Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Правила ведения психологического консультирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В психологическом консультировании за редким исключением не должно быть места личным воспоминаниям и собственно исповеди консультанта перед клиентом, то есть психолог-консультант и клиент в процессе консультирования не должны меняться своими ролями. Психологу-консультанту не следует стремиться понимать клиента только по аналогии с самим собой. Его задача иная — постараться понять клиента изнутри… Читать ещё >

Правила ведения психологического консультирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Консультант не должен строить никаких гипотез о сути проблемы клиента до тех пор, пока достаточно полно не узнает о его личности и жизни. Проводя психологическое консультирование и ставя психологический диагноз клиенту и его проблеме, психолог-консультант не должен рассматривать клиента как объект бесстрастного изучения или как-то пытаться манипулировать или экспериментировать с ним.

В психологическом консультировании за редким исключением не должно быть места личным воспоминаниям и собственно исповеди консультанта перед клиентом, то есть психолог-консультант и клиент в процессе консультирования не должны меняться своими ролями. Психологу-консультанту не следует стремиться понимать клиента только по аналогии с самим собой. Его задача иная — постараться понять клиента изнутри, как своеобразную, уникальную личность, отличную от него самого. Занимаясь толкованием исповеди клиента, консультант формулирует свои суждения о нем и о его проблеме в предположительной, но не в безапелляционно-утвердительной форме. Правильным будет высказывать их клиенту в виде гипотез, которые со своей стороны должен подтвердить или опровергнуть клиент.

Чем меньше профессионального опыта у психолога-консультанта, тем больше времени он должен уделять внимательному выслушиванию исповеди клиента и тем осторожнее формулировать свои выводы. Иногда весьма полезно вести и затем анализировать видеозаписи хода психологической консультации. Объяснить их необходимость клиенту можно, сославшись, например, на то, что и он сам сможет лучше себя понять и успешнее решить свои проблемы, если увидит себя на экране как бы со стороны.

Правила поведения в процессе консультирования:

  • 1. Полностью сосредоточьтесь на клиенте (определите круг основных проблем клиента).
  • 2. Будьте чутким к собеседнику, тщательно выслушивайте его (создание эмоционального настроя в ПК).
  • 3. Постарайтесь понять, ждет ли клиент Вашего мнения. Соблюдение этого правила избавит клиента от психологической экспансии.
  • 4. Выражайтесь четко, прямо, конкретно на доступном для клиента языке.
  • а) ограничение речи психолога в диалоге (вербальная активность психолога должна быть сведена до минимума);
  • б) приближение разговорной речи психолога к языку клиента;
  • в) краткость и точность высказываний психолога.
  • 5. Высказывайте свою точку зрения полностью и в корректной форме, поскольку иначе можно «задеть» клиента.
  • 6. Отделяйте факты от мнений. Мнение психолога воспринимается клиентом как совет.
  • 7. Убедитесь, что вас слушали и услышали.

Особенности поведения корифеев-консультантов: 1. Они знают, какого результата хотят добиться. Главное — в это надо верить самому консультанту. Если он в это не верит, то кто же поможет. 2. Они достаточно гибкие в своем поведении. 3. Они умеют генерировать у себя множество поведенческих реакций, чтобы добиться от человека такого ответа, который ему нужен. 4. Они обладают достаточным сенсорным опытом для того, чтобы заметить, получили ли они тот ответ, которого добивались.

Дж. Гриндер считает, что консультант обязан экспериментировать с каждым клиентом, чтобы развивать свои профессиональные навыки, поскольку в будущем психолог должен помогать все лучше все большему количеству людей. Если, скрываясь под маской профессионализма, консультант не будет совершенствовать свои навыки и экспериментировать, то он пропустит свой шанс и профессионализм станет для него способом ограничивать себя.

Опытные психологи предостерегают клиента от преждевременности заверений. В крайнем случае, психолог занимает уклончивую позицию. Важно постоянно осторожно относиться к тому, что и какие слова являются важными для клиента. Психолог своим поведением показывает, как радоваться жизни, поскольку парализованный страхом человек становится менее открытым. Таким образом, поведение психолога-консультанта в зависимости от его соответствия правилам консультирования может быть директивным (подмена вопросов клиента своими вопросами; манипуляция клиентом; психолог берет на себя ответственность за клиента; дает советы, рекомендации) или не директивным (осторожность; доверие; следит за клиентом; принимает версии как субъективно правдоподобные).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой