Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Разработка и апробация моделей системы повышения квалификации персонала ЕС ОрВД РФ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результаты апробации моделей, полученных автором в области содержания и сочетания теоретического и практического обучения, позволяют сделать вывод, что для наиболее эффективного формирования навыков оперативной деятельности целесообразно комплексное использование тренажеров и обучающих компьютерных систем, а это дает возможность внести существенные позитивные изменения в учебные курсы подготовки… Читать ещё >

Содержание

  • 1. Система повышения квалификации в ЕС ОрВД
    • 1. 1. Человеческий фактор в ЕС ОрВД
    • 1. 2. Деятельность специалиста ОрВД
    • 1. 3. Место и роль СГЖ в ЕС ОрВД
    • 1. 4. Модель СГЖ
  • Выводы по главе
  • 2. Учебный процесс в СПК ЕС ОрВД 53 2.4. Модель учебного процесса
    • 2. 2. Проектирование учебного курса ПК
    • 2. 3. Планирование учебного курса ПК
    • 2. 4. Управление учебным процессом в СПК
  • Выводы по главе
  • 3. Повышение квалификации специалистов ОрВД
    • 3. 1. Принятие решений специалистом ОрВД
    • 3. 2. Обучение на диспетчерском тренажере
    • 3. 3. ОКС ОрВД как тренажер принятия решений
    • 3. 4. Обученность специалиста и надежность ЕС ОрВД
  • Выводы по главе
  • 4. Повышение квалификации руководителей ОрВД
    • 4. 1. Деятельность руководителя в ЕС системе ОрВД
    • 4. 2. Моделирование руководителем ОрВД
    • 4. 3. Учебный процесс ПК руководителей ОрВД
    • 4. 4. Оценка обученности руководителя ОрВД
  • Выводы по главе 1
  • Заключение 157 Библиографический
  • список использованной литературы

Разработка и апробация моделей системы повышения квалификации персонала ЕС ОрВД РФ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследований.

Современная ситуация в Единой системе организации воздушного движения (ЕС ОрВД) Российской Федерации определяет особое внимание к повышению квалификации (ПК) руководителей и специалистов.

Проблемы исследования и совершенствования профессиональной подготовки персонала приобрели еще большую актуальность в условиях реформирования ЕС ОрВД на основе Указа Президента РФ от 05.09.2005 № 1049 «О федеральной аэронавигационной службе» (ФАНС).

ФАНС является специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции: государственное регулирование, контроль и надзор в сфере использования воздушного пространства Российской Федерацииоказание государственных услуг по аэронавигационному обслуживанию пользователей воздушного пространства Российской Федерацииорганизация единой системы авиационно-космического поиска и спасанияуправление государственным имуществом, лицензирование и сертификация в установленной сфере деятельности (в том числе сертификация типов систем и средств радиотехнического обеспечения полетов и управления воздушным движением, а также их производства) — установление ставок сборов за аэронавигационное обслуживание и порядка их взимания, распоряжение средствами от указанных сбороввыдача разрешений на транзитные полеты иностранных воздушных судов через воздушное пространство Российской Федерации и на пересечение ими государственной границы Российской Федерации [85].

Сегодня эта система насчитывает более 100 районных центров ЕС ОрВД (РЦ ЕС ОрВД), около 500 пунктов УВД на более чем 270 аэродромов, каждый из которых имеет только ему присущие количественные и качественные характеристики воздушного движения, радиотехническое оборудование и др.

Новая структура и многообразие функций ЕС ОрВД ожидают для своего обслуживания руководителей и специалистов нового типа, способных быстро адаптироваться в сложной информационно-технологической среде, обученных принимать управленческие и иные решения на основе теоретического анализа своей деятельности, умело управлять процессами в условиях неопределенности при решении слабоструктурированных управленческих задач.

Это потребует применения научных методов постановки учебного процесса и формирования новых стандартов ПК персонала ЕС ОрВД.

Объектом исследования в диссертационной работе является система повышения квалификации (СПК) ЕС ОрВД РФ.

СПК ЕС ОрВД имеет богатые традиции. Более 8000 специалистов и руководителей работают в гражданской части ЕС ОрВД, из которых более 4000 осуществляют обслуживание воздушного движения (ОВД) самолетов иностранных авиакомпаний. Ежегодно на различных курсах повышения квалификации (КПК), специальной подготовки (СП) и переподготовки Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации (СПб ГУ ГА), Ульяновского высшего летного училища гражданской авиации (УВЛУ ГА), Санкт-Петербургского и Красноярского авиационно-технических колледжей, а также в филиалах ФГОУ ДПО «Институт аэронавигации» проходят обучение более 3000 специалистов и руководителей ЕС ОрВД.

В течение последних 30 лет система профессионального образования специалистов и руководителей ОрВД обеспечивалась исследованиями и учебно-методическими разработками ученых СПб ГУ ГА и УВЛУ ГА под руководством к.т.н., доцента Дарымова Ю. П., д.т.н., профессора Крыжановского Г. А., к.т.н., доцента Цепляева Ю. Ф. и др. [37].

В области влияния человеческого фактора, в том числе и квалификации на систему ОрВД посвящены многочисленные исследования зарубежных ученых и специалистов, а также международных организаций EUROCONTRL и ICAO [95, 100, 103].

Вместе с тем в настоящее время наступил период, когда тривиальные методы решения тех или иных учебно-методических проблем ПК оказываются малоэффективными. В условиях многообразия образовательных технологий особо важной является способность образовательных учреждений ПК адекватно реагировать на запросы практиков ЕС ОрВД и одновременно развивать свою роль в повышении уровня профессиональной квалификации персонала этой системы. При этом, согласно П. Г. Щедровицкому, в основу работы по повышению квалификации может быть поставлено проектирование и исследование систем, когда СПК выходит из обслуживающей роли и становится системообразующим звеном.

В связи с объединением гражданского (ГС) и военного (ВС) секторов ЕС ОрВД в составе ФАНС проводится работа, направленная на формирование единой аэронавигационной образовательной системы, которая включает существующие федеральные государственные образовательные учреждения (ФГОУ) высшего (ВПО), среднего (СПО) и дополнительного профессионального образования (ДПО), государственные образовательные стандарты (ГОС), коллективы ученых, преподавателей, инструкторов и инженеров, учебно-методические и материально-технические ресурсы.

В настоящее время организация ПК персонала ОрВД обусловлена сложностью задач стоящих перед ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» и ее филиалами по укрупнению и автоматизации центров обслуживания воздушного движения (центров ОВД), оптимизации деятельности пунктов управления воздушным движением (пунктов УВД) и ЕС ОрВД в целом.

Требует тщательного теоретического анализа процедура внедрения в практику ЕС ОрВД РФ требований программы подготовки персонала ОрВД (ESSAR-5), рекомендуемой организацией EUROCONTROL.

В целом можно выделить основные противоречия между потребностями.

ЕС ОрВД в подготовке кадров и возможностями существующей СПК, присущие как практике ПК, так и теоретическим исследованиям (рис. 1).

Прежде всего, это различные школы и методики подготовки и переподготовки гражданского и военного персонала, при этом в СПК ЕС ОрВД отсутствуют какие-либо теоретические исследования и научно обоснованные модели организации ПК специалистов и руководителей ОрВД.

Проблемы совместной «г-5= Различные школы и методики деятельности ьи и i и tu ирьд «» р-обучения специалистов Орвд.

Роль человеческого фактора в новой системе ОрВД объективно повысится.

Необходимость быстрой адаптации действующих и новых-*^ специалистов.

Недостаточные исследования иквалификация выпускников КПК в области ЧФ в системе ОрВД.

Недостаточный учет всех факторов системы ОрВД.

Организация и содержание учебного процесса традиционны.

Рис. 1. Основные противоречия между потребностями ЕС ОрВД и существующими возможностями СПК.

В предполагаемых условиях функционирования ЕС ОрВД объективно возрастет роль человеческого фактора (особенно хороша знакомая, но малоизученная цена ошибки руководителя) как при непосредственном обслуживании воздушного движения (ОВД), так и при управлении диспетчерскими сменами, пунктами и центрами ОВД и ЕС ОрВД в целом.

Поэтому способность современных специалистов и руководителей ОрВД быстро адаптироваться в новой технологической среде и умело управлять про.

Развитие системы ОрВД и РТО полетов и ОВД весьма динамично цессами в условиях неопределенности при решении слабоструктурированных управленческих задач будет определяющей и потребуется применение научных методов постановки учебного процесса, формирования новых ГОС ДПО персонала ОрВД.

Новая система ОрВД потребует для своего обслуживания руководителей и специалистов нового типа, специально обученных принимать управленческие и иные решения на основе формализованных моделей своей деятельности.

Существуют принципиальные различия в образовательных запросах руководителей ЕС ОрВД выступающих заказчиками по отношению к СПК. Инновации в практике ОрВД часто опережают изменения в содержании программ базового ВПО, что требует от учреждений ПК одновременно выполнения компенсаторных функций, возникает необходимость в уровневой дифференциации программ ДПО.

Наконец, в контексте нашего исследования представляется важным также отметить отсутствие согласованных подходов к проектированию целей и содержания ПК, что не позволяет осуществлять объективную оценку образовательных результатов и регулировать вопросы управления качеством ДПО.

Одной из главных причин, обусловливающих трудности в преодолении названных противоречий, выступает, на наш взгляд, недостаточная разработанность методологических основ проектирования и моделирования СПК, учитывающих не только ее место в сфере ДПО, но также ее деятельность в ЕС ОрВД и свои внутренние механизмы развития.

Целью диссертационной работы является моделирование системы повышения квалификации специалистов и руководителей в контексте новой парадигмы развития ЕС ОрВД РФ.

Для достижения поставленной цели в работе выполнены исследования в следующих направлениях:

1) Анализ деятельности и моделирование обучения специалистов и руководителей в ЕС ОрВД для работы в конкретных условиях.

2) Определение места и роли СГЖ в ЕС ОрВД, математическое моделирование учебного процесса ПК.

3) Создание моделей разработки и планирования учебного курса ПК.

4) Разработка модели принятия персоналом ОрВД многокритериальных решений в области аэронавигационного ОВД.

5) Оценка эффективности применения обучающей компьютерной системы (ОКС) ОрВД и диспетчерского тренажера.

6) Анализ деятельности, методы и критерии оценки обученности руководителя ЕС ОрВД.

7) Разработка математической модели тренажера для обучения руководителей процедурам принятия решений в виртуальной ЕС ОрВД.

Научная проблема исследования заключается в разработке математических моделей, обеспечивающих комплексное обоснование научно-методических требований к содержанию учебного процесса ПК, использованию ОКС ОрВД и диспетчерских тренажеров (ДТ) в СПК специалистов и руководителей ЕС ОрВД.

Гипотеза исследования заключается в том, что теоретическое обоснование и реализация разработанных научно-методических требований к организации, программам, техническим средствам и технологиям ПК специалистов и руководителей ОрВД позволит обеспечить более надежную деятельность ЕС ОрВД за счет более высокой квалификации этой категории авиационного персонала.

Методы исследования. В работе была использована методология исследования процессов принятия решения, методы нечетких множеств, технической и биологической кибернетики, теория графов.

Решения задач базируются на экспериментальных данных и известных теоретических разработках в области управленческой деятельности в сложных динамических системах и математическом моделировании. Для получения гарантированных по совокупности выборки результатов применены теория планирования оптимальных экспериментов и методы решения задач с нечеткими критериями.

Достоверность и обоснованность полученных результатов подтверждается достаточной сходимостью полученных теоретических результатов с результатами апробации разработанных математических моделей учебно-методических систем при многократном проведении курсов повышения квалификации персонала ЕС ОрВД в СПб ГУ ГА, а также с результатами исследований других авторов.

Для представительности выборки в каждой из различных серий экспериментов группы испытуемых составляли от двадцати до сорока человек. Для проведения оценок привлекались 8 экспертов равной квалификации, в том числе и зарубежных, из области ОрВД и профессионального обучения.

Репрезентативность результатов обеспечивалась проведением экспериментов в различных образовательных учреждениях и в разных странах: СПБ ГУ ГА (Россия), Рижское летно-техническое училище гражданской авиации, Учебный Центр ANS (Латвия), Национальная Академия Украины (г. Кировоград), а также в ряде филиалов ФГУП «Госкорпорация по ОрВД».

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Выполнен анализ исследований отечественных и зарубежных ученых в области деятельности персонала в ЕС ОрВД, а также путей повышения качества их дополнительного профессионального образования.

2. На базе существующих исследований влияния человеческого фактора (ЧФ) на работу экипажа воздушного судна предложены новые подходы к исследованиям влияния ЧФ на эффективность системы ОрВД.

3. Предложена модель оценки работоспособности специалиста ОрВД с учетом процесса его адаптации к будущей профессиональной деятельности в форме его обучения в определенных условиях. Сформулировано понятие ресурса работоспособности специалиста ОрВД, представленного двумя составляющими: выработанным в процессе функционирования ресурсом и восполненным в процессе обучения ресурсом.

4. Определены место и роль повышения квалификации в ЕС ОрВД. Предложены концепция сферы повышения квалификации и подход, при котором система повышения квалификации принимает на себя всю полноту ответственности за проектирование, исследование и развитие ЕС ОрВД.

5. Предложены математические модели разработки и планирования учебного курса повышения квалификации, а также управления учебным процессом повышения квалификации персонала ЕС ОрВД при его дестабилизации.

6. Разработана модель повышения квалификации персонала ОрВД, в основу которой положена модель полного усвоения учебного материала (МПУ) предполагающая, что способности обучаемого коррелируются с темпом его обучения.

7. Определены требования к математическому аппарату формирования учебных планов, включающие возможность описания на вербальном уровне моделей учебных программ, а также различных этапов и задач учебного процесса ПК.

8. Разработана модель принятия специалистом ОрВД многокритериальных решений в области обслуживания воздушного движения. Зга модель апробирована экспериментально на диспетчерском тренажере и на обучающей компьютерной системе. Получен вывод, что наибольший эффект обучение с помощью ОКС ОрВД дает тогда, когда обучаемый вовлекается в активную когнитивную деятельность по осмыслению и закреплению учебного материала, применению знаний в типовых и нетиповых ситуациях например, ОКС ОрВД по учебному курсу Reduce Vertical Separation Minimum).

9. Результаты апробации моделей, полученных автором в области содержания и сочетания теоретического и практического обучения, позволяют сделать вывод, что для наиболее эффективного формирования навыков оперативной деятельности целесообразно комплексное использование тренажеров и обучающих компьютерных систем, а это дает возможность внести существенные позитивные изменения в учебные курсы подготовки специалистов и руководителей ОрВД.

10. Представлены теоретические положения по исследованию деятельности руководителя по принятию решений в задачах и ситуациях ОрВД на вербальном уровне. Проведен анализ трех основных языков моделирования задачи lip^хл.i^l.la']. /! iv^j.л.ojjiibwi^no* Оx’XiictjJИЬ±i'у. Q^LuUl^iU ±1 j) y i’iii.j-^ili'x Bb>It3GjJci r> слабо структурированных ситуациях, основанных на моделировании знаний экспертов.

11. Впервые деятельность руководителя в ЕС ОрВД представлена как последовательное решение слабоструктурированных задач, реализация которых базируется на аппарате функции полезности, нечеткой логики и методе парных сравнений Луи Терстоуна.

12. Разработаны информационные и математические модели обучения руководителей ОрВД процедурам принятия решения в среде виртуальной системы ОрВД на базе модельного тренажера и оценки обученности этих руководителей на основе аппарата предельной полезности, которые позволяют организовать процесс формирования у руководителя ЕС ОрВД навыков и умений принятия решений в рамках повышения квалификации.

Показать весь текст

Список литературы

  1. .С., Маслов А. Я., Немудрук JI.H. Эксплуатация автоматизированных систем управления. СПб., 1984. — 484 с.
  2. Т.Г., Володин С. В., Куранов В. П., Мокшанов В. И. Управление воздушным движением. М.: Транспорт, 1988. — 229 с.
  3. С.В. Сопровождение процесса обучения на основе нечеткого моделирования.// Дистанционное образование, М., 2000, -№ 5, -С. 27−32.
  4. Р. Человеческая память и процесс обучения. М.: Прогресс, 1980. -528 с.
  5. Р., Бауэр Г., Кротерс 3. Введение в математическую теорию обучения: Пер. с англ. М.: Мир, 1969. — 486 с.
  6. А.А. Разработка и принятие управленческих решений: формальные модели и методы выбора. М.:МГГУ, 1995.
  7. А.А., Новикова И. К., Гумилевский А. С. Процедура сертификации инвестиционных горнопромышленных проектов. Горный информационно-аналитический бюллетень. М.:МГГУ, 1998.№ 2
  8. С.И., Мальцев М. Г., Смагин В. А., Филимонихин Г. В. Надёжность функционирования программного обеспечения. СПб. Б 1991.
  9. И.А., Рабинович П. Д. Анализ моделей семантических сетей каклд-Я'т'о.л/гат^иргмтг^ птупярсгтя ГГОвТОТаРттртлдд ЗНЯ. НИЙ об УЧебнОМ М^ТбрИЭ-Г7-® Ч
  10. Справочник. Инженерный журнал, № 7, 2002. М.: Машиностроение 2002, стр. 55−60
  11. И.А., Рабинович П. Д. Модель семантической сети для представления учебного материала в компьютерных обучающих средствах// Справочник. Инженерный журнал, № 8,2002. М.: Машиностроение 2002, стр. 61−64
  12. Н.В., Выродов А. П., Шубин И. Ю. Инструментальная система подго-товкиучебно-методических материалов для дистанционного образования// Образованней виртуальность 2000. Сб. науч. тр. — Харьков-Севастополь: УАДО, 2000 -С.209−214.
  13. В.П. Основы теории педагогических систем. Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1977. с.40−86, 304.
  14. А. Компьютеры в обучении: чему учит история // Информатика и образование. 1990, № 5. c. HQ-118.
  15. Е. В., Христиановский В. В. Идентификация производственных ситуаций по степени дестабилизации системы.// Вюник Донецького ушверситету. Cepia В. Экономика i право. № 3, 1999.
  16. Буш Р., Мостеллер Ф. Стохастические модели обучаемости. Г.: Физматгиз, 1962.-484 с.
  17. JI.X. Кластерный анализ: основные идеи и методы. М.:МГГУ, 2000.-С.62.
  18. .В., Беляев Ю. К., Соловьев А. Д. Математические методы в.теории надежности. М: Наука, 1965.
  19. В.К. Прогнозирование надежности.// Сборник трудов СИП РИА № 6. ф -1998. С 30−36.
  20. Ю.П., Крыжановский Г. А., Солодухин В. А. и др. Автоматизация процессов УВД. М.: Транспорт, 1981. — 293 с.
  21. Г. В. Процессы технического обслуживания автоматизированных систем. М.: Энергия, 1973. — 272 с.
  22. Г. В. Надежность автоматизированных систем. М.: Энергия, 1977.4
  23. И.Ш., Магид С. И., Мищеряков С. В., Сысоева JI. В., Архипова Е. Н. Обеспечение комплексной адекватности тренажеров для электроэнергетики основа безаварийной работы оперативного персонала. — М.: «Апарт», 2003 г.
  24. ЖИТКОВ xi.A., Корнейчук A.A. i еХНОЛОГИЯ ЭКОНОМИЧсСКИХ c>KCiicp&-ivieii'iиЬ rid моделях.//Экономика и математические методы, том 33, (1987), вып. 3.
  25. В.А. и др. Комплексное социально-экономическое планирование: вопросы методологии .//Экономика и математические методы, том 19, (1983), вып. 3.
  26. JI.A. Понятие лингвистической переменной и его применение к принятию приближенных решений. М. Мир, 1976.
  27. Исторические типы рациональности Т.1. /Под ред. В. А. Лекторского. М.: Наука, 1995.
  28. В.И., Сычеников И. А. Основы оптимизации процесса обучения в высшей школе. Москва, 1987
  29. Г. А., Туктарова Л. Р., Камалова Л. З. Разработка информационно-ф управляющей системы учебного заведения. Астрахань: Изд-во АГТУ, 1998
  30. В.А. Полумарковские модели процесса технического обслуживания. М.: Знание, 1987. — 91 с.
  31. Цр 31. Кини P. JL, Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения. М.: Радио и связь, 1981ж 32. Клайн М. Математика. Утрата определенности. М.: Мир, 1984. т
  32. В.П. Климанов «Разработка математических моделей и анализ эффективности вычислительных систем», Москва, МЭИ, 1992 г.
  33. И.В., Карасева М. В., Суздалева Е. А. Системные аспекты организации и применения мультилингвистической адаптивно обучающей технологии, Educational Technology & Society 5(2) 2002, pp. 198−212
  34. И.В., Ступина А. А., Суздалева Е. А. Информационно-алгоритмическое обеспечение мультилингвистической обучающей технологии. Материалы 4-й региональной НМК «Современное образование: массовость и качество». Томск: ТГУСУР. 2001. С. 98−99
  35. Г. В. Крыжановский Г. А., Сухих.Н.Н., Хорошовцев Ю. Е. Совершенствование профессиональной подготовки летного и диспетчерского состава. М.: Транспорт, 1996.
  36. Г. В., Крыжановский Г. А., Терещенко М. М. Моделирование в профессиональной подготовке летного состава гражданской авиации // Итоги науки и техники. Сер. Воздушный транспорт. № 25. М.: ВИНИТИ, 1992. -136 с.
  37. О. И. Емельянов С.В., Многокритериальные методы принятия решений. -М.: Знание, 1985
  38. Л.В., Перевозчикова О. Л., Ющенко Е.Л Диалоговые системы и ттг) е?ТСТЗВЛ'?т-ТТ-ге ЧНЭНТТЙ •, ДИ Угфачнт-Т Мтзуг КйббрН (c)ТИКИ,←''^*ИОВ* ТТ. Зт", г TTVMKT*.1992,448с.
  39. Ф 41. Костюкова Н. И., Попков В. К. Математические модели, дидактические и эргономические аспекты разработки автоматизированных обучающих комплексов. //Дистанционное образование,-М., 1999, -№ 6, -С. 18−21.
  40. Г. С. Системно-структурный подход к организации учебного материала и его влияние на активизацию мыслительной деятельности студентов. Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Ташкент, 1981
  41. Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств. М. Радио и связь, 1982.
  42. Концепция модернизации Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, утвержденная постановлением Правительства РФ от 20.04.2000 года N144
  43. Г. А. Теоретические основы УВД-Л.: ОЛАГА, 1976.-315 с.
  44. Г. А. Введение в прикладную теорию управления воздушным движением:Учеб.для вузов ГА / Изд.9-е, стереотип. М.: Машиностр., 1984Щ47i48'49.
Заполнить форму текущей работой