Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Тест диспозиционного оптимизма (ТДО)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инструкция. Пожалуйста, будьте искрении и точны настолько, насколько это возможно. Постарайтесь отвечать так, чтобы ответ на один вопрос не зависел от ответа на другие. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте в соответствии с тем, что чувствуете Вы, а не исходя из того, как ответило бы, по Вашему мнению, большинство людей. Обладает чувством продолжающегося развития и реализации… Читать ещё >

Тест диспозиционного оптимизма (ТДО) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

(адаптация Т. О. Гордеевой, О. А. Сычева, Е. Н. Осина)[1]

Опросник диспозиционного оптимизма (Life Orientation Test — LOT) предложен американскими психологами Майклом Шейером и Чарльзом Карвером в 1985 г. Диспозиционный оптимизм понимается авторами как обобщенные ожидания того, что в будущем будут скорее происходить хорошие события, а не плохие; пессимизм же предполагает выраженность более негативных ожиданий относительно будущего.

Теоретической основой опросника является модель саморегуляции, согласно которой люди совершают усилия, направленные на преодоление трудностей для достижения поставленных целей, лишь до тех пор, пока их ожидания будущих успехов достаточно благоприятны. Когда же у людей возникают серьезные сомнения в достижении успешного результата, они склонны оставлять попытки достичь своих целей. Ощущение приближения к желаемым целям связано с преобладанием позитивного аффекта, и, напротив, при возникновении существенных проблем на пути к достижению целей возникает негативный аффект.

Такой взгляд на поведение и эмоции может быть применен как в контексте анализа ситуативных вариаций в ожиданиях под влиянием разного рода событий, так и в контексте анализа индивидуальных различий. Для объяснения этих различий вводится переменная диспозиционного оптимизма, понимаемая как стабильная личностная характеристика, отражающая позитивные ожидания субъекта относительно будущего.

Инструкция. Пожалуйста, будьте искрении и точны настолько, насколько это возможно. Постарайтесь отвечать так, чтобы ответ на один вопрос не зависел от ответа на другие. Здесь нет правильных или неправильных ответов. Отвечайте в соответствии с тем, что чувствуете Вы, а не исходя из того, как ответило бы, по Вашему мнению, большинство людей.

  • 1. В неопределенных ситуациях я обычно верю, что все будет хорошо.
  • 2. Меня не очень легко вывести из себя.
  • 3. От будущего я не жду ничего особенно хорошего.
  • 4. Я всегда во всем ищу позитив.
  • 5. Я всегда с оптимизмом смотрю в будущее.
  • 6. Общение с друзьями доставляет мне большое удовольствие.
  • 7. Для меня важно всегда быть занятым.
  • 8. Я мало верю в то, что будущее будет хорошим.
  • 9. Я не строю особенно оптимистических планов на будущее.
  • 10. Меня нелегко расстроить.
  • 11. Я верю в то, что все, что происходит, к лучшему.
  • 12. Я редко надеюсь на то, что со мной произойдет что-то хорошее.

Варианты ответов и их количественная оценка:

Не согласен (не согласна) — 0 баллов.

Скорее не согласен (не согласна) — 1 балл.

Ни да, ни нет — 2 балла.

Скорее согласен (согласна) — 3 балла.

Полностью согласен (согласна) — 4 балла.

Ключ к методике:

Прямые утверждения (субшкала позитивных ожиданий): 1, 4, 5, 11.

Обратные утверждения (субшкала негативных ожиданий): 3, 8, 9, 12. Утверждения-«наполнители"'. 2, 6, 7, 10.

Описательная статистика по шкалам ТДО и результаты сравнения распределений мужской и женской выборок (студенческая выборка

юношеского возраста)

Таблица 16.6

Субшкала.

Мужчины (N =581).

Женщины.

(N=581).

Вся выборка (N=581).

t (580) М/Ж.

Размер эффекта (d Коэна).

М

а.

М

а.

М

а.

ТДО".

11,46.

3,26.

11,98.

3,13.

11,79.

3,18.

чО.

II.

Г;

ос.

0.16.

тдо".

11,45.

3,45.

12,48.

3,25.

12,11.

3,36.

3,58 < 0,001).

0,31.

ТДО.

22,92.

5,97.

24,46.

5,61.

23,91.

5,79.

3,08 <0,01).

0,27.

Примечание, t (580) М/Ж — значения Г-критерия Стыодента, полученные при оценке значимости различий средних оценок в мужской и женской выборках.

Интерпретация результатов. Люди с высоким уровнем диспозиционного оптимизма видят желаемые результаты как достижимые, чаще активно реагируют на трудности, прикладывают усилия и настойчивы при стремлении достичь цели. Люди с низким уровнем диспозиционного оптимизма, напротив, не испытывают позитивных ожиданий в отношении преодоления трудностей и чаще отвечают на последние пассивным и избегающим поведением.

Шкала психологического благополучия К. Рифф (адаптация Л. В. Жуковской, Е. Г. Трошихиной)[2]

Данная шкала создана К. Рифф на основе анализа работ К. Г. Юнга, Э. Эриксона, А. Маслоу, К. Роджерса и других, изучения выделяемых авторами аспектов позитивного функционирования личности и поиска точек пересечения взглядов. В результате проведенного анализа К. Рифф остановилась на шести компонентах: автономность, компетентность, личностный рост, позитивные отношения, жизненные цели, самопринятие и рассматривает психологическое благополучие как базовый субъективный конструкт, суммарную оценку по включенным составляющим. В настоящее время существует несколько созданных К. Рифф вариантов опросника, с разным количеством входящих в него вопросов. Приводим методику в адаптации Л. В. Жуковской и Е. Г. Трошихиной. Данный вариант шкалы состоит из 54 вопросов, но может быть использован и в короткой форме — 18 вопросов.

Бланк методики Инструкция. Оцените, пожалуйста, степень согласия с приведенными ниже утверждениями о том, что Вы чувствуете относительно себя и своей жизни. Для этого обведите кружочком цифру, наиболее точно описывающую степень Вашего согласия с утверждением:

  • 5 — совершенно согласен;
  • 4 — согласен;
  • 3 — сложно сказать, и согласен, и не согласен;
  • 2 — не согласен;
  • 1 — категорически не согласен.

Пожалуйста, помните, что здесь нет правильных или неправильных ответов.

1. На мое решение обычно не влияет то, как в таких случаях поступают другие люди.

1 2 34 5.

2. Я умею хорошо распределять время, поэтому успеваю сделать все, что мне необходимо.

1 2345.

3. Меня привлекают дела, которые могут расширить поле моих возможностей.

1 2345.

4. Найдется мало людей, готовых меня выслушать, когда у меня тяжело на душе.

1 2 34 5.

5. Я очень люблю строить планы на будущее и воплощать их в жизнь.

1 234 5.

6. Мне кажется, что многие из тех людей, кого я знаю, взяли от жизни больше, чем я.

1 2 34 5.

7. Я уверен в своем мнении, даже если оно противоречит общепринятым взглядам.

1 2 34 5.

8. Мне очень важно знать, как мои поступки расцениваются другими людьми.

1 234 5.

9. Я часто чувствую, что перегружен своими обязанностями.

1 2 34 5.

10. В жизни я считаю важным все больше и больше узнавать о себе.

1 2 3 4 5.

11. Мне доставляют удовольствие задушевные разговоры с близкими и друзьями.

1 234 5.

12. Мои ежедневные дела кажутся мне бессмысленными.

1 2 34 5.

13. По большому счету я хорошо отношусь к себе и доверяю себе.

1 2 3 4 5.

14. Я хорошо справляюсь с повседневными обязанностями.

1 234 5.

15. Зачастую я меняю принятое решение, если окружающие не согласны с ним.

1 2 34 5.

16. Мне нс хватает способностей, чтобы успешно ладить с людьми.

1 2 34 5.

17. Мне кажется, что я не изменился за прожитые годы.

1 234 5.

18. У меня мало близких понимающих людей, и я чувствую себя одиноким.

1 2 34 5.

19. Я — активный человек в отношении реализации намеченных мною планов.

1 2 34 5.

20. Несмотря на свои недостатки, я принимаю себя таким, какой я есть.

1 2 345.

21. Я считаю важным приобретать новый опыт, меняющий мои привычные представления.

1 2 3 4 5.

22. Я не боюсь высказывать свое мнение, даже если оно противоречит мнению большинства людей.

1 2 34 5.

23. Мне трудно организовать свою жизнь так, как хочется.

1 2345.

24. Моя привычная жизнь устоялась, я не хочу ничего менять и учиться делать что-то по-новому.

1 2 34 5.

25. Когда дело доходит до дружбы, я часто чувствую себя сторонним наблюдателем.

1 2 3 4 5.

26. Размышляя о будущем, я чувствую прилив сил и желание действовать.

1 2345.

27. Пожалуй, мое отношение к себе не такое уж хорошее.

1 2345.

28. Я получаю много теплоты и поддержки от друзей и близких.

1 2345.

29. Для меня важнее быть в согласии с самим собой, чем соглашаться с другими людьми.

1 2 3 4 5.

30. Я смог устроить свою жизнь по своему вкусу.

1 234 5.

31. Я не люблю оказываться в новых ситуациях, которые требуют от меня изменения привычек.

1 2 34 5.

32. Большинство людей считает меня чутким и отзывчивым человеком.

1 2 3 4 5.

33. У меня нет четкого представления о том, чего я стремлюсь достигнуть в жизни.

1 234 5.

34. Когда я оглядываюсь на историю своей жизни, я доволен тем, как все сложилось.

1 2 34 5.

35. Моя жизнь имеет смысл.

1 2 34 5.

36. Довольно часто я меняю поведение, чтобы не выделяться.

1 2 345.

37. Я способен грамотно распоряжаться своими деньгами.

1 2 3 4 5.

38. Я думаю, что человек может развиваться и в преклонном возрасте.

1 234 5.

39. Я знаю, что могу доверять друзьям, и они тоже могут доверять мне.

1 2 34 5.

40. Раньше я ставил себе цели, но теперь это кажется мне пустой тратой времени.

1 2 3 4 5.

41. В жизни у меня были и взлеты, и падения, но в целом я бы не хотел менять прошлое.

1 2 34 5.

42. Я во многом разочарован своими жизненными достижениями.

1 2 3 4 5.

43. Для меня жизнь — постоянный процесс учебы, изменения, роста.

1 234 5.

44. Я часто ловлю себя на мысли, что живу неправильно.

1 2 34 5.

45. Некоторые люди идут по жизни бесцельно, но я не один из них.

1 2 34 5.

46. Я часто чувствую, что я недостаточно способный.

1 2 3 4 5.

47. Для меня всегда было сложно и утомительно поддерживать близкие отношения с людьми.

1 2 3 4 5.

48. Я живу сегодняшним днем и не думаю о будущем.

1 234 5.

49. В целом мне нравится мой характер

1 2 34 5.

50. Трудности повседневной жизни часто утомляют меня.

1 2 3 4 5.

51. Я давно отказался от попыток значительно улучшить или изменить свою жизнь.

1 234 5.

52. На меня очень часто влияют люди с сильными убеждениями.

1 2 34 5.

53. Думаю, что мне всегда недоставало теплых и доверительных отношений с другими людьми.

1 2 34 5.

54. Я оцениваю себя по собственным меркам, а не по критериям других людей.

1 234 5.

Ключ к методике психологического благополучия К. Рифф

Шкала.

Прямые утверждения.

Обратные утверждения.

Автономность.

1,7*, 22, 29, 54*.

8, 15, 36, 52*.

Компетентность.

2, 14*, 30, 37.

9, 16, 23, 46*, 50*.

Личностный рост.

3, 10,21*, 38, 43*.

17, 24,31,51*.

Позитивные отношения.

11*, 28, 32, 39,.

4, 18, 25, 47*, 53*.

Жизненные цели.

5, 19, 26*, 35, 45*.

12, 33, 40, 48*.

Самопринятие.

13, 20, 34*, 41, 49*.

6, 27, 42, 44*.

Общий показатель.

Сумма оценок, но шести шкалам.

Примечание. Звездочкой (*) отмечены вопросы короткого варианта шкалы.

Обратные утверждения считаются по обратной (перевернутой — 5 4 3 2 1) шкале. Значения по прямым и обратным вопросам шкалы суммируются, т. е. значение каждой шкалы может быть от 9 до 45 баллов (в каждой шкале, но 9 вопросов).

Интерпретация шкал. Пример средних значений см. табл. 16.7.

А втономность:

  • (+) Самоопределение и независимость; способен противостоять социальному давлению, мыслить и вести себя независимо; сам регулирует свое поведение; оценивает себя, исходя из личных стандартов.
  • (-) Озабочен ожиданиями и оценками других; при принятии важных решений опирается на суждения других людей; его мышление и поведение подвержено социальному давлению.

Компетентность:

  • (+) Обладает чувством мастерства и компетентности в овладении средой; осуществляет разнообразные виды деятельности; способен выбирать или создавать подходящий контекст для реализации личных потребностей и ценностей.
  • (-) Трудно справляться с повседневными делами; чувствует, что неспособен улучшить или изменить окружающие обстоятельства; не осознает возможности, предоставляемые окружающей средой; отсутствует чувство контроля над внешним миром.

Личностный рост:

  • (+) Обладает чувством продолжающегося развития и реализации своего потенциала; видит свой рост и экспансию; открыт новому опыту; наблюдает все большее совершенствование себя и своего поведения с течением времени; изменения отражают все большее познание себя и эффективность.
  • (-) Чувство личностной стагнации; отсутствует ощущение улучшения и экспансии со временем; чувство скуки и незаинтересованности в жизни; чувствует себя неспособным приобретать новые установки и способы поведения.

Позитивные отношения:

  • (+) Получает удовлетворение от теплых, доверительных отношений с другими; заботится о благополучии других; способен к сильной эмпатии, привязанности и близости; понимает необходимость идти на уступки во взаимоотношениях.
  • (-) Испытывает недостаток близких, доверительных отношений с другими; ему трудно заботиться о других, быть теплым и открытым; изолирован и фрустрирован в межличностных отношениях; не стремится идти на компромисс для поддержания важных связей с другими.

Жизненные цели:

  • (+) Имеет цели в жизни и чувство направленности; чувство осмысленности своего прошлого и настоящего; имеет убеждения, придающие жизни цель; у него есть основания и причины для того, чтобы жить.
  • (-) Пет чувства осмысленности жизни; недостаток целей, чувства направленности; не видит целей и в своем прошлом; отсутствуют воззрения и убеждения, придающие жизни смысл.

Самопринятие:

  • (+) Позитивно относится к себе и своему прошлому; осознает и принимает свои разные стороны, включая как положительные, так и отрицательные качества.
  • (-) Неудовлетворен собой; разочарован своим прошлым; обеспокоен определенными личностными качествами; желает не быть тем, кем является.

Средние значения шкал методики (женщины, N= 500).

Таблица 16.7

Шкала.

М

а.

Автономность.

30,50.

4,60.

Ком петентность.

29,15.

5,01.

Личностный рост.

33,61.

4,86.

Позитивные отношения.

33,74.

5,17.

Жизненные цели.

33,56.

5,15.

Самопринятие.

32,08.

5,46.

Общий показатель.

192,64.

22,29.

Контрольные вопросы и задания

  • 1. Как понимается психологическая зрелость личности в различных подходах? Через какие критерии она может быть операционализирована?
  • 2. Проиллюстрируйте проявления гетерохронности в развитии психологической зрелости личности в период взрослости.
  • 3. Какие подходы к изучению благополучия личности можно выделить?
  • 4. Как соотносятся понятия психологической зрелости и благополучия личности?

Рекомендуемая литература

  • 1. АргайЛу М. Психология счастья / М. Аргайл. — СПб.: Питер, 2003.
  • 2. Головейу Л. А. Психологическая зрелость личности / Л. А. Головей [и др.]. — СПб.: Скифия-Принт, 2014.
  • 3. Олпорт, Г. Становление личности / Г. Олпорт. — М.: Смысл, 2002.
  • 4. СелигмаНу М. Новая позитивная психология: научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман. — М.: София, 2006.
  • 5. Феномен и категория зрелости в психологии / иод ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. — М., 2007.
  • [1] Гордеева Т. О., Сычев О. А, Осин Е. II. Разработка русскоязычной версии теста диспо-зициоиного оптимизма (LOT) // Психологическая диагностика. № 2. 2010.
  • [2] Жуковская Л. ВТрошихина Е. Г. Шкала психологического благополучия К. Рифф //Психологический журнал. Т. 32. № 2. 2011.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой