Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Гунно-сарматский комплекс степной Евразии эпохи Великого переселения народов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Движение гуннов на запад продолжалось более трех веков. В IV в. н. э., пройдя Южную Сибирь, Среднюю Азию, степи Прикаспия и Причерноморья, они достигли Римской империи. За это время гунны настолько изменились, что нельзя поставить знак равенства между ранними гуннами (хунну) и теми, которые появились на границах Римской империи. Скорее всего это был конгломерат кочевых народов, номадов… Читать ещё >

Гунно-сарматский комплекс степной Евразии эпохи Великого переселения народов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Хунну, или гунны, — древний центральноазиатский народ. Территория его первоначального расселения — степи Центральной и Северной Монголии, Северо-Восточного Китая и Южной Бурятии. Основные археологические памятники ранних гуннов в России расположены в Забайкалье. На берегу р. Селенги около Улан-Удэ открыто Иволгинское городище ранних гуннов. Громадный археологический фонд составляют около 1500 гуннских могил. Рядовые гунны были погребены в деревянных гробах и срубах, представители знати — в погребальных камерах с двойными срубами.

В Северной Монголии раскопаны знаменитые Ноинулинские курганы, в которых гунны торжественно погребали своих верховных правителей — шаньюев. Роскошные золотые и серебряные украшения, драгоценные камни, расшитые шелковые ткани и ковры из курганов Ноин-Улы дают представление о могуществе и богатстве гуннской знати.

Культура ранних гуннов представлена прежде всего предметами вооружения. Это трехлопастные и листовидные железные наконечники стрел, снабженные специальными свистунками, длинный железный меч и составной сложный лук. Значительную группу предметов составляет конское снаряжение: удила и псалии, костяные и железные пряжки. В погребениях наряду с глиняной посудой встречаются лаковые чашки, костяные и деревянные палочки и ложки, кольца, застежки, ножи и шилья. Из культовых предметов известны обломки бронзовых «зеркал». Довольно часто находят игральные кости.

Остатки поселений в Забайкалье позволяют восстановить картину жизни и быта, хозяйство и социальный строй ранних гуннов. Основной отраслью хозяйства было скотоводство. Первостепенное значение в хозяйстве имела лошадь, о чем свидетельствуют археологические материалы и письменные источники.

Гунно-сарматский комплекс степной Евразии эпохи Великого переселения народов.

Вооружение гунно-сарматской эпохи начала Великого переселения народов Можно говорить о развитии у гуннов ремесла, базой для которого служили местные месторождения медных и железных руд. На Иволгинском городище обнаружены сыродутные горны для выплавки железа, обломки криц и шлаки.

На гуннских поселениях и в погребениях найдены глиняные сосуды самых различных размеров и форм: большие, высотой более метра, служили для хранения продуктов, низкими были сосуды и миски, в котлах и горшках готовили пищу. Посуда в большинстве случаев хорошего качества, изготовлена на гончарном круге, украшена орнаментом. Наиболее характерные орнаментальные мотивы — волнистые линии, сетка из косых линий и накладной валик.

Быт гуннов зависел от формы хозяйства: кочевое или оседлое. На поселениях открыты постоянные жилища — полуземлянки. Что касается внутреннего устройства помещений, то следует отметить своеобразную, характерную для суровых зим в Сибири и Центральной Азии систему отопления — канн: дым из очага проходил через специальные проложенные внизу вдоль стен дымоходы и таким образом использовался для обогрева помещения. Над дымоходом сооружались лежанки или нары, которые обогревались снизу. Наиболее распространенным типом жилища были войлочные юрты, устланные коврами.

Археологический материал дает возможность реконструировать одежду. Рядовые гунны носили одежду из кожи, меха и грубых шео;

Гунно-сарматский комплекс степной Евразии эпохи Великого переселения народов.

Жилища кочевников степной Евразии (по А. А. Тишкину, М. А. Дэвлет.

П.К. Дашковскому):

1,2 — конический шалаш, остов и внешний вид (реконструкция); 3,4 — пирамидально-усеченный шалаш, остов и внешний вид; 5,6— шалаш на повозке; 7 — рисунок шалаша на костяном амулете (могильник Кызылган, Тыва, V—III вв. до н. э.); 8,9— полусферическая карта; 10— юрта кочевников Китая эпохи Хань; //— юрта, наскальное изображение (Минусинская котловина, рубеж н. э.); 12— изображение жилища (Забайкалье); 13— реконструкция юрты на повозке у монголов. XIII в.; 14— юрта древнетюркского типа; 15— юрта монгольской знати. конецХШ — началоХ1У в. (реконструкция); 16— юрта (Внутренняя Монголия); /7—юрта хазар стяных тканей, представители знати одевались в дорогие шерстяные, шелковые и хлопковые привозные ткани.

В ходе раскопок обнаружены все упомянутые в письменных источниках виды оружия гуннов. Их боевой лук был составным, с костяными и роговыми накладками, придававшими ему большую прочность и упругость. В длину он достигал 1,5 м и обладал, по-видимому, большой убойной силой. Лук вкладывался в футляр и прикреплялся к поясу слева, стрелы находились справа — в колчане за спиной воина.

С гуннами связан первый значительный подъем «кочевой цивилизации» на восточной окраине пояса степей Евразии и большие изменения в материальной, бытовой и духовной культуре, которые произошли в начале I тыс. н. э.

Гунны были ближайшими северными соседями Китая. С середины I тыс. до н. э. отношения между скотоводами гуннами и земледельческим Китаем обострились. Участившиеся набеги жителей степей побудили правителей северных китайских княжеств приступить к возведению Великой Китайской стены — своеобразного сооружения для защиты от внезапных нападений со стороны конницы кочевников. Стена, которую китайцы начали строить еще в IV в. до н. э., фактически являлась границей между ними и их северными соседями.

Известно, что к концу III в. до н. э. окончательно оформился племенной союз гуннов во главе с шаньюем Модэ. В это время они, захватив Центральную Азию, вели упорные войны с Китаем и распространяли свою власть далеко на запад.

Значительная часть гуннов в самом конце I тыс. до н. э. продвигалась на запад, покоряя одни племена, оттесняя другие, втягивая в свой союз и приводя в движение третьи. На основе имеющихся материалов можно предположить, что движение на запад шло в двух направлениях: в южном, непосредственно на территории современной Киргизии, южного Казахстана и других районов Средней Азии, и в северном — по степям Южной Сибири, Казахстана, Южного Урала. В период с 206 по 201 г. до н. э. кочевники-гунны обрушились на оседлых земледельцев и скотоводов, живших в Хакасско-Минусинской котловине. Местное население оказало существенное влияние на пришедших кочевников.

Движение гуннов на запад продолжалось более трех веков. В IV в. н. э., пройдя Южную Сибирь, Среднюю Азию, степи Прикаспия и Причерноморья, они достигли Римской империи. За это время гунны настолько изменились, что нельзя поставить знак равенства между ранними гуннами (хунну) и теми, которые появились на границах Римской империи. Скорее всего это был конгломерат кочевых народов, номадов, увлеченных общим движением на запад, вдоль евразийских степей. Это явление евразийской истории получило название Великого переселения народов. В ходе него менялись хозйство, культура. Великое переселение народов привело к этническим и политическим изменениям в Азии и Европе.

Для комплекса культур этого периода характерны значительная подвижность населения, ведущая роль скотоводства, изменение бытовой культуры, столкновения и подчинение народов, появление укрепленных поселений.

Возникают и одновременно существуют несколько различных типов погребальных сооружений и обрядов погребения: трупоположение в погребальном склепе, трупосожжение вместе с камерой, погребение останков сожженных на стороне трупов, пышные погребения с посмертными погребальными масками и скульптурными головами умерших. В погребальном инвентаре еще много предметов скифского времени: миниатюрные формы, которые делали специальнодлятого, чтобы положить в могилу, изделия из железа, предметы вооружения и конской сбруи.

Отмеченное разнообразие конструкций могил и обряда погребения представлено в таштыкской культуре Южной Сибири. Очевидно, она является отражением сложных этнических процессов, смешения населения, усложнения социальных отношений и имущественного неравенства.

Уникальные погребения исследованы вОглахтинском могильнике, где обнаружены большие куклы со скульптурными головами умерших, сделанными из глины; сохранились меховые шубы, собольи шапки и обувь. Куклы набивали сеном, внутрь их зашивали мешочек с пеплом кремированного. Из положенных в могилы вещей больше всего встречается глиняной посуды разнообразных форм. В таштыкской культуре широкое распространение получила глиняная посуда различных форм: в виде скифских котлов, с шаровидным туловом, миски, чашки, плошки, кружки.

Особого внимания заслуживают склепы. Они резко отличаются размерами от грунтовых могил и могил под каменными выкладками. Это большие, почти квадратные в плане ямы размером до 50 кв. м. В яму ведет вход, стены склепа укреплены деревом, потолок выложен бревнами, покрытыми большими кусками березовой коры. В конструкции таких склепов и в обряде погребения очень многое заимствовано от предшествующей культуры скифской эпохи.

Хозяйство таштыкской культуры было комплексным. Основу его составляли скотоводство и земледелие, значительное место занимало разведение лошадей. В погребениях часто находят железные удила, модели седел и миниатюрные нагайки. Уже в то время мерилом знатности являлось не только общественное положение, но и богатство. Основным богатством был, несомненно, скот. Так, водном из склепов Изыхского чаатаса найдены кости 14 лошадей, 58 голов крупного рогатого скота и 25 голов мелкого скота, принадлежавшего умершему.

Во II в. до н. э. в таштыкской культуре появились железные проушные топоры, наконечники мотыг для обработки земли и серпы. Наряду с усовершенствованной мотыгой применялась соха, в кото;

Гунно-сарматский комплекс степной Евразии эпохи Великого переселения народов.

Погребальная голова и маски. Южная Сибирь рую впрягали животных. Какой была конструкция первой сохи, появившейся в Сибири, можно только предполагать. Вероятно, она состояла из большой кривой палки, на которую надевался железный наконечник. Такая соха лишь рыхлила землю, не переворачивая пласты. Примитивная соха не вытеснила мотыгу, которая продолжала существовать повсеместно вплоть до XVII в. О развитии земледелия свидетельствуют обнаруженные в ходе раскопок простые ручные мельницы с круглыми жерновами.

Раскопки поселения Михайловское, расположенного в Кемеровской области, показали, что его обитатели жили в многоугольных деревянных постройках. Вертикальные столбы ставили по углам, они поддерживали стены, крышу и коридорный вход. На поселении открыты 75 наземных жилиш. Такие жилища позже были широко распространены у хакасов, алтайцев и других тюркских народов Южной Сибири.

О сложном этническом составе населения таштыкской культуры свидетельствуют маски погребенных, сохранившиеся в склепах. Благодаря высокому мастерству таштыкских скульпторов, маски передают индивидуальные черты умерших. Например, в Уйбатском чаатасе найдены маски европеоидов с узкими и горбатыми носами и маски, снятые с лиц монголоидов. Их изучение показало, что основное таштыкское население было смешанным, с наличием монголоидных и европеоидных черт. Представители таштыкской культуры — предки древних хакасов.

Гунны, установившие свою власть над народами Южной Сибири, еще в I в. до н. э. посадили наместником в Хакасско-Минусинской котловине плененного китайского полководцаЛи Лина, армию которого они разбили. Развалины дворца поместника обнаружены на левом берегу р. Абакан. Дворец был обнесен глинобитной стеной с въездными воротами и башнями. Раскопки показали, что он занимал площадь 1500 кв. м. В центре находился большой квадратный зал, а вдоль северной и южной стен располагалось по шесть комнат, соединенных между собой проходами. Пол и стены здания были глинобитными, крышу покрывала черепица. Здание отапливалось горячим воздухом, проходившим по расположенным под полом трубам. Двери центрального зала украшали массивные литые бронзовые ручки, сделанные в виде морды рогатого чудовища с человеческим лицом, лохматой головой и раскрытой пастью. Среди развалин дворца обнаружены различные предметы домашнего обихода: пряжки от ремней, ножи, посуда двух типов: местная, таштыкская, и привозная.

Социальная структура общества таштыкской культуры была сложной. Основу ее составляли общинники-земледельцы и скотоводы. Над ними возвышалась более привилегированная прослойка пришлого населения.

Большие изменения произошли на западе территории степей. Они связаны с активной ролью сарматов>Уже в IV в. до н. э. сарматы проникли на правый берег Дона, в земли, заселенные скифами. К концу III в. до н. э. отношения между сарматами и скифами стали.

Гунно-сарматский комплекс степной Евразии эпохи Великого переселения народов.

откровенно враждебными. Формирование раннесарматской культуры завершилось в III в. до н. э. С этого времени сарматские племена начинают играть ведущую роль в степях Евразии. После подчинения Скифии сарматы вступают в экономические и политические контакты с античными государствами Северного Причерноморья, становятся активными участниками варварских набегов в пределы Римской империи, совершают походы в Закавказье. Причины таких действий — перенаселенность в условиях кочевого скотоводства, походы с целью обогащения.

С III в. до н. э. в вооружении сарматов возростает роль длинного меча и копья, заметно сокращается количество стрел. Это было связано с изменением боевой тактики сарматов — преобладании конных воинов. Длинный меч и копье служили основным наступательным оружием, пластинчатые и кольчужные железные доспехи защищали конных воинов, они были почти неуязвимы в бою. Сарматы создали принципиально новую тяжеловооруженную конницу, которая пришла на смену легкой скифской.

Начался новый этап истории сарматов: расселившись на огромной территории, они вышли на широкую историческую арену. Складываются военно-племенные союзы сарматов; наиболее значительными среди них были объединения роксоланов и языгов в Подонье, аорсов и сираков в Поднепровье.

Сарматская культура периода завоеваний отличается от предшествующей. Это связано с двумя обстоятельствами: во-первых, изменился уклад жизни сарматов; во-вторых, культура и хозяйство подчиненных сарматами народов оказали на них влияние.

Курганы сарматской знати этого времени поражают своей роскошью и дают яркий пример развитого имущественного неравенства. Например, в кургане Хохлам около Новочеркасска находилось погребение знатной сарматской женщины. Покрывало и одежду ее украшали 700 золотых бляшек. Рядом лежали сарматские и привозные предметы из серебра и золота: ожерелья, браслеты, флаконы для благовоний, золотая диадема, к верхнему краю которой прикреплены фигурки козлов, оленей и изображения деревьев. Диадема украшена гранатами, жемчугом, цветным стеклом и барельефом, изображающим женскую головку. Центром композиции является священное де;

Искусство гунно-сарматского мира:

/, 2— фигуры оленей из кургана Филипповка; 3,4 — поясные пряжки гуннской эпохи; 5— изображения на металлических дисках; б, 7— прорисовки на деревянных пластинах из могильника Тепсей; 8, 9 — стилизованные изображения бараньих голов; /0— солярный диск рево, олицетворявшее Великую Мать — богиню плодородия. На высокое положение погребенной указывает поставленный в могилу трон, от которого сохранились остатки деревянной основы и серебряные обкладки ножек.

Богатые женские погребения I в. до н. э. — I в. н. э. открыты в Астраханской области. Здесь найдены золотые украшения: пектораль, украшенная сценами «терзания», браслет, греческая лаковая чашечка. В погребениях часто встречаются изображения знатных сарматов, поэтому известно, какую одежду они носили: короткую рубашку, пояс, длинный плащ, мягкие сапоги.

В искусстве отмечено продолжение традиций предшествовавшей скифской эпохи. Но появляется много нового, что позволяет говорить о искусстве другой эпохи по времени, содержанию и духовным ценностям.

Претерпевает изменение «звериный стиль». Появляются и становятся характерными четырехугольные ажурные бронзовые бляшки, на которых изображены пары противостоящих друг другу быков, борьба коней и геометрические орнаментальные пластины-сетки. Они оформлены растительным орнаментом по краям или извивающимися змеями внутри. В искусстве позднего «звериного стиля» начинают преобладать образы коня, птиц, антропоморфные фигуры.

В ряде случаев изображения носят мифологический характер. В частности, на паре золотых бляшек из Сибирской царской коллекции Петра I, вероятно, передан мифологический сюжет, связанный с Древом жизни. Оно необычно: состоит из веток, которые заканчиваются толстыми гипертрофированными почками. Под деревом сидят два человека, рядом с ними две лошади. Нижний отросток дерева соединен с мордой одной из лошадей. Второй такой же отросток как бы вырастает прямо из шеи человека. На руках у сидящих людей лежит третий человек, одетый в короткий кафтан. Самое важное, пожалуй, то, что Древо жизни растет из плеча этого человека (мертвого), являясь центром всей композиции. С его ветками соединены все персонажи. Древо жизни выступает как символ возрождения новой жизни, поэтому показана прямая связь с ним животных и трех человеческих фигур.

Стилизованные деревья, ветки и листья обрамляют изображения на многих четырехугольных пластинах из Ордоса и Сибири. На пластинах с растительной символикой изображены обычно сцены борьбы хищников и травоядных животных. Считают, что этот сюжет имел значение символа весеннего возрождения. Сцены «терзания» чаще всего присутствуют на золотых парадных предметах. В связи с этим следует заметить, что по законам тождества макрои микрокосмоса и многофункциональности образов сцена борьбы воспринималась и как символ весеннего возрождения, и как царская эмблема власти, и как символ вечности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой