Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Допетровская архитектура в Сибири

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Заготовка кирпича для первого каменного собора Софии (Успения) началась еще при митрополите Корнилин, умершем в декабре 1677 г. Митрополит Павел, возглавивший епархию в июле 1678 г. и бывший до этого (1674—1678) архимандритом Чудова монастыря в Московском кремле, попросил царя прислать из Москвы и Устюга железа и 20 кирпичников. По указу царя Федора от 28 апреля 1680 г. образцом для сибирского… Читать ещё >

Допетровская архитектура в Сибири (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Допетровской стилистике целиком принадлежат постройки Тобольска 1680—1690-х гг. Формы храмов 1700—1710-х гг. определялись уже нарышкинским стилем, хотя в декоре многих из них по-прежнему сохранялись допетровские формы.

Заготовка кирпича для первого каменного собора Софии (Успения) началась еще при митрополите Корнилин, умершем в декабре 1677 г. Митрополит Павел, возглавивший епархию в июле 1678 г. и бывший до этого (1674—1678) архимандритом Чудова монастыря в Московском кремле, попросил царя прислать из Москвы и Устюга железа и 20 кирпичников. По указу царя Федора от 28 апреля 1680 г. образцом для сибирского собора был назначен собор Вознесенского монастыря в Московском кремле (1518—1521, ок. 1588; не сохр.)1. 3 июля 1681 г. были заложены фундаменты, а 22 апреля 1683 г. началось строительство, которое вели московская артель, пять каменщиков и 20 кирпичников из Устюга. В московскую артель входили подмастерья Герасим Яковлев Шарыпин, Гаврила Савельев Тютин, Василий Ларионов и каменщики Моисей Иванов Долгих, Федор Ларионов Бухарский, Семен Филиппов Волков, Дмитрий Иванов Леснуха и др. Интересно, что отцы двух подмастерьев, Яков Шарыпин и Савелий Емельянов Тютин, работали над возведением крупнейшего русского храма XVI—XVII вв. — Успенского собора в Смоленске (1677—1740)[1][2]. 27 июня 1684 г., когда здание уже было доведено до главного купола, проломились своды. Подобная ситуация была нередкой: в 1692 г. рухнули своды Успенского собора в Рязани, вскоре после начала строительства отвалились апсиды собора в Смоленске. При восстановлении столбы увеличили, тогда же, видимо, сделали четырехскатное покрытие. 27 октября 1686 г. собор был освящен в честь Успения, но по традиции продолжал называться также и Софийским. В 1710 г. был поставлен грандиозный иконостас, в 1862 г. замененный новым.

Позднее собор претерпел многочисленные переделки, но в целом и сегодня остается тем же зданием, что было освящено более 300 лет назад (рис. 2.5). В 1690-е гг. был устроен южный придел Петра и Павла, упраздненный в 1769 г. В 1704 г. с севера к собору был пристроен теплый придел Антония и Феодосия Печерских, где в 1715 г. был похоронен митрополит Иоанн Максимович. В 1743 г. он был разобран и его престол перенесли в новопостроенный теплый собор. На его месте был сооружен новый придел, освященный во имя Иоанна Златоуста в 1751 г. и перестраивавшийся в 1788,1826 и 1868 гг. В 1726 г. собор был покрыт железом по новым стропилам, изменена форма глав. В 1733 г. кровля и главы сгорели и в 1735 г. были восстановлены. Вероятно, в 1740-е гг. к собору было пристроено западное крыльцо: оно изображено на чертеже 1751 г. В 1786—1788 гг. проводился новый ремонт кровли. В результате реставрации 1980;х гг. было реконструировано позакомарное покрытие. В 2000;е гг. пристроено крыльцо.

Тобольск. Софийский собор (фото Е. В. Ходаковского, 2010).

Рис. 2.5. Тобольск. Софийский собор (фото Е. В. Ходаковского, 2010)

Собор относится к четырехстолпному типу, наиболее распространенному из всех столпных храмов. Основное время их строительства пришлось на середину XVII — начало XVIII в. — тогда таких храмов строилось более десятка в десятилетие. Пик пришелся на 1680-е гг., когда по всей России было построено более 30 столпных храмов. В это время они выполняли функции не только городских и монастырских соборов, как это обычно было в период с конца XV по середину XVII в., но и все чаще — приходских храмов, в первую очередь, в ярославских землях, но также и на Русском Севере (Каргополье, Нижнее Подвинье).

Тобольский собор очень большой. Его внешние габариты — более 23×36 м, внутренние — 17,6×30,4 м. При том что собор четырехстолпный, он сопоставим по размерам с более крупными шестистолпными соборами. Его план очень удлиненный. При практически таком же западном фасаде в 24 м даже шестистолпные Преображенские соборы в Холмогорах (1685—1691) и Тамбове (1697—1784) имеют глубину 30 м, а собор Валдайского Иверского монастыря (1655—1656) близ г. Валдай — всего 25 м. Вообще из шестистолпных храмов длиннее тобольской Софии только Успенские соборы в ТроицеСергиевой лавре (1559—1585, 29×40 м), Смоленске (1677—1740, 39×44 м), и Рязани (1693—1699, 28×37 м); но они и самые широкие в рассматриваемой типологии, чего никак нельзя сказать о Софии в Тобольске.

Примерно с середины XVII в. все четче обозначается тенденция несоответствия композиции фасадов и структуры храма. Иначе говоря, лопатки стали помещаться на стенах не совсем напротив и совсем не напротив соответствующих столбов. Чаще всего менее престижные типы пытались казаться более престижными. Так, в двустолпном соборе Николо-Корельского монастыря (ныне в г. Северодвинске; 1670—1673) боковые стены разделены не на два, а на три прясла, что создавало иллюзию четырехстолпной композиции. В четырехстолпном соборе Михайло-Архангельского монастыря в Архангельске (1685—1699; не сохр.) стены имели по четыре прясла, намекая на шестистолние. Следующим этапом станет полный разрыв композиции и структуры, когда первая превратится в чистый декор. Так, в случае четырехстолиного Спасо-Преображенского собора в Твери (1689—1696; не сохр.) разбивка стена на прясла — по пять на западном и боковых фасадах — уже не претендует на отражение структуры: в противном случае зритель должен был бы представить себе «лес колонн» 16-столпного собора. В случае Тобольска, несмотря на большую длину собора, боковые фасады но-прежнему разбиты на три прясла; правда, лопатки неточно соответствуют размещению столбов.

Дополнительным вариантом выражения претензии на шестистолпие мог быть сдвиг всего пятиглавия к востоку, так как в шестистолпных храмах главы не могут располагаться над западными компартиментами. Так поступили, например, зодчие Воскресенской церкви в Каргополе (1692—1722). Трудно привести примеры сдвига пятиглавия без увеличения числа прясел; видимо, сам по себе этот сдвиг не прочитывался как отражение шестистолпной иконографии. Там, где он есть, его появление объясняется скорее иными причинами. Например, в Троицком соборе Мартириева Зеленецкого монастыря (ныне в дер. Зеленец; 1683—1684) сдвиг сделан явно ради равновесия композиции пятиглавия при очень узком восточном прясле — без сдвига западных глав к востоку они зрительно «отваливались» бы от тесно стоящих центральной и восточных глав. Зачем же тогда этот прием применен в Тобольске, где глухие западные главы установлены над восточной частью крайне вытянутых западных прясел? Полагаю возможным утверждать, что таким образом здесь повторяется одна из наиболее узнаваемых черт образца, московского Вознесенского собора. В нем западная треть более чем вдвое превосходила по длине восточную[3], что не было особенно заметно снаружи, ибо пятиглавие было сдвинуто к западу. Оно опиралось на дополнительные арки, переброшенные между продольными арками, разделявшими своды западных компартиментов. В Тобольске такая конструктивная система не применена, но нужный внешний эффект достигнут.

Размещение окон собора отражает особый интерес строителей и заказчиков последней четверти XVII в. к обильному освещению храмовых пространств дневным светом. Для этого в средние и западные боковые прясла было помещено по две оси окон — прием, не находящий точной аналогии, быть может, в силу отсутствия других храмов со столь же широкими пряслами. Обычно строители ограничивались двумя осями окон в среднем прясле, где находился боковой портал, например в шестистолпом храме Рождества Богородицы в с. Великом (1712). Подобный прием встречается также в целом ряде четырехстолпных храмов Русского Севера, и в одном из них — Благовещенской церкви в Каргополе (1682—1692) — по две оси окон расположено сразу в двух пряслах, но не в среднем и западном, как в Тобольске, а в среднем и восточном.

Внутри четырехстолпной типологии тобольская София относится к храмам с расположением иконостаса у восточной пары столбов, что делало обозримое пространство храма двустолпным. Если в Центральной России встречались оба типа храмов (во втором варианте иконостас прислонялся к восточной стене, и все четыре столба были видны), то на Русском Севере в 1680-е гг. все храмы относились к тому же подтипу, что и тобольская София.

Весьма своеобразна система сводов Софии (рис. 2.6). Западные (напомню, что западные главы глухие) и средние боковые компартименты перекрыты сильно вытянутыми продольными крестовыми сводами с распалубками на узких сторонах. Восточная часть собора весьма узкая, и потому ее центральный компартимент перекрыт поперечно ориентированным крестовым сводом. Центральная глава опирается на подпружные арки, выведенные в уровень со сводами боковых компартиментов. В то же время западная арка в своей западной половине усилена пониженной аркой, через которую осуществлен переход к крестовому своду центрального западного компартимента. В случае со сводами нельзя говорить о копировании форм московского Вознесенского собора, поскольку тот имел пониженные подпружные арки.

Уникальная черта композиции собора — дополнительное окно на западном фасаде, помещенное по линии правого прясла (сейчас оно закрыто восстановленной папертью 1851 г.). Свет из него падает прямо на юго-западный столб, и логично было бы предположить, что на нем размещалась какая-то почитаемая икона; сведений о таковой пока найти не удалось.

Декор собора сдержанный, как и у подавляющего большинства построек этого типа — в разительном контрасте с посадскими церквами, особенно в Москве. Он не имеет ничего общего с декором образца. Окна апсид и некоторые окна нижнего яруса с других сторон обрамлены самым распространенным и несколько старомодным для 1680-х гг. килевидным наличником (особенность: в некоторых случаях в обрамлении нет нижней полочки и боковые элементы как бы свисают с очелья). Основные наличники западного и боковых фасадов — пятилонастные килевидные. Это весьма редкая форма, находящая параллель лишь в Москве, откуда происходили руководители артели. Здесь такие наличники встречаются на церкви Николы в Столпах (1669; не сохр.), соборе Знаменского монастыря в Китай-городе (1679—1684) и церкви Николы в Хамовниках (1679—1682), где есть также килевидные наличники без нижних полочек (на трапезной). Наконец, нижнее окно восточного прясла на южной стороне имеет наличник с двойным треугольным очельем.

План Софийского собора (Козлова-Афанасьева, 2008, с. 101).

Рис. 2.6. План Софийского собора (Козлова-Афанасьева, 2008, с. 101).

Итак, облик первого каменного храма Сибири сформировался под влиянием композиции московского образца, его декор также характерен для московских построек.

Одновременно с собором велось строительство каменной церкви в с. Абалак. 25 июля 1636 г. некоей тобольской вдовице Марии явилась Богородица и велела построить в Абалаке рядом с уже существовавшей деревянной Преображенской церковью еще одну — во имя Знамения, с приделами Николы и Марии Египетской. В этот храм, тоже деревянный, была торжественно помещена икона Богоматери Знамение с изображением по сторонам святителя Николая и св. Марии Египетской, написанная в 1637 г. протодьяконом тобольского кафедрального собора Матвеем. Она вскоре стала почитаться как чудотворная, о ее чудесах была сложена повесть «Сказание об Абалакской иконе». И только в 1683—1691 гг. здесь была построена каменная Знаменская церковь. В царской грамоте было указано строить ее «смотря, но приходу людей, чтоб было не тесно, а образцом, какову велит Павел митрополит»[4]. Облик храма до перестройки 1751 — 1754 гг. известен по гравюре из 15-томной «Всеобщей истории путешествий» аббата Прево (1746—1759). Опубликовавшая ее Т. Н. Манонина считает ее автором Жана-Никола Беллина, по всей видимости, имея в виду Жака-Никола Белена, известного картографа и автора карт (но вряд ли остальных гравюр) данного издания. Гравюра достаточно условна, но на ней виден крупный храм с пятиглавием на высокой четырехскатной кровле и низкой апсидой. Столбы четырехстолпного храма были разобраны во время перестройки кровли. К первоначальному периоду относится основной объем храма без притвора и апсиды; большая часть наличников также, судя по их форме, изменена в 1750-е гг. Формы первоначального декора — фризы бегунца и изразцовый (изразцы утрачены), три наличника — бочкообразный, со стреловидным килем и килевидный с трехлопастной внутренней обводкой и боковыми элементами в виде перемежающихся двойных бус и полочек. Довольно трудно судить о происхождении мастеров по таким обрывочным свидетельствам. Тем не менее, можно заключить, что декор выполняли иные, чем в тобольской Софии, мастера, так как формы не совпадают. Описанный декоративный набор типичен для Соликамска — в разных вариациях он встречается в Троицком соборе (1685—1697) и Преображенской (1683—1690), Богоявленской (1687—1695) и Спасской (1689) церквах. Единственная форма, которая не находит аналогий в Соликамске, — бегунец. Эта вообще редкая для рассматриваемого времени форма, она использовалась в декоре ряда храмов Нижнего Подвинья, например в закомарах и па барабанах Троицкой церкви на Ухт-острове (1682—1690; не сохр.). Его можно, впрочем, трактовать как упрощение любимого соликамцами жучкового орнамента.

Крупнейшей постройкой Тобольска после Софии стал Преображенский собор Знаменского монастыря (1685—1691; рис. 2.7). Судить о его первоначальной архитектуре сложно, так как он перестраивался и в 1897 г. был снесен. Это был большой четырехстолпный собор с иконостасом у восточной пары столбов и тремя полуциркульными апсидами. Его объем, практически лишенный декора, был растянут в длину, так же как и Софийского собора. Первоначально он имел позакомарное покрытие и завершался пятью главами, из которых все боковые были глухими деревянными. В 1800 г. появились сложные фигурные главы собора. Двухъярусный барабан центральной главы с вздутой украинской кровлей появился, вероятно, раньше — скорее всего, в 1740—1760-е гг.

Тобольск. Преображенский собор Знаменского монастыря (фото нач. XX в.

Рис. 2.7. Тобольск. Преображенский собор Знаменского монастыря (фото нач. XX в.: СПб., Архив ИИМК)

Первой приходской церковью Тобольска стала Богоявленская (1690— 1691). Она имела обширную трапезную, «чтобы в зимнее время всем было прибежище для того, что та церковь стала при площади на базаре, безпристанно и безвыходно всякие люди в трапезе греются»[5]. Трапезная отделялась от храма массивными дверьми, закрывавшимися после богослужения. Храм был надстроен вторым этажом (с разборкой верхней части) в 1733—1744 гг. и до нашего времени не сохранился. К сожалению, имеющиеся фото не дают никакого представления об архитектурных формах невысокого зимнего храма.

В начале XVIII в., когда в церковном зодчестве Западной Сибири воцарился нарышкинский стиль, ряд нецерковных построек Тобольска по-прежнему отражал формы допетровской архитектуры.

Гостиный двор (ок. 1703—1708) строился по проекту Семена Ульянова Ремезова при участии Герасима Шарыпина и Гаврилы Тюнина. Будучи вторым по древности после архангельского (1668—1684) сохранившимся в России гостиным двором, он дошел до нашего времени в перестройках 1790-х и 1840-х гг.; облик его западной стороны с часовней (упразднена в 1760 г.) был восстановлен в 1980;е гг. Он сохранил первоначальный квадрат стен (49×66 м) с четырьмя круглыми башнями по углам; завершения стен и башен, а также аркады двора до нашего времени не дошли. Подлинному первоначальному декору принадлежит фриз из поставленных на угол квадратов, проходящий иод карнизом всего здания (используется в храмах Нижнего Подвинья и Каргополья 1680—1690-х гг.), а также повсеместно распространенный нарышкинский наличник с разорванным фронтоном в очелье на фасаде часовни.

Другим сохранившимся зданием и единственной уцелевшей частью кремля является Рентерея над ведущим в кремль с юга Прямским взвозом (рис. 2.8). Рентереей (от нем. Renterei, происходящего в свою очередь от фр. rente — рента) это здание называлось потому, что в нем хранилась собираемая как ясак пушнина. Ее называют также Шведской палатой, поскольку в ее строительстве принимали участие пленные шведы.

Тобольск. Рентерея (фото Е. В. Ходаковского, 2010).

Рис. 2.8. Тобольск. Рентерея (фото Е. В. Ходаковского, 2010).

Семен Ремезов замыслил это здание как триумфальные ворота с высокой башней, посвященной св. Димитрию Солунскому, в день памяти которого 26 октября 1582 г. отряд Ермака вступил в столицу Сибирского ханства Искер. По замыслу Ремезова, высокое надвратное сооружение, зажатое между двумя выступавшими вперед холмами, должно было восприниматься в ансамбле со стоявшей на западном холме Вознесенской церковью (о ней см. ниже), а на восточном — с башнями Софийского двора и соборной колокольней. Здание было заложено в 1714 г. и окончено в 1717 г., причем вместо башни была построена высокая кровля. Оно представляет собой удлиненную палату с анфиладой из шести помещений, стоящую на воротах с двумя проемами. Каждому из них соответствует пара окон на западном фасаде, обрамленных незатейливыми килевидными наличниками. Карнизы украшены подзорами в виде упрощенного городка, находящие параллель, к примеру, в Вознесенском соборе Соликамска (1698−1704).

  • [1] Кириллов В. В. Тобольск. М. 1984. С. 80.
  • [2] Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII в. М., 2009. С. 65.
  • [3] Баталов А. Л. Московское каменное зодчество конца XVI в. Проблемы художественного мышления эпохи. М., 1996. С. 161.
  • [4] Цит по: Манонина Т. II. Свято-Знаменский монастырь в сел Абалак // Вестник ТГАСУ. 2008. № 2. С. 26−38.
  • [5] Копылова С. В. Каменное строительство в Сибири. Конец XVII—XVIII вв.ек. С. 23.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой