Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Живопись. 
История отечественного искусства. От Крещения Руси до начала третьего тысячелетия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Первоначально многим художникам всю сложность чувств перед лицом трагических событий всемирно-исторического значения легче было выразить языком символов, в образах аллегорических. Склонность к метафоре, гиперболе, символике была характерна и для литературы. Революция справедливо представлялась многим из художников, особенно старшего поколения, как космический, вселенский катаклизм, и из этих… Читать ещё >

Живопись. История отечественного искусства. От Крещения Руси до начала третьего тысячелетия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пути становления станковой живописи были сложнее прежде всего потому, что в первые послереволюционные годы на нее сильное влияние оказали футуристы. Их пафос разрушения, презрение к традиции находили прямой отклик в тяготении многих молодых художников к авангарду как форме революционно-разрушительной по отношению к традиционной культуре прошлого. Футуристы, имевшие большой вес в искусстве рассматриваемого периода, отвергали станковую картину как «продукт буржуазного строя». «Беспредметники», естественно, вообще отрицали фигуративную живопись. Среди ее сторонников не было никакого единства, тогда как футуристы и кубисты были инициативнее и сплоченнее. Они держали в своих руках многие печатные органы и выставочные помещения (названия некоторых выставок тех лет: «Беспредметное творчество и супрематизм», «Цветодинамос и тектонический примитивизм»). Со всеми этими трудностями и приходилось бороться тем художникам, которые стремились создать новую живопись, продолжающую сугубо реалистические традиции (в основном повествовательно-литературного, передвижнического толка).

Первоначально многим художникам всю сложность чувств перед лицом трагических событий всемирно-исторического значения легче было выразить языком символов, в образах аллегорических. Склонность к метафоре, гиперболе, символике была характерна и для литературы. Революция справедливо представлялась многим из художников, особенно старшего поколения, как космический, вселенский катаклизм, и из этих настроений появляется кустодиевский " Большевик" (1920, ПТ) — гигантская фигура со знаменем в руках, шагающая через улицы и переулки оживленного города (прием разномасштабности, примененный Б. М. Кустодиевым, не нов, он был известен еще искусству Средневековья). Подобным восприятием революции навеяна и картина К. Ф. Юона " Новая планета" (1921). Озаренная красным светом, новая планета появляется на небосклоне в ореоле золотых лучей. Одни приветствуют ее, другие в ужасе от нее бегут — в пластическом образе здесь было выражено настроение самих художников той поры, их разное отношение к революционным событиям.

К. Ф. Юон. Новая планета. Москва, ГТГ.

К. Ф. Юон. Новая планета. Москва, ГТГ.

К. С. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. (Петроградская мадонна). Москва, ГТГ.

К. С. Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. (Петроградская мадонна). Москва, ГТГ.

?. Н. Филонов в картине 1919 г. «Корабли. Ввод в мировой расцвет» , следуя своему «аналитическому реализму», подвергал глубокому живописному анализу каждый сантиметр холста, слагал частные элементы в общее, доводя, как он говорил, до степени «сделанности». Символична и картина К. С. Петрова-Водкина " 1918 год в Петрограде", или, как ее стали называть позднее, " Петроградская мадонна" (1920, ГТГ) — образ извечного материнства и женственности во все времена. Петров-Водкин и в более поздние годы остался верен своему поиску возвышенного нравственного идеала, имеющего общечеловеческую ценность и выраженного в обобщенной художественной форме.

Свежим ветром, романтикой дальних странствий и великих открытий, ощущением свободы как бы вновь рожденного человечества веет от картины А. А. Рылова " В голубом просторе" (1918, ГТГ) со всем ее героико-романтическим строем. Вольный полет могучих белых птиц над океаном, над снежными вершинами скал, над легким парусником — это символ свободы, выражение мечты художника об идеальном, гармоническом мире, недостижимой, как всякая мечта.

Наряду с полотнами символическими, аллегорическими в эти годы создаются и картины, в которых художники стремились достоверно запечатлеть характерные черты нового в жизни, в облике людей, во всем, что так решительно меняла революция. Ценность этих произведений — в стремлении к документальной точности. Однако по изобразительному языку это более чем скромные, весьма непритязательные произведения. К сожалению, подобного рода живопись, тяготеющая к натуралистической передаче достоверности, оказала пагубное влияние на развитие искусства в следующем десятилетии.

В первые революционные годы выступили и такие мастера, как И. И. Бродский, М. Б. Греков, С. В. Малютин, но наиболее прославившие их произведения этим художникам предстояло создать в следующее десятилетие.

Архитектура и декоративно-прикладное искусство. Масса замыслов в эти годы была у архитекторов. Они создавали гигантские планы строительства невиданных ранее городов будущего (вспомним проекты Леду времен Французской революции), но возможностей для осуществления этих проектов пока не было. Большое влияние на архитекторов в это время оказал конструктивизм. В 1919 г. В. Е. Татлин спроектировал своеобразное произведение — " Башня III Интернационала" . Это должна была быть огромная конструкция, вокруг наклонной оси которой вращались стеклянные помещения. Исследователями справедливо замечено, что хотя идея Татлина и не воплотилась реально, она не была, однако, такой уж фантастической: в той или иной степени современные архитекторы используют ее если не в архитектуре, то в сфере того, что мы называем теперь современным индустриальным дизайном.

В. Е. Татлин. Модель памятника III Интернационалу. Реконструкция.

В. Е. Татлин. Модель памятника III Интернационалу. Реконструкция.

Революционная эпоха затронула все виды искусства, включая и прикладное, особенно фарфор. Такие художники, как Сергей Васильевич Чехонин (1878−1936), вводили в рисунок на фарфоре лозунги, революционные даты и т. п.

Так в стране Советов нарождалось искусство «насквозь новаторское», смело воплощавшее образные принципы и обобщения, выдвинутые революцией. Мы не должны, однако, забывать, что наши суждения базируются на произведениях официально признанных, «воспевавших» революцию и потому сохранившихся; что многие талантливые художники работали для себя, «в стол», и постепенно ушли в забвение и небытие. Таким образом, история советского искусства, может быть, более, чем всякая другая, восстанавливается по фрагментам, а налицо — ее, так сказать, «официальная часть» .

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой