Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Исторические классификации религий

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

И т.д.). Исторические религии, в свою очередь, Белла характеризуются теистическими концепциями, универсализмом, сотериологией (учением о спасении), независимостью религиозной от других форм деятельности, а также отчетливым дуализмом (в данном случае дуализм — принципиальная неравнозначность мирских и религиозных ценностей); к таким религиям относятся ислам, христианство, буддизм, иудаизм… Читать ещё >

Исторические классификации религий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Классификация как общенаучная практика представляет собой группирование данных в соответствии с тем или иным критерием, который, как правило, соответствует существенному признаку группируемых явлений. Так, простейшим примером классификации религий является предложенное Фридрихом Максом Мюллером разделение всех религий на три группы по языковому критерию. Согласно Мюллеру, все языки распадаются на три большие группы: арийские (индоевропейские), семито-хамитские и туранские. С одной стороны, эта классификация рассматривалась Мюллером как эффективная, поскольку соотносила тип религии и тип языка, что было важно для него как языковеда. С другой стороны, согласно Мюллеру, язык является своего рода слепком сознания, а потому и религия, «говорящая» на каком-либо языке, неизбежно несет на себе его свойства.

В данном случае критерий языка является исчерпывающим в первом приближении, хотя и может быть продолжен (сам Мюллер этого не делает), ведь в индоевропейской семье можно выделить германские, балтийские, славянские, иранские и т. д. языки и соответствующие им религии. Следует отметить, что такая классификация сегодня может рассматриваться как удобный способ организации религиозного многообразия, однако едва ли может быть объяснительной, коль скоро своеобразие (или существенные признаки) той или иной религии не сводится исключительно к языку. Кроме того, существуют многоязычные религиозные традиции (христианство, буддизм), а разные религии (например, джайнизм и буддизм на раннем этапе) могут говорить на одном языке (санскрите). Классификацию Мюллера принято относить к генеалогическому типу, поскольку в ней своеобразие религий сводится к языковому происхождению.

Другим критерием классификации религий является историко-географический критерий. Так, Жак Ваарденбург предлагает организовать материал, касающийся исторических религий, т. е. религий, известных нам по историческим источникам (археологическим, текстуальным), следующим образом:

  • • религии Европы (религии кельтов, германцев, балтов и славян, венгров, финнов и лапландцев);
  • • религии Средиземноморья классического периода (религии греков, римлян и эллинистические религии);
  • • древние религии Ближнего Востока (религии шумеров, аккадцев, западно-семитских народов, египтян и доисламские верования арабов);
  • • пророческие религии Среднего Востока: а) Заратуштра, маздаизм досасанидского, сасанидского и послесасанидского периодов и позднейшие религиозные верования парсов, б) Моисей, религия древнего Израиля, древний и поздний иудаизм, в) Иисус и христианство, г) Мани и манихейство, д) Мухаммед и ислам;
  • • индийские религии: а) ведическая религия, древний и поздний индуизм, б) буддизм в Индии, в) джайнизм;
  • • религии Дальнего Востока: а) буддизм, б) религии Китая, в) религии Японии;
  • • религии Мезоамерики: а) религии тольтеков и ацтеков, б) религия майя, в) религия инков.

Самым простым способом классификации является бинарная — класс подразделяется на подклассы по критерию наличия в одном из них существенного признака, или по способу реализации этого принципа. Например, У го Бьянки, один из наиболее ярких последователей холистического подхода, разделял все религиозные традиции на два базовых класса: этнические традиции и «религии основателей». Первые являются результатом развития представлений и практик под влиянием естественных исторических обстоятельств, они, как правило, локальны — ограничены в пространстве и времени, — составляют традицию, которая в высокой степени ассоциируется с этнической общностью и составляет важный аспект самоидентификации членов последней. Религии основателей, как явствует из названия, представляют собой традиции, формирование которых связывается с индивидуальными усилиями исторических персон. В свою очередь, этнические религии распадаются на монотеистические, предполагающие почитание одного божества, и политеистические, предполагающие многобожие, и включают в себя религиозные традиции как бесписьменных культур (например, австралийских аборигенов), так и «высоких культур» (например, древней Эллады). Кроме того, в классе этнических религий можно выделить подклассы национальных религий и религий «канона». К первому относятся традиции, для которых характерно совпадение религиозного и этнического измерений, а также подчинение жизни этноса религиозной системе. К религиям «канона» относятся традиции, центром которых является текст, священное писание, например Веды. К классу религий основателей относятся, согласно Бьянки, иудаизм, христианство, ислам, зороастризм, буддизм, сикхизм, джайнизм, а также новые религиозные движения.

Несколько более сложные — и, соответственно, спорные — варианты классификаций разрабатывались в рамках феноменологического типа сравнительно-исторических исследований. К их числу можно отнести классификацию К. П. Тиле, в основе которой лежит морфологический критерий, в соответствии с которым религии распределяются в группы в зависимости от преобладающих в них признаков, имеющих собственно религиозный характер (а не географический или языковой), причем эти признаки распределяются на некоей универсальной шкале развития. Все религии распадаются на естественные и этические религии. В группе естественных религий выделяются классы: 1) «нолизоический натурализм» (почитание жизненной силы в различных формах); 2) «полидемонически-магические религии при господстве анимизма» (религии бесписьменных обществ, например австралийских аборигенов, индейцев Северной Америки, народов Океании); 3) магические религии, предполагающие почитание божеств в образе животных и людей, которые разбиваются на неорганизованные (религии Японии, дравидов, финнов и эстов, древних арабов, древних пеласгов, народов Древней Италии, этрусков, древних славян) и организованные (религии поликультурных народов Америки, государственная религия древних китайцев, религия египтян); 4) религии антропоморфического политеизма, в которых имеет место почитание божеств в человеческом образе, отчасти выступающих в качестве этического образца (религии ведической Индии, позднего Вавилона и Ассирии, кельтов, германцев, галлов, греков и римлян). Следует обратить внимание на то, что «родовой» чертой всех перечисленных религий является ритуальное измерение человеческого существования. В этом отношении этические религии радикально отличны, поскольку они предполагают отношения между человеком и высшей силой, воплощающие некий нравственный образец. Этические религии, согласно Тиле, распадаются на «национальные законополагающие религиозные общности», для которых характерно представление о единстве сверхъестественного откровения, этики и социального действия внутри национальной культуры (даосизм, конфуцианство, брахманизм, джайнизм, зороастризм, иудаизм), и универсалистские (христианство, ислам и буддизм), предполагающие всеобщий характер отношений человека с высшей силой, основным измерением которых является нравственное.

Вероятно, самая спорная классификация религий была предложена Герардусом ван дер Леу (см. также подпараграф 3.2.2), видевшим в истории как всеобщем процессе развития сознания 12 базовых типов, образов религиозности, которым соответствуют эмпирические, реально существующие или существовавшие религии: 1) религии уединенности и полета (Древний Китай и деизм XVIII в.); 2) религии борьбы (зороастризм); 3) религия покоя; 4) религия беспокойства; 5) динамика религий в отношении к другим религиям (явления синкретизма и прозелитизАма), 6) динамика религий в отношении внутреннего развития (реформирование и возрождение); 7) религия силы и формы (Древняя Греция); 8) религии бесконечности и аскетизма (религии Индии за исключением буддизма); 9) религия ничто и сострадания (буддизм); 10) религия воли и послушания (иудаизм); 11) религия величия и унижения (ислам); 12) религия любви (христианство). ОтАметим, что пункты 3—6 не находят воплощения в реальном историческом процессе, т. е. не соответствуют эмпирическим религиям; религия покоя представляет собой мистический элемент, который присущ многим религиям, но не образует какую-то самостоятельную традицию, религия беспокойства оказывается в целом формой теизма, т. е. представлений об абсолютной божественной личности, действующей в мире, тогда как динамика религий описывает, скорее, процессы, свойственные некоторым традициям: синкретизм (соединение различных религиозных традиций в единую систему) и прозелитизм (намеренное распространение религиозной традиции в других общностях) в первом случае, и реформирование и возрождение — во втором.

В то же время в рамках феноменологического способа сравнительноисторических классификаций предлагались и менее поэтические (или метафизические) варианты типологии. Например, Мирча Элиаде разделяет все религии на космические, в которых человек включен в цикл вечного возвращения к первоосновам сущего, и исторические, для которых существенным является исключенность человека из мира, преходящий характер последнего и представление о линейном времени. Следует отметить, что бинарные классификации — способы группировки надвое — являются, вероятно, самыми простыми и оттого самыми абстрактными. Их результатом оказывается противопоставление чрезмерно содержательных классов, например .мистические и пророческие религии (по типу религиозного опыта), институциализированные и индивидуальные религии (в зависимости от способа социальной организации), монотеистические и политеистические.

Наконец, в рамках эволюционного типа одна из влиятельных и по сегодняшний день классификаций была разработана Робертом Беллой, находившим во всемирно-историческом процессе пять типов религий. Примитивные религии (фиксирующиеся в бесписьменных обществах) преимущественно могут быть ограничены мифом и ритуалом, а важной их особенностью является отсутствие институтов и специалистов, а также границы между собственно религиозным и повседневным. Несмотря на то, что понятие «примитивный» является в исторических работах безоценочным, отсылая к характеру социальной организации таких сообществ, сегодня его заменяют понятия «локальные», «племенные», «туземные». Согласно Белле, класс явлений, образующих примитивные религии, обнаруживается и в более сложных сообществах (например, современном индустриальном) в качестве «повседневной» религиозности. Архаические религии характеризуются формированием культа как принципиально неповседневной практики, предполагающей руководство специалистов; этот тип религий свойственен обществам, в которых имеет место социальная дифференциация, что приводит к образованию различных систем внутри традиции. К архаическим относятся классические религии политеизма (религии древней Эллады, Египта, Месопотамии Роберт.

Исторические классификации религий.

и т.д.). Исторические религии, в свою очередь, Белла характеризуются теистическими концепциями, универсализмом, сотериологией (учением о спасении), независимостью религиозной от других форм деятельности, а также отчетливым дуализмом (в данном случае дуализм — принципиальная неравнозначность мирских и религиозных ценностей); к таким религиям относятся ислам, христианство, буддизм, иудаизм, конфуцианство и др. Раннесовременной религией Белла называет преимущественно протестантизм эпохи Реформации, а также некоторые направления буддизма. Важнейшей их особенностью является понимание обыденной деятельности в религиозном ключе, смещение собственно священного в мирскую жизнь, отказ от всяческого посредничества между человеком и божеством. Современная религия, в свою очередь, оказывается не столько конкретной традицией, сколько мировоззренческой установкой или системой таких установок, в которых снимается принципиальный дуализм исторических религий, формируется предельно недогматическое отношение к высшей силе (которая, как, например, у Канта, может быть ограничена этической сферой), как правило, избегающее строгой ритуализации и провозглашающее принцип персонализма.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой