Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Лекция 7. «ОБВИНИТЕЛЬНОСТЬ» ДОЛЖНА БЫТЬ ОБВИНИТЕЛЬНОЙ, А «СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ» – СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Надо отметить, что алармистские и даже апокалиптические настроения весьма распространены в профессиональной среде, которую я представляю (хотя есть и оптимисты). Подразделения ОЭБиПК обескровлены, ушли многие профессионалы, которые не видят будущего в службе ОБХССОБЭП-ОЭБиПК. Вся законодательная политика последних лет, а главное атмосфера развала и неразберихи вынуждают людей принимать такое… Читать ещё >

Лекция 7. «ОБВИНИТЕЛЬНОСТЬ» ДОЛЖНА БЫТЬ ОБВИНИТЕЛЬНОЙ, А «СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТЬ» – СОСТЯЗАТЕЛЬНОЙ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Экономика должна быть экономной — таково требование времени.

Материалы XXVI съезда КПСС

Анализ сложившейся ситуации

В данной лекции я изложу свое понимание проблемы обвинительного уклона в современном уголовном процессе России. Сразу предупреждаю, что это будет предвзятое мнение. Я сам часть той системы, которую, видимо, подозревают в пресловутом уклоне. Более 20 лет являюсь сотрудником ОВД, а до этого шесть лет работал следователем прокуратуры. Сейчас по роду преподавательской деятельности в вузе МВД ежедневно общаюсь с представителями оперативных и следственных аппаратов МВД из различных регионов России, специализирующихся, говоря официальным языком, на «обеспечении экономической безопасности и противодействии коррупции»[1].

Начну издалека. Мне импонирует социология права. Социологический подход дает более верное представление о реальном праве, чем практикуемый отечественными юристами нормативно-догматический способ познания правовых явлений. Но есть и проблемы. Скажем, в случае диагностирования обвинительного уклона что последует дальше? Предложение по ликвидации, смягчению, недопущению обвинительного уклона? Но это будет обывательское, непрофессиональное заключение, если не кое-что похуже.

Подобное уже было не так давно: вначале наукообразные выводы о недопустимости совмещения у прокуратуры функции следствия и надзора за ним, потом активный пиар этой идеи и, наконец, законодательное воплощение этой концепции в 2007 г. (несмотря на протесты специалистов). В результате родился во всей своей красе СК РФ, а вместе с ним ослабление прокурорского надзора за следствием, разбалансировка всего обвинительного механизма. Сказалось ли разделение прокурорского надзора и следствия благотворным образом на режиме законности и защите прав личности? Вопрос риторический. Объективно произошло отдаление нашей уголовной юстиции от правильных, заметим — европейских, международно-правовых стандартов организации обвинительно-прокурорской власти[2].

Другой пример. Долгое время не без участия экспертовсоциологов проводилась и проводится научно-медийная пропаганда по убеждению общества в том, что полиция «кошмарит» бизнес. Якобы из-за полиции (налоговой, а потом ее преемника в составе милиции/полиции) наш бизнес «сидит в тюрьме»: 30 тыс. предпринимателей ежегодно лишают свободы (уверял один «эксперт»). Впечатление такое, будто предпринимательский класс жестоко подавляется и вырождается (снова усомнимся — возможно ли это в буржуазном обществе?).

Как уже отмечалось в лекции о новой уголовной экономической политике, правительство с готовностью взяло на вооружение эти лозунги и через законодательное собрание провело законы, которые создали невиданную в мире систему гарантий неприкосновенности от уголовного преследования предпринимателей. Борьба с налоговой преступностью фактически прекратилась, подразделения ОВД по борьбе с налоговыми преступлениями ликвидированы[3].

Между тем преступных нарушений налогового законодательства вряд ли стало меньше. Мы теперь просто ничего не знаем о них. Неутешителен и прогноз на будущее: бизнес будет уходить в тень, растущие налоги будут собираться хуже (с соответствующими последствиями для бюджета)[4].

По единодушному мнению моих коллег, борьба с экономической преступностью лишь имитируется, а современная уголовная политика ведет в тупик[5]. Правоохранительная система деградирует, а бизнес в ряде секторов экономики (строительство, торговля, лесная отрасль, добыча биоресурсов) криминализирован[6]. Добавлю еще, что в произошедших событиях (изменения уголовного и уголовно-процессуального законодательства, приведшие к разоружению перед набирающим силу криминалом) большая вина экспертного сообщества (некомпетентного и ангажированного), в том числе «социологов-правоведов-экономистов», засевших в столичных экспертно-научных центрах, близких одновременно и к властным структурам, и к бизнес-сообществу в лице «Деловой России», «Опоры России», таких как ИНСОР, Центр экономических и правовых исследований, Высшая школа экономики и пр. Эти люди, как я понял, имеют весьма смутное представление о модели уголовной юстиции, адекватной потребностям современного развития России, но готовы за деньги (гранты) отработать любой проект. Такова солидарная оценка сотрудниками полиции авторов законодательных инициатив и продуктов их жизнедеятельности вроде Концепции по модернизации уголовного и уголовно-процессуального законодательств[7].

К сожалению, задумки нашей «интеллектуальной элиты» были почти полностью реализованы в Федеральных законах от 29 декабря 2009 г. № 383-Ф3[8], от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ[9], от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ[10], от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ[11] и др. Федеральный закон от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ[12] в окончательном виде сформировал правовой ландшафт в сфере противодействия налоговой и экономической преступности. Если бы к 20-летию Конституции РФ была проведена всеобщая амнистия осужденных бизнесменов, то в принципе нашей власти оставалось бы только полностью отменить уголовную ответственность за преступления в сфере экономической деятельности (или перевести их в разряд дел частного обвинения) и ликвидировать соответствующие правоохранительные органы. Таким образом, государство ушло бы с правового поля, предоставив хозяйствующим субъектам и населению (потребителям) решать споры гражданско-правовым путем.

Надо отметить, что алармистские и даже апокалиптические настроения весьма распространены в профессиональной среде, которую я представляю (хотя есть и оптимисты). Подразделения ОЭБиПК обескровлены, ушли многие профессионалы, которые не видят будущего в службе ОБХССОБЭП-ОЭБиПК. Вся законодательная политика последних лет, а главное атмосфера развала и неразберихи вынуждают людей принимать такое решение. Но может быть, этого и добиваются те, кто готовил новые законы, т. е. безнаказанности за экономические преступления или создания механизма ручного управления уголовным процессом в этой области (по принципу: «своим — вес, остальным — закон»)?

Современная уголовная и уголовно-процессуальная политика сформировались иод влиянием праволиберальной идеологии с ее ложными посылами о приоритетной защите прав предпринимателей, которые якобы двинут экономику ради всеобщего процветания. Особо отметим и неблагоприятный информационный фон для правоохранительной деятельности: целенаправленно создается негативный имидж полиции. С этим тезисом также согласно подавляющее большинство следователей ОВД, сотрудников ОЭБиПК.

  • [1] А с некоторых пор я по примеру коллег-социологов интервьюирую наиболее выдающихся представителей, так что могу добавить подтверждения своих выводов.
  • [2] Рекомендация Комитета Министров Совета Европы странам-членам о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия. Принята Комитетом Министров 6 октября 2000 г. URL: lcgislauonline.org/m/documer1ts/ action/popup/id/14 469
  • [3] Например, в одном из сибирских регионов размером с Западную Европу, богатом лесом и природными ископаемыми, после реформы осталось восемь «оперов», работающих по налоговым преступлениям, а было почти 200. Впрочем, есть примеры и другого рода. Судя по отзывам, сумели сохранить оперсостав в ГУ МВД по Свердловской области, Саха (Якутии). А рано или поздно все равно придется эти подразделения восстанавливать.
  • [4] Для Президента России В. В. Путина недавно стало откровением, что поступление налогов и сборов в бюджет от экспорта лесной промышленности сократилось на 32%. За последние пять лет незаконные вырубки выросли на 66%, при этом никаких проблем со сбытом краденого нет, отметил Президент (см.: Путин послал Медведева в лес. URL: /news. rambler. ni/18 537 768).
  • [5] Есть особое мнение (Москва): с августа 2013 г. начата формироваться новая политика по линии ГУЭБиПК бескомпромиссной борьбы с коррупцией и экономическими преступлениями. На периферии пока это ощущается слабо.
  • [6] «Наш рынок труда практически нелегитимен, и лишь небольшая часть функционирует по нормальным правилам» , — заявляет вице-премьер О. Голодец. По ее данным, в различных секторах экономики сегодня заняты 86 млн человек, но лишь 48 млн из них задействованы официально. URL: rg.ru/2013/04/03/sektor-anons.html
  • [7] Концепция по модернизации уголовного законодательства в экономической сфере. Поручение Президента РФ от 28 ноября 2009 г. URL: insor-russia.ru/files/modemUK.pdf
  • [8] Федеральный закон от 29 декабря 2009 г. № 383-Φ3 (ред. от 7 февраля 2011 г.) «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2010. № 1. Ст. 4.
  • [9] Федеральный закон от 7 апреля 2010 г. № 60-ФЗ (ред. от 6 декабря 2011 г.) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 15. Ст. 1756.
  • [10] Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. № 50. Ст. 7362.
  • [11] Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 407-ФЗ «О внесении изменений в статьи 140 и 241 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // СЗ РФ. № 50. Ст. 7349.
  • [12] Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2012 г. № 207-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // РГ. 2012. 3 декабря.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой