Дипломы, курсовые, рефераты, контрольные...
Срочная помощь в учёбе

Перцептивная сторона общения: как люди воспринимают друг друга

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Вместе с тем на формировании этих «эталонов», этих «мерок», которые используются человеком при оценке окружающих его людей, в очень сильной степени сказывается его личный опыт труда, познания и общения". Если же опыт общения человека ограничен, то его суждения могут быть неверными в силу поспешного обобщения. «Из числа существенных сторон, характеризующих определенную группу лиц, человек может… Читать ещё >

Перцептивная сторона общения: как люди воспринимают друг друга (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Для понимания последующего материала считаем целесообразным познакомить читателей с ключевыми понятиями и определениями.

Восприятие — психический познавательный процесс, заключающийся в целостном отражении в психике человека непосредственно воздействующих на его органы чувств вещей, предметов, явлений в целом, а не отдельных их сторон и качеств, как при ощущении.

Социальная перцепция — восприятие, изучение, понимание, оценка людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т. д.); процесс формирования в общественном и индивидуальном сознании образов социальных объектов как результат восприятия, познания, понимания людьми друг друга.

Восприятие человека человеком в процессе межличностной коммуникации основано на законах социальной перцепции и включает в себя восприятие, понимание и оценку людьми друг друга, что позволяет сформировать адекватный образ собеседника и выбрать соответствующий стиль общения и взаимодействия. В целом, в ходе социальной перцепции осуществляется эмоциональная оценка другого, попытка понять причины его поступков и спрогнозировать его поведение. Восприятие и понимание партнера могут быть осложнены тем фактором, что собеседник зачастую не является пассивным, а может сам влиять на коммуникатора, стремясь создать положительное впечатление.

В процессе общения происходит «познание другого человека» (А. А. Бодалев), под которым подразумевается восприятие не только физических, но и поведенческих характеристик объекта, формирование представления о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и пр. На основе внешней стороны поведения собеседники как бы «читают» друг друга, расшифровывают значение внешних данных; от меры «прочтения» другого человека зависит успех взаимодействия с ним.

Поскольку межличностное восприятие является одной из сторон общения, особую роль играют ожидания, желания, намерения, прошлый опыт человека как особые составляющие той или иной жизненной ситуации. Все это необходимо учитывать, когда познание другого человека рассматривается как основание не только для понимания партнера, но и для установления с ним согласованных действий. В ходе познания другого человека одновременно решается целый ряд задач: эмоциональная оценка партнера по общению, попытка понять совокупность его поступков и основанная на этом стратегия изменения его поведения и, соответственно, построение собственной стратегии. При построении собственной стратегии взаимодействия коммуникатору необходимо принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки собеседника, но и учитывать то, как он понимает потребности, мотивы и установки коммуникатора[1]. Знание механизмов процесса восприятия и понимания другого человека (идентификация, каузальная атрибуция, рефлексия, эмпатия, обратная связь и др.) помогает понять, каким образом субъекты общения пропускают подчас очевидные сигналы искажения информации в процессе коммуникации. Рассмотрим данные механизмы.

Идентификация — процесс неосознаваемого отождествления субъектом себя с другим человеком (группой людей, образом), когда предположение о внутреннем состоянии собеседника строится на основе попытки поставить себя на его место.

Эмпатия (греч. empatheia — сопереживание) — качество личности, ее способность проникать с помощью чувств в душевные переживания других людей, сочувствовать им, разделять их переживания; это эмоциональный отклик.

Рефлексия — внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; познание человеком своего духовного мира; осознание им того, как он воспринимается партнером по общению.

Обратная связь основывается на ответных реакциях партнера по общению.

Обратная афферентация — процесс коррекции поведения на основе получаемой мозгом информации извне о результатах протекающей деятельности.

Каузальная атрибуция — причинное объяснение поступков другого человека, когда информация об этих причинах отсутствует. Осуществляется чаще всего неосознанно: либо на основе идентификации, либо путем отнесения партнера по общению к определенной категории лиц, в отношении которой выработаны некоторые стереотипные представления. Гарольд Келли выделяет три типа атрибуции[2]: личностную, стимульную и обстоятельственную. Учеными было выявлено, что наблюдатель событий чаще использует личностную атрибуцию, а их участник чаще объясняет совершающееся обстоятельствами[3].

" Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия"[3]. Как субъект, так и объект социального восприятия воздействуют друг на друга и, как правило, стремятся при этом произвести позитивное впечатление, что особенно важно учитывать в условиях неискреннего делового общения. Здесь необходимо добавить, что в процессе взаимодействия решается также и ряд коммуникативных задач: происходит процесс обмена информацией, уточнение непроясненных данных, что позволяет получить более точную характеристику объекта восприятия.

На процесс понимания человека человеком большое влияние оказывают также некоторые искажения представлений о другом человеке. Это эффекты первого впечатления (установки), ореола, первичности и новизны, стереотипизации. Наличие таких эффектов особенно важно учитывать в условиях неискреннего убеждающего воздействия.

Процесс восприятия человека человеком является важным этапом в построении межличностной коммуникации. Этой проблеме посвящено много теоретических и прикладных исследований. Особое внимание в этих работах уделяется феномену формирования первого впечатления, который достаточно длительное время играет роль своеобразной психологической установки на восприятие личности. Исследования, помогающие понять, как именно складывается первое впечатление, проведенные российским ученым А. А. Бодалевым, показали, что оно формируется в течение первых двух-трех минут общения и затем подсознательно оказывает влияние на человека, потому что обладает определенной устойчивостью. Влияние на восприятие человека человеком феномена первого впечатления может оказывать воздействие на наши суждения достаточно длительное время, хотя зачастую первое впечатление бывает обманчивым.

А. А. Бодалев выделил пять компонентов, влияющих на формирование первого впечатления о человеке:

  • • характеристика внешнего облика человека;
  • • оформление внешности (в том числе стиль одежды, прическа);
  • • экспрессия человека (переживаемые или транслируемые эмоциональные состояния);
  • • поведение;
  • • предполагаемые качества личности.

Зарубежные исследователи выделяли схожие компоненты (наружность и одежду, осанку, поведение, особенности общения, предполагаемые качества личности).

Как видите, в формировании первого впечатления значительная роль отведена одежде, и это легко объяснимо с точки зрения психологии: подсознательно люди считают, что «прекрасная форма равна хорошему содержанию» .

Хорошая осанка воспринимается людьми как проявление достоинства, силы личности и уверенности в себе. Если же человек сутулится, это воспринимается окружающими как проявление неуверенности, подчиненности, слабости.

Каждому человеку необходимо владеть искусством самопрезентации, самопозиционирования. Умение «преподнести» себя в выигрышном свете, выделить свои несомненные достоинства и сгладить недостатки является настоящим искусством и также влияет на то впечатление, которое вы произведете на окружающих.

Именно в силу того большого значения, которое отводится формированию первого впечатления, так важно при первом знакомстве показаться человеком успешным, уверенным в себе (не путать с самоуверенностью!), грамотным специалистом.

Какие же факторы могут влиять на первое впечатление? Галина Васильевна Бороздина особое значение придала трем из них[5].

  • 1. Фактор превосходства (человек, который превосходит наблюдателя по важному параметру, оценивается им выше и по остальным значимым параметрам — происходит своего рода личностная переоценка).
  • 2. Фактор привлекательности (существует закономерность, что внешне привлекательного человека люди и по другим параметрам оценивают гораздо выше).
  • 3. Фактор отношения к наблюдателю (людей, которые хорошо к нам относятся или разделяют какие-то важные для нас идеи, мы оцениваем позитивно и по другим показателям).

Здесь также необходимо отметить, что в процессе общения возможны различные варианты самоподачи, которые могут послужить источником ошибок при восприятии другого человека.

  • 1. Самоподача превосходства (обычно основывается на объективных признаках и знаках превосходства, таких как одежда, манера речи и поведения).
  • 2. Самоподача привлекательности (чаще всего основана на личном обаянии).
  • 3. Самоподача отношения (умение показать партнеру свое хорошее отношение к нему).
  • 4. Самоподача актуального состояния и причин поведения (умение привлечь внимание собеседника к тем причинам поведения, которые считаются наиболее приемлемыми).

Для достижения эффективности взаимодействия необходимо знать закономерности восприятия человека человеком, его понимание и оценку, которая может быть адекватной, а может не соответствовать действительности. Существуют различные эффекты, искажающие восприятие. Они могут оказывать влияние на формирование первого впечатления и их необходимо учитывать.

  • 1. Эффект ореола означает влияние общего впечатления о человеке на восприятие и оценку частных свойств его личности. Если общее впечатление о человеке благоприятное, то его положительные качества переоцениваются, а отрицательные либо затушевываются, либо так или иначе оправдываются. И наоборот, если общее впечатление отрицательное, то даже благородные поступки не замечаются или истолковываются как своекорыстные. В повседневной жизни это явление называют «приклеиванием ярлыков» .
  • 2. Эффект первичности состоит и том, что на мнение о человеке наибольшее влияние оказывают те сведения, которые предъявлены в первую очередь. Первая информация сильнее последующей (если дело касается знакомого человека, то наиболее значимыми оказываются самые последние сведения о нем).
  • 3. Эффект бумеранга (люди обычно подсознательно оказывают противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, поскольку любое давление со стороны другого человека воспринимается обычно как покушение на их право свободного выбора).
  • 4. Эффект снисходительности — щедрая, излишняя благожелательность, т. е. некритичность при оценке другого человека.
  • 5. Эффект новизны (о хорошо знакомом человеке наиболее значимой оказывается последняя, более свежая информация).
  • 6. Стереотипизация — устойчивое представление, сформировавшийся образ человека, которым пользуются как штампом. Стереотипы возникают как результат обобщения личного опыта человека и оказывают значительное влияние на восприятие других людей. Новые впечатления об объекте категоризируются на основе сходства с прежними впечатлениями, что дает основание для стереотипизации.

Как отмечает А. А. Бодалев, у каждого человека в процессе жизни формируются «требования к людям, связанные с занимаемым ими конкретным положением в обществе и выполняемой ими ролью в том или ином виде деятельности. Соответственно этим требованиям у него возникают и определенные «эталоны», с которыми он сопоставляет лиц, выполняющих данную общественную функцию у человека вместе с тем формируются «представления-образцы» о людях, которые отвечают этим требованиям в меньшей степени или совсем не соответствуют…

Все эти «эталоны», формирующиеся у человека в процессе совместной деятельности его с другими людьми, по мере развития этой деятельности и с изменением самого человека как личности, постоянно обогащаются новыми чертами, переосмысливаются, становятся все более обобщенными. Однако это не меняет их функции в процессе познания людьми друг друга, и для взрослого человека… они выполняют роль «мерки», которую он прикладывает к личности, так или иначе проявляющей себя в труде, в общении, в познании…

Вместе с тем на формировании этих «эталонов», этих «мерок», которые используются человеком при оценке окружающих его людей, в очень сильной степени сказывается его личный опыт труда, познания и общения"[6]. Если же опыт общения человека ограничен, то его суждения могут быть неверными в силу поспешного обобщения. «Из числа существенных сторон, характеризующих определенную группу лиц, человек может выделить и абсолютизировать лишь какую-то одну. В этом случае формирующийся у него эталон неизбежно будет страдать схематизмом»[3]. Привыкнув доверять «людям в форме», «людям в белых халатах», человек зачастую некритично относится к происходящему. Форма затмевает все остальное. «Не меньшее значение в формировании впечатления о другом человеке имеют „стереотипы“, которые актуализируются в сознании оценивающего лица, когда оно располагает информацией об общественнопрофессиональном статусе оцениваемой личности»[3].

Стереотипизация в процессе познания людьми друг друга может привести к упрощению процесса познания другого человека либо к возникновению предубеждения, если упрощение заменяется оценкой. Если прошлый опыт был негативным, то всякое новое восприятие представителя той же самой группы окрашивается неприязнью (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев и др.). Специалисты выделяют три основных вида эталонов-стереотипов:

  • • антропологические (связаны с внешним обликом человека);
  • • эмоционально-эстетические (связаны с оформлением внешности, физическим обликом человека, особенностями его поведения и общения);
  • • социальные (связаны с социальным статусом, родом деятельности субъекта).

По мнению Владимира Георгиевича Зазыкина, наиболее точная оценка получается при опоре на различные эталоныстереотипы, причем чем больше внутри них градаций, тем точнее оценка и тем меньше в ней схематизма[9].

7. Эффект проекции — неосознаваемая тенденция переносить (проецировать) нежелательные для себя качества и свойства на другого человека.

В процессе делового общения происходят восприятие и оценка внешнего облика и поведения собеседника, психологических особенностей наблюдаемого, в результате чего у наблюдателя (например, индуктора) складывается собственное отношение к наблюдаемому (реципиенту), и в зависимости от этого происходят прогнозирование его возможного поведения и построение дальнейших взаимоотношений с собеседником. Учитывая, что в условиях неискреннего убеждающего воздействия понимание затруднено стремлением собеседника ввести коммуникатора в заблуждение, становится понятной вся важность умения разбираться в людях.

В ходе исследований, проведенных психологом Виктором Владимировичем Знаковым, были выявлены следующие зависимости:

  • 1) объективно воспринимаемые черты физического облика другого человека могут в значительной степени трансформироваться и даже искажаться под влиянием сложившейся самооценки, уровня притязаний и характера взаимоотношений воспринимающего с воспринимаемым;
  • 2) имея перед собой один и тот же объект восприятия — внешность другого человека, люди видят его под разными углами зрения, выделяют разные стороны и свойства[10].

На точность восприятия различных объектов могут негативно влиять также следующие факторы:

  • • отсутствие необходимой психологической подготовки;
  • • определенные индивидуальные психические особенности, недостаточное развитие внимания, памяти, мышления;
  • • предвзятое, тенденциозное отношение к объектам восприятия и познания.

Как свидетельствуют социально-психологические исследования, люди зачастую видят то, что хотят увидеть, и слышат то, что хотят услышать. То есть вся информация, поступающая из окружающего мира, проходит через своеобразные фильтры восприятия, обусловленные образом жизни, системами ценностей человека и другими факторами. Таким образом, реальность и ее восприятие зачастую достаточно сильно отличаются друг от друга. В зависимости от особенностей человека по-разному интерпретируются слова, понятия, тексты, действия другого человека.

  • [1] Жуков Ю. М. Эффективность делового общения. С. 121.
  • [2] Цит. но: Андреева Г. М. Социальная психология. С. 124
  • [3] Там же.
  • [4] Там же.
  • [5] Бороздина Г. В. Психология делового общения. М.: ИНФРА-М, 1998.
  • [6] Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М.: Изд-во Моск, ун-та, 1982.
  • [7] Там же.
  • [8] Там же.
  • [9] Зазыкин В. Г. Основы психологии проницательности. М.: Тривола, 1997.
  • [10] Знаков В. В. Классификация психологических признаков истинных и неистинных сообщений в коммуникативных ситуациях // Психологический журнал. 1999. Т. 20. № 2. С. 54−65.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой