Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Формирование педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На втором этапе (2005;2006гг.) были определены основные компоненты модели формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов, уточнен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование модели формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации, разрабатывалась… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические основания решения проблемы формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов
    • 1. 1. Состояние проблемы формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в теории и практике профессионального образования
    • 1. 2. Учет особенностей физического воспитания как фактор организации процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов
    • 1. 3. Структурно-функциональная модель процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации
  • Выводы по первой главе
  • Глава 2. Методические аспекты реализации модели формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации
    • 2. 1. Цель, этапы и инструментарий опытно-экспериментальной работы
    • 2. 2. Комплекс организационно-педагогических условий формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации
    • 2. 3. Анализ результатов и
  • выводы опытно-экспериментальной работы
  • Выводы по второй главе

Формирование педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Общий аспект проблема нашего исследования заключается в определении путей обеспечения высокого уровня эффективности формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов.

Актуальность проблемы нашего исследования определяется следующими факторами.

Современное профессионально-педагогическое образование не может обеспечить высокий уровень подготовки педагогов без учета требований современной парадигмы образования. Суть ее заключается в ориентации профессионального образования на удовлетворение потребностей личности будущего специалиста, на выполнение их заказа на высококачественную подготовку. При этом особое место занимают проблемы культуры, развития, саморазвития, самообразования, самореализации специалиста любого профиля. В связи с этим резко возрастают требования к современному специалисту любого профиля, что требует пересмотра организации, содержания, методик и технологий профессионального образования в вузе. Важным аспектом этого пересмотра является формирование профессиональной культуры специалистов. В нашем случае — педагогической культуры руководителя спортивного коллектива.

Актуальность проблемы формирования педагогической культуры специалистов, во-первых, обусловлена наличием потребности общества в высоко культурных кадрах, наличием образовательного заказа на подготовку таких специалистов, что выражается в государственном образовательном стандарте высшего профессионально-педагогического образования.

Во-вторых, в современной системе общего и профессионального образования согласно требованиям общества все больше внимания уделяется физической подготовке учащихся и студентов, формированию здорового образа жизни. В связи с этим в вузах и школах создаются многочисленные спортивные группы, группы здоровья, вводятся новые специальности и учебные дисциплины, осуществляется разработка и внедрение в образовательную практику программ по физической подготовке, различных методических разработок по физкультурной работе, предъявляются повышенные требования к специалистам в области физического воспитания. В то же время отмечается серьезная нехватка высококвалифицированных педагогических кадров для работы с коллективами, в которых осуществляется физическое воспитание. Часто при этом привлекаются для подобной работы педагогически не подготовленные настоящие и бывшие спортсмены, педагогическая культура которых не сформирована.

Этот факт определяет значимость педагогической подготовки специалистов к руководству спортивными коллективами различных профилей и уровней. Вопросам формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов на практике уделяется мало внимания, в связи с чем актуальной становится разработка методики формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов.

Различным аспектам подготовки специалистов к руководству коллективами различным типов, вопросам преподавания психолого-педагогических дисциплин, составляющих основу целенаправленной подготовки молодого специалиста к будущей профессионально-педагогической деятельности посвящены многие исследования (В.И.Андреев, А. Г. Асмолов, А. С. Белкин, Б. П. Битинас, Н. И. Болдырев, М. И. Дьяченко, В. И. Загвязинский, Н. В. Кузьмина, В. Г. Рындак и др.). Но в существующей научной, учебной и учебно-методической литературе недостаточно отражен аспект профессиональной подготовки специалистов в области физического воспитания как руководителей спортивных коллективов. На низком уровне осуществляется разработка программно-методического обеспечения формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов.

Проблема формирования педагогической культуры активно исследуется в современной психологи, общей и профессиональной педагогике. В частности, вуажные аспекты ее решения рассматривают В. Л. Бенин, И. Ф. Исаев, И. Б. Котова, В. В. Кузнецов, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов и др.- общеобразовательный аспект исследуется в работах Г. И. Гайсиной, С. А. Днепрова, Ю. В. Сенько и др.- профессионально-образовательный аспект исследуют Э. Ф. Зеер, И. Ф. Исаев, Г. М. Коджаспирова, С. Г. Молчанов, В. Г. Рындак, Н. М. Яковлева и др.- методологический — Г. Х. Валеев, С. В. Кульневич, Л. В. Моисеева, В. А. Мосолов, В. А. Сластенин, К. Е. Шишов и др.- коммуникативный — А. М. Баскаков, А. А. Бодалев, В.А.Кан-Калик, А. В. Мудрик и др.

С другой стороны, в теории уделяется достаточно много внимания вопросам физического воспитания (В.В. Ким, Л. П. Матвеев, Г. Г. Румянцев, Н. А. Фомин и др.), психологического обеспечения спортивной подготовки (А.В. Алексеев, Г. Д. Горбунов, Ю. Я. Киселев, А. В. Родионов, П. А. Рудик, А. Ц. Пуни идр.), профессиональной подготовки спортсменов (Л.М. Куликов, Н. Г. Озолин, В. Н. Платонов, В. В. Петровский, Л. С. Хоменков и др.). Аспекты физического образования педагогов рассматривают С. С. Коровин, П.П. Тис-сен, М. В. Малютина, М. В. Степанова и др.

Значительным является аспект проблемы, связанный с вопросами становления и формирования физической культуры и основами школьного физического воспитания (Т. Арнольд, Н. Н. Бугров, Д. А. Крадман, Ф.И. Симо-уков, В. В. Столбов, Б. Хавин, Е. М. Чернова и др.).

Несмотря на многочисленные исследования, мы можем констатировать, что проблема формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов до сих пор не является предметом специальных исследований. При этом мы согласны с исследователями, что низкий уровень педагогической культуры является одной из причин неэффективной работы с коллективом любого типа, в том числе и спортивного, причиной возникновения конфликтов между руководителем-педагогом и членами спортивного коллектива, причиной неудовлетворенности и разочарования руководителей в собственной профессионально-педагогической деятельности.

Таким образом, мы можем выделить объективное противоречие между потребностью общества, выраженной в образовательном заказе на подготовку специалистов-педагогов с высоким уровнем педагогической культуры, с одной стороны, и низким уровнем теоретической и практической разработки организации, содержания и условий формирования педагогической культуры, обеспечивающих эффективность ее формирования у руководителей спортивных коллективов.

Разрешение указанного противоречия в значительной степени может быть осуществлено в системе повышения профессиональной квалификации руководителей спортивных коллективов. Однако этому аспекту решения поставленной проблемы, на наш взгляд, уделяется недостаточно внимания, как в теории, так и на практике. Например, образовательные программы учреждений повышения профессиональной квалификации тренеров в первую очередь направлены на теоретико-методические аспекты физкультурно-спортивной и тренерской деятельности, а педагогические аспекты, вопросы воспитания личности членов спортивных коллективов практически не затрагиваются.

Отмеченные факторы, необходимость разрешения выделенного противоречия определяют актуальность проблемы нашего исследования — каким образом может быть обеспечено повышение уровня педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации.

Актуальность указанной проблемы обусловило следующую формулировку темы нашей диссертационной работы: «Формирование педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации».

Цель исследования — разработать, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации.

Объект исследования: профессионально-педагогическая подготовка руководителей спортивных коллективов.

Предмет исследования: содержание и структура процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации.

Гипотеза исследования: повышение уровня педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации может быть обеспечено, если:

1) разработана и внедрена структурно-функциональная модель формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов, основными компонентами которой являются целевой, гностический функциональный, содержательный, технологический и, результативный;

2) в рамках структурно-функциональной модели реализуется комплекс организационно-педагогических условий повышения эффективности формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов:

— разработка и оптимизация содержательно-методического обеспечения процесса формирования педагогической культуры;

— развитие профессионально-рефлексивных качеств руководителей спортивных коллективов;

— индивидуализация процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации на основе комплексной диагностики ее уровней.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой нами сформулированы следующие задачи исследования:

1. На основе анализа литературы по проблеме исследования и практики профессионально-педагогической подготовки руководителей спортивных коллективов оценить степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике.

2. Выделить основные особенности педагогической культуры руководителей спортивных коллективов.

3. Выделить, определить содержание и взаимосвязь основных компонентов процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации.

4. Выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс организационно-педагогических условий повышения эффективности процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов.

5. Разработать научно-методические рекомендации по формированию педагогической культуры руководителей спортивных коллективов.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют:

— теория развития личности (Л.С.Выготский, В. В. Давыдов, А. Н. Леонтьев и др.);

— теория деятельности (Д.Н. Богоявленский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, Н. А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн и др.).

— аксиология личности (Б.Г.Ананьев, А. Г. Асмолов, Л. И. Божович, Л. П. Буева, Н. Ф. Добрынин, А. Г. Ковалев, В. Н. Мясищев, С. Л. Рубинштейн и др.);

— теория мотивации, ценностной ориентации, самоорганизации, саморазвития и творческой самореализации личности (В.И.Андреев, Д. Б. Богоявленская, Е. В. Бондаревская, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Эриксон и др.);

— исследования, посвященные различным аспектам проблемы профессионально-педагогической подготовки студентов (А.А.Вербицкий, А. Г. Гостев, М. Е. Дуранов, В. И. Жернов, Р. А. Литвак, А .Я. Найн, Е. Ю. Никитина и др.).

Помимо работ общего характера мы в своем исследовании опирались на труды, посвященные вопросам физического воспитания:

— общенаучные принципы реализации культурологического, личностного, деятельностного, системного и ценностно-ориентированного подходов в исследовании процессов развития личностей в аспекте физической культуры (В.К. Бальсевич, В. В. Ким, С. С. Коровин, Л.И., Лубышева, Л. П. Матвеев, Г. Г. Румянцев, Н. А. Фомин, А. В. Алексеев, Г. Д. Горбунов, Ю. Я. Киселев, А. В. Родионов, П. А. Рудик, А. Ц. Пуни, Л. М. Куликов, Н. Г. Озолин, В. Н. Платонов, В. В. Петровский, Л.С. Хоменков);

— теоретические и практические аспекты решения вопросов становления и формирования физической культуры в системе физического воспитания (Р.А. Абзалов, Б. А. Ашмарин, В. В. Белинович, B.C. Быков, П. А. Виноградов, Р. А. Козлов, Е. Н. Литвинов, Ю. М. Николаев, Н. Н. Пономарев, П. П. Тиссен и другие).

Большое значение для нашего исследования имели работы, в которых рассматриваются вопросы организации образовательного процесса в высшей школе с учетом требований следующих подходов: культурологического (В.С.Библер, С. И. Гессен, Л. Н. Коган, И. Ф. Исаев, В. А. Сластенин и др.), системного (Б.С.Гершунский, Т. А. Ильина, Н. В. Кузьмина, Н. Д. Никандров, Э. Г. Юдин и др.), личностного (Л.С.Братченко, Т. Горзон, Э. Н. Гусинский, А. Маслоу, К. Роджерс, Ю. И. Турчанинова, О. Л. Подлиняева и др.), деятельностного (В.А.Беликов, Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, Н.Ф.Талызина' и др.), контекстного (А.А.Вербицкий, Б. Ф. Ломова, Е. Н. Суркова, О. К. Тихомиров и др.), рефлексивного (Ю.Н.Кулюткин, В. А. Петровский, Н. Ю. Посталюк, Н. Я. Сайгушев и др.), междисциплинарного (И.Д.Зверев, Е.Н.Кабанова-Меллер, В. Н. Келбакиани, Ю. А. Самарин и др.).

Экспериментальная база и этапы исследования. Исследование на различных этапах осуществлялось на базе Оренбургского государственного педагогического университета, Магнитогорского государственного технического университета, Сибайского и Магнитогорского педагогических колледжей. В эксперименте на различных этапах участвовал 145 руководителей спортивных коллективов (преподаватели физической культуры колледжей и вузов, тренеры учреждений дополнительного образования). Исследование проводилось в три этапа с 2003 по 2007 год. На каждом этапе в зависимости от задач применялись соответствующие методы исследования.

На первом этапе (2003;2004 гг.) проводился теоретический анализ проблемы формирования педагогической культуры специалистов, изучалась философская, социологическая и психолого-педагогическая литература, а также диссертационные исследования по рассматриваемой проблеме, обобщался собственный опыт деятельности в качестве руководителя (тренера) спортивных коллективов. На этой основе были определены исходные позиции и направления исследования, уточнена проблема, определена цель, сформулирована гипотеза исследования. На этом этапе были уточнены признаки ключевых понятий исследования и сформирован понятийный аппарат исследования. На первом этапе также был проведен констатирующий эксперимент. Основные методы на данном этапе: теоретические (анализ, обобщение, систематизация) — эмпирические (наблюдение, тестирование, беседа, изучение и обобщение педагогического опыта, констатирующий эксперимент) — методы математической статистики.

На втором этапе (2005;2006гг.) были определены основные компоненты модели формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов, уточнен комплекс организационно-педагогических условий, обеспечивающих эффективное функционирование модели формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации, разрабатывалась методика их реализации, анализировались ход и результаты обучающего эксперимента, осуществлялось внедрение результатов исследования в образовательный процесс. Основные методы на данном этапе — теоретические (обобщение, систематизация, моделирование) — эмпирические (наблюдение, тестирование, анализ продуктов деятельности, формирующий эксперимент) — методы математической статистики.

На третьем этапе (январь-апрель 2007 г.) анализировались и обобщались итоги теоретико-экспериментального исследования, определялась логика изложения материала, уточнялись теоретические и практические выводы, осуществлялось оформление полученных результатов. По результатам диссертационного исследования были подготовлены и внедрены в практику методические рекомендации. Основные методы этапа: теоретические (обобщение, систематизация) — методы математической статистики, компьютерной обработки и наглядного представления.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) на основе личностного, деятельностного и культурологического подходов разработана структурно-функциональная модель формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации;

2) выделен, теоретически обоснован и экспериментально апробирован комплекс организационно-педагогических условий повышения эффективности формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что уточнены признаки понятия педагогической культуры руководителей спортивных коллективов, которая рассматривается как интегративное качество личности руководителя спортивного коллектива, обеспечивающее эффективность его педагогической деятельности и включающее в себя взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты (аксиологический, гностический, функциональный и рефлексивно-творческий) — б) выявлены особенности процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации.

Практическая значимость исследования состоит в том, что нами разработано программно-методическое обеспечение процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов: программа спецкурса «Подготовка будущего педагога-тренера к руководству спортивным коллективом» и факультатива «Педагогическая культура руководителей спортивных коллективов" — программа и методика мониторинга уровней сформированности педагогической культуры руководителей спортивных коллективов.

Материалы исследования могут использоваться как дополнение к базовым учебным планам и программам подготовки руководителей спортивных коллективов, педагогами высших учебных заведений при разработке спецкурсов и спецсеминаров, а также в системе повышения квалификации работников в сфере физического воспитания.

Обоснованность и достоверность полученных результатов обеспечивается опорой на современные достижения философской, психологической и педагогической наукприменением совокупности методов, адекватных предмету и задачам исследованиярепрезентативностью выборки обследованных учащихся, студентов и специалистов в сфере физической культурыповторяемостью результатов на разных этапах эксперимента и подтверждением гипотезы исследованияколичественным и качественным анализом экспериментальных данныхвнедрением результатов исследования в образовательную практику экспериментальных вузов.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Высокий уровень сформированности педагогической культуры руководителей спортивных коллективов является ведущим фактором их эффективной профессионально-педагогической деятельности.

2. Формирование педагогической культуры руководителей спортивных коллективов осуществляется в рамках структурно-функциональной модели, включающей взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты — целевой, гностический, организационный, функциональный, содержательный, технологический и результативный.

3. Повышение эффективности формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов обеспечивается реализацией комплекса организационно-педагогических условий, включающего разработку и оптимизацию содержательно-методического обеспечения процесса формирования педагогической культурыразвитие профессионально-рефлексивных качеств руководителей спортивных коллективовиндивидуализацию процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации на основе комплексной диагностики ее уровней.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись посредством публикаций в печативыступлений на ежегодных научно-практических конференциях преподавателей и аспирантов ОГПУ и ЧГПУвыступлений на методологических семинарах факультета повышения профессиональной квалификации Оренбургского государственного педагогического университета, отчетов на заседаниях кафедр педагогики и психологии МаГУ, ОГПУ, выступлений на методических семинарах и курсах повышения квалификации работников системы образования, методологических семинарах аспирантов и соискателей ОГПУ и ЧГПУ, выступлений на Всероссийской научно-практической конференции «Гуманизация высшего профессионального образования» (Магнитогорск, 2006 и 2007). Основные результаты исследования используются при подготовке руководителей спортивных коллективов в вузах Оренбургской и Челябинской областей, в практической деятельности автора исследования.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографии.

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.

В ходе опытно-экспериментальной работы нами была осуществлена проверка эффективности модели формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации. В рамках этой модели нами осуществлялась апробация организационно-педагогических условий повышения эффективности формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов:

— была осуществлена разработка и оптимизация содержательно-методического обеспечения процесса формирования педагогической культуры;

— отслеживалось развитие профессионально-рефлексивных качеств руководителей спортивных коллективов;

— процесс повышения профессиональной квалификации осуществлялся на основе индивидуализации процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов и комплексной диагностики ее уровней.

На констатирующем этапе нами был отмечен крайне низкий уровень сформированности основных компонентов педагогической культуры руководителей спортивных коллективов различного типа и уровня.

Реализация модели и выделенных нами организационно-педагогических условий осуществлялась в экспериментальных группах руководителей — слушателей курсов повышении я профессиональной квалификации.

Методика работы в системе повышения профессиональной квалификации отражает целостный педагогический процесс, основными компонентами которого являются цель, этапы, виды деятельности, средства физической культуры, критерии, организационно-педагогические условия, результаты деятельности на том или ином уровне.

Разработанное нами программно-методическое обеспечение процесса формирования педагогической культуры, включающая совокупность образовательных программ и методических разработок, обеспечивает при выполнении комплекса организационно-педагогических условий формирование совокупности качеств педагогически образованной личности руководителя спортивного коллектива.

В соответствии с полученными результатами мы делаем вывод о достижении в целом поставленной цели эксперимента и о позитивном влиянии предлагаемого подхода на эффективность формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

В процессе исследования проблемы повышения уровня педагогической культуры руководителей спортивных коллективов мы исходили из того, что современное профессионально-педагогическое образование должно учитывать требования современной парадигмы образования, суть которой заключается в ориентации профессионального образования на удовлетворение потребностей личности будущего специалиста, на выполнение их заказа на высококачественную подготовку. Аспекты формирования культуры, развития, саморазвития, самообразования, самореализации специалиста любого профиля занимают особое место.

Нами доказано, что актуальность проблемы формирования педагогической культуры специалистов, во-первых, обусловлена наличием потребности общества в высоко культурных кадрах, наличием образовательного заказа на подготовку таких специалистов, требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионально-педагогического образования.

В то же время мы отмечаем недостаток высококвалифицированных педагогических кадров для работы с коллективами, в которых осуществляется физическое воспитание, привлечение для подобной работы педагогически не подготовленных настоящих и бывших спортсменов, педагогическая культура которых не сформирована. На низком уровне осуществляется разработка программно-методического обеспечения формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов. Мы констатировали, что проблема формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов до сих пор не являлась предметом специальных исследований.

В ходе исследования нам удалось в значительной степени способствовать разрешению выделенного противоречия между потребностью общества, выраженной в образовательном заказе на подготовку специалистов-педагогов с высоким уровнем педагогической культуры, с одной стороны, и низким уровнем теоретической и практической разработки организации, содержания и условий формирования педагогической культуры, обеспечивающих эффективность ее формирования у руководителей спортивных коллективов.

При этом нами было установлено, что разрешение указанного противоречия в значительной степени может быть осуществлено в системе повышения профессиональной квалификации руководителей спортивных коллективов.

В ходе исследования нами была достигнута поставленная цель — разработана, теоретически обоснована и экспериментально апробирована структурно-функциональная модель формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов, основными компонентами которой являются:

— целевой (разностороннее развитие личности членов коллектива и повышение уровня педагогической культуры его руководителя);

— организационный (формы организации, виды деятельности, образовательные программы);

— содержательный (компоненты педагогической культуры, базовое содержание физической культуры и спортивного воспитания);

— функциональный (гностическая, формирующая, мировоззренческая, развивающая);

— технологический (методы, приемы, средства воспитания членов коллектива, методика работы со спортивным коллективом);

— результативный (оптимальный уровень педагогической культуры руководителя спортивным коллективом).

Установлено также, что эффективность процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов повышается, если в рамках структурно-функциональной модели реализуется следующий комплекс организационно-педагогических условий — осуществлена разработка и обеспечена оптимизация содержательно-методического обеспечения процесса формирования педагогической культурыцеленаправленно осуществляется развитие профессионально-рефлексивных качеств руководителей спортивных коллективовобеспечена индивидуализация процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации на основе комплексной диагностики ее уровней.

На основе полученных результатов мы можем констатировать, что сформулированные в соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой задачи исследования в целом решены:

1. На основе анализа литературы по проблеме исследования и практики профессионально-педагогической подготовки руководителей спортивных коллективов степень разработанности проблемы в педагогической теории и практике оценивается как недостаточная, а поставленная проблема актуальной.

2. Нами с учетом специфики профессионально-педагогической деятельности руководителей спортивных коллективов выделены основные особенности и компоненты педагогической культуры руководителей спортивных коллективов.

3. В ходе исследования мы выделили, определили содержание и установили характер взаимосвязи основных компонентов процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации.

4. Выявленный в рамках модели комплекс организационно-педагогических условий повышения эффективности процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов нашел в ходе исследования свое подтверждение как необходимый и достаточный для решения поставленных задач.

Решение поставленных задач и достижение цели осуществлялось на широкой теоретико-методологической основе исследования — теория развития личности, теория деятельности, аксиология, теория мотивации, ценностной ориентации, самоорганизации, саморазвития и творческой самореализации личности, теоретические и практические аспекты решения вопросов становления и формирования физической культуры в системе физического воспитания и другие. При этом нами в полной мере были учтены особенности деятельности спортивных коллективов, функциональные особенности руководителей этих коллективов. Кроме того, нам пришлось максимально полно учесть особенности образовательной деятельности в системе повышения профессиональной квалификации.

Анализ полученных результатов позволяют нам заявить о их научной новизне, теоретической и практической значимости. Материалы исследования могут использоваться как дополнение к базовым учебным планам и программам подготовки руководителей спортивных коллективов, педагогами высших учебных заведений при разработке спецкурсов и спецсеминаров, а также в системе повышения квалификации работников в сфере физического воспитания.

Таким образом, мы делаем следующие выводы.

1. Высокий уровень сформированности педагогической культуры руководителей спортивных коллективов является ведущим фактором их эффективной профессионально-педагогической деятельности.

2. Формирование педагогической культуры руководителей спортивных коллективов осуществляется в рамках структурно-функциональной модели, включающей взаимосвязанные и взаимообусловленные компоненты — целевой, гностический, организационный, функциональный, содержательный, технологический и результативный.

3. Повышение эффективности формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов обеспечивается реализацией комплекса организационно-педагогических условий, включающего разработку и оптимизацию содержательно-методического обеспечения процесса формирования педагогической культурыразвитие профессионально-рефлексивных качеств руководителей спортивных коллективовиндивидуализацию процесса формирования педагогической культуры руководителей спортивных коллективов в системе повышения профессиональной квалификации на основе комплексной диагностики ее уровней.

На основе анализа теории и практики профессионального образования нами доказано, что повышение эффективности деятельности руководителей спортивных коллективов в значительной степени зависит от уровня их педагогической культуры.

Перспективными, на наш взгляд, являются такие направления исследования как развитие креативных компонентов педагогической культуры, формирование рефлексивной и технологической готовности руководителей к управлению спортивными коллективами.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , Р.А. Физическое образование как социальный институт подготовки человека к жизни средствами физической культуры / Р. А. Абзалов, Р. Х. Ярулин // Теория и практика физической культуры. 1993. — № 7. -С. 14−15.
  2. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М., 1989. — 335 с.
  3. , В.У. Методологические и организационно-педагогические факторы совершенствования управления физической культурой в современном социалистическом обществе : автореф. дис. д-ра пед. наук / В. У. Агеевец.-М., 1986.-55 с.
  4. , А.И. Формирование готовности специалиста к управлению коллективом / А. И. Акимов // Вестник Оренбургского государственного университета. Оренбург: ОГУ, 2006. — № 12. — С. 91−95.
  5. , А.И. Особенности программно-методического обеспечения деятельности руководителя спортивным коллективом : метод, рекомендации / А. И. Акимов. Магнитогорск: МаГУ, 2007. — 34 с.
  6. Актуальные проблемы изучения политической культуры студенческой молодежи: монография / К. Г. Колтаков, И. И. Москвичев, В.В. Рыков- Бийск. гос. пед. институт. Бийск: БиГПИ, 1997. — 79 с.
  7. , Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. — 380 с.
  8. , В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности : Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. Казань: КГУ, 1988.-238 с.
  9. , И.П. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / И. П. Андриади. М.: «Академия», 1999. — 160 с.
  10. П.Анисимов, О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления / О. С. Анисимов. -М.: Экономика, 1991.-416 с.
  11. , В.А. Формирование у студентов вуза физической культуры готовности к самообразованию: автореф. дис.. канд. пед. наук / В. А. Анисимова. Челябинск, 2003. — 22 с.
  12. Антология исследований культуры. Интерпретация культуры. -СПб.: Универсальная книга, 1997. Т. 1. — 728 с.
  13. , Л.Ш. Спорт как социальное явление и фактор социализации личности / Л. Ш. Апциаури // Теория и практика физической культуры. -2003.-№ 1 .-С. 13.
  14. , А.И. Человек и мир культуры : Введение в культурологию / А. И. Арнольдов. М: МГИК, 1992. — 237 с.
  15. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании / Б. А. Ашмарин. М.: ФиС, 1978. — 223 с.
  16. , Г. Д. Анализ трудностей в деятельности тренеров по спорту / Г. Д. Бабушкин // Теория и практика физической культуры. 1984. -№ 3. — С. 5−7.
  17. , И.Д. Профессионализм педагогической деятельности : сущность и структура / И. Д. Багаева // Профессионализм педагога: тезисы докладов и сообщений. Ижевск- СПб., 1992. — С. 32−33.
  18. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы: сб. науч. тр. / под ред. О. С. Газмана. М.: АПН СССР, 1989. — 149 с.
  19. , В.К. Теория и практика физической культуры / В. К. Бальсевич. М.: ФиС, 2000. — 275 с.
  20. , В.К. Физическая культура : Молодежь и современность / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. -1995.-№ 4.-С. 2−7.
  21. , Н.В. Организационно-педагогическая система развития физической культуры личности : дис.. д-ра пед. наук / Н. В. Барышева. -Самара, 1997.-400 с.
  22. , В.А. Философия образования личности : Деятельностный аспект: монография / В. А. Беликов. М.: Владос, 2004. — 357 с.
  23. , В.А. Образование учащихся на основе учебно-познавательной деятельности / В. А. Беликов, Н. Г. Кривощапова, в Л.А. Са-винко. М.: Владос, 2006. — 394 с.
  24. , В.В. Обучение в физическом воспитании / В.В. Белино-вич.-М.: ФиС, 1958.-262 с.
  25. , В.Л. Теоретико-методологические основы формирования и развития педагогической культуры : автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. Л. Бенин. Екатеринбург, 1996. — 40 с.
  26. , С. К. Вариативная, ступенчатая система непрерывного повышения квалификации педагогических работников / С. К. Бережная // Школьные технологии. 2001. — № 3. — С. 134−139.
  27. , JI. Социально-психологическая компетентность как профессиональная характеристика руководителя : дис.. канд. пед. наук / Л. Берестова.-М., 1994.-208 с.
  28. , Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Берне. М., 1986. — 145 с.
  29. , В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Бес-палько. М.: Педагогика, 1989. — 192 с.
  30. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов : учеб.-метод. пособие /
  31. B.П. Беспалько, Ю. Г. Татур. М.: Высшая школа, 1989. — 144 с.
  32. , B.C. От наукоучения к логике культуры : два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. — М.: Политиздат, 1990. -413 с.
  33. , Т.А. Педагогические условия повышения уровня профессионального образования будущих специалистов менеджмента: дис.. канд. пед. наук / Т. А. Бирюкова. Магнитогорск, 2001. — 164 с.
  34. , И.В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М.: Наука, 1973. — 270 с.
  35. , А.Н. Концепция дополнительного профессионального образования специалистов по физической культуре, спорту и туризму (методические рекомендации) / А. Н. Блеер. М.: РГАФК, 2001. — 22 с.
  36. , В.И. Новый менеджмент / В. И. Бовыкин. М.: Экономика, 1997.-366 с.
  37. , А.Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической культуре и спорту : дис.. д-ра пед. наук / А. Э. Болотин. СПб., 2001. — 287 с.
  38. , Е.В. Ценностные основания личностно-ориентиро-ванного воспитания / Е. В. Бондаревская // Педагогика. 1995. — № 4.1. C. 29−35.
  39. , Н.В. Педагогика / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. СПб: Питер, 2000. — 304 с.
  40. , Л.П. Культура, культурология и образование / Л. П. Буева // Вопросы философии. 1994. — № 2.
  41. , А.Л. Развитие профессиональной компетентности преподавателей как фактор повышения эффективности учебного процесса ВТУЗа : дис. канд. пед. наук / А. Л. Бусыгина. СПб, 1994. — 183 с.
  42. , B.C. Теория и практика актуализации физического самовоспитания школьников : автореф. дис.. д-ра пед. наук / B.C. Быков. Челябинск, 1999.-47 с.
  43. , К.Я. Педагогический менеджмент / К. Я. Вазина. М.: Педагогика, 1992. — 268 с.
  44. , Л.Е. Акмеологические основы развития специалистов образования физической культуры : автореф. дис.. д-ра психол. наук / Л. Е. Варфоломеева. СПб., 1999. — 40 с.
  45. Введение в теорию физической культуры / под ред. Л. П. Матвеева. -М. :ФиС, 1988.- 128 с.
  46. , А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. — 207 с.
  47. , Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю. В. Верхошанский. М.: ФиС, 1985. — 175 с.
  48. , М.Я. Физическая культура в профессионально-ценностных ориентациях студентов и процесс их формирования / М. Я. Виленский // Теория и практика физической культуры. 1991. — № 11. — С. 27−30.
  49. , М.Я. Физическое воспитание школьников / М. Я. Виленский, Е. Н. Литвинов // Педагогика. 1990. — № 12. — С. 2−7.
  50. , М.Я. Профессиональная направленность физического воспитания студентов педагогических специальностей: учеб. пособие / М. Я. Виленский, Р. С. Сафин. М.: Высш. школа, 1989. — 159 с.
  51. , И.Е. Педагогическая культура: становление, содержание и смыслы / И. Е. Виндт // Педагогика. 2002. — № 3. — С. 3−7.
  52. , И.П. Руководителю о человеческом факторе / И. П. Волков. Л.: Лениздат, 1989. — 222 с.
  53. , А.А. Психологические условия становления профессиональной компетентности педагога : дис.. канд. психол. наук / А. А. Воротникова. М., 1998.-206 с.
  54. , В.М. Деятельность специалистов в сфере физической культуры : учеб. пособие / В. М. Выдрин. СПб.: СПбГАФК им. П.Ф. Лес-гафта, 1997.-74 с.
  55. Выступление председателя Госкомспорта России В. А. Фетисова на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по физической культуре и спорту // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 2. -С. 8−14.
  56. Выступление Президента Российской Федерации В. В. Путина на заседании Государственного совета Российской Федерации 30.01.2002 года // Теория и практика физической культуры. 2002. — № 4. — С. 6−8.
  57. , Г. Л. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / Г. Л. Гальперин // Исследования мышления в современной психологии. М., 1966. — С. 236−277.
  58. , С.А. Самоконтроль и самооценка уровня педагогического мастерства учителя физической культуры : метод, рекомендации / С. А. Гаранин. Уссурийск: УГПИ, 1997. — 16 с.
  59. , В.И. Принципы модульного обучения / В. И. Гареев, С. И. Куликов, Е. М. Дурко // Вестник высшей школы. 1987. — № 8. — С. 35−38.
  60. , Б.С. Философия образования для XXI века / Б.С. Гер-шунский. М.: Совершенство, 1998. — 605 с.
  61. , Дж. Статистические методы в педагогике / Дж. Гласс, Дж. Стенли. М.: Изд-во «Прогресс», 1976. — 495 с.
  62. , Е.А. Управление развитием профессиональной компетентности руководителя учреждения начального профессионального образования : дис. канд. пед. наук / Е. А. Гнатышина. Екатеринбург, 1995. — 156 с.
  63. , М.А. Система общеевропейских тестов для оценки физического состояния / М. А. Годик, В. К. Бальсевич, В. И. Тимошин // Теория и практика физической культуры. 1994. — № 5−6. — С. 24−32.
  64. , С.М. Категория инвариантности в исследовании проблем непрерывного образования / С. М. Годник // Перспективные проблемы развития системы непрерывного образования / отв. ред. Б. С. Гершунский. М.: АПН СССР, 1987.-С. 30−35.
  65. , В.Ф. Технологическая модель подготовки специалистов по физической культуре в системе дополнительного профессионального образования в ВУЗе : автореф. дис.. канд. пед. наук / В. Ф. Горбатов. Ставрополь, 2001.-26 с.
  66. , А.А. Социально-психологические основы организаторской деятельности в спорте / А. А. Горелов, В. А. Черепов, в P.M. Кадыро. -СПб. :ВИФК, 1997.-185 с.
  67. , А.Г. Теоретические основы управления развитием муниципального лицея как личностно-ориентированной образовательной системы: автореф. дис. д-ра пед. наук / А. Г. Гостев. Барнаул, 1997. — 44 с.
  68. , М.И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. -М., 1977. 136 с.
  69. , Г. Г. Метод дополнительности в развитии понятий (педагогика и психология мышления): монография / Г. Г. Гранатов Магнитогорск: МаГУ, 2000. — 198 с.
  70. , М.Т. Педагогика образования взрослых / М. Т. Громкова. -М., 1995.-96 с.
  71. , С.В. Использование новых информационных технологий в процессе физического воспитания: автореф. дис.. канд. пед. наук / С. В. Гурьев. Екатеринбург, 2003. — 22 с.
  72. , А.В. Пути улучшения системы повышения квалификации педагогических кадров / А. В. Даринский // Советская педагогика. 1976. -№ 8. — С. 9−17.
  73. , А.Н. Культура в педагогике и педагогика в культуре / А. Н. Дахин // Школьные технологии. 2004. — № 3. — С. АЪ-А9.
  74. , А.А. Педагогическое мастерство тренера / А. А. Деркач, А. А. Исаев. -М.: Физкультура и спорт, 1981. 375 с.
  75. , А.А. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем / А. А. Деркач. М.: РАУ, 1997. — 260 с.
  76. , Р.С. Научно-методическое обеспечение повышения квалификации педагогов : монография / Р. С. Димухамметов. Челябинск: ООО фирмы «АТОКСО», 2005.-223 с.
  77. Добрякова, J1.H. Акмеологическая деятельность в управленческих структурах образования: автореф. дис. канд. пед. наук / JI.H. Добрякова. -СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1999. 23 с.
  78. , С.С. Педагогическая система профессионального совершенствования субъектов управления общественными физкультурно-спортивны-ми объединениями и организациями: дис.. д-ра пед. наук / С. С. Драчев. СПб.: ВИФК, 2002. — 356 с.
  79. , Ю.А. Концепция непрерывного физкультурного образования / Ю. А. Железняк // Подготовка студентов факультета физической культуры к профессиональной деятельности. М., 1991. — С. 3−18.
  80. , Н.В. Системный подход и целевое управление в спорте / Н. В. Жмарев. Киев: Здоровье, 1986. — 144 с.
  81. , В.И. Управление в сфере физической культуры и спорта / В. И. Жолдак, В. Н. Зуев. М., 2000. — 329 с.
  82. , Е.Д. Культурологическая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности педагога / Е. Д. Жукова // Культура и образование. Уфа: БГНОЦ, 2002. — С. 45−52.
  83. , Е.Д. Культурологическая компетентность как основная составляющая процесса социализации личности педагога / Е. Д. Жукова // Культура и образование. Уфа: БГНОЦ, 2002. — С. 45−52.
  84. , В.И. Теория обучения : Современная интерпретация: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. -М.: Издат. центр «Академия», 2001. 192 с.
  85. , В.Г. Акмеологические проблемы профессионализма / В. Г. Зазыкин, А. П. Чернышев. М., 1993. — 48 с.
  86. , В.В. Проблемы развития акмеологического образования /
  87. B.В. Зайцев, A.M. Зимичев // Проблемы развития системы акмеологических наук / под ред. Н. В. Кузьминой и A.M. Зимичева. СПб.: С.-Петерб. Акмео-логическая академия, 1996. — С. 53−106.
  88. Закон РФ «Об образовании» // Вестник образования. 1996. — № 7. -С. 3−57.
  89. , Л.В. Дидактика и жизнь / Л. В. Занков. М.: Просвещение, 1968.- 175 с.
  90. , Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э. Ф. Зеер. Екатеринбург, 1998. — 126 с.
  91. , М. Креативная технология образования / М. Зиновкина // Высшее образование, а России. 2000. — № 3. — С. 3−12.
  92. , С.И. Основы аидрагорики : учебное пособие для вузов /
  93. C.И. Змеев. М.: Флинта- Наука, 1999. — 152 с.
  94. , В.Н. Управление системой спортивного соревнования / В. Н. Зуев. Тюмень: «Вектор Бук», 1999. — 312 с.
  95. , Н.П. Личностно-развивающее обучение как фактор развития педагогической компетентности будущего учителя : автореф. дис.. канд. пед. наук / Н. П. Иванищев. Оренбург, 2000. — 21 с.
  96. , Е.П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. СПб: Изд-во «Питер», 2000.-512 с.
  97. , Л.Ф. Философский энциклопедический словарь / Л. Ф. Ильичев и др. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
  98. Инновационное обучение: Стратегия и практика: матер. Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования. Сочи, 3−10 октября 1993 г. / под ред. В. Я. Ляудис. М.: Изд-во МГУ, 1994.-203 с.
  99. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. М.: АКАДЕМА, 2004. — 208 с.
  100. , И.Ф. Теория и практика формирования профессиональной педагогической культуры преподавателей высшей школы / И. Ф. Исаев. М.: Белгород: МПГУ, 1993. — 219 с.
  101. , М.С. Философия культуры / М. С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-416 с.
  102. , Т.Г. Личпостно-ориентированная дидактика. Теория и практика / Т. Г. Калугина. Челябинск, 1998. — 87 с.
  103. Ю4.Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. -М., 1990. 144 с.
  104. Кан-Калик, В. А. Педагогическое творчество / В.А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. М.: Педагогика, 1990. — 44 с.
  105. Юб.Караковский, В. В. Коллектив и личность / В. В. Караковский // Семья и школа.- 1988.-№ 4.-С. 1−3.
  106. Ю7.Каргополов, В. П. Профессиональное становление преподавателя физической культуры: автореф. дис.. д-ра пед. наук / В. П. Каргополов. -Омск, 1998.- 110 с.
  107. , А.П. Культурология / А. П. Кармин. М.: Владос, 2003.753 с.
  108. Ю9.Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей / А. В. Кирьякова. Оренбург: ОГПУ, 1996. — 188 с.
  109. Ю.Климин, Е.В. Организационно-педагогические условия управления деятельностью коллектива при решении профессиональных задач: дис.. канд. пед. наук / Е. В. Климин. Магнитогорск, 2001. — 156 с.
  110. Ш. Климова, Т. Е. Развитие научно-исследовательской культуры учителя: автореф.. д-ра пед. наук / Т. Е. Климова. Оренбург, 2001. — 38 с.
  111. , Э.Г. Международный опыт повышения квалификации преподавательского состава / Э. Г. Климова. М., 1991. — 95 с.
  112. ПЗ.Кобер, И. Х. Коммуникативная компетентность тренера и ее формирование у студентов ИФК: автореф. дис.. канд. пед. наук /И.Х. Кобер. -Малаховка, 1987. 22 с.
  113. , Г. М. Педагогический словарь. Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 176 с.
  114. , Р.А. Спортивная деятельность как педагогический фактор социальной адаптации подростков : дис.. канд. пед. наук / Р. А. Козлов. -Магнитогорск, 1998. 131 с.
  115. , Н.И. Логический словарь-справочник / Н. И. Кондаков. -М., 1975.
  116. , А.Т. Проектирование комплексной системы подготовки специалистов в многоуровневом образовательном учреждении : автореф. дис. канд. пед. наук / А. Т. Копдауров. Воронеж, 2000. — 25 с.
  117. , О.А. Психологические механизмы регуляции деятельности / О. А. Конопкин. -М., 1980. 256 с.
  118. Концепция развития физической культуры и спорта в Российской федерации до 2005 года // Теория и практика физической культуры. 2002. -№ 1.-С. 15−17.
  119. , Н.В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н. В. Корепанова, И. М. Хакимзянова, О. И. Щербакова // Педагогика. 2003. -№ 3. — С. 66−71.
  120. , С.С. Профессиональная физическая культура и формирование личности / С. С. Коровин, В. А. Кабачков. Оренбург: ОГПУ, 1998. -259 с.
  121. , С.С. Методологические и психолого-педагогические предпосылки ППФК / С. С. Коровин. Оренбург: ОГПУ, 1997. — 184 с.
  122. , С.С. Основы методики физического воспитания / С. С. Коровин, В. М. Меньшиков. Курган: КГУ, 2002. — 160 с.
  123. , С.С. Введение в теорию и дидактические основания физической культуры / С. С. Коровин, В. Ф. Усманов. М.- Бирск, 2006. — 190 с.
  124. , А.И. Основы социологии : учеб. пособие для студентов средних спец. уч. заведений / А. И. Кравченко. 3-е изд., испр. — Екатеринбург: Деловая книга- М.: Раритет, 1999. — 384 с.
  125. , О.Г. Современные подходы к развитию профессионализма педагога / О. Г. Красношлыкова // Информатика и образование. -2005.-№ 7.-С. 112−113.
  126. , Ю.В. Педагогические условия совершенствования физического воспитания студентов факультетов нефизкультурного профиля педвузов : автореф. канд. пед. наук / Ю. В. Кузнецов. Чебоксары, 2003. — 23 с.
  127. , Е.В. Совершенствование управления процессом подготовки профессионально-мобильного специалиста : автореф. дис.. канд. пед. наук / Е. В. Кузьменко. Магнитогорск, 2000. — 24 с.
  128. , A.M. Теоретические основы профессионального воспитания будущих специалистов физической культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук / A.M. Кузьмин. Челябинск, 1999. — 24 с.
  129. , Ю. Тренер : раньше и теперь / Ю. Куканов // Легкая атлетика.-2002.-№ 9.-С. 18.
  130. Ш. Кулымов, А. В. Формирование профессиональной физической образованности учащихся средних специальных учебных заведений: автореф.. канд. пед. наук / А. В. Кулымов. Магнитогорск, 2004. — 23 с.
  131. Культура, культурология и образование (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1997. — № 2. — С. 3−57.
  132. , Ю.Н. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся / Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. М.: Педагогика, 1971.- 112 с.
  133. , Г. Управление : Системный и ситуационный анализ управленческих функций / Г. Кунц, С. Одоннел. М.: Прогресс, 1981. — Т. 2. — 512 с.
  134. , А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике / А. А. Кыверялг. Таллин: Валгус, 1980. — 334 с.
  135. , П.В. Избранные труды / П.В. Лесгафт- сост. И.Н. Реше-тень. -М.: Физкультура и спорт, 1987. 359 с.
  136. , Б.Т. Педагогика : курс лекций: учеб. пособие для студентов педагог, учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б. Т. Лихачев. 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт-М, 2001. — 463 с.
  137. Личностно-ориентированное образование: проблемы, опыт, пути поиска / под ред. А. Г. Гостева. Челябинск: УралГАФК, 1997. — 70 с.
  138. , А.В. Молодежь и физическая культура / А.В. Лотонен-ко, Е. А. Стеблецов. М.: ФОН, 1997. — 318 с.
  139. , Л.И. К концепции физкультурного воспитания студентов / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. 1993. -№ 5−6.-С. 15−18.
  140. Лях, В. И. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1−11 классов / В. И. Лях, Л. В. Кофман, Г. Б. Мейксон. М.: Просвещение, 1996.-С. 106−204.
  141. , Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя / Н. Е. Мажар. Смоленск, 1996. — 176 с.
  142. Нб.Майнберг, Э. Основные проблемы педагогики спорта / Э. Майн-берг. -М.: Аспект-Пресс, 1995.- 318 с.
  143. , А.И. Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении / А. И. Майоров, Л. Б. Сахарчук, А. В. Сотов. СПб.: Гос. ун-т пед. мастерства, 1992. — 79 с.
  144. , А.С. О воспитании / А. С. Макаренко. М.: Политиздат, 1988.-256 с.
  145. , А.С. Педагогическая поэма / А. С. Макаренко. М.: Дет. лит., 1988.-575 с.
  146. , А.К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М.: Знание, 1996.-308 с.
  147. , Л.П. Общая теория спорта / Л. П. Матвеев. М.: ФиС, 1997.-304 с.
  148. , В.М. Предмет теории культуры / В. М. Межуев // Проблемы теории культуры. М., 1977. — 67 с.
  149. , М.Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори. М.: Дело, 1992. — 702 с.
  150. , JI.А. Основы управления педагогическими системами / Л. А. Мирошниченко. Магнитогорск: МаГУ, 2002. — 139 с.
  151. , A.M. Зарубежные эмпирические теории дополнительного образования взрослых / A.M. Митина // Педагогика. 2003. — № 5. — С. 79−85.
  152. , Л.В. Структура качества повышения квалификации работников образования / Л. В. Мозгарев // Педагогика. 2004. — № 10. — С. 48−53.
  153. , С.Г. Теория и практика аттестации педагогических и руководящих работников образовательных учреждений : дис.. д-ра пед. наук / С. Г. Молчанов. Челябинск, 1998.
  154. , Т.В. Опыт очно-заочной формы повышения квалификации руководителей образовательных учреждений / Т. В. Морозова, Т. П. Яковлева. Ярославль: ИУУ, 2002. — 87 с.
  155. , А.Я. Прогностическая парадигма гуманизации непрерывного многуровневого высшего физкультурного образования / А. Я. Найн // Теория и практика физической культуры. 1995. — № 10. — С. 46−47.
  156. , А.Я. Гуманизация непрерывного образования: варианты, концепции, модели / А. Я. Найн, Л. М. Кустов. Челябинск: ЧГИФК, 1995. -75 с.
  157. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. М.: ФиС, 1998. — 496 с.
  158. Настольная книга учителя физической культуры / под ред. Л. Б. Кофмана. М.: ФиС, 1998. — 496 с.
  159. , С.Д. Методика проведения и структура ООН / С. Д. Неверкович // Теория и практика физической культуры. 1988. — № 1. -С. 12−16.
  160. , Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий / Н. Д. Никандров. М.: Педагогическое общество России, 2000. -304 с.
  161. , Л.И. Современные школы и управление процессом воспитания / Л. И. Новикова. М.: Знание, 1983. — 164 с.
  162. Обращение Совета Федераций Федерального собрания Российской Федерации к органам государственной власти о развитии физической культуры и спорта в стране // Теория и практика физической культуры. 2003. -№ 2. — С. 3.
  163. Общая психология / под ред. В. А. Петровского. М.: Просвещение, 1976.-479 с.
  164. , С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.-М., 1999.
  165. , Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать / Н. Г. Озолин. М.: ООО «Астрель" — ООО «Издательство ACT», 2003. — 863 с.
  166. , A.M. Социальное управление : некоторые вопросы теории и практики / A.M. Омаров. М.: Мысль, 1990. — 169 с.
  167. Основы педагогического мастерства: учеб. пособие для пед. спец. высш. учеб. заведений / И. А. Зязюн, И.Ф. др.- под ред. И. А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989. — 302 с.
  168. , А.Ю. Система повышения квалификации и психологическая перестройка кадров : метод, пособие. -М.: Высш. шк., 1991.-79 с.
  169. , П.К. Физическая культура: Курсовые и выпускные квалификационные работы / П. К. Петров. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. -112с.
  170. , Л.С. Подготовка учителя к инновационной деятельности : в 2 ч. / Л. С. Подымова. М., 1995. — 283 с.
  171. , Д.А. Ситуативное управление. Теория и практика / Д. А. Поспелов. М.: Наука, 1986.-216 с.
  172. , М.М. Как развивать педагогическое творчество / М. М. Поташник. М.: Знание, 1987. — 245 с.
  173. Психология: словарь / под ред.: А. В. Петровского, М.Г. Ярошев-ского.-М., 1990.
  174. , И.В. Инновационный компонент педагогической деятельности учителя физической культуры 21 века / И. В. Работин, Д. Б. Смирнов // Спорт для всех. 1999. — № 4. — С. 39−40.
  175. , Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики, тесты: учебное пособие / Д. Я. Райгородский. Самара: Изд. дом «БАХРАХ-М», 2003. — 672 с.
  176. , А.А. Акмеология личности / А. А. Реан // Проблемы развития акмеологических наук / под ред.: Н. В. Кузьминой и A.M. Зимичева. СПб.: Санкт-Петербургская Акмеологическая академия, 1996. — С. 118−136.
  177. , С.А. Реализация непрерывного педагогического образования : науч.-метод. пособие / С. А. Репин и др.- под ред. Г. Н. Серикова. Челябинск: Изд-во ИИУМЦ «Образование», 1999. — 204 с.
  178. , C.JI. Основы общей психологии : в 2 т. / C. J1. Рубинштейн. -М., 1989.-Т. 1.-485 е.- Т. 2.-322 с.
  179. , Н.А. Модель подготовки современного учителя в процессе физического воспитания в педагогическом вузе нефизкультурного профиля / Н. А. Рыбачук. М.: Теория и практика физической культуры, 2000. — 205 с.
  180. , В.Г. Взаимодействие процессов непрерывного образования и развития творческого потенциала учителя: дис.. д-ра пед. наук / В. Г. Рындак. Челябинск, 1996. — 340 с.
  181. , Л.И. Социальная педагогика: метод, рекомендации / Л. И. Савва. Магнитогорск: МГПИ, 1998. — 20 с.
  182. , Д.А. Профессиональная компетентность как фактор готовности специалиста к управлению трудовым коллективом / Д. А. Савельев // Гуманизация высшего профессионального образования / под ред. В. А. Беликова. Магнитогорск: МаГУ, 2005. — С. 174−176.
  183. , И.Ю. Методическое обеспечение профессиональной подготовки студентов колледжа физической культуры : автореф. дис.. канд. пед. наук / И. Ю. Сазонов. Челябинск, 2001. — 28 с.
  184. , Н.Я. Рефлексивное управление процессом профессионального становления педагога: дис.. д-ра пед. наук / Н. Я. Сайгушев. -Магнитогорск, 2002. 287 с.
  185. Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ / сост. В. Г. Бауэр. М.: Российская ассоциация физ. культуры для всех, 1997. — 123 с.
  186. , П.В. К вопросу о структуре педагогической культуры / П. В. Сеначин // Наука. 2004. — № 1. — С. 52−57.
  187. , Г. Н. Педагогика. Методология исследований / Г. Н. Сериков. М.: ВЛАДОС, 2006. — 456 с.
  188. , А.А. Технология обучения в педагогическом образовании специалистов по физической культуре / А. А. Сидоров. СПб., 1998. — 24 с.
  189. , В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом: учеб. пособие / В. П. Симонов.-М., 1997.- 161 с.
  190. , В.П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом / В. П. Симонов. М.: Роспе-дагенство, 1995.
  191. , М.Н. Методология и методика педагогических исследований (В помощь начинающему исследователю) / М. Н. Скаткин. М., 1986. -152 с.
  192. , В.А. Педагогика : учеб. пособие для студентов пед. уч. заведений / В. А. Сластенин и др. М.: Школа-Пресс, 1997. — 512 с.
  193. , С.Д. Педагогика и психология высшего образования : от деятельности к личности: учеб. пособие для слушателей ФПК и ИПК, преподавателей вузов и аспирантов / С. Д. Смирнов. М.: Аспект-Пресс, 1995. -371 с.
  194. Современный психологический словарь. Минск: Элайда, 2000.704 с.
  195. Социология / под ред. Ю. Г. Волкова. М.: Гардарики, 2002. — 512 с.
  196. , М.И. Профессиональные способности педагога: акмео-логия воспитания и обучения / М. И. Станкин. М.: Московский психолого-социальный институт, 1998. — 368 с.
  197. , Э.Е. Как управлять персоналом / Э.Е. Старобин-ский. -М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Снитез», 1999. 384 с.
  198. , Е.И. Психология взрослых основа акмеологии / Е. И. Степанова. — СПб.: Акмеологическая академия, 1995. — 168 с.
  199. , М.В. Формирование ценностных ориентаций студентов педвузов как компонента их физической культуры : дис.. канд. пед. наук / М. В. Степанова. Магнитогорск, 2003. — 164 с.
  200. , Н.Ф. Теоретические основы разработки модели специалиста / Н. Ф. Талызина. М.: Политехнический музей, 1986. — 112 с.
  201. Теоретические и практические аспекты социальной педагогики: сб. науч. тр. / под ред. С. В. Сальцевой. Оренбург, 1998. — 57 с.
  202. Теория и методика физического воспитания / под ред. Б.А. Ашма-рина. М.: Просвещение, 1990. — 287 с.
  203. Теория и методика физического воспитания: учеб. пособие для студентов фак. физ. воспитания / под ред. Б. А. Ашмарина. М.: Просвещение, 1979.-241 с.
  204. Теория и методика физического воспитания: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред.: Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. М.: ФиС, 1976. -332 с.
  205. Тер-Ованесян, А. А. Педагогические основы физического воспитания. М.: Физкультура и спорт, 1978. — 206 с.
  206. Технологические изменения и спрос на квалифицированный труд // Человек и труд. 2000. — № 10. — С. 32−37.
  207. , П.П. Формирование валеологической образованности школьников средствами физической культуры: дис.. канд. пед. наук / П. П. Тиссен. Оренбург, 1998. — 181 с.
  208. , Л.Ф. Пути развития системы повышения квалификации работников образования / Л. Ф. Тихомирова, Н. В. Калистратова. Ярославль: ИРО, 2003.-61 с.
  209. , В.В. Основы кадрового менеджмента / В. В. Травин, В. А. Дятлов. 2-е изд. — М.: Дело, 1997. — 336 с.
  210. , Н.М. Самообразование и творческое развитие личности будущего специалиста / Н. М. Трофимова, Е. И. Еремина // Педагогика. -2003.-№ 3.-С. 23−26.
  211. , И.В. Высшее физкультурное образование: современное состояние и перспективы / И. В. Уголькова // Спорт для всех. 1999. -№ 1−2.-С. 29−31.
  212. Управление это наука и искусство: А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. -М.: Республика, 1993. — 351 с.
  213. Управление персоналом: учеб.-практ. пособие для студентов экономических вузов и факультетов / под ред.: А. Я. Кибанова и Л. В. Ивановской. М.: Издательство ПРИОР, 1999. — 352 с.
  214. Управление физической культурой и спортом: учебник для ин-тов физ. культ. / И. И. Переверзин и др. М.: ФиС, 1987. — 288 с.
  215. Управление школой: теоретические основы и методы / под ред. B.C. Лазарева. М., 1999.
  216. Управление, информация, интеллект / под ред.: А. И. Берга и др. -М.: Мысль, 1976.-383 с.
  217. , Е.В. Физкультурное образование : социально-педагогические и социологические проблемы / Е. В. Утишева. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1997. — 136 с.
  218. , В.К. Творчество в системе образования / В. К. Ушачев. -М.: Изд. «Прометей», 1995. -221с.
  219. , К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: соч. в 2 т. / К. Д. Ушинский. М.: Педагогика, 1974. -Т. 1.-С. 229−547.
  220. , P.M. Культура педагогического общения: системный анализ / P.M. Фатыхова // Культура и образование. Уфа: БГНОЦ, 2002. -С. 20−32.
  221. , Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избр. тр. / Д. И. Фельдштейн. М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта 1999.-672 с.
  222. , ДИ. Психология становления личности / Д. И. Фельдштейн. М.: Международная педагогическая академия, 1994. -192 с.
  223. , В.А. О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян / В. А. Фетисов // Теория и практика физической культуры. 2003. — № 9. — С. 9−30.
  224. Физическая культура / под ред. В. И. Загорского. М.: Высш. шк., 1989.-383 с.
  225. , В.П. Теория и методика юношеского спорта / В. П. Филин. -М.: ФиС, 1987.- 128 с.
  226. , В.М. Некоторые основные мероприятия по реализации концепции модернизации российского образования на период до 2010 года / В. М. Филиппов // Инновации в образовании. 2003. — № 3. — С. 5−33.
  227. , Г. Н. Социальная педагогика : сопряжение наук о человеке / Г. Н. Филонов // Педагогика. 1996. — № 6. — С. 35−40.
  228. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989. — 815 с.
  229. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. — М.: Советская энциклопедия, 1989. — 911 с.
  230. , JI. Повышение квалификации : желаемое и действительное / J1. Фишман // Директор школы. 2004. — № 10. — С. 29−35.
  231. , И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. М.: Юристь, 1997. -512 с.
  232. , Г. И. Акмеология физической культуры и спорта / Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л. Е. Ваврфоломеева. М.: Академа, 2005. -208 с.
  233. , А.А. Формирование правовой компетентности старших школьников: автореф. дис.. канд. пед. наук / А. А. Черемисина. -Оренбург, 2000. 22 с.
  234. , В.А. Проблемы менеджмента в сфере физической культуры и спорта: хрестоматия / В. А. Черепов. СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. — 245 с.
  235. , В.Э. Воспитание способностей и формирование личности / В. Э. Чудновский. М.: Знание, 1986. — 79 с.
  236. , В.Д. Проблемы профессиональных способностей / В. Д. Шадриков // Психологический журнал. 1982. — Т. 3. — № 5. — С. 13−46.
  237. , Р.Х. Социально-психологические основы управления: руководитель и педагогический коллектив / Р. Х. Шакуров. М.: Просвещение, 1990.-207 с.
  238. , Г. А. Организационно-педагогические аспекты системы подготовки специалистов вузами физической культуры Российской Федерации в условиях реформы высшего образования: автореф. дис.. д-ра пед. наук / Г. А. Шашкин. СПб, 1998. — 46 с.
  239. , В.А. Актуальные направления и методы научных исследований по физической культуре в ВУЗе / В. А. Щеголев, В. Г. Щербаков. -СПб., 1999.- 117 с.
  240. , И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. М., 1996 — 76 с.
  241. , A.M. Основы тренерского мастерства : учеб.-метод. пособие / A.M. Якимов. М.: Терра-Спорт, 2003. — 176 с.
  242. Crowder N.A. Intrinsically programmed materials for teaching complex skills and concepts. Paper read at the Amer. Psychol. Ass. Washington, D.C. -1958.
  243. Declaration on the social aspects of technological change /The OESD odserver. 1987.-N144.-35 p.
  244. Gilford J.P. The nature of human intelligence. New-York, 1967.
  245. Jarvis P. Adult and Continuing Education: Theory and Practice. London, 1995.
  246. Knowles M. Andragogy. An Emerging Technology for Adult Learning. London, 1996.
  247. Pippid G. Zur entuichland mathematician Fahigkeitin. Berlin.: Volk und Wissen, 1971.-272 s.
  248. Pressey S.S. Development and appraisal of devices providing immediate scoring of objective tests and concomitant selfmstruction. Washington, D.C. — 1950.
  249. Skinner B.F. Science of learning and the art of teaching. Harv. Educ. Rev., 1954.
  250. Smith R.M. Learning How to Learn Applied Theory for Adults. Milton Keynes, 1983. P. 109−111
  251. Torrance E.P. The nature of creativity as manifest in the testing. // R. Stemberg, T. Tardif (eds.)/ The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988, P.43−75.
Заполнить форму текущей работой