Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Требования к личностным качествам психолога-диагноста

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Традиционным является взаимодействие психолога-диагноста с работниками социальных служб, социальными работниками. Одна из задач социальной работы — реальная помощь человеку в поиске конструктивного выхода из трудной жизненной ситуации, возникшей в результате неблагоприятного стечения объективных обстоятельств. Такая помощь будет более эффективной, если психолог-диагност предоставит социальному… Читать ещё >

Требования к личностным качествам психолога-диагноста (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Требования к личностным качествам практического психолога, основным видом деятельности которого является психодиагностика, определяются в первую очередь спецификой психодиагностического процесса.

Постановка психологического диагноза является сложным процессом, состоящим из нескольких этапов и обладающим высокой степенью неопределенности. Сложность диагностического процесса состоит также в том, что он:

  • — обладает значительной вариативностью, благодаря чему сохраняется возможность решения психодиагностических задач различными способами;
  • — сопровождается возникновением диагностических ошибок, причинами которых могут быть неправомерно широкое обобщение фактов диагностом, инерция его сложившихся представлений, влияние социальных стереотипов и т. п.;
  • — требует специальных знаний и высокой культуры мыслительной деятельности.

Требования к психодиагностическому мышлению определяются спецификой психодиагностического процесса. С. Т. Посохова[1] отмечает, что деятельность психолога-диагноста, в отличие от деятельности психологатеоретика или психолога-исследователя, заключается в выявлении и измерении разнообразных индивидуальных проявлений, которые выражаются в виде определенных числовых показателей. На основании анализа индивидуальных показателей психолог-диагност делает выводы о закономерностях развития психики в целом. Одной из важных составных частей процесса психодиагностики является процесс принятия диагностического решения, который представляет собой систему, в которой отдельные компоненты находятся в сложном соотношении и взаимодействии между собой, а результат характеризуется огромной вариативностью. Результатом психодиагностического познания становится психологический диагноз, который представляет собой различное по степени развернутости и полноте заключение о принадлежности единичных (индивидуальных) психических проявлений к определенному классу.

Таким образом, диагностическое мышление предполагает:

  • — определение общих закономерностей становления и развития психических образований;
  • — установление связи между отдельными проявлениями психического феномена и его сущностью;
  • — выделение индивидуальных особенностей в общих проявлениях психики человека;
  • — идентификацию индивидуальной картины поведения или состояния конкретного человека с известными типами и установленными ранее среднестатистическими нормами.

Такие исследователи, как С. Н. Костромина[2] и С. Т. Посохова[1], выделяют наиболее значимые качества, характеризующие психодиагностическое мышление.

  • Объективность в оценке фактов, которая определяется критичным отношением психолога-диагноста к своим выводам; принятие во внимание сведений, противоречащих поставленной диагностической гипотезе.
  • Самостоятельность мышления, проявляющаяся в охранении собственной позиции, настойчивости в ее отстаивании, определяется способностью ориентироваться на собственное видение психодиагностического процесса, на независимую диагностическую гипотезу, на свое представление о жизненном пути обследуемого.
  • Системность мышления — синтетическое свойство, характеризующееся способностью к аналогиям и обобщениям, к выходу за пределы конкретной диагностической ситуации с опорой на профессиональные знания.
  • Гибкость мышления, которая характеризует способность диагноста изменять свои рассуждения в связи с появившимися новыми данными. Гибкость мышления играет важную роль при интерпретации результатов психодиагностического обследования, составлении заключения и проведении консультации по результатам обследования.
  • Мобильность, характеризующаяся способностью к быстрой актуализации запаса знаний и практического опыта для решения проблемы.
  • Целенаправленность, способствующая сохранению определенного направления мысли, предположения, правила в ходе диагностического рассуждения.
  • Результативность, связанная с умением концентрироваться: с первых моментов диагностической деятельности выделить главное; это качество решающим образом влияет на выбор тактики и стратегии диагностического поиска.
  • Решительность, проявляющаяся в способности оперативно принимать четкое, обоснованное, оптимальное решение в условиях дефицита информации.
  • Дивергентность мышления как способность продуцировать большое количество решений, основанных на одних и тех же данных. Особенно ярко это свойство проявляется на этапе формулирования психодиагностических гипотез.
  • Избирательность (селективность) проявляется в анализе ситуации, использовании мыслительных операций, способов решения, воспроизведения знаний в определенном контексте.
  • Интуитивность у которая предполагает непосредственное, быстрое, мало осознанное проникновение в сущность явления.

Помимо характеристик психодиагностического мышления интеллектуальную сферу психолога-диагноста характеризует широкий кругозор и обширная эрудиция, позволяющие поддерживать разговор на темы, не связанные непосредственно с профессией, и способствует верной интерпретации диагностической информации.

Особые требования также предъявляются к коммуникативным свойствам психолога-диагноста. Успешность установления контакта с обследуемым определяет характер протекания диагностического процесса. Следует отметить, что психодиагностическое обследование может вызывать у обследуемого неприятные переживания, ощущение дискомфорта. Часто это связано с феноменом тестовой тревожности — появлением или нарастанием чувства тревоги во время выполнения тестовых заданий. В задачу психодиагноста входит коррекция состояния обследуемого. Успешная реализация этих задач связана с коммуникативными способностями, способностью устанавливать контакты с людьми, общительностью и доброжелательностью. Важным личностным свойством психолога является способность к эмпатии, сопереживанию и сочувствию. Психодиагност не является в данном случае исключением — присоединение к обследуемому необходимо на этапе проведения методик, способствует верной интерпретации результатов и позволяет корректно изложить результаты обследования в процессе консультации. Способность к эмпатии как общая установка особенно важна при работе с детьми.

Волевые свойства личности — дисциплинированность, организованность, самодисциплина, ответственность, самоконтроль — необходимы психологу-диагносту на всех этапах проведения психодиагностического обследования.

Адекватная самооценка, способность к самонаблюдению, реалистичный «образ Я» позволяют психодиагносту избежать ошибок как в проведении психодиагностических методик, гак и в интерпретации результатов обследования.

Такие качества психодиагноста, как оптимизм, доминирование положительных эмоций, способствуют формированию уверенности у обследуемого в возможности конструктивного применения психодиагностической информации для изменения в лучшую сторону своей жизненной ситуации и повышают мотивацию к выполнению рекомендаций.

Задание для размышления

Назовите личностные свойства психолога, которые будут существенно затруднять процесс психодиагностики.

ходиагностики, следует учитывать, что ответственность за использование психодиагностической информации и поставленный психологический диагноз несет именно психолог.

Задание для размышления

Почему, на ваш взгляд, ответственность за использование психодиагностической информации и поставленный психологический диагноз несет психолог?

Взаимодействие с учителями и социальными педагогами преимущественно осуществляется в рамках школьной психологической службы или в работе центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС).

Психологическая служба в школе помимо непосредственной работы с детьми «группы риска» обращает особое внимание на профилактическую деятельность. Это принципиальное отличие данного структурного подразделения образовательного учреждения от деятельности ППМС-центров, которые чаще работают в индивидуальной форме с каждым ребенком или запросом за помощью и консультацией.

Исследователь И. В. Дубровина[4] подчеркивает, что профессиональные позиции и знания психолога и педагога дополняют друг друга и их сотрудничество на равных на всех этапах работы и с конкретным ребенком, и с детским коллективом является необходимым условием для успешной работы образовательного учреждения.

Эффективность психологической службы достигается тогда, когда психолог, педагог (учитель, воспитатель), родитель (родители), с одной стороны, становятся единомышленниками, а с другой — четко различают свои функции и возможности: педагог не подменяет ни родителя, ни психолога, психолог — педагога, родителя, социального работника и т. д.

Одним из основных принципов деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи является мультидисциплинарный подход специалистов в решении проблем ребенка, что определяет тесное взаимодействие психолога диагноста со специалистами ППМСцентра — медиками, коррекционными педагогами, социальными работниками, дефектологами. При этом диагностика является одним из основных видов деятельности психолога ППМС-центра наряду с консультированием и работой по учебным программам. Главная задача, которая ставится перед психологом-диагностом в данном случае, — углубленное нсихолого-недагогическое изучение возможностей детей и подростков для оказания помощи в решении проблем ребенка.

При взаимодействии со специалистами смежных специальностей в рамках психологической службы образовательного учреждения и ППМСцентра психолог-диагност отвечает за корректную постановку психологического диагноза, контролирует использование психодиагностической информации и уделяет особое внимание корректному сообщению информации ребенку, его родителям и учителям.

При взаимодействии с медиками психодиагност выносит суждение о специфических индивидуальных особенностях клиента, о его мышлении, памяти, качествах личности, внутренней картине болезни, а врач ставит диагноз, назначает лечение. Психодиагностическая информация позволяет уточнить клинический диагноз, осуществить адекватный выбор методов лечения, установить оптимальный контакт между врачом и пациентом.

Психолог не несет ответственности ни за медицинский диагноз; ни за лечение, назначенное больному.

Традиционным является взаимодействие психолога-диагноста с работниками социальных служб, социальными работниками. Одна из задач социальной работы — реальная помощь человеку в поиске конструктивного выхода из трудной жизненной ситуации, возникшей в результате неблагоприятного стечения объективных обстоятельств. Такая помощь будет более эффективной, если психолог-диагност предоставит социальному работнику информацию о психологических ресурсах адаптации подопечных, на которые можно опираться в преодолении сложившейся ситуации и формировании жизненных перспектив.

С представителями правоохранительных органов психолог-диагност взаимодействует с целью раскрытия и расследования преступлений и перевоспитания лиц, совершивших преступления.

Целью психодиагностического обследования в данном случае является изучение процессов, свойств, состояний, механизмов психической деятельности конкретного человека (обвиняемого, потерпевшего, свидетеля) для установления истины по уголовному делу. Принцип конфиденциальности психодиагноста при решении этих задач может трансформироваться в связи с существующим законодательством.

При взаимодействии с любыми специалистами психолог-диагност должен ознакомить их с основными этическими принципами деятельности психолога.

Психолог-диагност не только работает с людьми, но и обладает большими возможностями воздействия, а это налагает огромную ответственность. Психодиагностическая информация всегда имеет личностный смысл для обследуемого. Поэтому главное требование профессиональной этики психолога — не причинить морального ущерба личности.

  • [1] См.: Справочник практического психолога. Психодиагностика.
  • [2] См.: Костромина С. Н. Особенности становления специалиста как субъекта психодиагностической деятельности // Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2010.№ 4(12).
  • [3] См.: Справочник практического психолога. Психодиагностика.
  • [4] См.: Практическая психология образования / под ред. И. В. Дубровиной. 4-е изд., пере-раб. и доп. СПб.: Питер, 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой