Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Стратегия развития системы социального страхования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Социальное страхование, связанное с выплатой различных видов пособий, в том числе по временной нетрудоспособности, но беременности и т. д.; обеспечением граждан — получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета; социальное страхование от несчастных… Читать ещё >

Стратегия развития системы социального страхования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Существующая система обязательного социального страхования в Российской Федерации включает в свою сферу следующие его виды:

  • пенсионное страхование работающих от социальных рисков (старости, инвалидности и утраты кормильца); государственным страховщиком выступает Пенсионный фонд РФ;
  • социальное страхование, связанное с выплатой различных видов пособий, в том числе по временной нетрудоспособности, но беременности и т. д.; обеспечением граждан — получателей социальных услуг путевками на санаторно-курортное лечение, техническими средствами реабилитации, протезами и протезно-ортопедическими изделиями за счет средств федерального бюджета; социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Государственным страховщиком выступает Фонд социального страхования РФ;
  • медицинское страхование. Государственными страховщиками являются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.

Сложившаяся за десятилетия социалистическая модель социальной защиты пока не претерпела существенных изменений. Ее главная черта — превалирование институтов государственного социального обеспечения и социальной помощи, фактически блокирующее развитие рыночного института социального страхования. Такая политика в условиях рыночной экономики тормозит становление финансовых механизмов ответственности работников и работодателей в сфере предупреждения и компенсации социальных рисков. Однако уже сейчас очевидно, что без решения проблемы социального страхования на основе подлинно присущих ему принципов организовать эффективную социальную и экономическую политику не удастся.

Рыночная модель системы социального страхования должна базироваться на следующих принципиальных положениях. Финансирование должно обеспечиваться в основном за счет взносов работодателей (включаемых в себестоимость продукции) и работников (удерживаемых из зарплаты). Размеры страховых выплат должны находиться в зависимости от размеров взносов. Только делающие взносы должны иметь право на получение услуг, которые могут быть тем значительней, чем больше размеры взносов и чем дольше их производят.

Особенности демографического и социально-экономического развития России вызывают необходимость осуществления смешанного финансирования пенсионного и других видов социального страхования (за счет средств работодателей, работников и государства).

Цели функционирования системы социального страхования заключаются в обеспечении надежной и качественной социальной защиты работающих граждан с помощью:

  • • создания экономических и правовых условий для наемных и самозанятых работников для «зарабатывания» ими страховых прав, достаточных по объему для получения пенсий и пособий, сопоставимых с заработком (пенсий, составляющих не менее 40−50% от размера заработной платы, пособий не менее 50−85% от размера заработной платы и т. д.);
  • • создания правовых, организационных и управленческих механизмов учета страховых взносов и гарантированных способов их возврата для застрахованных, позволяющих обеспечивать оперативную и полную выплату пособий, пенсий, оказание качественной медицинской помощи, проведение медицинской, профессиональной и социальной реабилитации застрахованных;
  • • разгосударствления собственности страховых фондов, позволяющего обеспечить повышение эффективности использования средств и исключить возможность использования финансовых ресурсов не на страховые цели;
  • • создания открытой информационной системы, позволяющей всем плательщикам взносов и получателям пособий и услуг знать свои права и обязанности, способы проверки накапливаемых страховых нрав, а также формирования публичных и государственных механизмов контроля над эффективностью управления финансовыми ресурсами.

Концептуальными основами реформирования социального страхования являются:

  • • обеспечение существенной положительной динамики роста оплаты труда;
  • • включение в систему социального страхования финансового ресурса самого работника.

    Введение

    страховых платежей для работников и их участие в финансировании социального страхования государства позволит снизить страховую нагрузку работодателей, повысить личную ответственность работников и оптимизировать весь массив экономических интересов в этой сфере;

  • • отказ от представлений о государстве как о собственнике страховых ресурсов и признание на законодательном уровне этих средств собственностью страхуемых работников, право на которую они реализуют при наступлении страховых случаев. Страховые платежи являются резервируемой частью заработной платы работников, которая им недодается и предназначается на случаи наступления для них социальных рисков (старости, инвалидности, болезни и т. д.). Целевая функция данных страховых платежей состоит в воспроизводстве рабочей силы, а поэтому ее экономическая и правовая природа определяют безальтернативную трактовку вопроса о собственности. При указанном понимании собственности на страховые средства роль государства состоит в том, что оно выступает гарантом сохранения заработанных страховых прав и распорядителем страховых ресурсов. И если оказывается, что их не хватает, виноваты в этом не пенсионеры (в свое время их заработавшие), а те органы государственной власти, которые неэффективно распорядились доверенными им средствами;
  • • законодательное определение размеров и пропорций ВВП, направляемых на цели социального страхования, с учетом оценки эффективности социального страхования как стабилизатора доходов и механизма воспроизводства населения и трудовых ресурсов;
  • • отделение средств социального страхования от государственного бюджета, в том числе отказ от аккумулирования страховых ресурсов через единый социальный налог (ЕСН). Их целевое предназначение и высокая публичная значимость обуславливают их автономный характер и требуют принятия системы законодательных мер по их контролю и прозрачности.

Формирование системы обязательного социального страхования в стране невозможно без концептуального и законодательного решения ряда задач национального масштаба. Важнейшими среди них являются:

  • • определение финансовых механизмов отдельных видов и всей системы социального страхования с учетом формирования оптимальной нагрузки субъектов страхования, увязанной с политикой заработной платы, доходов и налоговой политикой;
  • • разработка методологических и правовых основ для формирования собственного правового поля социального страхования, имеющего четкие законодательные рамки и не допускающего смешения с правоотношениями, возникающими в области оказания социальной помощи и государственного социального обеспечения;
  • • разграничение функций и полномочий по организации и управлению системой и отдельными видами социального страхования основных социальных субъектов (работодателей, работников и государства) в зависимости от их ролевых позиций: страхователей, застрахованных, организующих и контролирующих органов;
  • • определение базовых правовых институтов социального страхования, которые включали бы регулирование всех возможных видов страховых случаев и предусматривали бы все возможные виды защиты соответствующих прав граждан;
  • • определение инструментария и системы управления социальным страхованием — моделей актуарных расчетов, информационной базы, статуса актуарных центров и контрольных органов, медико-реабилитационных служб.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой