинформационные системы и технологии. — М.:
  79. Финансы и статистика, 1998. -288 с.
  80. А.Б., Новиков И. В. Варианты взаимодействия рабочих мест тактического тренажера // Программные продукты и системы. — 2009. — № 1 — с. 109−111.
  81. В.Е., Циблиев В. В., Потоцкий С. И. и др. Тренажерные комплексы и тренажеры. Технологии разработки и опыт эксплуатации. — М.: Машиностроение, 2005. — 384 с.
  82. В.Е., Бакулов Ю. А., Григоренко В. Н. и др. Тренажерные системы. М.: Машиностроение, 1981. — 256 с.
  83. Ф. Программирование графики для Windows: Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2002. 1072 с.
  84. Dalmau D.S.-C. Core techniques and algorithms in game programming. — Indianapolis, IN: New Riders Publishing, 2003. 888 p.
  85. Duchaineau A., Wolinsky M. and others. ROAMing Terrain: Real-time Optimally Adapting Meshes // IEEE Visualization'97 Conference Proceedings. -1997.-p. 81−88.
  86. Garland M., Heckbert P. Surface simplification using quadric error metric // ACM SIGGRAPH' 97 Conference Proceedings. 1997. — p. 209−216.
  87. Hoffman N., Mitchell K. J. Photorealistic Terrain Lighting in Real Time // Game Developer. 2001. — № 7. — p. 32−41.
  88. Hoppe H. New quadric metric for simplifying meshes with appearance attributes // IEEE Visualization'99 Conference Proceedings. 1999. — p. 59−66.
  89. Hoppe H. Smooth view-dependent level-of-detail control and its application to terrain rendering // IEEE Visualization'98 Conference Proceedings. — 1998. p. 3542.
  90. Johnson C., Hansen C. The visualization handbook. — Orlando, FL: Academic Press Inc, 2004. 984 p.
  91. Leiterman J. Learn vertex and pixel shader programming with DirectX 9. -Piano, TX: Wordware Publishing Inc., 2004. 289 p.
  92. Lengyel E. Mathematics for 3D game programming and computer graphics.
  93. Second edition. Hingham, MA: Charles River Media, 2004. — 551 p.
  94. Levkowitz H. Color theory and modeling for computer graphics, visualization, and multimedia applications. Norwell, MA: Kluwer Academic Publishers, 1997.-219 p.
  95. Nguyen D., Enright D., Fedkiw R. Simulation and animation of fire and other natural phenomena in the visual effects industry // Western States Section. Combustion Institute. Fall Meeting // University of California, 2003.
  96. Polack T. Focus on 3D terrain programming. — Cincinnati, OH: Premier Press, 2003.-222 p.
  97. Preetham A. J. A Practical Analytic Model for Daylight // M.Sc. thesis, Department of Computer Science // University of Utah, 1999.
  98. Ronfard R., Rossignac J. Full-range approximation of triangulated polyhedra. // Computer Graphics Forum. Aug. 1996. — № 15(3).
  99. Schneider P., Eberly D. Geometric tools for computer graphics. San Francisco, С A: Morgan Kaufmann Publishers, 2003. — 1009 p.
  100. Skinner M. Shadows Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gamedev.net/reference/articles/articlel300.asp ,
  101. Walsh J. Normal Computations for Heightfield Lighting Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.gamedev.net/reference/articles/article2264.asp
  102. Velho L., Gomes J., Figueiredo L. Implicit objects in computer graphics. — New York, NY: Springer-Verlag Inc, 2002. 208 p.
Заполнить форму текущей работой