Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информационная революция. 
Социология интернета

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Согласно концепции М. Маклюэна1 развитие человеческой цивилизации рассматривается с точки зрения изменения каналов и качества коммуникации, а вступление в информационную эру — как закономерная стадия развития средств коммуникации от дописьменной эпохи, фонетического письма и печатной книги («Гутенберговой галактики»). Современные электронные системы связывают человечество в единое целое… Читать ещё >

Информационная революция. Социология интернета (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Революция в сфере высоких технологий 1990;х гг., компьютеры, телевидение, Интернет, и бурное развитие ИТ сегодня изменили человеческую жизнь так же, как паровая машина, электричество и двигатель внутреннего сгорания в прошлом. Сегодня основной упор делается на сборе, обработке и распределении информации. Информационная революция и связанная с ней информационная индустрия стали частью жизни многих людей на протяжении уже более 40 лет. Еще Т. Умесао[1][2] в 1963 г. предсказывал приход информационной индустрии. В 1960;е гг., как уже говорилось, Д. Белл ввел понятие «постиндустриальное общество». Эту идею независимо от него высказывали X. С. Дордик[3] и его коллеги из Университета Южной Калифорнии в 1970;х гг. Они предположили, что современные телекоммуникационные и ИТ будут фаворитами грядущей информационной эпохи. В 1981 г. Ф Уильямс выступил с идеей коммуникационной революции, а Ф. Мэклап и М. Порат предложили идеи относительно роли информационного общества в научноисследовательской деятельности, производстве и распространении знаний и зарождающейся в США информационной экономики[4].

Происходящая с конца XX в. информационная революция получила выражение в создании компьютерной техники, глобальной сети коммуникаций, охватившей национальные государства и их правительства, фирмы, предприятия, организации, университеты, школы и миллиарды людей во всем мире[5]. Изменились способы и формы хранения, обработки и передачи информации. Быстрыми темпами растет число пользователей Интернета: если в 2000 г. их было 360 млн, то к 2010 г. насчитывалось уже 1,7 млрд чел. Аналитики Google прогнозируют, что к 2020 г. во всем мире будет более 5 млрд пользователей Интернета, а основным устройством доступа станет смартфон.

Мобильные устройства — самые популярные инструменты коммуникации и работы с интернет-трафиком. Образуя коммуникативные сети, они обеспечивают эффективную межличностную, производственную, бизнес-финансовую, учебно-образовательную, научную и корпоративную коммуникацию. Интернет — самая мощная информационная глобальная система, имеющая доступ к основным информационным, культурным и образовательным ресурсам. Эта сеть охватывает всю планету, телекоммуникации, мобильную связь. Интернет-коммуникации — важнейшая часть информационного общества, а компьютеры, подключенные к глобальной сети, составляют, образно говоря, его производственные «станки». Эти «станки» производят или обрабатывают и передают информацию, способствуют развитию интеллектуальных технологий, новых форм коммуникативных интеракций, а также научной, образовательной, экономической и политической деятельности. Поэтому говорят об «экономике знаний», «знаниевом обществе», «индустрии знаний». Такое общество в своем развитии зависит от совершенствования и прогресса в сфере IT.

Информационная революция породила новый тип социальности и социальных отношений, изменив уровень информационной обеспеченности индивидуумов и организаций1. Информационное общество — это общество инновационных стратегий и технологически интенсивной экономики. Широкая сеть коммуникаций, взаимодействие знаний и инноваций в глобальном масштабе закладывают основы дальнейшего развития. Согласно Н. Штиру быстрое развитие нанотехнологий, биотехнологий, нейрогенетики, когнитивных наук, информационных цифровых технологий обнадеживает относительно перспектив развития человеческих возможностей, однако они несут определенные биосоциальные риски[6][7].

Можно говорить об антропологических, социальных, гуманитарных, политических, психологических и культурных аспектах информационной революции. Она может иметь самые неожиданные последствия для генотипа и фенотипа человека. Установленная корреляция и взаимодействие между технологическим и культурным развитием общества — только первые шаги к осмыслению происходящих перемен.

Информационная революция изменила характер визуального и образного восприятия окружающей действительности, объем информации, обрушившейся на человека, привнесла новые интерпретации и ценности, столкнувшись с локальным и традиционным. Жизненый уклад, принципы формирования человеческих общностей, их верования, нормы и ценности подвергаются разрушительному воздействию глобального информационного пространства новых смыслов и ценностей.

Символом аграрного общества была мотыга, тофлеровского общества второй волны (индустриального) — производственный конвейер, а символом общества третьей волны стал компьютер. Столкновение двух последних цивилизаций влечет за собой социальное напряжение, опасные конфликты, новые политические отношения, изменение представлений о семейной жизни и морали. Хаос в политической жизни ведет к дезинтеграции личности. Происходящие перемены вызывают последствия в разных, казалось бы, отдаленных друг от друга, областях.

Согласно концепции М. Маклюэна1 развитие человеческой цивилизации рассматривается с точки зрения изменения каналов и качества коммуникации, а вступление в информационную эру — как закономерная стадия развития средств коммуникации от дописьменной эпохи, фонетического письма и печатной книги («Гутенберговой галактики»). Современные электронные системы связывают человечество в единое целое, преодолевая узколокальные способы коммуникации, превращают всю планету в «глобальную деревню». По мнению Маклюэна, аудиовизуальная эпоха гармонизирует отношения и баланс между устным и визуальным типами культуры, более органично распределяя информационную нагрузку между зрением и слухом, не ограничивая их рамками «здесь и сейчас». Коммуникация претерпевает качественное изменение, становясь глобальной.

Как отмечает Ш. Вентурелли, «повсеместно связанное широкополосной мультимедийной сетью информационное общество может стать богатейшим источником созидательной, диверсифицированной, обогащающей и демократизирующей коммуникации, когда-либо связывающей человечество. Оно может превратиться в первое в истории человечества настоящее „средство массовой информации и коммуникации“, позволяя каждому человеку с помощью простых в использовании устройств распространять одновременно свои идеи многотысячной аудитории Оно может стать средством организации общественной жизни и активного участия в ней всех граждан»[8][9].

Коммуникация как обмен информационными потоками побудила некоторых ученых, например, М. Постера[10], трактовать информацию как экономическую категорию, распространяя модель товарных отношений на сферу информационных взаимодействий, видя в этом ключ к адекватному пониманию специфики социальных отношений в постиндустриальном обществе. Постер, придерживаясь подхода Маклюэна, рассматривает информацию в терминах производства и обмена, выделяя такие типы обмена, как устно опосредованный — «лицом к лицу» (face-to-face), письменный, опосредованный печатью, и электронно-опосредованный.

Д. С. Робертсон1 считает, что качество информации зависит от принципа ее кодирования, который претерпевал изменения начиная с первой коммуникационной революции, связанной с появлением естественного языка, и вплоть до последней — информационной и сетевой, и, по сути, определял технологическое и культурное развитие. Примитивность языка в прошлом, трудности языкового общения, обусловленные племенными, этническими и народными рамками, особенностями дописьменной культуры, существенным образом ограничивали коммуникативные возможности родоплеменного сообщества.

Изобретение письменности — это вторая информационная революция, которая привела к качественному скачку в социальном и культурном развитии общества. Книгопечатание — третья информационная революция, заложившая предпосылки индустриального и научного развития западной цивилизации. Четвертая (связанная с открытиями в области электричества на протяжении XVII—XIX вв.) и пятая революции (начавшаяся с изобретением в середине XX в. микропроцессорной технологии) привели к возникновению нового типа общества[11][12]. Изобретение письменности, которая предоставляла возможность хранить и накапливать информацию, вести учет хозяйственной деятельности, дало толчок к созданию государства. Развитие способности человека оперировать информацией, создавать знаковые и символические системы, языки, формализовать знания выступает в качестве главной детерминанты изменений в экономической системе, социальной структуре и культуре.

  • [1] Кастелъс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. С. 77.
  • [2] См.: Dordick Н. S., Wang G. The Information Society — Retrospective View. P. 1.
  • [3] См.: Там же.
  • [4] Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in US. Princeton. N. J. :Princeton University Press, 1962; Porat M. U. The Information Economy. Washington D. C. :US Department of Commerce, Office of Telecommunications, 1977.
  • [5] Okin J. R. The Information Revolution: The Not-for-dummies Guide to the History, Technology, and Use of the World Wide Web. Winter Harbor ME. Ironbound Press, 2005.
  • [6] The Knowledge Society: The Growing Impact of Scientific Knowledge on Social Relations (Sociology of the Sciences Yearbook) / ed. by G. Bohme, N. Stehr. Dordrecht: Publisher ;Springer, 1986.
  • [7] Stehr N. Knowledge Politics: Governing the Consequences of Science and Technology (Political Economy of the World-System Annuals). L.: Boulder CO.; Paradigm Publishers, 2006.
  • [8] Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Сотворение человека печатной культуры. Киев: Ника-Центр, 2003.
  • [9] Venturelli S. Cultural Rights and World Trade Agreements in the Information Society //Gazett, 1998. Vol. 60. № 1. P. 59.
  • [10] Poster M. The Mode of Information: Poststructuralism and Social Context. Cambridge: Polity Press, 1990.
  • [11] Robertson D. S. The Information Revolution // Communication Press. 1990. V. 17. № 2.P. 235—254.
  • [12] Ibid.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой