Метод проектов.
Методы активного социально-психологического обучения
![Реферат: Метод проектов. Методы активного социально-психологического обучения](https://gugn.ru/work/6558777/cover.png)
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике, его история насчитывает более 300 лет. Еще в Средние века проектное обучение активно применяли в Римской архитектурной академии «Прогетти». Из Рима метод проектов был заимствован во Франции и был ориентирован па результат в форме продукта или какой-либо деятельности. Однако как полноценный самостоятельный метод он оформился… Читать ещё >
Метод проектов. Методы активного социально-психологического обучения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Общая характеристика метода проектов
Использование метода проектов в социальной психологии позволяет преподавателю научить слушателей применять совокупность самых разнообразных приемов и способов для овладения не только теоретическими, но и практическими знаниями. Метод проектов можно рассматривать как способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект»[1], его четкая направленность на результат, который можно получить при решении гой или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной профессиональной деятельности. Для того чтобы добиться такого результата, необходимо научить слушателей самостоятельно мыслить, находить (ставить) и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умение прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, а также умение устанавливать причинно-следственные связи.
Историческая справка
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике, его история насчитывает более 300 лет. Еще в Средние века проектное обучение активно применяли в Римской архитектурной академии «Прогетти». Из Рима метод проектов был заимствован во Франции и был ориентирован па результат в форме продукта или какой-либо деятельности. Однако как полноценный самостоятельный метод он оформился в XIX в. для обучения сельскохозяйственных рабочих, они выполняли проект по определенной теме (например, «Как мистер Чейз стрижет овец электрическими ножницами»), в ходе которого слушатели получали не только теоретические, но и практические знания.
В 1920;е гг. в США данный метод стал основным в прагматической педагогике для организации деятельности детей. Его называли также методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, развиваемыми американским философом и педагогом Дж. Дыои, а также его учеником.
У. Килпатриком, который в своей статье «Метод проектов» определил это понятие как «от души выполняемый замысел». Дьюи предлагал строить школьное обучение на активной основе, выстраивая целесообразную деятельность ученика и сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании. По его мнению, чрезвычайно важно было показать детям их собственную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни.
Однако в 1930;е гг. школа полностью перешла на традиционное обучение и отказалась от метода проектов. В США метод активно применялся как альтернативный в «Школе без стен» Б. Шлезингера. 11а базе таких школ в 1987 г. возникло новое направление, получившее название «продуктивное обучение». Сегодня метод проектов активно и весьма успешно развивается в США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах.
В России метод проектов появился практически параллельно с разработками американских педагогов. Уже в 1905 г. под руководством русского педагога С. Т. Шацкого была создана небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. После революции метод проектов применялся в школах поличному распоряжению Н. К. Крупской. В 1931 г. постановлением ЦК ВКП (б) метод проектов был осужден как чуждый советской школе и не использовался вплоть до конца 80-х гг.
- — умение самостоятельно находить необходимую информацию;
- — умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- — умение выдвигать гипотезы;
- — умение устанавливать причинно-следственные связи.
- 3. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- — навыки совместного планирования;
- — умение взаимодействовать с партнером;
- — навыки взаимопомощи в группе при решении общих задач;
- — навыки взаимопонимания в общении.
- 4. Менеджерские умения:
- — умение проектировать процесс (продукт);
- — умение планировать деятельность, время, ресурсы;
- — умение принимать решения и прогнозировать их последствия.
- 5. Коммуникативные умения и навыки:
- — умение вступать в диалог, задавать вопросы и т. д.;
- — умение отстаивать свою точку зрения;
- — умение находить компромисс;
- — навыки интервьюирования, устного опроса.
- 6. Презентационные умения и навыки:
- — навыки монологической речи;
- — умение уверенно держаться во время выступления;
- — умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;
- — умение отвечать на незапланированные вопросы.
- [1] Проект (от лат. projectus) буквально означает «выброшенный вперед». Французскоеслово projet переводится как «намерение, которое будет осуществлено в будущем».