Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Практикум. 
Профессиональная этика психолога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задание 5. Какое значение для профессиональной деятельности психологов имеют следующие этические категории: справедливость, долг, ответственность, достоинство, честь, совесть? Приведите примеры нарушений профессиональной этики, когда значение данных категорий психологами нивелируется. Отметьте, какие этические требования нарушило руководство фирмы, где работали психолог и руководитель программы… Читать ещё >

Практикум. Профессиональная этика психолога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вопросы и задания для самоконтроля

  • 1. Какие этические ценности проповедовали мыслители Древнего Востока?
  • 2. Какие качества человека являются морально привлекательными, по мнению философов Античности?
  • 3. Как понимается мораль мыслителями эпохи Средневековья? С какими качествами человека она связывается?
  • 4. Что вкладывали в понятия «ответственность», «любовь» философы эпохи Просвещения?
  • 5. Какое понимание этики мы находим в учениях русских философов XIX— XX вв.
  • 6. Что понимается под термином «деонтология»? Какова история развития психологической деонтологии?

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Прочитайте высказывания философов, предложенные в данной главе, выберите тс из них, которые следует, с вашей точки зрения, включить в этические стандарты профессиональной этики психолога и психологическую деонтологию. Обоснуйте данный выбор. Предложите конкретные ситуации из профессиональной деятельности психолога как консультанта (психотерапевта), диагноста и исследователя.

Задание 2. Дайте определение терминов «этика», «мораль», «нравственность». Найдите признаки, отличающие и объединяющие эти понятия.

Задание 3. Сформулируйте сущность и содержание следующих функций морали, ориентируясь на их краткое описание, материал, изложенный в данной главе и информацию, полученную из книг, рекомендуемых к прочтению (см. список рекомендуемой литературы в конце главы):

  • 1) регулятивная — мораль воздействует как на общественные, так и на межличностные отношения;
  • 2) воспитательная — мораль оказывает существенное влияние на развитие человека, его самосознание, взгляды, смысл жизни и др.;
  • 3) познавательная — рефлексия человеком собственных действий и поступков;
  • 4) оценочно-императивная — позволяет давать моральную оценку поступкам человека;
  • 5) коммуникативная — играет важную роль в межличностных отношениях;
  • 6) ориентирующая — ориентирует человека в мире ценностей.

Какова их роль в профессиональной деятельности психолога? Приведите конкретные ситуации, где реализуются данные функции.

Данное задание при условии домашней подготовки может выполняться на семинарском занятии в режиме «мозгового штурма».

Задание 4. Внимательно прочитайте определения этических категорий и сформулируйте моральные нормы, моральные принципы (моральные требования) и нравственные идеалы, которым должен следовать психолог как личность и как профессионал. Как эти этические категории отражены в психологической деонтологии?

Задание 5. Какое значение для профессиональной деятельности психологов имеют следующие этические категории: справедливость, долг, ответственность, достоинство, честь, совесть? Приведите примеры нарушений профессиональной этики, когда значение данных категорий психологами нивелируется.

Задание 6. Прочитайте приведенное ниже письмо, которое начинающий психолог разместил на психологическом форуме[1].

Отметьте, какие этические требования нарушило руководство фирмы, где работали психолог и руководитель программы психологического тренинга, по которой проходил обучение автор письма. Какие этические категории были ими проигнорированы, и что бы вы посоветовали психологу?

«Уважаемые коллеги!

Ответьте мне на один вопрос, а то сама уже ничего не понимаю. Несколько лет назад работала психологом в одной фирме, директор этой фирмы, по сути, нс понимал, в чем должна состоять работа психолога вообще. Как только коллектив узнал, что я психолог, на меня стали смотреть как на прокаженную, все разговоры при мне прекращались. Конечно, ни для кого не секрет, что у нас в стране до сих пор к психологам относятся настороженно, путают с психиатрами и т. п., но не до такой же степени!!! А когда я поговорила с директором о его пожеланиях к моей работе, мне стало все ясно… Он хотел, чтобы я составляла характеристики на всех сотрудников по результатам различных тестов. И от итогов этих характеристик зависела ротация персонала, увольнения и т. д.

То, что психологи на фирмах составляют личностные характеристики, для меня, конечно же, не новость, но существует элементарная этика психолога, так же, как и у врачей?! Имеем же мы право сообщать директору только то, что ему позволено знать о своем сотруднике, а нс все его личные проблемы? И вообще: что мы можем говорить о персонале, а что — нет? Как выяснилось потом, на этой фирме до меня уже работали психологи, которые про этику особо, наверное, не вспоминали. Некоторую диагностику я проводила, конечно, но четко определяла, что сообщать директору, а что — нет.

Буквально на днях вопрос об этике у меня возник снова, но уже при некоторых других обстоятельствах. От фирмы, в которой я сейчас работаю, посылали сотрудников на тренинг-семинар. Тема «Психология продаж». Все ничего — изучали типы клиентов, типы восприятия, начальный уровень НЛП[2], друг на друге тренировались и т. д. Вчера состоялось общее подведение итогов обучения, и руководитель этого центра в присутствии всех участников, наших директоров, давал характеристику каждому из участников тренинга. Характеристики были такие: этот товарищ у вас консерватор; этот — единственный сотрудник, кто может повести за собой, революционер, так сказать и т. д. У нас народ потом долго обсуждал, кого, мягко сказать, поругали, а кого похвалили.

Очень хотелось бы узнать ваши мнения относительно этих двух случаев и этики психолога в целом. Поскольку я имею не очень большой стаж психолога и, наверное, могу чего-то не понимать в этом"[3].

Задания для собственного развития

Упражнение 1. Проведите рефлексию вашей личной нравственности и морали. Для этого:

  • 1) изобразите себя схематически или в виде рисунка;
  • 2) вокруг изображения или над ним запишите все нравственные качества (добродетели), которые у вас есть;
  • 3) на другом листе бумаги напишите о том, как эти качества (добродетели) реализуются вами в межличностном общении с другими, к примеру, с друзьями. Отметьте ситуации, в которых данные качества вам помогали или, наоборот, сыграли негативную роль;
  • 4) выберите себе партнера и поделитесь своими записями и чувствами, которые возникали при выполнении данного упражнения;
  • 5) подумайте, что еще вам нужно предпринять для собственного развития как исихолога-ирофессионала с точки зрения этических требований к данной профессии.

Рекомендуемая литература

  • 1. Казанцева, Т. А. Основы профессиональной этики психолога: учеб, пособие / Т. А. Казанцева. — М.: Московский гуманитарный университет, 2006.
  • 2. КонопаКу И. А. Профессиональная этика психолога: учеб, пособие / И. А. Кононак, М. Ю. Кузьмин. — Иркутск: Изд-во ИГУ, 2013.
  • 3. Наместникова, И. В. Этические основы социальной работы: учебник для бакалавров / И. В. Наместникова. — 2-е изд., испр. и доп., 2016.
  • 4. Протапская, Е. С. Профессиональная этика психолога: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. С. Протанская, С. В. Семенова, О. В. Ходаковская., 2016.
  • 5. Скворцову А. А. Этика: учебник для бакалавров / А. А. Скворцов, А. А. Гусейнов. — 2-е изд., испр. и доп., 2016.
  • [1] URL: http://www.medlinks.ru (дата обращения: 31.08.2016).
  • [2] НЛП — нейролингвистическое программирование.
  • [3] Исправлены только орфография и пунктуация, все содержательные и стилистическиеособенности автора сохранены.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой