Анализ использования прибыли предприятия
В ходе анализа необходимо изучить динамику соответствующих показателей и наметить мероприятия, способствующие как повышению отдачи акционерного, гак и рентабельности собственного капитала. Далее определяются резервы увеличения прибыли, основными источниками которых являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества производимой продукции и реализация… Читать ещё >
Анализ использования прибыли предприятия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Конечные результаты и эффективность деятельности предприятия зависят не только от величины полученной прибыли, но и так же рационального ее использования. Примерно четвертая часть прибыли (24%) поступает в бюджет в виде налогов, оставшаяся часть (чистая прибыль) остается в распоряжении предприятия. Здесь важно найти оптимальный подход к ее распределению:
- — на формирование бюджета государства на общественные нужды;
- — расширение производства данного предприятия;
- — выплату дивидендов акционеров предприятия;
- — материальные выплаты работникам предприятии;
- — создание резервных фондов.
Согласно гл. 25 НК РФ каждое предприятие обязано вести два вида учета: бухгалтерский и налоговый. Сравнивая результат полученной прибыли (бухгалтерской и налогооблагаемой), можно определить основные факторы, которые приводят к увеличению налогооблагаемой прибыли, а, следовательно, и к увеличению суммы налога и сокращению части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Факторы, которые влияют на соотношение пропорций между этими частями, можно разделить на внешние и внутренние:
- — внешние: ставки налога на прибыль, ограничения на отчисления в резервные фонды, стоимость внешних источников финансирования;
- — внутренние: уровень рентабельности, наличие высокодоходных инвестиционных проектов, соотношение между переменными и постоянными издержками производства, соотношения между собственным и заемным капиталом, наличия внутренних инвестиционных источников (амортизационного фонда, реализация имущества предприятия) и т. д.
Грамотная дивидендная политика предприятия обеспечивает ему рациональный подход в распределении прибыли и уровне его эффективности. Высокие дивидендные выплаты повышают инвестиционную привлекательность хозяйственного субъекта, но в то же время сдерживает возможности дальнейшего его развития (снижения доли прибыли, направленной на реконструкцию и расширение). Существуют два подхода в теории дивидендной политики.
- 1. Дивиденды выплачиваются после реинвестирования значительной доли прибыли, что предполагает их рост в перспективе.
- 2. Дивидендные выплаты минимальны, но производятся на текущий момент времени, что приводит к минимизации риска акционеров предприятия.
Какой подход принять, зависит от внешних и внутренних факторов, от целей и задач хозяйствующего субъекта, его перспектив развития. Расчет прибыли на одну акцию и факторы, которые влияют на данный результат, был рассмотрен ранее в данной работе.
В ходе анализа необходимо изучить динамику соответствующих показателей и наметить мероприятия, способствующие как повышению отдачи акционерного, гак и рентабельности собственного капитала. Далее определяются резервы увеличения прибыли, основными источниками которых являются увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества производимой продукции и реализация ее на более выгодных рынках сбыта.
Влияние прироста объема реализации на прибыль зависит от соотношения переменных и постоянных издержек и измеряется с помощью показателя производственного левериджа или «эффекта операционного рычага».
В буквальном смысле леверидж понимают как рычаг, при небольшом усилии которого можно существенно изменить результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Соотношение между постоянными и переменными издержками в себестоимости продукции зависит от технической и технологической стратегии предприятия, его инвестиционной политики. Инвестирование капитала в основные средства обусловливает рост постоянных и относительное сокращение переменных расходов. Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными расходами выражается показателем производственного левериджа. «Производственный леверидж», — по определению В. В. Ковалева, — «это потенциальная возможность влиять на валовой доход путем изменения структуры себестоимости и объема выпуска»[1]. Исчисляется уровень производственного левериджа отношением темпов прироста прибыли ДП% (до выплаты процентов и налогов) к темпам прироста объема продаж в натуральных или условно-натуральных единицах ДК%:
Он показывает степень чувствительности валовой прибыли к изменению объема производства. С увеличением уровня производственного левериджа увеличивается степень риска недополучения выручки, необходимой для возмещения расходов.
Пример 1.29. Используя данные таблицы, проведем анализ производственного левериджа.
Анализ производственного левериджа
Показатель. | Предприятие. I. | Предприятие. II. | Предприятие. III. |
Цена изделия, руб. | |||
Себестоимость изделия, руб. | |||
Удельные переменные расходы, руб. | |||
Сумма постоянных затрат, тыс. руб. | |||
Безубыточный объем продаж, шт. | |||
Объем производства, шт. | |||
Вариант 1. | |||
Вариант 2. | |||
Прирост производства, % | |||
Выручка, тыс. руб. | |||
Вариант 1. | |||
Вариант 2. | |||
Сумма затрат, тыс. руб. | |||
Вариант 1. | |||
Вариант 2. | |||
Прибыль, тыс. руб. | |||
Вариант 1. | |||
Вариант 2. | |||
Прирост валовой прибыли, % | 48,9. | ||
Коэффициент производственного левериджа. | 2,45. | 3,25. |
Пр иведенные в таблице данные показывают, что наибольшее значение коэффициента производственного левериджа имеет то предприятие, у которого выше отношение постоянных расходов к переменным. Каждый процент прироста выпуска продукции при сложившейся структуре издержек обеспечивает прирост валовой прибыли на предприятии 1 — 2%, на предприятии II — 2,45%, на предприятии III — 3,25%. Соответственно при спаде производства прибыль на предприятии III будет сокращаться в 1,6 раза быстрее, чем па предприятии I, отсюда на предприятии III более высока степень производственного риска.
Немаловажное влияние на величину прибыли оказывают прочие виды доходов и расходов. Каждый вид реализации прочих активов (основных средств, сырья, материалов и т. д.) имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при анализе. Доходы от реализации имущества прогнозируются с учетом временного фактора: доход от продаж минус дисконтированный доход от возможной эксплуатации оборудования. Особое внимание следует обратить на реализацию излишних материалов. При анализе доходов от аренды необходимо учитывать издержки по содержанию сдаваемого в аренду имущества.
Результаты аналитических расчетов по финансовым результатам предприятия применяются для обоснования бизнес-планов и отдельных управленческих решений.
- [1] Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 1999.