Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Эго-психология Э. Эриксона

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Автономия против стыда и сомнения. Вторая стадия, на которой ребенок по-новому взаимодействует с миром, а ощущение независимости растет вместе с чувством свободного выбора. Если родители нс позволяют ребенку развивать самостоятельность, у ребенка возникает чувство стыда. На этой стадии формируется сила воли — психосоциальное качество, связанное с самостоятельностью, благодаря которому ребенок… Читать ещё >

Эго-психология Э. Эриксона (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эрик Эриксон (1902;1994).

JSX

«Во время прохождения от одной стадии человеческого развития до другой мы должны сбросить защитную структуру. Мы оказываемся нагими и ранимыми — и в то же время снова открытыми для нового; эмбриональными, готовыми к развитию в тех областях, о которых мы раньше и не подозревали».

Э. Эриксон [10, с. 226].

Основные положения теории личности Э. Эриксона представлены на рис. 9.

Ключевые понятия

Автономия против стыда и сомнения. Вторая стадия, на которой ребенок по-новому взаимодействует с миром, а ощущение независимости растет вместе с чувством свободного выбора. Если родители нс позволяют ребенку развивать самостоятельность, у ребенка возникает чувство стыда. На этой стадии формируется сила воли — психосоциальное качество, связанное с самостоятельностью, благодаря которому ребенок учится делать свободный выбор и ограничивать себя.

Базисное доверие или базисное недоверие. Первая стадия развития, на которой развитие у младенца ощущения своего «Я» напрямую зависит от тщательности заботы о ребенке. Доверие — это внутреннее ощущение, что социальный мир — это безопасное и стабильное место, а опекающие люди заботливы и надежны. Недоверие — чувство страха, подозрительность и мрачные предчувствия у маленького ребенка.

Рис. 9.

Рис. 9.

по отношению к людям и к миру в целом. В результате этой стадии возникает сила надежды, лежащая в основании развития настоящей веры и осознания смысла своего существования.

Генеративность против стагнации (продуктивность против инертности). Седьмая стадия, включающая интерес к творчеству и продуктивности в работе и личной жизни, к детям, идеям, продуктам и принципам. Инертность как состояние поглощенности самим собой, противоположна продуктивности, при котором индивидуум заботится об удовлетворении только своих потребностей. На этой стадии развивается способность к заботе, т. е. к качеству, дающему человеку возможность чувствовать, что кто-то или что-то имеет для него значение.

Жизненный цикл. Последовательность психосоциальных стадий, следующих друг за другом от рождения до смерти.

Идентичность. Понятие, объединяющее в себе чувство индивидуальности, целостности и тождественности, ощущение синтеза, единства и социальной солидарности. Дает возможность чувствовать свою неповторимость и неподдельность.

Идентичность против спутанной идентичности (Эгоидентичность против ролевого смешения). Пятая стадия, период, когда подросток сомневается в ролевых моделях и идентификациях прошлого. В этот период перехода от детства к зрелости главным становится вопрос: «Кто я?» Верность — базовая способность этой стадии, формирующая основу идентичности человека, когда он или она сталкивается с необходимостью выбрать систему ценностей и карьеру. При спутанной идентичности из-за трудностей в идентификации с индивидуальной и культурной ролевой моделью, которая бы вдохновляла и вела, подросток может ощущать одиночество, тревожность, неспособность принять важные решения и воплотить их в реальность и даже отказывается делать такой выбор.

Инициатива против вины. Третья стадия. Базовая деятельность — игра. Инициатива отражает активный интерес к работе других, исследование всего нового, а также внутреннее чувство собственной способности предпринимать активные действия. Вина как чувство собственной никчемности и неуверенности в себе может сформироваться у детей, чьи родители не склонны давать им возможность действовать самостоятельно. Сила данной стадии — намерение, основанное на фантазии и игре, формирующих зачатки драмы, танца и ритуала во взрослой жизни.

Интимность (близость) против изоляции. Шестая стадия. В этот период возникает чувство зрелой ответственности и одновременно независимости от родителей и школы. Устанавливаются близкие взаимоотношения с окружающими или возникает изоляция, т. е. чувство социальной опустошенности и болезненности, возникающее в результате неспособности достичь близости. Критический момент данной стадии — подлинная взаимность с любовным партнером, а любовь, проявляющаяся в подлинной близости и взаимности, — сила, которая в ней проявляется.

Кризис идентичности. Период времени, в течение которого молодой человек или девушка напряженно решает такие вопросы, как «Что я собой представляю?», «Куда я иду?» Молодым людям, мучительно переживающим кризис самотождествснности, часто недостает ясного представления о собственной социальной роли, и они строят предположения о том, какая роль наиболее подходит им в данной ситуации.

Психобиография. Изучение жизни исторических фигур в перспективе психоанализа. Этот подход отличается от истории болезни, когда психотерапевт пытается выяснить причины возникновения проблем у пациента. Изучение истории отдельной жизни построено на понимании того, как личности удается внести творческий вклад в жизнь вопреки всем комплексам, конфликтам и кризисам.

Психоистория. Тип исследования, в котором предпринимается попытка связать важные жизненные темы индивидуума с конкретными историческими событиями и обстоятельствами.

Психосоциальный кризис. Критический период в жизни индивидуума, обусловленный физиологическим созреванием и социальными требованиями; может завершиться как позитивно, так и негативно. По Э. Эриксону, на каждой стадии должна сформироваться динамическая пропорция, баланс между двумя полюсами.

Трудолюбие против неполноценности. Четвертая стадия. Переход от игры к работе. Формируется компетентность, т. е. качество, означающее силу и уверенность, исходящие от чувства собственной успешности и полезности, что дает человеку осознание своей способности эффективно взаимодействовать с окружением. Следствием недостаточной успешности может стать неполноценность — чувство неуверенности и некомпетентности, низкая самооценка.

Целостность против отчаяния. Восьмая стадия. Период столкновения с предельными заботами. Развивается способность видеть жизнь как единое целое и ощущение перспективы. В случае если человек не приобрел чувства согласия с собой, эта стадия порождает чувство отчаяния. Сила этой стадии — мудрость, возникающая в конфликте отчаяния и целостности в свете предельных забот. Благодаря ей человек признает относительность знаний, приобретенных на протяжении жизни.

Эгопсихология. Теоретический подход к личности, базирующийся на психоаналитической теории, однако, развивающий новые направления и пути понимания поведения человека и новые линии научного поиска, берущие начало в теории Фрейда. В качестве фундамента человеческого поведения и функционирования в эгопсихологии рассматривается нс Оно, а Я (понимаемое как рациональность).

Эпигенетический принцип. Предположение о том, что человек в своем развитии проходит через неизменную последовательность стадий, универсальных для человечества. Каждая стадия сопровождается кризисом, обусловленным биологическим созреванием и социальными требованиями, предъявляемыми личности на данной стадии.

Рекомендуемая литерапра

  • 1. Адамс Э.К. Творчество Эрика X. Эриксона // Энциклопедия глубинной психологии. — Т. 3. — М.: Когито-Центр, 2002. — С. 178−223.
  • 2. Крэйн У. Теории развития / У. Крэйн. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-512 с.
  • 3. Тайсон Ф., Тайсон Р.Л. Психоаналитические теории развития / Ф. Тайсон, Р. Л. Тайсон. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998. — 528 с.
  • 4. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. — М., 1996. — 344 с.
  • 5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Э. Эриксон. — М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта; Прогресс, 2006.-352 с.
  • 6. Эриксон Э. Детство и общество. — Изд. 2-е, перераб. и дополн. / Э. Эриксон. — СПб.: Речь, 2002. -416 с.
  • 7. Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование / Э. Эриксон; пер. с англ. А. М. Каримского. — М.: Московский философский фонд «Медиум», 1996. — 560 с.
  • 8. ЭлкиндД. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни / Д. Элкинд. — М.: Когито-Центр, 1996. — 16 с.
  • 9. Фрейджер Р., ФейдименДж. Личность: теории, эксперименты, упражнения / Р. Фрейджер, Дж. Фейдимен. — СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. — 704 с.
  • 10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. — СПб.: Питер, 2006. — 607 с.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой