Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Юридические гарантии обеспечения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел: Теоретико-правовой аспект

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

См.: Анисимов П. В. Соблюдение прав человека как элемент правовой культуры сотрудников органов внутренних дел: Автореф, лис, .канд. юрид. наук.-Н.Новгород, 1993; Арза-масов Ю. Г. Обеспечение прав человека и гражданина в нормотворческой деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. юрид. наук.-М., 1998; Братко А. Г. Правоох-ранителььная система (вопросы теории).-М., 1991; Богачева Л… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКИХ ГАРАНТИЙ ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ
    • 1. Основные положения учения о гарантиях обеспечения прав и свобод человека и гражданина
    • 2. Функции юридических гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина
    • 3. Юридические гарантии — важнейшее средство обеспечения прав и свобод личности в современных условиях.7 $
  • ГЛАВА 2. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА
    • 1. Понятие и классификация правовых основ деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод личности
    • 2. Совершенствование правовых основ деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод человека и гражданина в современных условиях

Юридические гарантии обеспечения прав и свобод личности в деятельности органов внутренних дел: Теоретико-правовой аспект (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

.

Проблема юридических гарантий является одним из важных теоретических вопросов современной отечественной правовой науки. Правовой статус личности во многом зависит от того, в какой степени обеспечены ее права и свободы. Именно наличие гарантий позволяет считать те или иные права действующими, включать их в статус личности.

Кроме того, в современных условиях, когда полным ходом осуществляется реформа правовой системы, с особой остротой встают вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина в обществе, формирование механизма их гарантированной защиты. Эти вопросы в решающей степени зависят от функционирования и наличия юридических гарантий, которые выступают одним из необходимых условий реальности, а не фиктивности функционирования принципов правового государства. Недостаточная эффективность их действия, либо попросту отсутствие, несомненно, влекут за собой ущемление прав и свобод личности, что никоим образом не сопоставимо с идеей правового государства.

Проблемы, связанные с классификацией гарантий прав и свобод, а также неоднозначность вопросов общего определения самого понятия этой категории в условиях современного общества, изучения особенностей отдельных видов гарантий, обуславливающих их решающую роль в процессе осуществления прав и свобод личности, на наш взгляд, еще недостаточно глубоко разработаны. Тем более, что многие работы по указанной проблематике относились к советскому периоду российского общества и касались в основном правового положения именно граждан, гарантий их прав и свобод в социалистическом обществе, как известно не признававшем идею их неотъемлемости и естественного характера. Причем эти вопросы зачастую рассматривались с узкоклассовых позиций и во многом носили идеологический характер.

В немалой степени, именно благодаря этому, теоретическое исследование такой правовой категории, как юридические гарантии прав и свобод человека и гражданина, особо актуально в нынешних условиях.

В работе подчеркивается, что важным фактором, обеспечивающим свободное, беспрепятственное осуществление прав и свобод человека и гражданина, является основанная на строгом соблюдении принципа законности деятельность государственных органов, и органов внутренних дел в частности. Это объясняется их специализацией, направленной на решение правоохранительных задач, а также наличием широких и разнообразных полномочий по созданию условий, необходимых для реализации указанных прав и свобод. Исходя из изложенного, особую актуальность приобретает исследование вопросов, касающихся роли органов внутренних дел в этом процессе, деятельность которых должна строиться на четких правовых основах. Помимо этого, происходящие в настоящее время коренные изменения в социальной, экономической и политической жизни общества, настоятельно требуют изменения указанных правовых основ, постоянного их совершенствования. Эти и другие обстоятельства определяют первоочередное решение в настоящем времени задач по созданию всех необходимых условий для успешной реализации самими гражданами своих прав и свобод.

Все это свидетельствует о высокой степени актуальности, теоретической и практической значимости избранной темы диссертационного исследования.

Степень научной разработанности проблемы.

При подготовке диссертационного исследования соискателем были использованы научные труды авторов, изучающих указанный круг проблем с позиций различных отраслевых наук: философии права, теории права и государства, конституционного (государственного) права, уголовного права, уголовного процесса, административного права, гражданского права.

В рамках общих исследований о правовом положении личности в обществе в отечественной юридической науке неоднократно затрагивался вопрос о гарантиях прав и свобод человека и гражданина в работах С. С. Алексеева, В. К. Бабаева, Н. С. Бондаря, С. Н. Братуся, A.M. Васильева, Н.В. Витру-ка, Л. Д. Воеводина, В. А. Воробьева, И. Я. Дюрягина, В. А. Карташкина, В. В. Лазарева, И. А. Ледях, Е. А. Лукашевой, Н. И. Матузова, A.B. Малько, A.C. Мордовца, Ж. И. Овсепян, H.A. Сахарова, В. Г. Сидорова, Т. В. Синюковой, A.B. Стремоухова, Н. Ю. Хаманевой, Д. Ю. Шапсугова и других ученых.1.

Вопросы, касающиеся деятельности органов внутренних дел, а также правовых основ таковой, исследовались в работах П. В. Анисимова, Ю.Г. Ар-замасова, А. Г. Братко, Л. Л. Богачевой, С. П. Булавина, Ф. М. Городенца, А. Г. Головко, Н. Л. Гранат, Э. П. Григониса, К. Ф. Гуценко, М. Т. Какимжанова, М.А.

1 См.: Алексеев С. С. Теория права.-М., 1994; Бабаев В. К., Баранов В. М. Общая теория права. Краткая энциклопедия.-Н.Новгород, 1997; Бондарь Н. С. Права человека и местное самоуправление в Российской ФедерацииРостов-на-Дону, 1998; Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность.-М., 1976; Василев A.M. Правовые категории.-М., 1976; Вит-рук Н. В. Права человека: состояние и перспективы развития // Право и власть.-М., 1990; Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России.-М., 1997; Воробьев В. А. Советская государственная служба (административно-правовые аспекты): Монография.-Ростов-на-Дону, 1986; Дюрягин И. Я. Применение норм социалистического общенародного права органами советской общественности.-М., 1965; Карташкин В. А. Права человека в международном и внутригосударственном праве.-М., 1995; Ледях И. А., Колесова Н. С. Механизм защиты прав и свобод граждан // Права человека: проблемы и перспективы.-М., 1990; Лу-кашева Е. А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политический и социально-экономический аспекты // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994; Матузов Н. И. Правовая система и личность.-Саратов, 1987; Малько A.B. Правовое государство и его принципы // Теория государства и права: Курс лекций.-М., 1997; Мордовец A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина (теоретико-правовое исследование): Дис.. докт. юрид. наук.-Саратов, 1997; Овсепян Ж. И. Социалистическая законность конституционных основ деятельности советского государства по охране основных прав и свобод граждан. Дис. .канд. юрид. наук.-Ростов-на-Дону, 1985; Сахаров H.A. Институт президенства в современном мире.-М., 1994; Сидоров В. Г. Права человека в демократическом правовом государстве // Исследование теоретических проблем правового государства.- М., 1996; Синю-кова Т. В. Юридические гарантии реализации прав и обязанностей советских граждан (вопросы теории): Дис. .канд. юрид. наук.-Свердловск, 1986; Стремоухов A.B. Человек и его правовая защита: Теоретические проблемы: Монография.-СПб., 1996; Хаманева Н. Ю. Специфика правового статуса Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и проблемы законодательного регулирования его деятельности // Государство и право. 1997. № 9- Шапсугов Д. Ю. Теория государства и права. 4.1.-Ростов-на-Дону, 1993.

Ковалева, Б. П. Кондрашова, М. Н. Кузьминой, В. В. Лазарева, В. В. Макеева, И. Л. Петрухина, В. Н. Пехова, И. В. Ростовщикова, C.B. Рыбак, Ю. П. Соловья, К. Б. Толкачева, А. Г. Хабибулина, B.C. Шадрина и других.1.

Однако следует отметить, что в этих работах авторы касались проблемы юридических гарантий обеспечения прав Ичсвобод личности в деятельности органов внутренних дел лишь отчасти, не^затрагивая исследуемую проблему в целом.

1 См.: Анисимов П. В. Соблюдение прав человека как элемент правовой культуры сотрудников органов внутренних дел: Автореф, лис, .канд. юрид. наук.-Н.Новгород, 1993; Арза-масов Ю. Г. Обеспечение прав человека и гражданина в нормотворческой деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис.. канд. юрид. наук.-М., 1998; Братко А. Г. Правоох-ранителььная система (вопросы теории).-М., 1991; Богачева Л. Л. Нормативные акты правоохранительных органов в СССР (общетеоретические аспекты): Дис. .канд. юрид. наук.-Харьков, 1990; Булавин С. П. Юридические гарантии законности в СССР и место органов внутренних дел в механизме их реализации.-М" 1991; Городинец Ф. М. Правовое государство и милиция (теоретико-правовой аспект): Дис. .канд. юрид. наук.-СПб., 1995; Головко А. Г. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории): Дис. .канд. юрид. наук.-Ростов-на-Дону, 1999; Гранат ПЛ., Колесникова О. М., Тимофеев М. С. 'Голковаие норм права в правоприменительной деятельности органов внутренних дел.-М., 1991; Гри-гонис Э. П. Органы внутренних дел в механизме правового государства (правовой аспект): Дис. .канд. юрид. наук.-М., 1995; Гуценко К. Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные орга-ны.-М., 1995; Какимжанов М. Т. Соблюдение прав и свобод граждан в деятельности милиции: Автореф. дис. .канд. юрид. наук.-М., 1995; Кондратов Б. П. Милиция: правовой статус и функции // Законность. 1992. № 6- Кузьмина M. Н. Правовые основы формирования и деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект): Дис.. канд. юрид. наук.-М., 1996; Лазарев В. В., Попов Н. И. Правовые основы обеспечения общественного по-рядка.-М., 1987; Макеев В. В. Некоторые аспекты правового государства // Проблемы обеспечения защиты права собственности в условиях перехода к рыночным отношениям. Сб. докладов и сообщений к научно-теоретической конференции.-Махачкала, 1991; Петрухин И. Л. Презумпция невиновности: равновесие сил обвинения и защиты // Укрепление защиты и борьба с преступностью в условиях формирования правового государства.-М., 1990; Пе-хов В. Н. Деятельность милиции в механизме реализации прав и свобод граждан: Дис.. канд. юрид. наук.-Одесса, 1992; Ростовщиков И. В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел.-Волгоград, 1997; Рыбак C.B. Органы внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод гражданина: Автореф. дис. .канд. юрид. наук.-Волгоград, 1999; Соловей Ю. П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации: Монография.-Омск, 1993; Толкачев К. Б., Хабибулин А. Г. Органы внутренних дел в механизме обеспечения личных конституционных прав и свобод граждан. -Уфа, 1991; Шадрин B.C. Обеспечение прав личности при расследовании преступлений.-Волгоград, 1999.

Помимо обозначенных выше работ, соискатель широко использовал материалы научно-практических конференций, проводившихся как в Ростовском юридическом институте МВД России, так и на базе других вузов.

Вопросы теории указанной проблемы автором подкрепляются собственным практическим опытом, полученным на службе в органах внутренних дел в должности дознавателя.

Объект и предмет исследования Объектом исследования являются юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел в современных условиях.

Предмет исследования настоящей работы обусловлен понятием, сущностью и содержанием юридических гарантий обеспечения прав и свобод личности, а также правовых основ деятельности органов внутренних дел в указанной сфере.

Цель и задачи диссертации.

Цель диссертационной работы определяется: во-первых, комплексным теоретическим исследованием юридических гарантий прав и свобод личности как элемента системы условий и средств обеспечения указанных прав и свободво-вторых, раскрытием проблем, касающихся правовых основ деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина: в-третьих, разработкой научно-обоснованных рекомендаций, направленных на совершенствование исследуемых правовых основ.

Указанная цель реализуется путем решения следующих задач: — определение сущности, содержания и места такой правовой категории, как «юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина»;

— обозначение основных признаков и свойств юридических гарантий обеспечения прав и свобод личности, путем их соотношения с другими правовыми явлениями;

— определение и рассмотрение круга субъектов, участвующих в реализации юридических гарантий;

— характеристика роли и функционального значения правовых средств, образующих систему юридических гарантий обеспечения прав и свобод;

— указание и подробное рассмотрение классификации гарантий прав и свобод личности в российском обществе;

— определение понятия и содержания правовых основ деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод личности;

— анализ правовых основ деятельности органов внутренних дел в современных условиях, классификация их составляющих элементов;

— выявление некоторых недостатков в исследуемых правовых основах и выработка рекомендаций по их совершенствованию.

Методологическая основа работы включает в себя систему различных методов и приемов научного познания. В процессе ее подготовки основным был избран метод материалистической диалектики, с использованием понятийного аппарата функционального и структурного аспектов системного анализа. Также в ходе исследования широко применялись такие общенаучные методы, как формально-логический, сравнительно-правовой, метод правового моделирования, компаративного анализа и т. д. Соискателем применялись и использовались научные труды по теории права и государства, философии, конституционному праву, уголовному праву, уголовному процессу, административному праву и другим отраслям права.

В диссертации помимо этого использовался анализ правовых и иных источников: Конституция Российской Федерации, уголовное, гражданское, процессуальное и иное федеральное российское законодательство, разъяснения и постановления Конституционного Суда Российской Федерации, пленумов Верховного Суда Российской Федерации, международные документы, нормы международного права, подзаконные нормативные акты, акты нормативно-технической деятельности органов внутренних дел и другой юридический материал.

Применение в комплексе указанных методов и научных достижений позволило: во-первых, раскрыть предмет диссертационного исследования в его обобщающих закономерностях и в разнообразных ракурсахво-вторых, достичь, в конечном счете, поставленной в диссертации цели на основе решения обозначенных выше задач.

Научная новизна исследования.

1. Данная работа явилась одной из первых, в которой было проведено комплексное исследование юридических гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина именно в деятельности органов внутренних дел, которые, как известно, выполняют правоохранительную функцию используя специфические методы и способы.

2. Уточнены некоторые положения теории гарантирования прав и свобод личности, заключающиеся в зависимости полного претворения в жизнь указанных прав и свобод от самых разнообразных по характеру факторов, каждый из которых выступает в качестве их гарантий.

3. В диссертации показан многоплановый характер юридических гарантий прав и свобод личности, обуславливающий в тоже время целостность этого правового явления, имеющего отличные от других правовых явлений характеристики.

4. В работе обозначены теоретические предпосылки и практические условия, с помощью которых возможен процесс обеспечения прав и свобод человека и гражданина органами внутренних дел.

5. Научная новизна обеспечивается исследованием взаимосвязи проблемы гарантирования с процессом правотворчества, определения роли гарантий в этом процессе.

6. В диссертационном исследовании проведен комплексный анализ правовых основ деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, рассмотрены основные недостатки существующих правовых основ, предложены меры и выработаны основные рекомендации по их совершенствованию.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Существование цивилизованного правового государства предполагает наличие и эффективное функционирование юридических гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина, которые выступают в качестве общечеловеческой ценности, являясь важнейшим результатом общедемократических завоеваний человечества.

2. Общим признаком юридических гарантий является их правовое закрепление, содержательно состоящее в эффективной охране, защите прав и свобод человека и гражданина, что главным образом обеспечивается именно юридическими гарантиями.

3. Правовые гарантии выполняют свои функции в единстве и неразрывной связи с иными гарантирующими условиями, которые в юридической науке обозначены в качестве «общих» это прежде всего экономические, политические, идеологические и организационные.

4. Органы внутренних дел осуществляют свои функции в рамках определенных правил, процедур, закрепленных в нормах права и в соответствии с правовыми принципами, как общегосударственного характера (законности, гуманизма, уважения прав человека, взаимной ответственности личности и государства и т. д.), так и специального (принцип неотвратимости юридической ответственности за совершенное преступление, принцип исключения обратной силы закона, отягчающего положение лица и т. д.). Эти принципы находят свое содержательное выражение в правовых основах деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод личности, которые, в свою очередь, характеризуются системностью, взаимозависимостью и иерархичностью.

5. Исследуемые правовые основы деятельности органов внутренних дел выступают в двух основных формах: 1) нормы права, 2) правовые принципы. Происходящие в нашей стране изменения в общественно-политической жизни требуют и соответствующих изменений в правовых основах, которые должны постоянно совершенствоваться.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования Теоретическая значимость определяется комплексным рассмотрением юридических гарантий обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел с позиции общей теории права, положений Конституции Российской Федерации. Результаты диссертационного исследования направлены на дальнейшее развитие общей теории государства и права, конституционного права, проблем совершенствования российской правоохранительной системы, правотворчества, законности и правопорядка.

Выводы, содержащиеся в работе, могут сыграть определенную роль в разработке теоретически обоснованной и практически действенной концепции механизма реализации прав и свобод личности, что, в свою очередь, должно оказать положительное воздействие на совершенствование средств и способов правового регулирования различных сторон общественных отношений.

Основные положения, обозначенные автором в работе, могут способствовать более глубокому осмыслению содержания такого правового института, как гарантии прав и свобод личности. Проведенный анализ правовых основ деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина позволяет по-новому взглянуть на природу этого явления. Кроме того, данная работа может стать основой для более глубоких общетеоретических и отраслевых исследований по схожим тематикам.

Практическая значимость работы состоит в том, что:

— положения диссертации могут быть использованы для совершенствования форм и методов деятельности по обеспечению прав и свобод личности не только органов внутренних дел, но и иными правоохранительными органами российского государства и органами местного самоуправления;

— результаты диссертационного исследования могут использоваться в научно-практической работе при анализе актуальных проблем государства и права;

— выводы, сделанные автором в диссертации, могут быть полезны и в деле повышения правовой культуры, как сотрудников органов внутренних дел, так и обычных граждан;

— предложения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть применены при подготовке высококвалифицированных кадров системы Министерства внутренних дел России;

— результаты диссертационного исследования могут быть использованы в процессе преподавания курсов теории государства и права, конституционного права, административного права, истории органов внутренних дел, обеспечения прав человека, спецкурсов, посвященных основам правового положения личности и деятельности правоохранительных органов;

— рекомендации, содержащиеся в работе, могут быть непосредственно применены в практической работе сотрудников органов внутренних дел.

Апробация диссертационного исследования.

1. Результаты диссертационного исследования получили отражение в ряде выступлений на научно-теоретических и научно-практических конференциях, проводимых на базе Ростовского юридического института и иных учебных заведений:

— научно-практическая конференция «Права человека и местное самоуправление в современной России» (Ростов-на-Дону, 1999 г.);

— межвузовская научно-теоретическая конференция «Политические и правовые институты» (Ростов-на-Дону, 2000 г.);

— окружная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы борьбы с терроризмом в южном регионе России» (Ростов-на-Дону, 2000 г.);

— межрегиональная научная конференция «Собственность в русской и западной традиции: история и современность» (Краснодар, 2000 г.).

2. Материалы исследования используются при чтении лекций и проведении семинарских занятий по курсам «Конституционное право России», спецкурсу «Права человека в деятельности органов внутренних дел», «История органов внутренних дел» .

3. Основные выводы и предложения проведенного исследования, отражены в нескольких научных публикациях.

Структура диссертации определена целями, задачами работы, спецификой избранной темы, ее теоретической и практической значимостью. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

1. В современных условиях действующая Конституция Российской Федерации, провозгласив впервые в истории нашего законодательства высшей ценностью человека его права и свободы, тем самым возложила на государство, его органы и должностные лица обязанность уважать, защищать и гарантировать неотъемлемые права личности. На наш взгляд, особое значение в этом отношении имеют вопросы об обеспеченности и реальности этого провозглашенного принципа. Во многом именно поэтому проблема обеспечения прав и свобод человека и гражданина выдвигается сегодня на первый план.

Права и свободы являются центральным элементом правового статуса личности, именно в правах и свободах сфокусирована сущность и особенности основ правового статуса личности. Поэтому можно с полной уверенностью утверждать, что гарантированность прав и свобод это и есть гарантирован-ность правового статуса в целом. Исходя из этого, в отечественной литературе охрана правового статуса личности обосновано рассматривается, в первую очередь, как проблема гарантий прав и свобод.

2. Современная юридическая наука говорит о том, что основное, главное предназначение права-это обеспечение потребностей и интересов конкретного человека, надежная охрана и защита его прав и свобод. Учитывая это, в работе сделана попытка рассмотреть проблемные вопросы о гарантиях прав и свобод, тем более, что понимание сущности этой правовой категории, изучение всей системы гарантирования, имеет немалое теоретическое и практическое значение.

На сегодняшний день существуют различные подходы к определению гарантий, что во многом связано как с объемом, так и со сложностью вопроса.

Однако все ученые сходятся в том, что проблема гарантий есть проблема реальности того или иного правового явления.

В этом определении, на наш взгляд, должны найти свое отражение такие необходимые его признаки, свойства и особенности, которые бы в своей совокупности, в общем виде, освещали главнейшие характеристики гарантий, раскрывали то многообразие средств обеспечения реальности прав и свобод личности, которые существуют и функционируют в демократическом обществе. Таковыми характеристиками должны быть:

— во-первых, материальное содержание гарантий, то есть то, в чем они, в общем виде, находят свое проявление в реальной повседневной жизни;

— во вторых, их функциональное назначение, то есть в определении должны быть указаны те задачи, которые призваны выполнять гарантии прав и свобод личности.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, что материальным содержанием гарантий выступают общие условия и специальные средства, а функциональная составляющая — это, прежде всего, обеспечение фактической реализации, надежной охраны и в случае нарушения защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Критериями, положенными в основу классификации гарантий, могут быть их социальная природа, сфера действия, функции, характер (объективный или субъективный), субъект осуществления, стадии осуществления прав и свобод, способ юридического оформления, отраслевая принадлежность, вид гарантируемого социального блага и т. д. Однако традиционно гарантии прав и свобод личности подразделяются на:

— гарантии — условия.

— гарантии — средства.

При этом такое деление имеет теоретическую и практическую значимость, которая видится: во-первых, в возможности глубже познать механизм охраны, реализации, защиты: во-вторых, -это деление гарантирует поиск конкретных путей повышения эффективности их реализации. В этом отношении важно различать систему общих экономических, социальных, политических, идеологических условий и специальных (юридических) гарантий, которые находятся в диалектической связи и взаимообусловленности. Проводя реформы во всех сферах общественной жизни, закладывая фундамент, основы будущего экономического, политического, социального устройства, государство тем самым объективно создает реальную систему гарантий прав и свобод человека.

4. С точки зрения функционального предназначения гарантий понятия прав, целесообразно разграничивать сами понятия «охраны» и «защиты». Такое разграничение не получило еще практического применения в нашем законодательстве. Однако представляется, что правильней говорить об охране, как о мерах, применяемых до нарушения права, а термин «защита» употреблять к мерам, применяемым после совершения правонарушения, для восстановления нарушенного права. Такое разграничение охраны и защиты обусловлено тем, что цели и способы охраны отличны от целей и способов защиты субъективного права. Если основное назначение охраны состоит в предупреждении правонарушений, то средства защиты устанавливаются для восстановления нарушенных прав.

Учитывая функциональное предназначение, выделяются гарантии реализации, охраны и защиты:

Гарантии — реализации — это нормы права, устанавливающие основания возникновения тех или иных прав и свобод, их пределы, порядок реализации, процессуальные процедуры осуществления, включая юридические факты, с которыми оно связывается и т. д.;

Гарантии охраны — нормы, предупредительного характера, определяющие степень ответственности обязанных лиц и органов, в случае если их действия препятствуют нормальному осуществлению прав и способов.

При этом охрана прав имеет как прямой, так и косвенный способы осуществления:

— прямой способ видится в непосредственном действии охранительных норм, через утверждение неприкосновенности прав, свобод человека, запрещение и недопущение каких-либо посягательств на них. Косвенный способ видится в опосредовании, чаще всего, организационно-правовыми мерами, которые, в конечном счете, оказывают свое позитивное воздействие на предупреждение правонарушений (повышение уровня правовой культуры, кодификация и систематизация законодательства, контроль за соблюдением прав человека и т. д.);

Гарантии защиты — материально-правовые и процессуальные нормы и процедуры, используемые уполномоченными органами по требованию уполномоченного лица для принудительного восстановления его нарушенного (оспоренного) права. С точки зрения реализации возможности права на защиту важно четкое определение компетенции соответствующих органов, разрешающих конкретные делаустановление таких процессуальных прав и обязанностей сторон, которые способствовали осуществлению принципов этого процесса.

5. Юридические гарантии обеспечения прав и свобод личности занимают особое место в системе гарантий. Это объясняется, прежде всего, определяющей ролью права в регулировании общественных отношений в условиях формирования правового, демократического государства. Юридические гарантии это, прежде всего, предусмотренные законом средства, которые непосредственно обеспечивают правомерность поведения субъектов общественных отношений и соответственно их же права и свободы, то есть общим свойством юридических гарантий является их закрепление в законе и других нормативных актах. Однако следует заметить, что этими гарантиями являются не все правовые нормы, как может показаться на первый взгляд, а лишь те, которые содержат определенные средства (способы) этого обеспечения.

Тезис о том, что юридические гарантии являются важнейшими средствами обеспечения прав и свобод человека и гражданина, подкрепляется тем, что:

— во-первых, именно с помощью юридических гарантий возможно эффективное осуществление как охраны, так и защиты прав и свобод личности, так как именно благодаря юридическим нормам, в которых обозначены соответствующие средства (способы), происходит это процедура;

— во-вторых, юридические гарантии устанавливают пределы, границы прав и свобод личности, а это является необходимым элементом существования индивида в обществе;

— в-третьих, с одной стороны, норма права, закрепляющая права и свободы, нуждается в определенных гарантиях, а с другой стороны, закрепляя правило поведения и процедуру, сама норма выступает гарантией.

6. Органы внутренних дел, несомненно, занимают особое место в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Осуществляя правоохранительную, управленческую, государственную деятельность, которая, в конечном счете обеспечивает права и свободы личности, интересы общества и государства, органы внутренних дел руководствуются определенными правилами, процедурами, установленными правовыми нормами. Поэтому юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел немыслимы без осуществления правовых основ, под которыми понимаются правовые источники, основные начала, на их основе осуществляется деятельность указанных органов по обеспечению прав и свобод личности. Эти правовые основы могут быть представлены преимущественно в двух формах (нормативно-правовой акт, правовой принцип).

Правовые нормы, регулирующие основные направления деятельности органов внутренних дел, имеют различную юридическую силу в зависимости от субъекта, принявшего их. Конституция Российской Федерации как акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляет наиболее важные и общие принципы и положения, на которых основаны взаимоотношения государственных органов и должностных лиц между собой и с гражданами.

Законодательные акты, издаваемые высшими представительными органами, определяют место органов внутренних дел в системе государственного управления и регламентируют отдельные направления деятельности. Подзаконными актами регулируются вопросы организационного характера. Они должны своевременно реагировать на ситуацию, складывающуюся в сфере борьбы с преступностью.

Ведомственные нормативные акты принимаются Министерством внутренних дел и определяются как нормативные акты, обеспечивающие оптимальное функционирование системы органов внутренних дел и эффективное регулирование соответствующих областей общественных отношений посредством реализации законов и иных вышестоящих нормативных актов.

В состав правовых основ деятельности органов внутренних дел входят и соответствующие международно-правовые документы, действие которых распространяется на все страны, которые их подписали. В частности, следует выделить такие международные акты, как «Международный пакт о гражданских и политических правах» и «Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах», принятых и ратифицированных в СССР в 1973 годуположения «Законодательного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе», принятого в Хельсинки в 1975 году.

Среди них выделяется «Всеобщая декларация прав человека» 1948 года, где, в частности, содержатся нормы, запрещающие пытки и жестокое обращение, произвольный арест, задержание и изгнание, утверждается право на справедливый и беспристрастный суд, устанавливается презумпция невиновности, запрещается произвольное вмешательство в личную и семейную жизнь и т. д.

К сожалению, приходится констатировать, что многие из этих актов, особенно те, которые непосредственно направлены на регулирование деятельности органов внутренних дел, весьма слабо известны сотрудникам, и это положение, разумеется, способствует грубым нарушениям принципа законности.

7. Формирование в России правового государства в немалой степени будет способствовать совершенствованию правового регулирования деятельности правоохранительных органов, органов внутренних дел, непосредственно занимающихся борьбой с преступностью. Для обеспечения законности в этой области необходимо строго опираться на соответствующие юридические нормы, издаваемые государством.

Работа по совершенствованию правовых основ деятельности органов внутренних дел предполагает:

— во-первых, повышение качества законодательства, его упорядочение. Необходимо повысить роль закона в правоохранительной деятельности путем не количественного, а качественного его изменения;

— во-вторых, необходимо в дальнейшем развивать в законодательстве принцип гуманизма. К примеру, правовое положение следственно-арестованного, в отличие от осужденного, должно определяться презумпцией невиновности, а это значит, что при задержании и аресте с ним надо обращаться как с невиновным, или следовало бы, например, включить в закон некоторые меры пресечения, неизвестные ныне действующему законодательству, — домашнего ареста, надзора милиции и т. п., это могло бы послужить аресту и следовательно «разгрузить» следственные изоляторы.

— в-третьих, совершенствование правового регулирования деятельности органов внутренних дел предполагает достижение такого положения, при котором вся деятельность этих органов всецело подчинена закону. Деятельность органов внутренних дел, которая каким-либо образом затрагивает права, свободы граждан должна регулироваться законами, а не подзаконными, либо ведомственными актами, о чем более подробно писалось в работе.

— в-четвертых, правовые основы деятельности указанных органов должны соответствовать реальным общественным отношениям. К примеру, появляются новые формы передачи информации с помощью интернета, новые компьютерные технологии и средства коммуникаций, естественно в таких условиях и законодательство должно соответствовать реалии жизни. К сожалению, во многом в этой сфере имеются многочисленные пробелы, связанные с отсутствием на уровне закона закрепления соответствующих форм и содержания тех юридически значимых решений, которые будут принимать сотрудники органов внутренних дел. Восполнение подобных пробелов должно осуществляться только на уровне закона и никак на ведомственных актах.

— в-пятых, совершенствование исследуемых правовых основ предполагает помимо качественной составляющей еще и точную и неуклонную реализацию обозначенных законов и других нормативно-правовых актов.

Полагаем, что проведенное исследование и сделанные в результате его выводы не останутся невостребованными и внесут свой вклад в развитие юридической науки.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Нормативно-правовые акты:
  2. Конституция Российской Федерации.-М., 1993.
  3. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года // СССР и международное сотрудничество в области прав человека.-М.: Международные отношения, 1989.
  4. Декларация о защите всех лиц от пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. -М., 1989.
  5. Декларация прав человека и гражданина от 26 августа 1789 года // Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. -Ростов-на-Дону, 1996.
  6. Декларация прав и свобод человека и гражданина от 22 ноября 1991 года // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 52. Ст. 1865- Российская газета. 1991. 25 декабря.
  7. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 года // Бондарь Н. С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе.-Ростов-на-Дону, 1996.
  8. Гражданско-процессуальный кодекс РФ -М., 1999.
  9. Гражданский кодекс РФ: Ч.Ч. 1 и 2.- М., 1996.
  10. Закон РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // ВВС РСФСР. 1993. № 32. Ст. 1227.
  11. Закон Российской Федерации от 31 июля 1995 года «Об основах государственной службы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990.
  12. Закон Российской Федерации (федеральный конституционный) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.
  13. Закон Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 33. Ст. 3349.
  14. Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 года «О безопасности» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. № 15. Ст. 769- 1993. № 2. Ст. 77- Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5086.
  15. Закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1995. № 5. Ст. 609.
  16. Закон Российской Федерации «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» // Собрание Законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4029.
  17. Закон Российской Федерации «О валютном регулировании и валютном контроле» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 42. Ст. 2322.
  18. Закон Российской Федерации «О государственной пошлине» от 31 декабря 1995 года//Российская газета. 1996. 13 января.
  19. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» // Российская газета. 1993. 21 сентября.
  20. Закон Российской Федерации от 19 мая 1995 года «Об общественных объединениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 21. Ст. 1930.
  21. Закон Российской Федерации «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. // Российская газета. 1996. 20 января.
  22. Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991. № 18.Ст. 565.
  23. Закон Российской Федерации «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» от 23 ноября 1995 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 48. Ст. 4557.
  24. Закон Российской Федерации (федеральный конституционный) «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"// Российская газета. 1997. 4 марта.
  25. Закон Российской Федерации «Об арбитражных судах Российской Федерации"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 18. Ст. 1589.
  26. Закон РСФСР от 18 апреля 1991 года «О милиции» // Российская газета. 1996. 20 июня.
  27. Закон Российской Федерации «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 35. Ст. 3506.
  28. Закон РСФСР от 17 мая 1991 года «О чрезвычайном положении» // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и ВС РСФСР. 1991. № 22. Ст. 773.
  29. Закон Российской Федерации от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным законом от 17 ноября 1995 года // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. Ст. 4472.
  30. Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 года «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.
  31. Закон Российской Федерации от 21 декабря 1994 года «О пожарной безопасности» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 35. Ст. 3649- № 37. Ст. 3503- 1996. № 17. Ст. 1911.
  32. Закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 50. Ст. 4873.
  33. Закон Российской Федерации «О судебной системе» (проект) // Российская газета. 1995. 22 февраля.
  34. Закон Российской Федерации от 6 февраля 1997 года «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 6. Ст. 711.
  35. Инструкция о работе органов внутренних дел по контролю за оборотом служебного и гражданского оружия. Утв. приказом МВД РФ от 30 декабря 1993 года№ 609.
  36. Инструкция об организации работы органов внутренних дел Российской Федерации при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации. Утв. приказом МВД РФ от 30 июня 1994 года № 330.
  37. Инструкция по организации работы участкового инспектора милиции. Утв. приказом МВД России от 14 июля 1992 года № 231- от 30 января 1995 года № 33- от 23 октября 1995 года № 393- от 15 апреля 1996 года № 202.
  38. Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка // Сборник стандартов и норм Организации Объединенных Наций в области предупреждения преступности и уголовного правосудия: ООН. -Нью-Йорк, 1992.
  39. Кодекс законов о труде Российской Федерации. -М., 1995.
  40. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. -М., 1989.
  41. Конвенция против пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. -М., 1989.
  42. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 года // СССР и международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. -М., 1989.
  43. Международный пакт о гражданских и политических правах // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. 1994. № 12.
  44. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах // Международная защита прав и свобод человека: Сборник документов.-М., 1990.
  45. Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сборник международных документов. Выпуск 1. -М., 1989.
  46. Основы законодательства Российской Федерации о нотариате. // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 375.
  47. Процедуры эффективного осуществления минимальных стандартных правил обращения с заключенными. Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сборник международных документов. Выпуск 1. -М., 1989.
  48. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 ноября 1995 г. по делу о проверке конституционности части пятой статьи 209 УПК РСФСР, в связи с жалобами граждан Самигулиной Р. Н. и Апана-сенко A.A. // Российская газета. 1995. 28 ноября.
  49. Перечень постоянных межведомственных комиссий Совета Безопасности РФ // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 43.
  50. Положение о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 507.
  51. Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 25. Ст. 2897.
  52. Положение о Государственной противопожарной службе Министерства внутренних дел Российской Федерации // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 37. Ст. 3454.
  53. Положение о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации от 12 февраля 1993 года // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. Ст. 562.
  54. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации от 22 октября 1991 года // Бюллетень нормативных актов. 1991. № 10- Российская газета. 1996. 31 июля.
  55. Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 4. Ст. 302.
  56. Положение о Совете Безопасности Российской Федерации // Российская газета. 1996. 16 июля.
  57. Положение о Комиссии по правам человека при Президенте Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 18 октября 1996 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 43. Ст. 4.
  58. Процедуры эффективного осуществления минимальных стандартных правил обращения с заключенными // Международные соглашения и рекомендации ООН в области защиты прав человека и борьбы с преступностью: Сборник международных документов. Выпуск 1. -М., 1989.
  59. Свод принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме // Международное сотрудничество в области прав человека: Документы и материалы. -М., 1993.
  60. Семейный кодекс Российской Федерации. -М., 1998.
  61. Уголовный кодекс Российской Федерации. -М., 1996.
  62. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР // Сборник кодексов Российской Федерации. -Воронеж, 1998.
  63. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 1994 года «О гарантиях прав и свобод граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 9. Ст. 933.
  64. Указ Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 года «О милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 7. Ст. 562.
  65. Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 года «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 37. Ст. 3449.
  66. Указ Президента Российской Федерации от 18 сентября 1993 года «О дополнительных мерах по укреплению правопорядка в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1993. № 38. Ст. 3517.
  67. Указ о неотложных мерах по защите населения от бандитизма и иных проявлений организованной преступности от 14 июня 1994 года. // Известия. 1994. 15 июня.
  68. Указ Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 11. Ст. 1027.
  69. Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года «О системе федеральных органов исполнительной власти"// Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 34. Ст. 4082.
  70. Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 года «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1998. № 25. Ст. 2897.
  71. Устав Организации Объединенных Наций от 26 июня 1945 года // Международное право в документах: Учебное пособие. -М., 1982.
  72. Уголовно-процессуальный кодекс России проект в версии Министерства юстиции Российской Федерации // Юридический вестник. 1994. № 30, 31- Там же. 1995. № 31.
  73. Устав патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации // Приказ МВД РФ от 18 января 1993 года № 17- от 5 декабря 1995 года № 460.1. Книги:
  74. З.Э. Словарь синонимов русского языка. -М., 1975.
  75. С.С. Проблемы теории права. -Свердловск, 1972. Т. 1.
  76. С.С. Философия права. -М., 1997.
  77. С.С. Теория права. -М., 1994.
  78. А.П., Кармолицкий A.A., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. -М., 1996.
  79. B.B. О сущности и содержании уголовной ответственности // Актуальные проблемы юридической науки. -Ростов-на-Дону, 1994.
  80. М.Н. Нормативная основа деятельности органов внутренних дел: Лекция. -Горький, 1983.
  81. К.В. Государственное право зарубежных стран. -М., 1998.
  82. Г. П. Некоторые вопросы понятия охраны субъективных прав. // Проблема защиты субъективных прав и советское гражданское судопроизводство: Межвузовский тематический сборник. Ярославль: Ярославский государственный университет, 1981.
  83. В.Г. Научное управление обществом. -М., 1973.
  84. В.К., Баранов В. М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. -Н. Новгород, 1997.
  85. .Т. Юридическая ответственность (теоретические вопросы). -Красноярск, 1985.
  86. В.А., Киричук И. Б., Лазарев В. М. и др. Правовая реформа и совершенствование правоохранительной деятельности органов внутренних дел. -М., 1990.
  87. М.И. Сущность и основные функции социалистического государства. Саратов, 1979.
  88. H.A. Гарантии реализации государственно-правовых норм. -Воронеж, 1984.
  89. А.Г. Права личности: некоторые вопросы теории. -М., 1991.
  90. Н.С. Права человека и местное самоуправление в Российской Федерации. -Ростов-на-Дону, 1998.
  91. Н.С. Права человека и Конституция России: трудный путь к свободе. -Ростов-на-Дону, 1996.
  92. А.Г. Запреты в советском праве. Саратов, 1979.
  93. С.Н. Юридическая ответственность и законность. -М., 1976.
  94. А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории). -М., 1991.
  95. И.В., Юдин Э. Г. Становление и сущность системного подхода. -М., 1973.
  96. С.П. Юридические гарантии законности в СССР и место органов внутренних дел в механизме их реализации. -М., 1991.
  97. Р.Ф. Правовые акты местных Советов (очерки о юридической природе). -М, 1975.
  98. A.M. Правовые категории. -М., 1976.
  99. Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.
  100. Н.В. Основные теории правового положения личности в социалистическом обществе. -М., 1979.
  101. Н.В. Юридический механизм реализации прав личности// Реализация прав граждан в условиях развитого социализма. -М., 1983.
  102. Н.В. Правовой статус личности. -М., 1985.
  103. Л.Д. Конституционные права и обязанности советских граждан. -М., 1972.
  104. Л.Д. Реализация конституционных прав и свобод советских граждан и деятельность государственных органов. -М., 1987.
  105. Л.Д. Юридический статус личности в России. -М., 1997.
  106. В.А. Советская государственная служба (административно-правовые аспекты): Монография. -Ростов-на-Дону, 1986.
  107. .Н. Конституционный статус органов советского государства. -М., 1982.
  108. Д.А. Основной закон и дальнейшее развитие демократии. -Минск, 1981.
  109. Государственно-правовые проблемы обеспечения и защиты прав граждан. -Тверь, 1992.
  110. Л.А. Конституция СССР правовая основа организации и деятельности органов внутренних дел. -М., 1983.
  111. Н.Л., Колесникова О. М., Тимофеев М. С. Толкование норм права в правоприменительной деятельности ОВД. -М., 1991.
  112. Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы розыскной деятельности органов внутренних дел. -М., 1977.
  113. В.П. Пределы осуществления и защиты гражданских прав. -М., 1972.
  114. К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. Учебное пособие. -М., 1995.
  115. И.Ф. Проблема прав человека в современном российском уголовном процессе (концептуальные положения). -М., 1996.
  116. И.Я. О понятии законного применения норм права. Итоги научно-исследовательской работы за 1970 год. -Свердловск, 1971.
  117. В.И. Современное правовое положение представителя власти (общий правовой аспект): Учебное пособие. -М., 1995.
  118. А.Э. Специальное предупреждение преступлений в СССР. Вопросы теории. -Львов, 1976.
  119. В.М. Права человека и власть закона (вопросы судебной защиты). -М., 1995.
  120. Р.И. Правоотношения по социальному обеспечению в СССР. -М., 1986
  121. О.В. Проблемы судебного контроля при возбуждении и предварительном расследовании уголовных дел. -М., 1996.
  122. О.С. Обязательственное право, -М., 1975.
  123. К.Е., Остинов B.C. Введение в курс профилактики правонарушений. -Горький, 1977.
  124. К.Е., Шмаров И. В. Социальные аспекты предупреждения правонарушений: проблемы социального контроля. -М., 1980.
  125. Ю.Х., Баринов H.A. Правовые средства обеспечения имущественных потребностей граждан. Гражданское право в сфере обслуживания. -Свердловск, 1984.
  126. H.H. Юридическая деятельность понятие, структура, ценность. -Саратов, 1989.
  127. H.H. Организационно-правовые основы деятельности вневедомственной охраны. -Н. Новгород, 1990.
  128. В.А. Права человека в международном и внутригосударственном праве. -М., 1995.
  129. Д.А. Философские проблемы права. -М., 1972.
  130. А.И. Общая теория государства и права (в вопросах и ответах): Учебное пособие. -М., 1996.
  131. Е.В., Лазарев В. В. Усиление права в деятельности советского государства. // Конституция СССР и проблемы укрепления правовой основы государственной жизни. -Свердловск, 1980.
  132. И.Я. Уголовная ответственность: мера и форма выражения. -Свердловск, 1987.
  133. .П., Соловей Ю. П., Черников В. В. Российский закон о милиции. -М., 1992.
  134. Конституция Российской Федерации и совершенствование механизма защиты прав человека / Под ред. Е. А. Лукашевой. -М., 1994.
  135. Конституция и закон: стабильность и динамизм. -М., 1998.
  136. Конституционные права и обязанности советских граждан. -Киев, 1985.
  137. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. / Под ред. Б. А. Страшуна. -М., 1996.
  138. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. -ML, 1997.
  139. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. A.B. Наумова. -М., 1996.
  140. Краткий философский энциклопедический словарь. -М., 1994.
  141. В.В. Роль правовой культуры личности сотрудников органов внутренних дел в функционировании и совершенствовании правоохранительной системы // Труды Академии Министерства внутренних дел Российской Федерации. -М., 1994.
  142. А.Н. Уголовно-правовая охрана прав и свобод человека в России -Саратов, 1996.
  143. З.Г. Ответственность по договору поставки. -М., 1987.
  144. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. -М., 1982.
  145. В.Н. Право и поведение. -М., 1978.
  146. К.Ф., Ковалев М. А. Правоохранительные органы. -М., 1995.
  147. Курс лекций по теории права и государства / Под ред. H.A. Катаева, В. В. Лазарева. -Уфа, 1994.
  148. A.M. Расследование по уголовному делу: процессуальные функции. -М., 1986.
  149. В.В., Левченко И. П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел: Учебное пособие. -М., 1989.
  150. В.В., Попов Н. И. Правовые основы обеспечения общественного порядка. -М., 1987.
  151. .М. Компетенция органов управления. -М., 1972.
  152. В.В. Правовые основы обеспечения общественного порядка. -М, 1987.
  153. В.В. Пробелы в праве и пути их устранения. -М., 1974.
  154. В.В. Теория государства и права. -М., 1992.
  155. Л.И., Воробьев О. В., Колевова Н. С. механизм защиты прав и свобод граждан // Права человека: проблемы и перспективы. -М., 1990.
  156. О.Э. Санкции в советском праве. -М, 1962.
  157. О.Э. Санкции и ответственность по советскому праву. -М., 1981.
  158. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристика, особенности реализации: Учебное пособие. -Уфа, 1990.
  159. С.Л. Формы правового регулирования в деятельности органов внутренних дел по обеспечению реализации конституционных прав и свобод граждан. -Киев, 1981.
  160. В.Д. Теория управления в сфере правоохранительной деятельности. -М, 1990.
  161. Г. В. Социалистическое право и свобода личности. -М., 1968.
  162. Г. В. Понятие права.Подходы и проблемы. -М., 1999.
  163. Н.С. Правонарушение: понятие, причины, ответственность. -М., 1985.
  164. В.К., Овсеенко В. А., Югин В. Я. Предприятие и материальная ответственность. -Киев, 1971.
  165. Н.И. Иностранец: правовая защита. -М., 1993.
  166. Н.И. Правовая система и личность. -Саратов, 1987.
  167. Методы и формы государственного управления. -М., 1977.
  168. К.Б. Методологические и правовые основания реализации личных конституционных прав и свобод человека и гражданина и участие в ней органов внутренних дел: Монография. -СПб., 1997.
  169. Международные неправительственные организации и учреждения: Справочник. -М., 1982.
  170. И.Б., Кузьминский Е. Ф., Мазаев Ю. Н. Права человека в массовом сознании. -М., 1995.
  171. И.Б., Кузьминсий Е. Ф., Мазаев Ю. М. Права человека и социально-политические процессы в посткоммунистической России. -М., 1997.
  172. В.В. О сущности и содержании уголовной ответственности // Актуальные проблемы юридической науки. -Ростов -на-Дону, 1994.
  173. С.С. Право и управление в социалистическом обществе: общетеоретические вопросы // Советское государство и право. 1973. № 6.
  174. . Д. О принуждении по советскому праву // Советское государство и право. 1970. № 7.
  175. Г. П. Некоторые вопросы понятия охраны субъективных прав // Проблема защиты субъективных прав и советское гражданское судопроизводство: Межвузовский тематический сборник. -Ярославль, 1981.
  176. A.A. Юридические гарантии и пределы осуществления прав и свобод граждан // Правоведение. 1986. № 6.
  177. .Т. Об институте юридической ответственности // Советское государство и право. 1975. № 1.
  178. М.И. Механизм современного российского государства // Правоведение. 1996. № 3.
  179. М.И., Сенякин И. Н. Функции государства // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. -М., 1997.
  180. А.Г., Рагинский А. Ю. Правовое воспитание в процессе правоохранительной практики // Организация и эффективность правового воспитания. -М., 1983.
  181. М.Т. Об исследовании проблем правового воздействия на сознание личности в свете нового конституционного законодательства. // Конституция СССР и правовое положение личности. М., 1979.
  182. H.A. Меры защиты в советском праве // Советское государство и право. 1979. № 3.
  183. К.С. О концепции реформы государственной службы в России // Государство и право. 1994. № 4.
  184. Н.С. Формирование гражданского общества решающее условие гарантирования прав человека и гражданина // Проблемы обеспечения законности и прав личности в деятельности органов внутренних дел. Сборник научных трудов. -Ростов-на-Дону, 1995.
  185. З.М.Борисов В. В. О правовой основе развитого социалистического общества // Актуальные вопросы советской юридической науки. -Саратов, 1978.
  186. А.Г., Лазарев B.B. На пути к правовому государству: гарантии укрепления законности // Органы внутренних дел в механизме формирования правового государства. -Уфа, 1991.
  187. A.B. Российская система разделения властей: Традиции и новации // Правоведение. 1997. № 1.
  188. З.П.Васильев В. В. Координационная деятельность министерств СССР// Проблемы совершенствования советского законодательства. Труды ВНИИСЗ. 1976. № 5.
  189. В.М., Шудина Т. Б. Защита права как правовая категория// Правоведение. 1998. № 1.
  190. Н.В. О юридических средствах обеспечения, реализации и охраны прав советских граждан // Правоведение. 1964. № 5.
  191. Н.В. Механизм реализации политических прав и свобод советских граждан // Советское государство в условиях развитого социалистического общества. М., 1978.
  192. Н.В. Социально-правовой механизм реализации конституционных прав и свобод граждан// Конституционный статус личности в СССР. -М., 1980.
  193. Н.В. Правоохранительные органы в политической системе развитого социалистического общества // Государство в политической системе социалистического общества.-М., 1983.
  194. Н.В. Права человека: состояние и перспективы развития // Право и власть. -М.: Прогресс, 1990.
  195. Н.В. Законность: понятие, защита и обеспечение. Лекция // Общая теория права: Курс лекций.-Н.Новгород, 1993.
  196. H.H. Официальное толкование и конкретизация советских правовых норм // Вопросы теории государства и права. Выпуск 2. -Саратов, 1971.
  197. H.H. Причины ошибок в правоприменении // Советское государство и право. 1982. № 4.
  198. В.А. Основы теории государства и права: Тексты лекций. -Ростов -на-Дону, 2000.
  199. К. Непосредственное применение судами конституционных норм// Российская юстиция. 1995. № 12.
  200. В.И. Механизм обеспечения реализации законов в современных услових // Советское государство и право. 1991. № 12.
  201. В.М., Недбайло П. Е. Процессуальная форма и ее социально-юридические возможности в социалистическом обществе // Юридическая процессуальная форма: теория и практика. -М., 1976.
  202. H.JT. Деформация профессионального сознания личности работника правоохранительных органов и возможности ее профилактики // Действие права в новых исторических условиях: Труды Академии Министерства внутренних дел Российской Федерации. -М., 1993.
  203. А.И. Гарантии прав граждан в советском уголовном судопроизводстве // Советское государство и право. 1980. № 2.
  204. Ю.А., Черемных Г. Г. Судебная власть в механизме разделения властей и защите прав и свобод человека // Государство и право. 1997. № 8.
  205. Н.И. Защита личности и прав граждан задача советского уголовного права // Охрана прав личности в социалистическом обществе: Труды ВШ МВД СССР. Вып. 1. -М., 1977.
  206. Законность: понятие, защита и обеспечение // Общая теория права: Курс лекций / Под ред. В. К. Бабаева. -Н. Новгород, 1993.
  207. А.П. Гарантии конституционных прав и обязанностей советских граждан// Ученые записки Саратовского юридического института.-Саратов, 1968. Вып. 17.
  208. И.Б. Конституционное закрепление прав и свобод личности: взгляд извне // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1998. № 2 (23).
  209. В.Т. Защита прав человека главное направление правовой политики России//Правоведение. 1998. № 1.
  210. И.Ф., Поленина C.B. «Закон о законах»: проблемы издания и содержания // Советское государство и право. 1989. № 2.
  211. А.Н. О системе гарантий законности в советском государственном управлении. // Ученые записки Дальневосточного университета.-Владивосток, 1973.
  212. В.П. Институт судебной защиты прав и свобод граждан и средства ее реализации// Государство и право. 1998. № 2.
  213. С.А. Наше будущее свободные граждане свободной страны // Российские вести. 1994. 12 апреля.
  214. С.А. О соблюдении прав человека и гражданина в Российской Федерации // Российская газета. 1994. 25 августа.
  215. А.И. Об источниках прав человека // Государство и право. 1994. № 2.
  216. Конференция по человеческому измерению: Материалы научно-практической конференции. -М., 1994.
  217. В.В. Реализация субъективных прав граждан // Советское государство и право. 1984. № 3.
  218. С.Н. Юридическая ответственность // Общая теория права: Курс лекций. -М, 1994.
  219. В.В. Роль правовой культуры личности сотрудников органов внутренних дел в функционировании и совершенствовании правоохранительной системы // Труды Академии Министерства внутренних дел Российской Федерации. -М., 1994.
  220. Н.И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 1995. № 11.
  221. Курс лекций по теории права и государства / Под ред. проф. H.A. Катаева, проф. В. В. Лазарева. Уфа, 1994.
  222. O.A. Ответственность, меры защиты и санкции в советском гражданском праве: Сборник научных трудов. Вып. 27. -Свердловск, 1973.
  223. В.М. Прямое действие Конституции Российской Федерации и роль судов // Государство и право. 1996. № 4.
  224. И.А., Воробьев О. В., Колесов Н. С. Механизмы защиты прав и свобод граждан // Права человека: проблемы и перспективы. -М., 1990.
  225. Р.З. Государство и право в современном мире // Теория права: новые идеи. -М., 1991.
  226. A.A. Правовая культура правосудия: современные проблемы // Советское государство и право. 1990. № 5.
  227. Е.А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-экономические аспекты // Конституция Российской Федерации и совершенствование механизмов защиты прав человека. -М., 1994.
  228. И.И. Суд в системе государственных органов, реализующих нормы международного права // Государство и право. 1992. № 11.
  229. И.И. «Круглый стол» на тему «Российская правовая система и международное право, современные проблемы взаимодействия» // Государство и право. 1996. № 3.
  230. В.Н. Когда не прав прокурор // Российская газета. 1995. 28 ноября.
  231. А. А. Правовой вакуум новый термин юридической науки // Государство и право. 1997. № 2.
  232. A.B. Правовое государство и его принципы // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. М., 1997.
  233. В.П. Субъективные основания уголовной ответственности// Государство и право. 1995. № 1.
  234. М.И. Правовая система развитого социализма // Советское государство и право. 1983. № 1.
  235. В.В. Проблемы становления негосударственной правоохранительной системы // Право. 1997. № 1.
  236. A.B. О гарантиях прав и свобод советских граждан в общенародном социалистическом государстве // Советское государство и право. 1963. № 8.
  237. A.C. Гарантии прав личности: понятие и классификация. Лекция // Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, A.B. Малько. -М., 1997.
  238. Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. № 6.
  239. Я.Н. О презумпции невиновности в советском уголовном судопроизводстве. // Проблемы охраны прав граждан в сфере борьбы с преступностью: Межвузовский сборник научных трудов. -Иваново, 1980.
  240. И.Ш. Создание органами управления социально-экономических условий для реализации прав и свобод граждан // Административное право и права человека. -Волгоград, 1990.
  241. .Л. Важнейшая проблема прав человека // Права человека в истории человечества и современном мире. -М., 1989.
  242. П.Е. Система юридических гарантий применения советских правовых норм // Правоведение. 1971. № 3.
  243. О применении норм международного права правоохранительными органами Российской Федерации (Обзор материалов научно-практической конференции) // Государство и право. 1996. № 5.
  244. В.А. Субъективные права граждан: основные черты, стадии, гарантии реализации // Советское государство и право. 1971. № 6.
  245. И.Л. Презумпция невиновности: равновесие сил обвинения и защиты // Укрепление защиты и борьба с преступностью в условиях формирования правового государства. -M., 1990.
  246. A.C., Казьмин И. Ф., Рахманина Т. Н. Инициативный проект закона «О нормативно-правовых актах Российской Федерации» // Государство и право. 1992. № 7.
  247. C.B. К разработке концепции закона о нормативных актах // Советское государство и право. 1985. № 5.
  248. С. В., Лазарев Б. М., Лившиц Р. З., Козлов А. Е., Глуш-ко Е.К. Инициативный проект закона «О законах и иных нормативных актах Российской Федерации» // Государство и право. 1995. № 3.
  249. Права человека и статус правоохранительных органов (Материалы симпозиума в Санкт-Петербургском юридическом институте МВД России) // Государство и право. 1994. № 10.
  250. Правозащитные общественные организации России. Справочный отдел // Российская юстиция. 1996. № 7.
  251. Проблемы обеспечения прав человека в деятельности ОВД по материалам Московского совещания. -М., 1991.
  252. H.A. Расширить сферу судебного обжалования // Российская юстиция. 1996. № 3.
  253. В., Чепурнова Н. Судебная власть в конституционной системе разделения властей // Российская юстиция. 1997. № 7.
  254. И.В. Правоприменительные акты органов внутренних дел, обеспечивающие права личности // Органы внутренних дел в механизме формирования правового государства. -Уфа: ВШ МВД РСФСР, 1991.
  255. Ф.М. Гарантии конституционной свободы совести // Советское государство и право. 1983. № 7.
  256. H.H. Правомерное поведение как компонент реализации права // Вопросы осуществления прав и обязанностей в развитом социалистическом обществе. -Казань, 1983.
  257. С.М. Права человека и стандарты деятельности органов внутренних дел Российской Федерации // Права человека и правоохранительная деятельность: Тезисы докладов и сообщений. -Волгоград, 1995.
  258. K.P. Отрицательные качества положительных прав // Конституционное право: Восточноевропейское обозрение. 1993. № 1. (2)
  259. А.Б. Правовое обеспечение предупреждения преступлений // Советское государство и право. 1975. № 11.
  260. В.Г. Права человека в демократическом правовом государстве // Исследование теоретических проблем правового государства: Труды Академии МВД России. -М., 1996.
  261. Система конституционных прав и свобод советских граждан, юридические условия и средства их обеспечения и охраны // Юридические гарантии конституционных прав и свобод в социалистическом обществе. -М., 1987.
  262. Ю.И. Вверх по лестнице с ордером на арест // Российская газета. 1997. 13 марта.
  263. Становление правового государства и функции прокуратуры (Материалы «круглого стола») // Государство и право. 1994. № 5.
  264. М.С. Философия и правоведение // Советское государство и право. 1965. № 5.
  265. М.С. Права личности: вопросы теории // Вопросы философии. 1979. № 4.
  266. Авторефераты и диссертации:
  267. П.В. Соблюдение прав человека как элемент правовой культуры сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Н. Новгород, 1993.
  268. Ю.Г. Обеспечение прав человека и гражданина в нормо-творческой деятельности органов внутренних дел: Автореф. дис.. канд. юрид. наук.-М., 1998.
  269. JI.JI. Нормативные акты правоохранительных органов в СССР (общетеоретический аспект): Дис. канд. юрид. наук. -Харьков, 1990.
  270. O.K. Справедливость и законность в деятельности органов внутренних дел (теоретические проблемы): Дис.. канд. юрид наук. -СПб., 1994.
  271. А.Г. Правоохранительная система (вопросы теории): Дис.. канд. юрид. наук. М., 1992.
  272. С.П. Юридические гарантии законности в СССР и место органов внутренних дел в механизме их реализации: Дис.. канд. юрид. наук.-М., 1991.
  273. С.А. Конституционные средства охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина: Дис. .канд. юрид. наук. -Волгоград, 1999.
  274. А.Ф. Правонарушения в публичном и частном праве: общая характеристика: Автореф. дис. канд. юр ид.наук. -Саратов, 1996.
  275. А.Г. Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами правоохранительной системы в сфере обеспечения прав и свобод граждан (вопросы теории): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Ростов-на-Дону, 1999.
  276. Ф.М. Правовое государство и милиция (теоретико-правовой аспект): Дис.. канд. юрид. наук. -СПб., 1995.
  277. Е.Ю. Правовая основа государственной и общественной жизни (теоретические аспекты): Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1984.
  278. Э.П. Органы внутренних дел в механизме правового государства (правовой аспект): Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1995.
  279. О.В. Ответственность без вины в гражданском праве: Дис. канд. юрид. наук. -СПб., 1996.
  280. В.О. Нормотворчество в органах внутренних дел (теоретические основы): Дис. канд. юрид. наук. -М., 1992.
  281. .В. принцип социальной справедливости в уголовном праве: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -СПб., 1993
  282. H.H. Правовые и организационные основы взаимодействия органов внутренних дел с внутренними войсками в охране общественного порядка: Дис. канд. юрид. наук. -СПб., 1995.
  283. М. Т. Соблюдение прав и свобод граждан в деятельности милиции: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1995.
  284. И.Б. Организация и деятельность органов внутренних дел как предмет правового регулирования (вопросы теории): Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1991.
  285. С.Н. Меры защиты в советском праве: Автореф. дис. канд.юрид. наук.-Свердловск, 1968.
  286. Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях: Дис.. докт. юрид. наук. -М., 1996.
  287. .П. Правовые основы организации и деятельности милиции России. Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1992.
  288. JI.H. Органы общественной самодеятельности и их взаимодействие с органами внутренних дел в укреплении общественного порядка и борьбе с правонарушениями: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. М., 1990.
  289. И.Н. Конституционные права и свободы советских граждан и их развитие в текущем законодательстве: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 1981.
  290. М.Н. Правовые основы формирования и деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект): Дисс.. канд. юрид. наук. -М., 1996.
  291. И.И. Правовой статус работников правоохранительных органов (общетеоретические аспекты): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -М., 1997.
  292. А.Б. принципы законности и их реализация в условиях формирования правового государства: Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Саратов, 1992.
  293. A.B. Ведомственные нормативные акты советского государства: Дис.. канд. юрид. наук. -Свердловск, 1988.
  294. С. Л. Гарантии прав и свобод личности в советском обществе. Дис.. канд. юрид. наук. Киев, 1972.
  295. Р.Х. Правоприменительная деятельность милиции (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис.. докт. юрид. наук. -М., 1994.
  296. А.И. Теоретические вопросы общего и социального предупреждения преступлений: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. -Свердловск, 1975.
  297. A.C. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина (теоретико-правовое исследование): Автореф. дис.. докт. юрид. наук. -Саратов, 1997.
  298. A.B. Правовая культура в деятельности советской милиции. (Вопросы культуры и практики): Автореф. дис.. канд. юрид. наук. -Алма-Ата, 1989.
  299. .И. Социалистическая законность конституционных основ деятельности советского государства по охране основных прав и свобод граждан: Дис.. канд. юрид. наук. -Ростов-на-Дону, 1985.
  300. И.В. Должностные инструкции органов внутренних дел как акты государственного управления: Дис.. канд. юрид. наук. -Киев, 1992.
  301. В.Н. Деятельность милиции в механизме реализации прав и свобод граждан: Дис.. канд. юрид. наук. -Одесса, 1992.
  302. Л.Т. Юрисдикционное правоприменение в системе правовой деятельности органов внутренних дел: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1991.
  303. И.В. Права и свободы личности в СССР и роль органов внутренних дел в их обеспечении: Дис. канд. юрид. наук. -М., 1984.
  304. И.В. Обеспечение и защита прав личности: вопросы теории и практики органов внутренних дел: Автореф. дис.. докт. юрид. наук. -М., 1997.
  305. C.B. Органы внутренних дел в механизме обеспечения прав и свобод граждан: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Волгоград, 1999.
  306. Н.М. Органы внутренних дел в системе правоохранительных органов. Дисс.. канд. юрид. наук. М., 1986.
  307. А.П. Роль органов внутренних дел в укреплении законности и охране прав граждан в сфере предпринимательства: Дис.. канд. юрид. наук. -Киев, 1991.
  308. Ю.П. Правовое регулирование деятельности милиции в Российской Федерации: Дис.. докт. юрид. наук. -М., 1993.
  309. Я.Г. Организационно-правовые основы взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами в городе, районе: Дис. канд. юрид. наук. -M., 1991.
  310. Г. М. Меры защиты в советском гражданском праве: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. -Свердловск, 1973.
  311. Т.В. Юридические гарантии реализации прав и обязанностей советских граждан (вопросы теории): Дис.. канд. юрид. наук. -Свердловск, 1986.
  312. Л.К. Правовая культура личности и роль советской юридической системы в ее формировании: Дис.. канд. юрид. наук. -М., 1982.
  313. .Ю. Субъективные права советских граждан, их охрана и защита. Автреф. дис. канд. юрид. наук. -М., 1972.
  314. М.А. Свобода печати конституционное право советских граждан: Дис.. канд.юрид.наук. -М., 1976.
  315. В.П. Человек и правоохранительная деятельность (фило-софско-правовой аспект): Автореф. дис. докт. юрид. наук. -СПб., 1996.
  316. Ф.А. Политические свободы граждан СССР: Автореф. дис. канд. юрид. наук. -Л., 1965.
  317. А.Н. Социальное обслуживание граждан органами внутренних дел: Автореф. дис. .канд. юрид. наук. -М., 1993.
  318. В.Н. Процессуальные гарантии прав граждан при рассмотрении и разрешении судом жалоб на действие административных органов: Дис. канд. юрид. наук. -Харьков, 1974.
Заполнить форму текущей работой