Принципы антикоррупционной экспертизы
Второй принцип организации антикоррупционной экспертизы преследует цель устранения ситуаций, когда экспертом проверяется только сам нормативный акт без учета его места и значения в системе других нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза только в том случае может быть объективной, если наряду с исследуемым актом проверке подвергся весь массив законодательства, регулирующий… Читать ещё >
Принципы антикоррупционной экспертизы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), согласно ст. 2 Федерального закона об антикоррупционной экспертизе, являются:
- 1) обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
- 2) оценка нормативного правового акта во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
- 3) обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
- 4) компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов;
- 5) сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.
Первый принцип предполагает обязанность государственных органов и органов местного самоуправления проводить антикоррупционную экспертизу каждого проекта нормативного правового акта. Если следовать «букве закона», то в обязательном порядке антикоррупционная экспертиза должна проводиться только в отношении проектов нормативных актов, однако, в ст. 1 Федерального закона об антикоррупционной экспертизе в качестве объекта проверки названы не только проекты, но и действующие нормативные правовые акты. Иные положения этого закона, например ст. 3, также позволяют сделать вывод о том, что в обязательном порядке экспертизе подвергаются как проекты, так и действующие акты.
Второй принцип организации антикоррупционной экспертизы преследует цель устранения ситуаций, когда экспертом проверяется только сам нормативный акт без учета его места и значения в системе других нормативных правовых актов. Антикоррупционная экспертиза только в том случае может быть объективной, если наряду с исследуемым актом проверке подвергся весь массив законодательства, регулирующий определенные общественные отношения, которые в совокупности выступают в качестве предмета правового регулирования.
Третий принцип закрепляет три взаимосвязанных требования к результатам антикоррупционной экспертизы: обоснованность, объективность, проверяемость.
- • Обоснованность результатов экспертизы предполагает доказательность выводов эксперта о наличии в акте коррупциогенных факторов. Для этого необходимо, чтобы был проведен тщательный анализ документа с учетом реалий общественной жизни, достижений юридической науки, сложившейся правоприменительной практики. Также необходимо дать оценку возможному негативному результату применения проверяемых норм права.
- • Результаты антикоррупционной экспертизы могут быть признаны объективными в том случае, если эксперт максимально изучил объект экспертизы и свел к минимуму свое личное отношение к акту, его создателям, регулируемым отношениям. Существенным аспектом объективности выступает независимость эксперта.
- • Требование проверяемости результатов антикоррупционной экспертизы предполагает возможность проверки их истинности. Эта возможность реализуется за счет применения Методики проведения антикоррупционной экспертизы, публичности результатов антикоррупционной экспертизы, а также обязательности предоставления проекта нормативного правового акта вместе с заключением эксперта.
Четвертый принцип означает, что антикоррупционную экспертизу должны проводить специалисты, имеющие необходимую квалификацию, например прокурорские работники, сотрудники Минюста России и его территориальных подразделений, сотрудники государственных и муниципальных органов, аккредитованные независимые эксперты (см. параграф 8.3).
Реализация пятого принципа предполагает, что органы государственной власти принимают к сведению заключения независимых экспертов, должным образом реагируют на них, проводят общественные обсуждения наиболее важных законопроектов и т. д.
В научной литературе наряду с принципами, установленными Федеральным законом об антикоррупционной экспертизе, встречаются и иные, например принцип научности, принцип системности, принцип формализованное™ оценки правовых актов и проектов правовых актов и др.
Следует согласиться с мнением А. В. Кудашкина, который писал: «При проведении антикоррупционной экспертизы следует учитывать как официально закрепленные в законодательстве принципы, так и доктринально сформулированные, поскольку совокупное и системное их использование оказывает влияние на эффективность ее результатов»[1].
- [1] Кудашкин А. В. Антикоррупционная экспертиза. С. 57.