Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Выводы. 
Психология лидерства

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Харизматическое направление (М. Вебер, Р. Хауз, Б. Басс и др.). Харизматические характеристики лидера: демонстрация стратегического предвидения; вдохновляющее воздействие на последователей; демонстрация суперснособностей к впечатляющему менеджменту; доверие последователей; предвидение кризисных ситуаций; способность к трансформации последователей. Харизматические концепции: 1) атрибутивная модель… Читать ещё >

Выводы. Психология лидерства (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На последнем этапе (с 1975 года — в зарубежной науке, с 1985 года — в отечественной) изучения лидерства наметились современные тенденции в лидерологии: 1) расцвет двух ее областей (политической и организационной); 2) появление гуманистической тенденции; 3) исследование антигуманистического поведения лидера; 4) формирование двух новых подходов — гендерного и культурального.

В политической психологии изучается главным образом личность политического лидера, принятие им внешнеполитических решений. Наиболее популярны три подхода: а) психоаналитический (3. Фрейд, Г. Лассуэлл, Т. Адорно и др.: созданы психологические портреты личности политических деятелей прошлого и современности); б) необихевиоральный (Дж. Рейзер, О. Холсти, Дж. Розенау и др.: создание модели поведения личности президента; проведен контент-анализ выступлений политических лидеров разных стран); в) типологический (Де Ривера, Дж. Барбер; М. Драйвер и др.: созданы различные типологии лидеров).

Большая часть исследований лидерства проведена в организационной психологии — с позиций интерпретационного, диадического, трансформационного, харизматического, гуманистического подходов.

Интерпретационный подход: обычные люди имеют свои имплицитные теории лидерства, интерпретирующие поведение лидера и приписывающие ему существование определенных мотивов, черт личности (А. Браймен, III. Весе и др.).

Новое понимание лидерства (не групповое, а парное — диадическое) проявилось в появлении в середине 1970;х годов диадического подхода (LMX — leadermember exchange — обмен между лидером и последователем) Г. Гранена. В процессе взаимодействия с каждым из своих подчиненных лидер формирует разные тины отношений: высокого, среднего и низкого обмена (от доверительных — лидерских до формальных — менеджерских) на трех стадиях (принятия, осуществления и рутинизации роли), используя свои позитивные ресурсы (влияние на принятие решения, информацию, предоставление свободы действий ир.), каждый из последователей принимает активное участие в установлении определенного типа отношений с лидером. Популярность и развитие теории.

Появление новых теорий: харизматическое, трансформационное лидерство, гуманистические концепции.

Харизматическое направление (М. Вебер, Р. Хауз, Б. Басс и др.). Харизматические характеристики лидера: демонстрация стратегического предвидения; вдохновляющее воздействие на последователей; демонстрация суперснособностей к впечатляющему менеджменту; доверие последователей; предвидение кризисных ситуаций; способность к трансформации последователей. Харизматические концепции: 1) атрибутивная модель (Дж. Конжер и Р. Канунго); 2) социализированная и персонализированная харизма (Хауэлл); 3) психоаналитическая концепции лидера как стабильной фигуры отца — героя, прорицателя или спасителя (Кетц де Врейз); 4) концепция преданности последователей харизматическому лидеру (Д. Эбербах); 5) концепция гомогенной и вариативной харизмы (К. Клейн и Р. Хауз) и др.

Новая тенденция: переход от транзакционного подхода (до 1980;х годов лидерство рассматривалось как система сделок с подчиненными) к трансформационному (Б. Басс, Б. Эволио, Дж. Сонжер, Дж. Хант и др.). Лидер трансформирует (преобразует) последователей, чтобы они стремились к сверхдостижениям. Механизмы воздействия на подчиненных: харизма лидера; интеллектуальная стимуляция; создание команды последователей; вдохновляющее стимулирование. Б. Басс и Б. Эволио — создание соответствующего мультифакторного лидерского вопросника.

Гуманистический подход (центрированный на последователе): 1) концепция творческого лидерства и амицитии — сочетания дружеских и деловых взаимоотношений лидера с подчиненными (А. Залезник); 2) программа личностного лидерства (Дж. Клэгг): лидер как «трейблейзер» (новатор); 3) концепция «суперлидерства» (Ч. Менз и Г. Симс): лидер, воспитывающий новых лидеров, способных к самосовершенствованию (самолидерству); 4) концепция сервант-лидерства (Р. Гринлиф), обслуживающего нужды последователей и проявляющего заботу о них; 5) ценностная концепция «стейкхолдеров» (поддерживающих основу) Г. Фейерхольма — появление командного лидерства.

Усиление роли последователей, изменение функций лидера, изменение понимания лидерства, отказавшегося от привилегий, — прогрессивные современные тенденции в лидерологии.

В то же время появилась и противоположная гуманистической тенденция: деструктивное лидерство (С. Эйнарсен: нелояльный, разрушительный, тиранический лидеры); «буллинг»; участие менеджеров в «мёбинге» (психологическом терроре), существующем в организациях.

Среди рассмотренных концепций и подходов к лидерству наиболее важны те, которые соответствуют критериям проверки временем и популярности (определяемой количеством последователей, количеством исследований, внедренных результатов): а) выполненные с позиций бихевиоризма, а также психоанализа и когнитивизма; б) личностный, ситуативный, интеракционистский, гуманистический подходы; в) концепции Филлера, Хауза, Университета Огайо, теория ГМХ, трансформационного и харизматического лидерства. Лидерство продолжают изучать во всем мире, наибольшее число исследователей — в США. Однако возникла необходимость ого его изучения.

В отечественной психологии, в связи с политическими преобразованиями с середины 1980;х годов, — новые тенденции в изучении лидерства: исследование политических лидеров (а также их последователей — избирателей), этнических различий лидеров и руководителей, предпринимателей. В результате исследования лидерства обрели следующие черты: количественное увеличение работ по проблеме; появление отраслей лидерологии: политического, организационного, спортивного, учебного, семейного лидерства; переход от жесткой критики к серьезному анализу достижений зарубежной науки; пересмотр понятия лидерства и появление новых терминов, связанных с ним; разработка возрастного аспекта; появление новых концепций (структурно-функциональной концепции лидерства в спорте В. И. Румянцевой; ценностного обмена лидера и последователей Р. Л. Кричевского; концепция психологического обеспечения профессиональной деятельности менеджеров Г. С. Никифорова); формирование гендерного подхода, проведение первых кросс-культурных исследований; появление междисциплинарности в разработке лидерологии. Несмотря на интересные данные, полученные в отечественных исследованиях, все же недостаточно изученными остаются многие аспекты проблемы: возрастной, гендерный и культуральный, девиантное лидерство.

Современные достижения (феноменология) лидерологии: новые понятия, связанные с лидерством; классификация лидерских стилей.

Продолжается поиск терминов, которые отражали бы различные аспекты понятия лидерства: 1) сторонники лидера (ранее — нелидеры, последователи, сейчас «стейкхолдеры» — поддерживающая основы команда лидера, а также «подлидеры» и «заместители» лидера); 2) новое понимание лидера (это воспитатель, новатор «трейблейзер»; суперлидер, воспитывающий новых лидеров, способных к самолидерству; серванг-лидер, обслуживающий последователей); 3) взаимоотношения между лидером и последователем стали ам и пит ней (сочетанием дружеских и деловых отношений); 4) соотношение понятий лидерства, власти и влияния; 5) изменения во взглядах российских ученых на соотношение лидерства и руководства; появление понятия степени легитимности лидера; 6) в конкретных исследованиях изучается понятие лидерства: в обыденном сознании; у профессиональных психологов (установлено наличие имплицитных моделей лидерства у обеих групп испытуемых и гендерное своеобразие представлений о лидере); у студентов, изучающих психологию; возможности применения психосемантических методов в исследованиях лидерства, в том числе и при преподавании психологии.

Шесть наиболее распространенных лидерских стилей в современной зарубежной психологии лидерства (ориентированный па задачу, или деловой; ориентированный на взаимоотношения, или межличностный; авторитарный; демократический; структурирующий (директивный), и коллаборативный, или основанный на сотрудничестве с работником). Классификация лидерских стилей А. А. Ершова (ориентация на дело, на психологический климат, на себя, на официальную субординацию).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой