Самоактуализация личности в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью
![Диссертация: Самоактуализация личности в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью](https://gugn.ru/work/5411899/cover.png)
Актуальность исследования. В современном обществе декларируются равные возможности, как для мужчин, так и для женщин при выборе той или иной профессиональной деятельности. Содержание тендерных ролей неизбежно начинает подвергаться трансформации: женщины активно занимаются своей карьерой, реализуют себя не только в семье, но и в профессиональной деятельности. Женщины стремятся к самоактуализации… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей самоактуализации личности в различных видах профессиональной деятельности
- 1. 1. Теоретические подходы к исследованию самоактуализации личности в профессиональной деятельности
- 1. 2. Современные взгляды на фемининность-маскулинность в структуре личности
- 1. 3. Социально-психологический анализ процесса феминизации и маскулинизации различных видов профессиональной деятельности
- Выводы по первой главе
- Глава 2. Эмпирическое исследование самоактуализации личности в «фемининных» и «маскулинных» видах профессиональной деятельности
- 2. 1. Организация, задачи и методы исследования. Обсуждение результатов констатирующего эксперимента
- 2. 2. Программа, организация формирующего эксперимента
- Статистический анализ результатов формирующего эксперимента
- Выводы по второй главе
Самоактуализация личности в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность исследования. В современном обществе декларируются равные возможности, как для мужчин, так и для женщин при выборе той или иной профессиональной деятельности. Содержание тендерных ролей неизбежно начинает подвергаться трансформации: женщины активно занимаются своей карьерой, реализуют себя не только в семье, но и в профессиональной деятельности. Женщины стремятся к самоактуализации не только в традиционной тендерной роли, но также и в роли профессионала. Трансформация традиционных тендерных стереотипов является одной из причин изменения соотношения мужчин и женщин в определенных видах профессиональной деятельности, в то время как в других видах профессиональной деятельности сохраняется традиционное преобладание мужчин или женщин.
Также многие современные исследователи (И.С. Кон, Е.П. .Ильин, Н. П. Фетискин и др.) считают, что в настоящее время происходит изменение традиционных стереотипов и эталонов мужественности и женственности. В некоторых видах профессий наблюдается рост количества мужчин с феминизированными чертами личности (Т.Э. Зингер). В последнее время можно также заметить, что женщины стали более маскулинизированны в борьбе за свои права и равные возможности. Это во многом связано с тем, что для самоактуализации в профессиональной деятельности женщинам приходится доказывать свою конкурентоспособность на рынке труда, бороться с такими явлениями, как «стеклянный потолок» и тендерная профессиональная сегрегация.
Вследствие этих преобразований становится актуальным тендерный подход к изучению феномена самоактуализации личности в профессиональной деятельности (И.С. Клецина, Л. Н. Ожигова, Л. В. Осипова, Р. Г. Гаджиева, З. Ш. Мухтарова и др.). В частности, перспективным является вопрос изучения влияния социально-психологических особенностей личности на тендерную сегрегацию профессиональной деятельности, на возможность самореализации личности в той или иной профессии.
Состояние и степень разработанности проблемы.
Проблемы личности и ее развития с позиции деятельностного подхода изучаются С. Л. Рубинштейном, А. Н. Леонтьевым, П. П. Блонским, Б. М. Тепловым, Б. Г. Ананьевым, К.А. Абульханова-Славской, Г. В. Суходольским, К. К. Платоновым, B.C. Мерлиным, Б. Ф. Ломовым, Е. А. Климовым и др.
Одним из аспектов изучения личности является теория самоактуализации разработанная К. Гольдштейном и А. Маслоу в рамках гуманистического направления и нашедшая свое развитие в работах К. Роджерса, Э. Шострома, Р. Ассаджиоли, В. Франкла, К. Хорни, Ф. Перлза и др. В отечественных исследованиях феномен самоактуализации изучается в акмеологическом аспекте A.A. Бодалевым, A.A. Деркачом, Н. В. Кузьминой и др.- в философско-методологическом и культурологическом аспектах в работах Л. И. Антроповой, Л. Г. Брылевой, И. А. Витина, Н. Л. Кулик, К. Ч. Мухаметджанова и др.- в психологии и педагогике в трудах Е. В. Андриенко, А. Г. Асмолова, М. Г. Гарунова, Е. И. Исаева, П. И. Пидкасистого, В. И. Слободчикова, Л. М. Фридмана, Г. А. Цукерман и др.
Самоактуализация рассматривается как социально-психологический аспект личностного роста и саморазвития у Л. А. Коростылевой. Е. Е. Вахромов рассматривает психологические особенности самоактуализации как жизненного пути. И. А. Акиндинова выделяет экстравертированный и интровертированный стили самоактуализации. Б. С. Братусь, Л.И. АнцыфероваБ.Д. Карвасарский и. др. используют гуманистические положения теории самоактуализации при описании свойств здоровой личности и т. д.
Одним из малоизученных и перспективных направлений исследований самоактуализации личности является тендерный подход, активно развиваемый в работах Р. Г. Гаджиевой, И. С. Клециной, З. Ш. Мухтаровой,.
JI.H. Ожиговой, J1.B. Осиповой, JI.B. Поповой и др. Методология и методика тендерного подхода анализируется в работах O.A. Ворониной, Е. А. Здравомысловой, A.A. Темкиной, Г. Г. Силласте и др. Современный тендерный подход в отечественной психологии к исследованию психологических проблем пола осуществляется также в работах И. С. Кона, Т. В. Бендас, И. В. Грошева, Е. П. Ильина, E.H. Махмутовой и т. д.
Изучаются поло-ролевые стереотипы (B.C. Агеев), тендерные установки (В.Е. Каган), такие тендерные характеристики личности как фемининность-маскулинность (Д. Бест, С. Бем, Дж. Уильяме, И. С. Клецина, В. Г. Горчакова, A.C. Кочарян и др.), половые различия в профессиональной направленности личности (Б.Г. Ананьев, JI.A. Головей, C.B. Ковалев, В. К. Кузьменков, Б. Розен, И. В. Тельнюк, С. Сингер и Б. Штефлер и др.), а также влияние соотношения фемининности-маскулинности на склонность к определенным видам профессиональной деятельности (К. Майлз, Л. Терман, М. Гиббс, Е. П. Ильин и др.). О. М. Здравомыслова, З. А. Хоткина анализируют влияние тендерных стереотипов на рынок труда через явление профессиональной сегрегации и дискриминации в сфере занятости по признаку пола.
Анализ научной литературы показывает, что, несмотря на интерес исследователей к самоактуализации и развитие тендерных исследований, до сих пор не преодолены противоречия между: повышением значимости проблемы профессиональной самоактуализации личности и степенью изученности данной проблемы с позиции тендерного подхода;
— возрастанием интереса к фемининным-маскулинным качествам личности в исследованиях и недостаточным вниманием к этим качествам личности при рассмотрении самоактуализации в профессиональной деятельностивозрастанием интереса к проблеме тендерной сегрегации профессиональной деятельности в экономических, социологических, антропологических аспектах и малой представленностью социально-. психологических исследований данной проблемы.
В связи с данными противоречиями существует проблема создания условий для успешной самоактуализации личности в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью. В настоящее время на практике не всегда учитываются социально-психологические особенности личности профессионала, вследствие чего затрудняется процесс адаптации личности к условиям профессиональной деятельности, формирование профессиональной идентичности и самоактуализации личности в профессиональной деятельности.
Все это обусловливает актуальность данного диссертационного исследования.
Объект исследования: Самоактуализация личности как социально-психологический феномен.
Предмет исследования: Самоактуализация личности в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что самоактуализация мужчин и женщин в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью связана как с фемининными-маскулинными качествами специалиста, так и с особенностями профессиональной деятельности.
Цель работы — изучение взаимосвязи тендерных особенностей личности с самоактуализацией у мужчин и женщин в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть самоактуализацию личности в профессиональной деятельности как проблему социальной психологии;
2. Проанализировать фемининность-маскулинность как социально-психологическое образование в структуре личности;
3. Выявить социально-психологические факторы выделения «фемининных» и «маскулинных» видов профессиональной деятельности;
4. Провести сравнительный анализ тендерных особенностей самоактуализации личности в «фемининных» и «маскулинных» видах профессиональной деятельности;
5. Исследовать взаимосвязи фемининных-маскулинных качеств личности с самоактуализацией в профессиональной деятельности и их зависимость от интеграции тендерных и профессиональных представлений личности о себе.
Методологическую основу диссертационного исследования составили:
— фундаментальные принципы психологии личности и ее развития (А.Г. Асмолов, Б. Г. Ананьев, и др.), деятельностного подхода к изучению личности в единстве сознания и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.B. Петровский, C.JI. Рубинштейн и др.);
— фундаментальные принципы психологии труда (K.M. Гуревич, Е. А. Климов, К. К. Платонов, В. Д. Шадриков и др.);
— принципы и идеи социального конструктивизма (К. Герген, Т. Парсонс, И. Гоффман, К. Джерджен и др.), социально-конструктивистская ориентация исследований проблемы пола (Г. Гарфинкель, Р. Ангер, Б. Лотт, Дж. Маречек и др.);
— классические психологические концепции взаимоотношений мужчин и женщин (А. Адлер, 3. Фрейд, К. Хорни, К. Юнг и др.) и принципы психологии половых различий (К. Гиллиган, Е. Маккоби и др.).
Теоретической основой исследования явились:
— теория самоактуализации личности А. Маслоу, развиваемая во взглядах К. Роджерса, Э. Шострома, К. Хорни, А. Адлера, К. Юнга и др., а также развиваемая российскими исследователями A.A. Деркачом, Д. А. Леонтьевым, Л. А. Коростылевой, И. А. Витиным и др.;
— теории социального конструирования тендера К. Уэста, Дж. Спенса, O.A. Ворониной, Е. А. Здравомысловой, Д. Зиммермана, A.A. Темкиной, И. С. Клециной, Т. В. Бендас, И. В. Грошева, И. С. Кона и др.;
— теории фемининности-маскулинности как психологического и социокультурного феномена С. Бем, И. С. Кон, Б. Е. Алексеев, Р. Коннел и др.
Методы исследования: теоретический анализ литературных источниковметодики: «Маскулинность — фемининность» С. БемШкала «маскулинность — фемининность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI) — Диагностики самоактуализации личности (A.B. Лазукин в адаптации Н.Ф. Калина) — «Самоактуализационный тест» (CAT) — авторская модификация методики «Диагностика тендерной идентичности» (С. Бем, в адаптации В. А. Лабунской и М.В. Бураковой) — «Диагностика гендерно-ролевой идентичности» (на основе проективного теста «Кто Я?»). Для статистической обработки и анализа использовалась программа STATISTICA 6.0. Применялись следующие статистические методы: корреляционный анализ Пирсона, Спирмена, факторный анализ, сравнительный анализ с помощью ¿—критерия Стьюдента, Манна-Уитни и критерия Вилкоксона.
Научная новизна исследования. Выявлены особенности процесса самоактуализации у мужчин и женщин, а именно: у женщин процесс самоактуализации связан с сензитивностью, проявлением креативности, творческим отношением к миру, принятием ценностей самоактуализирующейся личности, стремлением к гармоничному бытию и спонтанности, уверенностью в себе и доверием к мируу мужчин — с принятием агрессии и свободным выражением своих эмоций как положительных, так и отрицательных, а также с умением быстро устанавливать контакты и выстраивать доверительные отношения с окружающими.
Найдена взаимосвязь между фемининностью-маскулинностью и следующими компонентами самоактуализации личности: автономность, способность находиться во времени «здесь и сейчас», гибкость в поведении, сензитивность, способность принимать свое раздражение, гнев, агрессивность как естественное выражение эмоциональных состояний, контактность, самоуважение, целостность восприятия мира, а также творческое отношение к миру.
Обнаружены различия в проявлении самоактуализации у представителей «фемининных» и «маскулинных» видов профессиональной деятельности. В «маскулинной» профессиональной деятельности больше проявляется синергичность, ориентация во времени, гибкость поведения и контактность, в «фемининной» профессиональной деятельности — сензитивность, креативность, принятие ценностей самоактуализирующейся личности, а также спонтанность. Установленные различия позволили определить основные направления психокоррекционной и консультативной работы по улучшению процесса адаптации личности к условиям профессиональной деятельности, самоактуализации личности в профессии.
Выделены факторы, способствующие самоактуализации личности в «фемининной» профессиональной деятельности, «маскулинной» и «андрогинной». У представителей «маскулинной» и «андрогинной» профессиональной деятельности самоактуализации в профессиональной деятельности способствуют сходные факторы «поддержка» и «целостное восприятие мира», для представителей «фемининной» профессиональной деятельности значимыми факторами являются «свобода» и «фемининность-маскулинность».
Теоретическая значимость работы. Расширены представления о понятии самоактуализации личности как социально-психологическом феномене, установлена связь процесса самоактуализации личности в профессиональной деятельности с проявлением маскулинных качеств.
Доказана взаимосвязь фемининных-маскулинных качеств личности с самоактуализацией в различных видах профессиональной деятельности. Взаимосвязь фемининных-маскулинных качеств личности с самоактуализацией в профессиональной деятельности различна и зависит от интеграции тендерных и профессиональных представлений «Образа Я». Больше всего фемининные-маскулинные качества личности взаимосвязаны с уровнем самоактуализации в «фемининной» и «маскулинной» профессиональной деятельности и незначительно в «андрогинной».
Систематизированы социально-психологические факторы маскулинизации и феминизации профессиональной деятельности: 1) восприятие профессиональной деятельности как продолжения традиционной тендерной роли- 2) соответствие содержания и условий труда фемининным-маскулинным особенностям мужчин и женщин.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью применения полученных результатов для повышения эффективности профориентации, профотбора и управления персоналом организации. Также полученные результаты могут быть использованы в консультативной и психотерапевтической практике для оказания психологической помощи по проблемам, связанным с трудностями самоактуализации в профессиональной деятельности.
Разработана и апробирована программа психологического тренинга, направленная на интеграцию тендерных и профессиональных представлений о себе, гармонизацию «Образа Я», которая может быть использована для улучшения процесса адаптации личности к условиям профессиональной деятельности, формирования профессиональной идентичности и самоактуализации личности в профессиональной деятельности.
Материалы диссертации также могут быть использованы при чтении курсов «Социальная психология», «Гендерная психология», «Психология профессиональной деятельности» для студентов высших учебных заведений и аспирантов.
Положения, выносимые на защиту:
1. Самоактуализация личности в профессиональной деятельности является процессом раскрытия потенциальных возможностей, связанным с осознанием и принятием своего «Образа — Я», проявлением маскулинных качеств личности, которые способствуют стремлению к достижению цели, преодолению препятствий и решению профессиональных задач.
2. Фемининность и маскулинность являются взаимодополняющими социально-психологическими компонентами личности, зависящими от исторических и этнокультурных условий, формирующимися в процессе социализации и выполняющими важные регулятивные функции в социальном поведении индивида.
3. Социально-психологическими факторами маскулинизации и феминизации профессиональной деятельности являются: 1) восприятие профессиональной деятельности как продолжения традиционной тендерной роли- 2) соответствие содержания и условий труда фемининным-маскулинным особенностям мужчин и женщин.
4. Проявление самоактуализации в «фемининной» и «маскулинной» профессиональной деятельности имеет свои особенности: у представителей «маскулинной» профессиональной деятельности больше проявляется синергичность, ориентация во времени, гибкость поведения, контактностьу представителей «фемининной» профессиональной деятельностисензитивность, креативность, принятие ценностей самоактуализирующейся личности и спонтанность.
5. Взаимосвязь фемининных-маскулинных качеств личности с самоактуализацией в «фемининных», «маскулинных» и «андрогинных» видах профессиональной деятельности различна и зависит от интеграции тендерных и профессиональных представлений личности о себе.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа с 2006 по 2009 гг.
На первом этапе (2006 — 2009) осуществлялся теоретический анализ научно-психологической литературы, по теме исследования. Разработка содержания, выбор методологии и методов исследования для проверки гипотез исследования. В соответствии с задачами эмпирического исследования был подобран пакет методов и методик.
На втором этапе (2007 — 2008) осуществлялся выбор групп испытуемых, формирование выборки и проведение констатирующего экспериментаобработка статистических данных и анализ полученных результатов.
На третьем этапе (2008 — 2009) был осуществлен формирующий эксперимент, анализ, обобщение, систематизация, статистическая обработка результатов опытно-экспериментальной работы, подведение итогов диссертационного исследования, формулирование выводов и положений выносимых на защиту, оформление диссертации.
Общий объем выборки составил 274 человека, из них 146 женщин и 128 мужчин в возрасте от 19 до 60 лет. В исследовании принимали участие работники Нефтекамского завода нефтепромыслового оборудования, службы МЧС, женской консультации, Уфимской лингвистической академии, Центра изучения иностранных языков, Башкирского государственного университета и работающие студенты Башкирской академии госслужбы и управления при Президенте РБ.
Надежность и достоверность результатов исследования обеспечивалась исходными теоретическими концепциями, реализацией принципов и положений современной психологической науки, применением надежных и валидных методов, соответствующих предмету, задачам и гипотезе исследованияэмпирической проверкой основных положенийрепрезентативностью выборки испытуемых, тщательным и корректно проведенным качественным анализом и статистической обработкой данных.
Апробация результатов исследования. Материалы исследования докладывались и обсуждались на научно-методических семинарах аспирантов и заседаниях кафедры социологии и психологии и кафедры менеджмента БАГСУ при Президенте РБна IV национальной научно-практической конференции «Психология образования: подготовка кадров и психологическое просвещение» (г. Москва) — на всероссийской научно-практической конференции «Психологическое сопровождение образовательного процесса: состояние, проблемы, перспективы» (г. Уфа) — на всероссийской научно-практической конференции «Психологические и социологические исследования проблем современного управления» (г. Уфа) — II Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука: Реальность и будущее» (г. Невинномысск) — на Международной научно-практической конференции «Деятельностная парадигма как условие развития личности в образовательном процессе» (г. Уфа).
Структура и объем работы. Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Работа иллюстрирована таблицами и рисунками.
Результаты исследования также могут быть включены в учебные планы при подготовке специалистов в области психологии, социальной работы, управления персоналом и др.
Вместе с тем следует отметить, что проведенное исследование раскрывает лишь часть вопросов о социально-психологических особенностях самоактуализации личности в профессиональной деятельности, но его результаты намечают перспективу и являются основой для разработки дальнейшей программы исследований.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Самоактуализация личности является сложным и комплексным понятием, рассматриваемым многими авторами как высшая потребность, основная движущая сила, направляющая личность в направлении роста и развития, неотъемлемая часть жизнедеятельности человека. Самоактуализация личности заключается в развитии и реализации способностей, заложенных в виде потенциалов в структуре личности. Процесс самоактуализации проходит в непосредственном взаимодействии с окружающей средой, в значимой сфере жизни, посредством ведущей деятельности. Данный феномен невозможно в полной мере рассматривать в отрыве от социального контекста, без учета особенностей ведущей сферы жизнедеятельности человека, социально-психологических характеристик и свойств личности.
Одним из современных направлений в изучении особенностей самоактуализации личности является тендерный подход, позволяющий рассмотреть самоактуализацию с учетом социально-психологических характеристик личности мужчин и женщин. Самоактуализация у мужчин и женщин имеет ряд особенностей. Мужчины и женщины в процессе социализации усваивают тендерные роли, стереотипы и эталоны мужественности-женственности, предписываемые и транслируемые ' обществом. «Слепое» следование стереотипным представлениям относительно черт личности и способов поведения мужчин и женщин может быть барьером для самоактуализации личности и развития ее индивидуальности, а также ограничивать выбор профессиональной деятельности. Женщины сталкиваются с проблемой полоролевых предпочтений, что ограничивает сферу их самоактуализации рамками семьи, попытки реализации за рамками семьи у многих женщин могут приводить к ролевому конфликту. У мужчин тендерная и профессиональные роли выступают как тождественные, также ограничивая сферу их самоактуализации.
На основе проведенного теоретического анализа, мы пришли к выводу, что самоактуализация — это процесс, связанный не только с раскрытием своих потенциальных возможностей, но и с осознанием и принятием своего «Образа — Я».
Самоактуализация может проявляться во всех сферах жизни, наиболее полная ее реализация возможна в профессиональной деятельности, в которой личность может раскрыть весь свой потенциал. С позиций тендерного подхода предпочтение в выборе той или иной профессии может быть объяснено соотношением фемининности-маскулинности в структуре личности. Мужчины и женщины предпочитают профессии, где могут проявляться их фемининные и маскулинные особенности, где они смогут более полно реализоваться.
Проведенное нами эмпирическое исследование с целью изучения взаимосвязи тендерных особенностей личности с самоактуализацией у мужчин и женщин в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью, позволило установить, что есть тендерные различия в проявлении аспектов самоактуализации. Женщины самоактуализируются за счет большей чувствительности к себе, проявления творческого отношения к миру, принятия ценностей самоактуализирующейся личности, стремлению к гармоничному бытию и спонтанности, уверенности в себе и доверию к мирумужчины — за счет принятия агрессии, через принятие и свободное выражение своих эмоций, как положительных, так и отрицательных, а также умения быстро устанавливать контакты и выстраивать доверительные отношения с окружающими.
Фемининную" профессиональную деятельность предпочитают выбирать люди с преобладанием фемининных качеств, а «маскулинную» профессиональную деятельность — с преобладанием маскулинных качеств. Фемининные-маскулинные качества взаимосвязаны с самоактуализацией личности независимо от пола и профессиональной деятельности, однако данная взаимосвязь у представителей ФПД, МПД и АПД различна и зависит от интеграции тендерных и профессиональных представлений личности о себе. У представителей МПД и АПД самоактуализации в профессиональной деятельности способствуют сходные факторы «поддержка» и «целостное восприятие мира», для представителей ФПД значимыми факторами являются «свобода» и «фемининность-маскулинность».
Установлены различия в проявлении аспектов самоактуализации в «фемининной», «маскулинной» и «андрогинной» профессиональной деятельности. У представителей «маскулинной» професиональной деятельности больше проявляется синергичность, ориентации во времени, гибкость поведения и контактность. У представителей «фемининной» профессиональной деятельности — сензитивность, креативность, принятие ценностей самоактуализирующейся личности, а также спонтанность.
В результате анализа полученных данных нами была разработана и апробирована программа тренинга, направленного на интеграцию тендерных и профессиональных составляющих «Образа Я». Результаты диагностики до и после тренинга показали, что гармонизация тендерных и профессиональных представлений о себе способствует формированию более гармоничного соотношения фемининных и маскулинных качеств личности, т. е. более гармоничного «Образа Я" — развитию у респондентов самосознания, самопринятия, ориентации на внутреннюю поддержку и свои ресурсырост потребности в самоактуализации в профессиональной деятельностисосредоточенности и направленности на себя, рефлексии имеющихся профессиональных знаний, способностей, навыков.
Результаты проведенного исследования подтверждают нашу гипотезу о том, что самоактуализация мужчин и женщин в профессиях с преимущественно мужской и женской занятостью связана как с фемининными-маскулинными качествами специалиста, так и с особенностями профессиональной деятельности. Анализ результатов формирующего эксперимента позволяет сделать вывод, что гармонизация тендерных и профессиональных составляющих «Образа Я» способствует самоактуализации личности в профессиональной деятельности.
Полученные результаты могут быть использованы на предприятиях для улучшения процесса адаптации сотрудников к условиям новой профессиональной деятельности, формирования профессиональной идентичности и самоактуализации личности в профессиональной деятельности.
Подобранный комплекс методик и другие материалы диссертационного исследования могут быть использованы психологами образовательных учреждений, сотрудниками служб занятости, и служб управления персоналом организации при проведении профориентации и профотбора.
Список литературы
- Агеев B.C. Психологические и социальные функции полоролевых стереотипов // Вопросы психологии 1987. -№ 2. — С. 152 — 158.
- Агеев B.C. Межгрупповое взаимодействие. Социально-психологические проблемы. М., 1990.
- Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е. А. Цыпина — СПБ.: «Академический проект», 1997. — 256 с.
- Акиндинова И.А. Особенности самоактуализации личности в профессиях различного уровня социального престижа: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к. психол. н. / Акиндинова И.А.- Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена С.-Петербург, 2000.
- Алешина Ю.Е., Волович A.C. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 74 — 82.
- Алешина Ю.Е., Лекторская Е. В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. 1989. — № 5. — С. 81−88.
- Алексеев Б.Е. Структурный анализ поведения человека как представителя пола // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. 1999. — № 3. — С. 82 — 85.
- Алексеев Б.Е. Об акцентуациях маскулинности-феминности // Российский психиатрический журнал. 2002. — № 2 — С. 31 — 34.
- Алексеев Б.Е. Полоролевое поведение и его акцентуации. — СПб.: Речь, 2006. -144 с.
- Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. — 288 с.
- Андреева T.B. Самореализация личности представителей творческих профессий: половые различия // Психологические проблемы самореализации личности / Под ред. A.A. Реана, JI.A. Коростылевой. -СПб.: Изд-во СПбГУ. Вып.2. С. 203 — 216.
- Андриенко Е.В. Феномен профессиональной зрелости учителя: Педагогика. 2002. — № 6. — С. 66 — 70.
- Анцыферова Л.И. Психология самоактуализирующейся личности в работах Абрахама Маслоу // Вопросы психологии. 1973. — № 4. — С. 173−180.
- Арутюнян М.Ю. Распределение обязанностей в семье и отношения между супругами // Семья и социальная структура / Под ред. М. С. Мацковского и др. М., 1987.
- Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
- Барам Д.П. Учебные и профессиональные интересы восьмиклассников с различными особенностями познавательных процессов // Вопросы психологии. 1984. — № 2. — С. 60 — 66.
- Бердяев Н. Метафизика пола и любви // Русский эрос, или Философия любви в России / Сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991. — С. 232 -265.
- Берн Ш. Тендерная психология. Законы мужского и женского поведения СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. — 318 с.
- Бендас Т.В. Тендерная психология: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006.-431 с.
- Бендас Т.В. Тендерные исследования лидерства // Вопросы психологии. -2000.-№ 1. —С. 87−95.
- Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 301 с.
- Братусь Б.С. Нравственное сознание личности. — М.: Знание, 1985. — 64 с.
- Бреслав Г. М., Хасан Б. И. Половые различия и современное школьное образование // Вопросы психологии. 1990. — № 3. — 64 — 69.
- Брылева Л. Г. Самореализация личности. Рос. акад. образования, Ин-т образования взрослых. СПб.: ИОВ, 2002. — 187 с.
- Бодалев A.A. Вершина в развитии взрослого человека, характеристики и условия достижения. — М.: Наука, 1998. 168 с.
- Бухановский А.О., Андреев A.C. Структурно-динамическая иерархия пола человека. Ростов н/Д.: Изд-во ЛРНЦ «Феникс» 1993. — 152 с.
- Вакулова, И.Н. Возрастная динамика профессиональных интересов учащихся старших классов / И. Н. Вакулова, В. А. Проскуряков, A.C. Соловьев // Вопросы становления профессиональных планов учащихся. -Л., 1979.-С. 21−34.
- Вахромов Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. — М.: Международная педагогическая академия, 2001. 162с.
- Вахромов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения: Самоактуализация, акме и жизненный путь человека // Прикладная психология и психоанализ, 2001. № 4 — С. 18 — 23.
- Вахромов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения: Самоактуализация, акме и жизненный путь человека // Прикладная психология и психоанализ, 2002. № 1 — С. 5— 14.
- Вахромов Е.Е. Вершины жизни и пути их достижения: Самоактуализация, акме и жизненный путь человека // Прикладная психология и психоанализ, 2002. № 2 — С. 5— 18.
- Вахромов Е.Е. Проблема человека: самость и Я в психологии // Мир психологии, 2002. № 2 — С. 30 — 43.
- Вахромов Е.Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии // Потенциал личности: комплексный подход: Материалы Всероссийской Internet-конференции / Отв. ред. Е. А. Уваров. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина, 2002. — С. 129 — 133.
- Виноградова Т.В., Семенов В. В. Сравнительное исследование познавательных процессов у мужчин и женщин: роль биологических и социальных факторов // Вопросы психологии. 1993. — № 2 — С. 63 — 71.
- Введение в тендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под ред. И. А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001- СПб.: Але-тейя, 2001. 708 с.
- Введение в тендерные исследования: Учебное пособие для студентов ВУЗов / Костикова И. В. и др.- Под общей ред. И. В. Костиковой. 2-е изд., переаб. и доп. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 255 с.
- Вейнингер О. Пол и характер.- М.: Латард, 1997. 358 с.
- Воронина O.A. Социокультурные детерминанты развития тендерной теории в России и на Западе // Общественные науки и современность. -2000. № 4. — С.9 — 20.
- Гаджиева Р.Г. Динамика тендерных стереотипов и их влияние на профессиональную самореализацию личности : Автореф. дис. на соиск. учен. степ, к.психол.н. / Гаджиева Р. Г. — Москва, 2000. — 24 с.
- Гегель Г. В. Философия права: Пер. с нем. — М.: Мысль, 1990 526 с.
- Геодакян В.А. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. — М.: Наука, 1989. — С. 171 — 189.
- Геодакян В.А. Мужчина и женщина. Эволюционно-биологическое предназначение // Женщина в аспекте физической антропологии / Отв. Ред Г. А. Аксянова. М.: ИЭА РАН, 1994.
- Тендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И. С. Клециной. -СПб.: Питер, 2009. 496 с.
- Гибш Г., Форверг М. Введение в марксистскую социальную психологию. М.: Прогресс, 1972. — 296 с.
- Гилморд Д. Становление мужественности: Культурные концепты маскулинности / Пер. с англ. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. — 264 с.
- Гозман Л.Я., Кроз М. В., Ласинская М. В. Самоактуализационный тест. М.: Российское педагогическое агентство, 1995. 44 с.
- Гоффман И. Представление себя другим // Современная зарубежная социальная психология. М.: Издательство Московского университета, 1984.-С. 188−196.
- Гоффман И. Представление себя другим в повседневной жизни. М.: Канон-Пресс-Ц, 2000. 304 с.
- Гончарова Н.В. «Игры» для мальчиков (гендерные аспекты реализации карьерных притязаний) // Социологические исследования. 2003. № 1 (225).-С. 83−91.
- Грошев И.В. Полоролевые стереотипы в рекламе // Психологический журнал. 1998. Т. 19.- № 3.- С. 112 — 119.
- Грошев И.В. Психология половых различий: Монография / И.В. Грошев- М-во образования Рос. Федерации. Тамб. гос. ун-т им. Г. Р. Державина Тамбов: Изд-во ТГУ, 2001.-683 с.
- Грошев И.В. Психофизиологические различия мужчин и женщин. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. 464 с.
- Грецов А.Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2006. 224 с.
- Дейнеко О .С., Бояринцева Т. А., Близнюк Н. Э. Психологические портреты служащих налоговой инспекции и полиции // Ананьевские чтения 2000: Тезисы научно-практической конференции. — СПб., 1999. -С. 97−98.
- Деркач A.A., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионала. М.: Изд-во РАГС, 2000.
- Деркач A.A., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993.
- Диагностика самоактуализации личности (A.B. Лазукин, в адаптации Н.Ф. Калина) // Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2002. С.426−433.
- Дюркгейм Э. О разделении общественного труда //Западно-европейская социология XIX-начала XX веков. М., 1996. — С. 256 — 309.
- Женщины и мужчины России. 2008: Стат.сб./Росстат. М., 2008. — 281 с.
- Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? / Под ред. М. К. Горшкова, Н. Е. Тихоновой. М.: Российская политическая энциклопедия, 2002. — 168 с.
- Здравомыслова Е.А., Темкина A.A. Социология тендерных отношений и тендерный подход в социологии // Социологические исследования. -2000.-№ 11.-С. 15−24.
- Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. — 128 с.
- Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов ВУЗов — 4-е изд., перераб., допол. — М.: Академический проспект, Фонд «Мир», 2006. 336с.
- Зингер Т.Э. Влияние феминизированных черт личности мужчин на их профессиональную деятельность в системе госслужбы: Авторефер. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. Москва, 2002. — 26 с.
- Зидер Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII XX вв.). М., 1997. — С. 118.
- Зубкова Е.А. Особенности семейной и трудовой самореализации личности: Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук / Зубкова Е. А. Курск, 2006 — 21 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчин и женщин. СПб.: Питер, 2003. — 544 с.
- Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности. СПб.: Питер, 2008. — 432 с.
- Каган В.Е. Стереотипы мужественности женственности и «образ — Я» у подростков // Вопросы психологии. — 1989. — № 3. — С. 53 — 88.
- Каган В.Е. Воспитателю о сексологии. М.: Педагогика, 1991. — 256 с.
- Калабихина И.Е. Социальный пол и проблемы населения. М.: Менеджер, 1995. — 149 с.
- Карвасарский Б.Д. Медицинская психология. М.: Медицина, 1982. -272 с.
- Карделл Ф.Д. Тренинг мужественности: Друг товарищу брат. М.: • Независимая фирма «Класс», 2005. — 304с.
- Кант И. Ответ на вопрос: что такое Просвещение? // Сочинения в шести томах. Том 6. М.: Мысль, 1966. 743 с.
- КЗоТ. Ст. 160. Ч. 1. «Работы, на которых запрещается применение труда женщин».
- Киселева Т.Г. Социальный образ женщины в культурах мира // Общественные науки и современность 2003. — № 3. — С. 162−171.
- Клецина И.С. Самореализация и тендерные стереотипы // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 2. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998. — С. 188 — 202.
- Клецина И.С. Тендерные барьеры на пути личностной самореализации // Психологические проблемы самореализации личности. Под. ред. Л. А. Головей, Л. А. Коростылевой. Вып. 3. СПб., 1999. С. 154 — 168.
- Клецина И.С. Психология тендерных отношений: Автореферат дис. на соиск. учен. степ. док. психол.н. / Клецина И. С. — С.-Петербург, 2004.
- Ковалев C.B. Проблемы современной семьи. М., 1989.
- Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. — 367 с.
- Кон И. С. Введение в сексологию. М.: Медицина, 1989. — 331 с.
- Кочарян A.C. Личность и половая роль (симптомокоплекс маскулинности/фемининности в норме и патологии) / Отв. ред. член-кор. АПН Украины Л. Ф. Бурлачук. X.: Основа, 1996. — 127 с.
- Коростылева Л.А. Уровни самореализации личности // Психологические проблемы самореализации личности: Вып. 4 / Под ред. Е. Ф. Рыбалко, Л. А. Коростылевой. — СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2000. С. 21 — 46.
- Коростылева Л.А., Зайцева Ю. Е. О методологических вопросах развития и саморазвития в трудах Б.Г. Ананьева // Психологические проблемы самореализации личности. Вып. 4. СПб., 2000. — С. 10.
- Козина И.М. Профессиональная сегрегация: тендерные стереотипы на рынке труда. // Социологический журнал. 2002. — № 3. — С. 126 — 136.
- Крягжде С.П. Психология формирования профессиональных интересов. Вильнюс, 1981. -25 с.
- Кузьменков В.К. Возрастные и половые особенности трудового становления учащихся // Психологические проблемы трудовой подготовки учащихся. Психология и высшая школа. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. М., 1989. С. 17.
- Леонтьев Д.А. Развитие идеи самоактуализации в работах А. Маслоу // Воросы психологии. 1987. — № 3. — С. 150 — 158.
- Леонтьев Д.А. Психология с человеческим лицом / Под ред. Д. А. Леонтьев, В. Г. Щур. М., 1997. С. 170.
- Лидерство. Психологические проблемы в бизнесе / В. А. Хащенко и др. Дубна: Изд. центр «Феникс», 1997 — 176 с.
- Лисовская Е.Б. Самоактуализирующаяся личность // Научно-техническая революция и социальная психология. Материалы межгородской конференции. М.: Наука, 1981. С. 76 — 84.
- Лыткина Т.С. Домашний труд и тендерное разделение власти в семье // Социологические исследования — 2004. № 9 (245). — С. 85−90.
- Маркс К., Энгельс Ф.- Избранные произведения.В 3-х т. Т.З. — М.: Политиздат, 1986. 639 с.
- Малкина-Пых И. Г. Тендерная терапия. М.: Эксмо, 2006. — 928 с.
- Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.
- Маслоу А. Мотивация и личность. СПб: Питер, 2003 — 352 с.
- Маслоу А. Психология бытия. М.: «Рефл-бук» К.: «Ваклер», 1997.
- Маслоу А. Дальние пределы человеческой психики. М. 1997. С. 173.
- Макаров В.В., Василенко И. В. Философия и социология пола. Монография / Волгоград, гос. техн. ун-т, Волгоград, 2002. 188 с.
- Юб.Мухтарова З. Ш. Маскулинность фемининность личности как фактор развития самореализации в процессе подготовки будущих психологов: Авторефер. дис.. канд. психол. наук. / Мухтарова 3. Ш. — Астрахань, 2007.-18 с.
- Осипова JL В. Роль профессиональной деятельности в самоактуализации современной женщины: Дис. на соиск. учен. степ. к. психол.н. / Осипова Л. В. С.-Петербург, 2004.
- ПО.Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. — СПб: Питер, 2001.-528 с.
- Педагогика. Учебное пособие для студ. педвузов. Под ред. П. И. Пидкасистого М., 1998.
- Петренко В.Ф., Митина О. В. Россиянки и американки: стереотипы поведения (психосемантический анализ) // Социологические исследования 2001. -№ 8. — С. 70 — 81.
- Попова Л.В. Проблемы самореализации одаренных женщин // Вопросы психологии. 1996.-№ 2.-С. 31−41.
- Попова Л.В. Тендерные аспекты самореализации личности. Учебное пособие к спецсеминару. М.: Изд-во «Прометей», 1996. — 42 с.
- Платон. Пир // Сочинение в трех томах Том 2 М.: Мысль, 1993. 528 с.
- Платон. Государство // Сочинение в трех томах. Том 3. М.: Мысль, 1994. 656с.
- Психология личности. Т. 1. Хрестоматия. Самара: Издат-й Дом «Бахрах», 1999 — 544 с.
- Психология словарь / под ред. A.B. Петровского и М. Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. 431 с.
- Раковская O.A. Особенности становления профессиональной карьеры женщин // Тендерные аспекты социальной трансформации. М., 1996. С. 37−41.
- Реан A.A. Психология адаптации личности. Анализ. Теория. Практика / A.A. Реан, А. Р. Кудашев, A.A. Баранов. СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.-479 с.
- Реан A.A. Психология изучения личности. СПб., 1999. С. 165.
- Розов. Е.И. Настольная книга практического психолога. М.: Владос, 1998. С. 234.
- Роджерс K.P. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М.: Прогресс, 1998.-478 с.
- Румянцева Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре СПб., 2006. С. 82−103.
- Руссо Ж.-Ж. Сочинения / Пер. с фр. Н. И. Кареева и др.- Сост. и ред. Т. Г. Тетенькина. — Калининград: Янтар. Сказ, 2001 — 416 с.
- Сбитнева A.A. «Женщина в сфере занятости» Тендерная психология. Практикум. / Под ред. И. С. Клециной. СПб.: Питер, 2009. — 496 с.
- Силласте Т.Г. Эволюция духовных ценностей россиянок в новой социокультурной ситуации // Социальные исследования. 1995. — № 10, С. 88−95.
- Силласте Т.Г. Тендерная ассиметрия как фактор карьерного роста женщин // Высшее образование в россии 2004. — № 3. — С. 122 — 133.
- Силласте Т.Г. Тендерная социология: состояния, противоречия, перспективы // Социологические исследования. — 2004. № 9 (245). — С. 77 — 84.
- Соловьев B.C. Россия и Вселенская церковь. М., 2004. — 312 с.
- Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М.: Школа-Пресс, 1995. — 384 с.
- Столярская Е.В. Тендерные аспекты самоактулизации личности. Доклад научно-практической конференции «Женщина. Образование. Демократия». 2003. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46 945.
- Тартаковская И.Н. Тендерная социология. М.: ООО «Вариант» при участии ООО «Невский простор», 2005. — 368 с.
- Таслер Е. Социально-психологические особенности женщин, ориентированных на профессионально-трудовую деятельность вусловиях эмиграции // Психологические проблемы русских эмигрантов в Германии. СПб., 2001. — С. 93 — 114.
- Тельнюк И. В. Индивидуально дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5−6 лет в детском саду: Авторефер. дис. на соиск. учен. степ. канд. психол. наук. -СПб., 1999.- 18 с.
- Теория и методология тендерных исследований. Курс лекций / Под общ. Ред. О. А. Ворониной. М.: МЦГИ — МВШСЭН — МФФ, 2001. — 416 с.
- Тренинг профессиональной идентичности: Руководство для преподавателей вузов и практикующих психологов / Автор-составитель Л. Б. Шнейдер. М.: Издательство московского психолого-социального института- Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2008. — 208 с.
- Фетискин Н.П. Психология тендерной делинквентности. М.- Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. 429 с.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф. В. Бассин и М. Г. Ярошевский. М.: Наука. 1991. — 456 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.Т.1 .М., 1986. 408 с.
- Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследования и применения. СПб.: Питер Пресс, 1997. — 608 с.
- Хэррис Элис Кесслер «Женский труд и социальный порядок» Антология тендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Мн.: Пропилей, 2000. — 384 с.
- Хорни К. Самоанализ. Невротическая личность нашего времени. М.: Айрис-пресс, 2004. — 464 с.
- Хорни К. Самоанализ. Перевод А. Боковикова и В. Старовойтова K.Horney. Self-Analysis. N.Y.: W.W.Norton & Со, 1942 М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002 Терминологическая правка В. Данченко К.: PSYLIB, 2006.
- Хорни К. Психология женщины. Невротическая личность нашего времени. М.: Смысл, 1997. — Т.1. — 496 с.
- Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. 258 с.
- Хубер Д. Антология тендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. — Мн.: Пропилей, 2000. — 384 с.
- Чубарова Т.В. Тендерные проблемы занятости в странах Европейского союза // Труд за рубежом. 2002. — № 4. — С. 104 — 122.
- Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. М., 1994.
- Цукерман Г. А., Мастеров Б. М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс., 1995.-288 с.
- Шершнева Т.В., Куприянович Н. Тендерные особенности уровня самоактуализации в юношеском возрасте. Доклад научно-практической конференции «Женщина. Образование. Демократия». 2003. http://www.humanities.edu.ru/db/msg/44 459.
- ЮнгК.Г. Собрание сочинений. Том 9. М., 1968.
- Юнг К. Г. Психологические типы. Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.: Азбука, 2001.
- Ярская В.Н., Е.Р. Ярская-Смирнова Е.Р. «Не мужское это дело.» Тендерный анализ занятости в социальной сфере // Социологические исследования 2002. — № 6 (218). — С. 74 — 81.
- Ященко Е.Ф. Особенности самоактуализации студентов с разной профессиональной направленностью // Психологический журнал. 2006. Т.27. № 3. С. 31 — 41.
- Agassi J. В. Women on the job. The attitudes of women on their work. Toronto: Lexington books, 1979.
- Bloom-Feshbach, J. (1981). Historical perspectives on the father’s role. In M. E. Lamb (Ed.), The role of the fatlier in child development (pp. 71−112). New York: Wiley.
- Bernard, J. (1987). The female world from a global perspective. Bloomington, IN: Indiana University Press.
- Bern S.L. The measurement of psychological androgyny I I Journal of Consulting and Clinical Psychology. 1974. — V. 42. — P. 155−162.
- Bern S.L. Theory and measurement of androgyny: A reply to. critiques // J. of Personal and Social Psychology, 1979, v. 37, p. 1047−1054.
- Bern, S.L. Gender schema theory: A cognitive account of sex typing. Psychological Review, 88, 1981.p. 354−364.
- Bern, S.L. The lenses of gender: Transforming the debate on sexual inequality. New Haven, CT: Yale University Press, 1993.
- Bird C. The sex map of the world // Carscof M.H. (ed.). Roles women play. California, 1971. P. 39−57.
- Bronstein, P. (1984). Differences in mothers' and fathers' behaviors toward children: A cross-cultural comparison. Developmental Psychology, 6,9 951 003.
- Davidson, A.R., & Thomson, E. (1980). Cross-cultural studies of attitudes and beliefs. In H.C. Triandis & W.W. Lambert (Eds.), Handbook of cross-cultural psychology (Vol. 5, pp. 25−72). Boston: Allyn & Bacon.
- Deaux K. Sex and gender // Annual review of psychology. 1985. № 36.
- Gibbs M. S. The instrumental-expressive dimension revisited // Acad. Psychol. Bull. 1985. v. 7, N 2, p. 145 155.
- Glick P. Trait-based and sex-based discrimination in occupational prestige, occupational salary, and hiring // Sex Role, 1991, v. 25, p. 351 — 378.
- Engle, P. L, & Breaux, C. (1994). Is there a father instinct? Fathers' responsibility lor children. Report for The Population Council (New York) and the International Center for Research on Women (Washington, DC).
- Friedan B. The Feminine Mystique. New York: Dell. 1977.
- Fromm E. The cane society. New York, 1955.
- Lamb M. E. (1981). Father and child development: An integrative overview. In M. E. Lamb (Ed.), The role of the father in child development (pp. 1−70). New York: Wiley.
- Lamb, M.E., Frodi, A. M., Hwang, C.P., Frodi, M., & Steinberg, J. (1982). Mother-and father-infant interaction involving play and holding in traditional and nontraditional Swedish families. Developmental Psychology, 18, 215 221.
- Maslow, A. 1971. The father reaches of human nature. New Yolk: Viking.
- Maccoby E.E., Jacklin C.N. Psychology of sex differences. V.1,2. Stanford, Calif., Stanford University Press, 1974.
- Munroe, R. L, & Munroe, R. H. (1975). Cross-cultural human development. Monterey, CA: Brooks/Cole.
- Mussen P. Long-term consequents of masculinity of interests in adolescence // J. of Consulting Psychology, 1962, v. 26, p. 435−440.
- Parke, R. D., & Neville, B. (1987). Teenage fatherhood. In S. L Hofferth & C. D. Hayes (Eds.), Risking the future: Adolescent sexuality, pregnancy, and childbearing (pp. 145−173). Washington, DC: National Academy Press.
- Parsons T., Bales R. F., Olds J., Zelditch M., Jr., Slater P. Family, socialization and interaction process. N. Y., 1955. p. 341.
- Russell, G. (1986). Primary caretaking and role-sharing fathers. In M. E. Lamb (Ed.), The father’s role: Applied perspectives, (pp. 29−57). New York: Wiley.
- Terman L.M., Miles C.C. Sex and personality: studies in masculinity and feminity. N-Y., Mc. Graw-Hill, 1936.