Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Структура и функции политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку политика — это прежде всего сознательная деятельность участвующих в ней людей, постольку первым ее элементом являются субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее. Субъект политики может быть структурно организован и представлять собой социальный институт… Читать ещё >

Структура и функции политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Структура политики: ее элементы, формы и разновидности

Политика обеспечивает целостность общества благодаря взаимодействию ее структурных элементов (рис. 1.2).

1. Поскольку политика — это прежде всего сознательная деятельность участвующих в ней людей, постольку первым ее элементом являются субъекты политики: индивиды, социальные группы, слои, организации, прямо или косвенно участвующие в процессе реализации государственной власти или осуществляющие влияние на нее. Субъект политики может быть структурно организован и представлять собой социальный институт, как, например, политическая партия, профсоюз, церковь, СМИ, государство, международная организация (ООН, Европейский парламент и т. д.). В качестве субъектов политики могут выступать социальные общности (слои, классы, нации, элиты, массы, профессиональные группы) и отдельная личность (политический лидер, просто рядовые граждане, нередко именуемые обывателями).

Структура политики.

Рис. 1.2. Структура политики.

  • 2. Субъекты политики вступают в политические отношения, т. е. отношения распределения и использования государственной власти на основе политических интересов, а также целей, установок, ценностных ориентаций, верований, идеалов, которыми они руководствуются в своей деятельности.
  • 3. Соотнося их с реальными условиями собственного бытия, субъекты политики осознают содержание своих политических интересов. Так формируется система оценок, смыслов и утверждений, которые составляют содержание политического сознания. Оценка реальной действительности, участие в политической жизни могут осуществляться на основе эмоций, чувств, переживаний, образующих политическую психологию. Но политическое участие может быть рационально осмысленным и строиться на основе следования системе представлений — политической идеологии.
  • 4. Реализация осознанных интересов предполагает взаимодействие с другими группами, имеющими иные потребности, и институтами власти. Характер взаимодействия участников политической жизни (конфронтация между ними или согласие и терпимость, политическая борьба или сотрудничество) зависит от зрелости политической культуры субъектов, состояния общества (его процветания, стабильности или кризиса). Возникающие и постоянно изменяющиеся социальные потребности групп и индивидов требуют своевременного представительства и удовлетворения. Для этого существует система институтов законодательной, исполнительной и судебной власти. Она должна адекватно реагировать на политически значимые потребности, реализовывать их в форме управленческих решений, т. е. управлять социальными процессами и регулировать их. Однако эффективность управленческих решений в значительной мере зависит от наличия зрелой системы представительства интересов, включающей партийную систему, группы интересов (СМИ, бизнес, церковь и т. д.) общественные организации и т. д., которые способны четко сформулировать действительные потребности общества и довести их до властных структур в виде требований, программ и т. д. Государство и его органы, партийная система, группы давления, общественные движения составляют политическую организацию общества, призванную выражать общезначимые, групповые и частные интересы.

Политика как сфера руководства и управления общественными процессами может касаться различных областей деятельности человека, что позволяет выделять различные виды государственной политики. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизнедеятельности осуществляет политика свои многочисленные функции, различают экономическую, социальную, демографическую, аграрную, культурную, техническую, военную, национальную и иную политику.

По обращенности политики на решение внутренних или внешних задач выделяют внутреннюю и внешнюю политику. Если субъектами политики выступают народы, государства, общественные движения и организации разных стран, а предметом их взаимоотношений являются вопросы экономического, социального, политического, правового, военного, гуманитарного и т. д. сотрудничества, то речь идет о международной политике.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой