Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Введение. 
Кросс-культурная и этническая психология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В первый модуль включена методология кросс-культурной и этнической психологии, описаны основные понятия, ограничения и требования к исследованиям. Второй модуль содержит обзор наиболее интересных и оригинальных экспериментов по кросс-культурной и этнической психологии. В третий модуль вошли основные положения теории межкультурной коммуникации, разработанной автором. Четвертый модуль… Читать ещё >

Введение. Кросс-культурная и этническая психология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Вес в мире странно и чудесно для широко раскрытых глаз.

Хосе Ортега-и-Гассет

Важной тенденцией развития современной социальной психологии в настоящее время является возрастающее значение межкультурного аспекта. Изучение психологического сходства и различия между этнокультурными общностями и этническими группами внутри конкретного общества становится наиболее актуальной проблемой. Проблемы политической и экономической глобализации на планете заставили ученых обратить особо пристальное внимание на межкультурные различия. Многие ученые отмечают, что глобализация может привести к стиранию культурных различий и утрате самобытности культур малых народов. Натиску культурной глобализации может противостоять только содружество культур, основанное на мирных и добровольных принципах взаимодействия, приверженности идеям толерантности, добрососедства, уважении прав и обязанностей разных народов, признании равноправия и равноценности всех культур мирового сообщества.

Наиболее актуальной в настоящее время является проблема толерантности. Она все чаще привлекает внимание философов, психологов, политиков разных стран. Создание Европейского экономического сообщества, устранение границ между государствами, рост миграционных процессов, усиление влияния средств массовой информации повышают необходимость формирования такого качества личности, как толерантность, и ее проявления в коммуникационных процессах на межличностном, межкультурном, межэтническом уровнях. Толерантность людей друг к другу является основным механизмом создания этнокультурной общности. В связи с открытием этнических границ и процессом глобализации толерантность становится крайне важным способом взаимоотношений между культурными сообществами.

Исследованиями конкретных этнокультурных общностей занимается этническая психология, сравнительный анализ различных общностей относится к области кросс-культурной психологии.

В настоящей книге мы уделили внимание методологическим и методическим подходам. Поиск и разработка адекватного методического инструментария являются залогом успешного разрешения научных проблем. Рассмотрение социально-психологических явлений с точки зрения культурных различий дает ключ к пониманию психологии личности и общества. Выявление социокультурного разнообразия психических феноменов способствует установлению взаимопонимания между народами, формированию межкультурной и межэтнической толерантности, ослаблению напряженности межэтнических конфликтов, определению причин международного терроризма и способов борьбы с ним.

Современные американские социальные психологи Р. Бэрон, Д. Бирн и Б. Джонсон (R. Baron, D. Byrne, В. Johnson) называют три основные особенности развития социальной психологии в конце XX — начале XXI в. Первая особенность связана с доминирующим влиянием когнитивного направления в американской социальной психологии. В российской социальной психологии влияние когнитивизма также усиливается, особенно в области кросс-культурной и этнической психологии. Вторая особенность, по их мнению, связана с высоким уровнем развития исследований, направленных на практическое применение научных знаний. Третья особенность характеризуется разработкой в социальной психологии темы многообразия культур. Этнокультурный мир, сохраняя своеобразие и самобытность, становится все более взаимосвязанным, взаимозависимым. Социальные психологи с удивлением обнаружили, что социальнопсихологические феномены, являясь универсальными, то есть присущими всем людям на нашей планете, в то же время имеют существенное культурное разнообразие [15, с. 28−29]. «Этнокультурный контекст, — отмечает В. С. Агеев, — это частный случай социального контекста. Учет этнокультурных переменных позволяет совершенно по-новому взглянуть на традиционные социально-психологические универсалии» [1,с. 119].

Можно выделить три этапа исторического развития кросскультурной и этнической психологии.

Первый этап: описательная кросс-культурная и этническая психология развивалась до конца XIX в. На этом этапе проявился интерес к культурным различиям, понимание того, что эти различия очень существенны. Примерами таких исследований могут служить: описание Марко Поло своих удивительных приключений, повесть «Хождение за три моря» русского купца Афанасия Никитина, позднее — этнографические экспедиции Николая Миклухо-Маклая. Описательный период этнической психологии тесно связан с развитием этнографии и культуральной антропологии. Как самостоятельные науки они оформились в связи с выходом в свет в 1871 г. книги английского антрополога Эдуарда Бернетта Тайлора (Edward Burnett Tylor) «Первобытная культура». Описывая культуру народов разных стран, антропологи также интересовались и психологией этих народов. Расцветом описательного этапа этнической и кросс-культурной психологии, а также культуральной антропологии можно назвать разработанную американским антропологом Джорджем Питером Мердоком (G. Murdock) «Ареальную картотеку человеческих отношений» — «Human Relations Area File» (HRAF), впервые опубликованную в виде «Этнографического атласа» в 1967 г.

Второй этап: прикладная кросс-культурная и этническая психология стала развиваться с начала XX в. Появление первых экспериментальных исследований, связанных с проблемой «Культура и познание», открыло новую проблематику в области научной психологии, способствовало совершенствованию экспериментального метода, предоставило возможности для использования разнообразного инструментария для добывания эмпирических данных, разработки сложного математического аппарата анализа полученных данных. Прикладная кросс-культурная и этническая психология связана с появлением разнообразных научных теорий, объясняющих своеобразный парадокс: человек в процессе исторического развития создает культуру, а культура, в свою очередь, формирует, социализирует, окультуривает личность. На втором этапе возникают методологические подходы к изучению разных культурных групп, разрабатываются конкретные методы исследования, накапливаются эмпирические факты. Первым эмпирическим исследованием в области кросс-культурной психологии следует считать работу Уильяма Риверса (W. Rivers) по изучению культурной детерминации познавательных процессов, проведенную в 1905 г. Большой вклад в развитие кросс-культурной психологии внесли Франц Боас (F. Boas), Рут Бенедикт (R. Benedict), Маргарет Мид (М. Mead), Клайд Клакхон (К. Kluckhohn), Джон Берри (J. Berry). В настоящее время этническая и кросс-культурная психология в области прикладных исследований развивается очень интенсивно. Сравнительный анализ социально-психологических феноменов становится все более популярным, методологически изощренным, глубоким и детальным.

Третий этап: практическая кросс-культуриая и этническая психология начинает развиваться в середине XX в. Этот этап характеризуется научно обоснованным применением накопленных знаний и установленных закономерностей на практике. Пионером в этой области можно считать Г. Триандиса (Н. Triandis). Совместно со своими сотрудниками в начале 60-х гг. он разработал первый практический метод подготовки людей к межкультурному взаимодействию. Этот метод он назвал термином «культурный ассимилятор». На основе культурных ассимиляторов были созданы обучающие программы, обеспечивающие эффективность межкультурных коммуникаций. В настоящее время направление, связанное с практическим обучением, тренингом и подготовкой людей к адаптации и аккультурации в новой социокультурной среде, приобретает все большую актуальность, охватывает различные сферы культуры, проникает во многие страны мира, становится мостиком, связывающим различных людей, способствует межкультурному взаимопониманию и толерантности. В последние годы разрабатываются специальные тренинги межкультурных коммуникаций, подготавливающие людей к встрече и эффективному взаимодействию с представителями иных культур и этносов, взаимному проявлению толерантности и искреннего интереса в процессе межкультурного общения и взаимодействия.

Данная книга написана в русле прикладной и практической этнической и кросс-культурной психологии. В учебном пособии представлены методология этнической и кросс-культурной психологии, теория межкультурной коммуникативной компетентности, конкретные методы изучения этнопсихологических явлений, а также методы формирования этнической толерантности, коррекции и оптимизации способов и приемов межкультурной коммуникации. Мы представляем в учебном пособии большой набор авторских методов исследования, не опубликованных ранее, а также известные, хорошо зарекомендовавшие себя шкалы и опросники.

Учебное пособие оформлено в соответствии с требованиями образовательного стандарта третьего поколения, состоит из семи модулей. Каждый модуль включает содержание, основные понятия для запоминания, вопросы для самоконтроля и компетенции кросс-культурного психолога. Компетенции понимаются нами как способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в области кросс-культурной и этнической психологии.

В первый модуль включена методология кросс-культурной и этнической психологии, описаны основные понятия, ограничения и требования к исследованиям. Второй модуль содержит обзор наиболее интересных и оригинальных экспериментов по кросс-культурной и этнической психологии. В третий модуль вошли основные положения теории межкультурной коммуникации, разработанной автором. Четвертый модуль сконцентрирован на проблемах интолерантности, подробно описана психология терроризма. Пятый модуль составили основные методы этнической психологии. В шестой модуль включены новые, неизвестные ранее методы кросс-культурной психологии. Седьмой модуль объединил комплексные методы исследования толерантности. С целью более успешного усвоения методического материала в тексте каждого модуля представлены примеры проведения и анализа конкретных эмпирических исследований.

Цель учебного пособия — обеспечить подготовку квалифицированных компетентных специалистов-психологов, способных:

  • ? применять полученные знания и умения на практике в области кросс-культурной и этнической психологии;
  • ? научно обоснованно разрешать сложные проблемы межкультурных и межэтнических отношений;

п способствовать успешной адаптации мигрантов;

? оптимизировать сложные межкультурные коммуникации;

п грамотно проводить кросс-культурные и этнопсихологические исследования;

  • ? применять современные методы исследования;
  • ? освоить сложную методологию кросс-культурной и этнической психологии;
  • ? деликатно и психологически грамотно подходить к разрешению межэтнических конфликтов.

Основная задача, которую мы перед собой ставим: достучаться до ваших сердец, проникнуть в ваш разум, остановить терроризм и экстремизм, способствовать формированию толерантного сознания в нашем обществе, достигнуть единства, согласия и примирения!

В результате изучения дисциплины студент должен: знать

  • • теоретические идеи современной кросс-культурной психологии;
  • • основные понятия этнической и кросс-культурной психологии;
  • • основные направления, типы и требования к кросс-культурным исследованиям;

уметь

  • • анализировать психологические явления и процессы в различных культурных группах;
  • • анализировать и выявлять трудности межкультурпой коммуникации;
  • • анализировать влияние культуры в разных сферах социальной жизни общества;

владеть

  • • эмпирическими методиками кросс-культуриой психологии;
  • • навыками проведения кросс-культурных и этнопсихологических исследований.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой