Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Основы социального программирования

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительная роль в разработке и реализации программ отводится семинарам. Семинары проводятся, на протяжении всего жизненного цикла программы, по мере необходимости корректируя содержание программных заданий и технологию их исполнения. Семинары представляют собой простейшую организационную форму обсуждения проблем и выработки мер их решения. Для проведения семинаров нет необходимости… Читать ещё >

Основы социального программирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Социальное программирование является составной частью социальных технологий, суть которого заключается в продуцировании системы действий, нацеленных на достижение общественно полезного результата, учитывая интересы различных социальных групп.

Режим программирования предполагает формирование образца, представляющего собой набор нормативных признаков программируемой системы, обусловливающей заданный режим достижения целей и параметров программирования.

Программирование позволяет процессу исследования переходить от аналитической стадии к проектной, характеризующейся выработкой практических мер в трансформации исследуемого объекта.

Субъектом программирования может быть организация или территориальное образование, заинтересованные в разработке цельной и прозрачной программы действий по исполнению сформулированных приоритетов социально-экономического развития и преодолению проблемных ситуаций.

Программирование обычно используется при разработке долгосрочных проектов социально-экономического профиля территориальными образованиями различных уровней, определении экономических и социальных приоритетов в деятельности отраслей и гражданских объединений, а также при внедрении новых социальных институтов, обеспечивающих удовлетворение растущих потребностей общества.

Цель программирования состоит в разработке и реализации научно-исследовательских инновационных проектов, предусматривающих достижение их субъектами качественно нового этапа в развитии объекта программирования. Процедура программирования, в конечном счете, предполагает решение следующих задач:

  • ? выявление узких мест в функционировании обследуемого объекта;
  • ? выявление точек потенциального роста;
  • ? определение источников стимулирования потенциального роста;
  • ? разработка графика финансирования мероприятий, положенных в основу программ;
  • ? разработка сценариев развития исследуемой проблемной ситуации;
  • ? разработка организационного плана, обеспечивающего возможность в достижении устойчивого результата;
  • ? нормативно-правовое и организационное сопровождение программы.

Результатом процесса социального программирования является разработка и реализация долгосрочных программ и проектов, направленных на оптимизацию функционирования социальных систем и достижение ими качественно нового уровня развития. Особенностью социальных процессов, исследуемых в режиме программирования, является ведущая роль внутренних источников в становлении социальных систем, организационное сопровождение закладываемых в основу программ стратегических целей.

Необходимость формирования концепций и программ развития территориальных образований подтверждена Законом РФ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации», принятым Государственной Думой Федерального Собрания РФ 23 июня 1995 года. Закон предписывает Правительству РФ необходимость разработки государственного прогноза социально-экономического развития страны на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы.

Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются как в целом по России, так и по отраслям, регионам страны.

Долгосрочный прогноз (программа) социально-экономического развития страны является предпосылкой для разработки прогнозов и программ социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу.

В программе социально-экономического развития России на среднесрочную перспективу, в соответствии с Законом, должны быть отображены:

  • ? макроэкономическая политика;
  • ? институциональные преобразования;
  • ? инвестиционная и структурная политика;
  • ? аграрная политика;
  • ? экологическая политика;
  • ? региональная экономическая политика;
  • ? внешнеэкономическая политика.

К сожалению, можно констатировать, что сегодня полностью отсутствует система количественно определенных целей развития страны на среднесрочную перспективу, опыт стратегического планирования, комплексного подхода к определению целей и приоритетов на уровне муниципальных образований, что вызывает явную потребность в разработке и применении методологии социального программирования с целью пропорционального развития территории *.

1 Методические рекомендации по формированию концепции социальноэкономического развития муниципального образования / Под ред. В. Рохчина. — М.: РИЦ Муниципальная власть, 2000.

Отличительной особенностью программ является их ориентация на будущее. С этой особенностью связана основная функция программирования — создание жизнеспособной социальной системы, образованной с учетом требований к ее содержанию и качеству.

Программы следует отличать от инновационных проектов, направленных главным образом на привлечение инвестиций.

Характерной чертой программ выступает опора на внутренние источники достижения заявленных целей. В отличие от стратегических планов программы тесно привязаны к временным рамкам, что заставляет их рассматривать через призму жизненного цикла, на различных стадиях которого степень освоения поставленных задач существенно различается.

Программирование является непрерывным процессом. Завершение одной программы всегда предполагает начало другой, подведение итогов которой является условием для выполнения третьей программы и т. д.

Таков общий режим программирования, и он способствует выражению комплексного подхода к механизму воспроизводства заданных свойств исследуемого объекта, созданного в ходе выполнения программ различного назначения.

Таким образом, можно выделить четыре стадии жизненного цикла процесса программирования, включающие в себя стадии:

  • ? разработки программы;
  • ? внедрения технических и программных средств;
  • ? достижения целей;
  • ? свертывания старой и подготовки новой программы.

Основными инструментами программирования являются:

  • ? организационно-деятельностные и деловые игры;
  • ? кейс-методы;
  • ? методологические семинары и конференции.

Статус инструмента программирования задается тем, что он формирует условия вывода конкретных предложений и рекомендаций на основе обстоятельной экспертизы существующего положения социальной системы и оценки ее возможностей.

Игровые методы являются эффективным средством разработки практических мер, направленных на реализацию программных целей. Их эффективность обусловлена прежде всего тем, что игровая модель организации выработки решений, диагностики проблем позволяет охватить широкий спектр возможных альтернатив.

Игры бывают двух типов: имитационные и ролевые.

Имитационные игры ориентированы на формирование условий, сопутствующих влиянию на поведение социальных субъектов. Предметом имитации в этих играх являются экономические, правовые, социокультурные и природные факторы, структурирующие взаимоотношения между людьми в процессе их практической деятельности.

Характерным признаком имитационных игр является целенаправленный характер принимаемых решений, исключающих предварительную выработку альтернативных вариантов проблемных решений.

Ролевые игры нацелены на распределение между участниками группы заранее определенных функций, исполнение которых воспроизводит механизм функционирования и развития группы в целом. Цель ролевой игры заключается в отработке профессиональных навыков и техники взаимодействия между членами рабочей группы, разграничении полномочий между ними, определении узких мест в организационной структуре предприятия.

В отличие от экспертного опроса игровая модель ориентирована не столько на выработку единственно верного решения, сколько на представление комплексного задания по разработке и организационному сопровождению целой серии конкретных действий, призванных обеспечить достижение программных целей.

Одной из разновидностей ролевых игр следует выделить форму организационно-деятельностной игры, назначение которой состоит в выработке эффективных управленческих решений, базирующихся на всестороннем анализе проблемной ситуации, осуществляемом с помощью специалистов различных специальностей, привлекаемых к участию в игре.

Проведение организационно-деятельностных игр получило широкое распространение с конца 70-х г. прошлого века, когда, благодаря известному философу Г. Щедровицкому, эта форма проектирования деятельности получила мощный толчок к развитию.

Использование организационно-деятельностных игр было эффективным при решении сложных, комплексных проблем, имеющих несколько уровней рассмотрения и охватывающих обширную информацию о протекающих процессах, слабо структурированную.

Кризисный характер попадающих в круг обсуждаемых вопросов поддерживает высокую мотивацию его участников, предъявляя особые требования к организаторам и ведущему игры.

Задача организаторов заключается в подборе участников обсуждения, обеспечении участников необходимыми материалами, документами, бланками и пр.

Задача руководителя игры состоит в стимулировании коллективной мыследеятельности, организации межличностного и межгруппового общения на всех стадиях решения задачи.

Результатом игры может стать уяснение причин и характера проблемной ситуации, что существенно повысит качество используемой в процессе обсуждения информации и способствует выработке эффективных действий в решении проблемы.

Следует особо подчеркнуть, что цель игры заключается не в том, чтобы разрешить проблемную ситуацию, а в том, чтобы подготовить методологические предпосылки для ее разрешения, заключающиеся в структуризации используемой информации.

Условия игры предполагают распределение между участниками условных ролей, которые могут и не совпадать с их штатными должностями в организации. Различие ролевых функций игроков обусловлено их интересами, сформированными в процессе их производственной деятельности.

Процедуру проведения организационно-деятельностных игр можно разделить на несколько этапов.

На предварительном этапе, продолжающемся несколько месяцев, организаторы игры аккумулируют необходимый материал, изучают статистические документы и отчеты хозяйственных подразделений исследуемого предприятия.

На основе такого изучения проводится предварительная диагностика социально-экономического состояния предприятия, лежащих в его основе проблем, выявляются наиболее выраженные причины их вызывающие.

Здесь же уточняются списки участников игры, привлекаемых для освещения отдельных ее разделов экспертов, проводится разбивка участников на группы с учетом их профессиональных и социальнодемографических характеристик.

В каждую группу необходимо включение 1−2 представителей организаторов игры (игротехников), чья роль заключается в информировании руководителя ролевой игры об игровом процессе в составе выделенных групп, создании в них благоприятного социально-психологического климата, контроле за качеством работы в группах и пр.

На следующем этапе, начало которого непосредственно и представляет начало игры, производится информирование участников о целях и порядке игры, психологическая подпич^вка участников, а также предпринимаются некоторые организационные действия, связанные с формированием рабочих групп, их размещением и пр.

На этом этапе руководитель игры формулирует главную задачу, обращая внимание участников на ее значимость для всех, определяя место каждого в ее выполнении.

Третий этап проведения организационно-деятельностной игры предполагает работу над последовательно формулируемыми заданиями в рабочих группах, где вырабатываются версии решения проблемных ситуаций, которые затем выносятся на межгрупповую дискуссию, по результатам которой формулируются выводы.

Перед межгрупповым обсуждением, решения, выработанные в каждой группе, проходят экспертизу с участием внешних экспертов, которые оценивают эффективность таких версий.

Решения, принимаемые группами, могут быть и альтернативными, однако, группа обычно обращает внимание на предпочтительный характер отдельных альтернатив. По ходу анализа игры, периодически проводящегося руководством без участия игроков, происходит корректировка ее плана, вносятся дополнительные предложения, направленные на активизацию игры. Оценка действий ее участников не производится. Кроме этого периодически проводится процедура рефлексии, заключающаяся в оценке хода игры ее участниками и выработке предложений по корректировке ее хода (рис. 4.7).

Функциональная структура организационно-деятельностной игры.

Рис. 4.7. Функциональная структура организационно-деятельностной игры.

Ну и, наконец, на заключительном этапе, проводится обобщение полученных результатов и вывод игроков из игры.

Результатом игры должен стать пакет документов, в котором формулируются основные выводы и конкретные предложения, направленные на снижение степени остроты проблемной ситуации, подготовку условий для ее ликвидации.

Специфической особенностью деловой игры является ее многофункциональный и многоцелевой характер, не ограниченный только проблемой выбора оптимальных решений.

Порядок проведения деловой игры полностью определяется заложенными в нее целями. На ранних этапах игры, как правило, происходит распределение ролей между участниками. Затем руководитель игры последовательно «вбрасывает» в игровой комплекс задания, которые обсуждаются в групповом режиме малыми группами с выработкой совместных решений. Несмотря на то, что в процессе деловой игры также необходимо распределение ролей, однако, эти роли выстраиваются не столько в отношении принятия решений, сколько для разграничения и отработки функций в воспроизводстве всех сторон исследуемой организации в целом.

Другой особенностью деловой игры является комплексный учет последствий от выносимых в ходе игры решений, обозначенный как «цепочка решений» (рис. 4.8).

Функциональная структура деловой игры.

Рис. 4.8. Функциональная структура деловой игры.

Решения, принимаемые в ходе игры участниками, периодически оцениваются с точки зрения их воздействия на систему управления. Эта оценка производится коллективно, с учетом мнения всех участников групповой дискуссии, а ее цель заключается в определении максимально эффективной последовательности решений, обеспечивающих максимально приемлемый способ управленческого воздействия на исследуемый объект.

В режиме программирования кейс-метод используется в качестве метода анализа конкретных ситуаций.

Главным преимуществом метода является последовательное погружение в объект исследовательского интереса. В процессе погружения в суть проблемной ситуации исследование минует две стадии: индивидуальную и групповую (рис. 4.9).

Функциональная структура кейс-метода.

Рис. 4.9. Функциональная структура кейс-метода.

На индивидуальной стадии каждый член рабочей группы самостоятельно знакомится с особенностями проблемной ситуации через предварительное описание, вырабатывая собственную версию ее решения.

На групповой стадии проводится публичное обсуждение версий в малых группах и вырабатываются конкретные меры.

В процессе работы над кейсом, члены рабочей группы получают возможность в рамках воображаемой ситуации отработать варианты решения проблем-аналогов на основе спокойного анализа и совместного обсуждения.

Особые требования при использовании кейс-метода следует предъявлять к самому описанию проблемной ситуации. Грамотно написанный кейс дает возможность полно и осмысленно провести анализ проблемной ситуации и сделать верные заключения. Кейс должен вызвать споры между участниками обсуждения, стремление находить нестандартные решения.

Кейсы могут различаться по объему, степени формализации или условиям выполнения заданий.

Кейсы, как правило, содержат более чем один вариант проблемной ситуации, и поэтому главное требование к решению задачи состоит не в нахождении единственно правильного варианта решения, а в обоснованности выбранного.

Чаще всего кейс-методы используются в сфере обучения, когда работа с анализом конкретных практических ситуаций позволяет выработать у студентов навыки практической работы с базами данных.

Однако нельзя недооценивать и эвристические возможности кейс-технологий, позволяющих осуществлять проектирование эффективных решений дистанционным способом. И поэтому применение данного метода может осуществляться и для поиска оптимальных решений, в отсутствие непосредственного контакта между участниками обсуждения проблемы.

Как и другие способы проектирования решений, кейс-метод предполагает прохождение определенных стадий. На первой стадии определяются сущность проблемы, лица и организации, вовлеченные в исследуемый процесс, необходимая для оценки ситуации информация. На второй стадии производится обсуждение проблемы, обобщается вся поступившая информация и предлагаются конкретные методы решения проблемы.

Значительная роль в разработке и реализации программ отводится семинарам. Семинары проводятся, на протяжении всего жизненного цикла программы, по мере необходимости корректируя содержание программных заданий и технологию их исполнения. Семинары представляют собой простейшую организационную форму обсуждения проблем и выработки мер их решения. Для проведения семинаров нет необходимости в подготовительной работе, и на обсуждение выносятся все обнаруженные проблемы.

Отличительной чертой программирования на основе проведения семинаров является вовлечение в разовое тематическое мероприятие всех видных участников обследуемого процесса, на котором между участниками устанавливаются личные контакты и конструируется система долгосрочных отношений друг с другом. В процессе проведения семинара ведущий ставит на обсуждение определенную тему, формулирует проблемы и организовывает ее обсуждение, при завершении которого вырабатываются предложения на основе прозвучавших доводов и рекомендаций.

На завершающем этапе программного цикла наиболее оптимальной формой подведения итогов выступает конференция.

Конференция является знаковым мероприятием в подведении итогов программы, приобщая к результатам работы тех, кто не был задействован в ее проведении, однако, результаты этой работы затрагивают их интересы.

Созываемые в рамках выделенной тематической специализации конференции призваны всесторонне, с различных профессиональных позиций, исследовать сущность актуальных проблем и определить возможные направления их преодоления. Деление конференций на теоретические и научно-практические подчеркивает ориентацию на выбор ожидаемого результата после ее завершения.

Как способ научного программирования конференция позволяет ассимилировать многообразный опыт различных субъектов (практиков и ученых), чья деятельность лежит в сфере охвата тематического блока, вынесенного на рассмотрение участников конференции.

Конференции проводятся также и как завершение программы или проекта, призванной продемонстрировать перед участниками результаты проведенных исследований и область их практического применения.

Структура проведения самих конференций отображает сочетание теоретических и практических сторон ее целевой функции.

В ходе пленарных заседаний заявленная к рассмотрению тема подвергается всестороннему комплексному рассмотрению со стороны различных профессиональных интересов. Тогда как на заседаниях в секциях проводится углубленное исследование различных проявлений вынесенной в тематический план комплексной проблемы.

Используя инструменты игровой и организационной отработки действий членов организации, режим программирования предполагает реализацию определенного алгоритма, позволяющего разработать такую стратегию воплощения заявленных в программе целей, которая отвечала бы всем принципам ее высокой оценки.

В некоторых моментах режим программирования ничем в плане технологии разработки не отличается от процедуры стратегического планирования. И это не случайно, поскольку цели программ и стратегических планов идентичны, будучи призванными мобилизовать все имеющиеся ресурсы под общезначимые ценности и приоритеты.

Таким образом, можно говорить об основных этапах научного программирования, включающего в себя прохождение следующих стадий.

  • 1. Анализ среды.
  • 2. Выработка целей и задач.
  • 3. Выбор технологий, способствующих достижению целей.
  • 4. Разработка условий достижения целей.
  • 5. Интеграция программ в контекст политических решений.

Анализ среды выступает важнейшим разделом программы, призванный отобразить условия существования исследуемого объекта. Анализ в режиме программирования располагает существенной особенностью, заключающейся не в том, чтобы составить цельное и полное представление об объекте (соответствующие методы рассматривались нами во второй главе), а в том, чтобы выявить в объекте те элементы, которые могут послужить точками роста в развитии объекта программирования.

Исследуемый объект, в качестве которого рассматривается организация, представляющая программу своего развития, подвергается анализу с точки зрения тЬго, какая часть среды находится под контролем руководства предприятия, а какая — развивается независимо от него.

Часть среды, подконтрольной организации, является внутренней, тогда как находящаяся вне сферы ее влияния, образует границы внешней среды.

По степени освоения организацией внешней среды и ассимиляции ее элементного состава в содержании внутренней среды обычно судят об устойчивости организации по отношению к действующим факторам среды, характеру разрабатываемых ею стратегий и программ.

Таким образом, основу внешней среды составляют такие параметры, как состояние экономики, нормативно-правовая система, политические процессы, научно-технический прогресс, социальная и техническая инфраструктура общества и т. д.

Внутренняя среда включает в себя организационную структуру предприятия, ее производственную, кадровую, финансовую и маркетинговую политику, ресурсную базу и пр.

Анализ внешней среды организации целесообразно проводить в отношении трех групп факторов: экономических, политических и рыночных. Анализ внутренней среды ориентирован, прежде всего, на освещение и оценку действия производственных, финансовых и маркетинговых служб производственной системы, состояние отрасли, в которую эта организация интегрирована.

Полная информация об объекте программирования может быть структурирована следующим образом (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Трафарет анализа в режиме программирования

Объект анализа (социальные системы).

Индикаторы.

Возможные перспективы.

Целевые показатели.

Транспорт, торговля и потребительский рынок, экология и пр.

1. Численность работающих в этой сфере.

2. Число предприятий, задействованных на.

В этом разделе следует перечислить приоритетные и вероятные способы решения.

Целевые показатели — это конкретные цифры экономического или социального.

Объект анализа (социальные системы).

Индикаторы.

Возможные перспективы.

Целевые показатели.

решение характерных проблем с выделением ведущих предприятий и учреждений.

  • 3. Экономические показатели ведущих предприятий, отрасли в целом (в динамике).
  • 4. Наименование и краткая характеристика программ,

в которых участвуют эти субъекты.

  • 5. Обозначение основных проблем отрасли.
  • 6. Выделение факторов, влияющих на эти проблемы.
  • 7. Любая другая информация, характеризующая общее состояние исследуемой отрасли

обозначенных проблем. Здесь же следует обозначить уже реализованные и реализуемые мероприятия.

Также желательно указать конкретные проекты или имеющиеся бизнеспланы, направленные на решение актуальных проблем сообщества.

е

плана, которые являются ориентиром для развития отрасли, достижение которого означает выход отрасли на качественно новый уровень развития.

В таблице представлен вариант анализа отрасли, нацеленного на выработку целевых ориентиров ее перспективного развития.

Основной целью анализа в режиме программирования является подбор основных индикаторов, описание и оценка которых служит необходимым условием в разработке перспектив развития социальных систем, определении целевых показателей, способных стать ориентиром в развитии территориальных сообществ, для которых судьба этих отраслей тесно переплетена с их собственной.

Широкое распространение в качестве одного из наиболее популярных методов анализа среды, призванного определить перспективные направления в развитии стратегически ориентированных сообществ, получил SWOT-апализ.

SWOT-анализ включает оценку фирмы по четырем показателям: S — сила (strength); W — слабость (weakness); О — возможности (opportunities); Т — угрозы (threats).

Метод позволяет провести совместное изучение внутренней и внешней среды.

Цель метода заключается в определении характеристик среды функционирования объекта программирования в разрезе четырех вероятных состояний: сильных сторон организации и открывающихся перед ней возможностей, сильных сторон организации и реальных угроз, слабых сторон организации и открывающихся перед ней возможностей, а также слабых сторон организации и стоящих перед ней угроз (табл. 4.3).

Таблица 4.3 Метод SWOT.

Возможности.

Угрозы.

Сила.

Слабость.

При условии конкретизации содержания ячеек этой матрицы можно получить адекватное описание среды, на основе которого субъект разрабатывает стратегию своего поведения на рынке.

К примеру, если субъект имеет сильные позиции и выходит на рынок с большими возможностями, то необходимо проанализировать масштабы угроз, которые ограничивают ее деятельность.

Поэтому в рамках каждой клетки субъект должен обосновать свою стратегию.

Возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность.

К примеру, неиспользованная субъектом возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. И, наоборот, преодоление субъектом конкретной угрозы позволит сформировать механизм, способный открыть новые возможности его развития.

Порядок в применении SWOT-анализа включает в себя два этапа.

На первом выделяются последовательно сильные и слабые стороны организации, потенциальные возможности и угрозы.

На втором этапе происходит их рассмотрение в разрезе четырех квадрантов представленной в таблице матрицы.

В состав сильных сторон организации обычно включают: адекватные финансовые ресурсы, квалификацию сотрудников, репутацию, конкурентные преимущества, низкие издержки и т. д.

К слабым сторонам компании можно отнести: отсутствие ясных стратегических направлений, ухудшающуюся конкурентную позицию, высокие издержки, слабое представление о рынке, отставание в области научных исследований опытно-конструкторских разработок.

Перечень возможностей может включать в себя: выход на новые рынки, вертикальную интеграцию, увеличение разнообразия во взаимосвязанных продуктах, ускорение роста рынка и т. д.

Состав потенциальных угроз включает в себя: возможное появление новых конкурентов, замедление роста рынка, неблагоприятную политику правительства, изменение потребностей и вкусов покупателей, неблагоприятные демографические изменения и т. д.

В результате применения SWOT-анализа информация об условиях существования субъекта программирования определенным образом структурируется, высвечивая перспективные направления совершенствования деятельности организации.

Другим методом анализа в режиме программирования является метод составления профиля среды, разработанный О. Виханским.

Суть метода состоит в распределении информации о состоянии среды по разделам, представленным в табл. 4.4.

Таблица 4.4 Таблица профиля среды.

Факторы среды.

Важность ДЛЯ отрасли.

Влияние на организацию.

Направленность влияния.

Степень важности.

А.

в.

с.

Д=АхВхС.

Факторы А, В и С определяются посредством экспертной оценки по соответствующим шкалам:

  • 1) А — (3 — большая, 2 — умеренная и 1 — слабая);
  • 2) В — (3 — сильное, 2 — умеренное, 1 — слабое, 0 — отсутствие влияния);
  • 3) С — (+1 — позитивная; -1 — негативная) [6].

Достоинством данного метода является возможность исследования среды как развертываемого во времени процесса, складывающегося из различных факторов, располагающих разной степенью важности для организации. Анализ этих факторов, проведенный в режиме программирования, позволяет сфокусировать внимание организации на приоритетных направлениях ее развития, выделенных на основе положенных в разделы таблицы признаков.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой