Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Инвентаризация имущества и обязательств

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Кроме вышеперечисленных обязанностей руководитель может обозначить и другие обязанности членов комиссии. В эти обязанности, например, может входить оценка состояния основных средств, нематериальных и материальных запасов — как на стадии принятия па учет, так и находящихся в эксплуатации; определение срока полезного использования объекта нефинансовых активов, если он не установлен применяемыми… Читать ещё >

Инвентаризация имущества и обязательств (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

[1]

После изучения материалов данной главы студент должен:

знать

  • • задачи, решаемые при проведении инвентаризации;
  • • объекты инвентаризации;
  • • случаи обязательности проведения инвентаризации;
  • • условия и порядок возмещения работодателю причиненного, но вине работника прямого действительного ущерба;
  • • счета бухгалтерского учета, которые проверяются на обоснованность числящихся сумм;

уметь

• излагать общие принципы инвентаризации основных средств, материальных запасов, расчетов с кредиторами, дебиторами;

владеть

  • • последовательностью проведения инвентаризации и отражением ее результатов в учете;
  • • общими правилами отражения инвентаризации в бухгалтерской отчетности.

Ключевые термины: инвентаризация, постоянно действующая инвентаризационная комиссия, унифицированные формы документов при проведении инвентаризации, материальная ответственность работников.

Общие положения по проведению инвентаризации

Инвентаризация представляет собой периодическую проверку наличия, состояния и оценки активов и обязательств экономического субъекта. При проведении инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учета.

Задачами инвентаризации являются:

  • — проверка сохранности имущества путем сопоставления фактических остатков товарно-материальных ценностей с учетными данными;
  • — проверка состояния весоизмерительного хозяйства;
  • — проверка правильности хранения товарно-материальных ценностей;
  • — проверка полноты отражения в учете обязательств (дебиторской и кредиторской задолженности).

Объектами инвентаризации независимо от местонахождения являются активы и обязательства: основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, материальные запасы, готовая продукция, товары, денежные средства и прочие финансовые активы, а также финансовые обязательства (кредиторская задолженность, займы и резервы).

Требование о необходимости проведения инвентаризации закреплено в ст. 11 Закона о бухгалтерском учете. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

Инвентаризация обязательно проводится в следующих случаях:

  • — при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
  • — перед составлением годовой бухгалтерской отчетности;
  • — при смене материально ответственных лиц;
  • — при выявлении фактов хищений, злоупотреблений или порчи ценностей;
  • — в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • — при реорганизации, ликвидации, преобразовании государственного или муниципального учреждения.

У инвентаризации отдельных видов основных средств имеются особенности. Например, согласно разд. 7 Приказа Минкультуры России № 1077 установлено, что проверка наличия документов библиотечного фонда производится в обязательном порядке комиссией, в состав которой входит представитель бухгалтерии:

  • — при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи документов;
  • — в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
  • — при реорганизации или ликвидации библиотеки.

Установлены следующие сроки плановой инвентаризации:

  • — документы, имеющие в оформлении драгоценные металлы и (или) драгоценные камни, — ежегодно;
  • — фонд редких и ценных книг — один раз в 5 лет;
  • — фонды библиотек до 50 тыс. учетных единиц — один раз в 5 лет;
  • — фонды библиотек от 50 тыс. до 200 тыс. учетных единиц — один раз в 7 лет;
  • — фонды библиотек от 200 тыс. до 1 млн учетных единиц — один раз в 10 лет;
  • — фонды библиотек от 1 млн до 10 млн учетных единиц — один раз в 15 лет;
  • — фонды библиотек от 10 млн до 20 млн учетных единиц — один раз в 20 лет;
  • — фонды библиотек свыше 20 млн учетных единиц — 1 млн экземпляров в год.

Плановая проверка фонда библиотеки может осуществляться поэтапно в соответствии с графиком проведения проверки всего фонда или его части (в том числе редких и ценных книг) с определением сроков и количества планируемого объема работы.

Проверка электронных сетевых локальных документов осуществляется по количественным показателям, а также по контрольным суммам, позволяющим выявить изменения в документе.

При смене руководителя библиотеки или руководителя структурного подразделения, имеющего библиотечные фонды, инвентаризация библиотечного фонда или его части приравнивается к наступлению срока очередной инвентаризации.

В целом инвентаризация представляет собой трудоемкий процесс, при этом ее проведение имеет смысл, только если соблюдены все правовые и организационные условия. Так, в каждом учреждении должно быть утверждено Положение об инвентаризационной комиссии, Положение о порядке проведения инвентаризации, график проведения инвентаризации. Эти локальные акты обычно разрабатывает главный бухгалтер учреждения.

В Положении об инвентаризационной комиссии указываются принципы формирования постоянно действующей инвентаризационной комиссии, ее права и обязанности, количественный и качественный состав, порядок ее учреждения, а также порядок утверждения персонального состава и его изменений.

Инвентаризационные комиссии отвечают:

  • — за своевременное проведение инвентаризации в соответствии с приказом руководителя бюджетного учреждения и соблюдение ее порядка;
  • — полноту и точность внесения данных о фактическом наличии (остатках) имущества в инвентаризационные описи и сличительные ведомости;
  • — правильное указание признаков нефинансовых и финансовых активов (наименование, тип, марка и другие признаки) в инвентаризационных описях (сличительных ведомостях);
  • — правильное и своевременное оформление результатов инвентаризации.

Кроме вышеперечисленных обязанностей руководитель может обозначить и другие обязанности членов комиссии. В эти обязанности, например, может входить оценка состояния основных средств, нематериальных и материальных запасов — как на стадии принятия па учет, так и находящихся в эксплуатации; определение срока полезного использования объекта нефинансовых активов, если он не установлен применяемыми в целях бухгалтерского учета нормативными документами; определение рыночной стоимости неучтенного имущества, выявленного в ходе проведения инвентаризации.

Инвентаризация имущества проводится постоянно действующей инвентаризационной комиссией, состав которой также утверждается приказом руководителя учреждения. Этот приказ может быть зарегистрирован в Журнале контроля за выполнением приказов (постановлений, распоряжений) о проведении инвентаризаций (ф. 317 019), если в приказе учреждения об учетной политике будет сделана запись о необходимости такой регистрации.

Последовательность проведения инвентаризации и отражения се результатов в учете представлена на рис. 9.1.

  • [1] По материалам: Бухгалтерский учет в казенных учреждениях: учеб.-практ. пособие для магистров / М. И. Попова, И. И. Жуклинец. 2-е изд., перераб. и доп., 2012. С. 279−299.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой