Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» (и. 1 ст. 21) обязывает прокурора осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в том числе органами местного самоуправления, их должностными лицами. Функции по контролю и надзору за исполнением, в том числе органами и должностными лицами местного… Читать ещё >
Контроль и надзор за деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Государственный контроль и ответственность перед государством не означают ограничения самостоятельности местного самоуправления.
В соответствии с требованиями сг. 77 Закона об общих принципах организации местного самоуправления надзор за исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституций (уставов), законов субъектов РФ, уставов муниципальных образований, муниципальных правовых актов осуществляют органы прокуратуры РФ и другие уполномоченные федеральным законом органы.
Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202−1 «О прокуратуре Российской Федерации» (и. 1 ст. 21) обязывает прокурора осуществлять надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ, в том числе органами местного самоуправления, их должностными лицами.
При осуществлении такого надзора прокурор вправе:
- — беспрепятственно входить на территории и в помещения органов местного самоуправления;
- — иметь доступ к их документам и материалам;
- — требовать представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов;
- — проводить прокурорские проверки; возбуждать производство об административном правонарушении, а также требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к уголовной или иной установленной законом ответственности; освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;
- — опротестовывать противоречащие закону правовые акты, обращаться в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;
- — вносить представления об устранении нарушений закона.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. При рассмотрении протеста коллегиальным органом о дне заседания сообщается прокурору, принесшему протест.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.
В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляют в письменной форме, в том числе должностным лицам местного самоуправления, предостережение о недопустимости нарушения закона.
В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» функции по контролю и надзору за исполнением, в том числе органами и должностными лицами местного самоуправления, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения в установленной сфере деятельности возлагаются:
- — на Федеральную антимонопольную службу;
- — Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору;
- — Федеральную службу исполнения наказаний;
- — Федеральную службу по надзору в сфере здравоохранения;
- — Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки;
- — Федеральную службу по надзору в сфере природопользования;
- — Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций;
- — Федеральную службу по надзору в сфере транспорта;
- — Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
- — Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии;
- — Федеральную службу судебных приставов;
- — Федеральную службу по труду и занятости и др.
Функции по контролю и надзору за исполнением, в том числе органами и должностными лицами местного самоуправления, указанных выше общеобязательных правил поведения в установленной сфере деятельности возлагаются также на органы регионального государственного контроля и надзора.
В соответствии с требованиями ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» предусмотрено осуществление:
- — регионального государственного надзора за сохранностью автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения;
- — государственного контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости в соответствии с законодательством РФ о долевом строительстве таких домов и объектов;
- — регионального государственного строительного надзора в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- — регионального государственного ветеринарного надзора;
- — регионального государственного надзора за применением подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ;
- — регионального государственного экологического надзора (в части регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения; регионального государственного надзора в области охраны атмосферного воздуха, использования и охраны водных объектов, обращения с отходами) на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности;
- — регионального государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники;
- — регионального государственного жилищного надзора и др.
В рамках рассматриваемой в данном параграфе тематики остаются актуальными существующие до настоящего времени проблемы дублирования и раздробленности контрольно-надзорных функций федеральных и региональных органов исполнительной власти.
Представляется, что указанные проблемы отчасти могут быть решены путем детальной правовой регламентации возникающих общественных отношений в соответствующих административных регламентах.