Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Православные праздники. 
Религиоведение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Говоря об иконографии Христа, нельзя не сказать и об иконографии Святой Троицы. Существуют два типа изображения Троицы, это так называемые «Троица ветхозаветная» и «Троица новозаветная». Христианская традиция, начиная с момента формулировки догмата о трех ипостасях Бога на первых двух Вселенских соборах, настаивала на полной неизобразимости Бога Отца, поэтому достаточно долго было распространено… Читать ещё >

Православные праздники. Религиоведение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Цель христианских праздников — сделать человека соучастником событий священной истории, осуществляемой в пространстве богослужебного времени. Еще в глубокой древности существовали праздники, которые были связаны с земледельческим календарным циклом. Христианство не отказалось от этих праздников, сочтя необходимым воцерковить их; например праздник Рождества Христова, который с середины IV в. отмечается 25 декабря, когда в Римской империи праздновали рождение Митры. С приходом христианства на Русь праздник Рождества совпал со славянским календарным праздником, посвященным зимнему солнцевороту. Празднование Пасхи наложилось на весенние многодневные ритуалы, связанные с культом плодородия. Троица совпала с Семиком, обозначавшим конец весенних полевых работ, а Рождество Иоанна Предтечи — с праздником летнего солнцестояния, главным персонажем которого был Купала, потому праздник получил народное название «Иван Купала».

Православные праздники различаются по объекту прославления (Господские, Богородичные, святых и бесплотных сил ангельских), по времени (подвижные и неподвижные), по степени торжественности (великие, средние и малые), по месту празднования (общие и местные). Для определения годичного богослужебного круга церковь избрала вначале египетский календарь, который был реформирован Юлием Цезарем (46 г. до н. э.) и потому получил название «юлианский». В 1582 г., по инициативе папы Григория XIII на Западе ввели григорианский стиль. Из восточнохристианских церквей им пользуются Константинопольская, Элладская, Александрийская, Антиохийская, Кипрская, Румынская, Финляндская и Македонская, Американская, Польская, Болгарская и церковь Чешских земель и Словакии. Иерусалимская, Русская, Грузинская и Сербская церкви сохранили юлианский стиль. Новый богослужебный год начинается в соответствии с ветхозаветной практикой осенью, 1 сентября по старому стилю (до календарной реформы Петра I он совпадал с гражданским новым годом). Этот день называется «индикт», что означает «наречение» — объявление, провозглашение нового года. Первым праздником церковного года является Рождество Пресвятой Богородицы. Последний великий праздник в церковном году — Усекновение главы Иоанна Предтечи (29 августа ст. ст.).

К великим праздникам относятся все Господские и Богородичные праздники, а также Обрезание Господне и Покров, и праздники святых: Рождество Иоанна Предтечи, Усекновение главы Иоанна Предтечи и память апостолов Петра и Павла. Господские и Богородичные праздники составляют два основных праздничных цикла двенадцати «двунадесятых» праздников, составляющих основу великих праздников. Среди двунадесятых праздников девять неподвижных: Крещение Господне (Богоявление) — 6 (19) января; Сретение Господне — 2 (15) февраля; Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля); Преображение Господне — 6 (19) августа; Успение Пресвятой Богородицы — 15 (28) августа; Рождество Пресвятой Богородицы — 8 (21) сентября; Воздвижение Честного Креста Господня — 14 (27) сентября; Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря) и Рождество Христово — 25 декабря (7 января); и три подвижных: Вход Господень в Иерусалим (празднуется за неделю до Пасхи и носит народное название «Вербное Воскресенье»), Вознесение Господне (отмечается на 40-й день после Пасхи) и день Святой Троицы, или день Сошествия Святого Духа на апостолов, который празднуется на 50-й день, а потому часто называется «Пятидесятницей». Помимо двунадесятых праздников в число великих входят: Обрезание Господне — 1 (14) января; Рождество Иоанна Предтечи — 24 июня (7 июля); день святых первоверховных апостолов Петра и Павла (Петров день) — 29 июня (12 июля), Усекновение главы Иоанна — 29 августа (11 сентября) и Покров Пресвятой Богородицы (Покров) — 1 (14) октября. Начало и окончание всех неподвижных двунадесятых праздников празднуется особо, эти дни называются предпразднествами и попразднествами, составляющими продолжение праздника. Число таких дней различно: Рождество Христово имеет пять дней предпразднеств, Богоявление (Крещение Господне) — четыре, предпразднества остальных двунадесятых праздников составляют один день. Попразднества длятся от одного до девяти дней, дольше всего отмечают память о дне Успения Божьей Матери. Число этих дней непостоянно и зависит от близости праздника к Великому посту: так, попразднество Сретения Господня может продолжаться до недели, а может быть и вовсе исключено. Последний день попразднества носит название «отдание» и празднуется особенно торжественно.

Подвижные праздники — это праздники пасхального цикла. Дни празднования их каждый год меняются, поскольку зависят от даты празднования Пасхи. Пасха — главный христианский праздник, установленный в апостольские времена и посвященный воскрешению Иисуса Христа. Согласно правилам, утвержденным на Никейском и Антиохийском соборах, христиане должны праздновать Пасху после еврейской Пасхи, в первый воскресный день после того полнолуния, которое случится в день весеннего равноденствия, или непосредственно после него.

Среди средних праздников особенно чтимыми в народе были престольные праздники. Они часто сопровождались «целодневным» звоном, как это было принято на Пасху и Рождество. Престольные праздники приходились на дни памяти событий Священной истории, святых и икон, в честь которых были освящены храмы или их приделы. Помимо престольных чтились также заветные (обетные), которые отмечали «по обету», в память избавления от стихийного бедствия или эпидемического заболевания, и обретенные (явленные) праздники, установленные в память какого-либо чудесного явления, произошедшего в данной местности.

Иконопись. Важную роль в православном культе играют иконы. Основным доводом в пользу почитания икон и их использования в религиозном обиходе является вера в их чудотворную силу. Согласно богословским представлениям, творить чудеса может лишь Бог, иные чудеса — лишь обман, а предметы культа, и в первую очередь иконы, являются проводниками божественной благодати, благодаря чему и возможны чудеса. Кроме благодатной (харизматической) функции икон, в православии особенно подчеркивается их роль как поклонных образов.

Следует отметить, что иконы в христианской культуре появляются не сразу. Боясь идолопоклонничества, первые христиане не создавали иконописных изображений Христа, Богородицы или святых, предпочитая символические изображения. Климент Александрийский рекомендовал христианам изображать голубя, рыбу, корабль, лиру и якорь. Наиболее популярнымы символами раннего христианства были рыба (символ христиан) и агнец, символизировавший Христа, принесшего себя в жертву людям. Символически Христа также изображали в виде Орфея или в виде доброго пастыря с агнцем. До IV в. его изображали в облике безбородого юноши, который скорее напоминает античного героя. С IV в. складывается традиционный как для Запада, так и для Востока тип изображения Иисуса Христа с длинными волосами, разделенными посередине пробором, с бородой, с крестчатым нимбом. Не вдаваясь в споры о том, является ли это изображение портретом исторического Христа, необходимо отметить, что, согласно христианской традиции, все изображения Христа восходят к так называемому «Спасу Нерукотворному». О появлении этого иконографического типа существует несколько легенд. Согласно одной из них, «благочестивая жена» Вероника обтерла платком лицо Спасителя, несущего крест на Голгофу, и на платке остался нерукотворный его портрет. Согласно второй легенде Авгарь, царь малоазийского города Эдессы, пригласил Христа в Эдессу, но тот отказался и прислал плат (убрус), на котором чудесным образом отпечатался его лик. Исцеленный удивительным платом, Авгарь велел наклеить плат на «негниющую доску» и поместил над городскими воротами. Вторым главным иконографическим типом изображения Христа является «Спас в силах», который традиционно помещается в центре деисусного чина иконостаса. Христос изображается восседающим на престоле в окружении ангелов (сил небесных). Правой рукой он благословляет, а в левой руке держит Евангелие. Этот образ отражает представление о господстве Христа Вседержителя над сотворенной им Вселенной.

Говоря об иконографии Христа, нельзя не сказать и об иконографии Святой Троицы. Существуют два типа изображения Троицы, это так называемые «Троица ветхозаветная» и «Троица новозаветная». Христианская традиция, начиная с момента формулировки догмата о трех ипостасях Бога на первых двух Вселенских соборах, настаивала на полной неизобразимости Бога Отца, поэтому достаточно долго было распространено символическое изображение Троицы («Троица ветхозаветная» или «Гостеприимство Авраама») в виде трех ангелов, которые явились Аврааму в Мамре. Богословы толкуют явление этих трех ангелов как явление трех ипостасей Троицы. Позже, в XV—XVI вв., в православной традиции появляются изображения Троицы в виде Бога Отца, который изображен в образе «ветхого днями» старца в восьмиконечном нимбе, Христа в крестчатом венце и Бога Духа Святого в образе голубя. В России помимо описанного типа с XVI в. распространяется иконографический тип «Отечество», представляющий Христа восседающим на лоне у Бога Отца, и Духа Святого, парящего над ними в образе голубя. Часто встречается и другой тип: Бог Отец и Бог Сын восседают рядом на престоле, а над их головами парит Святой Дух. Оба типа Троицы можно видеть в праотеческом чине иконостаса.

После Халкидонского собора 451 г. тема Боговоплощения становится центральной темой христианской культуры. С этим связано и поклонение иконам, демонстрирующим телесный облик Христа, Богоматери и святых, и вера в их чудотворную силу. Если на иконах и картинах, представлявших Иисуса Христа, христиане отображали образ Бога, воплотившегося в человека, то изображения Богоматери, напротив, передают обожение человека. Можно выделить несколько основных иконографических типов: «Благословляющая» («Оранта»), «Умиление» («Елеуса»), «Заступница» («Агиотирисса»), «Одигитрия» («Путеводительница»), «Всемилостивая» («Панахранта»).

Идея воплощения находит свое полное выражение в иконописном типе «Оранта», усеченным (погрудным) вариантом которой является «Богоматерь Знамение». Церковное предание приписывает первые изображения Богоматери евангелисту Луке. Согласно преданию он первым написал икону, получившую название «Богоматерь Умиление». Этот тип изображения Богоматери, ласкающей младенца и прикасающейся к нему щекой, получил огромное распространение как в западном, так и в восточном христианстве. В России появилось множество вариантов этого типа: «Богоматерь Владимирская», «Богоматерь Донская» и др. Второй иконой, написанной евангелистом Лукой, согласно церковному преданию, считается «Богоматерь Одигитрия». В иконах этого типа Богоматерь и младенец обращены лицом к зрителю. Левой рукой мать поддерживает младенца, а правой указывает на него. Третий иконописный тип — «Заступница» встречается в деисусном чине иконостаса. На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без младенца, обращенной вправо. Она воплощает идею заступничества перед Богом на Страшном Суде. Более позднего происхождения — «Всемилостивая», которая изображается восседающей на престоле с младенцем Христом на коленях.

В христианском мире насчитывается около тридцати икон, которые традиция приписывает евангелисту Луке. Однако все эти иконы созданы значительно позднее первого века. Некоторые считают их списками (копиями) икон, написанных Лукой, а списки с икон в христианском мире почитаются наравне с подлинниками.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой