Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практикум. 
Управление персоналом

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В ночное время работник проработал за месяц 30 ч, доплата установлена 40% тарифной ставки. Часовая тарифная ставка работника — 160 руб. Всего за месяц отработано 170 ч. Рассчитайте заработок работника с учетом доплат за работу в ночное время. При подсчете среднего баала по каждому респонденту суммируются баллы по всем перечисленным вопросам, затем вычитается ответ на вопрос № 16 (как… Читать ещё >

Практикум. Управление персоналом (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Раскройте содержание понятий «потребность», «мотив», «мотивация», «вознаграждение» применительно к практике управления человеческими ресурсами.
  • 2. В чем заключается сущность функции мотивации в управлении человеческими ресурсами? Опишите модель мотивации через потребности.
  • 3. Сформулируйте основные положения теорий X и УД. МакГрегора. Каковы возможности применения данных теорий в практике управления человеческими ресурсами?
  • 4. Охарактеризуйте теорию Z У. Оучи. Опишите основные методы стимулирования работников «типа X», «типа У» и «типа Z».
  • 5. В чем заключается отличие процессуальных теорий мотивации от содержательных?
  • 6. Опишите основные первичные и вторичные потребности в теории А. Маслоу. Что такое дефицитарные и бытийные потребности, ценности, познание и любовь, метапатологии с точки зрения А. Маслоу?
  • 7. Какие потребности выделяли К. Альдерфер и Д. МакКлелланд? Сформулируйте принципы зависимости активизации потребностей от степени их удовлетворения, но К. Альдерферу.
  • 8. Что такое гигиенические и мотивирующие факторы с точки зрения Ф. Герцберга? Каким образом они влияют на мотивацию работников?
  • 9. Какие выводы можно сформулировать на основе процессуальных теорий? Опишите основные блоки модели Портера — Лоулера.
  • 10. Раскройте сущность заработной платы, содержание и проявление экономических интересов с точки зрения основных экономических субъектов — наемного работника, работодателя и государства.
  • 11. Перечислите основные формы и системы оплаты труда. Охарактеризуйте основные условия применения сдельной и повременной форм оплаты труда. В чем состоят преимущества и недостатки данных форм оплаты труда?
  • 12. Опишите основные системы сдельной формы оплаты труда. Приведите примеры использования данных систем на практике.
  • 13. Как начисляется повременная заработная плата при почасовой, поденной оплате и оплате на основе месячных окладов?
  • 14. В каких случаях целесообразно применять смешанные и дифференцированные системы оплаты труда? Приведите примеры использования данных систем на практике.
  • 15. Для реализации каких целей и задач проводится деловая оценка персонала? Раскройте сущность основных элементов оценки. Приведите примеры «жестких» и «мягких» показателей оценки персонала.
  • 16. Охарактеризуйте основные проблемы, связанные с применением традиционных и нетрадиционных методов оценки персонала. Объясните, почему оценка является «сквозной» технологией управления персоналом.

Практическое задание Кейс «Типология мотивации трудовой деятельности»1. Проведите социологический опрос с использованием блока вопросов (табл. 8.2), целью которого является определение: 1) ценностной ориентации работника; 2) силы мотивации; 3) направленности мотивации работника; 4) направлений совершенствования работы по стимулированию работников.

Описание ситуации. Каждый человек имеет представление об идеальной для себя работе. Приведем несколько высказываний о том, что такое хорошая работа. Подумайте в какой мерс каждое из них соответствует вашему представлению о хорошей работе.

Постановка задачи. Ответьте на вопросы блока, обведя кружком номера ответов. Рассчитайте тип, силу и направленность мотивации трудовой деятельности.

Методические указания. Для определения ценностной ориентации работников блок вопросов об идеальной работе разбивается на четыре подгруппы, каждая из которых включает определенный перечень вопросов и дает представление об идеальной работе, как работе, направленной в первую очередь на содержание работы (вопросы 13,20,23,25); общественную полезность (вопросы 15,19,24); оплату труда (вопросы 14,17, 22); статус работника (вопросы 18, 21, 26).

Фрагмент анкеты обследования мотивации трудовой деятельности работников.

Таблица 8.2

Против каждого высказывания обведите номер в той колонке, которая совпадает с вашим мнением.

Соответствует.

Не соответствует.

Полностью.

Частично.

13. Хорошая работа — это самостоятельная работа, позволяющая решать самому, что и как делать.

14. Хорошая работа позволяет получить жилье, устроить ребенка в хороший садик, получить путевку.

15. Работа — наш долг перед обществом. Любая работа хороша, если она необходима.

16. Хорошая работа должна оставлять время и силы, чтобы пользоваться всем, что дает жизнь.

17. Хорошая работа та, которая дает хороший заработок.

18. Если тебя окружают люди, с которыми можно общаться, — это хорошая работа.

19. Хорошая работа та, которая дает возможность приносить пользу людям.

1 Управление персоналом: учебник для вузов / под ред. А. Я. Кибанова, Л. В. Ивановской. М.: Экзамен, 2006. С. 304−308.

Против каждого высказывания обведите номер в той колонке, которая совпадает с вашим мнением.

Соответствует.

Не соответствует.

Полностью.

Частично.

20. Хорошая работа та, которая позволяет всесторонне использовать свои знания и способности.

21. Хорошая работа та, которая дает возможность продвижения по службе.

22. Хорошая работа обеспечивает достаток в доме, возможность приобретать, что хочется.

23. Хорошая работа — это, прежде всего, интересная работа, доставляющая удовольствие.

24. Хорошая работа позволяет выпускать продукцию, пользующуюся спросом.

25. Хорошая работа заставляет повышать квалификацию, пополнять знания.

26. Хорошая работа та, которая дает возможность заслужить уважение окружающих.

В этот перечень не включен ответ на вопрос № 16, который является антимотивационным и означает отсутствие трудовой мотивации.

Эти подгруппы объединяются в две группы, первая из которых (включает подгруппы 1 и 2) характеризует ценностную ориентацию, а вторая (включает подгруппы 3 и 4) — прагматическую ориентацию. Подгруппа 1 — вопросы 13,20,23,25; подгруппа 2 — вопросы 15,19,24; подгруппа 3 — вопросы 14,17,22; подгруппа 4 — вопросы 18,21,26.

По каждой группе рассчитывается среднее количество баллов для каждого респондента, как среднеарифметическое.

Если средний балл по первой группе выше среднего балла по второй группе, то у респондента ценностная ориентация и I тип мотивации.

Если наоборот, то прагматическая ориентация и III тип мотивации.

При равном количестве баллов в группах респондент относится ко II типу мотивации с нейтральной ориентацией.

Результаты опроса, распределение вопросов по подгруппам и средний балл по группам у каждого респондента представьте в виде таблицы.

При подсчете среднего баала по каждому респонденту суммируются баллы по всем перечисленным вопросам, затем вычитается ответ на вопрос № 16 (как антимотивационный) и делится на общее количество вопросов в этом блоке (14).

Приведем пример. В результате расчетов общая сумма баллов по респонденту № 1 составила 30, т. е.:

Практикум. Управление персоналом.

На вопрос 16 он дал ответ «1» — количество баллов 3. Тогда среднее количество баллов по этому респонденту будет:

Практикум. Управление персоналом.

На основе этого среднего количества баллов производится классификация респондентов по силе мотивации и направленности мотивации (табл. 8.3).

Сила и направленность мотивации

Кол ичествен н ы й показатель.

Качественная характеристика.

Количествен н ы й показатель.

Качественная характеристика.

Средний балл.

По силе мотивации.

Средний балл.

По направленности.

1−1,59.

Слабая мотивация.

Превышает 2,5.

Мотивы достижения.

1,6−2,39.

Средняя мотивация.

1,5−2,5.

Мотивы сохранения.

2,4−3,0.

Сильная мотивация.

Не превышает 1,5.

Отсутствие мотивации вообще.

Так, в рассмотренном выше примере тип мотивации у респондента № 1 классифицируется как «III», поскольку у него средний балл по второй группе выше, чем по первой (2,33 > 2,29) и т. д.

В результате обработки данных респондентов необходимо заполнить таблицу в соответствии с приведенным ниже примером (табл. 8.4).

Результаты диагностики мотивации трудовой деятельности респондента

Таблица 8.4

Количественный показатель.

Качественная характеристика.

Сила мотивации.

Средняя.

Средний балл.

1,93.

Направленность мотивации.

Сохранения.

Тип мотивации.

III.

Определите преобладающие в группе респондентов силу мотивации, ее направленность и тип. Прокомментируйте полученные результаты.

Задачи

  • 1. Дневная тарифная ставка рабочего по разряду работ составляет 700 руб., а сменная норма выработки — 10 шт. Рассчитайте заработную плату рабочего по сдельнопремиальной системе, если он произвел за месяц 240 изделий. Начислена премия 35% от сдельной заработной платы.
  • 2. Определите размер заработной платы вспомогательного рабочего по косвенной сдельной системе, если обслуживаемый им основной рабочий изготовил за месяц 250 ед. продукции. Дневная тарифная ставка вспомогательного рабочего составляет 700 руб., сменная норма выработки основного рабочего — 10 ед. продукции.
  • 3. Определите месячную заработную плату рабочего 3-го разряда, если его часовая тарифная ставка составляет 83,5 руб. Рабочий отработал 168 ч. По условиям премирования за сдачу 100% продукции с первого предъявления выплачивается премия в размере 40% повременной заработной платы, а за каждый процент снижения этого показателя премия уменьшается на 2,5%. Фактически с первого предъявления сдано 95% продукции.
  • 4. В ночное время работник проработал за месяц 30 ч, доплата установлена 40% тарифной ставки. Часовая тарифная ставка работника — 160 руб. Всего за месяц отработано 170 ч. Рассчитайте заработок работника с учетом доплат за работу в ночное время.
  • 5. Рабочий за месяц отработал 170 ч, из них 100 ч во вредных условиях труда. Тарифная ставка рабочего за час работы — 160 руб. В соответствии с аттестацией условий труда для работы на данном участке установлена доплата в размере 12% тарифной ставки. Рассчитайте заработную плату рабочего за месяц.

Тесты.

  • 1. Мотивы, направленные на устранение напряжения организма — это:
    • а) мотивы роста;
    • б) дефици гариые мотивы;
    • в) вершинные переживания;
    • г) ни один из ответов не верен.
  • 2. К содержательным теориям мотивации относят:
    • а) теорию ожиданий В. Врума;
    • б) теорию высших потребностей Д. МакКлелланда;
    • в) модель Портера — Лоулера;
    • г) теорию «X» и «Y» Д. МакГрегора;
    • д) двухфакторную теорию Ф. Герцберга.
  • 3. Материальными стимулами трудовой деятельности являются:
    • а) высокая степень самостоятельности и ответственности;
    • б) гибкие социальные выплаты;
    • в) улучшение условий труда;
    • г) участие в прибылях;
    • д) статус в коллективе.
  • 4. Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности:
    • а) мотив;
    • б) установка;
    • в) интерес.
  • 5. Повременную форму заработной платы целесообразно применять в случаях, когда:
    • а) возможно заранее определить объем, номенклатуру и трудоемкость выполняемых работ;
    • б) затруднительно предварительно определить объем, номенклатуру и трудоемкость выполняемых работ;
    • в) количественные показатели работы зависят от усилий работника;
    • г) количественные показатели работы не зависят от усилий работника;
    • д) затруднительна или экономически нецелесообразна разработка норм затрат и результатов труда;
    • е) возможен учет количественного результата индивидуальной или коллективной работы.
  • 6. Основными формами оплаты труда являются:
    • а) тарифная и бестарифная;
    • б) прямая и косвенная;
    • в) сдельная и повременная;
    • г) количественная и качественная.
  • 7. При анализе содержания работы могут применяться следующие методы:
    • а) наблюдения;
    • б) тестирования;
    • в) бизнес-кейсов;
    • г) систематического анализа состояния работы с использованием перечня контрольных вопросов и требований к содержанию работы;
    • д) анализа мнений непосредственных руководителей и исполнителей.
  • 8. Прямая сдельная заработная плата определяется путем умножения:
    • а) часовой тарифной ставки па нормированную трудоемкость фактически выполненных работ;
    • б) объема фактически выполненных работ (в руб.) на норматив заработной платы в рубле продукции;
    • в) фактической выработки на сдельную расценку;
    • г) фактически отработанного времени на часовую тарифную ставку.
  • 9. К транфертным платежам относят:
    • а) ставку заработной платы;
    • б) денежные и неденежные льготы за счет работодателя;
    • в) пособия;
    • г) стипендии;
    • д) пенсии.
  • 10. Взаимоотношения с коллегами и социально-психологический климат в коллективе, по мнению Ф. Герцберга, являются:
    • а) гигиеническим фактором;
    • б) мотиватором.
  • 11. Согласно теории иерархии потребностей А. Маслоу:
    • а) для того чтобы человек был мотивирован потребностями, расположенными вверху иерархии, должны быть более или менее удовлетворены нижележащие потребности;
    • б) деятельность человека, в том числе и трудовая, полимотивирована;
    • в) чем субъект выше может подняться в иерархии потребностей, гем большую индивидуальность и психическое здоровье он проявляет;
    • г) потребности разделяются на дефицитарные и бытийные;
    • д) все ответы верны.
  • 12. Моральными стимулами трудовой деятельности выступают:
    • а) статус в коллективе;
    • б) участие в прибыли;
    • в) гибкие социальные выплаты;
    • г) интересная, творческая работа;
    • д) улучшение условий труда.
  • 13. Общественное признание заслуг работника является:
    • а) стимулом;
    • б) мотивом.
  • 14. К процессуальным теориям мотивации относят:
    • а) теорию справедливости Дж. С. Адамса;
    • б) модель Портера — Лоулера;
    • в) теорию иерахии потребностей А. Маслоу;
    • г) теорию «X» и «Y» Д. МакГрегора;
    • д) теорию «Z» Оучи.
  • 15. Для исследования мотивов трудового поведения могут применяться:
    • а) анкета;
    • б) социометрия;
    • в) контент-анализ;
    • г) наблюдение;
    • д) интервью.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой