Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Информация как стратегический ресурс современного общества

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Развитие информационных технологий, необходимое для накопления и эффективного использования информационных ресурсов, становится стратегическим фактором обеспечения национальной безопасности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, зафиксировано, что силы обеспечения национальной безопасности вместе… Читать ещё >

Информация как стратегический ресурс современного общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие информации как категории. Данные, сообщения, знания

Информация[1] в современном обществе играет, по образному выражению ученых, роль крови для человека. Без информации общество не может не только успешно развиваться, но даже и существовать. Достаточно сказать, что около половины взрослого населения Земли заняты в процессах, объектом труда которых является информация.

Информация создается в огромных масштабах, хранится и передастся, обрабатывается и используется. В развитых странах уже в середине XX в. была создана индустрия информации для производства и потребления информационных продуктов и услуг.

Информация — это единственный неубывающий ресурс жизнеобеспечения человечества и цивилизаций. Более того, ее объем постоянно увеличивается. Конечно, в силу тех или иных причин накопленные предыдущими поколениями знания иногда пропадали. Однако на протяжении обозримого периода жизни людей прослеживается общая тенденция, заключающаяся в росте объемов накапливаемой и хранимой информации: в XIII в. — объемы удваивались примерно каждые 50 лет, в 70-х гг. XX столетия — каждые 5 лет, начиная с 1990;х гг. — практически ежегодно.

Нередко бурный рост количества новой информации сравнивают по мощности с лавиной, говорят, что произошел «информационный взрыв», который продолжает расти и расширяться. К сожалению, постоянное увеличение объема информации не позволяет человеку воспринимать ее в полной мере даже в пределах своей конкретной профессиональной деятельности. Причины такого положения в следующем:

  • — вся информация не может быть интересна отдельному человеку или даже целой организации;
  • — часть информации устаревает и, может быть, никогда не будет востребована. В то же время ранее созданная информация может быть использована как исторический материал или в качестве данных для сравнения и анализа;
  • — существующая и вновь создаваемая информация относится к разным направлениям науки, разным отраслям бизнеса, может быть ориентирована на разные уровни образованности и, соответственно, будет востребована разными потребителями информации;
  • — существуют два барьера, препятствующие ее восприятию и использованию — языковый (представление информации на различных национальных языках, которые к тому же не все и не всегда известны потенциальному ее пользователю) и ведомственный (в виде задержки либо полного сокрытия информации в течение определенного периода времени);
  • — несогласованность между специалистами разных стран терминологии и знаковых систем и рассеяние информации (к примеру, публикации статей одной профессиональной направленности в разных по профилю изданиях).

Проблема заключается в том, что, хотя нам не нужна вся накопленная информация, при решении поставленной задачи необходимо из всего огромного объема своевременно найти именно те данные, которые требуются для решения конкретной задачи. Опыт показывает, что на современном уровне развития нашего общества при решении любой более или менее серьезной задачи невозможно обойтись без использования определенных объемов накопленной полезной научно-технической информации, которую требуется найти, передать, обработать. Однако, иногда бывает проще, эффективнее и дешевле создать новый интеллектуальный продукт, нежели вести поиск аналогов, подобных продуктов и сопоставлять их с требующимися.

Информация — это сведения, воспринимаемые человеком и (или) специальными устройствами как отражение фактов материального или духовного мира в процессе коммуникации[2].

Значение информации в развитии общества нашло свое отражение в появлении термина «информационные ресурсы». К информационным ресурсам относится накопленная информация, зафиксированная на материальных носителях, которую можно хранить, передавать, использовать. Это продукты интеллектуального труда: патенты, технологии, программное обеспечение, базы данных, базы знаний и др. Важно отметить, что в отличие от других видов ресурсов информационные ресурсы не убывают со временем.

В условиях глобализации возрастает взаимозависимость государства в целом, отдельных отраслей, организаций от множества факторов экономического, юридического, природного характера и ряда других. Своевременное получение информации, важной для принятия решений на любом уровне, дает существенное преимущество. Владение нужной информацией, ее эффективное использование позволяют получить экономию различных видов других ресурсов: времени, материалов, труда, энергетических, финансовых и других ресурсов.

Развитие информационных технологий, необходимое для накопления и эффективного использования информационных ресурсов, становится стратегическим фактором обеспечения национальной безопасности. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г., утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, зафиксировано, что силы обеспечения национальной безопасности вместе с институтами гражданского общества для противодействия угрозам экономической безопасности должны быть нацелены на развитие индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения.

Существенная роль для основы широкого внедрения информационнокоммуникационных процессов в стране принадлежит другому важному документу — Федеральному закону от 27 июля 2006 г. № 65-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»[3].

Без развития информатизации, под которой понимается создание информационной техники и технологий, средств коммуникаций, производство информационных продуктов и услуг, невозможно добиться интеграции национальной экономики в мировое экономическое пространство. Чтобы национальные производители имели возможность конкурировать с зарубежными на российском и международном рынках, необходимо обеспечить создание и поддержку информационной инфраструктуры, позволяющей им иметь равные информационные возможности для представления и продвижения своих продуктов. Таким образом, развитие информационной инфраструктуры, накопление и эффективное использование информационных ресурсов становятся фактором выживания, жизнеспособности, экономической стабильности как отдельных объектов, так и государства в целом, а потому экономику современного общества нередко называют экономикой информации.

Исходя из огромной значимости этого ресурса, рассмотрим подходы и понятие самой информации.

Категория информации является не менее сложной философской категорией, чем категории пространства, времени, материи, энергии. К исследованию ее содержания обращались ученые разных стран, но до сих пор не выработано единого определения информации.

Известный американский специалист в области управления и кибернетики Норберт Винер утверждал, что «информация — это обозначение содержания, полученное нами из внешнего мира в процессе приспосабливания к нему нас и наших чувств».

В философском смысле, которого придерживается академик Н. Ы. Моисеев, информация есть отражение реального мира; это сведения, которые один объект содержит о другом объекте.

По вероятностному подходу к определению понятия информации К. Шеннона1, информация — это снятая неопределенность или сведения, которые снимают существующую у потребителя до их получения неопределенность. Информация является противоположностью неопределенности, или энтропии (энтропия — величина, используемая в термодинамике как мера беспорядочности). Чем меньше энтропия, тем больше информации, и наоборот. Информацию содержат только такие данные, которые уменьшают неопределенность.

Пусть случайная дискретная величина X может принимать одно из значений хх, х2,…, хп с вероятностью Информация как стратегический ресурс современного общества.

п

где i = 1, 2,…, п YjP(0 = 1 и имеет собственную информацию:

Информация как стратегический ресурс современного общества.

/=1.

Тогда энтропия будет равна.

Информация как стратегический ресурс современного общества.

Это означает, что энтропия события X равна сумме всех произведений относительных частот появления события i, умноженных на двоичные логарифмы относительных частот появления события /, взятой с противоположным знаком. Основание логарифма 2 используется для удобства при работе с информацией в двоичной системе счисления.

По Шеннону, количество информации равно уменьшенной неопределенности и при равной вероятности событий х{, х2, …, хп вычисляется по формуле Информация как стратегический ресурс современного общества.

где К — константа, соответствующая выбору единицы измерения.

Минимальная информация содержится в сообщении о наступлении одного из двух равновероятных событий. В этом случае относительная частота каждого события равна ½ соответственно, минимальное количество информации, или одна единица информации, будет равна.

Информация как стратегический ресурс современного общества.

1 Шеннон Клод (1916—2001) — американский инженер и математик, крупнейший специалист в области теории информации, теории автоматов и теории систем управления.

Такая минимальная единица информации названа битом (от англ, bit — частица, кусочек или binary digit двоичная цифра).

В обыденной жизни информацией нередко называют разнообразные сведения об объективно существующих процессах и явлениях. Наряду с этим достаточно часто используются также такие термины, как «данные», «сообщения», «знания». Чем же они отличаются между собой?

В действующем Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информация определена как «сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления». Следовательно, все эти термины равнозначны. Однако, с научных позиций, между этими терминами существуют принципиальные различия.

Данные[4] — это материальные объекты произвольной формы, выступающие в качестве средств представления информации, эго исходный материал, источник для получения информации. Данные содержат нечто такое, от чего зависит их сравнительная ценность, ради чего они собираются, передаются и обрабатываются.

Следует помнить, что информация не существует сама по себе, она имеется, если есть взаимодействие между данными и их получателем. Должен иметься источник информации и получатель информации. Из данных образуется информация, если данные получены и восприняты получателем, к тому же, если они являются для получателя новыми, ранее неизвестными.

Сообщение — это форма представления информации для получателя. Сообщения могут быть представлены на разных языках, передаваться разными средствами (вспомним «стуковую» передачу информации, азбуку Морзе, сигнальную флажковую морскую передачу и др.). Вместе с тем одно и то же сообщение может быть неодинаковым по информативности для разных получателей информации, т. е. содержать новые данные для одних и известные данные — для других. Соответственно, информация для разных получателей из одного и того же сообщения будет разной. Для понимания информации получатель ее должен владеть так называемым механизмом интерпретации.

Знания — это систематизированная информация, проверенная практикой, которая может использоваться для решения задач; это проверенный практикой результат познания действительности, его верное отражение в сознании человека. В области систем искусственного интеллекта знания связываются с логическим выводом и определяются как информация, на основании которой реализуется процесс логического вывода.

В экономике часто используется так называемый технологический подход к определению информации. Согласно ему информацию можно рассматривать как объект сбора, передачи, хранения, обработки, использования.

  • [1] Информация (от лат. infomatio) — изложение, разъяснение, осведомление.
  • [2] ГОСТ 7.0—99. Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Терминыи определения (Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу).
  • [3] Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (в ред. Федеральных законов от 27 июля 2010 г.№ 227-ФЗ, от 6 апреля 2011 г. № 65-ФЗ).
  • [4] Данные (от лат. datum) — факты.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой