Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Политический режим и его элементы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этой форме правления верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В Средние века она стала основной формой государственного правления. В современном обществе сохранились лить традиционные, в основном формальные черты монархического правления (Швеция, Бельгия… Читать ещё >

Политический режим и его элементы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В политической науке общепризнанным является определение политического режима, данное французским политологом Ж.-Л. Кермонном: «Под политическим режимом понимается совокупность элементов идеологического, институционального и социологического порядка, способствующих формированию политической власти данной страны на определенный период»[1].

Среди этих элементов он выделял: 1) принцип легитимности; 2) институциональный дизайн (структуру институтов); 3) партийную систему; 4) форму и роль государства. Значение указанных компонентов политического режима в его функционировании неодинаково (рис. 9.1).

Элементы политического режима.

Рис. 9.1. Элементы политического режима.

Принцип легитимности

Известно, что эффективность воздействия власти на общество определяется не степенью принуждения, а уровнем легитимности режима. По определению американского политолога X. Липца, принцип легитимности подразумевает способность власти создавать у населения веру и убеждение в том, что, несмотря на все промахи и недостатки, существующие политические институты являются наилучшими, нежели какие-либо другие, которые могли бы быть установлены и которым следовало бы в результате подчиняться[2].

Убеждение в правомерности власти принимать решения, которые граждане должны выполнять, формируется через соответствие этих решений ценностям, разделяемым большинством общества. На практике различают два уровня легитимности: вертикальный и горизонтальный. Вертикальный уровень легитимности политического режима предполагает соответствие власти ценностям широких слоев общества, их представлениям о справедливости, демократии. В этом случае власть опирается на поддержку народа, соответствует его устремлениям. Горизонтальный уровень легитимности означает, что режим проводит в жизнь лишь ценности и устремления правящей элиты.

Очевидно, что большей легитимностью обладает политический режим, основанный на согласии различных групп (правящих и управляемых) по базовым ценностям, на которых осуществляется функционирование власти, т. е. при наличии одновременно горизонтальной и вертикальной легитимности.

Структура институтов. Форма правления

Индивидуальные устремления могут приобретать роль решающих факторов общественного развития тогда, когда они выражаются в деятельности политических институтов. Именно политические институты преобразуют волю отдельных индивидов в политическую волю, политические решения и политические действия, влияющие на ход социальных изменений. Это влияние осуществляется через партии, группы давления, неполитические структуры (церковь, СМИ и т. д.), наконец, через самый важный институт политического режима — государство. В конечном счете, эффективность политического режима зависит от организации государственной власти, от тех принципов, на которых взаимодействуют институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти. Эти принципы определяют конкретную структуру государственной власти и полномочия ее органов. Выбор той или иной организации государственной власти обусловливается системой культуры, т. е. совокупностью идеалов, ценностей, представлений, господствующих в обществе. Способы формирования высшей государственной власти, принципы организации ее институтов и их взаимоотношения с гражданами выражаются понятием " форма правления" (рис. 9.2).

Формы политического правления.

Рис. 9.2. Формы политического правления.

Институты высшей государственной власти могут основываться на принципе престолонаследия (монархия), а также создаваться путем прямого или косвенного волеизъявления народа, т. е. в результате всеобщих выборов или выдвижения коллегии выборщиков (республика). Кроме того, отношения между институтами законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти могут основываться на принципах слияния (абсолютная монархия), жесткого разделения (президентская республика) или сотрудничества законодательной и исполнительной ветвей власти (парламентская республика).

Монархия: абсолютная и конституционная

При этой форме правления верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Монархическая форма правления возникла в условиях рабовладельческого общества. В Средние века она стала основной формой государственного правления. В современном обществе сохранились лить традиционные, в основном формальные черты монархического правления (Швеция, Бельгия, Великобритания, Япония и т. д.). Только на Востоке, в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Саудовская Аравия и т. д.) монархии существуют до сих пор в почти неизменном виде.

Монархии как единоличное правление в классическом варианте обладают рядом существенных признаков:

  • 1) существование единоличного главы государства (императора, царя, короля), пользующегося своей властью пожизненно. Монарх обладает всей полнотой власти, верховенством, его власть суверенна. Он осуществляет правление с помощью многочисленных советников, министров, чиновников, объединенных в различные органы. В руках монарха концентрируется законодательная, исполнительная и судебная власть;
  • 2) передача власти монарха по наследству. Население к акту передачи власти не имеет никакого отношения;
  • 3) юридическая безответственность монарха. Как правило, монарх не несет конкретной политической и юридической ответственности за результаты своего правления.

Различные сочетания указанных признаков дают разные виды монархий: абсолютную монархию или конституционную (ограниченную) в форме дуалистической и парламентской монархий.

Абсолютная монархия представляет собой такую форму правления, когда вся государственная власть сосредоточена в руках монарха, при этом отсутствуют какие-либо представительные учреждения, ограничивающие сто власть. Внутреннюю и внешнюю политику монарх проводит с помощью чиновников и министров, ответственных перед ним. Народ не участвует в управлении государством, он полностью бесправен. Абсолютные монархии, зародившиеся в рабовладельческих обществах, постепенно эволюционируют в конституционные.

Конституционные монархии характерны для буржуазного общества. Они являются такой формой правления, при которой власть монарха ограничена представительным органом — парламентом. В период своего зарождения и на протяжении многих веков парламенты выражали интересы «третьего сословия». Ограничения власти монарха фиксировались в конституции, которую принимал парламент и не был вправе изменить монарх. Конституционная монархия имеет две разновидности: парламентскую и дуалистическую.

  • 1. В парламентской монархии (Великобритания, Япония и др.) существует ограничение власти монарха. Монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Он царствует, но не правит. Законодательная власть сосредоточена у парламента, а исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром.
  • 2. Дуалистическая монархия характеризуется разделением власти между правительством, которое формируется монархом и ответственно перед ним и парламентом, избираемым народом. Дуалистическая монархия как форма правления существовала в Германии в 1871—1918 гг. Однако в современных условиях она практически изживает себя.

Республика: парламентская, президентская, президентско-парламентская.

Республика одна из ранних форм правления, окончательно сформировавшаяся еще в Афинском государстве. Республика опирается на иные принципы организации и функционирования власти, нежели монархия. Государственная власть в республике осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

Республика характеризуется рядом отличительных признаков:

  • 1) выборность высших органов государственной власти населением на определенный срок. Источником власти является народ, по поручению которого осуществляется власть;
  • 2) разделение единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви. Институты трех ветвей власти выполняют различные функции, но управлению государством: парламент принимает законы, правительство и его органы выполняют их, а судебные органы осуществляют контроль за исполнением законов;
  • 3) юридическая ответственность главы государства в случаях, предусмотренных конституцией. Республики бывают парламентскими и президентскими. Различия между ними обусловлены соотношением полномочий президента, парламента и правительства, принципами отношений между ними.

Парламентская республика (Италия, Испания, ФРГ и др.) представляет собой такую форму правления, при которой единственно демократическим, законным институтом является всенародно избираемый парламент, а власть правительства находится в полной зависимости от парламентского вотума доверия. Парламентские системы могут включать и институт президентства. Президент избирается либо прямым народным голосованием, либо депутатами парламента, однако он не имеет возможности серьезно соперничать с премьер-министром во всем, что касается властных полномочий.

В президентской республике (США, Бразилия, Аргентина и др.) президент — одновременно глава государства и глава исполнительной власти, наделен значительными конституционными полномочиями, включая контроль за составом правительства и администрации. Президент избирается прямым голосованием на определенный срок. Механизм государственной власти строится на основе жесткого разделения властей и системе сдержек и противовесов. Президент управляет, парламент принимает законы, судебная власть отправляет правосудие. Президент является не только «держателем» исполнительной власти, но и символическим главой государства, верховным главнокомандующим. Однако он не может распустить парламент.

Президентско-парламентская республика — смешанная форма правления (Франция), сочетающая черты парламентской и президентской республик. Президент является главой государства, но не обладает статусом главы правительства, хотя члены правительства ответственны перед ним. Правительство формируется по результатам парламентских выборов победившей партией. Оно должно получить вотум доверия в парламенте. В случае отсутствия вотума доверия правительственной программе со стороны парламента президент вправе распустить парламент и объявить досрочные парламентские выборы. Главным отличительным признаком смешанной республики является принцип двойной ответственности правительства — перед президентом и парламентом.

  • [1] Jean-Louis Quevmonne. Les regimes politiques occidentaux / ed. by Seuil. P., 1986. P. 12.
  • [2] Linz J. Ligitimacy of Democracy and the Socioeconomic System // Comparing Pluralist Democraties: Strains on Legitimcy. Boulder West view, 1988. P. 65.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой