Организация и обслуживание рабочих мест
Основным правовым документом, определяющим условия труда, является трудовой договор с конкретным работником. В нем, в частности, отражаются: трудовая функция; режим рабочего времени и времени отдыха; условия труда на рабочем месте; гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; условие об обязательном социальном страховании работника и пр. В случае отсутствия… Читать ещё >
Организация и обслуживание рабочих мест (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Условия труда напрямую связаны с рабочим местом, которое требует своей организации и обслуживания. С одной стороны, рабочее место — это место, обеспечивающее занятость человека, являясь сферой его деятельности. С другой стороны, это главный элемент структурного пространства организации, являющийся объектом организации труда. Рабочее место определяется нормами труда; оно должно быть оснащено необходимыми средствами труда (оборудованием, инструментами, приспособлениями, рабочей мебелью) и соответствовать эргономическим, санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям безопасности. Рабочие места можно классифицировать по ряду следующих признаков.
По выполняемым работником функциям•.
- • рабочее место руководителя (кабинет директора, заместителя);
- • рабочее место преподавателя (кабинет, аудитория, помещение кафедры, учительская);
- • рабочее место обслуживающего персонала (медицинский кабинет) и т. д.
По степени подвижности:
- • стационарные (кабинеты);
- • подвижные (мобильные переносные компьютерные классы).
По степени автоматизации трудового процесса выделяют: рабочее место с ручной работой (когда трудовые процессы выполняются вручную); рабочее место ручной механизированной работы; рабочее место машинноручной работы; машинное рабочее место. Преподаватель в образовательной организации, безусловно, не стоит за станком, но на сегодняшний день рабочее место преподавателя можно отнести к автоматизированному. Современные требования к условиям реализации образовательных программ, изложенные в федеральных государственных образовательных стандартах, задают формат рабочего места педагога и достаточно высокие требования к нему. Так, например, для современного учителя рабочее место должно быть оснащено телевизором, компьютером, проектором, экран-принтером, сканером, мультимедийным и слайд-проектором, оверхед-проектором, видеоплеером, цифровым фотоаппаратом и видеокамерой, веб-камерой, интерактивной доской[1]. Не стоит забывать, что в образовательном пространстве школ, колледжей, вузов можно найти рабочие места практически всех типов, если это специально оборудованные лаборатории или цеха для профессионального обучения или места работы обслуживающего персонала (столовые, слесарные мастерские и т. п.).
По количеству обслуживаемого оборудования рабочие места делятся на места: без оборудования; одностаночные (одноагрегатные); многостаночные (многоагрегатные, многоаппаратные). Исходя из вышесказанного можно заключить, что в образовательной организации найдутся рабочие места всех этих категорий, причем рабочее место учителя сегодня является многостаночным.
По признаку разделения труда выделяют два типа рабочих мест: индивидуальные, где постоянно занят один работник (кабинет руководителя), и коллективные, где трудовые процессы осуществляются группами работников (учительская, кафедра). Для коллективных рабочих мест важное значение имеет подбор кадров, четкое распределение трудовых функций между исполнителями и объективная оценка трудового вклада каждого работника в коллективный труд.
По условиям труда рабочие места делятся на рабочие места:
- • с нормальными условиями;
- • с тяжелым физическим трудом;
- • с вредными условиями;
- • с особо тяжелым физическим трудом;
- • с особо вредными условиями;
- • с монотонным трудом;
- • с высокой нервно-психической напряженностью.
Вредным производственньм фактором (ВПФ) называется такой производственный фактор, воздействие которого па работающего в определенных условиях приводит к заболеванию или снижению трудоспособности. Выделяют несколько групп вредных производственных факторов, оказывающих негативное воздействие на организм человека: психофизические, физические, химические, биологические. Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов, называются профессиональными. Можно выделить различные факторы вредности труда преподавателя, например, средовой и психофизиологический, характеристики которых представлены в табл. 4.6.
Таблица 4.6
Возможные профессиональные вредные воздействия условий труда на преподавателя.
Психофизиологические (связаны с процессом труда). | Средовые. (связаны с внутренней средой). |
и другие болезни органов дыхания).
|
|
Так как среда, в которой находятся обучающиеся, должна соответствовать всем необходимым требованиям и за их соблюдением осуществляется постоянный контроль, то можно сказать, что влияние внутренней среды на педагога выражено значительно меньше, чем факторов, связанных с процессом труда. При этом по уровню психофизиологической напряженности труд преподавателя условно можно отнести к третьему (вредному для здоровья классу). Однако официально установить уровень вредности возможно только в результате проведения процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда.
В настоящий момент для всех организаций, включая образовательные, подобная процедура является обязательной. Она подразумевает оценку условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и (или) опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению Условий труда (УТ) в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда (ОТ). Аттестация рабочих мест должна проводится в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (ст. 209 ТК РФ).
В ст. 212 ТК РФ сказано, что работодатель обязан обеспечить:
- • организацию контроля за состоянием УТ на рабочих местах;
- • информирование работников об УТ и ОТ на рабочих местах;
- • проведение аттестации рабочих мест по УТ.
Следует отметить, что при проведении аттестации рабочих мест в образовательных организациях возникает ряд трудностей, которые связаны с отсутствием четкой системы оценки напряженности трудового процесса и факторов вредности. Кроме того, в штате комиссий, осуществляющих аттестацию рабочих мест в образовательной организации, чаще всего нет специалистов, понимающих специфику труда в образовательной сфере. При этом руководитель образовательной организации, доверяясь таким специалистам, обычно не проверяет результаты аттестации, что зачастую приводит к возникновению проблем с получением компенсационных выплат, дополнительных отпусков и пр.
Анализ условий труда в образовательных организациях показывает, что значения параметров некоторых факторов (освещенность, шум, загазованность воздуха в помещениях), определяющих комфортные условия образовательной деятельности, значительно отличаются от установленных норм для промышленных предприятий. Поэтому необходимо проведение исследований условий труда в образовательных организациях. Трудности такого исследования обусловливаются рядом причин, к которым прежде всего относятся: большое количество учебных помещений, каждое из которых имеет свои особенности; отсутствие в образовательных организациях аппаратуры для определения параметров некоторых факторов условий труда; необходимость исследований с большим числом измерений на протяжении значительного отрезка времени (как минимум, в течение года) и создания групп специалистов для проведения исследований и обработки результатов. Поэтому работу по улучшению условий труда в образовательных организациях целесообразно проводить в трех параллельных направлениях.
- 1. Обобщение имеющихся рекомендаций по созданию комфортных условий среды, разработка предложений по улучшению условий труда и реализация этих предложений с учетом конкретных особенностей образовательной организации.
- 2. Проведение детального изучения условий труда в образовательной организации.
- 3. Создание в образовательной организации постоянно действующего органа, на который возлагается руководство исследованиями и разработкой рекомендаций по улучшению условий труда.
К мероприятиям первого направления следует прежде всего отнести организацию работ по ремонту и оборудованию учебных помещений. На основе анализа документов, в которых установлены нормы для образовательных организаций, целесообразно иметь Положение об учебных помещениях, требования которого обязательны для руководства и исполнения всеми подразделениями образовательной организации. В положении обычно закрепляются требования ко всем видам ремонтных работ, проводимых в учебных помещениях и обеспечивающих выполнение физиологических и психологических требований, а также требований производственной эстетики, предъявляемых к помещениям. Требуемые нормы условий труда фиксируются в паспорте учебного помещения. Он представляет собой документ, содержащий данные, которые характеризуют само помещение, его оборудование, нормы и фактические показатели условий труда в данном помещении, а также сведения о времени, видах и качестве предыдущих ремонтных работ.
Второе направление работ, т. е. детальное изучение условий труда, предусматривает определение значений параметра различных факторов, влияющих на условия труда в образовательных организациях. Такое исследование требует значительного времени, определенного числа исполнителей и применения специальной аппаратуры. Основными задачами исследования являются:
- — определение значений параметров микроклимата, шума, вибраций, запыленности, загазованности, освещенности и светового оформления в учебных помещениях;
- — уточнение норм условий труда для всех типов учебных помещений;
- — разработка рекомендаций по обеспечению условий труда в пределах установленных норм.
Результаты исследования заносятся в соответствующие разделы паспортов помещений.
Третье направление работ — это обеспечение постоянного руководства исследованиями по оптимальной организации труда и разработка рекомендаций по улучшению условий труда. Проведение этих работ целесообразно возложить на специальную комиссию из представителей учебного отдела, медицинской службы, служб материально-технического обеспечения. На комиссию может быть возложено решение следующих задач:
обобщение требований к условиям труда в образовательных организациях, к различным учебным помещениям;
— обобщение требований по организации рабочих мест с учетом специфики выполняемых работ, разработка тактико-технических требований;
разработка рекомендаций по оборудованию учебных помещений с учетом их расположения, освещенности и типа оборудования;
- — анализ существующих методов определения утомляемости и составление плана экспериментов по определению утомляемости в зависимости от условий груда;
- — разработка планов исследования условий труда и рекомендаций по их улучшению.
Результаты работ по трем направлениям могут служить основой для выработки научно обоснованных рекомендаций по улучшению условий труда в образовательной организации, а также создать необходимые предпосылки для решения более комплексной проблемы — проблемы повышения качества образования.
Для защиты прав работников рекомендуется назначать в образовательной организации уполномоченного от профсоюза по охране труда, желательно из числа специалистов, владеющих навыками аттестационной работы, который будет участвовать в работе аттестационной комиссии и предупреждать ошибочные оценки рабочих мест. Это позволит повысить продуктивность процедуры аттестации рабочих мест в образовательной организации, которая часто оказывается дорогостоящей формальностью.
Для того чтобы рабочее место позволяло сотрудникам трудиться с высокой производительностью и эффективностью, необходимо своевременно осуществлять их организацию.
Организация рабочего места — это система мероприятий по его планированию, оснащению средствами и предметами труда, размещению их в определенном порядке, обслуживанию рабочего места и его аттестации.
Недостаточно только оснастить рабочее место, важно спланировать его, т. е. целесообразно разместить предметы груда в пространстве, обеспечив функциональность. При этом должны выполняться два условия: во-первых, на рабочем месте не должно быть скученности и тесноты, а во-вторых, планировка не должна вызывать излишних движений, хождений и перемещений предметов труда. Нарушение данных принципов приводит к возникновению потерь (излишне тратится время и энергия работника), что в свою очередь снижает производительность труда.
Рабочее место педагога сегодня становится автоматизированным, и это приводит к повышению роли обслуживающей функции. Новая техника требует организации не только технического, но и методического сопровождения.
Условия труда, трудовой договор и организация материального стимулирования. Под условиями труда понимается широкий круг обстоятельств, в который входят, в том числе, нрава и обязанности работника.
Основным правовым документом, определяющим условия труда, является трудовой договор с конкретным работником. В нем, в частности, отражаются: трудовая функция; режим рабочего времени и времени отдыха; условия труда на рабочем месте; гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; условие об обязательном социальном страховании работника и пр. В случае отсутствия в трудовом договоре указанных позиций, он должен быть дополнен недостающими условиями. Дополнения могут быть оформлены отдельным приложением или дополнительным соглашением сторон в письменной форме, которые становятся неотъемлемой частью трудового договора. ТК РФ предусматривает возможность внесения в трудовой договор в случае необходимости дополнительных условий.
Выводы
- 1. Эффективность развития образовательной организации и образовательной системы в целом обеспечивается высокой производительностью и эффективностью труда.
- 2. Организация груда — это создание условий, при которых руководители, педагоги, другие работники образовательной организации и обучающиеся могут рационально взаимодействовать между собой и с производственной средой для достижения целей образовательной организации. Существует атрибутивное и функциональное определение организации труда.
- 3. Организация труда как функциональная система представляет собой совокупность организационных отношений и организационных связей между педагогами, (другими сотрудниками), техническими средствами и инфраструктурой, между самими педагогами (работниками), обеспечивающими определенный порядок протекания образовательного процесса и способствующими достижению высокой социально-экономической эффективности приложения педагогического груда.
- 4. Организация труда как деятельность — это одна из управленческих функций, часть управления образовательной организацией, направленная на создание, поддержание, упорядочение и развитие системы организации труда, ее преобразование на основе нововведений организационного характера.
- 5. К элементам системы организации труда относятся: организация и нормирование труда преподавательского состава, разделение и кооперация груда, планирование труда, формирование культуры груда, физиология и гигиена груда, охрана груда, организация и обслуживание рабочих мест, создание безопасных и здоровых условий труда, организация оплаты и материального стимулирования труда.
- 6. Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника (ст. 209 ТК РФ).
- 7. Охрана труда — это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
- 8. Организация рабочего места — это система мероприятий по его планированию, оснащению средствами и предметами труда, размещению их в определенном порядке, обслуживанию рабочего места и его аттестации.
- 9. Основным правовым документом, определяющим условия труда, является трудовой договор с работником.
- [1] Кузьменкова М. В. Организация рабочих мест персонала образовательного учреждения // Педагогика: традиции и инновации: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2013 г.). Челябинск: Два комсомольца, 2013. С. 217—221.