Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Психологические факторы значимого жизненного выбора

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Актуальность исследования определяется: радикальными изменениями, происходящими как в жизни общества в целом, так и в жизни отдельных его представителей. Перемены в экономической, политической, духовной и других сферах порождают новые жизненные ситуации, опыт разрешения которых у человека отсутствует. Вследствие этого особое значение приобретает то, какой выбор сделает человек, так как именно… Читать ещё >

Содержание

  • L Жизненный выбор как объект исследования
    • 1. 1. Теоретико-методологическая база исследования
  • Ф жизненного выбора
    • 1. 2. Понятие, виды и функции жизненного выбора
    • 1. 3. Субъективные составляющие значимого жизненного выбора
  • II. Эмпирические исследования значимого жизненного выбора
    • II. 1. Специфика методов исследования значимого жизненного выбора
    • 11. 2. Описание результатов эмпирического исследования значимого жизненного выбора
    • 11. 3. Программа повышения психологической культуры человека в ситуации значимого жизненного выбора

Психологические факторы значимого жизненного выбора (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Выбор, как атрибут жизнедеятельности человека, представляет собой чрезвычайно сложный и многоаспектный психологический феномен. На протяжении жизни человек осуществляет множество актов выбора самого разного характера в различных сферах и на разных уровнях: психологическом, этическом, социальном и других. Эффективный выбор способствует как личностному развитию человека, так и улучшению его связей и отношений в социуме. Выбор человека обладает мощными движущими и направляющими силами, регулятивными возможностями.

Актуальность исследования определяется: радикальными изменениями, происходящими как в жизни общества в целом, так и в жизни отдельных его представителей. Перемены в экономической, политической, духовной и других сферах порождают новые жизненные ситуации, опыт разрешения которых у человека отсутствует. Вследствие этого особое значение приобретает то, какой выбор сделает человек, так как именно от его выбора зависит направление и характер его дальнейшего развитиясуществованием различных, как противоположных, так и эклектических подходов к трактовке психологического содержания выбора человека в отечественной и зарубежной науке. Сложившаяся в российском обществе, в том числе в отечественной науке, ситуация требует конкретизации роли и содержания психологических факторов, определяющих выбор человека. Поэтому исследование психологических факторов выбора является актуальным именно для психологии. Помимо этого, выбор человека и психологические факторы, влияющие на него, не рассматривались в акмеологическом аспектезначением, которое имеет для человека практика значимых выборов на протяжении всего его жизненного пути. Совершая выбор в переломные периоды жизни, человек тем самым определяет направление и ф характер своего дальнейшего развития. Эффективный выбор способствует, а неэффективный, — затрудняет достижение человеком вершин личностного и профессионального ростаотсутствием четкого представления о мотивационной, эмоциональной, когнитивной, ценностной и других составляющих выбора человека, динамике их иерархической структуры и соотношении. До сих пор остается открытым вопрос о том, какие субъективные характеристики ** влияют на жизненный выбор человека, как они взаимодействуют друг с другом, есть ли среди них доминанты, и каковы их взаимоотношенияпотребностью в разработке практических рекомендаций по работе с людьми, столкнувшимися с проблемой жизненного выбора или систематически испытывающими затруднения в его осуществлении. Психологическая практика (консультирование, коррекция, терапия) свидетельствует о том, что подчас йменно проблема выбора составляет основную сложность, с которой клиент обращается за помощью к ® специалисту-психологу. Изучение системы психологических факторов выбора необходимо для оптимизации и повышения (в плане результатов) эффективности этого процесса.

Названные обстоятельства позволяют прогнозировать рост интереса к проблеме значимого жизненного выбора и, в частности, к субъективным его составляющим. Они и определили объект, предмет, гипотезу, цель и 0 задачи исследования.

Объектом исследования является жизненный выбор как психологический феномен.

Предмет исследования: субъективные факторы значимого жизненного выбора.

Цель исследования: описание видов, функций жизненного выбора ¦О человека, определение системы психологических факторов значимого жизненного выбора и их структурных зависимостей для оптимизации и 0 повышения его эффективности.

Согласно выдвинутой гипотезе:

1) жизненный выбор актуализируется в бифуркационной точке жизненного пути и представляет собой субъективный процесс и результат мотивированного ранжирования и предпочтения одной из объективно существующих возможностей решения проблемы на основе присущей человеку ментальности, неизменно сопровождающийся потоком.

О чувствовании, волевых усилии и когниции;

2) осуществление значимого жизненного выбора инициируется на основе восприятия субъекта и интерпретации им ситуации как выборной посредством ее категоризации и идентификации и происходит в результате влияния не только объективных, но и субъективных, психологических факторов, подчеркивающих уникальность выбора человека и способствующих развитию личности.

Поставленная цель потребовала решения следующих задач: D.

— проанализировать психологические, философские, этические, социологические и другие подходы к проблеме выбора человека;

— выделить виды и функции жизненного выбора человека;

— выявить основные психологические составляющие значимого жизненного выбора человека;

— изучить психологические факторы, определяющие значимый ф жизненный выбор человека;

— разработать программу повышения психологической культуры человека в ситуации значимого жизненного выбора.

Теоретико-методологической базой данного исследования явились: теоретические положения деятельностного подхода к исследованию личности (К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, СЛ. * Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.), комплексного и субъектнодеятельностного подходов в акмеологии (Б.Г. Ананьев, Е. Н. Богданов,.

A.А. Бодалев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина и др.), когнитивной психологии (Дж. Келли, К. Левин, JI. Фестингер, Ф. Хайдер и.

ДР-).

На этапе формулирования рабочего определения жизненного выбора человека, классификации его видов значимым явилось изучение трудов современных отечественных философов (Б.Е. Бродский, Г. Е. Васильев,.

B.Е. Давидович, Б. М. Кедров, В. И. Корниенко, Г. Д. Левин, Н. М. Маковка, А. А. Миголатьев, В. К. Самохвалова и др.) и этиков (С.Ф. Анисимов, Р. Г. Апресян, В. И. Бакштановский, А. А. Гусейнов, О. Г. Дробницкий, Е. Л. Дубко, А. В. Зелепукин, Е.В. Золотухина-Аболина, И. С. Преловская, А. Ф. Шишкин, Ю. А. Шрейдер и др.). На мировоззрение автора заметное влияние оказали идеи П. Я. Чаадаева, А. И. Герцена, С. Л. Франка, В. Франкла и др.

Научная новизна h теоретическая значимость исследования.

В диссертации жизненный выбор рассмотрен в качестве атрибута жизнедеятельности и личностного роста человека. На основе теоретико-методологического и логического анализа известных автору концепций выбора и собственных исследований дано психологическое определение жизненного выбора, описаны его функции и предложена авторская классификация выборов.

В данной работе осуществлен психологический анализ процесса субъективного определения ситуации как выборной, рассмотрены мотивационная, эмоциональная, когнитивная, аксиальная составляющие жизненного выбора человека, что ранее не являлось предметом специального научного исследования.

Выявлена и исследована система психологических факторов, определяющих значимый жизненный выбор человека.

Практическая значимость исследования.

Материалы и результаты диссертационного исследования могут быть использованы в практике психолого-акмеологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии. Автором разработана программа повышения психологической культуры человека при осуществлении значимого жизненного выбора с учетом влияния психологических факторов, выявленных в ходе эмпирического исследования.

Внедрен в практику оказания психологической помощи набор методик для диагностики психологических факторов, влияющих на выборную деятельность человека, и даны рекомендации по дальнейшему использованию материалов диссертации при разработке новых методик психологического анализа значимого жизненного выбора.

Материалы диссертации использованы при разработке лекционных курсов и практических занятий по следующим дисциплинам: «Экспресс-психологическая помощь», «Психологическое консультирование и психокоррекция», «Семейное консультирование», «Акмеология», «Основы профориентации», «Психология профессиональной деятельности государственных служащих», «Психология управленческих решений» и др.

Апробация и внедрение результатов.

Основные теоретические положения и выводы исследования освещались в научных докладах и сообщениях на всероссийских, межрегиональных, региональных и межвузовских конференциях и семинарах, в частности: всероссийской Internet-конференции «Потенциал личности: комплексный подход» (Тамбов, 2002), межрегиональных семинарах «Современная семья и подросток: проблемы, поиски, решения» (Тамбов, 2000) и «Проблемы социализации детей в условиях социокультурной трансформации российского общества» (Тамбов, 2001), региональной конференции «Развитие личности в культурнообразовательном пространстве» (Тамбов, 2000), научных конференциях аспирантов и преподавателей ТГУ им. Г. Р. Державина «Державинские чтения» (Тамбов, 1999, 2000, 2001). Результаты исследования нашли отражение в 7-ми публикациях автора.

Положения, выводы и результаты проведенного исследования внедрены в учебный процесс и использовались в курсах «Экспресс-психологическая помощь», «Психологическое консультирование и психокоррекция», «Семейное консультирование», «Специальные разделы клинической психологии», «Психология девиантного поведения», читаемых автором для студентов психологического факультета и факультета социологии и социальной работы Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, а также в спецкурсах «Принятие управленческих решений», «Психология профессиональной деятельности государственных служащих», «Конфликтология» для студентов и слушателей специальности «Государственное и муниципальное управление» филиала Поволжской академии государственной службы г. Тамбова.

Разработанная с учетом влияния психологических факторов программа повышения психологической культуры человека в ситуации значимого жизненного выбора внедрена в 2002 году в Центре развития и социально-психологической адаптации г. Тамбова.

Положения, выносимые на защиту.

1. Жизненный выбор есть атрибутивный психологический феномен человеческой жизнедеятельности, в основе которого лежит субъективный процесс мотивированного ранжирования и предпочтения одной из объективно существующих возможностей на основе присущей человеку ментальности, неизменно сопровождающийся потоком чувствований, волевых усилий и когниций и актуализирующийся в бифуркационных точках жизненного пути.

2. Жизненный выбор выполняет ряд важных функций: адаптивную, 0 гностическую, аксиальную, разрешающую, регулятивную, акмеологическую, посредством чего способствует самореализации и развитию личности, позволяет человеку существенно расширить поле выбора, состоящее из познанных возможностей, и выбрать ту возможность, которая наиболее эффективна в плане результатов ее реализации.

3. Жизненный выбор осуществляется вследствие субъективного ® восприятия, оценки и интерпретации ситуации как выборной посредством ее категоризации и идентификации, что в свою очередь инициирует для субъекта необходимость соответствующих действий в виде познания, оценки, ранжирования возможностей для выбора (или ухода от него) и последующего принятия решения.

4. Применение метода экспертных оценок с использованием техники репертуарной решетки позволило эмпирическим путем выявить, что психологическими факторами жизненного выбора являются:

Направленность", «АКМЕ», «Установка», «Эмоционально-волевой»,.

Необходимость". Указанные в порядке их значимости факторы системно определяют жизненный выбор человека.

Методы исследования: теоретико-методологический анализ источников по проблеме исследованияэтимологический анализнаблюдениеанкетированиетестированиеметод экспертных оценок с ф использованием техники репертуарной решеткиматематикостатистические методы обработки результатов эксперимента корреляционный и факторный анализы (обработка и вычисление проводились на ЭВМ с использованием программы SPSS 10.05).

Эмпирическую базу диссертации составили исследования жизненного выбора человека, а также исследования различных его * составляющих, проведенные автором на кафедрах общей и социальной психологии, кафедре социологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина, кафедре гуманитарных дисциплин филиала Поволжской академии государственной службы в г. Тамбове. Выборка экспериментального исследования состояла из 178 испытуемых. В экспертном опросе участвовало 32 эксперта.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы из 195 наименований, в том числе 30 на иностранном языке- 11 приложений, 5 схем и 5 таблиц. Объем диссертации составляет 194 страницы, из них 165 основного машинописного текста.

Общие выводы эмпирического исследования.

В результате пилотажного исследования были определены значимые ситуации, восприятие которых актуализирует или способно актуализировать для человека проблему жизненного выбора, а также ряд субъективных характеристик, позволивших подтвердить предположение о самостоятельности человека при осуществлении выбора, и послуживших основой для дальнейшего изучения психологической стороны выбора. На втором этапе исследования были выделены субъективные характеристики, оказывающие превалирующее влияние на жизненный выбор человека. Акцент на этих характеристиках приводит к выбору наилучшей в плане реализации возможности, то есть повышает эффективность выбора: «волевые качества», «стремление к самосовершенствованию», «ценностные ориентации», «способности», «творческий потенциал» .

В результате факторного анализа выявлено пять психологических факторов значимого жизненного выбора: «Направленность», «АКМЕ», «Установка», «Эмоционально-волевой», «Необходимость» .

Для оказания психологической помощи человеку, испытывающему трудности в осуществлении жизненного выбора, предполагается учет системного влияния всех пяти полученных психологических факторов и гармонизация их соотношений.

II.3. Программа повышения психологической культуры человека в ситуации значимого жизненного выбора.

В связи с потребностью в разработке практических рекомендаций по работе с людьми, сталкивающимися с проблемой жизненного выбора и систематически испытывающими затруднения в его осуществлении, мы, принимая во внимание проведенные исследования, предлагаем программу по повышению психологической культуры человека в ситуации жизненного выбора. Реализацию данной программы следует проводить с учетом эмпирически выявленных психологических факторов выбора (см. II.2).

С учетом требований, предъявляемых к составлению подобных программ, было необходимо решить следующие организационные вопросы:

— сформулировать цели программы и конкретизировать их посредством определения задач;

— выбрать стратегию и тактику реализации программы;

— определить формы работы (индивидуальная, групповая, смешанная);

— отобрать методики и техники;

— определить общее время, необходимое для реализации всей программы;

— определить частоту необходимых встреч (ежедневно, 2 раза в неделю, 1 раз в неделю, 1 раз в две недели);

— определить длительность каждого занятия (10−15 мин — 4−5 лет- 15−20 мин — 5−7 лет- 30 мин — 8−12 лет- 45 мин — более 12 летболее 45 мин — взрослые);

— предусмотреть формы участия других лиц в работе (родственников, значимых лиц и др.);

— предусмотреть возможность динамики реализации программы, возможность внесения дополнений и изменений;

— определить необходимые материалы и оборудование;

— определить форму подведения итогов реализованной программы с оценкой ее эффективности.

Работая над составлением данной программы, мы руководствовались следующими принципами.

1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач.

Этот принцип отражает взаимосвязанность и гетерохронность развития личности.

• Каждый человек находится на различных уровнях развития:

1) на уровне благополучия, соответствующем норме развития;

2) на уровне риска — есть угроза возникновения потенциальных трудностей;

3) на уровне актуальных трудностей, которые объективно выражаются в различного рода отклонениях от нормального хода развития.

В соответствии с указанным принципом, при составлении программы нельзя ограничиваться только актуальными трудностями, нужно исходить из ближайшего прогноза развития. Вовремя принятые превентивные меры позволяют избежать различного рода девиаций, а тем самым и необходимость специальных коррекционных мероприятий. Кроме того, любая программа психологического воздействия на человека должна быть направлена не только на развитие каких-либо сторон психики, на предупреждение трудностей, но и на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности.

Таким образом, принцип системности подразумевает целостное решение, как минимум, следующих задач:

— коррекционных (исправление девиаций);

— профилактических (предупреждение отклонений);

— развивающих (оптимизация, стимулирование, обогащение содержания развития).

2. Принцип единства коррекции и диагностики, который отражает целостность процесса оказания психологической помощи в развитии человека как особого вида деятельности практического психолога.

3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа.

Работа с симптоматикой не может до конца разрешить трудности. Главной целью реализации программы должно стать устранение причин трудностей в развитии человека, в частности, в осуществлении значимого жизненного выбора, что позволит избежать и воспроизведение симптоматики неблагополучного развития.

4. Деятельностиый принцип, определяющий тактику проведения программы, пути и способы реализации поставленных целей.

5. Учет возрастных и индивидуально-психологических свойств.

Данный принцип согласует требования соответствия хода психического и личностного развития человека нормальному развитию, с одной стороны, и признание бесспорного факта уникальности и неповторимости конкретного пути развития личности — с другой.

Учет индивидуальных психологических особенностей личности позволяет наметить в пределах возрастной нормы программу оптимизации развития для каждого конкретного человека с его индивидуальностью, утверждая право человека на выбор своего самостоятельного пути.

Программа никоим образом не может быть усредненной, обезличенной или унифицированной. Наоборот, через оптимизацию условий развития и предоставления человеку возможностей для адекватной широкой ориентировки в проблемной ситуации она создает максимальные возможности для индивидуализации пути развития человека и утверждения его «Я» .

6. Принцип комплексности методов психологического воздействия утверждает необходимость использования всего многообразия методов, техник и приемов из арсенала практической психологии.

Даже различно и противоречиво трактующие закономерности психического развития методы могут быть критически переосмыслены, взяты на вооружение и способны оказать эффективную психологическую помощь людям с самыми разными проблемами.

7. Принцип активного привлечения ближайшего окружения к участию в развивающей работе.

Принцип определяется той ролью, которую играет ближайшее окружение в проблемной ситуации. Система отношений человека с референтными лицами, особенности их общения, формы совместной деятельности, способы ее осуществления составляют важнейший компонент ситуации выбора. Объектом программы должен быть не только человек, оказавшийся в проблемной ситуации, но и целостная система социальных отношений, субъектом которых он является.

8. Принцип опоры на разные уровни организации психических процессов.

При составлении программы необходимо опираться на наиболее развитые психические процессы и использовать методы их активизации.

9. Принцип программированного обучения.

Наиболее эффективно работают программы, состоящие из ряда последовательных операций, выполнение которых сначала с психологом, а затем самостоятельно приводит к формированию необходимых умений и действий.

Ю.Принцип усложнения.

В задании необходимо проходить ряд этапов: от минимально простого к максимально сложному. Формальная сложность задания не всегда совпадает с его психологической сложностью. Наиболее эффективна работа на максимальном уровне трудности для данного человека (это порождает интерес и приводит к радости в случае преодоления).

11.Принцип учета эмоциональной сложности материала.

Все материалы программ должны создавать благоприятный эмоциональный фон, стимулировать положительные эмоции, не должны провоцировать возникновение негативных эмоций, тревоги, страха, напряжения.1.

Структура программы включает в себя четыре основных блока:

— диагностический блок;

— установочный блок;

— развивающий блок;

— контрольный блок.

Рассмотрим программу более подробно.

Программа «Твой выбор» .

Пояснительная записка.

Обоснование программы.

В период бурных социокультурных изменений, ломки ценностной системы, смены социальных стереотипов и установок, мировоззренческой структуры личности человек испытывает сложности в регуляции.

1 Общие принципы построения подобного рода программ найдены нами в книге А. А. Осиповой «Общая психокоррекция». М., 2000. С. 22−27. Разработанная программа базируется именно на их основе. собственного поведения, выборе способов жизнедеятельности, определении своего места в социуме. Учитывая низкую психологическую культуру российских граждан, естественно полагать, что люди не в состоянии сами справиться с возникающими проблемами. В связи с этим актуализируется потребность обращения за профессиональной психологической помощью.

В основе большинства проблем клиентов лежит необходимость осуществления выбора того или иного варианта поведения, реализация которого значимо повлияет на их дальнейшую жизнь. Как показали наши исследования и практика оказания психолого-консультативной помощи службы «Телефон доверия» г. Тамбова, наиболее часто подобного рода затруднения возникают в ситуациях выбора жизненных целей, спутника жизни, путей и приоритетов личностного развития, профессионального самоопределения.

Необходимость повышения психологической культуры людей, столкнувшихся с проблемой жизненного выбора или испытывающих систематические затруднения в его осуществлении, обусловлена тем большим значением, которое играет выбор в жизни человека. Отсутствие у клиента возможности получить своевременную психологическую помощь может привести к развитию комплексов, внутриличностных конфликтов, дезадаптации, проблемам межличностного общения.

Предлагаемая программа направлена на расширение привычных рамок видения проблемы, редукции роли стереотипов в решении проблем выбора, познание собственных возможностей, повышение общей психологической культуры человека в процессе осуществления выбора.

Объект: клиенты, систематически испытывающие затруднения в осуществлении выбора при решении жизненно важных проблем.

Цель: развитие и закрепление навыков психологической культуры в ситуациях выбора.

Задачи:

• определение круга проблем клиента, их конкретизация и вербализация;

• определение уровня притязаний и самооценки клиента, его личностного потенциала и внутренней готовности к решению собственных проблем;

• формирование устойчивой мотивации к участию в развивающей программе;

• соотнесение собственных желаний с возможностями и элементами должествования («я хочу», «я должен» и «я могу»);

• развитие аналитических способностей, позволяющих человеку выделить из веера существующих возможностей наиболее оптимальные;

• осознание собственных стереотипов и установок, ограничивающих возможность человека выйти за привычные рамки поведения, отказаться от привычных способов решения проблем;

• создание эмоционально-благоприятного климата и оптимальных условий для эффективного решения проблем;

• определение эффективности психологических воздействий.

Форма работы: смешанная — индивидуальная и групповая.

Методы:

— беседа;

— наблюдение;

— тестирование (в том числе, проективные методики);

— анализ продуктов деятельности;

— ролевые игры;

— дискуссии.

Необходимое оборудование определяется содержанием занятий и используемых упражнений.

Организация занятий: занятия проводятся в группе из 10−12 человек, 2 раза в неделю. В зависимости от проблем клиентов рекомендуется провести не менее 12 занятий.

Получаемые результаты: при успешной реализации программы ее участники смогут осознать причины затруднений в осуществлении выбора, адекватно оценить собственные возможности, отработать навыки эффективного анализа имеющихся вариантов решения проблемы и уменьшить ограничивающее влияние стереотипов и установок на процесс выбора, что позволяет оптимизировать данный процесс с учетом индивидуальных особенностей клиентов, а, в конечном счете, способствует стремлению клиентов в продвижении к вершинам в своем развитии.

Основное содержание программы.

1. Диагностический блок.

Методики, используемые в ходе психодиагностики клиентов, определяются качественным содержанием проблемы. На этом этапе мы используем следующие методики (см. таб. 5) [101], [103].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

О.

Завершая исследовательскую логику работы, отметим наиболее существенные аспекты диссертации.

Выбор, по представлению автора, есть универсальный атрибутивный феномен онтои социоантропогенеза, перманентная характеристика человеческого бытия, ведущее сущностное свойство человека, основополагающая особенность способа его познания.

Выбор человека, предваряя все его действия, динамичен, различается по содержанию, направленности и способам реализации, вследствие чего трудно поддается определению.

Под выбором понимается:

1) набор возможностей (широкий, небогатый, альтернативный, безальтернативный);

2) динамический процесс предпочтения одной из веера наличествующих возможностей, который имеет пространственно-временные характеристики (длительность, локализацию и др.) и предметом которого является поиск решения, в которое будет оформлена одна из имеющихся (познанных) возможностей;

3) нечто статичное, — итог, результат выборной деятельности, являющийся следствием процессов отбора и выбора, то есть, по сути дела, уже оформившаяся в решение максимально соответствующая достижению цели возможность.

Жизненный выбор человека мы определяем как выбор в бифуркационной точке жизненного пути, представляющий собой субъективный процесс и результат мотивированного ранжирования и предпочтения основе присущей человеку ментальности, неизменно сопровождающийся потоком чувствований (эмоций), волевых усилий и когниций.

Жизненный выбор человека включает в себя следующие виды.

Экзистенциальный выбор — это нерациональное, интуитивное, неосознанное ценностное предпочтение, выбор фундаментальных основ человеческой жизни, акт вопрошания человека о смысле существования в критической, «пороговой», пограничной ситуации.

Моральный выбор — это акт рационального, целенаправленного волеизъявления в условиях нормативной морали, актуализирующийся преимущественно в ситуациях морального конфликта и отражающий присущую субъекту выбора ценностную ориентацию.

Социальный выбор — это более или менее осознанное определение (выявление) субъектом исторического (социального) действия целей своей деятельности и средств их достижения, определяющее движение социума по тому или иному варианту развития из множества объективно возможных.

Жизненный выбор выполняет ряд очевидных функций.

1) Адаптивная (Ъыбор, актуализированный какими-либо объективными обстоятельствами, позволяет человеку приспособиться к изменяющимся условиям).

2) Гностическая (познавая имеющиеся в его распоряжении (доступные) возможности для выбора, человек познает объективную действительность, окружающий мир).

3) Аксиальная (познанные возможности оцениваются, ранжируются и иерархизируются относительно индивидуальных ценностных ориентаций субъекта, существующих в социуме моральных императивов, системы ценностей).

4) Разрешающая (предметом выбора является разрешение какого-либо возможностного противоречия — выбирается одна возможность и отвергаются другие).

5) Регулятивная (осуществление человеком выборов в самых разных сферах его жизнедеятельности с учетом объективных обстоятельств с целью реализации образа желательного исхода (разрешения) ситуации выбора становится регулятором поведения и конкретных действий выбирающего).

6) Акмеологическая (выбор способствует тому, что человек поднимается на более высокий уровень своего развития, расширяет и углубляет опыт решения проблем и, в случае успешного выбора, способен через его реализацию в деятельности достичь своего АКМЕ — вершины развития, момента наибольшего расцвета личности).

Жизненный выбор человека определяется не только объективными обстоятельствами, ситуацией выбора, но и, главным образом, самим субъектом выбора, его ментальностью. Причем, субъективные факторы опосредуют и преломляют воздействие объективных и, как правило, имеют решающее значение.

Пусковую роль при этом играет восприятие человеком проблемной ситуации, так как именно оно содержательно определяет ее как выборную и направляет последующую активность субъекта.

Субъективные составляющие выбора включают в себя отдельные характеристики настолько тесно взаимосвязанные между собой, что это позволяет говорить об их системном влиянии на жизненный выбор человека. Гармонизация взаимодействия данных составляющихпотребностно-мотивационной, эмоционально-волевой, когнитивной, аксиальной, стереотипов и установок — способна повысить целесообразность выбора. В противном случае, то есть при подавляющем влиянии какой-либо составляющей в процессе выбора либо при наличии в ней дефекта возможны девиации и не исключен выбор неадекватной возможности.

Трудности изучения жизненного выбора человека связаны не только с неопределенностью природы выбора, но и с большой вариативностью его трактовок в разных областях научного знания. Диссонанс различных подходов затрудняет исследование выбора человека, которое могло бы прояснить фундаментального проблемы этого атрибута человеческой жизнедеятельности. Серьезное же междисциплинарное исследование требует крупных капиталовложений, что весьма проблематично. Тем не менее, как показывает практика, теоретические и, тем более, прикладные исследования в психологии продолжаются.

Довольно затруднительно решение проблемы психокоррекции жизненного выбора человека. Специальные методики по коррекции самого процесса выбора автору данной работы неизвестны. Их разработка и апробация могут стать темой отдельного диссертационного исследования. Несмотря на это, в диссертации предложен проект программы повышения психологической культуры человека в ситуации значимого жизненного выбора с учетом выявленных нами психологических факторов выбора.

В обозримом будущем исследования выбора человека и его детерминации, видимо, будут вестись в следующих направлениях:

— особенности детского выбора и его взаимосвязь с процессом социализации;

— тендерные и гетерохронные проблемы выбора;

— ситуативная динамика факторов выбора человека;

— особенности выбора в экстремальных условиях;

— оптимизация процессов выбора при принятии управленческих решений;

— роль субъектов социального действия в выборе путей развития социума;

— управление процессом социального выбора;

— взаимосвязь имиджа политического лидера и социального выбора;

— проблемы выбора в области геополитики и т. д.

Надеемся, что указанные возможные направления исследования проблемы выбора человека привлекут внимание ученых и станут предметом новых научных исследований.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.А., Егорова-Гантман Е. и др. Политиками не рождаются: как стать и остаться эффективным политическим лидером. Часть 1. М., 1993.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М., 1991.
  3. Она же. Типология активности личности // Психологический журнал. 1985. Т. 4. № 5. С. 3−18.
  4. Ю.А. Социальный порядок в России (Институциональный и нормативно-правовой аспекты). Краснодар, 2000.
  5. Акмеология: Учебник / Под общ. ред. А. А. Деркача. М., 2002.
  6. Э.Л. Соотношение объективных и субъективных факторов в общественном развитии // Науч. тр. / Кубан. ун-т. Краснодар, 1971. Вып. 140.
  7. .Г. Психология и проблемы человекознания. М.-В., 1996.
  8. Г. М. Психология социального познания. М., 2000.
  9. Г. М. Социальная психология. М., 1998.
  10. Ю.Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1985.
  11. П.Апресян Р. Г. Постижение добра. М., 1986.
  12. Апресян Р. Г, Василенко Л. И., Гусейнов А. А., Игнатьев А. А., Неретина С. С., Юдин Б. Г. Этика: абсолюты и здравомыслие // Человек. 1996. № 5. С. 101−112.
  13. З.Артемьева Е. Ю. Психология субъективной семантики. М., 1980.
  14. А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.-В., 1996.
  15. В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения. М., 1983.16.0н же. Проблемы морального выбора // Марксистская этика. М., 1986. С. 140−144.
  16. М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма. М., 1987.
  17. Бекк-Виклунд М. Феноменология: мир жизни и обыденного знания // П. Монсон. Современная западная социология: теории, традиции, перспективы. СПб., 1992. С. 71−106.
  18. Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. Перевод с английского. М., 1999.
  19. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1903.
  20. Он же. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.
  21. Е.Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. 2-е изд. перераб. и доп. Калуга, 2001.
  22. А.А. Воспитание и акме (к проблеме структурно-содержательной характеристики развития способности, возможности и действительности акме в онтогенезе) // Мир психологии. 2000. № 3. С. 253−260.
  23. В.П. Выбор профессии. М., 1989.
  24. .С. Аномалии личности. М., 1988.26.0н же. К изучению смысловой сферы личности / Вестник МГУ. Сер. Психология. 1981. № 2.
  25. .Е. Диалектика и принцип выбора // Общественные науки и современность. 1995. № 2. С. 82−93.
  26. Е.А. Социально-психологические проблемы в русской науке. М., 1983.
  27. Ф. Сочинения: В 2 т. М., 1971. Т.1.
  28. Р., Гриндер Д., Сатир В. Семейная терапия. Воронеж, 1993.
  29. Г. Е. Проблема выбора в теории управления и философии (культурологические аспекты): Дисс. .канд. филос. наук. М., 2000.
  30. В.К. Психологические механизмы биологической мотивации. М., 1986.
  31. Вольтер. Мемуары и памфлеты. JL, 1924.34.Второзаконие, 30:19.
  32. ЗЗ.Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.
  33. М.В., Герасимова B.C. Горелова Г. Г., Орлова J1.M. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М., 1999.
  34. А.И., Огарев Н. П. О воспитании и образовании. М., 1990.
  35. Т. Избранные сочинения в 2-х т. Т. 2. М., 1964.
  36. Н.В. Психология конфликта. СПб., 2000.
  37. А.А. Обоснование морали как проблема // Мораль и рациональность. М., 1995.
  38. Он же. Структура нравственного поступка // Структура морали и личность. М., 1977. С. 85−92.
  39. А.А., Апресян Р. Г. Этика. М., 1998.
  40. В.Е. Грани свободы. М., 1969.
  41. В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1−4. М., 1978. T.l. А-3. 1978.
  42. Р. Организации. Учебник для психологов и экономистов. СПб., 2001.
  43. Р. Избранные произведения. Пер. с франц. и латин. М., 1950.
  44. А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.
  45. А.А., Орбан Л. Э. Акмеологические основы становления психологической и профессиональной зрелости личности. М., 1995.
  46. О.Г. Мир оживших предметов. М., 1967.50.0н же. Понятие морали. Историко-критический очерк. М., 1974.5I.Oh же. Этика //Проблемы нравственности. М., 1977. С. 3−16.
  47. Е.Л. Природа морального конфликта. М., 1985.53.3елепукин А. В. Основы этики. Саратов, 1999.54.3олотухина-Аболина Е. В. Современная этика: истоки и проблемы. Ростов н/Д, 2000.
  48. Игры обучение, тренинг, досуг.М., 1994.
  49. К.Е. Психология эмоций. Перев. с англ. СПб., 2000.
  50. М.С. Философская теория ценности. СПб., 1997.
  51. А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство: Пер. сфр.М., 1991.
  52. А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.
  53. .М. О творчестве в науке и технике. М., 1987.
  54. В.Ж., Ковальзон М. Я. Теория и история: (проблемы теории исторического процесса). М., 1981.
  55. Г. С. Древний Рим история и повседневность: Очерки. М., 1986.
  56. Н.И. Лучшие психологические игры и упражнения. Екатеринбург, 1997.
  57. И.Н. Личность как система конструктов: некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли // Системные исследования. М., 1975. С. 128−148.
  58. В.И. Социальный выбор (философский анализ): Дисс.. канд. филос. наук. Курган, 1998.
  59. JI.C. Жизненный выбор личности (психологический анализ): Дисс.. канд. псих. наук. М., 1987.
  60. В.Г. Общая психология в схемах и комментариях к ним. М., 1998.68,Он же. Социальная психология: словарь-справочник. Минск-Москва, 2001.
  61. Н.В., Деркач А. А. Акмеология сегодня и завтра. М., 1994. № 1.
  62. Н.И. Модернизация базовых ценностей россиян // Социологические исследования. 1996. № 5.
  63. Г. Д. Свобода воли. Современный взгляд // Вопросы философии. 2000. № 6. С. 71−86.
  64. Г. Сочинения в 4-х т. Т. 1. М., 1982.
  65. А.Н. Деятельность и личность / Вопросы философии. 1974. № 4.
  66. Он же. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  67. Он же. Потребности, мотивы, эмоции. М., 1991.
  68. Лукреций. О природе вещей. II. Статьи, комментарии, фрагменты Эпикура и Эмпедокла. М., 1947.
  69. Д. Социальная психология. СПб., 2000.
  70. Н.М. Проблема выбора в диалектике возможности и действительности. Ростов-на-Дону, 1978.
  71. К. Диагноз нашего времени. Пер. с нем. и англ. М., 1994.
  72. А. Мотивация и личность. Нью-Йорк, 1970. В кн. Курс практической психологии. Составитель P.P. Кашапов. Ижевск, 1995.
  73. А.А. Проблема свободы и ответственности человека // Социально-политический журнал. 1998. № 4.
  74. Моральный выбор / А. А. Гусейнов, Р. И. Александрова, С. Ф. Анисимов и др.- Под ред. А. И. Титаренко. М., 1980.
  75. Н.С. Идеал проблема выбора, или Воля к разуму // Вопросы философии. 1995. № 9.
  76. В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.85.0н же. Понятие личности в аспектах нормы и патологии / Из:
  77. Методологические проблемы психоневрологии. Л., 1966. 86. Найссер У. Познание и реальность. М., 1981. 87.0жегов С. И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю.
  78. Шведовой. 21-е изд., перераб. и доп. М., 1989. 88. Организационная психология / Сост. и общая редакция Л.В.
  79. , И.И. Скрипюка. СПб., 2000. 89.0рлов В. В. Человек, мир, мировоззрение. М., 1985. 90.0сипова А. А. Общая психокоррекция. М., 2000. 91. Очерки по истории теоретической социологии XX столетия / Ю. Н. Давыдов, А. Б. Гофман. М., 1994.
  80. .Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.
  81. . Мысли. М., 1995.
  82. Л.И. Введение в изучение права и нравственности: Эмоциональная психология. Спб., 1905.
  83. В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.
  84. А.В., Петровский В. А. Индивид и его потребность «быть личностью» // Вопросы философии. 1982. № 3.
  85. В.И., Федотова Е. О. Техника репертуарных решеток в экспериментальной психологии личности // Вопросы психологии. 1984. № 3. С. 151−157.
  86. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Самара, 1998.
  87. И.С. Нравственный выбор. М., 1982.
  88. Прикладная социальная психология / Под ред. А. Н. Сухова и А. А. Деркача. Москва-Воронеж, 1998.
  89. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А. Брушлинского. М., 1997.
  90. Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Самара, 1999.
  91. Психология профессий и акмеология // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. 1996. Т. 2. Вып. 2.
  92. Психология. Словарь. / Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп. М., 1990.
  93. Психология человека от рождения до смерти. СПб., 2001.
  94. К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М., 1994.
  95. Он же. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы. М., 2000.
  96. Росс JL, Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Пер. с англ. М., 1999.
  97. Российская социологическая энциклопедия / Под общ. ред. Г. В. Осипова. М., 1998.
  98. С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  99. Он же. Проблемы общей психологии. М., 1973.
  100. Он же. Проблемы общей психологии. М., 1976.
  101. Он же. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / Вопросы психологии. 1957. № 3.
  102. Он же. Человек и мир // Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1973.
  103. В.К. Выбор как антропологическая проблема: Дисс. .канд. филос. наук. М., 1998.
  104. Сартр Ж.-П. Бытие и ничто // Философские науки. 1989. № 3.
  105. А.Н. Социально-психологическое исследование поведения руководителя в процессе принятия решений // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 3. С. 66−76.
  106. В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.
  107. Словарь по этике / Под ред. И. С. Кона. 5-е изд. М., 1983.
  108. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск, 1998.
  109. В.М. Нравственные коллизии современного российского общества (Социологический анализ) // Социологические исследования. 1993. № 9.
  110. . Этика. Избр. произв. Т. 1. М., 1957.
  111. А.Г. Философия. М., 1999.
  112. Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д, 1997.
  113. Субъект и реальность глазами разнотипных профессионалов // Акмеология. 1994. № 1. С. 52−66.
  114. Г. Законы подражания. СПб., 1892.
  115. .М. Избранные труды. В 2-х т. Т. 1. М., 1985.
  116. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т.1. А-Кюрины. М., 1935.
  117. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д. Н. Ушакова. Т.2. Л-Ояловеть. М., 1938.
  118. Д.Н. Теория установки. М.-В., 1997.
  119. Д., Фрейгер Р. Теория и практика личностно-ориентированной психологии. М., 1995.
  120. JT. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999.
  121. А.В. Психологическая характеристика процессов генерации и принятия управленческих решений / Нормативные и дескриптивные модели принятия решений. М., 1981. С. 168−175.
  122. А.В., Ковалев С. В. Ситуация как элемент психологического тезауруса // Психологический журнал. 1986. № 1.С. 14−21.
  123. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1987.
  124. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. М., 1989.
  125. Фрагменты ранних греческих философов. М., 1989. 4.1.
  126. С.Л. Сочинения. М., 1990.
  127. В. Человек в поисках смысла. М., 1990.
  128. Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. М., 1987.
  129. X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 1. М., 1986. 408 е.- Т. 2. 392 с.
  130. Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). СПб., 1997.
  131. А. Мыслители нашего времени. М., 1962.
  132. Шакир-заде А. С. Эпикур. Предисл. А. О. Маковельского. М., 1963.
  133. С.М. Искусственный интеллект: Гносеологический аспект. М., 1985.
  134. Р. Теория рационального выбора: история и современное состояние: Дисс.. канд. социол. наук. М., 1997.
  135. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М., 1998.
  136. П.Н. Современная социальная психология. М., 1999.
  137. А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для ВУЗов. 2-е изд.: В 2-х кн. М.: Гуманитарно-издательский центр ВЛАДОС, 1996. Кн. I.- 656 с. Кн. II. 352 с.
  138. И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону, 1994.
  139. А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: Теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. М., 1983.
  140. Ю.А. Этика. М., 1998.
  141. В.Н. Социологические проблемы выбора профессии / Социальные проблемы труда и производства: Сов.-польск. сравнит, исслед. М., 1969. С. 23−38.
  142. П.Я. Цена веков. М., 1991.
  143. .А. Субъективный фактор. Структура и закономерности. М., 1968.
  144. В.Ф., Оссовский В. Л., Паниотто В. И. Престиж профессий и проблемы социально-профессиональной ориентации молодежи. Киев, 1979.
  145. Г. К. Вечный Человек: Пер. с англ. М., 1991.
  146. Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 1999.
  147. Экспертные оценки в социологических исследованиях. Киев, 1990.
  148. Энциклопедия психологических тестов. М., 1999.
  149. В.А. К вопросу о теории «стереотипизации» в социологии // Философские науки. 1960. № 2.
  150. В.А. О диспозициональной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  151. All port F. Н. Social psychology. Boston, 1924. P. 139.
  152. Bandura A. Behavior theory and the models of man. Amer. RsychoL. 1974. V. 29. # 12.
  153. Bandura A. Social learning through imitation. In: Nebraska symposium on motivation / Ed. by M.R. Jones, Lincoln, 1962.
  154. Bandura A. The self system in reciprocal determinism. American Psychologist. 1978. № 3.
  155. Ellul Jacgues. Propaganda. N.Y., 1973.
  156. Evans R. Gordon Allport: A conversation. Psychology Today. 1971. April.
  157. Harre R. Automatisms and autonomies: In reply to prof. Schlenker. In: Advances in experimental social psychology / Ed/ / Berkowitz. N.Y.: Acad, press, 1977, V. 10.
  158. Harre R. Blueprint for a new science. In: Reconstructing social psychology / Ed. N. Armistead. Harmondsworth: Penguin Books, 1974.
  159. Harre R. Social being. Oxford: Blackwell, 1979.
  160. Heider F. The psychology of interpersonal realations. N.Y., 1958.
  161. Homans G.G. Social behavior: its elementary forms. N.Y., 1961.
  162. Ittelson W.H., Kilpatrick F.P. Experiments in perception. Scientific American, 1951. P. 184.
  163. Kelly G.A. A Theory of Personality. The Psychology of Personal Constructs. N.Y., 1963.
  164. Kelly G. ManAs construction of his alternatives. In G. Lindzey (Ed.). Assessment of human motives (pp.33−64). Orlando, FL: Harcourt Brace Jovanovich, Inc. 1958.
  165. Kelly G. The psychology of personal constructs (Vols. 1 and 2). New York: Norton.
  166. Kline P. Psychology and Freudian theory. London: Methuen. 1984.
  167. Lewin K. Field theory in social science. Ed. by D. Cartwright. N.Y. 1951.
  168. Lippman W. Public opion. A Free Press Paperbak. N.Y., 1965.
  169. Maslow A. The farther reaches of human nature. New York, Viking. 1971.
  170. McDougall W. An introduction to social psychology. Lnd. 1908.
  171. Moscovici S. Preface. In: Jodelet D., Viet J., Besnard Ph. Psychologie sociale: ladiacipUtte en movement. Paris, 1970.
  172. Skinner B. F. Science and human behavior. New York: Macmillan. 1953.
  173. Shaw M.E., Costanzo P.R. Theories of Social Psychology. N.Y., 1970.
  174. Sinnott E.W. The bridge of life. N.Y., Simon and Schuster, 1966. P. 88.
  175. Stotland E., Canon L. Social psychology: a cognitive approach. N.Y., 1972.
  176. Stryker S. Developments in «two social psychologies // Toward an apprecation of mutual relevance / Sociometry, 1977.
  177. Tajfel H. Experiments in a vacuum. In: The context of social psychology / Ed. J. Israel, H. Tajfel. London: Acad. Press., 1972.
  178. Tajfel H. The «New Look» and Social Differentiations: A Semi-Brunerian Perspective // The Social Foundations of Language and Thought / Ed. by Olson D., N.Y.-L., 1980.
  179. The social psychology of G.H. Mead / Ed. by A. Strauss, 1956.
  180. Zajonc R.B. Cognitive theories in social psychology. In: The handbook of social psychology / Ed. G. Lindzey, E. Aronson. 2nd ed. Addison-Wesley, 1968, V. 1.
Заполнить форму текущей работой