Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Региональные объединения. 
Мировая экономика. 
Экономика стран и регионов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Конечно, наряду с созданием эффекта расширения торговли, создание региональной группировки может повлечь за собой появление эффекта ее сжатия по отношению к третьим странам, продукты которых при меньших издержках, при обложении пошлиной могут стать более дорогими для покупателя в сравнении с продуктами из страны — члена ЗСТ, даже если первоначально последние были неконкурентоспособны по цене… Читать ещё >

Региональные объединения. Мировая экономика. Экономика стран и регионов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Интернационализация хозяйственной жизни в мире все более заметно проявляется также в комплексном взаимодействии стран того или иного географического ареала. Это взаимодействие часто складывается вначале как взаимодействие частного бизнеса, которое закрепляется со временем официальными межправительственными соглашениями. В результате появляются региональные объединения стран или региональные группировки. Даже если они создаются первоначально для создания благоприятных условий взаимодействия в какой-то одной области, например, в торговле, впоследствии, как правило, происходит распространение взаимодействия на другие области — движение капиталов, рабочей силы и т. д. Нередко это расширение планируется и происходит в виде отдельных этапов формирования регионального объединения.

В настоящее время в рамках ВТО зарегистрировано 489 таких объединений, из которых 297 — действующие. Большая часть (90%) их общего числа возникали как результат межправительственных соглашений о свободной торговле и менее 10% о создании таможенных союзов. Сегодня большинство стран мира являются участниками тех или иных региональных интеграционных соглашений, а многие из них принадлежат более, чем к одному региональному блоку[1].

В научной литературе последних десятилетий было немало дискуссий о природе региональных объединений и соотношении их с глобализационными процессами. Одни сторонники этих дискуссий считали их равнозначными независимыми явлениями, другие подчеркивали противоречивый характер региональных объединений, якобы тормозящих глобализацию в силу действия внутрирегиональных преференций. В конечном итоге сейчас ни у кого не вызывает сомнения, что доминирующим общим явлением выступает глобализация, а регионализация есть ее частное проявление, форма развития, даже если она охватывает сразу многие области взаимодействия между соседними странами. Жизнь опровергла и аргумент о том, что региональные объединения могут препятствовать более глубокой интеграции стран в единый глобальный рынок в силу их обособленности, создаваемой таможенными и нетарифными барьерами для третьих стран. Региональные группировки, наоборот, объединяя потенциал интегрирующихся стран, обеспечивают странам-учасгницам больше возможностей для вхождения в мировой рынок. Примером тому служит совместное производство рядом европейских стран аэробусов. А создание валютной зоны позволила Европе иметь мировую резервную валюту — евро, успешно конкурирующую с практически монопольной до этого позицией доллара.

Конечно, наряду с созданием эффекта расширения торговли, создание региональной группировки может повлечь за собой появление эффекта ее сжатия по отношению к третьим странам, продукты которых при меньших издержках, при обложении пошлиной могут стать более дорогими для покупателя в сравнении с продуктами из страны — члена ЗСТ, даже если первоначально последние были неконкурентоспособны по цене. Но эффект сжатия ведет лишь к перераспределению объема торговли каким-либо товаром одной страны в пользу другой, члена региональной группировки, а выигрыш от открытия рынков стран-членов друг другу намного превышает временные потери третьих стран. К тому же повышение конкурентоспособности отраслей вследствие объединения стран-членов позволит им через достаточно короткое время обходиться без таможенной защиты от конкуренции третьих стран. Особенно в случае объединения развитых стран, у которых преобладание внутриотраслевой торговли в их внешнеторговом обороте обеспечивает им преимущество, источником которого выступает экономия масштаба в производстве дифференцированных продуктов[2].

Следует отметить, что ВТО принимает как данность существование преференций в рамках ЗСТ и таможенных союзов, видя в них не только проявление дискриминации, но отношению к третьим странам, но и как ступень продвижения к более отдаленной цели полной либерализации экономических связей, которую сегодня еще не готово провести мировое сообщество в целом.

Участия разных стран в региональных интеграционных группировках диктуется политическими и экономическими факторами. К числу последних прежде всего следует отнести стремление расширить возможности сбыта на общем конкурентном рынке интегрирующихся стран, обеспечить доступ к общим инвестиционным ресурсам, ускорить технологический прогресс, повысить мобильность рабочей силы, а также увеличить спрос через улучшение благосостояния потребителей интегрирующихся стран. Мотивом к интеграции могут быть кооперация при использовании общих ресурсов и инфраструктуры, возможность решать сообща проблемы загрязнения окружающей среды и др.

Существующие ныне региональные группировки заметно различаются, но количеству интегрирующихся стран, степени сокращения национальных экономик, институциональному устройству наднациональных органов и масштабам их деятельности. Наиболее продвинутым региональным объединением сегодня общепринято считать ЕС, которому удалось пройти все стадии региональной интеграции — от ЗСТ до экономического и валютного союза стран, предполагающего переход к общей экономической политике и единой валюте.

В результате ЕС сегодня представляет собою мощный экономический блок с населением более 400 млн человек и совокупным ВВП порядка 20 трлн долл., на долю которого приходится до 40% мирового товарооборота (см. гл. 7). ЕС отличается уникальным сочетанием национальных государственных и наднациональных органов управления, которое обеспечивает высокий уровень координации экономической политики.

В известном смысле ЕС сформировал классическую последовательность стадий интеграции в экономической и социальной областях. В соответствии с этой классической схемой в литературе принято выделять пять этапов интеграционных процессов, различающихся по степени сплочения, объединения политических, экономических, государственных и общественных структур в рамках региона. Являясь формой международной интеграции, они выступают в качестве последовательных стадий восхождения интеграции от низшего к высшему — это ЗСТ, таможенный союз, общий рынок, экономический союз и политический союз.

Наиболее распространенной и простейшей формой международной интеграции является ЗСТ — первичная форма интеграции. В ее рамках поддерживается свободная от таможенных и количественных ограничений международная торговля товарами. При этом каждая страна — участница ЗСТ имеет свой собственный внешнеторговый тариф в отношении стран, не входящих в данную зону. Соглашения о ЗСТ обычно основаны на принципе моратория на изменение уровня взаимных таможенных пошлин, что фактически означает невозможность в одностороннем порядке повышать таможенные пошлины либо вводить новые торговые барьеры.

Таможенный союз — следующая, более совершенная ступень международной экономической интеграции. Наряду с мерами, характерными для ЗСТ, здесь устанавливается единый внешнеторговый тариф и предусматривается проведение общей внешнеторговой политики в отношении третьих стран. В отличие от ЗСТ таможенный союз имеет более надежную защиту внутренних таворопроизводителей, так как блокирует свои внешние границы таможенным барьером. В то же время функционирование таможенного союза не предполагает единовременной унификации таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В рамках таможенного союза вне сферы обшей тарифной политики остаются такие крупные направления, как отрасли оборонной промышленности, отдельные сектора энергетики и др.

Следующим этапом международной интеграции является общий рынок товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Общий рынок предполагает более совершенную деятельность наднациональных органов контроля и управления в направлении гармонизации всего спектра экономической политики (в том числе и социальной) с учетом унификации национальных законодательств государств-членов. Завершение строительства общего рынка открывает переход к высшей форме интеграции: экономическому и валютному союзу.

Экономический и валютный союзы являются взаимодополняющими и неотъемлемыми частями единого процесса. Строительство ЭВС представляет собой совокупность параллельных мероприятий, главная цель которых — создание единого экономического, валютно-финансового, правового, информационного и социокультурного пространства. С одной стороны, ЭВС предполагает тесную координацию экономической политики государств-членов на основе рекомендаций и контроля со стороны наднациональных органов при строгом соблюдении установленных в рамках межгосударственных договоров количественных показателей состояния экономики страп-участниц в целях сближения их экономического и социального развития (экономическая конвергенция). С другой стороны, ЭВС подразумевает установление твердо фиксированного курса валют странучастниц, переход к единой валютной политике и создание независимой системы центральных банков во главе с банком, наделенным исключительным правом эмиссии унифицированной денежной единицы.

Валютный союз по числу стран может не совпадать более или менее длительный срок с экономическим союзом. Такое несовпадение имеет место например в ЕС, где «зона евро» — валютный союз, объединяющий лишь 18 из 28 стран ЕС.

По мере становления ЭВС в интегрирующихся государствах складываются предпосылки для реализации высшей ступени интеграции — политического союза. Политический союз является, таким образом, завершающей ступенью интеграционного строительства и фактически подразумевает формирование в будущем федеративного государства. Страны-участницы переходят к общей внешней политике и единой политике безопасности, вводят единое гражданство и право граждан избирать и быть избранными как в национальные, так и наднациональные (федеральные) органы власти, независимо от места их пребывания на территории политического союза. Реализуется сотрудничество в области правосудия и внутренних дел, существенно расширяется деятельность в сфере культуры, образования и защиты прав и интересов всех граждан союза.

Из множества существующих в настоящее время в мире региональных интеграционных объединений основными действующими являются следующие:

  • — на постсоветском пространстве — СНГ и ЕврАзЭС;
  • — в Европе — ЕС;
  • — в Северной Америке — ЗСТ НАФТА;
  • — Латинской Америке — Карибское сообщество (КАРИКОМ); Общий рынок стран Южного конуса (МЕРКОСУР); Сообщество андских государств;
  • — Африке — Восточно-Африканское сообщество; Сообщество по развитию Юга Африки; Таможенный союз стран Южной Африки (ЮАТС); Экономическое сообщество стран Восточной и Южной Африки; Экономическое сообщество стран Западной Африки (ЭКОВАС); Экономическое сообщество центральноафриканских государств (ЭКОЦАС);
  • — Азии — АСЕАН; АТЭС;
  • — на Ближнем Востоке — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива.

Существует точки зрения, что в ближайшей перспективе геостратегическую ситуацию во всем мире будут определять три региональных группировки — ЕС, АТЭС и НАФТА, отношения между которыми будут приобретать характер глобального сотрудничества-соперничества за влияние на развитие глобальной экономики. В последнее время политики все чаще выступает за создание межрегиональных объединений. В этом свете интересно отметить ожившую в 2013 г. в устах Президента США Б. Обамы идею вынашиваемого уже несколько лет проекта создания трансатлантической ЗСТ ЕС и США. Осуществление этого проекта, если он будет реализован, способно существенно изменить сложившийся расклад сил в глобальной экономике, возможно, в направлении усиления противовеса нарастающей экономической мощи группы PC во главе с Китаем.

Справка Группировкой особого рода является БРИКС. В отличие от других межгосударственных региональных группировок, она не создавалась правительствами Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР и не ставила перед собой каких-либо долгосрочных целей объединения ни в форме зоны свободной торговли, ни в какой либо другой более продвинутой форме. Аббревиатура составлена из первых букв английской транскрипции названий перечисленных стран и положила начало существованию категории «страны БРИКС» (без ЮАР, присоединившейся к БРИКС в 2011 г. уже по приглашению первых четырех стран). Первоначально эту категорию ввела в употребление в 2011 г. экспертная группа международного инвестиционного банка Goldman Sachs, возглавляемая Дж. О’Нилом.

В первоначальном смысле аббревиатуры была лишь названием биржевого индекса рискованных вложений в бумаги под рынки четырех динамично PC. Однако индекс быстро привлек внимание игроков и спекулянтов масштабами и заманчивостью ставок игры. Эксперты банка стали развивать идею и в 2003 г. опубликовали прогнозные обоснования своего утверждения о том, что страны БРИКС станут двигателем мирового экономического развития, потеснив к 2050 г. страны «Большой семерки». В 2007 г. ее же уточненный прогноз отнес это событие на более ранний срок — к 2035 г.

Основными критериями прог ноза стали:

  • — опережение темпов экономического роста стран БРИКС над темпами роста стран «Большой семерки» (в интервале страновых показателей темпов прироста в периоде 1990—2009 гг. от 3,4 до 10%, против соответствующих показателей в интервале от 1,2 до 2,7% в год у стран «семерки»);
  • — динамика суммарного вклада двух групп стран в создание реального мирового ВВП: положительная у БРИКС (рост с 9,1% в 2000 г. до 15,7% в 2009 г.) и отрицательная у семерки (соответственно сокращение с 65,3 до 53,5%);
  • — динамика участия в мировой торговле: доля стран БРИКС в мировом экспорте товаров в период с 2000 по 2009 г. увеличилась с 7 до 14,6%, а доля стран семерки снизилась с 45,4 до 34,6%)К

Аббревиатура быстро прижилась и за пределами биржевых дел. Она удачно отразила надежду на сохранение тенденции опережающих темпов роста крупнейших PC, которая стала особенно очевидной в годы кризиса. Идея была подхвачена многочисленными аналитиками разных стран и центрами по изучению феномена БРИКС.[3]

Сегодня страны БРИ КС занимают ведущие позиции в мировой экономике по большому числу показателей и имеют хорошие перспективы для дальнейшего их укрепления (табл. 25.2).

Место стран БРИКС в мировом хозяйстве, по отдельным параметрам, 2011 г.[4]

Таблица 26.1

Страна.

Площадь.

Население.

Рабочая сила.

ВВП.

(номинальный).

ВВП.

(ППС).

Золотовалютные резервы.

Военные расходы.

КНР.

Бразилия.

Россия.

Индия.

На проходившем в Бразилии в 2014 г. саммите стран БРИКС были подписаны соглашения о создании Нового банка развития и пула условных валютных резервов стран БРИКС.

Объявленный капитал Нового банка развития составит 100 млрд долл. Масштабы возможных операций в рамках пула валютных резервов также смогут достигать 100 млрд долл. Этот механизм создает возможности для эффективной защиты национальных экономик стран от кризисов на финансовых рынках. Банк и валютный пул с суммарными ресурсами в 200 млрд долл, помогут сделать страны БРИКС менее зависимыми от финансовой политики западных держав. Первым президентом банка развития станет представитель Индии.

Вопросы и задания для самоконтроля.

  • 1. Назовите причины появления региональных экономических группировок.
  • 2. Как, но вашему мнению, соотносятся процессы глобализации и регионализации?
  • 3. Какие региональные группировки вы можете назвать?
  • 4. Каковы этапы зрелости региональных объединений?
  • 5. Перечислите возможные последствия реализации проекта создания трансатлантической ЗСТ ЕС и США.

Рекомендуемая литература.

Авдокушин, Е. Ф. Страны БРИКС в современной мировой экономике / Е. Ф. Авдокушин, М. В. Жариков. — М.: Магистр; ИНФРА-М, 2013.

Глобализация мирового хозяйства: учеб, пособие / под ред. М. Н. Осьмовой,.

A. В. Бойченко. — М.: ИНФРА-М, 2013.'.

Глобализация мирового хозяйства и национальные интересы России / под ред.

B. П. Колесова; Экон. ф-т МГУ им. Ломоносова. — М.: ТЕИ С, 2002.

Глобальное экономическое развитие: тенденции, асимметрии, регулирование :

колл, моногр. / Д. Лукьяненко [и др.); под науч. ред. Д. Лукьяненко, А. Поручника, В. Колесова. — Киев, 2013.

  • [1] Авдокушин Е. Ф., Жариков М. В. Страны БРИ КС в современной мировой экономике.М.: Магистр; ИНФРА-М, 2013. С. 12.
  • [2] Подробнее см.: Колесов В. П., Кулаков М. В. Международная экономика. М.: ИНФРА-М, 2011. С. 96.
  • [3] Авдокушин Е. Ф., Жариков М. В. Страны БРИКС в современной мировой экономике.С. 38−41.
  • [4] 2 URL: liLtp://www.absoluteastronomy.com/topics/BRIC (дата обращения: 11.11.2014).Нужно отметить, что официальные власти КНР, Индии, Бразилии и России взяли идеюна вооружение и активно пытаются подвести под новообразование политической фундамент: с 2009 г. было проведено пять саммитов, последний из которых состоялся в Южной Африкев 2013 г.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой