Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

География Индии и Китая в средние века

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В Китае древнейшие города возникли в долине Хуанхэ. На берегах реки и ее притоков или в прилегающей местности вырастали и часто разрушались столицы рабовладельческих государств, постоянно воевавших друг с другом и периодически объединявшихся под властью сильнейшего государства, когда этого особенно остро требовала необходимость поддержания ирригационных сооружений, сохранения господства над… Читать ещё >

География Индии и Китая в средние века (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Индия — страна исключительного разнообразия национальностей, языков, религий и культур. После обретения Индией независимости в ней было зарегистрировано 187 языков (ценз 1961 г), н том числе на каждом из наиболее распространенных языков (хинди, телугу, маратхи, тамильском) говорят более тридцати миллионов человек. Крупнейшие национальные образования в Индии по численности населения равны или превышают западноевропейские государства. До освобождения Индии она включала в современных границах восемь провинций непосредственно аннексированных колониальными властями и составлявших, так называемую «Британскую Индию» и 554 «туземных княжеств», находившихся в вассальной зависимости от британской короны[1]. Наследие этой этнической, религиозной и политической мозаики, формировавшей геополитическую и историческую картину Индии, восходящую своими истоками к древним и средним векам, сохраняется до сих пор.

В Индии древнейшая цивилизация сложилась в долине Инда. Археологические раскопки в Харапие и других местах позволили установить существование здесь уже в середине второго — середине первого тысячелетия до н.э. (предположительно XXIII—XVII вв. до н.э.) значительных городских поселений с прямоугольной планировкой, цитаделями, оборонительными стенами. В период развитого рабовладельческого общества наиболее важные городские центры находились в долине Ганга, где ведущее значение приобрела столица Магадхи Паталипутра (современная Патна), сооруженная в V в. до нашей эры у впадения в Ганг реки Сон. В эдиктах царя Ашоки — правителя, объединившего под своей властью почти всю территорию современной Индии, — упоминается о «внутренних» (столицах) и «внешних» (провинциальных центрах) городах империи. Среди провинциальных центров большое значение, по-видимому, имела Таксила, занимавшая важное стратегическое положение у северных ворот Индии, на путях в Персию и Среднюю Азию. От многочисленных городов рабовладельческой эпохи остались лишь развалины Паталипутры, Таксилы и немногих других городов, а также памятники распространившегося при Ашоке буддизма.

На основе переходивших из поколения в поколение традиций в V—XII вв. н.э. в Индии был создан трактат «Шилпашастра», служивший руководством при строительстве городов. Дошедшие до нас остатки архитектурных сооружений и письменные источники позволяют высоко оценить искусство строителей индийских городов.

В средние века в И иди и создавались, разрушались и вновь сооружались многие города. Отметим в Центральной Индии Дели и Агру — столицы Делийского султаната (XIII—XIV) и Могольской империи (XVI—XVIII). Именно здесь, в долине Джамны, складывались наиболее крупные центры, контролирующие долину Ганга и большую часть Индии после разрушения гуннами в V в. нашей эры Паталипутры (Патны) — столицы государств Маурьев и Гуптов. Градостроительные традиции и высокое искусство индийских зодчих и мастеров получают дальнейшее развитие. Упомянем лишь такие всемирно известные шедевры, как, например, беломраморный мавзолей Тадж-Махал в Агре (1632—1654) и Красный форт в Дели. В Южной Индии многие города украшаются выдающимися сооружениями, например храмами в Мадуре. Традиции и искусство индийских зодчих проникают в страны Юго-Восточной Азии и отчетливо прослеживаются в великолепных сооружениях, посвященных богу Вишне в Ангкоре (Камбоджа), Будде в Боробудуре (Индонезия), в буддийской ступе Шуэдагоун в Янгоне (Мьянма).

Размеры индийских, как и других средневековых городов, можно определить лишь по косвенным признакам. Полагают, что население Ахмедабада в XVII в. составляло 600—900 тыс. человек. В Агре в конце XVI в. насчитывалось 600—700 тыс. человек и, по свидетельству европейских путешественников, она была больше Лондона. Дели, уступавший в это время Агре и Ахмедабаду по численности населения, был примерно такого же масштаба, что и Париж, а Лахор конца XVI— XVII вв. описывали как один из самых больших городов мира, превосходивший своим величием Константинополь. В Патне (бывшей Паталипутре) насчитывалось двести тысяч жителей. Не редкостью были города с населением в сто тысяч человек. Вероятно, некоторые из этих цифр преувеличены, однако высокая концентрация населения в средневековых городах Индии не вызывает сомнений.

Периодически многие города и сооружения разрушались. Одна из столиц Южной Индии, великолепный город Виджаянагар, о котором итальянский путешественник XVI в. писал, что он «велик как Рим и вид его прекрасен», в 1565 г. был полностью разрушен соседними государствами. Дж. Неру (1981), ссылаясь на исторические источники, пишет о внезапном разрушении этого великолепного и процветающего города, который в один день «был захвачен, разграблен и превращен в руины среди сцен дикого избиения и ужасов, не поддающихся описанию».

Другим поразительным примером, который также приводит Неру, является судьба Дели во времена султана Мохаммеда бин Туглака (умер в 1351 г.). Он решил разрушить собственную столицу за то, что некоторые се жители осмеливались критиковать его политику, и перенести столицу в Девагри в Хайдарабаде, которую он назвал Даулатабад. Сотни тысяч людей по его приказу в трехдневный срок должны были покинуть город. Когда султан решил возвратиться через два года в Дели, город был опустошен. Сопровождавший его Ибн-Баттута записывает: «…Когда мы вошли в столицу, нашли ее в состоянии, которое соответствовало описаниям. Она была пуста, покинута, оставалось лишь незначительное население». Другой очевидец, свидетельствуя, что город занимал больше восьми или десяти миль, писал: «Все было разрушено. Разрушение было настолько полным, что меж зданий города, в его дворцах и пригородах не осталось даже кошек и собак». Дж. Перу называет султана Туглака безумцем. Очевидно, это очень мягкое определение. Поразительно, что нечто подобное, сопровождавшееся массовым геноцидом по отношению к собственному народу, было через шестьсот лет осуществлено Пол Потом в Камбодже.

В Китае древнейшие города возникли в долине Хуанхэ. На берегах реки и ее притоков или в прилегающей местности вырастали и часто разрушались столицы рабовладельческих государств, постоянно воевавших друг с другом и периодически объединявшихся под властью сильнейшего государства, когда этого особенно остро требовала необходимость поддержания ирригационных сооружений, сохранения господства над эксплуатировавшимся населением и защиты от нападений кочевников. Эти столицы сооружались в основной зоне орошаемого земледелия, относительно близко друг от друга, там, где по тем или иным обстоятельствам казалось легче осуществлять контроль над подвластными территориями и где имелись другие условия для развития города, оценивавшиеся как благоприятные. При этом, как и в других странах, разрушение старых столиц и строительство новых не было чем-то необычным и представлялось само собой разумеющимся, так же, как и уничтожение десятков тысяч людей или обращение их в рабство в ходе кровопролитных и жестоких войн.

Столичные города нередко были весьма велики. Так, Саньян, столица государства Цинь при императоре Цинь Шихуанди (259−210 до н.э.), расположенная на берегах реки В ай, насчитывала около одного миллиона жителей. Периметр внешних стен города достигал ста километров. В строительстве огромных императорских дворцов участвовали сотни тысяч рабочих. В это же время (в III в. до н.э.) для защиты от набегов с севера была построена Великая Китайская стена протяженностью около шести тысяч километров — грандиозное сооружение высотой около десяти метров при ширине 7—8 метров, с мощными оборонительными башнями.

Роль Цинь Шихуанди китайскими историками оценивается неоднозначно. Он впервые объединил Китай, разгромив своих соперников, сравняв их столицы с землей, создал, иерархическую систему власти, унифицировал письменность, меры длины и веса, ширину дорог, многие элементы архитектуры. Вероятно, его можно назвать и великим, и безумным. Среди созданных им грандиозных сооружений — гробница, истинные размеры которой до сих нор не установлены. Предполагают, что ее строили около семисот тысяч рабочих на протяжении многих лет. Сенсацией в археологии было обнаружение в 1974 г. части этой гробницы — «терракотового войска»: шесть тысяч фигур воинов и коней из обожженной глины в натуральную величину, простоявших 2200 лет плотными рядами под крышей из стволов деревьев, соломенных циновок, слоя цемента и трехметрового слоя земли. Раскопки, охватившие несколько полей, перекрыты огромными ангарами; зрелище этой массы фигур, в создание которых было вложено столько мастерства и труда, поражает воображение.

Цинь Шихуанди хотел, чтобы его считали Первым императором (хотя до него уже были императоры). Он желал также, чтобы память о прошлом была уничтожена. Был издан указ о том, чтобы все книги, в которых говорилось о прошлом, в особенности книги по истории и труды классиков конфуцианства были преданы сожжению. Исключение было сделано только для книг по медицине и некоторым естественным наукам. В указе говорилось: «Те, кто обращается к древности для уничижения нынешнего времени, будут преданы смертной казни вместе со своими родственниками». Сотни ученых, пытавшихся спрятать любимые книги, были погребены заживо. После его смерти были извлечены припрятанные книги и классические произведения Конфуция заняли прежнее почетное место.

Конфуций — личность несопоставимо более важная в истории Китая. Вместе со своими последователями он разработал систему ценностей (этических норм, правил поведения в семье и обществе) выполняющих роль религии и передававшихся из поколения в поколение. В науке существует понятие «конфуцианский культурный регион», охватывающий Китай, включая Тайвань и Гонконг, Корею, Японию, Сингапур и некоторые страны ЮгоВосточной Азии, в которых принята конфуцианская система ценностей. В отличие от Моисея, Христа, Магомета, как бы передающих слово божье от Бога, Аллаха, Конфуций — земной человек, создатель системы ценностей, владевших умами миллионов людей на протяжении более двух тысячелетий. Через 2200 лет после Цинь Шихуанди влияние Конфуция попытались уничтожить во времена Мао Цзедуна деятели так называемой «культурной революции», развернувшие «кампанию критики Линь Бяо и Конфуция, которая прекратилась лишь с арестом и судом главных адептов «культурной революции — членов так называемой «банды четырех».

Как и в далеком прошлом, влияние Конфуция после всех гонений лишь возросло, его труды переиздавались, а Дэн Сяопин в своих реформах не раз обращался к наследию Конфуция.

Жесткая регламентация, характерная для организации китайского чиновничьего аппарата и всей общественной жизни, распространялась и на ранние рекомендации по строительству городов. Так, в трактате «Чжоу ли» есть сведения о городах Китая XII—XI вв. до нашей эры. Указано, что столичный Лои (Лоян) был квадратным в плане, имел девять широтных и десять меридиональных улиц, в центре города размещался дворец правителя. В трактате Мэнцзи (IV—III вв. до н.э.), последователями Конфуция, устанавливалось, что город должен иметь квадратный план, строго лимитированный периметр внутренних и внешних крепостных стен (соответственно 3 и 7 ли; 1 ли равен 500 метров).

Во внутреннем городе в центральном квартале должнм расселяться правители и привилегированные жители, в остальных кварталах — крестьяне по сто человек в каждом. Общая численность населения внутреннего города определялась в 3500 человек. Между внутренними и внешними стенами размещались сады и огороды. Город должен был иметь округу, радиус которой (около двенадцати километров) устанавливался из расчета полуторачасового пути от города. Сохранились и другие источники, регламентировавшие размеры городов, иерархию их соподчинения и строгую регулярность прямоугольной планировки.

В Китае в раннем и особенно зрелом средневековье особенно велики были столичные города — Чаньань — столица империи 'Ган (VII—X), Баньлян (ныне Кайфын) и Ханчжоу — столицы династий Северный Сун (X—XI) и Южный Сун (XII—XIII). Город Чаньань, как полагают, имел около двух миллионов жителей и был одним из крупнейших городов мира, Баньлян — около полутора миллионов жителей. В периоды монгольской династии Юань (XIII—XIV), а затем династий Мин (XIV-XVII) и Цин (XVII—1911 г.) столицей Китая становится Пекин (с 1263 г.; возникновение города относится ко II тысячелетию до н.э.). Здесь осуществляются крупнейшие градостроительные работы, среди которых выделяется строительство Пурпурного (Запретного) города с императорскими дворцами, храмами, прудами и парками. В XV в. рядом с Запретным городом, построенным с большим великолепием и призванным всемерно возвеличивать власть богдыхана, сооружается Внешний город, со временем также обнесенный стенами.

Китайские города, как и в более глубокой древности, сооружались на основе очень жестко разработанных регламентаций, предписывавших регулярную прямоугольную планировку, определенное расположение и величину кварталов, этажность и размеры жилых домов. Жестко регламентировались жизнь населения и даже связи между кварталами. Феодальные власти, видимо, испытывали постоянный страх, что огромные массы людей, сосредоточенные в городах, выйдут из повиновения. Поэтому ворота улиц и кварталов запирались; кодекс танских законов предусматривал семьдесят палочных ударов каждому, кто осмелится перебраться через городскую стену, через заграждения, отделявшие императорские постройки, и даже просто через стены кварталов и рынков. Рядом с великолепными дворцами и парками простирались перенаселенные кварталы, представлявшие собой скопления тесных и грязных улиц и переулков, где часто возникали пожары и эпидемии.

Остановимся подробнее на примере Пекина. Основанный во II тысячелетии до нашей эры, Пекин неоднократно изменял свое название и значение, оставаясь значительным торговым центром, важным в стратегическом отношении. Длительное время он был столицей северокитайского царства Янь, но при создании империи Цинь потерял роль столичного города.

В 1263 г. хан Хубилай из монгольской династии Юань делает его столицей своей империи, повелевает разрушить старый город и построить на его месте новую столицу под названием Ханбалык. В 1368 г. при воцарении династии Мин город получает название Бэйпин («умиротворенный город»), столица переносится в Нанкин. Но третий минский император Юнлэ, оценив стратегическое положение Пекина, расположенного в горловине между горами и морем у ворот из беспокойных северных степей, всегда угрожавших набегами кочевников, в 1421 г. возвращает столицу из Нанкина в Пекин, и город получает название Бэйцзин («северная столица», в русском произношении — Пекин).

При императоре Юнлэ, а затем при других императорах Минской и Цинской династий Императорский (Запрет1гый) город застраивается с большим размахом и блеском. Структура плана в соответствии с китайской градостроительной традицией строго регулярна. Город представляет собой гигантский комплекс павильоновдворцов, обнесенный прямоугольной красной кирпичной стеной. В ее пределах по оси от южных до северных ворот располагаются главные дворцовые сооружения: Южные ворота, через среднюю арку которых имели право проходить только император и раз в год в виде особой чести кандидаты для экзаменов на высшие государственные должности; Ворота Высшей гармонии; Павильон Высшей гармонии, в котором располагался главный приемный и тронный зал; Павильон Совершенной гармонии, служивший для подготовки к церемониям; Павильон сохранения гармонии, где император экзаменовал высших государственных чиновников и устраивались пышные банкеты; Ворота Небесной чистоты, служившие переходом к жилой части дворцового комплекса; Павильон Небесной чистоты, служивший императору жилыми покоями и кабинетом для ежедневных совещаний; Павильон Соприкосновения Неба и Земли; Павильон Земного отдохновения, в котором размещались другие жилые покои императора и императрицы; к востоку и западу от этих расположенных строго по оси павильонов-дворцов располагались Павильоны Вечной весны, Воспитания сердца, Изысканного изящества, Отдыхающей старости и др. Между императорскими павильонамидворцами были устроены площади для церемоний и ожидания приема, сады и водоемы. Все великолепие многочисленных павильонов-дворцов, их строго регулярное расположение, весь продуманный ритуал церемоний должны были создать у посетителей Запретного города представление о недосягаемом величии императора — властителя Поднебесной империи, по сравнению с которым каждый должен был себя сознавать ничтожной песчинкой. Прямоугольник Запретного города был частью большего по размерам прямоугольника — так называемого Татарского города, также застроенного по регулярному плану и обнесенному стеной; позднее к нему был пристроен еще более обширный торговый и жилой Китайский город, окруженный прямоугольной стеной протяженностью около пятнадцати километров. К югу, северу, востоку и западу от Императорского города по строго продуманному плану сооружались многочисленные храмы и дворцы (Храм Неба, Храм Прекрасного вида на холмах к северу от Императорского города, Храмы Земли, Луны, Конфуция, Ламаистский храм, Белая пагода идр.).

Исторически сложившийся ансамбль дворцов, храмов, садов, прудов остается основой плана современного Пекина — огромного города с его многоэтажными зданиями правительственных учреждений, отелей, офисов и жилых домов.

Философские произведения древних китайских ученых, полные глубочайших мыслей, технические изобретения китайцев в древние и средние века, намного опередившие все известное в те времена в Европе, богатство средневековых китайских городов, так поразившие Марко Поло, достойны самого глубокого изучения.

Китайский менталитет в определенной мере связан с наследием давних традиций. Согласно конфуцианскому меритократическому идеалу, власть должна была принадлежать образован ным чиновникам. Соискателям следовало сдать государственный экзамен на знание классических исторических и философских трактатов, поэзии и каллиграфии. Как уже отмечалось, примечательно, что через центральные ворота запретного императорского города в Пекине имели право пройти только сам император и кандидаты на сдачу государственного экзамена (будущие чиновники). Образование, несмотря на конвульсии культурной революции, имеет в Китае весьма высокий престиж (как и в Японии).

Другим важным наследием, вошедшим в китайский менталитет, является представление о самодостаточности Китая. Китайские императоры отгораживались от своих потенциальных противников (в том числе Великой стеной), ограничиваясь в своих военных походах в основном пределами исторической территории современного Китая. Даже семь успешных экспедиций китайского флотоводца Чжэн Хэ (1405—1433) в районы южных морей и Индийского океана на огромных по тому времен судах с тысячами матросов и солдат не имели продолжения: было сочтено, что Китай не нуждается в новых землях.

Когда в XVII в. англичане прибыли в Пекин с образцами своих товаров, их предложения о торговле были отвергнуты: в Китае все есть, заметил император. Английские товары были приняты в качестве дани, китайцы восприняли Англию как «варварское» государство, которое может быть лишь зависимым от Китая.

В XIX в. ситуация, как известно, изменилась: Англия и другие державы в результате «опиумных» и последующих войн навязали Китаю положение полуколонии, а полуголодные китайский кули, принимающий опиум, чтобы заглушить голод, бесконечные моря лачуг, в которых ютилось население китайских городов, печально знаменитая надпись у входа в парк международного сеттльмента Шанхая «вход для китайцев и собак запрещен» стали зримыми образцами положения, в которое был ввергнут Китай.

Заметим, что средневековые города Востока при всем их разнообразии имели общую черту, существенно отличавшуюихотевропейскихсредневековых городов: город существовал как центр в системе деспотического восточного государства, управляя подведомственной территорией, но не имел никакого самоуправления, никаких прав. Правило о том, что «городской воздух делает человека свободным, характерное для европейских средневековых городов, неприменимо к средневековым городам Востока. Вместе с тем социально-экономическая (торгово-ремесленная) основа этих городов практически та же, что и городов средневековой Европы. Не войны и нашествия являлись определяющей или единственной чертой их истории, а важные экономические предпосылки, стимулировавшие их рост или увядание. Города упрямо возрождались после самых жестоких разрушений, если их экономико-географическое положение в данное время способствовало этому, или замирали и исчезали, когда экономическое развитие страны не требовало больше их развития (например, упадок исторических столиц Китая в бассейне реки Хуанхэ по мере перемещения торговых связей от Великого шелкового пути к морю и широкого освоения приморских низменностей Китая).

  • [1] Сдасюк Г. В. «Штаты Индии*. — М., 1982.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой