Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Коллективное поведение: теоретические модели

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Инкапсулированная модель коллективной активности, основанная на социальной идентичности (encapsulated model of social identity in collective action — EMSICA), была создана Э. Томас и соавторами. Подобно ван Зомерену, Э. Томас и соавторы полагали, что коллективное поведение порождают три фактора: коллективная эффективность, переживание несправедливости и социальная идентичность Однако… Читать ещё >

Коллективное поведение: теоретические модели (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимое условие для возникновения коллективного поведения — осознание людьми того, что определенная социальная группа находится в трудном положении. Речь идет о больших социальны группах, выделенных по признаку гражданской, этнической, религиозной, профессиональной, политической принадлежности, полу, сексуальной ориентации и т. д. Сложное положение группы может быть вызвано недостатком материальных ресурсов, нарушением прав или физическим уничтожением.

Для людей, которые встают на защиту группы, она может быть как «своей», так и «чужой». Например, в движениях в защиту прав женщи могут принимать участие как женщины, так и мужчины; в организациях, поддерживающих людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией; могут быть как гомосексуалы, так и люди с традиционно ориентацией и т. д. Однако большинство моделей описывает поведени человека, стремящегося защитить свою группу.

Узнав о трудном положении своей социальной группы, люди могут использовать три стратегии поведения: не предпринимать никаки действий (отсутствие активности), оставить все как есть; попытатьс улучшить свое личное положение и положение близких людей (индивидуальная мобильность); принять участие в коллективной активност по защите группы как целого (коллективная мобильность). Коллективная активность требует больших усилий и не дает быстрого положительного результата. Когда человек выбирает эту стратегию? Отве на этот вопрос дают современные модели коллективной активности В зависимости от сложности их можно разделить на модели «одног пути» и модели «нескольких путей». Сторонники моделей «одног пути» полагают, что различные факторы взаимодействуют друг с другом и порождают единственный путь возникновения коллективно активности. Яркие примеры «однопутевых» моделей — это модел SIMCA и EMSICA.

Модель коллективной активности, основанная на социальной идентичности (social identity model of collective action — SIMCA), была сформулирована M. ван Зомереном и соавторами. Согласно это модели коллективное поведение порождают три основных фактора:

  • • социальная идентичность, связанная с принадлежностью к группе которая находится в трудном положении;
  • • переживание несправедливости положения этой группы (групповой гнев);
  • • коллективная эффективность — вера в то, что коллективные действия позволят изменить положение группы и достичь поставленны целей (рис. 14.1).
Модель SIMCA М. ван Зомерена.

Рис. 14.1. Модель SIMCA М. ван Зомерена Ключевым фактором является социальная идентичность: она увеличивает переживание несправедливости и коллективную эффективность, которые, в свою очередь, усиливают коллективную активность. При этом переживание несправедливости и коллективная эффективность оказывают воздействие преимущественно на коллективны действия против частных нарушений. В то же время социальная идентичность одинаково хорошо предсказывает коллективную активност в ответ как на частные, так и на институализированные нарушения.

Инкапсулированная модель коллективной активности, основанная на социальной идентичности (encapsulated model of social identity in collective action — EMSICA), была создана Э. Томас и соавторами. Подобно ван Зомерену, Э. Томас и соавторы полагали, что коллективное поведение порождают три фактора: коллективная эффективность, переживание несправедливости и социальная идентичность Однако, по их мнению, социальная идентичность не предсказывает, а опосредует связь между переживанием несправедливости, коллективной эффективностью и коллективной активностью: переживани несправедливости и оценка эффективности группы оказывают влияни на социальную идентичность, а она — на поведение людей (рис. 14.2).

Модель EMSICA Э. Томас.

Рис. 14.2. Модель EMSICA Э. Томас В основе моделей «нескольких путей» лежит иная идея. Их авторы полагают, что разные факторы запускают принципиально разные пут формирования коллективной активности. Иными словами, в зависимости от условий коллективные действия могут происходить по разным причинам. Ярким примером является динамическая модел двух путей (dynamic dual pathway model) M. ван Зомерена и соавторо (рис. 14.3).

В соответствии с этой моделью коллективная активность — это активная стратегия совладания со стрессом, с помощью которой член группы, оказавшейся в трудном положении, пытаются справитьс с социальной несправедливостью. Процесс, ведущий к коллективно активности, состоит из двух стадий — первичной и вторичной оценки.

На стадии первичной оценки человек анализирует силу стрессора. Для этого он оценивает положение группы и место, которое принадлежность к этой группе занимает в его жизни (самокатегоризаци и групповая идентификация). Чем сильнее воспринимаемая дискрими нация и чем сильнее человек идентифицируется с группой, тем выше воспринимаемая опасность.

Динамическая модель двух путей М. ван Зомерена.

Рис. 14.3. Динамическая модель двух путей М. ван Зомерена.

На стадии вторичной оценки человек принимает решение о том, может ли он справиться со стрессором. В одном случае человек оценивает, насколько другие люди готовы приложить усилия, чтобы помоч группе. Эта оценка влияет на воспринимаемую коллективную эффективность. Чем сильнее человек идентифицируется со своей группой тем большей инструментальной поддержки он ожидает, и, как следствие, тем выше он оценивает коллективную эффективность (проблемно-ориентированный копинг) (problem-focused approach coping).

Во втором случае человек ищет причину дискриминации. Атрибуция влияет на групповой гнев — гнев по отношению к виновникам. Чем сильнее человек идентифицируется со своей группой, тем чаще о объясняет положение группы внешними причинами — воздействие отдельных фигур, социальных групп, структурой общества как целого и, как следствие, тем больший гнев он испытывает (эмоционально-ориентированный копинг) (emotion-focused approach coping).

Эмоционально-ориентированный копинг и проблемно-ориентированный копинг — это разные стратегии совладания со стрессом, которые независимо друг от друга влияют на готовность людей участвовать в коллективной активности. Готовность к участию, в свою очередь, оказывает влияние на реальное участие в коллективных акциях. Таким образом, коллективное поведение может иметь как эмоциональные так и рациональные корни.

Коллективные действия, в свою очередь, оказывают воздействие на социальную идентичность. Чем более успешной была коллективная акция, тем больше люди идентифицируются со своей группой, те выше их коллективная активность и/или ощущение гнева по отношению к виновникам. Таким образом, успешные коллективные акци повышают вероятность дальнейших коллективных действий. В то ж как неудачные коллективные акции приводят к обратным результатам.

Выше мы говорили о том, что одни коллективные действия осуществляются людьми независимо друг от друга, а другие предполагают, что люди собираются в одно время и в одном месте. Пикеты и мирны митинги, оккупация зданий и вооруженные столкновения: что происходит с людьми, когда они оказываются в толпе? Об этом мы поговорим в следующем параграфе.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой